Не сказал бы ничего. «Язык. Как зрители ссср познакомились с лучшим в мире привидением с мотором (диким, но симпатичным) Лучший в мире укротитель привидений

50 лет назад, в «золотом» для советской анимации 1968-м, был снят мультфильм «Малыш и Карлсон».

Укротитель жуликов и домомучительниц, пожиратель плюшек и варенья, друг Малыша и недруг телевизора, веселый и находчивый «мужчина в полном расцвете сил», не испытывающий проблем с гравитацией, – Карлсон есть главное детище величайшей скандинавской сказочницы Астрид Линдгрен. Три повести о в меру упитанном обитателе крыши и обладателе пропеллера были созданы в период с 1955-го по 1968-й годы. Причем другие известнейшие герои Линдгрен – Пеппи Длинныйчулок и Калле Блюмквист – появились гораздо раньше.

Русская жизнь Карлсона началась почти одновременно со шведской – уже в 1957 году первую повесть цикла под названием «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» перевела знаменитая Лилианна Лунгина. Перевод Лунгиной справедливо считается образцовым – другие русскоязычные версии «Карлсона» фактически не имеют у нас хождения.

В конце шестидесятых «Малыша и Карлсона» решил экранизировать крупный мультипликатор Борис Степанцев, создатель таких остроумных фильмов, как «Петя и Красная Шапочка» и «Вовка в Тридевятом царстве». К делу подключились превосходный композитор Геннадий Гладков и общеизвестные корифеи мультяшной озвучки – Клара Румянова и Василий Ливанов.

Хороший вопрос для кроссворда: «Укротитель жуликов с голосом Ливанова, но не Холмс».

На волне успеха, который снискал мультфильм, эта же команда вскоре приступила к созданию сиквела – «Карлсон вернулся» (планировался и триквел – про дядю Юлиуса, но что-то не срослось).

То была экранизация второй повести из трилогии Линдгрен, в которой центральное место занимает образ тщеславной «домомучительницы» фрекен Бок. Ясно, что такую яркую героиню должна была озвучивать актриса исключительных достоинств. И режиссер принял единственно верное решение, пригласив на эту роль легендарную 74-летнюю артистку Фаину Григорьевну Раневскую.

Фрекен Бок де-факто оказалась самой последней экранной ролью Раневской – и, наверное, именно поэтому полностью разошедшейся на цитаты: «Дитя мое, займись этим зверем. Только будь осторожна – собака нестерильна»; «По телевизору показывают жуликов! Ну чем я хуже?»; «Mне надо принять мои капли. От головы. Нет, ДЛЯ головы»; «А вот и не угадал – у меня жужжит в обоих ухах». И, конечно, коронное: «A-ля-ля-ля-ля-ля, а-ля-ля-ля-ля-ля, а я сошла с ума! Kакая досада!»


Домомучительницы

"Глаза Карлсона засверкали.
- Тебе повезло, - сказал он. - Угадай, кто лучший в мире укротитель домомучительниц?
Малыш сразу догадался, но никак не мог себе представить, как Карлсон справится с фрекен Бок."

Астрид Линдгрен. "Малыш и Карлсон"

"Прихожу как-то посидеть-выпить в самое такое простое, затрапезное заведение. Появляется пара типа Фрекен Бок и Карлсона. Она - такая огромная, массивная, а он - маленький, кругленький. Тетка подходит, смотрит грозно:
-- Послушай, малыш, ты часом не гей?
Я (испуганно):
-- Нет.
-- А... жалко. А вот он, - показывает пальцем. - Он - гей!
Я понимающе киваю, типа, очень приятно...
-- А я, - говорит, - его хозяйка (landlord, домомучительница:)
-- А-а-а... (к чему она клонит-то???)
-- У него недавно друг в другой штат переехал, хочу ему нового друга подобрать, чтоб не водил домой кого попало.
Карлсон только смирно кивает и улыбается, да мол, лэндлордша все верно говорит."

Из письма Леонида Делицына на ЕЖЕ-лист. Цитируется с разрешения автора

Все так странно совпало.

