Произношение ч. Постановка звука ч, артикуляция звука ч. Учимся произносить букву Р

Поставить ребёнку букву Ч и звук [Ч] можно и без помощи логопедов, а при организации самостоятельных систематических занятий. Есть много интересных способов, как помочь детям понять, как же нужно перестраивать язык, чтобы вышел артикуляционно правильный звук [Ч].

Возраст ребёнка и готовность речевого аппарата

Если малыш 3-4 лет не выговаривает звук и букву Ч, это ещё находится в пределах нормы, поскольку артикуляция звука [Ч] сложная:

  • кончик языка поднимается к нёбу, сгибаясь крючочком так, чтобы коснуться альвеол верхних зубов с внутренней стороны;
  • на короткое мгновение он присасывается к нёбу;
  • потом всё тело язычка резко опускается вниз.

Такая сложная артикуляция звука [Ч] доступна детям с 5 лет. Ребёнок готов произносить его произносить, если он уже освоил звуки , и [Щ].

Прислушайтесь к звукообразованию [Ч] и вы услышите, что звук состоит из мягкого [т’] и резкого [щ’] .

Характеристика звука [Ч]:

Звук [Ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий.

Постановка звука [ч]

Артикуляцию звука [Ч] можно поставить 3 способами:

  1. С использованием части [т’] : произносить этот звук в очень быстром темпе так, чтобы кончик языка доставал до основания верхних резцов со стороны нёба. Потом начать заворачивать его, как бы поглаживая бугорок у корней зубов - альвеолы. И одновременно нужно широко растягивать уголки рта, как бы в улыбке.
  2. С применением двух составляющих [т’] и [щ’] : широко улыбаясь, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее произносить попеременно [т’] и [щ’] . Скорость позволяет слиться им и получить чистую артикуляцию звука.
  3. Объяснить звукообразование, разложив процесс на этапы: для упражнения нужен кусочек бумаги или шоколадки. Он ложится на кончик языка и ребёнка просят прилепить его над дырочкой, которая находится между верхними резцами с внутренней стороны. Для этого необходимо сначала нащупать это место, а потом уже с кусочком лакомства отправить язык на «задание». Для фиксации шоколада или бумаги необходимо приложить силу, что послужит и позволит автоматизировать движение языка.

Во всех случаях необходимо сажать ребёнка перед зеркалом и акцентировать внимание на том, чтобы он следил за своими движениями в отражении. Некоторые родители игнорируют это правило, однако логопедическое занятие проходит в разы продуктивнее при визуальном контроле положений рта и языка.

Артикуляционная гимнастика

Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган - это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:

  • «Чистка зубов»: языком необходимо водить по внутренней части верхних зубов. Делать это нужно с нарастающей скоростью. Важно, чтобы он соприкасался именно с основанием зубов - местом их стыка с десной. Именно там находятся альвеолы.

  • «Грибочек»: задание поможет тем ребятам, у которых были проблемы с другими звуками из-за короткой уздечки. Малышу нужно растянуть губы в улыбке и широким языком прижаться к верхнему нёбу. Чем шире раскрыт рот, тем лучше результат.

  • «Вкусняшки»: положить на кончик языка ириску, шоколадку и приклеивать её к верхнему нёбу у передних зубов. Важно, чтобы рот был широко открыт. В отличии от упражнения на постановку звука, ребёнку не нужно его произносить, потому что задача - укрепить мышцу.

Если малышу нравится так заниматься, то его можно ставить в конце артикуляционного блока и с него уже переходить на произношение звука [Ч]: сначала упражнение без звука, а потом его усложнение необходимостью проговаривать [Ч].

Правильная артикуляция

Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука [Ч] возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:

1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:

  • малышу предлагают проговаривать всегда мягкий [т’] и при этом концентрировать внимание на том, чтобы язык плотно примыкал к альвеолам. Потом специалист показывает, как нужно завернуть язык к гортани из этого положения. Для этого используют шпатель. Если ему тяжело даётся изолированный звук [т’] , можно заменить его на [ат’] ;
  • ребёнка просят проговорить [т’] и при этом нажимать пальчиками на уголки рта, вытягивая губы трубочкой. При таком положении губ язык автоматически скользит назад.

2. Использование эффекта слияния частей [Ч] :

  • нужно попросить малыша последовательно, но быстро произносить твердый глухой [т], а за ним [щ]. Сначала это делается медленно, а потом с наращиванием темпа ускорения. Важно, чтобы произношение формировалось на выдохе.

