Князь василий васильевич голицын. О роде князей голицыных На ком женился князь голицын

Князь Василий Васильевич Голицын

Василий Васильевич Голицын.

Гравюра 1689 г.

Младшим из предшественников Петра был князь В. В. Голицын, и он уходил от действительности гораздо дальше старших. Еще молодой человек, он был уже видным лицом в правительственном кругу при царе Федоре и стал одним из самых влиятельных людей при царевне Софье, когда она, по смерти старшего брата, сделалась правительницей государства. Властолюбивая и образованная царевна не могла не заметить умного и образованного боярина, и князь Голицын личной дружбой связал свою политическую карьеру с этой царевной.

Голицын был горячий поклонник Запада, для которого он отрешился от многих заветных преданий русской старины. Подобно Нащокину, он бегло говорил по-латыни и по-польски. В его обширном московском доме, который иноземцы считали одним из великолепнейших в Европе, все было устроено на европейский лад: в больших залах простенки между окнами были заставлены большими зеркалами, по стенам висели картины, портреты русских и иноземных государей и немецкие географические карты в золоченых рамах; на потолках нарисована была планетная система; множество часов и термометр художественной работы довершали убранство комнат. У Голицына была значительная и разнообразная библиотека из рукописных и печатных книг на русском, польском и немецком языках. Здесь между грамматиками польского и латинского языков стояли «Киевский летописец», немецкая геометрия, Алкоран в переводе с польского, четыре рукописи о строении комедий, рукопись Юрия Сербенина (Крижанича). Дом Голицына был местом встречи для образованных иностранцев, попадавших в Москву, и в гостеприимстве к ним хозяин шел дальше других московских любителей иноземного, принимал даже иезуитов, с которыми те не могли мириться.

Разумеется, такой человек мог стоять только на стороне преобразовательного движения – и именно в латинском, западноевропейском, не лихудовском направлении. Один из преемников Ордин-Нащокина по управлению Посольским приказом, князь Голицын развивал идеи своего предшественника. При его содействии состоялся в 1686 г. Московский договор о вечном мире с Польшей. По нему Московское государство приняло участие в коалиционной борьбе с Турцией в союзе с Польшей, Германской империей и Венецией. Этим оно формально вступило в концерн европейских держав, за что Польша навсегда утверждала за Москвой Киев и другие московские приобретения, временно уступленные по Андрусовскому перемирию.

И в вопросах внутренней политики князь Голицын шел впереди прежних дельцов преобразовательного направления. Еще при царе Федоре он был председателем комиссии, которой поручено было составить план преобразования московского военного строя. Эта комиссия предложила ввести немецкий строй в русское войско и отменить местничество (закон 12 января 1682 г.). Голицын без умолку твердил боярам о необходимости учить своих детей, выхлопотал разрешение посылать их в польские школы, советовал приглашать польских гувернеров для их образования. Несомненно, широкие преобразовательные планы роились в его голове. Жаль, что мы знаем только их обрывки или неясные очерки, записанные иностранцем Невиллем, польским посланцем, приехавшим в Москву в 1689 г. незадолго до падения Софьи и Голицына. Невилль видался с князем, говорил с ним по-латыни о современных политических событиях, особенно об Английской революции, мог от него кое-что слышать о положении дел в Москве и тщательно собирал о нем московские слухи и сведения.

Голицына сильно занимал вопрос о московском войске, недостатки которого он хорошо изведал, не раз командуя полками. Он, по словам Невилля, хотел, чтобы дворянство ездило за границу и обучалось там военному искусству. Он думал заменить хорошими солдатами взятых в даточные и непригодных к делу крестьян, земли которых оставались без обработки на время войны. Взамен их бесполезной службы, обложить крестьянство умеренной поголовной податью. Значит, даточные рекруты из холопов и тяглых людей, которыми пополняли дворянские полки, устранялись, и армия, вопреки мысли Ордин-Нащокина, сохраняла строго сословный дворянский состав с регулярным строем под командой обученных военному делу офицеров из дворян же.

Военно-техническая реформа в мыслях Голицына соединялась с переворотом социально-экономическим. Преобразование государства Голицын думал начать освобождением крестьян, предоставив им обрабатываемые ими земли с выгодой для царя, т. е. казны, посредством ежегодной подати, что, по его расчету, увеличивало доход казны более чем наполовину. Иноземец кое-чего недослышал и не объяснил условий этой поземельной операции. Так как на дворянах оставалась обязательная и наследственная военная служба, то, по всей вероятности, насчет поземельного государственного оброка с крестьян предполагалось увеличить дворянские оклады денежного жалованья, которые должны были служить вознаграждением за потерянные помещиками доходы с крестьян и за отошедшие к ним земли.

