Фёдор Тютчев С поляны коршун поднялся Нагоре ястре. Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся…

03.04.2024 Бизнес

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

В 6-м классе ученики продолжают знакомство с лирическими произведениями из сокровищницы русской литературы и более детально изучают творчество поэта Федора Тютчева. Многие поэтические тексты этого автора являются небольшими по объему, но весьма содержательными, поэтому проведение их анализа может вызвать ряд затруднений. Школьники могут попросту не понимать, о чем писать объемное сочинение, когда сам текст включает в себя всего 8 строчек. Но выход из данной ситуации есть. Рассмотрим в качестве примера анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева по плану.

План

Прежде всего, поэтический текст следует выразительно прочесть. Лучше всего, если это сделает преподаватель на уроке, однако, если такой возможности нет, то можно прочитать стихотворение самостоятельно. Чтение вслух поможет осознать настроение текста, понять мысли и чувства автора.

Для анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» лучше всего придерживаться такого плана:

  1. Краткая информация об авторе, история создания текста.
  2. О чем говорится в лирическом тексте.
  3. Основное настроение. Какие чувства передает поэт через стихотворные строки?
  4. Какие выразительные средства используются для передачи настроение? Привести их примеры, отметить наиболее интересные и необычные.
  5. Какова тема поэтического текста? В чем состоит его идея (основная мысль)?
  6. Описать собственные чувства, которые вызывает поэтический текст.

Этот план поможет всесторонне проанализировать произведение, понять его идею, разобраться с тем, что хотел донести до своих читателей автор. Используя его, мы далее проведем анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся».

Краткая информация об авторе и произведении

Чтобы лучше понять идею и настроение текста, следует разобраться в том, какие именно жизненные обстоятельства побудили писателя его написать. Так, при проведении краткого анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» следует упомянуть, что Тютчев в этот период совершал по долгу службы поездки во Францию и Германию, искренне восхищался Мюнхеном, но при этом тосковал об оставленной родине. Поэт не мог разобраться, почему на душе его тяжело, чего именно не хватает ему для счастья. Эти размышления и вылились в поэтический текст, написанный в 1835 году.

Следующий шаг анализа стихотворения Тютчева «С поляны коршун поднялся» - определение того, о чем говорится в тексте. Лирический герой видит полет горделивой птицы, которую сама природа превознесла над привязанными к земле людьми. Коршун может улететь, а человек - нет. Герой невольно задумывается о том, что человек не так уж велик и могущественен, каким хотел бы себя считать. В противостоянии человека и природы победа остается за последней.

Основное настроение

Лирический герой испытывает восхищение и тайную зависть по отношению к свободной птице. Полет коршуна символизирует для поэта подлинную свободу от проблем, гнетущих человека. Сам текст одновременно дышит и радостью, ведь лирический герой наблюдает подлинно прекрасное явление, и грустью, поскольку улететь ввысь за горделивой птицей он не сможет.

Коршун стремится в небо, в прекрасную и опасную даль, а «царь земли», как Тютчев иронично называет человека, вынужден оставаться на пыльной земле. Говоря так, автор сожалеет о природной ограниченности людей, которые не смогут покорить небо. Поэтому в тексте звучат нотки грусти и тоски.

Выразительные средства

Продолжить анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» следует определением изобразительно-выразительных средств, которые помогают поэту облечь свою мысль в прекрасную запоминающуюся форму.

  • Первая и вторая строки рифмуются.
  • Третья и четвертая - тоже.

Размер стиха, который использует Тютчев, - четырехстопный ямб, любимый еще одним великим русским поэтом - Пушкиным.

Поэт использует параллелизм: если первая строфа показывает читателю полет коршуна, то во второй событий и описаний нет, присутствуют только горестные размышления лирического героя о бренности земного существования. Подобный принцип параллелизма довольно широко используется в творчестве Тютчева.

Средства выразительности используются редко, но каждое из них имеет особое значение:

  • «Живые» (крылья) - эпитет. Передает особое настроение глубинной свободы, которое присуще птице, но которого недостает герою.
  • Олицетворения «ушел за небосклон», «взвился» Тютчев использует, говоря о коршуне и подчеркивая свое восхищение этой птицей, а также силой природы, в ней воплощенной.
  • Метафоры «природа-мать», «царь земли» являются клише, но если первая передает восторг поэта, то вторую метафору он использует явно с иронией.