3. Упражнение с применением игровой формы подражания:

  • имитировать стрекотание кузнечика или «звать» уток – «кача-кача»;
  • читать малышу стихи: взрослый зачитывает строчки и делает паузы в тех местах, где ребёнок должен произнести звук.

4. Использовать опорные звуки:

  • попросить произнести звук «ть», акцентировав внимание на правильном положении языка. Во время того, как ребёнок произносит, сопровождать звукообразование движеньем сгибающейся ладони.

Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное - не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков [т’] и [ч], ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.

Автоматизация звука [ч]

Для автоматизации произношения используется такая последовательность упражнений:

  • сначала проговаривание прямых, а потом обратных слогов: ча-ач, уч-чу, чо-оч;
  • проговаривание одно- и двухслоговых слов, у которых [ч] находится на конце: мячь, дичь, бычки, птичка;
  • произношение слов, где звук находится в середине: бочка, уточка, паучки;
  • проговаривание слов, которые начинаются на [ч]: чайник, чугунный, Чукотка;
  • чтение или произношение словосочетаний со звуком, их сопряжение: чайные чашки, кожаный чемоданчик, пень-пенёчек, кот-коточек.
  • чистоговорки и стихи, насыщенные этим звуком - заключительная часть логопедической работы по автоматизации.


Автоматизация звука [ч] в словосочетаниях и предложениях
Автоматизация звука [ч] в чистоговорках

Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ],

Проблема разобщения звуков [ч]-[т] характерна для малышей, которые учатся проговаривать этот звук на одном языке. Дифференциация звуков [ц]-[ч]» и [щ]-[ч] актуальная для детей из билингвических семей. Такая замена характерна для иностранных языков Алтайской семьи.

Для дифференциации ребёнку предлагают произносить слоги, слова, словосочетания, предложения, содержащие звуки [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ].





Дифференциация звуков [ч]-[ц] в стихах
Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в слогах Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в словах
Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в текстах Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в стихах

Недостаток произношения всех шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) называется сигматизмом, который аналогичен сигматизму свистящих (С, 3, Ц). Это объясняется тем, что у шипящих и свистящих общий способ образования, при котором направленная струя воздуха проходит через щель, по желобку, расположенному вдоль, по середине языка.

Виды сигматизма те же, что и у свистящих.

Межзубно-боковой сигматизм — кончик языка попадает между передними зубами, а один край языка (правый или левый) отрывается от коренных зубов, отчего весь язык разворачивается набок.

Боковой сигматизм — оба края языка (или один) отрываются от коренных зубов, отчего образуется щель между краем (краями) языка и коренными зубами. В образовавшуюся щель устремляется воздух, а кончик языка упирается в нёбо, отчего получается неприятный хлюпающий звук.

Губно-зубной сигматизм — губы сильно выпячиваются вперед. Верхние резцы прижимаются к нижней губе, образуя с ней щель, куда устремляется ток воздуха. Язык в образовании звука участия не принимает, слышится звук близкий к Ф.

Щёчный сигматизм — язык пассивно лежит на дне рта. Воздух раздувает обе щеки.

Смягчённый звук Ш — как правило, смягчённое произношение звука Ш бывает при нижней его артикуляции или в результате слишком близкого положения кончика языка к передним зубам.

Носовой сигматизм (или частичная гнусавость) — дефект возникает, если во время произнесения Ш мягкое нёбо опускается и воздух попадает в носовую по-лость.

Замещение звука Ш другими звуками (например, С, Т и др. как правильно, так и неправильно артикулируемыми) называется парасигматизмом и относится к специфическому дефекту.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ш

Если ребёнок имеет правильную артикуляцию звука С или овладел его произношением, постановка звука Ш не представляет трудности.

  1. Лучше всего звук Ш ставить от звука С. Для этого предложите обучающимся произнести С (долгий звук с-с) или слог СА и в момент произнесения приподнимите его кончик языка с помощью шпателя, зонда или пальца за верхние зубы, на альвеолы. Вместо С или СА слышится Ш или ША. Сосредоточив внимание ребёнка на верхнем положении кончика языка (следите, чтобы он не втыкал язык в нёбо!), предложите послушать, что получилось: «ГоворилСА, а получилось что?»
  2. Звук Ш легко поставить от звука Р, затормозив вибрацию кончика языка с механической помощью (зондом). Можно остановить «раскаты» звука Р, например, словом «стоп!», предложить удержать артикуляцию и запомнить место за верхними резцами, где произносился звук Р. На «этом месте», за верхними зубами, сказать «са» и послушать, что получилось. Звук Ш может быть также поставлен от шепотного звука Р.
  3. В исключительных случаях можно поставить нижний звук Ш, отодвинув шпателем кончик языка назад в момент произнесения длительного звука С — с-с. Поставленный звук закрепляется в слогах, словах и автоматизируется в отдельных фразах, предложениях и текстах.