Сначала был Карлсон , "лучший в мире укротитель домомучительниц". Карлсон, впрочем, был всегда, он вселял надежду и служил примером для подражания. Ребенок фантастически бесправен и зависим - сколь бы славными людьми ни были его родители, которых, к тому же, не выбирают. В детстве я был революционером (но не штурмовиком, а скорее подпольщиком), а образ Карлсона заменял мне фотографию Че. "Лучше умереть, играя со спичками, чем жить на коленях в углу" - примерно так. Героическая была эпоха.

Потом, десятки лет спустя, появилась трагикомическая история, рассказанная Леонидом Делицыным, - я процитировал ее двумя абзацами выше. Внешность действующих лиц заставляет задуматься о своего рода "возмездии". Мир изменился. Бессмертный Карлсон снимает комнату у бессмертной же Домомучительницы. "Укатали Сивку крутые горки". Домомучительница же неуязвима и неизменна. Абсолютное зло, воплощением которого, несомненно, является фрекен Бок, вообще отличается успокоительным постоянством.

А в минувшие выходные я читал дивный роман Лауры Эскивель "Шоколад на крутом кипятке", сотканный из любовных историй, кулинарных рецептов и магии (особой ее разновидности, для "приватного пользования", так сказать). Мне было ясно, что писать об этой книге я не стану, поскольку о ней только что "Книги" , но я все равно читал и не мог оторваться, несколько часов кряду - недопустимое расточительство!

"Неприятности начались со следующего же дня, как только Малыш пришел из школы. На кухне не было ни мамы, ни какао с плюшками - там теперь царила фрекен Бок, и нельзя сказать, что появление Малыша ее обрадовало.
- Все мучное портит аппетит, - заявила она. - Никаких плюшек ты не получишь.
А ведь сама их испекла: целая гора плюшек стыла на блюде перед открытым окном.
- Но... - начал было Малыш.
- Никаких "но", - перебила его фрекен Бок. - Прежде всего, на кухне мальчику делать нечего. Отправляйся-ка в свою комнату и учи уроки"

Астрид Линдгрен. "Малыш и Карлсон"

"В доме все было под замком и строгим контролем. Без милостивого согласия Матушки Елены ни одна чашка сахара не могла быть взята из кладовой."
Лаура Эскивель "Шоколад на крутом кипятке"

История про Карлсона и Домомучительницу все же дает мне повод упомянуть роман Лауры Эскивель, поскольку одна из героинь "Шоколада на крутом кипятке", Матушка Елена, являет собой идеальный тип Домомучительницы. Теперь есть повод провести очередную забавную аналогию, а заодно - лишний раз напомнить, что каждая Домомучительница отягощена собственной цепью - даже, если это всего лишь цепь, на которой висит связка ключей от ее "царства". Есть повод лишний раз заметить, что во многих сердцах живет неистребимая страсть к "Домомучительницам" - рыжий гей из нью-йоркского бара вполне мог бы просто сменить квартиру вместе с хозяйкой - но нет же, он покорно таскался за ней по барам, ожидая, пока она выберет ему нового дружка - с той же тупой безапелляционностью, с какой выбирала женихов своим дочкам Матушка Елена.

Можно, в конце концов, признать: невелика хитрость "низвести" фрекен Бок, но грош цена тому, кто не совладает с рабским желанием успокоиться под теплым боком Домомучительницы - кем бы она ни была.

Вместо постскриптума - потрясающая цитата из Лауры Эскивель, отрывок, ради которого, откровенно говоря, следовало бы прочитать любой текст, а не только этот шедевр.
"У моей бабушки была весьма любопытная теория: она считала, что все мы рождаемся с коробком спичек внутри, а так как мы не можем их зажигать сами, то нуждаемся, как это происходит во время эксперимента, в кислороде и пламени свечи. Правда, в этом случае кислородом, например, может быть дыхание любимого существа, а свечой - любой вид пищи, ласка или голос, взрывающие детонатор, вот так и воспламеняется одна из наших спичек. На мгновение мы чувствуем, что ослеплены горячим чувством. Внутри нас возникает приятный пыл, мало-помалу исчезающий, покамест новый взрыв не вернет его сызнова нашему телу. Каждый должен уяснить, какие у него запалы, детонаторы, только так он сможет жить, ведь жар, который возникает от возгорания одного из них, это то, что питает энергией душу. Иными словами, эта горючая смесь - то, чем вы питаетесь. Если кто-то вовремя не узнает, какие у него запалы, коробок спичек отсыреет, и мы уже никогда не сможем зажечь ни одной спички."

