Конспекты для учителя по обж в школе. Учебно-методические материалы и разработки по обж. Практические методы изучения ОБЖ

15.03.2024 Природа

Изучается в общеобразовательных учреждениях. Он способствует формированию у детей навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, умения оказывать первую помощь.

Для чего необходимо изучать ОБЖ?

Некоторые родители, заглянув в дневники своих детей, удивляются, поскольку не знают, что такое ОБЖ в школе. Это предмет, призванный обучить детей правильно поступать в любых жизненных ситуациях, уметь правильно действовать при любой опасности. Человек, который прослушал курс ОБЖ, способен избежать последствий или природного характера. В рамках этого предмета дети получают элементарные знания об обороне государства, воинской обязанности мужчин.

Кроме того, предмет ОБЖ в школе необходим для того, чтобы научить детей вести здоровый образ жизни. Школьники должны понимать, какую угрозу для состояния их организма могут нести такие вредные привычки, как употребление наркотиков, спиртных напитков, курение. В результате изучения этого предмета дети знают, насколько важно заниматься спортом. Школьники получают информацию о наиболее распространенных болезнях. В случае успешного изучения предмета они будут знать о мерах профилактики и лечения заболеваний. Дети будут способны самостоятельно оказать себе и близким помощь.

Программа ОБЖ в школе

Когда эти полезные знания начали преподавать детям? В 1991 году был введен предмет ОБЖ в школе. Он призван обучить школьников основным правилам безопасности, умению распознавать оценивать их.

В соответствии с требованиями Министерства образования, программа ОБЖ в школе включает несколько больших тематических разделов. Прежде всего, школьники знакомятся с понятием «безопасность» и изучают правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Следующий тематический блок включает в себя получение медицинских знаний. Школьники имеют возможность получить информацию о проблемах с основными системами внутренних органов, об особенностях профилактики широко распространенных заболеваний. Зная, что такое ОБЖ, в школе или дома дети могут оказать себе помощь в случае возникновения первых болезненных симптомов.

Далее школьники изучают основы здорового образа жизни. В рамках этого блока дети могут узнать, как организовывать свой день, чтобы прожить максимально долго. Учитель должен объяснить школьникам особенности организации спортивных занятий, правильного питания.

После этого изучается современный комплекс проблем безопасности глобального масштаба. Речь идет об экологических катастрофах, демографическом кризисе, ядерной безопасности мира. Рассмотрение всех этих вопросов влияет на дальнейшую жизнь всего человечества. В соответствии с требованиями государства, программа ОБЖ в школе заканчивается ознакомлением с основами военной службы. Эта тема актуальна, так как каждый мальчик - будущий мужчина, защитник отечества.

Преподавание ОБЖ в начальной школе

Согласно образовательным программам, изучение ОБЖ в школе начинается в начальной школе. На данный момент в младших классах нет отдельного предмета о безопасности человека. Начальные знания из этой области малыши получают во время изучения предмета «Окружающий мир» и проведения внеклассных мероприятий. Младшие школьники должны узнать об основных правилах дорожного движения, пожарной безопасности. Они обязаны научиться пользоваться бытовыми приборами, средствами бытовой химии. Малыши должны знать, что такое ОБЖ в школе.

Усвоение материала должно осуществляться при помощи зрительных рецепторов. Дети хорошо запоминают информацию, представленную в виде таблиц, картин, мультимедийной презентации. Полезно демонстрировать ребятам фильмы. В начальной школе можно пользоваться CD-дисками и аудиокассетами.

Речевые методы изучения ОБЖ в средней и старшей школе

Преподавание ОБЖ в школе осуществляется с использованием в первую очередь речевых методов. При изучении нового материала может читаться лекция. Этот метод помогает максимально быстро передать школьникам большой объем информации. Лекция обязательно должна быть содержательной, логично построенной. Хорошо использовать элементы беседы. Однако такой материал может подаваться только в старших классах.

В рамках беседы учитель может актуализировать знания детей, полученные ранее. Эта форма работы предполагает большую активность учеников. Она обеспечивает высокую степень усвоения материала. В школе часто используется Тогда под руководством учителя школьники могут самостоятельно прийти к раскрытию свойств того или иного явления или процесса.

Доклад относится к эффективным методам самостоятельной работы. Такую форму работы предусматривает методика преподавания ОБЖ в школе. Школьники могут сами ознакомиться с учебным материалом, если подготовят серию докладов.

Практические методы изучения ОБЖ

Для тех, кто не знает, что такое ОБЖ в школе, необходимо понимать, что главная цель этого предмета - научить детей правильно действовать в той или иной ситуации. Поэтому необходимо использовать практические методы. Школьники должны отрабатывать полученные навыки. Для этого нужно решать ситуативные задачи. В учебниках по ОБЖ обязательно есть задачи, для решения которых нужно расписать алгоритм правильного поведения человека в той или иной ситуации. Например, при землетрясении, наводнении.

Практические методы можно использовать на занятиях во время изучения тематического раздела, касающегося медицины. Ученики могут прямо на уроках пробовать делать перевязку, накладывать шину.

Оборудование кабинета ОБЖ в школе

Для успешного усвоения учениками основ безопасности жизнедеятельности кабинет для занятий должен быть качественно оформлен. В частности, оборудование кабинета ОБЖ в школе должно включать в себя компьютер с проекционной доской. Это поможет активно использовать наглядность: схемы, таблицы, фотографии, фильмы. Для уроков, на которых рассматриваются основы гражданской обороны, необходимо использовать противогаз, автомат для сборки и разборки.