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «Ш».

  • Кончик языка в форме «чашечки» поднят к передней части нёба (у альвеол);
  • Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;
  • Мышцы языка не слишком напряжены;
  • Губы округлены и выдвинуты вперёд в форме «рупора»;
  • Между зубами маленькая щелочка;
  • Воздух выдыхается равномерно посередине языка;
  • На ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая струя воздуха.
  • Голосовой моторчик не работает.

Подготовительные упражнения для звука «Ш».

Упражнения для губ . Сомкнуть зубы. Округлить губы и вытянуть вперёд, как при произнесении звука «О». Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Примечание. Губы слишком вытянуты вперёд (как при произнесении звука «У»). При этом углы губ соприкасаются и, следовательно, вовлекаются в работу, тогда как они должны быть неподвижны. Кроме того, создаётся дополнительное препятствие для выходящего воздуха.

Упражнение для развития выдоха . Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки - ощущается тёплая струя. На положение языка не обращать внимания. Многократным упражнением добиться у ребёнка необходимой силы воздуха.

Упражнение для языка . Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки (плоского конца чайной ложки), подложенной под язык. Кончик языка поднять к нёбу. Зубы разомкнуть на ширину полутора пальцев. Губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении некоторое время. Повторить упражнение много раз.

Повторить упражнение без использования палочки. При этом язык должен свободно подниматься и удерживаться у нёба.

Упражнение . Произнесение длительного звука «Ш». Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки. Не вынимая палочки, сомкнуть зубы. Округлить и вытянуть вперёд губы, углы губ при этом не должны соприкасаться. Равномерно, с силой, выдыхать воздух, контролируя струю ладонью руки. Слышится длительный звук «Ш - Ш - Ш».

Примечание. Вместо звука «Ш» слышится звук, похожий на звук «Ф». Это означает, что углы губ вовлекаются в работу.

Проделать упражнение с постепенным выниманием палочки (ложечки) из-под языка.

В завершении проделать упражнение без использования палочки.


М. Е. Хватцев. "Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста"
Изд-во "Учпедгиз", М., 1961 г.
Приведено с некоторыми сокращениями

Многие дети с трудом и довольно поздно (к 4-5 годам) овладевают правильным произношением шипящих звуков. Даже в старших группах детских садов немало детей, не умеющих правильно произносить их.

Артикуляция звуков ш и ж

Губы округлены и несколько выпячены вперед. Зубы сближены, как при с и з . Широкий кончик языка приподнят к переднему краю неба альвеолам) и образует с ним щель. Боковые края языка прижаты к коренным зубам и отчасти к нёбу, несколько приподняты.
Задняя часть спинки языка поднята и образует с нёбом вторую, более широкую щель. В общем язык принимает форму «чашечки».
Мягкое нёбо поднято, голосовая щель раскрыта. Воздух, проходя через обе щели ротовой полости, создает особый шум, усиливаемый затем губным рупором. Так получается звук ш . При дрожании голосовых связок (голосовая щель закрыта) слышится звук ж . Звуки ш и ж произносятся только твердо.

Артикуляция звуков ч и щ

Губы и зубы расположены, как при ш . Передняя часть спинки языка при ч : в первый момент произнесения звука прижимается к переднему краю твердого нёба, а затем без заметного (не слышен) взрыва слегка опускается и образует с нёбом щель, как при шь . Мягкое нёбо поднято, голосовые связки не вибрируют.
В некоторой степени артикуляция ч сходна с артикуляцией сочетания звуков ть - шь , произносимого, как один простой звук. Звук ч всегда произносится мягко. Звук щ произносится или как звукосочетание шч , или как долгое мягкое шьшь .