Таким образом, по плану Голицына операция выкупа крепостного труда и надельной земли крестьян совершалась посредством замены капитальной выкупной суммы непрерывным доходом служилых землевладельцев, получаемым от казны в виде возвышенного жалованья за службу. При этом не стесненный законом помещичий произвол в эксплуатации крепостного труда заменялся определенным поземельным казенным налогом. Подобные мысли о разрешении крепостного вопроса стали возвращаться в русские государственные умы не раньше как полтора века спустя после Голицына.

Прения о вере в Грановитой палате (1682 г.)

Много другого слышал Невилль о планах этого вельможи, но, не передавая всего слышанного, иноземец ограничивается общим, несколько идилличным отзывом: «Если бы я захотел написать все, что узнал об этом князе, я никогда бы не кончил. Достаточно сказать, что он хотел населить пустыни, обогатить нищих, дикарей превратить в людей, трусов в храбрецов, пастушечьи шалаши в каменные палаты». Читая рассказы Невилля в его донесении о Московии, можно подивиться смелости преобразовательных замыслов «великого Голицына», как величает его автор. Эти замыслы, переданные иностранцем отрывочно без внутренней связи, показывают, однако, что в основании их лежал широкий и, по-видимому, довольно обдуманный план реформ, касавшийся не только административного и экономического порядка, но и сословного устройства государства и даже народного просвещения. Конечно, это были мечты, домашние разговоры с близкими людьми, а не законодательные проекты.

Личные отношения князя Голицына не дали ему возможности даже начать практическую разработку своих преобразовательных замыслов. Связав свою судьбу с царевной Софьей, он пал вместе с нею и не принимал участия в преобразовательной деятельности Петра, хотя был ближайшим его предшественником и мог бы быть хорошим его сотрудником, если не лучшим. В законодательстве слабо отразился дух его планов: смягчены условия холопства за долги, отменены закапывание мужеубийц и смертная казнь за возмутительные слова. Усиление карательных мер против старообрядцев нельзя ставить целиком насчет правительства царевны Софьи: то было профессиональное занятие церковных властей, в котором государственному управлению приходилось обыкновенно служить лишь карательным орудием. К тому времени церковные гонения вырастили в старообрядческой среде изуверов, по слову которых тысячи совращенных жгли себя ради спасения своих душ, а церковные пастыри ради того же жгли проповедников самосожжения. Ничего не могло сделать и для крепостных крестьян правительство царевны, пристращавшей буйных стрельцов дворянами, пока не явилась возможность припугнуть дворян стрельцами и казаками.

Письмо царевны Софьи к князю В. В. Голицыну в 1689 г.

Однако несправедливо было бы отрицать участие идей Голицына в государственной жизни; только его надо искать не в новых законах, а в общем характере семилетнего правления царевны. Свояк и шурин царя Петра, следовательно, противник Софьи, князь Б. И. Куракин оставил в своих записках замечательный отзыв об этом правлении. «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольству народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было; и все государство пришло во время ее правления через семь лет в цвет великого богатства, также умножилась коммерция и всякие ремесла, и науки почали быть восставлять латинского и греческого языку… И торжествовала тогда довольность народная». Свидетельство Куракина о «цвете великого богатства», по-видимому, подтверждается и известием Невилля, что в деревянной Москве, считавшей тогда в себе до полумиллиона жителей, в министерство Голицына построено было более трех тысяч каменных домов. Неосторожно было бы подумать, что сама Софья своим образом действий вынудила у противника такой хвалебный отзыв о своем правлении. Эта тучная и некрасивая полудевица с большой неуклюжей головой, грубым лицом, широкой и короткой талией, в 25 лет казавшаяся 40-летней, властолюбию пожертвовала совестью, а темпераменту стыдом. Но, достигнув власти путем постыдных интриг и кровавых преступлений, она, как принцесса «великого ума и великий политик», по словам того же Куракина, нуждаясь в оправдании своего захвата, способна была внимать советам своего первого министра и «голанта», тоже человека «ума великого и любимого от всех». Он окружил себя сотрудниками, вполне ему преданными, все незнатными, но дельными людьми вроде Неплюева, Касогова, Змеева, Украинцева, с которыми и достиг отмеченных Куракиным правительственных успехов.

