Картина народной жизни в поэме некрасова кому на руси жить хорошо. Картины народной жизни в поэме Н. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Некрасов Н. А

08.04.2024 Здоровье

Замысел поэмы "Кому на Руси жить хорошо" продиктован самой жизнью. Н. А. Некрасов остро чувствовал "больные" вопросы своего времени. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги.

Поэме Некрасов отдал долгие годы неустанного труда. В ней он стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, о тех процессах, которые происходили в жизни крестьянства после реформы 1861 года.

Положение народа ясно рисуется уже в начале поэмы названиями тех мест, откуда родом" крестьяне-правдоискатели. Они - "временно обязанные", "Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень - Заплатова, Дыряви-на, Разутова, Знобилина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож". Странствуя, мужики проходят через Испуганную, Подстрелянную и Безграмотную губернии. Эти названия говорят сами за себя.

На многих страницах поэмы изображены бесправная, безрадостная жизнь народа. Деревни - "селенья незавидные, что ни изба - с подпоркою, как нищий с костылем..." У мужиков скудные запасы, на крестьянских полях - бедные всходы, поэтому целые селения осенью идут "на попрошайство"

Картины народной жизни обрисованы в песнях "Голодная", "Барщинная", "Солдатская", "Веселая", "Соленая".

Вот каким показан дореформенный мужик в одной из песен:

Беден, нечесан Калинушка,

Нечем ему щеголять,

Только расписана спинушка,

Да за рубахой не знать.

С лаптя до ворота

Шкура вся вспорота,

Пухнет с мякины живот,

Верченый, крученый,

Сеченый, мученый

Еле Калина бредет...

Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:

Добра ты, царска грамота,

Да не про нас ты писана.

Как и прежде, крестьяне - люди, "досыта не едавшие, несолоно хлебавшие". Изменилось только то, что теперь их вместо барина будет драть волостной.

Крестьянский мир предстает предельно обнаженным, во всей хмельной откровенности и непосредственности в главе "Пьяная ночь". Необычная "пьяная" ночь развязывает языки:

Гудит!Что море синее,

Смолкает подымается

Народная молва.

Почти каждая реплика - сюжет, характер. Глава, по моему мнению, вмещает много рассказов. Разве не точная картина дикого деспотизма семейной жизни встает из ссоры двух баб:

Мне старший зять ребро сломал,

Средний зять клубок украл,

Клубок - плевок, да дело в том-

Полтинник был замотан в нем,

А младший зять все нож берет,

Того гляди, убьет, убьет...

А разве не ясна из нескольких фраз судьба женщины Дарьюшки, хотя никакого рассказа о ней нет:

Худа ты стала, Дарьюшка!

Не веретенце, друг!

Вот то, чем больше вертится,

Пузатее становится,

А я как день-деньской...

Именно желание показать всю народную Русь привлекло Некрасова к такой картине, где можно было бы собрать массу людей. Так появилась глава "Сельская ярмонка". Прошло много времени. И вот странники летом пришли на "ярмонку", которая свела вместе многих людей. Это народное гулянье, массовый праздник:

Шумит, поет, ругается,

Качается, валяется.

Дерется и целуется

У праздника народ.

Кругом пестро, красно, рубахи полны цветов, платья красные, косы с лентами6 "Играет солнце вешнее, смешно, горласто, празднично".

Но в народе много темного, неприглядного и безобразного:

По всей по той дороженьке

И по окольным тропочкам,

Покуда глаз хватал,

Ползли, лежали, ехали,

Барахталися пьяные...

Крестьянский мир на сельской ярмарке завершается рассказом о Якиме Нагом. Он говорит не о посетителях "ярмонки", а о всем мире тружеников. Яким не поддакивает своему барину Павлуше Веретенникову, а высказывает свое крестьянское чувство:

Постой, башка порожняя!

Шальных вестей бессовестных

Про нас не разноси!..

Отстаивая чувство трудовой крестьянской гордости, Яким видит и общественную несправедливость по отношению к трудовому крестьянству:

Работаешь один,

А чуть работа кончена -

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

Русская женщина всегда была для Некрасова главной носительницей жизни, символом национального существования. Поэтому поэт уделил столько внимания крестьянке Матрене Тимофеевне Корчагиной. Она сама рассказывает о своей жизни. Личная судьба героини расширяется до пределов общерусских. Она все испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина.