Недостатки в произношении шипящих звуков и устранение их

Эти недостатки в основном бывают такие же, как при произношении свистящих. Например, звук ш может быть межзубным, призубным (туба вместо шуба), нечистым и смягченным (сюба, шюба). Вместо звуков ч и ш дети иногда произносят только их элементы (тай, тяй, шай, шяй вместо чай; чука, шука вместо щука). Часты замены шипящих свистящими: суба, зук, цай, сека (щека).
Для устранения подобных недостатков прежде всего проводятся игры и упражнения для развития фонематического слуха.
Дети должны различать ш - с, ж - з, ч - ш, ч - ть, ша - жа, шу - жу : шишка - сосиска, жук - зуб, печка - Петька, кошка - кочка, шар - жар, Журка - Шурка и т. д.
Методические приемы те же, что и при различении свистящих звуков на слух.
1. Игра «Кто лучше слышит». Поочередно произносятся звуки ж и з , имитируя жука и комара. Дети угадывают, чье это жужжание.
2. Игра «Кто любит Шурку, кто Журку». Воспитатель рассказывает импровизированную сказку про двух братьев Шурку и Журку, из которых один, страдающий чрезмерным любопытством, всюду совал свой нос, который и вытянулся в клюв, сам он превратился в журавля Журку и сталь жить на болоте. Дети разбиваются на две группы - сторонников Шурки и Журки и хлопают в ладоши, когда услышат имя своего героя.
3. Игра «Скажи, чего не стало» - в произнесенном воспитателем вторично слове пропускается звук, слог (шапка - апка, Мишка - Мика).
После усвоения различий между звуками по слуху переходят к произнесению их.
Так как шипящие звуки произносятся напряженным выдохом, то на первых порах обучения полезно проводить игры, развивающие дыхание (выбирая из них те, которые требуют сильного и быстрого выдоха), и другие игры, как-то:
1) «Лес шумит». Дети в кругу раскачиваются и произносят: шшш... Хорошо показать при этом картину леса, еще лучше это проделать во время прогулки в лесу.
2) «Пузырь лопнул». Дети сначала «раздувают» пузырь (раздвигают круг), а затем приседают, сжимаются в комок с шипением: шшш...
3) «Курочки». Дети прогоняют «курочек» (сдувают бумажки) со стола, с ладони со звуком: кш-кш-кш...
4) «Баюкание». Дети укачивают кукол: ш-ш-ш...
5) «Поезд». Изображая движущийся поезд, дети произносят: шшш, а при остановке, разводя руками в стороны, выпускают пар со звуком ссс..
6) «Пчелки». Вокруг ребенка с цветком в руке кружатся «пчелки» и жужжат: ж-ж-ж-ж...
7) «Змейка». Дети по очереди вытягивают из предложенной им колоды карточки. Кто вытянет карточку со змейкой (остальные - без картинок), тот - «змейка» и должен 5-10 раз правильно прошипеть по-змеиному: шшш...
8) «Кто первый угадает (подскажет) слово». Воспитатель загадывает, произнося сначала слоги со звуком ш , а дети заканчивают, затем роли меняются (шу-ба, шап-ка); далее звук ш уже во втором слоге (ка-ша, мы-ши).
9) Речевое лото, домино (слово со звуком ш ).
10) Загадки (дети только отгадывают). Теплая, ушастая, с головкой дружится, мороза не боится. (Шапка.) Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки. (Кошка.) Беленькие горошки на зеленой ножке. (Ландыш.) Кто имеет гребешок, а не чешется? (Петушок.)
После овладения звуком ш аналогичным образом усваивается звук ж .
Для этого проводят игры на звукоподражание жукам, пчелкам, мухам: «пчелки» жужжат около «цветка» (ребенок держит в руках цветок); «мухи» жужжат в «паутине» (стараются «вырваться» из образованного детьми круга).
Инсценировка на тему: «Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет». Один из детей ловит сачком жуков, а те летают и жужжат. На кого упадет сачок, тот падает на спину, двигает руками и ногами - встать не может, «жужжит», пока всех пойманных не соберут (не поднимут), перевернув на живот.
Когда усвоен звук ж , то полезно сопоставлять его с уже твердо усвоенным звуком ш , а затем и с з .
Например, проводится игра в телефон (по очереди передаются звуки ш - ж ). Используются слова шар - жар, шила - жила. Мама платье... (шила). Я у бабушки... (жила). Миша спросил у Жени: «Есть у ужей уши?» Что ответила Женя? «Ужи имеют уши». Жура и Шура будут летом у бабушки... (жить). Шура и Жура будут под дубом собирать... (желуди). Из кожи козы делают... (сапожки).
После этого проводится игра на придумывание слов с этими же звуками. Затем дети заучивают в играх коротенькие скороговорки со звуками ш и ж . (Шапка да шубка - вот наш Мишутка. Жутко жуку жить на суку.)
Далее заучиваются загадки, которые уже раньше отгадывали, и новые: Над бабушкиной избушкой висит хлеба горбушка. (Луна.) Сидит на крыше всех выше, дымом дышит. (Труба.)
Обучение заканчивается играми, в которых дети пользуются связной речью, заучиванием стишков и песенок, в тексте которых часто встречаются изучаемые звуки.
Хорошо усваиваются эти звуки в игре «Базар».
Примерные игры для закрепления изученных звуков.
1. «Тишина». Дети на цыпочках ходят вокруг Маши, которая пишет, и тихо говорят: «Тише, тише, Маша пишет, пишет Маша дли-н-ное письмо».
2. «Кошка на крыше». Ребенок в роли кошки сидит (спит) на скамеечке, на стуле или на столе. Взявшись за руки, мышки осторожно ходят вокруг кошки и тихо говорят: «Тише, мыши, кошка спит на нашей крыше!» Потом, обращаясь друг к другу: «Мышка, мышка, берегись, кошке в рот не попадись». «Кошка» просыпается и с криком «мяу» бросается на мышей. Мыши убегают в «норку», т. е. на свои места. Кошка ловит тех, кто плохо произносит звук ш . Пойманный должен произнести пять слов с этим звуком.
3. «Жук». Проводится вводная беседа о жуках. Воспитатель говорит, где живут жуки (по временам года). Затем начинается игра. Стоя на месте, дети одновременно плавно размахивают руками, ритмично переступая ногами, произносят: «Я жук, я жук» (дважды); руки рупором ко рту: «Жужжу, жужжу»; полный поворот с вытянутыми в сторону руками: «Кружу, кружу»; ладони на грудь: «На листке сижу»; руки на бедра, смелая осанка: «И не тужу, и не тужу!» Взмах руками вверх и прыжок: «Я жук!» Воспитатель: «Полетели!»
Ребята делают мелкие летательные движения руками и быстро бегут мелкими шажками в разные стороны: жжж...
Хорошо проводить эту игру под музыку или с маршировкой.
4. «Кто больше выиграет». Подбираются 10-12 игрушек, в названия которых входят звуки ш и ж , и соответствующее число рисунков на карточках и столько же «пустышек» (карточек без рисунков). Дети поочередно вынимают карточки и, громко назвав картинку, берут соответствующую игрушку. Вынув «пустышку», ребенок говорит: «Ничего, пустышка». Игрушку получают при условии правильного произношения ш и ж .
5. Игра «Что это такое?» Дети ощупывают спрятанную в мешок игрушку или вещь, называют и показывают ее (мишка, шапка, шарик, мышка).
6. «Муха в паутине». Ребенок-«муха» бегает в круге детей и жужжит, стараясь вырваться из круга (паутины).
7. «Сбор плодов» (для старшей группы). На большой карте нарисовано 10-20 картинок (вишня, черешня, крыжовник, ежевика, груша, шиповник, желуди, орешки, баклажан). Дети по очереди бросают на стол кубик, на гранях которого имеются «очки» от 1 до 6. Какое число будет на верхней грани кубика, на столько клеток передвигается фишка игрока по карте. Он громко произносит название картинки, на которую ставит свою фишку. Чья фишка придет первой к последней картинке (левый верхний угол карты), изображающей груду разных овощей, тот выиграл. Проигравший по указанию выигравшего называет по три раза 3 картинки из этой игры.
8. «Поездка в Шувалово».
Дети обращаются к кассиру со словами: «Дайте, пожалуйста, билет на поезд № 6 до станции Шувалово». Контролер: «Разрешите, ваш билет».
Для закрепления правильного произношения звуков дети заучивают стишки и загадки, например:

1) Бедный Мишка заболел - Мишка много меда съел. Мишка плачет и кричит: «У меня живот болит!»

2) Я рубашку сшила Мишке,
Сшила новые штанишки,
Надо к ним карман пришить
И конфету положить.

3) Дождь покапал и прошел,
Солнце ярко светит.
Это очень хорошо
И большим и детям.

4) Крошечный мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает.
(Воробей.)

5) С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
(Собака.)

После усвоения детьми звуков ш, ж подобными же приемами их обучают звукам ч и щ . Начинают с упражнений на различение звуков по слуху (мяч - мать, петь - печь, печка - Петька, лечь - лещ, чёлка - щёлка). Далее следуют:
1. Игры:
а) «Поезд» (ч-ч-ч), а затем: чу-чу-чу;
б) Игра в слова: ча-сы, чай-ник, чу-лок, чаш-ка, ту-ча, пле-чо, мя-ч, клю-чи;
в) «Кот и мыши». Мыши, убегая от кота, говорят: «Я от кошки убегу, жить хочу-хочу-хочу!»
2) Потешки. Чи-чи-чи, чи-чи-чи, испекли калачи во горячей печи. Калачи горячи, очень, очень хороши!
Аи, чу-чу-чу, чу-чу, чу-чу! Я на поезде качу! (Можно применить в игре «Поезд».)
3. Стишки.