Да уж, "Домомучительницы" - сущая находка для тех, кто боится играть со спичками…

Занимательный материал по произведению Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»

1. В каком городе происходят события книги? (В Стокгольме)
2. В какой стране находится этот город? (В Швеции)
3. Назовите имя и фамилию Малыша. (Сванте Свантесон) 4. Сколько лет было Малышу? (7 лет)
5.Кто такой Малыш?( самый обыкновенный мальчик.) 6. Как звали брата Малыша и сколько ему лет? (Боссе, 15лет) 7.Как звали сестру Малышв и сколько ей лет?(Бетан,14 лет) 8.Чем любят заниматься брат и сестра Малыша? (Боссе играет в футбол, Бетан бегает с мальчишками) 9..Кто такой Карлсон? (Карлсон -- это маленький толстенький самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать) 10.Что у Карлсона на спине? (пропеллер) 11.А сколько лет Карлсону? Как он сам об этом говорил?(Я мужчина в самом расцвете сил, больше я тебе ничего не могу сказать.) 12. Где жил Карлсон? (на крыше дома) 13.Какой был домик у Карлсона? ( Очень симпатичный домик с зелеными ставенками и маленьким крылечком) 14 .Что было написано на табличке около домика на крыше? (Карлсон, который живет на крыше) 15. Что увидел Малыш в домике у Карлсона? (Кроме деревянного диванчика, в комнате стоял верстак, служивший также и столом, шкаф, два стула и камин с железной решеткой и таганком) 16.Сколько комнат в домике у Карлсона? (Одна) 17. Что, по мнению Карлсона, является лучшим лекарством? (Приторный порошок.) 18. Что входит в состав "приторного порошка"? (Несколько леденцов, орешки, кусочек шоколадки, печенье.) 19 .Кто, по словам Карлсона, его родители? (Мама – мумия, папа – гном) 20. Как звали воров, забравшихся в квартиру Малыша? (Филле и Рулле) 21. Назовите имена школьных друзей Малыша. (Гунилла и Кристер) . 22. Как звали щенка, с которым Карлсон устраивал представления? (Альберг)
23.Какие подарки Малышу лежали на подносе? (коробка с красками, игрушечный пистолет, книга и новые синие штанишки.) 24.Что подарили Бетан и Боссе на день рождение Малышу? (плюшевую собаку) 25.Исполнилась ли мечта Малыша о живой собаке? (да) 26. Имя собаки, которую подарили Малышу в день рождения? (Бимбо) 27. Какого наняли на работу в семью Малыша?Её имя.(Фрекен Бок) 28. Как она просила называть её? (домаправительница) 29.Какой её увидел Малыш?? Опиши её. (оказалась суровой пожилой дамой высокого роста, грузной, да к тому же весьма решительной и в мнениях и в действиях. У нее было несколько подбородков и такие злющие глаза) 30.Как назвал её Малыш? (Домомучительница) 31.Любимое занятие у фрекен Бок? (пылесосить) 32. Кто лучший в мире “укротитель домомучительниц” и “похититель плюшек”? (Карлсон) 33. Карлсону принадлежит множество высказываний, ставших впоследствии популярными. Прочитав начало фразы, продолжи её. а) я красивый, умный, в меру….(упитанный). б) Спокойствие, только…(спокойствие). в) Пустяки, дело…(житейское) г)Нет, я так не…(Играю) 34. Сколько частей в повести про Карлсона? Как они называются? (КАРЛСОН, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ НА КРЫШЕ, КАРЛСОН, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ НА КРЫШЕ, ОПЯТЬ ПРИЛЕТЕЛ, КАРЛСОН, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ НА КРЫШЕ, ПРОКАЗНИЧАЕТ ОПЯТЬ)
35. Кто написал эту удивительную повесть-сказку? (Астрид Линдгрен)

Разгадай кроссворд.