Некрасовская женщина-крестьянка - несломленная испытаниями, выстоявшая. Итак, в поэме народная жизнь раскрыта в самых разнообразных проявлениях. Для поэта мужик велик во всем: и в своем рабском терпении, в своих вековых страданиях, в грехах, в разгуле.

До Некрасова многие изображали народ. Он же сумел подметить в народе его скрытую силу и во весь голос сказать: "рать подымается неисчислимая". Он верил в пробуждение народа.

Я лиру посвятил народу своему.
НА. Некрасов
Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» создавалась на протяжении более десяти лет (1863-1876). Основная проблема, интересовавшая поэта, - положение народа, русского крест ьянина при крепостном праве и после «освобождения». О сущности царского манифеста Н.А. Некрасов говорит словами народа: «Добра ты, царска грамота, да не про нас ты писана». Картины народной жизни написаны с эпической широтой, и это дает право назвать поэму энциклопедией русской жизни того времени.
Рисуя многочисленные образы крестьян, различные характеры, автор делит героев как бы на два лагеря: рабов и борцов. Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Живут они в деревнях с характерными названиями: Заплатово, Дырявино, Разутово, Зно- бишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Цель их путешествия - найти счастливого человека на Руси. Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми. Выслушав рассказ попа о его «счастье», получив совет узнать о счастье помещика, крестьяне говорят:
Известны нам они!
Правдоискатели не удовлетворяются «дворянским» словом, им нужно «слово христианское»:
Дай слово христианское!
Дворянское с побранкою,
С толчком да с зуботычиной,
То непригодно нам!
Правдоискатели трудолюбивы, всегда стремятся помочь другим. Услышав от крестьянки, что не хватает рабочих рук убрать хлеб вовремя, мужики предлагают:
А мы на что, кума?
Давай серпы! Все семеро
Как станем завтра, - к вечеру
Всю рожь твою сожнем!
Так же охотно они помогают косить траву крестьянам Безграмотной губернии.
Наиболее полно Некрасов раскрывает образы крестьян-борцов, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением.
В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя.
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле...
Читая описание облика крестьянина, мы понимаем, что Яким, всю жизнь маясь на сером, бесплодном клочке земли, и сам стал, как земля. Яким признает, что большая часть его труда присваивается «дольщиками», которые не трудятся, а живут на труды таких же, как он, крестьян: Работаешь один, А чуть работа кончена, Гляди, стоят три долыцика: Бог, царь и господин!
Всю свою долгую жизнь Яким трудился, испытал много лишений, голодал, побывал в тюрьме, и, «как липочка ободранный, вернулся он на родину». Но все же он находит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту. Яким украшает свою избу картинками, любит меткое слово, речь его полна пословиц й поговорок. Яким - образ крестьянина нового типа, сельского пролетария, побывавшего в отхожем промысле. И его голос-- голос самых передовых крестьян:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная -
Гневна, грозна, - и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям...
С большим сочувствием относится поэт к своему герою Ермилу Ги- рину, сельскому старосте, справедливому, честному, умному, который, по словам крестьян,
В семь лет мирской копеечки
Под ноготь не зажал,
В семь лет не тронул правого,
Не попустил виновному,
Душой не покривил.
Один только раз Ермил поступил не по совести, отдав сына старухи Власьевны вместо своего брата в армию. Раскаиваясь, он пытался повеситься. По мнению крестьян, Ермил имел все для счастья: спокойствие, деньги, почет, но его почет особый, не купленный «ни деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом и добротой».
Народ, защищая мирское дело, в трудную минуту помогает Ермилу сохранить мельницу, проявляет к нему исключительное доверие. Этот поступок подтверждает способность народа выступать сообща, миром.
И Ермил, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда «бунтовалась вотчина помещика Обрубкова». Ермил Гирин - защитник крестьянских интересов.