Продолжатель Ордин-Нащокина . Князь Голицын был прямым продолжателем Ордин-Нащокина. Как человек другого поколения и воспитания, он шел дальше последнего в своих преобразовательных планах. Он не обладал ни умом Нащокина, ни его правительственными талантами и деловым навыком, но был книжно образованнее его, меньше его работал, но больше размышлял. Мысль Голицына, менее сдерживаемая опытом, была смелее, глубже проникала в существующий порядок, касаясь самых его оснований. Его мышление было освоено с общими вопросами о государстве, его задачах, строении и складе общества. Недаром в его библиотеке находилась какая-то рукопись «О гражданском житии, или О поправлении всех дел, яже належат обще народу». Он не довольствовался, подобно Нащокину, административными и экономическими реформами, а думал о распространении просвещения и веротерпимости, свободе совести, свободном въезде иноземцев в Россию, улучшении социального строя и нравственного быта. Его планы шире, отважнее проектов Нащокина, но зато идилличнее их.

Представители двух смежных поколений, оба они были родоначальниками двух типов государственных людей, выступающих у нас в XVIII в. Все эти люди были либо нащокинского, либо голицынского пошиба. Нащокин – родоначальник практических дельцов Петрова времени; в Голицыне заметны черты либерального и несколько мечтательного екатерининского вельможи.

Подготовка и программа реформы . Мы видели, с какими колебаниями шла подготовка реформы. Русские люди XVII в. делали шаг вперед и потом останавливались, чтобы подумать, что они сделали, не слишком ли далеко шагнули. Судорожное движение вперед и раздумье с пугливой оглядкой назад – так можно обозначить культурную походку русского общества в XVII в. Обдумывая каждый свой шаг, они прошли меньше, чем сами думали. Мысль о реформе вызвана была в них потребностями народной обороны и государственной казны. Эти потребности требовали обширных преобразований в государственном устройстве и хозяйственном быту, в организации народного труда. В том и другом деле люди XVII в. ограничились робкими попытками и нерешительными заимствованиями у Запада.

Но среди этих попыток и заимствований они много спорили, бранились и в этих спорах кое о чем подумали. Их военные и хозяйственные нужды столкнулись с их заветными верованиями и закоренелыми привычками, вековыми предрассудками. Оказалось, что им нужно больше, чем они могут и хотят, чем подготовлены сделать, что для обеспечения своего политического и экономического существования им необходимо переделать свои понятия и чувства, все свое миросозерцание. Так они очутились в неловком положении людей, отставших от собственных потребностей. Им понадобилось техническое знание, военное и промышленное, а они не только не имели его, но и были дотоле убеждены, что оно ненужно и даже греховно, потому что не ведет к душевному спасению. Каких же успехов достигли они в этой двойной борьбе со своими нуждами и с самими собой, со своими собственными предубеждениями?

Для удовлетворения своих материальных нужд они в государственном порядке произвели не особенно много удачных перемен. Они нанимали несколько тысяч иноземцев, офицеров, солдат и мастеров. С их помощью кое-как поставили значительную часть своей рати на регулярную ногу, и то плохую, без надлежащих приспособлений, и построили несколько фабрик и оружейных заводов. А с помощью этой подправленной рати и этих заводов, после больших хлопот и усилий, с трудом вернули две потерянные области, Смоленскую и Северскую, и едва удержали в своих руках половину добровольно отдавшейся им Малороссии. Вот и все существенные плоды их 70-летних жертв и усилий!

Государственного порядка они не улучшили, напротив, сделали его тяжелее прежнего, отказавшись от земского самоуправления, обособлением сословий усилив общественную рознь и пожертвовав свободой крестьянского труда. Зато в борьбе с самими собой, своими привычками и предубеждениями они одержали несколько важных побед, облегчивших эту борьбу дальнейшим поколениям. Это была их бесспорная заслуга в деле подготовки реформы. Они подготовляли не столько самую реформу, сколько себя самих, свои умы и совести к этой реформе, а это менее видная, но не менее трудная и необходимая работа. Попытаюсь обозначить в коротком перечне эти их умственные и нравственные завоевания.

Во-первых, они сознались, что многого не знали из того, что нужно знать. Это была самая трудная победа их над собой, своим самолюбием и своим прошедшим. Древнерусская мысль усиленно работала над вопросами нравственно-религиозного порядка, дисциплиной совести и воли, покорением ума в послушание вере, тем, что считалось спасением души. Но она пренебрегала условиями земного существования, видя в нем законное царство судьбы и греха, и потому с бессильною покорностью отдавала его на произвол грубого инстинкта. Она сомневалась, как это можно внести и стоит ли вносить добро в земной мир, который по Писанию во зле лежит, следовательно, и обречен во зле лежать. Она была убеждена, что наличный житейский порядок так же мало зависит от человеческих усилий, так же неизменен, как и порядок мировой. Вот эту веру в роковую неизменность житейского порядка и начало колебать двустороннее влияние, шедшее изнутри и извне.