I. B меру упитанный, красивый и чертовски умный. (Карлсон) 2.Страна, в которой жил Малыш? (ШвециЯ) З. Друг Карлсона. (Малыш) 4. Имя Малыша (Сванте) 5. Имя сестры. (Бетан) 6. Кого хотел мальчик на день рождения? (Щенка) 7. В каком городе происходило действие? (Стокгольм) 8. Имя брата. (Боссе) 9.Автор книга «Малыш и Карлсон» (Линдгрен)

Введение.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Обоснование выбора темы

Важным звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Цель занятий – способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Данные занятия способствуют решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.

Занятия выстроены следующим образом:

1.Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

2.Основная часть. Выполнение заданий проблемно – поискового и творческого характера.

3.Занимательные задания. (игры – загадки, игры – задания и т. д.)

Формой занятий по развитию речи учащихся я выбрала 20 минут урока развития речи (во время периода обучения грамоты), а во втором полугодии для занятий использовала уроки русского языка .

Планирование занятий по развитию речи в 1 классе .

1. .Речь. Роль речи в жизни людей. Основные требования к правильной речи.

2. «Тише, громче …». Формирование навыков выразительной речи.

3. Слова, слова, слова …Слово, как комплекс звуков, имеющий лексическое значение.

4. Озорные буквы. Понятие о важности сохранения позиции каждой буквы в слове.

5. Слова играют в прятки. Внимательное отношение к слову.

6. Слово и его значение.

7. Прямое и переносное значение слова.

8. Многозначные слова.

9. Омонимы. Формирование первичного представления об омонимах и их значение в речи.

10. Синонимы. Формирование первичного представления о синонимах и их значении в речи.

11. Антонимы. Формирование первичного представления об антонимах и их значении в речи.

12. Тематические группы слов.

13. Наш цветной мир. Первичные представления об образности.

14. Что на что похоже. Первичные представления о сравнении.

16. По семенам и всходы. Проверочная работа.

17. Загадки.

18. Культура речи. Вежливые слова.

19. Пословицы.

20. Учимся рассуждать. Причинно – следственные связи между явлениями, предметами, событиями.

21. Учимся рассуждать. Формирование навыка подбора слов, наиболее точно передающих мысль

24. Заглавие текста.

25. Тема текста.

26. Повторение пройденного.

27. Опорные слова.

28. Мы строим текст.

29. Мы строим текст.

30. План текста.

31. План текста.

32.Ученику удача – учителю радость. Проверочная работа.

Конспекты занятий.

Занятие № 1

Тема: Речь .

Цель: познакомить учащихся с ролью речи в жизни людей, с основными требованиями правильной речи. Развитие памяти.

1.Слово учителя :

Русский язык по праву считается одним из самых богатых, красивых и выразительных языков мира. На нем говорят не только русские люди. Желающих изучать русский язык в мире становится все больше и больше.

Мы говорим по – русски всю свою жизнь. Зачем же нам еще заниматься развитием своей речи?

Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, чем точнее и правильнее умеет он пользоваться своим словарным запасом, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям. Поэтому, ребята, мы с вами будем знакомиться с новыми словами, их значением, исследовать законы, по которым строиться правильная и красивая речь.

Задание 1. Вспомни и ответь.

Как зовут сына папы Карло?

Из чего папа Карло сделал Буратино?

Как зовут мальчика-луковку?

Без кого скучал Малыш из сказки А. Лингренд?(без щенка)

Кто тащил репку в сказке «Репка»?

Задание 2.Отгадай загадку .

Если б не было его,

Не сказал бы ничего. «Язык»

· Для чего человеку нужен язык?

· Какое еще значение имеет слово ЯЗЫК?

Беседа о значениях слова.

Чаще всего слово ЯЗЫК мы связываем со словами РАЗГОВОР, РЕЧЬ. Давайте вспомним, какая бывает речь. (устная и письменная).Для чего она нужна?(для общения).Какая у нас должна быть речь, чтобы с нами было приятно общаться? (четкой, правильной, красивой).