Таким образом, использование приемов выразительности позволило Тютчеву выразить в образе птицы свое представление о вольной и свободной душе, которая наслаждается полетом над пыльной землей. Так и человек, по мнению поэта, жаждет воли, но не достигнет ее.

Тема и основная мысль

Теперь начинается самый сложный, но интересный этап анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся». Необходимо определить его тему и идею.

Тема - полет коршуна в небеса и молчаливое наблюдение за ним со стороны лирического героя, который, при всем своем восхищении, испытывает чувство грусти, ведь он, в отличие от горделивого хищника, не в состоянии вознестись далеко ввысь над земными проблемами.

Идея - это основная мысль, то есть то, ради чего написан лирический текст. В стихотворении Тютчев делится с читателями своими самыми сокровенными мыслями о том, что быть человеком, царем природы, конечно, хорошо, но вот внутренней свободы и способности летать (под которой опять же подразумевается свобода), у него нет. Не стоит думать, будто Тютчев сожалеет о том, что люди не летают, под образом крыльев поэт подразумевает свободу мыслей, умение жить, не оглядываясь на мнение общества, не боясь чьего-либо осуждения.

Завершение анализа

Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева кратко следует завершить подведением итогов и самостоятельными выводами.

Очень важно отметить, что, будучи за границей, Тютчев мог сравнить то, как живут европейцы, и то, как вынуждены жить его соотечественники, и эта разница не могла не поразить его. В России тех времен свобода слова и мысли очень жестоко каралась.

Несмотря на это, будучи истинным патриотом, поэт не стремился остаться на вольном Западе, напротив, всей душой он рвался на родину, хотя, вероятнее всего, порой и сам не понимал, зачем. Его стихотворение дышит грустью и печалью, но отчаяния и ощущение безысходности в нем нет, тоска лирического героя по свободе легка и возвышенна.

Таков пример анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» по заранее определенному плану.

Фёдор Иванович Тютчев

С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Всё выше, дале вьется он —
И вот ушел за небосклон!

Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли.
Я, царь земли, прирос к земли!..

Молодому Тютчеву пришлось начинать свою карьеру со службы за границей, и за несколько десятилетий он успел побывать во Франции и Германии. Последние годы за границей поэт служил в Мюнхене - городе, который стал для него почти родным. Автор не мечтал о возвращении в Россию, хотя понимал, что рано или поздно это все равно произойдет. В этот момент его больше всего занимали мысли философского свойства, поэт пытался постигнуть суть вещей и найти ответы на вопросы о том, почему даже в любимом Мюнхене рядом с обожаемой супругой время от времени он испытывает чувство всепоглощающей тоски.

В 1835 году Тютчев создает стихотворение под названием «С поляны коршун поднялся…», в котором попытался понять причину тех противоречивых чувств, которые периодически обрушивались на него, мешая наслаждаться светской и семейной жизнью. Поводом для написания этого стихотворение стало наблюдение за коршуном, который на глазах поэта взвился в небо, поднимаясь все выше и выше, пока совсем не «ушел за небосклон». За его полетом Тютчев наблюдал с восхищением и некоторой тайной завистью, так как понимал, что этой гордой птице дано то, что неподвластно человеку. Поэт искренне восхищался полетом коршуна, для которого небо является родной и привычной стихией. Для Тютчева же такой полет символизирует внутреннюю свободу, которой он лишен в силу жизненных обстоятельств . Именно поэтому так радостно и грустно одновременно ему смотреть, как уходит ввысь коршун, которого ничего не держит на земле.

«Природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», — отмечает Тютчев, восхищаясь силой этой гордой и независимой птицы. В человеке он не может уловить подобных качеств, которые позволили бы ему легко отказаться от мирской суеты и вознестись над ней. «А я здесь в поте и в пыли. Я, царь земли, прирос к земли!..», — отмечает автор. В этой фразе присутствует доля сожаления, но в то же время содержится оттенок гордости за то, что человек все же является высшим существом. Правда, ему уготована участь быть правителем на земле, и небо венцу творения Господа пока еще неподвластно. Именно по этой причине Тютчеву грустно, ведь земная жизнь полна суеты, лжи и пустых надежд, в то время как небеса даруют ощущение уверенности в собственных силах, гармонии и неподдельного счастья. Но мир устроен таким образом, что людям не дано стать птицами, и с этим автор не хочет мириться в силу своего темперамента.

Федор Иванович Тютчев всю свою жизнь провел на государственной службе, и главным делом его жизни была политика – он работал дипломатом за границей, а затем цензором в министерстве иностранных дел, писал публицистические статьи на злободневные политические темы. Стихи же поэт создавал в свободное от важных дел время – и это были не оды, а короткие, емкие стихотворные блоки из нескольких четверостиший. Периодически он их печатал, но без особого успеха.

Особого значения написанию стихов Тютчев не предавал – был период, когда он был занят публицистикой и писал трактат на тему политических взаимоотношений России и Запада, и о стихосложении практически не вспоминал. О творчестве Тютчева заговорили только тогда, когда господину статскому советнику было лет пятьдесят.

Как же он вообще стал этим заниматься?

Вроде бы склонность у Федора Ивановича была больше к прозе, и вовсе не к литературной. А дело было вот в чем. Тютчев, как и многие юноши его времени, обучался дома. Среди занимавшихся с ним учителей был один – поэт Сергей Раич, который старался поощрять стихотворные наклонности своего воспитанника. Потом поэт продолжил свое гуманитарное образование в Московском университете на факультете словесности, а также был членом «Общества любителей российской словесности», в котором состоял и Александр Сергеевич Пушкин.

С поляны коршун поднялся...

Анализ стихотворения

В первом четверостишии перед читателем развертывается картина – коршун, до этого мирно сидящий на поляне, решил взлететь. Он поднимается в небо, взлетает все выше и выше в небесную синь. Слова звучат размеренно, плавно, передавая спокойствие и безмятежность полета коршуна. Даже можно провести аналогию с кинофильмом – идет показ общего плана, одной из картинок, подсмотренных в природе.

В первой строчке идет описание коршуна в начале полета, как он поднимается вверх. Во второй строчке передано движение птицы в определенном направлении, а именно «в небо». Третья строчка продолжает описывать процесс движения, на что указывает слова «выше» и «дале». Картина становится более широкой – небесный простор занимает большую часть картины, а коршун становится все меньше. В четвертой строке коршун уходит за пределы возможностей человеческого зрения.


Логическим завершением первого четверостишия становится слово «ушел», на котором происходит смена кадра, как в кинофильме – вот только что коршун взлетал в вышину и раз! – он исчезает из поля зрения лирического героя.

Во втором четверостишии картина меняется – на первый план выходят размышления поэта о том, что он увидел. Здесь описывается противопоставление природы и человека. А общий план меняется на крупный, правда, только в воображении лирического героя.

В первых двух строках раскрыт образ коршуна, как части природы. Сначала все заслоняет фигура птицы, у которой «два мощных, два больших крыла». Здесь поэт отмечает силу коршуна, данную ему самой природой, и затем сравнивает свободную птицу с человеком. И сравнение получается не в пользу последнего.

В третьей строке поэт пишет про то, где находится сам человек и как он себя ощущает. Птица сильна, у нее огромные могучие крылья, позволяющие взлететь высоко в небеса. А что же человек? Да вот же он сидит, «в грязи и в пыли», мечтает воспарить так же, как и увиденная им птица, да никак не может. А все потому, что «прирос к землипЂ‰». Выражение «царь земли» поэт употребляет в ироническом смысле, так как тот, кто обладает властью над землей, не может сидеть в грязи и не иметь возможности сдвинуться со своего места.

А в четвертой строке выражена самая главная мысль стихотворения. Так называемый царь земного мира, титул, который человек сам себе присвоил, лишен настоящей свободы, которая есть у настоящих детей природы. И участь человека – быть навечно приросшим к земле, к грязи и пыли и лишь мысленно возноситься в небо.