Внутреннее влияние исходило из потрясений, испытанных государством в XVII в. Смутное время впервые и больно ударило по сонным русским умам, заставило способных мыслить людей раскрыть глаза на окружающее, взглянуть прямым и ясным взглядом на свою жизнь. У писателей того времени, у келаря А. Палицына, у дьяка И. Тимофеева, у князя И. Хворостинина ярко просвечивает то, что можно назвать исторической мыслью, наклонность вникнуть в условия русской жизни, в самые основы сложившихся общественных отношений, чтобы здесь найти причины пережитых бедствий. И после Смуты до конца века все увеличивавшиеся государственные тягости поддерживали эту наклонность, питая недовольство, прорывавшееся в ряде мятежей.

На земских соборах и в особых совещаниях с правительством выборные люди, указывая на всяческие непорядки, обнаруживали вдумчивое понимание печальной действительности в предлагаемых средствах ее исправления. Очевидно, мысль тронулась и пыталась повлечь за собою застоявшуюся жизнь, не видя в ней более свыше установленного неприкосновенного порядка. С другой стороны, западное влияние приносило к нам понятия, направлявшие мысль на условия и удобства именно земного общежития и ставившие его усовершенствование самостоятельной и важной задачей государства и общества. Но для этого нужны были знания, каких не имела и которыми пренебрегала Древняя Русь, особенно изучение природы и того, чем она может служить потребностям человека: отсюда усиленный интерес русского общества XVII в. к космографическим и другим подобным сочинениям. Само правительство поддерживало этот интерес, начиная подумывать о разработке нетронутых богатств страны, разыскивая всякие минералы, для чего требовалось то же знание.

А. Васнецов. Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке. 1916 г.

Новое веяние захватывало даже таких слабых людей, как царь Федор, слывший за великого любителя всяких наук, особенно математических, и, по свидетельству Сильвестра Медведева, заботившийся не только о богословском, но и о техническом образовании. Он собирал в свои царские мастерские «художников всякого мастерства и рукоделия», платил им хорошее жалованье и сам прилежно следил за их работами. Мысль о необходимости такого знания с конца XVII в. становится господствующей идеей передовых людей нашего общества, жалобы на его отсутствие в России – общим местом в изображении ее состояния. Не подумайте, что это сознание или эта жалоба тотчас повели к усвоению понадобившегося знания, что это знание, став очередным вопросом, скоро превратилось в насущную потребность. Далеко нет: у нас необыкновенно долго и осторожно собирались приступить к решению этого вопроса.

Во весь XVIII в. и большую часть XIX в. размышляли и спорили о том, какое знание пригодно нам и какое опасно. Но пробудившаяся потребность ума скоро изменила отношение к существующему житейскому порядку. Как скоро освоились с мыслью, что помощью знания можно устроить жизнь лучше, чем она идет, тотчас стала падать уверенность в неизменности житейского порядка. И возникло желание устроиться так, чтобы жилось лучше. Возникло это желание прежде, чем успели узнать, как это устроить. В знание уверовали прежде, чем успели овладеть им. Тогда принялись пересматривать все углы существующего порядка и, как в доме, давно не ремонтированном, всюду находили запущенность, ветхость, сор, недосмотры. Стороны жизни, казавшиеся прежде наиболее крепкими, перестали возбуждать доверие к своей прочности. До сих пор считали себя сильными верой, которая без грамматики и риторики способна постигать разум Христов, а восточный иерарх Паисий Лигарид указывал на необходимость школьного образования для борьбы с расколом. И русский патриарх Иоаким, вторя ему, в направленном против раскола сочинении писал, что многие и из благочестивых людей уклонились в раскол по скудости ума, недостатку образования.

Печатный двор в Москве, на Никольской улице, в конце XVII века.

По рисунку конца XVII в.

Так ум, образование были признаны опорами благочестия. Переводчик Посольского приказа Фирсов в 1683 г. перевел Псалтырь. И этот чиновничек Министерства иностранных дел признает необходимым обновить церковный порядок помощью знания. «Наш российский народ, – пишет он, – грубый и неученый; не только простые, но и духовного чина люди истинные ведомости и разума и Святого Писания не ищут, ученых людей поносят и еретиками называют».

В пробуждении этой простодушной веры в науку и этой доверчивой надежды с ее помощью все исправить, по моему мнению, и заключался главный нравственный успех в деле подготовки реформы Петра Великого. Этой верой и надеждой руководился в своей деятельности и преобразователь. Та же вера поддерживала нас и после преобразователя всякий раз, когда мы, изнемогая в погоне за успехами Западной Европы, готовы были упасть с мыслью, что мы не рождены для цивилизации, и с ожесточением бросались в самоуничижение.