В идеале кабинет ОБЖ должен содержать специальное оборудование, представляющее собой макет человека. На нем можно наглядно демонстрировать правила оказания первой медицинской помощи. Использование такого современного оборудования поможет не только понятно объяснить ученикам, как оказывать помощь человеку, но и отточить практические навыки.

Оформление информационных стендов

В кабинете ОБЖ должны быть информационные стенды, дающие четко понять, что такое ОБЖ в школе. Информация может быть представлена в яркой интересной форме. Человек, переступающий порог кабинета, должен сразу же обращать внимание на стенды. На них можно представить основные сведения о правилах дорожного движения, особенностях поведения в той или иной ситуации. Подавать необходимо самую важную информацию, без усвоения которой невозможно изучение основ безопасности жизнедеятельности. Представленные сведения должны полностью соответствовать действующему законодательству.

Изучение ОБЖ - залог безопасности школьников

Учителям важно подходить к преподаванию ОБЖ со всей ответственностью, поскольку от этого предмета зависит жизнь учеников. Основы способны уберечь детей от многих проблем в будущем. Поэтому уроки должны быть максимально интересными, чтобы дети с удовольствием подходили к изучению данного предмета. Это поможет им качественно усваивать знания в рамках учебного процесса, интересоваться глобальными проблемами, с которыми приходится сталкиваться человечеству. Следовательно, изучение ОБЖ должно помочь обеспечить безопасность не только отдельно взятого человека, но и Вселенной. Об этом следует помнить.

МКОУ «Цветочненская СШ»

Белогорского района республики Крым

Всероссийский открытый урок

«Основы безопасности жизнедеятельности».

Подготовила классный руководитель 8- А класса

Инжиева Н. М.

Всероссийский открытый урок «Основы безопасности жизнедеятельности»
Участники – обучающиеся школы

Тема: «Правила поведения при чрезвычайных ситуациях»
Цель: практическая отработка навыков безопасного поведения обучающихся в условиях пожара; террористической угрозы, наводнения, землетрясения.
Оборудование: .презентация, компьютер.

I. Организационный момент. Ведущий:

Здравствуйте, уважаемые наши гости и ребята! Сегодня мы собрались для очень важного разговора. Окружающий мир, природа и развивающиеся технологии - реалии современного общества - все чаще бросают нам вызов в виде природных бедствий, техногенных аварий и катастроф. В нашей стране существует - МЧС России, действующая при чрезвычайных ситуаций различного характера. МЧС- это не только пожарные подразделения, но и спасатели, владеющие знаниями в медицине, стоящие на защите здоровья и жизни.
II. Основная часть урока. Выступление докладчика № 1 Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом. В жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Древние люди поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. Это нашло отражение в многочисленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет.
Древнегреческие мифы рассказывают о том, как Прометей украл огонь у Зевса, передал его людям и за это был жестоко наказан.
Но огонь может быть врагом . Его использовали тираны для достижения своих честолюбивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер еретиков, крестоносцы, порабощавшие народы.
Есть древнее предание о том, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня жестоко расправилась с людьми, которые поднялись на борьбу против великокняжеской власти. Ольга потребовала от горожан уплаты долга голубями и воробьями. Когда птицы были собраны, дружина Ольги привязала к их лапам куски промасленной и подожженной пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через несколько минут город был объят пламенем. Народ бросился спасать свои дома и имущество, дружина Ольги ворвалась в Искоростень и разрушила город
Выступление докладчика № 2

Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности Граждане обязаны:

    соблюдать требования пожарной безопасности;

    иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;

    при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

    до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

    оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

    выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;

Выступление №3.

Правила пожарной безопасности в школе. ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА В ШКОЛЕ ?

При обнаружении пожара в школе следует придерживать последовательности принимаемых мер. Первое, закрыть дверь того помещения, где горит огонь. Если вы увидите горящее помещение через окно, не пытайтесь войти в это помещение. Открытая дверь не только выпустит дым и помешает эвакуации; внезапное поступление дополнительного воздуха может привести к распространению пожара с большей скоростью. Следует немедленно поднять тревогу, громко крича о пожаре. Сообщите о пожаре находящемуся поблизости любому взрослому работнику школы, который примет меры по немедленной эвакуации всех людей из здания школы .
О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране наиболее быстрым способом.
По прибытии пожарной охраны в первую очередь нужно знать следующее: в каком помещении пожар; все ли эвакуированы. Главное: сохраняйте спокойствие и слушайте своего педагога, именно он поможет быстро эвакуироваться из помещения: пересчитает всех детей, назначит замыкающего, возьмет журнал и построит вас;
- если вокруг много дыма, закройте лицо мокрым полотенцем, носовым платком или ватно – марлевой повязкой и в определенном порядке, без паники, всей группой идите к выходу в безопасную зону;
- если количество дыма увеличивается, то необходимо передвигаться по помещению, пригнувшись или ползком;
- на улице педагог еще раз пересчитает вас, сообщит руководству, а пожарные точно узнают, есть ли еще в помещении люди