Задание 3 Прослушайте стихотворение «Сильное кино ».

Подумайте, почему девочка не поняла содержание фильма, который посмотрел ее брат.

Сильное кино.

Заранее, заранее

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придет мой старший брат,

Он мне расскажет

Все подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

И вот он начал свой рассказ:

Они ползут,

А он им – раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Они ей – раз!

Она им – раз!

Но тут как раз

Ее он спас,

Он был с нею заодно….

Ух, сильное кино!

Наверно я еще мала,

Я ничего не поняла!

Задание 4.Составление правил красивой речи.

Коллективное обсуждение.

1. Правильно строй предложения.

2. Не торопись. Говори четко, не глотай слова.

3. Не кричи, но и не говори очень тихо.

Задание5 . Для того чтобы сделать свою речь четкой, люди придумали увлекательные упражнения. Называются они СКОРОГОВОРКИ.

Разучивание скороговорки:

«Сыворотка из - под простокваши»

3.Можно прослушать запись стихотворения или сказки в исполнении артистов театра. При отсутствии таковой учитель сам может подготовить выразительное чтение какого – либо литературного произведения.

Литература.

1 , Розенталь о русском языке. –Л.:Просвещение,1990 год.

2.Львов творческого мышления. – МНТПЦ Дидакт,1993 год.

3.Ушаков занятия по русскому языку в начальных классах . – М.: Просвещение, 1971 год.

4.Соколова развития речи. – М.: Росткнига, 2006 год.

МОУ «Шайковская средняя общеобразовательная школа №1»

Развитие речи на уроках обучения грамоте и русского языка в 1 классе.

Из опыта работы,учителя начальных классов

МОУ «Шайковская средняя общеобразовательная школа №1»

2009 – 2010 учебный год.

Занятие №2

Тема: Тише, громче

Цель: формирование навыков выразительной речи. Развитие памяти, логического мышления.

Кто самый лучший в мире укротитель домоправительниц?

Что в одной русской народной сказке было не простое, а золотое?

Как называется время суток между вечером и утром? Утром и вечером?

2.Работа над выразительностью речи.

Мы уже говорили о правилах красивой речи. Одно из правил – выразительность. Что значит говорить выразительно?

(четко, правильно, соблюдая интонацию.)

Сегодня мы будем учиться этому.

Послушайте стихотворение Н. Юсупова.

Простите.

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой обиделись сразу.

Но папа нашелся: взглянул им в глаза

И робко и тихо «Простите» сказал.

Имама молчит, улыбается даже.

Мы купим другую, есть лучше в продаже…

«Простите» - казалось бы, что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

· Почему слово названо чудесным?

· А почему папа произнес его робко и тихо?

Он хотел показать, что раскаивается в произошедшем.

· Как вы считаете, изменилось бы что-нибудь, если бы папа произнес «Простите»громко, с другой интонацией?

Мама могла бы не понять что он осознал свой проступок и извиняется за него.

Работа над четкостью речи и правильным интонированием.

Скороговорка:

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

· Расскажи скороговорку. Последние две строчки произноси радостно, восхищенно.

· А теперь попробуй произнести эти строчки с сожалением, с ужасом.

3.Прослушивание записи сказки «Муха – цокотуха» в исполнении артистов.

Занятие №3

Тема: Слова, слова, слова…

Цель: формирование представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение. Развитие внимания, логического мышления.

Задание: «Добавь словечко».

Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф,

Не потому, гордый нрав, ак потому, что он ….жираф.

Говорят, один рыбак в речке выловил башмак,

Но зато ему потом на крючок попался …..сом.

Задание: Вспомните.

Из чего состоит наша речь?

Из чего состоят предложения?

Для чего нужны слова?

Для того, чтобы называть предметы, действия предметов, признаки предметов и т. д.

2.Чтение стихотворения.

Слова, слова, слова…

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету!

Слова, слова, слова. И все, что может видеть глаз, -

Над нами и под нами, - и все, что в памяти у нас, -

Означено словами. Слова, слова, слова.