Но эти нравственные приобретения достались людям XVII в. не даром, внесли новый разлад в общество. До той поры русское общество жило влияниями туземного происхождения, условиями своей собственной жизни и указаниями природы своей страны. Когда на это общество повеяла иноземная культура, богатая опытами и знаниями, она, встретившись с доморощенными порядками, вступила с ними в борьбу, волнуя русских людей, путая их понятия и привычки, осложняя их жизнь, сообщая ей усиленное и неровное движение. Производя в умах брожение притоком новых понятий и интересов, иноземное влияние уже в XVII в. вызвало явление, которое еще более запутывало русскую жизнь. До тех пор русское общество отличалось однородностью, цельностью своего нравственно-религиозного состава.

При всем различии общественных положений древнерусские люди по своему духовному облику были очень похожи друг на друга, утоляли свои духовные потребности из одних и тех же источников. Боярин и холоп, грамотей и безграмотный запоминали неодинаковое количество священных текстов, молитв, церковных песнопений и мирских бесовских песен, сказок, старинных преданий, неодинаково ясно понимали вещи, неодинаково строго заучивали свой житейский катехизис. Но они твердили один и тот же катехизис, в положенное время одинаково легкомысленно грешили и с одинаковым страхом Божиим приступали к покаянию и причащению до ближайшего разрешения «на вся».

Такие однообразные изгибы автоматической совести помогали древнерусским людям хорошо понимать друг друга, составлять однородную нравственную массу. Они устанавливали между ними некоторое духовное согласие, вопреки социальной розни, и делали сменяющиеся поколения периодическим повторением раз установившегося типа. Как в царских палатах и боярских хоромах затейливой резьбой и позолотой прикрывался простенький архитектурный план крестьянской деревянной избы, так и в вычурном изложении русского книжника XVI–XVII вв. проглядывает непритязательное наследственное духовное содержание «сельского невегласа, проста умом, простейша же разумом».

Западное влияние разрушило эту нравственную цельность древнерусского общества. Оно не проникало в народ глубоко, но в верхних его классах, по самому положению своему наиболее открытых для внешних веяний, оно постепенно приобретало господство. Как трескается стекло, неравномерно нагреваемое в разных своих частях, так и русское общество, неодинаково проникаясь западным влиянием во всех своих слоях, раскололось. Раскол, происшедший в Русской церкви XVII в., был церковным отражением этого нравственного раздвоения русского общества под действием западной культуры. Тогда стали у нас друг против друга два миросозерцания, два враждебных порядка понятий и чувств. Русское общество разделилось на два лагеря, на почитателей родной старины и приверженцев новизны, т. е. иноземного, западного.

Руководящие классы общества, оставшиеся в ограде Православной церкви, стали проникаться равнодушием к родной старине, во имя которой ратовал раскол, и тем легче отдавались иноземному влиянию. Старообрядцы, выкинутые за церковную ограду, стали тем упорнее ненавидеть привозные новшества, приписывая им порчу древнеправославной Русской церкви. Это равнодушие одних и эта ненависть других вошли в духовный состав русского общества как новые пружины, осложнившие общественное движение, тянувшие людей в разные стороны.

Особенно счастливым условием для успеха преобразовательных стремлений надобно признать деятельное участие отдельных лиц в их распространении. То были последние и лучшие люди Древней Руси, положившие свой отпечаток на стремления, которые они впервые проводили или только поддерживали. Царь Алексей Михайлович пробудил общее и смутное влечение к новизне и усовершенствованию, не порывая с родной стариной. Благодушно благословляя преобразовательные начинания, он приручал к ним пугливую русскую мысль, самым своим благодушием заставляя верить в их нравственную безопасность и не терять веры в свои силы.

Боярин Ордин-Нащокин не отличался ни таким благодушием, ни набожной привязанностью к родной старине и своим неугомонным ворчанием на все русское мог нагнать тоску и уныние, заставить опустить руки. Но его честная энергия невольно увлекала, а его светлый ум сообщал смутным преобразовательным порывам и помыслам вид таких простых, отчетливых и убедительных планов, в разумность и исполнимость которых хотелось верить, польза которых была всем очевидна. Из его указаний, предположений и опытов впервые стала складываться цельная преобразовательная программа, не широкая, но довольно отчетливая программа реформы административной и народнохозяйственной. Другие, менее видные дельцы, пополняли эту программу, внося в нее новые мотивы или распространяя ее на другие сферы государственной и народной жизни, и таким образом подвигали дело реформы. Ртищев пытался внести нравственный мотив в государственное управление и возбудил вопрос об устройстве общественной благотворительности. Князь Голицын мечтательными толками о необходимости разносторонних преобразований будил дремавшую мысль правящего класса, признававшего существующий порядок вполне удовлетворительным.