Выступление №4

Правила оказания помощи при термических ожогах кожи таков:
Немедленно погасить пламя на одежде и коже пострадавшего, для чего накрыть его тканью (это приведет к прекращению поступления воздуха), или сбросить горящую одежду. Можно погасить пылающий участок одежды, забросав его землей, песком или снегом, облив водой или опустив в воду.
Успокоить пострадавшего и окружающих.
Осторожно снять с пострадавшего тлеющие остатки одежды, которые не зафиксировались в ране. Запрещено отдирать от раны прилипшие остатки одежды. Прикасаться к обожженной поверхности руками тоже нельзя.
Держать в течение 10-20 минут пораженную поверхность тела под струей проточной холодной воды (можно в емкости с чистой прохладной водой). Это необходимо для того, чтобы предупредить дальнейшее углубление и расширение раны за счет нагрева обожженной зоны. Также это улучшит кровообращение в ране. Но ни в коем случае нельзя использовать для охлаждения зоны ожога лед, так как, помимо имеющегося ожога, у пострадавшего возникнет дополнительная травма – обморожение. В экстремальных случаях (при полном отсутствии проточной воды) возможно охлаждение раны с помощью мочи, но в реальной жизни поводов для применения этого способа практически никогда не бывает.
На обожженную поверхность нанести противоожоговое средство, затем наложить сверху сухую стерильную повязку. Ни в коем случае не использовать вату: можно применять только бинт, марлю – тканевые материалы. Если нет поблизости ни одного средства для экстренной помощи при ожогах и стерильных бинтов нет, нужно просто наложить чистую сухую повязку. Запрещается наносить на обожженную кожу мази, кремы, растительное масло, спиртовые растворы и прочие средства. При легких ожогах первой степени без обширного повреждения кожи и пузырей можно не накладывать повязку

При обширных ожогах рук и ног надо зафиксировать конечность с помощью шины или подручных средств и придать конечности возвышенное положение.
При обширных ожогах и при возникновении признаков ожогового шока (бледность, слабость, беспокойство, холодный пот, тахикардия, падение артериального давления, нарушение сердечной деятельности и дыхания) дать пострадавшему пить много жидкости – чистую воду. Жидкость уменьшает интоксикацию, которая возникает из-за всасывания в кровь продуктов распада обожженной кожи, подкожной клетчатки, мышц.
При сильных болях для предупреждения болевого шока пострадавшему дают любое обезболивающее средство (анальгин, парацетамол и пр.).

I II . Подведение итогов

Безопасность жизнедеятельности как наука

На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них - актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, и все мировое сообщество.

В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться. Безопасность - это приемлемый риск. Чтобы его достичь, необходима выработка идеологии безопасности - формирования соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами и занимается наука безопасность жизнедеятельности.

Родители - главный пример для своего ребенка, и грош цена работе дошкольного учреждения, не подкрепленной в домашних условиях: можно много говорить о правилах поведения на природе, но если родители их не соблюдают, то наши усилия бесполезны. Для родителей необходимо в уголке еженедельно помещать рекомендовать литературу для чтения и обсуждения с детьми, проводить совместные практические консультативные циклы по основам безопасности.

  • Урок-викторина в 10-м классе "Памяти поколений – дни воинской славы" по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" 2019

    Цели викторины: познакомить учащихся с днями воинской славы (победными днями) России; сформировать чувство гордости за свою Родину и уважение к подвигам наших воинов – защитников Отечества.

    Цель урока: познакомить детей с правилами выбора места для разведения костра, способами добывания и сохранения огня. В ходе урока учащиеся знакомятся с несколькими способами добычи огня с помощью подручных средств, с типами различных костров, выполняют практическую работу по добыче огня.

  • 2019

    Цели урока: познакомить учащихся с историей и задачами РСЧС, режимами функционирования РСЧС, структурой РСЧС.

  • Методическая разработка урока ОБЖ "Эмоциональное благополучие – важный фактор сохранения здоровья. Игры на эмоциональную разгрузку". 3-й класс 2019

    Цель урока: выделить важный фактор сохранения здоровья – эмоциональное благополучие и помочь создавать его с помощью игр.

  • Квест «Ключи от разведки» 2018

    Четвертый год у нас в лицее работает военно-патриотический проект «Ключи от разведки» для лицеистов 8–11-х классов. Прежде всего мы ставим задачи индивидуальной тренировки специфических навыков разведчиков, работу с информацией, использовать различные методы и языки передачи сообщений; умения работать в мини-группах, развития аналитических методов и средств противостояния социальным провокаторам и экстремистам.

  • Военно-спортивная игра "Зарница" 2018

    Сценарий военно-спортивной игры «Зарница» может быть использован как одно из основных мероприятий патриотического воспитания подрастающего поколения. Сочетание этапов физического, интеллектуального и военного направления вызывают живой интерес школьников, укрепляя, таким образом, лучшие традиции русского народа.


  • 2018

    Цели урока: расширить знания учащихся о классификации пресмыкающихся; сформировать умения оказания перовой медицинской помощи (ПМП) при укусах ядовитыми пресмыкающимися.

  • Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, достоинства и славы 2018

    Боевое знамя воинской части – официальный символ и воинская реликвия воинской части. Оно олицетворяет ее честь, доблесть и славу, служит напоминанием каждому военнослужащему о героических традициях и священном долге защиты Отечества, указывает на предназначение воинской части и ее принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам.