Они слышны и здесь и там, на улице и дома:

Одно – давно привычно нам, другое – незнакомо…

Слова, слова, слова. Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно – в огромном море – море слов –

Купаться ежечасно! Слова, слова, слова.

3.Буквы - большие выдумщицы. Они очень любят загадывать нам разные загадки, любят играть с нами.

Прослушивание сказки «Что придумали буквы».

4.Работа над четкостью речи, тренировка памяти.

Скороговорка:

Мышь в углу прогрызла норку,

Тащит в норку хлеба корку,

Но не лезет корка в норку,

Велика для норки корка.

Занятие №4

Тема: Озорные буквы .

Цель: формирование понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове.

1.Не торопись отвечать, торопись думать .

А за ними кот задом наперед,

Огонь глядеть

Азбука солдат

Воин пробежал

Промчался пламя

5.Подбери синонимы к словам.

Доктор – врач, шагать – идти, сражение – битва, собака – пес, работа – труд.

6.Подбирая к слову синонимы, будь внимателен к его значению. Чем больше будешь знать синонимов, тем выразительнее будет твоя речь.

Занятие№11.

Тема: Антонимы .

Цель: формирование первичного представления об антонимах и их значении в речи.

Измени слово так, чтобы оно называло много предметов.

Брат, друг, сук, клок, тень, письмо, путь.

· Подбери синоним к слову путь.

· Какие слова называются синонимами?

Послушайте стихотворение и найдите синонимы.

Проводы.

Спокойной походкой

Идет по перрону

С большим чемоданом

Большая Ворона.

А вместе с Вороной,

Чуть сзади и сбоку,

Ее провожая,

Шагает Сорока.

И все б это было совсем хорошо,

Если б их поезд давно не ушел

· Проверь себя!

Слова, которые звучат одинаково и одинаково пишутся, но различаются по смыслу, называются _______________.

Слова, которые имеют одинаковое значение, но звучат по разному, называются

_____________________.

2.Умение всегда найдет применение.

Сегодня мы поговорим о словах, противоположных по смыслу.

Игра «Наоборот».

Скажу я слово «высоко» , а ты ответишь:(Низко)

Скажу я слово далеко, а ты ответишь: (Близко)

Скажу тебе я слово трус, ответишь ты: (Храбрец)

Теперь начало я скажу, ну, отвечай:..(храбрец)

Слова с противоположным значением называются антонимами .

3.Подбери к данным словам антонимы.

Верх – низ, радость – горе, холод – жара, белый – черный, добро – зло.

4.Часто антонимы встречаются в пословицах и поговорках.

Прочитай пословицы, объясни их значение. найди антонимы.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Декабрь год кончает, а зиму начинает .

5.закончивыражения – антонимы, которые встречаются в русских народных сказках.

Долго ли, коротко ли, и днем и ночью, вода живая и мертвая, ни свет ни заря, близко ли, далеко ли, врагов кругов видимо – невидимо..

Занятие№12.

Тема: Тематические группы слов.

Цель: познакомить детей с тематическими группами слов.

Вставь пропущенные парные согласные так, чтобы слова в парах различались только ими.

Ш(п)ар – ж(б)ар, ро(з)ы –ро(с)ы, т(б)очка – д(п)очка, лу(к) – лу(г).

2.Послушай стихотворение «Вставь слово вместо точек»

· Закончи каждое предложение подходящим по смыслу словом.

Самолетом правит …летчик.

Трактор водит …тракторист.

Электричку - …машинист.

Стены выкрасил …маляр.

Доску выстругал …столяр.

В доме свет провел …монтер.

В шахте трудится …шахтер.

В жаркой кузнице - …кузнец.

Кто все знает – молодец!

· Что называют нам пропущенные слова?

· Какие еще профессии людей ты знаешь?

3.Слова русского языка можно объединять в группы по темам некоторые группы получаются очень большими. А некоторые - совсем маленькие группки.

Прочитай шуточное стихотворение и найди в нем слова, которые тоже можно объединить в одну группу.

Муха – чистюля .