Этим я заканчиваю обзор явлений XVII в. Он весь был эпохой, подготовлявшей преобразования Петра Великого. Мы изучили дела и видели ряд людей, воспитанных новыми веяниями XVII в. Но это были лишь наиболее выдававшиеся люди преобразовательного направления, за которыми стояли другие, менее крупные: бояре Б. И. Морозов, Н. И. Романов, А. С. Матвеев, целая фаланга киевских ученых и в стороне – пришлец и изгнанник Юрий Крижанич. Каждый из этих дельцов, стоявших в первом и втором ряду, проводил какую-нибудь преобразовательную тенденцию, развивал какую-нибудь новую мысль, иногда целый ряд новых мыслей. Судя по ним, можно подивиться обилию преобразовательных идей, накопившихся в возбужденных умах того мятежного века. Эти идеи развивались наскоро, без взаимной связи, общего плана, но, сопоставив их, видим, что они складываются сами собой в довольно стройную преобразовательную программу, в которой вопросы внешней политики сцеплялись с вопросами военными, финансовыми, экономическими, социальными, образовательными.

Вот важнейшие части этой программы: 1) мир и даже союз с Польшей; 2) борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом за Южную Россию; 3)завершение переустройства войска в регулярную армию; 4) замена старой сложной системы прямых налогов двумя податями, подушной и поземельной; 5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности; 6) введение городского самоуправления с целью подъема производительности и благосостояния торгово-промышленного класса; 7) освобождение крепостных крестьян с землей; 8) заведение школ не только общеобразовательных с церковным характером, но и технических, приспособленных к нуждам государства, – и все это по иноземным образцам и даже с помощью иноземных руководителей. Легко заметить, что совокупность этих преобразовательных задач есть не что иное, как преобразовательная программа Петра. Эта программа была вся готова еще до начала деятельности преобразователя. В том и состоит значение московских государственных людей XVII в. Они не только создали атмосферу, в которой вырос и которой дышал преобразователь, но и начертали программу его деятельности, в некоторых отношениях шедшую даже дальше того, что он сделал.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

Князь Василий Голицын Последние годы регентства Софьи первое место в управлении занимал князь Василий Васильевич Голицын (1643-1714). Он выдвинулся при царе Федоре, а при Софье стал первым министром. Знающий три языка, поклонник западной культуры, Голицын жил в доме,

автора Ключевский Василий Осипович

Василий Васильевич Голицын (1643–1714 годы) Другим предшественником Петра мог стать Голицын, довольно молодой человек, который и жил, и одевался, и думал как европеец, но которого угораздило в борьбе царских детей за трон принять сторону Софьи. Голицын всячески проводил

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 45. Великие князья Василий I Дмитриевич и Василий II Васильевич Темный Донской умер всего 39-ти лет и оставил после себя нескольких сыновей. Старшего, Василия, он благословил великим княжением Владимирским и оставил ему часть в Московском уделе; остальным сыновьям он

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

Князь Василий Васильевич Темный (1425–1462 годы) У юного князя было довольно соперников, которые могли претендовать на московский стол по старшинству. Так что для того, чтобы не затевать междоусобицы, Василий и его дядя Юрий поехали в Орду. Юрий боялся переговоров и считал,

Из книги 100 великих аристократов автора Лубченков Юрий Николаевич

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОЛИЦЫН (1643-1714) Князь, русский государственный деятель. Княжеский род Голицыных ведет свою родословную от потомков великого литовского князя Гедимина. Ранняя история этой древнейшей российской династии нашла отражение в родовом гербе Голицыных. Он

Из книги Русский Галантный век в лицах и сюжетах. Kнига первая автора Бердников Лев Иосифович

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

44. ВАСИЛИЙ II ВАСИЛЬЕВИЧ, прозванием Темный, великий князь московский и всей Руси сын князя Василия I Дмитриевича, великого князя московского и всей Руси, от брака с Софьей Витовтовной (в иночестве Евфросиния), дочерью Витовта Кейстутиевича, великого князя