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
«Тише, Танечка, не плачь -
не утонет в речке мяч».

4. Считалочки.

Чок-чок...
Каблучок
Наскочил
На сучок.
Оторвался,
Поломался,
Чок-чок,
Каблучок!
Почини мне,
Старичок,
Вот этот каблучок.

Примерные тексты для произнесения звука
щ и дифференциации со звуком ч .

1. «Щенки». Два щенка щека к щеке треплют щетку в уголке. Да у щетки половой палка есть над головой. Палка щелк щенков с плеча, два щенка ушли ворча.

2. Я вам быстро перечислю,
Что я каждой щеткой чищу.
Этой щеткой чищу платье,
Этой щеткой чищу обувь,
А вот этой - не забуду,
По утрам я чищу зубы.

При этом показываются называемые щетки или их рисунки.

3. Не кричи и не пищи,
Червяка ты поищи.
А под старым кирпичищем
Мы с тобой вдвоем поищем.

4. Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.

5. С Бобкой в грязь мы угодили,-
Меня в ванну посадили.
И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»

6. Серый, зубастый по полям рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк.)

По овладении всей группой шипящих звуков дети упражняются в дифференцировке их в следующих играх и забавах.
«Поезд». Изображая движение поезда, дети под ритм марша двигаются по комнате и произносят звуки: 1) скорого поезда («стрела») - ш; 2) почтового - ч; 3) товарного - ж; 4) смешанного - ш.
При остановке «паровоз» выпускает пар (звук с), а затем все дети тормозят (звук з). Сигналы подает руководитель или кто-либо из детей (свисток - тррр...), «паровоз» (или все) издает гудок: у-у-у.
Первый в ряду («паровоз») издает пыхтящие звуки (ш, щ, ч), а «вагоны» воспроизводят ритм колес: та-та-та, та-та-та или да-да-да, да-да-да.
Воспитатель поет песенку «Поезд мчится», а дети, изображая движение «поезда», ритмично произносят: же-че-ша-ща или поют вместе с воспитателем.
В результате этой игры дети поют всю песенку во время хода поезда. Очень хорошо проводить её под музыку (не очень громкую).
Вариант игры для старшей группы: - Ух, тяжело. ..- повторяет «паровоз», медленно отходя от «станции».- Ну так что же!..- повторяют многократно вслед за ним «вагоны».- Ух, жарко стало!..- ускоряет ход «паровоз».- А нам какое дело! - тарахтят вагоны.- Ох, как страшно!..- паровоз медленно проходит по «мосту» (условное место, обозначенное мелом, ковриком и т. п.).- Так потише ты!..- «вагоны» (испуганно).- Теперь прошло!..- «паровоз» (проехав «мост» и ускоряя свой бег).- Вот так пошел!..- «вагоны» (радостно).
Надо следить за четким подражанием детьми ритму поезда. Во всех этих играх «неисправные» вагоны «отцепляются» и отводятся после игры в «ремонт», т. е. для коррекции звука.
Занимательным для детей и полезным является произнесение трудных по дифференцировке фраз: У Саши на носу сажа; Бежит крыса по крыше.
Эта трудность облегчается показом соответствующих картинок.

Индивидуальные занятия в более трудных случаях

1. Гимнастика языка. Язык делается «лопаткой» с загибанием к носу, «ковшиком», сначала снаружи, затем во рту.
2. Произнесение звука. Предлагается ребенку приподнять язык «ковшиком» к переднему краю нёба, касаясь последнего лишь по бокам, несколько выпятив губы, и в этом положении произносить вслед за воспитателем звук ш .
Если кончик языка не удерживается во рту приподнятым, то ручкой чайной ложки или шпателем воспитатель отодвигает язык назад от зубов, приподнимая кверху в указанное положение, и заставляет дитя, подражая себе, произносить ш или ж .
3. Если первые два приема не дадут результатов, то при наличии правильного произношения сиз ребенку предлагают произносить тот или иной из них и в то же время постепенно оттягивать кончик языка назад - вверх (произвольно или посредством подталкивания шпателем), пока не получится ш или ж . При этом надо следить, чтобы язык не суживался.
Для устранения недочетов произношения ч и щ пользуются двумя приемами:
1) аналогично предыдущему, постепенно при произнесении ц кончик языка шпателем отодвигается назад до получения ч ;
2) сначала медленно и четко, многократно и раздельно дитя произносит элементы звуков ч или щ в соответствующем порядке: ть - шь или шь - ч , а затем слитно тьшь (ч), шьч (щ) , что в конце концов при подражании воспитателю и даст правильное произношение.
Следует предпочесть, чтобы дети произносили щ как шч , а не как шьшь . Во-первых, это проще - не надо обучать их особому, не свойственному нашему языку мягкому долгому ш , во-вторых, этим предупреждаются в будущем частые ошибки в письме (шука, шипцы).
Устранять недостатки произношения этих звуков лучше при наличии правильных с, т, ш . Звук щ-шч ставится после усвоения ч . Для закрепления поставленных таким образом звуков их включают в слоги и связную речь.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Буква Ч, ч (называется: че) — присутствует во всех кириллических славянских алфавитах (в болгарском - 24-ая, в русском - 25-ая, в белорусском - 26-я, в украинском и сербском - 28-я, в македонском - 29-я); некоторые неславянские народы также используют её в своих письменностях.