Следующий и наиболее яркий образ в этом ряду - Савелий, богатырь святорусский, борец за народное дело. В молодости он, как и все крестьяне, долго терпел жестокие издевательства со стороны помещика Шалашникова и его управляющего. Но Савелий не может принять такой порядок, и он бунтует вместе с другими крестьянами, он закопал в землю живым немца Фогеля. «Лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения» получил за это Савелий. Вернувшись стариком в родное село, он сохранил бодрость духа и ненависть к угнетателям. «Клейменый, да не раб!» - говорит он о себе. Савелий до старости сохранил ясный ум, сердечность, отзывчивость. В поэме он показан как народный мститель:
...Наши топоры
Лежали до поры!
О пассивных крестьянах он говорит презрительно, называя их «погибшие... пропащие».
Некрасов называет Савелия богатырем святорусским, подчеркивая его героический характер, а также сопоставляет его с народным героем Иваном Сусаниным. Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе.
Этот образ дан в одной главе с образом Матрены Тимофеевны не случайно. Поэт показывает вместе два богатырских русских характера. Матрена Тимофеевна проходит через многие испытания. В родительском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни, побои мужа. Только в работе и в детях находила она радость. Тяжело пережила она смерть сына Демушки, голодный год, нищенство. Но в трудные минуты она проявляла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору. Заступилась за Федотушку, когда его хотели наказать розгами. Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои права, и это сближает ее с Савелием. Рассказав о своей многотрудной жизни странникам, она говорит, что «не дело - между бабами счастливую искать». В главе, названной «Бабья притча», крестьянка говорит о женской доле:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого.
Но Некрасов уверен, что «ключи» должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Добросклонова:
Еще ты в семействе покуда - раба,
Но мать уже вольного сына!
Некрасов с особым чувством создал образы правдоискателей, бордов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако поэт не мог не обратиться и к темным сторонам жизни крестьянства. В поэме изображены крестьяне, которые свыклись со своим рабским положением. В главе «Счастливые» крестьяне-правдоискатели встречаются с дворовым человеком, который считает себя счастливым потому, что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его дочка вместе с барышней «училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны». А сам дворовый тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится «близостью» к господам и своей «почетной» болезнью- подагрой. Простые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков, не понимая всей низости своего лакейского положения. Дворовый князя Утятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена «воля»:
А я князей Утятиных
Холоп - и весь тут сказ!
С детства и до самой старости барин всячески издевался над своим рабом Ипагом. Все это лакей принимал как должное:
...выкупал
Меня, раба последнего,
Зимою в проруби!
Да как чудно!
Две проруби:
В одну опустит в неводе,
В другую мигом вытянет -
И водки поднесет.
Не мог Ипат забыть господских «милостей»: того, что после купанья в проруби князь «водки поднесет», то посадит его «рядом, недостойного, с своей персоной княжеской».
Покорный раб это и «холоп примерный - Яков верный». Он служил у жестокого господина Поливанова, который «в зубы холопа примерного... походя дул каблуком». Несмотря на такое обращение, верный раб до самой старости берег и ублажал барина. Помещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков «задурил»: сначала «мертвую запил», а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность.
С негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, уничтожил «вольную», данную крестьянам перед смертью старым барином- адмиралом, чем «на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей».
Для характеристики дворовых крестьян, лишенных чувства собственного достоинства, поэт находит презрительные слова: раб, холоп, пес, Иуда. Некрасов заключает характеристики типическим обобщением:
Люди холопского звания -
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.
Создавая различные типы крестьян, Некрасов утверждает: счастливых среди них нет, крестьяне и после отмены крепостного права по- прежнему обездолены и обескровлены, изменились только формы угнетения. Но среди крестьян появляются люди, способные к сознательному, активному протесту. И потому поэт верит, что в будущем на Руси наступит хорошая жизнь:
Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь.