Если в первом четверостишии читателю показана величественная и торжественная картина летящего коршуна, в которой поэта обуревают восторженные эмоции, то во второй строфе все меняется. Здесь проявляются нотки сожаления об отсутствии у человека возможности стать подобным этой птице, а также зависть к тому, что коршун может быть полностью свободным и имеет для этого все данные ему матерью-природой возможности. В финале идет грустная мысль о том, что человек лишен тех возможностей, которые есть у настоящих детей природы, и вынужден существовать навечно приросшим к среде своего обитания.

Основная мысль

Стихотворение «С поляны коршун поднялся» с одной стороны отражает философский взгляд человека на природу, раздумья о месте человека в ней. Коршун, природное творение, может взлетать в небеса, когда только захочет. И нет никого, кто мог бы ему это запретить.

Поэт с восторгом наблюдает за процессом полета до тех самых пор, пока коршун не исчезает из виду. Он восхищается способностью птицы свободно возноситься над миром и хотел бы так же точно воспарить над всей суетой. Небо в данном случае представляет собой символ свободы, той самой свободы, до которой никогда не дотянуться человеку.

Но почему же человек, тот самый венец творения, высшее существо, не может быть столь же свободным, как этот коршун, который поднялся ввысь и улетел туда, куда ему самому захотелось. Ведь человек тоже часть природы, но не дано ему стать с ней одним целым.

Основная мысль стихотворения заключена как раз в его последней строчке. В ней присутствует противоречие – «царь земли», владеющий и повелевающей ею, не может существовать без нее до такой степени, что сам к ней и прирос. И сжигает его тоска по небесным просторам, и завидует он детям матери-природы, способным парить над землей.

Тяжело быть царем земным, ведь земля не отпускает, а небо ему неподвластно. Прирос человек к юдоли земной, всеми своими чувствами и мыслями, и никак не может вырваться за пределы так называемого круга земных забот.

Особенности стиха

Стихотворение короткое и состоит всего из двух четырехстрочных блоков. Эти блоки строгие и весьма емкие, насыщенные образами, в них нет ничего лишнего. Этими восемью строчками поэт смог показать картину противопоставления человека и природы.

Оно написано четырехстопным ямбом, имеет четкий ритм и практически лишено пауз между словами. Глаголы «взвился», «поднялся» и «вьется» призваны передать динамику повествования. Поэт намеренно использует ударения на окончания слов - поднялсяпЂ‰, взвилсяпЂ‰. Это придает торжественность стиху и не позволяет прерваться размеренному ритму строк, что обязательно бы произошло, если бы ударение стояло там, где обычно.

Архаичное даже для того времени, в котором проживал Тютчев, слово «дале» только подчеркивает торжественность всего стихотворения. Указание на то, что природа является для коршуна матерью, призвано отметить связь гордой, свободной птицы и породившей ее вселенной. Синтаксическое удвоение – повторение «два мощных, два больших» указывает на величие и силу коршуна.

История написания

Находясь на дипломатической службе, Тютчев провел за границей более двадцати лет. Его жизнь вдали от родных пенат не была тяжелой – он занимался любимым делом, вместе с ним была его семья, а город Мюнхен за такой долгий период времени так и вообще стал как родной. Казалось бы – все прекрасно, живи да радуйся! Но все же поэта посещали грустные думы относительно существующего порядка вещей, что понятно по творчеству того периода.

Ибо любой творческий человек - как приемник, поглощающий сигналы, приходящие из внешнего мира. Что-то проходит мимо, а что-то задевает так сильно, что становится поводом для осмысления, а поразившее поэта событие становится источником переживаний, выливающихся затем в стихотворную форму.

Вот и обычная, в общем-то, картина взлетающего с земли коршуна стала для поэта предлогом для размышлений о том, что на самом деле нет у человека свободы. Вся его жизнь подчинена правилам и предписаниям, он всегда вынужден поступать как должно, а не так, как ему хочется. Он привязан к своему земному существованию и даже мысленно не в силах воспарить над суетой сует и уйти «за небосклон», в мир чистой истины.