В церковно- и старославянской азбуках именуется «червь» (ц.-с.) или «чрьвь» (с.-с.) — словом этим обозначались не только черви, но и моль. Обычно в кириллице по порядку считается 26-й (в ц.-с. азбуке) или 27-й (в с.-с.), имеет вид и соответствует числу 90 (правда, сперва для обозначения числа применяли греческий символ «Ҁ, ҁ» (коппа); 28-я по счету в глаголице, имеет форму и обозначает число 1000.

Обычно происхождение этих двух букв (как и Ц), связывается с семитской буквой «цади» или «цаде» (ср. с еврейским символом для этой буквы, который применялся в началах и серединах слов: צ).

Из существовавших вариантов написания буквы Ч в кириллице следует отметить чашеобразное старое (схожее с латинской буквой Y) и её форму в босанчице, имеющую вид латинского v или даже современной русской У (прописной буквы); буква Ч смотрелась как «коппа» — Ҁ в шрифтах Ф. Скорины.

Произношение

В русском языке исторически букву Ч произносили как одиночный звук, т.е., глухой переднеязычный палатальный шипящий фрикативный звук /ɕ/. Сейчас буква Ч произносится как глухая аффриката: в русском языке является всегда мягкой /tɕ/, но в большинстве иных славянских языков, имеющих кириллическую письменность, вообще всегда или часто твёрдая /tʂ/. Русская фонетическая транскрипция традиционно для передачи сочетания звуков /tɕ/ использовала символ [ч], хотя встречаются в литературе и варианты [т’ш’] или даже [тьщ].

ЗЧ, СЧ, ЖЧ, ШЧ, ЗДЧ, СТЧ

Буквосочетания «зч», «сч», «жч», «шч», «здч», «стч» принято в русском языке выговаривать как долгое [ш̅’] (/ɕː/) (по аналогии с буквой «щ»).

Буквосочетание «чн» традиционно произносили как [шн] (/ʂn/), но теперь такое произношение сохраняется лишь в редких словах (напр., нарочно), в других словах в то же время (напр., точно), утвердилось [чн] (/tɕn/). На особенности произношения сочетания букв «чн» повлияли диалектные различия: чаще [шн] можно встретить в московской речи и оно было нормой в речи старомосковской; для произношения петербургского более типичным является [чн].

Словарной нормой считают произношение [шн] в таких словах, как скучный (и скучно), яичница, нарочно (и [чн] в нарочный, т.е. «посыльный»), очечник, конечно (но [чн] в словах, производных от слова «конечный»: алгоритм работать будет конечно, время жизни частицы конечно), скворечник; в производных от мужских личных имён I-го склонения (Илья, Кузьма, Никита, Фома и др.) женских отчествах, заканчивающихся на -ична: Ильинична, Кузьминична, Никитична.

Не является обязательным, но допускается произносить [шн] в следующих словах: молочный, сливочный, порядочный (здесь возможны вариации в зависимости от семантики: это порядо[чн]ый человек, а другой — сволочь порядо[шн]ая), шапочный, копеечный, шуточный, гречневый, бутылочный, горчичный (и горчичник), булочная, двоечник, прачечная, лавочник, троечник, собачник. В прочих случаях предпочтительнее произносить [чн].

Буквосочетание «чт» в таком местоимении, как что и в его производных (ничто, чтобы и др., кроме нечто) произносят как [шт] (/ʂt/), во всех прочих словах (включая нечто) произносят как [чт] (/tɕt/).

ТЧ, ЧЧ

Удвоенную букву "чч" (встречающуюся в заимствованиях, напр., каприччо) произносят одинарно, т. е. правильно произносить не /tɕtɕ/, а /tːɕ/, при этом появляется пауза в звуке /tː/ между выполнением смыкания и размыкания, и в целом звучание может происходить более медленно и отчётливо. Аналогично произносят и сочетание «тч»: отчество.