Замысел поэмы “Кому на Руси жить хорошо” продиктован самой жизнью. Н. А. Некрасов остро чувствовал “больные” вопросы своего времени. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги.
Поэме Некрасов отдал долгие годы неустанного труда. В ней он стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, о тех процессах, которые происходили в жизни крестьянства после реформы 1861 года.
Положение народа ясно рисуется уже в начале поэмы названиями тех мест, откуда родом” крестьяне-правдоискатели. Они – “временно

Обязанные”, “Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень – Заплатова, Дыряви-на, Разутова, Знобилина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож”. Странствуя, мужики проходят через Испуганную, Подстрелянную и Безграмотную губернии. Эти названия говорят сами за себя.
На многих страницах поэмы изображены бесправная, безрадостная жизнь народа. Деревни – “селенья незавидные, что ни изба – с подпоркою, как нищий с костылем…” У мужиков скудные запасы, на крестьянских полях – бедные всходы, поэтому целые селения осенью идут “на попрошайство”
Картины народной жизни обрисованы в песнях “Голодная”, “Барщинная”, “Солдатская”, “Веселая”, “Соленая”.
Вот каким показан дореформенный мужик в одной из песен:
Беден, нечесан Калинушка,
Нечем ему щеголять,
Только расписана спинушка,
Да за рубахой не знать.
С лаптя до ворота
Шкура вся вспорота,
Пухнет с мякины живот,
Верченый, крученый,
Сеченый, мученый
Еле Калина бредет…
Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:
Добра ты, царска грамота,
Да не про нас ты писана.
Как и прежде, крестьяне – люди, “досыта не едавшие, несолоно хлебавшие”. Изменилось только то, что теперь их вместо барина будет драть волостной.
Крестьянский мир предстает предельно обнаженным, во всей хмельной откровенности и непосредственности в главе “Пьяная ночь”. Необычная “пьяная” ночь развязывает языки:
Дорога стоголосая
Гудит! Что море синее,
Смолкает подымается
Народная молва.
Почти каждая реплика – сюжет, характер. Глава, по моему мнению, вмещает много рассказов. Разве не точная картина дикого деспотизма семейной жизни встает из ссоры двух баб:
Мне старший зять ребро сломал,
Средний зять клубок украл,
Клубок – плевок, да дело в том
Полтинник был замотан в нем,
А младший зять все нож берет,
Того гляди, убьет, убьет…
А разве не ясна из нескольких фраз судьба женщины Дарьюшки, хотя никакого рассказа о ней нет:
– Худа ты стала, Дарьюшка!
Не веретенце, друг!
Вот то, чем больше вертится,
Пузатее становится,
А я как день-деньской…
Именно желание показать всю народную Русь привлекло Некрасова к такой картине, где можно было бы собрать массу людей. Так появилась глава “Сельская ярмонка”. Прошло много времени. И вот странники летом пришли на “ярмонку”, которая свела вместе многих людей. Это народное гулянье, массовый праздник:
Шумит, поет, ругается,
Качается, валяется.
Дерется и целуется
У праздника народ.
Кругом пестро, красно, рубахи полны цветов, платья красные, косы с лентами6 “Играет солнце вешнее, смешно, горласто, празднично”.
Но в народе много темного, неприглядного и безобразного:
По всей по той дороженьке
И по окольным тропочкам,
Покуда глаз хватал,
Ползли, лежали, ехали,
Барахталися пьяные…
Крестьянский мир на сельской ярмарке завершается рассказом о Якиме Нагом. Он говорит не о посетителях “ярмонки”, а о всем мире тружеников. Яким не поддакивает своему барину Павлуше Веретенникову, а высказывает свое крестьянское чувство:
Постой, башка порожняя!
Шальных вестей бессовестных
Про нас не разноси!
Отстаивая чувство трудовой крестьянской гордости, Яким видит и общественную несправедливость по отношению к трудовому крестьянству:
Работаешь один,
А чуть работа кончена
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
Русская женщина всегда была для Некрасова главной носительницей жизни, символом национального существования. Поэтому поэт уделил столько внимания крестьянке Матрене Тимофеевне Корчагиной. Она сама рассказывает о своей жизни. Личная судьба героини расширяется до пределов общерусских. Она все испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина.
Некрасовская женщина-крестьянка – несломленная испытаниями, выстоявшая. Итак, в поэме народная жизнь раскрыта в самых разнообразных проявлениях. Для поэта мужик велик во всем: и в своем рабском терпении, в своих вековых страданиях, в грехах, в разгуле.
До Некрасова многие изображали народ. Он же сумел подметить в народе его скрытую силу и во весь голос сказать: “рать подымается неисчислимая”. Он верил в пробуждение народа.