Если брать все стихи, написанные в тоже время, что и стихотворение «С поляны коршун поднялся» - а это 1835 год, то все они посвящены природе. Поэт наблюдает за ней, пытаясь понять тайные силы, которые движут всем живым в природе и место человека в ней. Не всегда его размышления грустны и полны сожалений, но всегда в его произведениях человек отделен от природы, хотя и стремится увидеть себя в ней.
Заключение

Несмотря на относительно спокойную жизнь достаточно обеспеченного, а главное, занятого любимым делом человека, Тютчев не мог избавиться от грустных размышлений о несправедливости земной жизни, и о том, что человек лишен настоящей свободы. Возвысившись над природой, человек утратил связь с ней, потерял возможность получать от нее силы и поддержку. Положение «царя земного», властвующего над всеми остальными природными формами, вовсе не гарантирует свободы в действиях. Царь даже не может сверху посмотреть на свои владения, а вот коршун может обозреть землю с высоты.

Здесь можно провести параллель с библейским рассказом об изгнании из райского сада. Зависть к коршуну в небе – это тоска по утраченному раю, грусть по тому, что давным-давно потеряно и невозможно вернуть. И эта неразделимость человека с землей как раз и является наказанием за непослушание Богу. Человек «в поте и в пыли» должен работать, дабы прокормить себя и обеспечивать свое существование. И ему останется только с тоской наблюдать за летящими в небе птицами, горько сожалея об утраченном рае.

Стихотворение «С поляны коршун поднялся...» написано в период дипломатической службы Тютчева, драматических личных отношений и глубоких раздумий о жизни и свободе человека. Это короткое стихотворение вызвано мыслью о естественной воле птицы и плене человеческого существования. Тема стихотворения по существу романтическая и восходит к традиционному сопоставлению вольной птицы — орла — и человека-узника. В стихотворении Пушкина «Узник» (1822) лирический герой обретает полную свободу, душой сливаясь со стихией ветра, образы человека и орла в нём неразличимы. В стихотворении А.Д. Илличевского, лицейского товарища Пушкина, «Орёл и человек» (1827) поэтический вывод иной: «орёл под своды неба вьётся», а человек «пресмыкается в пыли».

Почему столь по-разному решается поэтическая тема вольной птицы и участи человека? Разумеется, это зависит прежде всего от мироощущения и настроения поэта, однако важен также и философский взгляд, определяющий мысль художника. Ведь самый главный вопрос жизни — это вопрос внутренней свободы, от которой зависит всё наше существование: труд, творчество, любовь, дружба. Эти разные поэтические решения одной темы едины в том, что для человека стремление к свободе естественно, независимо от того, торжествует ли его душа в полёте к ней или тоскует в неспособности оторваться от душной повседневности и её плена.

В своём стихотворении Тютчев уходит от романтической трактовки темы: во-первых, традиционный образ орла сменяется образом коршуна, с которым в фольклоре связаны зловещие интонации и мотивы. Во-вторых, у Тютчева звучит не столько жалоба на то, что человека удерживает паутина земной жизни и он не может вырваться из неё из-за своих слабостей, сколько упрёк природе, которая не дала ему силы, способной преодолеть притяжение земли. Стихотворение Тютчева — это протест против унизительного положения человека в мире. Последняя строка: «Я, царь земли, прирос к земли!..» — оксюморон. Вероятно, именно на немощность «царя земли» обратил внимание при чтении стихотворения Л.Н. Толстой, подчеркнув эту строку.

Стихотворение развивается в такой последовательности: первая строфа живописует яркую динамичную картину жизни. Воплощение природной силы дано в образе хищной птицы, царящей в полёте, — Тютчев передаёт движение и власть коршуна над стихией нарастающими по интенсивности действия глаголами: «поднялся — взвился — вьётся — ушёл за небосклон». Далее следует рассуждение, основанное на сравнении мощных, живых крыльев коршуна — подарка матери-при-роды — с жалкой участью обделённого, слабого человека. Заканчивается стихотворение страстной фразой, содержащей и сарказм, и протест: «А я здесь в поте и в пыли, // Я, царь земли, прирос к земли!..»