  • Музыкальный мини-спектакль «Поющий светофор» 2018

    Представлен сценарий мероприятия, посвященного правилам дорожного движения.

  • Подготовка учащихся к олимпиаде по ОБЖ как одно из направлений формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников 2018

    Реализация поиска и отбора талантливых детей происходит через систему олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований, научно-практических конференций и других мероприятий. Олимпиадное движение сегодня является одним из актуальных направлений. Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматриваются в качестве одного из критериев оценки деятельности образовательных учреждений, деятельности педагога при прохождении им аттестации.

  • План ежедневных бесед и игр по ОБЖ с детьми дошкольного возраста 2018

    Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Для этого взрослым необходимо научить ребенка следовать определенным правилам, которые помогут ему выжить в различных ситуациях и избежать их. Работая по плану ежедневных бесед с детьми по ОБЖ на прогулке, педагоги имеют возможность формировать навыки и способствовать накоплению опыта безопасного поведения у детей.

  • Дорожно-транспортные происшествия: причины, условия, анализ, предотвращение 2018

    Занятие знакомит учащихся с видами контроля безопасности дорожного движения, органами, контролирующими дорожную безопасность. Анализируются причины возникновения ДТП и факторы, влияющие на безопасность движения автотранспорта. В практической части занятия учащиеся самостоятельно разбирают опасные дорожные ситуации и прописывают алгоритм поведения в таких ситуациях водителя и пассажира.

  • Одно из занятий проекта «Ключи от разведки» 2018

    В военно-патриотическом проекте лицеисты 8–11-х классов знакомимся с профессией разведчика, учатся работать с информацией: сжимать её, кодировать, использовать различные методы и языки передачи сообщений.


  • Мир, в котором мы живем сегодня 2017

    Статья посвящена обзору военно-политической обстановки, сложившейся на данный момент. Дается характеристика основных угроз России. Материал может быть использован при изучении тем в рамках программы ОБЖ, связанных с национальными интересами Российской Федерации.

  • 2017

    Цели урока: формирование способности обучающихся к новому способу действия по сохранению и укреплению своего здоровья, освоить новые понятия; сформировать систему новых знаний по ЗОЖ, и профилактике наиболее опасных неинфекционных заболеваний; расширить знания обучающихся за счет включения новых терминов, понятий, описаний.

  • Конспект квест-игры «Поиски средств пожаротушения» 2017

    Цель мероприятия: создания условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры и формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности.

  • В стране дорожных знаков 2017

    Цель занятия: формирование у детей безопасного поведения на дороге и на улице.

  • Использование игровой деятельности на уроках ОБЖ при обучении детей с ДЦП 2017

    ДЦП – это группа нарушений двигательных функций мозга с возможным нарушением интеллектуального развития и речи. Для детей с ДЦП игра приобретает особое значение. Она вызывает у обучающихся желание достигнуть цели и выиграть. Именно это заставляет детей воспринимать окружающее, всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться, подбирать и группировать предметы согласно условиям и правилам игры. Игровое обучение формирует у детей знания и умения и корректирует высшие психические функции.

  • Марафон естественных наук 2017

    Марафон естественных наук проводится уже традиционно на декаде предметов естественнонаучного цикла. Задания Марафона опираются на знания в пределах школьной программы, часто носят занимательный характер. Такая форма работы позволяет повысить интерес к естественным наукам, способствует расширению кругозора, прививает навыки коллективной работы.

  • Занятие по правилам дорожного движения "Юный пешеход" в средней группе детского сада 2017

    Данное занятие по правилам дорожного движения учит детей различать дорожные знаки, развивает устойчивые навыки безопасного поведения на улице и воспитывает в детях чувство ответственности.


  • Контрольно-измерительные материалы ОБЖ 2017

    К наиболее эффективным средствам диагностики относятся задания в тестовой форме. Айрен – это бесплатная программа, позволяющая создавать тесты для проверки знаний и проводить тестирование в локальной сети, через Интернет или на одиночных компьютерах. Тесты могут включать в себя задания различных типов: с выбором одного или нескольких верных ответов, с вводом ответа с клавиатуры, на установление соответствия, на упорядочение и на классификацию.

  • 2017

    Цели урока: знакомство с характеристикой очагов поражения при радиационных авариях, с принципами защиты от ионизирующего излучения; воспитание бережного отношения к окружающей среде.

  • Действия водителя в опасных и критических дорожно-транспортных ситуациях 2017

    Учащиеся знакомятся с техническими неисправностями автомобилей, приводящими к ДТП: разрыв шины, поломка узлов рулевого привода, подвески, отрыв колеса, отказы тормозной системы. Рассматривают критические ситуации: экстренного объезда препятствий, заноса автомобиля, ослепление водителя дальним светом встречных авто, пожары на автомобиле, затопление и др. К ситуациям даются рекомендации поведения, исходя из дефицита времени на принятие решения.

  • Острова военной и национальной безопасности России 2017

    Статья дает представление о ситуации, сложившейся в результате обсуждения вопросов, связанных с принадлежностью островов Курильской гряды. Раскрывает военно-стратегическое и экономическое значение островов для России, отношение россиян к вопросу территориальной целостности государства.

  • Использование технического прогресса в борьбе с терроризмом 2017

    Статья знакомит со специальными средствами борьбы, используемыми для обезвреживания террористов. Дается краткое описание достигнутого технического прогресса в этой области и перспектив применения современных технологий в борьбе с терроризмом.