(Пока оценок нет)

Картины народной жизни в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Сочинение.

Картины народной жизни в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

«Кому на Руси жить хорошо» — поэма-эпопея. В центре ее —
изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее «по словечку». Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена — помешала смерть поэта. Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии «Кому на Руси жить хорошо» — это проблема счастья.
Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается с вопроса:
«В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай». Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет в виду реформу 1861 года, по которой «освободили» крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу.
Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого «тоска-беда измучила» звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым «Голодная». Поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.
Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. «Мужицкое счастье, — с горечью восклицает поэт, — дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!» Как и прежде, крестьяне — люди «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие». Изменилось только то, что «теперь их вместо барина драть будет волостной».
С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина «искать правду», но все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского «праведника». Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственною достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная,
Гневна, грозна — и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства.
Но лишь в главе «Савелий — богатырь святорусский» крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений.
Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие как Савелий, «богатырь святорусский», Яким Нагой, чье поведение говорит о пробуждении сознания крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения.
Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить «искру сокрытую» могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой:
Рать поднимается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая.
Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся образная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и «счастливую» крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение «губернаторшею», и людей холопского звания, например, «холопа примерного Якова верного», который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы «Последыш», которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы.
Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале, создает впечатление русской народной песни, исполняемой на многие голоса

«Некрасов – это все равно что
нашелся бы такой мужик, с громадными
способностями, с русскими, мужицкими
болями в груди, который бы взялся этак
и описал свое русское нутро и показал
бы его своим братьям-мужикам:
«Смотрите-де на себя!»
(Газета «Правда», 1 октября 1913 г.)

Всю жизнь вынашивал Н.А. Некрасов замысел произведения, которое стало бы народной книгой, т.е. книгой «полезной, понятной народу и правдивой», отражающей самые важные стороны его жизни. «По словечку» в течение 20 лет накапливал он материал для этой книги, а затем 14 лет работал над текстом произведения. Итогом этого колоссального труда явилась эта поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо».
Широкая социальная панорама, развернутая в ней, правдивое изображение крестьянской жизни начинают занимать в этом произведении главенствующее место. Отдельные сюжетно-самостоятельные части и главы эпопеи связаны внутренним единством поэмы – изображением жизни народа.
С первой главы первой части начинается исследование главной жизненной силы России – народа. Именно желание изобразить всю народную Русь повлекло поэта к таким картинам, где можно было бы собрать массу людей. Особенно полно она предстает в главе «Сельская ярмарка».
Пришли на площадь странники:
Товару много всякого
И видимо-невидимо
Народу! Не потеха ли?
С большим мастерством Некрасов передает колорит русского гулянья. Возникает ощущение непосредственного участия в этом празднике, будто ходишь среди пестрой толпы и впитываешь в себя атмосферу всеобщей радости, праздника. Все вокруг движется, шумит, кричит, играет.
А вот эпизод, подтверждающий представления о нравственной силе и красоте народного характера. Крестьяне рады поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки:
Зато крестьяне прочие
Так были разутешены,
Так рады, словно каждого
Он подарил рублем!
Картины народной жизни – это не только веселье, радость, праздник, но и темная, неприглядная, «безобразная» ее сторона. Веселье перешло в пьянство.
Ползли, лежали, ехали,
Барахталися пьяные,
И стоном стон стоял!

Дорога многолюдная
Что позже – безобразнее:
Все чаще попадаются
Избитые, ползущие,
Лежащие пластом.
«Пропился» и мужик, который «раздумался над топором», и парень «тихонький», который поддевку новую в землю закопал, и «старая», «хмельная баба». Высказывания из толпы свидетельствуют о темноте, невежестве, терпении и смирении народа.
Крестьянский мир предстает предельно обнаженным во всей хмельной откровенности и непосредственности. Кажется, что сменяющие друг друга слова, фразы, быстрые диалоги и выкрики случайны и бессвязны.
Но среди них различимы резкие политические реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить свое положение.