Из книги Все правители России автора Вострышев Михаил Иванович

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МОСКОВСКИЙ ВАСИЛИЙ II ВАСИЛЬЕВИЧ ТЕМНЫЙ (1415–1462) Сын великого князя Василия I Дмитриевича и Софьи Витовтовны. Василий родился в Москве 10 марта 1415 года. По смерти отца 27 февраля 1425 года по его завещанию он в десятилетнем возрасте стал великим князем.Митрополит

автора

Иван Васильевич Голицын

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Василий Васильевич Голицын

Из книги Петр Великий. Убийство императора автора Измайлова Ирина Александровна

Князь Василий Голицын Говорить о правлении царевны Софьи невозможно, не упомянув ее фаворита, князя Василия Васильевича Голицына.Интересно, что некоторые историки-западники называют его «духовным предшественником Петра». Трудно с этим согласиться, но бесспорно одно:

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Иван Васильевич Голицын И. В. Голицын принадлежал к роду князей Гедиминовичей. Начал службу при Федоре Ивановиче в чине московского дворянина. В 1592 г. ему было присвоено окольничество. Лжедмитрий за известие о переходе под Кромами царской армии на его сторону тут дал

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Андрей Васильевич Голицын Князь, боярин и талантливый воевода Андрей Васильевич Голицын первый свой воинский подвиг совершил в районе города Кашира. Именно это прославило его и вывело в число ведущих полководцев Смутного времени.A. B. Голицын принадлежал к древнему и

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Василий Васильевич Голицын В. В. Голицын принадлежал к роду князей Гедиминовичей. Среди трех братьев был старшим. Службу начал при царе Федоре Ивановиче в должности стольника. Участвовал в походе на Нарву. В 1596 и 1598 гг. был одним из воевод Смоленска. Б. Ф. Годунов, учитывая

Девятого августа, в рамках празднования 600-летия служения России рода Голицыных, в Первой градской больнице впервые за сто лет собрались потомки русских князей Голицыных. Тех самых, которые когда-то эту больницу и основали – она даже называлась до революции Голицынской. Около ста человек, некоторые из которых носят другую фамилию или не говорят по-русски, оказавшись здесь, прошли по больничным коридорам, заглянули в кабинет своего предка и музей общины сестер милосердия, помолились в храме, и так смогли снова ощутить себя единой семьей

Девятого августа, в рамках празднования 600-летия служения России рода Голицыных (в 1408 году, их предок, литовский князь Патрикей, внук объединителя Литвы Гедимина, приехал в Москву и стал служить Великому Московскому князю Василию Дмитриевичу, сыну Дмитрия Донского), в Первой градской больнице впервые за сто лет собрались потомки русских князей Голицыных. Тех самых, которые когда-то эту больницу и основали – она даже называлась до революции Голицынской. Около ста человек, некоторые из которых носят другую фамилию или не говорят по-русски, оказавшись здесь, прошли по больничным коридорам, заглянули в кабинет своего предка и музей общины сестер милосердия, помолились в храме, и так смогли снова ощутить себя единой семьей.

Фамилию Голицын носит примерно половина из собравшихся. Остальные Голицыны по матери или изменили фамилию, выйдя замуж. Всего в мире около 300 Голицыных и половина живет в России. Мужчин и женщин среди них примерно поровну. Вот геолог, физик, банкир, анестезиолог, художник – в общем, все люди умственного труда, интеллигенция.

Что значит для Голицыных эта встреча? Какое место в их – потомственных благотворителей и меценатов — жизни занимает благотворительность? Своими мыслями по этому поводу делятся аристократы XXI века.

Иван Илларионович Голицын, художник, один из организаторов встречи
Оказывается еще сто лет назад, в разгар войны 1914 года, Петр Иммануилович Голицын разослал всем прочим Голицыным письма с проектом объединения. Когда текст письма — он не утрачен — показывают современным Голицыным, то никто не может определить дату его создания — настолько современными и своевременными кажутся его основные положения. Хотя в тот момент когда его писали, всем еще казалось, что первая мировая — это самое страшное, что может быть…

Сейчас многое сделано. Мы составили список обедневших Голицыных, нашли всех этих бабушек. В самые трудные, голодные годы регулярно закупали им еду. Мы обратились в КГБ и получили архивные документы о расстрелах Голицыных. Лично я не имею возможности благотворить финансово, поэтому благотворю своим временем. Издаю мемуары, организую выставки.