  • Урок-беседа (литература + ОБЖ) воспитания личности безопасного типа на примере романа А.С.Пушкина "Дубровский" 2016

    На уроке учащимся предлагается вспомнить сведения о жизни и творчестве А.С.Пушкина и дополнить их; представить картины, изображенные в повести «Дубровский» (устное словесное рисование). Учитель на примере такой беседы может помочь развить личность безопасного типа, расширить знания по освоению безопасного личного и общественного пространства; развить умение обобщать и делать вывод. Беседа может быть использована как на уроке литературы, так и на классном часе.

    Урок создает условия для воспитания позитивного отношения к военной службе, знакомит с требованиями к подготовке солдат. Занятие ориентировано на совершенствование умений принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей, развивает навыки индивидуальной и групповой работы, способность учащихся формулировать и аргументировать своё мнение.

  • 2016

    Данная методическая разработка может использоваться учителем на уроках по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности". На практическом занятии закрепляются теоретические знания и отрабатываются практические умения и навыки оказания неотложной помощи при травмах. Освоение техники наложения шин при переломах костей верхних и нижних конечностей помогает в экстремальных ситуациях.

  • педагог дополнительного образования Салтхцишвили Майя Кимовна
    Учебное заведение: МБУ ДО ДДТ № 3
    Краткое описание работы: В формировании здорового образа жизни большое значение имеет борьба с курением. Воспитание ребенка в семье курящих, отрицательный пример родителей способствует раннему приобщению детей к курению и формированию у них устойчивой вредной привычки. Миллионы курящих женщин, девушек наносят огромный ущерб своему здоровью и демографической политике.


    Учебное заведение:
    Краткое описание работы: Современная политическая обстановка в мире к сожалению далека от идеальной. На сегодняшний день в мире существует более 130 горячих точек.Обостряется борьба за природные ресурсы, растет количество террористических актов. Все это накладывает особую ответственность на такие предметы как НВП и ОБЖ в необходимости повышения у обучающихся уровня бдительности и приобретения навыков противодействия опасности.

    Мельницкий Владимир Сергеевич
    Учебное заведение: КГКП "Электротехнический колледж"
    Краткое описание работы: Одной из важнейших задач в работе преподавателя, который строит свою деятельность в соответствии с требованиями развивающего обучения является повышение эффективности методов преподавания и интенсификации процесса обучения. Решению этой задачи способствует широкое использование в обучении нетрадиционных уроков, а также совершенствование методики их применения в учебно-воспитательном процессе. Нетрадиционных форм проведения уроков создано уже много, но на мой взгляд наиболее подходящими для предметов НВП и ОБЖ являются следующие нетрадиционные уроки: видео-урок, урок-суд, урок-соревнование, урок-игра.

    Смоленцев Денис Владимирович
    Учебное заведение: МАУ ДО ДЮЦ "Град" города Тюмени
    Краткое описание работы: Соревнования, посвященные Дню защитника Отечества, проводятся в гимназии №49, среди групп обучающихся МАУ ДО ДЮЦ «Град» города Тюмени по направлению военно-патриотического воспитания. Настоящее положение определяет цели, задачи, порядок проведения, содержание соревнований.

    Козырев Юрий Николаевич
    Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
    Краткое описание работы: На основании письма ГБОУ ИРО Краснодарского края от 26.09.2017 года № 01-20/3109 «Рекомендации по профилактике травматизма», письма УО администрации муниципального образования Каневского района от 02.10.2017 года № 01-33/1209, внесены учебные вопросы по безопасности на ЖД и введены учебные вопросы Приказом Минобрнауки России от 19.10.2009 N 427, по ПДД.

    Дымчиков Баир Борисович
    Учебное заведение: МАОУ "СОШ №63 г.Улан-Удэ"
    Краткое описание работы: Для проведения данной программы требуется подготовительная работа, так как дети работают в командах. В разработке предлагается 6 конкурсов. Дети учатся пользоваться противогазом, максимально информативно и кратко учатся сообщать о пожаре по телефону 01, находить выход из различных экстренных ситуаций, связанных с пожаром и др.

    Разработка урока по ОБЖ на тему:

    Лесные пожары»

    Актуальность изучения темы

    К чрезвычайным ситуациям природного характера относятся лесные пожары. Российская Федерация славится своими лесами, она - один из крупнейших во всем мире экспортер древесины. Но в последнее время общая площадь лесов несоизмеримо сокращается. И одна из причин такого сокращения - лесные пожары.

    Результативность урока

    Способы организации деятельности на уроке обеспечивают сотрудничество учителя и обучающихся, обучающихся между собой; каждый может проявить заинтересованность и включиться в деятельность по достижению целей урока;

    Групповая форма работы способствует развитию коммуникативных навыков у обучающихся: умение договариваться, терпеливо выслушивать мнение другого участника группы, корректно отстаивать свою точку зрения.

    Использование воспитательных возможностей словесной оценки учителя, а также самооценки обучающихся содействуют развитию познавательного интереса обучающихся, воспитанию качеств личности, таких как активность, самостоятельность, ответственность и способность к рефлексии собственной деятельности.

    Учебный предмет : Основы безопасности жизнедеятельности.