Добра ты, царская грамота,
Да не про нас ты писана…
А вот картина коллективного труда – «веселой косьбы». Она проникнута чувством праздничным и светлым:
Народу тьма! Там белые
Рубахи баб, да пестрые
Рубахи мужиков,
Да голоса, да звяканье
Проворных кос…
Радость труда ощущается во всем: «травы высокие», «косы проворные», «косьба веселая».

канье
Проворных кос…
Радость труда ощущается во всем: «травы высокие», «косы проворные», «косьба веселая». Картина косьбы рождает представление о труде вдохновенном, способном вторить чудеса:
Размахи сенокосные
Идут чредою правильной:
Все разом занесенные
Сверкнули косы, звякнули…
В главе «Счастливые» Некрасов показал народ уже как «мир», т.е. как что-то организованное, сознательное, с силой которого не способен тягаться ни купец Алтынников, ни крючкотворы подьячие («Хитры, сильны подьячие, а мир их посильней, богат купец Алтынников, а все не устоять ему против мирской казны»).
Народ побеждает организованным действием в экономической борьбе и активно ведет себя (пусть еще стихийно, но все же решительнее) в политической борьбе. В этой главе поэмы писатель рассказал, «как бунтовалась вотчина помещика Обрубкова Испуганной губернии, уезда Недыханьева, деревни Столбняки…». А в следующей главе («Помещик») поэт еще раз для «догадливых» людей иронически скажет: «Должно быть, взбунтовалося в избытке благодарности селенье где-нибудь!».
Некрасов продолжает воссоздавать коллективный облик героя. Достигается это, прежде всего, мастерским изображением народных сцен. Художник не останавливается долго на показе отдельных типов крестьянской массы.
Рост крестьянского сознания раскрывается теперь в историческом, социальной, бытовом, психологическом планах.
Нужно сказать о противоречивой душе народа. В массе крестьян есть старуха старая, «рябая, одноглазая», видящая счастье в урожае репы, «солдат с медалями», довольный, что не убит в сражениях, дворовый человек князя Переметьева, гордящийся подагрой – благородной болезнью. Странники, искатели счастья, всех выслушивают, а народ в своей основной массе становится верховным судьей.
Как судит он, к примеру, дворового князя Переметьева. Наглость и спесь холуя-лизоблюда вызывает презрение мужиков, они гонят его прочь от ведра, из которого потчуют на сельской ярмарке «счастливых». Нельзя упустить из вида, что «любимый раб» Переметьева еще раз мелькает среди картин пьяной ночи. Его секут за воровство.
Где пойман – тут и суд ему:
Судей сошлось десятка три,
Решили дать по лозочке,
И каждый дал лозу.
Не случайно об этом сказано вслед за тем, как нарисованы сцены народного доверия: Ермилу Гирину без расписок дают деньги на покупку мельницы, и так же – на честность – он их возвращает. Этот контраст наводит на мысль о нравственном здоровье массы крестьянства, о прочности его моральных правил даже в атмосфере крепостничества.
Большое и особое место занимает в поэме образ крестьянки Матрены Тимофеевны. Рассказ о доле этой героини – это повествование о доле русской женщины вообще. Рассказывая о своем замужестве, Матрена Тимофеевна рассказывает о замужестве любой крестьянки, обо всем их великом множестве. Некрасов сумел совместить частную жизнь героини с массовой жизнью, не отождествляя их. Некрасов все время стремился расширить значение образа героини, словно бы объять как можно большее количествоженских судеб.

женских судеб. Это достигается вплетением в текст народных песен и причитаний. Они отражают характернейшие черты народной жизни.
Песни и причитания – это малая толика художественного своеобразия поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Писать о народе, писать для народа можно только по законам народного поэтического творчества. И дело не в том, что Некрасов обратился к фольклору, используя словарь, ритмику и образы народного творчества. В поэме «Кому на Руси жить хорошо», прежде всего, раскрыта народная тема – поиск народом пути к счастью. И эта тема утверждается Некрасовым как ведущая, определяющая движение народа вперед.
За многочисленными картинами народной жизни встает образ России, той «убогой и обильной, забитой и всесильной…» страны. Патриотическое чувство, проникновенная любовь к родине и народу наполняет поэму тем внутренним горением, той лирической теплотой, которые согревают суровое и правдивое эпическое ее повествование.