Жила. – была Муха –чистюля

Все время купалася муха.

Купалась она

В воскресенье

В отличном

Клубничном варенье.

И кому какое дело – я люблю ___________цвет

И карандаша другого у меня сегодня нет. Р, Сэф.

    Можно ли изменить цвета в этой истории? Хорошо было бы, если бы все предметы были одного цвета?

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным…

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным! Е. Руженцев.

3.Прочитай выразительно. Раскрась листья. От каких они деревьев?

Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной, стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки синеют, а между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконца.

4.Отгадай загадки.

День прибывает, а он убывает.(календарь)

Ниток много, а в клубок не смотаешь.(паутинка)

То рыжая, то серая, а названьем белая.(белка)

Занятие№14.

Тема: Что на что похоже.

Цель: формирование первичного представления о сравнении.

Подумай и ответь, что или кто может быть.

Высоким или низким – дом, дерево.

Большим или маленьким – мальчик, ботинок.

Холодным или горячим – суп, молоко.

Узким или широким – лента, коридор.

Прочитай стихотворение О. Высотской и попробуй отгадать тему нашего занятия.

На что похожи облака? На что они похожи?

На крокодила, на быка и на оленя тоже!

Вон город на горе крутой – то розовый, то золотой.

3.Прочитай выразительно.

Картофельные олени.

Картофелины лежали в подвале до самой весны

И медленно прорастали ростками ужасной длины.

Ростки извивались, ветвились, как будто оленьи рога,

И эти рога появились, как будто при виде врага.

У самого мирного склада, у склада для овощей,

Был вид разъяренного стада, - и это в порядке вещей.

Наверное, бедной картошке в кастрюлю не хочется лезть,

Иначе – зачем у картошки такие сердитые рожки! ?

Вот именно! То – то и есть! Н. Матвеева.

· С чем в этом стихотворении сравниваются ростки картофеля?

· Какие еще слова – сравнения встречаются в стихотворении?

Справка для учителя:

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью более яркой характеристики одного из них через свойства другого.

4.Что на что похоже? Нарисуй свои сравнения.

Гриб – это….зонт.

Радуга – это …мост.

Месяц – это …лодка.

Арбуз – это …мяч.

5.Сравнения часто употребляются в загадках. Отгадай загадки. Какие сравнения помогли отгадать загадки.

Золотое решето черных домиков полно.

6.Запомни!

Тот, кто умеет наблюдать, увидит вокруг себя много интересного!

Сравнения делают нашу речь красивой.

Цель: развитие познавательного интереса, внимания к языку. Развитие логического мышления, воображения, памяти.

Давай поиграем! Кто это?

· По звукам, которые чаще всего встречаются в стихотворении, догадайся, кто их произносит.

Ухвачу –у – уу –у!

Укушу –у –у!

Утащу – у – у!

Удушу –у – у!

И – съем! (волк)

Чьи там крики у пруда:

Квасу квасу нам сюда!

Ква –ква – квасу, просто – кваши,

Надоела нам вода! (лягушки)

2.Как птица родилась, так она свое и поет.

Мы живем в мире звуков. Прислушайся внимательно, и ты услышишь, как вокруг нас о чем – то поют, говорят, шепчут, вздыхают живые и неживые предметы.

· Вспомни.

Как тикают часы?

Как звенит капель?

Как бьет колокол?

Как звенит колокольчик?

3.В своих рассказах, сказках, стихах писатели и поэты нередко передают звуки природы. Вот что услышал во дворе писатель Г. Цыферов

Что у нас во дворе? Дерево, Его зовут тополь.

Если ветер, тополь смеется: - У –У –У…

Если дождь – плачет: - Кап – кап…

Кто как говорит?

Мяукает…кошка, мычит…корова, блеет…овца, кукует…кукушка, ухает…филин, курлычет…журавль, воет…волк, звенит…комар, жужжит …муха, заливается…соловей

Море – (шумит), гром – (гремит), старая дверь – (скрипит), вьюга – (воет), гудок –(гудит).

6.Найди и прочитай дома сказку – несказку В. Бианки «Кто чем поет»