    Тема урока: " Взаимовлияние окружающей среды и жизнедеятельности человека. Лесные пожары ". Класс : 7

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

    Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, деятельностные.

    Методическая цель урока: представить опыт по использованию эффективных приемов организации самостоятельной работы при изучении новой темы.

    Цели урока:

    Образовательная - изучение материала по теме "Взаимовлияние окружающей среды и жизнедеятельности человека. Лесные пожары "; ознакомление учащихся с разрушительным действием пожаров.

    Развивающая - осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека; содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширение кругозора учащихся.

    Воспитательная - умение оценивать степень риска природных пожаров для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека; привитие навыков осторожного обращения с огнём.

    Задачи:

    Обучения:

    Создать условия для развития знаний о лесных пожарах и мерах по обеспечению личной безопасности;

    Создать условия для формирования умения выделять главное, отбирать нужный материал, делать выводы, обосновывать свою точку зрения;

    Развития:

    Содействовать развитию учебной мотивации, познавательного интереса, внимания, логического мышления;

    Создать условия для развития коммуникативных навыков;

    Воспитания:

    Создать условия для развития таких качеств личности, как ответственность, активность, дисциплинированность, самостоятельность;

    Создать условия для формирования безопасного поведения учащихся.

    Техническое оснащение:

    компьютер, проектор, экран

    Материалы к уроку:

    задания для учащихся, раздаточный материал, электронная презентация, листы индивидуальной работы (в приложениях).

    Конспект урока по ОБЖ на тему

    «Взаимовлияние окружающей среды и жизнедеятельности человека.

    Лесные пожары»

    (7 класс)

    Актуализация знаний.

    Все более актуальной становится тема чрезвычайных ситуаций природного характера. Число наводнений, землетрясений, извержений вулканов, природных пожаров увеличивается с каждым годом, в них погибает все большее количество людей.

    К чрезвычайным ситуациям природного характера относятся лесные пожары. Российская Федерация славится своими лесами, она - один из крупнейших во всем мире экспортер древесины. Но в последнее время общая площадь лесов несоизмеримо сокращается. И одна из причин такого сокращения - лесные пожары. В настоящее время ежегодно возникает множество лесных пожаров, а ведь леса приносят огромную пользу:

    · поглощают углекислый газ, выделяют кислород , смягчают климат, возвращают влагу в атмосферный круговорот;

      защищают сельскохозяйственные земли, населенные пункты, водоемы;

      служат домом для большинства видов живых организмов;

      служат одним из основных мест отдыха людей.

    Наша область богата лесными насаждениями, поэтому нас волнует вопрос сохранности леса, улучшения экологической обстановки.

    Поэтому главная цель урока - осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека.

    Вид урока: Закрепление ранее изученного материала с применением современных технологий.

    Технология: информационная.

    Время проведения: 30 минут.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

    Цели урока:

    Образовательная - закрепление материала по теме «Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров»; ознакомление учащихся с разрушительным действием пожаров.

    Развивающая - осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека; содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширение кругозора учащихся.

    Воспитательная - умение оценивать степень риска природных пожаров для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека; привитие навыков осторожного обращения с огнём.

    Подготовка к уроку:

      Подбор материала и набор текста.

      Подбор изображений из интернета и других источников для слайдов.

      Составление и оформление презентации.

    Ход урока

    I. Организационный момент (5 мин.).

    II. Изучение нового материала (12 мин).

    План проведения урока:

      Вступительное слово.

    2. Работа в группах (самостоятельное изучение материала)

    1. Вступительное слово учителя.

    Я хочу начать урок с фрагмента стихотворения Ф.И.Тютчева:

    Невозмутимый строй во всем, созвучье полное в природе,

    Лишь в нашей призрачной свободе, разлад мы с нею создаем…(используются слайды 1,2 презентации)

    Фронтальный опрос: Приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека на окружающую среду? (Ответы учащихся)

    Как видите, к сожалению, примеров отрицательного воздействия гораздо больше, чем положительного. Этим летом окружающая среда Российской Федерации подверглась серьезным испытаниям.

    ВОПРОС: Каким? (лесные пожары)

    Сообщение темы урока (слайд № 3):

    «Взаимовлияние окружающей среды и жизнедеятельности человека на примере

    лесных пожаров».

      Самостоятельное изучение материала (работа в группах 12 мин.).

    Класс разделен на три группы: Исследователи, экологи, МЧС. Каждая группа получает задание, раздаточные материалы, листы индивидуальной работы.

    Задание для группы № 1 «Исследователи»:

    Выявить

    Задание для группы № 2 «Экологи»:

    Выявить влияние лесных пожаров на окружающую среду (экосистему)

    Подготовить выступление (защиту проекта)

    Задание для группы № 3 «МЧС»:

    Подготовить выступление (защиту проекта)

    В процессе работы учитель предлагает в процессе выступления групп воспользоваться компьютерной презентацией (приготовлена заранее)

      Обмен информацией (выступление команд)

    Группа № 1 «Исследователи»

    Основные причины лесных пожаров

    Спичка, сигарета, пыж

    Костер, стекло

    Самовозгорание

    Засуха

    Удар молнии

    Таблицу:

    Объект горения

    (ЧТО ГОРИТ)

    Скорость движения огня

    Температура горения

    Подземные (почвенные)

    Торф

    1 км. В сутки

    Около 600 гр. С

    Низовые

    Трава, мох, опавшие ветки

    До 5 км. в час

    До 700 гр. С

    Верховые

    Листья, хвоя, ветви

    До 30 км. в час

    900-1200 гр. С

    Выступление сопровождается слайдами № 4-7 презентации, остальные учащиеся вносят полученную информацию в листы индивидуальной работы.