Орфография буквы

В орфографии русского языка выбор между чя/ча, чё/чо, чю/чу, чы/чи, чэ/че диктуется не произношением, а формализованными правилами и соображениями исторического и этимологического порядка. Обычно написание чу, ча, че, чи; противоположное им чю, чя, чэ, чы почти невозможно, хотя встречается в заимствованиях (Чэнду, Чюрлёнис, Чыонг) либо применяется по эстетическим соображениям: так, О. Н. Чумина (поэтесса, к. XIX — нач. XX вв.) печаталась под фамилией «Чюмина». Достаточно сложными правилами определяется выбор между чё и чо; в

ряде случаев смена чё на чо изменяет смысл слов: печонка (маленькая печь) — печёнка (печень). В фамилиях распространено двоякое написание: -чов/-чёв, причём, с точки зрения современной действующей орфографии более верна форма с о, но она встречается реже. Формальными правилами также задается выбор между чь и ч (если только не имеется в виду разделительный мягкий знак: бычьё, ничья): с чь пишут преимущественно неопределённые формы (жечься, лечь, стричь) и формы повелительных наклонений глаголов (плачь, тычься, прячь,), а также существительные женского рода ед. числа — именит. и винит. падежи — (речь, дочь) и наречия, образованные от них (заполночь, вскачь).

Применение

Ч сокращенно обозначают час - единицу времени

Ч - «время Ч» - некоторое определённое время

Ч - в рецептах, в сокращении слова «часть» (объёмная или массовая часть — понимают из контекста)

Ч — в обозначении серии паровозов.

Как известно, все языки отличаются друг от друга не только словарным запасом, но и наборами букв и звуков. Для одной языковой группы такие отличия могут быть незначительными или отсутствовать вовсе, но в случае сравнения английского и русского языков разница очень заметна. Алфавит русского языка состоит из 33 букв, а английский, в свою очередь, всего лишь из 26. Исходя из этого, стоит ожидать, что некоторые привычные для нас буквы и звуки будут передаваться с особенностями.

В английской письменности отсутствуют буквы, способные самостоятельно передать наши й, ц, ч, ш, щ, ы. И хотя они почти не используются англичанами и американцами, но бывают необходимы для передачи заимствованных слов, а также при адаптации славянских имён, фамилий, названий городов и так далее. Для замены проблемных букв используются буквосочетания.

Буква Ш.

В первую очередь она передаётся буквосочетанием SH. Наиболее показательные примеры - слова EngliSH, SHine, fiSH, SHe и так далее. Именно таким образом будут переданы славянские имена DaSHa, MaSHa, NataSHa и прочие. Иногда звук Ш передаётся в английских словах другими сочетаниями. Например, commiSSion, revoluTion, dimenSion.

Буква Ч.

Эта проблемная буква и этот звук также передаются двойным буквосочетанием, а именно CH, которое в конце слов преобразуется в TCH. Примеры в исконно-английских словах: catCH, CHalk, CHoose и так далее. В заимствованных словах: CHeburashka, CHeboksary, PeCHkin…

Буква Щ.

Данная присущая славянским языкам буква, а в особенности отвечающий ей звук вызывают у англичан много трудностей, и на письме передаются 4 символами SHCH. Это обусловлено схожестью звука Щ по звучанию со звукосочетанием ШЧ. Примеры использования: SHCHedrin, SHCHerbakova…

Буква Ц.

В отличие от Ч и Ш, которые встречаются иногда в английских словах, примеров использования звука Ц найти не получится, потому этот славянский звук передаётся из соображений фонетической схожести сочетанием букв TS, реже можно встретить использование TZ или TC. Примеры перевода: VysoTSky, TSvetaeva, TroubeTZkoy.

Буква Й.

В соответствии с текущими стандартами на письме этот звук и эта буква передаются при помощи символа Y. Стоит отметить, что таким же образом передаётся и буква Ы, чем иногда бывает вызвана путаница, которой не было, пока придерживались использования для звука Й английской буквы J. Так или иначе, согласно современным нормам при переводе запись будет следующей: Yogurt, TolstoY, AivazovskY.

Буква Ы.

Это один из самых трудных звуков в нашей речи, произнести его не в середине слова трудно даже для носителей русского языка. В английском для его замены тоже используют Y, при этом из контекста понятно, какой именно звук подразумевается. Примеры: DobrYnin, KrYlov, DavYdova.