    Группа № 2 «Экологи» представляет составленную схему:


    ЧЕЛОВЕК

    Пожар может уничтожить жилье

    Дышать невозможно

    Можно погибнуть или получить ожоги

    РАСТЕНИЯ

    Уничтожаются редкие виды

    Кислорода в

    атмосфере становится меньше

    ЖИВОТНЫЕ

    Уничтожаются редкие виды

    Нарушается пищевая цепочка

    АТМОСФЕРА

    Пыль

    Угарный газ

    Парниковый эффект

    Выступление сопровождается слайдами № 8-10 презентации, остальные учащиеся вносят полученную информацию в листы индивидуальной работы.

    Группа № 3 «МЧС» представляет составленную схему:

    Определить направление ветра, движения огня

    Накрыть голову мокрой одеждой

    Дышать через мокрый платок

    Выходить под прямым углом, пригнувшись к земле

    Окунуться в ближайший водоем

    Выступление сопровождается слайдом № 11 презентации, остальные учащиеся вносят полученную информацию в листы индивидуальной работы.

    1. Просмотр видеофрагмента «Пожар в лесу»

    Для закрепления материала предлагаю вам посмотреть видеофрагмент.

      Подведение итогов.

    Подводим итог. Целью нашей работы на уроке было установить взаимовлияние окружающей среды и жизнедеятельности человека на примере лесных пожаров.

    Как вы думаете, цель достигнута? (да)

    Прежде чем сделать вывод, я хотел бы прочитать вам еще одно стихотворение

    Вадима Шефнера:

    И нехотя чадили до утра.

    Какой вывод мы сегодня можем сделать? (Лесные пожары проще предотвратить, соблюдая правила пожарной безопасности)

      Домашнее задание:

    1) Вклеить лист индивидуальной работы в рабочую тетрадь

    2) придумать и нарисовать знак, призывающий людей беречь лес от пожара;

    3) подобрать материал о лесных пожарах в Свердловской области.

    Лист индивидуальной работы

    Основные причины лесных пожаров

    Антропогенный (человеческий) фактор:

    Самовозгорание

    «Характеристика видов лесных пожаров»

    Объект горения

    (ЧТО ГОРИТ)

    Скорость движения огня

    Температура горения

    1.

    Подземные (почвенные)

    2.

    Низовые

    3.

    Верховые

    Влияние лесных пожаров на экологическую систему


    ЧЕЛОВЕК

    АТМОСФЕРА

    РАСТЕНИЯ

    ЖИВОТНЫЕ

    «Действия в зоне лесного пожара»

    Технологическая карта урока

    I этап. Организационный

    Цель: создать условия для быстрого включения учащихся в работу и учебную деятельность.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку, выясняет кто отсутствует.

    Выдает каждому ученику лист индивидуальной работы (Приложение 1).

    Ребята, рассаживаемся по группам, согласно списку. Произведите осмотр рабочего места, все ли готово к уроку.

    Определяют свое рабочее место, оценивают свою готовность к уроку.

    Результат: учащиеся настроены на работу.

    II этап. Фронтальный опрос

    Цель: создать условия для осмысления учащимися необходимости изучения темы, возбуждение мыслительной деятельности, мотивировать на успех, результат.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Учитель зачитывает строки из стихотворения Ф.И. Тютчева (слайд 1):

    Невозмутимый строй во всем,

    Созвучье полное в природе,-

    Лишь в нашей призрачной свободе

    Разлад мы с нею создаем.

    Человек является частью природы, он взаимодействует с окружающей средой, при этом воздействуя на нее как положительно, так и отрицательно.

    Фронтальный опрос:

    1.Приведите примеры положительного влияния человека на окружающую среду? 2.Приведите примеры отрицательного влияния человека на окружающую среду? Как видите, к сожалению, примеров отрицательного воздействия на окружающую среду гораздо больше, чем положительных. Каждым летом окружающая среда Российской Федерации подвергается серьезным испытаниям.

    3. ВОПРОС: Каким?

    Правильно. В результате пострадали люди, многие лишились жилья. Пожары бушевали и на территории Свердловской области. Мы почувствовали их влияние на себе, поэтому я предлагаю этой проблеме посвятить наш урок.

    Тема урока: «Взаимовлияние окружающей среды и жизнедеятельности человека. Лесные пожары»

    Дети анализируют строки из стихотворения.

    Предполагаемые ответы:

    1.В природе все взаимосвязано. Человек садит деревья, очищает территорию.

    2.Человек наносит вред природе. Вырубка лесов. Загрязнение рек. Мусор.

    3. Лесным пожарам

    Результат: учащиеся испытывают эмоциональный подъем, мотивированы на успех.

    III этап. Актуализация знаний

    Цель: проверить уровень усвоения ранее полученных знаний, создать условия для вторичного осмысления знаний, формулирования учащимися целей и задач урока.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    - Что бы вы хотели узнать по данной теме и проблеме?

    Хотите ли вы узнать подробнее о влиянии лесных пожаров на окружающую среду, действиях в зоне лесных пожаров?

    Исходя из темы урока и проблемы, попытайтесь сформулировать цель урока

    Обобщает ответы, озвучивает цель урока (слайд 3). «Отследить взаимовлияние окружающей среды и жизнедеятельности человека на примере лесных пожаров».

    Как вы думаете, что мы будем делать для достижения цели?

    Работать будем в группах

    Как действовать при возникновении пожара?

    Отвечают на вопросы.

    Последствия лесных пожаров

    Лесные пожары

    Их влияние на окружающую среду

    Предполагаемые ответы:

    Изучить компоненты биогеоценоза.

    Достроить интеллект-карту.

    Изучить состав и строение биогеоценоза.

    Работают в группах, выполняют задание

    Результат: учащиеся проявляют готовность к активному, сознательному освоению нового материала, формулируя цель и задачи урока.

    IV этап. Усвоение новых знаний (работа в группах) Цель: создать условия для успешной работы каждой группы, поиска нужной информации, уяснения нового материала, формирование способов деятельности.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Выдает учащимся материал, необходимый для выполнения задания (Приложения 2,3,4). Объясняет задание.

    Создает условия для усвоения нового материала.

    Результатом работы групп будет заполненные схемы и ответ на вопросы.

    Вспоминают правила работы в группе, распределяют обязанности в группе, получают задание и материалы для выполнения задания.

    Работают в группах, обсуждают проблему, заполняют схемы, оформляют ответы на доске (при необходимости).

    Результат: учащиеся демонстрируют умение работать с источниками информации, выделять главное, готовить выступления, сотрудничать.

    V этап. Закрепление нового учебного материала

    Цель: создать условия для осознанного восприятия новой информации, ее осмысления и запоминания, проявления коммуникативных умений.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Создает условия для комфортного психологического состояния отвечающих, организует порядок отчетов.

    Предлагает заполнить лист индивидуальной работы

    Оценивает ответы каждой группы.

    Видеофрагмент

    Ученики представляют результаты групповой познавательной деятельности. (Приложение 4)

    1 группа: «Исследователи»:

    Дать характеристику видам лесных пожаров

    2 группа: «Экологи»:

    Выявить влияние лесных пожаров на окружающую среду

    3 группа: «МЧС»:

    Установить порядок действий человека в зоне лесного пожара

    Каждый ученик заполняют лист индивидуальной работы

    Задают уточняющие вопросы.

    Результат: учащиеся демонстрируют первичное осознание, осмысление и применение нового материала, делают выводы, проявляют организаторские способности, умение взаимодействовать при выполнении практических заданий

    VI этап. Подведение итогов и рефлексия деятельности

    Цель: создать условия для обобщения и закрепления содержания нового материала, оценивания результативности собственной деятельности.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Учитель создает условия для понимания учениками значимости полученных знаний и способов деятельности, выяснения эмоционального настроя обучающихся (задает вопросы, возвращаясь к цели урока):

    Подведем итоги. Какова была цель урока?

    Как вы думаете, цель урока достигнута?

    Прежде чем сделать вывод, я хотел бы прочитать вам стихотворение Вадима Шефнера:

    Забывчивый охотник на привале

    Не разметал, не растоптал костра.

    Он в лес ушел, а ветки догорали

    И нехотя чадили до утра.

    Огонь настиг охотника - и, мучась,

    Тот задыхался в огненном плену;

    Он сам себе готовил эту участь,-

    Но как он искупил свою вину!..

    Какой вывод можно сделать?

    Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

    Учитель анализирует ответы, оценивает активность, работу учеников.

    Надеюсь, что вы удовлетворены собственной деятельностью на уроке, а полученные знания действительно пригодятся в жизни и вы сможете их донести до других.

    Ответы:

    - изучение материала по теме "Взаимовлияние окружающей среды и жизнедеятельности человека. Лесные пожары "

    Да

    Лесные пожары проще предотвратить, соблюдая правила пожарной безопасности

    Результат: учащиеся получают и закрепляют новый материал, проводят самооценку собственной деятельности.

    VII этап. Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

    Цель: создать условия для обобщения и закрепления новых знаний, умения их практического применения.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

      - Домашнее задание:

    1) Вклеить лист индивидуальной работы в рабочую тетрадь 2) придумать и нарисовать знак, призывающий людей беречь лес от пожара; 3) подобрать материал о лесных пожарах в Свердловской области. -Спасибо за работу. Урок окончен.

    Записывают задание.

    Результат: учащиеся эмоционально настроены на успешное выполнение домашнего задания.

    Список литературы.

      Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Фролов М.П. и др. М.: 2012.

      Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ ППБ 101-89, М, 2006 г.

      Чеурин Г.С. Самоспасение без снаряжения: М.- Русский журнал, 2000.

      Петров Н.Н. Человек в чрезвычайных ситуациях: Челябинск. – Южно-уральское книжное издательство, 1995.

      Репин Ю.В., Шабунин Р.А., Середа В.А. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях: Екатеринбург, 1995.

      Садикова Н.Б. 1000+1 совет туристу, школа выживания: Минск.-Современный литератор, 2000.

      Миньков Н.Н., Костенко Н.Д. Основы безопасности жизнедеятельности (материалы к преподаванию предмета ОБЖ).: Самара, 2014.

      Основы безопасности жизни. Журналы: М., 2016.