Если будем осуществлять такие проекты и собирать встречи в которых участвует 2-3 поколения Голицыных – сможем оставить нашим детям нормальную страну, потому что наряду с возрождением религии совершенно необходимо возрождение семейной, родовой культуры. Только началась война, и я совершенно не уверен, что у нас это получится…

Анна Георгиевна Голицына. Программист
Мы абсолютно едины. Голицыны живут во Франции, Англии, Америке, Сербии, Канаде. Все московские Голицыны – потомки моей прапрабабки и ее мужа, губернатора, а затем московского городского головы князя Голицына Владимира Михайловича. Московских около ста человек и знают все всех, потому что моя прабабушка, Анна Сергеевна Голицына, жила открытым домом, и каждую Пасху собирала всех Голицыных за одним столом. Лично я знаю всех своих троюрных родственников, всех дядей и всех теть. Это характерная особенность всех дворянских родов. Качество, которое мы унаследовали через года.

Владимир Палей. Владелец галереи, гражданин США
Был такой деятель, Владимир Ильич Ленин, он писал, что уничтожать аристократов надо не потому что они плохи или хороши, а потому что они классовые враги. То что род сохранился, я считаю, Божие чудо. Почитайте, к примеру, «Записки Уцелевшего» Сергея Михайловича Голицына. У нас забрали все, фактически ограбили. Поэтому теперь спрашивать, что мы делаем для народа, несколько некорректно, возможности у нас уже не те. Тем не менее, Голицыны сохранили на западе многое из императорского наследия. Голицыны всегда помогали обедневшим представителям рода. Этот съезд показал, что мы семья, что связь не утрачена.

Князь Петр Дмитриевич Голицын. Генеральный директор российского представительства «BASF». Именно благодаря его усилиям, смогли собраться Голицыны, живущие за пределами России
После революции нас разнесло по всему миру. Сначала очень много Голицыных осело в Югославии, но вторая мировая опять их рассеяла. Кто был на востоке, уехали в Китай, в Харбин — там до сих пор улицы носят русские названия. А когда и в Китае начался коммунизм – они перебрались еще дальше — в Японию.

Собрать иностранных членов фамилии было не сложно, они все с большим азартом восприняли эту идею, которая, как оказалось, давно уже витала в воздухе. Все были очень рады почувствовать себя частью чего-то большего, чем своя семья и кровные родственники. Особенно вчера, когда все собрались у меня. Задача номер один выполнена. Все получили огромное удовольствие, узнали многое из своей истории. Теперь будет создана адресная книга, и каждый Голицын получит по экземпляру.

Большинство Голицыных в той или иной форме занимается благотворительностью. Лично я принимаю участие в программе «Сельская церковь», основной задачей которой является консервация разрушающихся церквей. «Сельская церковь» принципиально занимается только храмами, находящимися за пределами Москвы. В тех местах, где нет богатых благотворителей, где с потолка на голову прихожанам капает дождь — особенно важно если не восстановить храм, то хотя бы остановить его дальнейшее разрушение. Средства на программу поступают в том числе от благотворительных балов, которые мы устраиваем в посольствах различных государств в Москве. Входной билет на такой бал стоит 100 долларов.

У Петра Дмитриевича шестеро детей, которых он воспитывает в православной вере. В семье так заведено, что половину лета дети работают на себя, а половину лета трудятся для других, то есть становятся добровольцами. Например, этим летом старшая дочь работала в больнице с детьми с различными заболеваниями центральной нервной системы.

«Я просто в восторге, особенно от церкви, — говорит Татьяна Петровна, дочь Петра ДмитриевичаГолицына, учится на архитектора , — от того, чем они здесь занимаются! И еще c такой жизнерадостностью, таким позитивным настроением! Обязательно надо им помочь — без этого много хуже будет. Из родственников лично мы с сестрой поддерживали связь только с американскими. До этого собрания мы мало знали о Голицыных за рубежом и поэтому очень рады что собрались. Революция нас так разбросала по миру»…


В настоящее время Голицыны являются самым древним и многочисленным дворянским родом России. На встречу из разных стран приехало около 100 представителей рода


Голицины собирались перед храмом царевича Димитрия




Слева: Эта представительница древнего рода Голицыных живет во Франции, где владеет ювелирным магазином. Крест в ювелирном исполнении у нее на шее тоже один из образцов. Вскоре в Манеже будет проходить выставка крестов и ювелирных украшений, в которой она примет участие


















Слева: Начинается экскурсия по корпусу, в котором сейчас находятся храм царевича Димитрия, Димитриевская школа, Димитриевское училище сестер милосердия, редакция журанла «Нескучный сад»
Справа: потомок рода Голициных из Англии











Музей училища сестер милосердия





Преподаватель училища Е.Крылова рассказывает потомкам благотворителей об училище




















О РОДЕ КНЯЗЕЙ ГОЛИЦЫНЫХ

Прямой предок князей Голицыных появился на Руси в 1408 году. За скупыми строками летописей так и видится торжественное прибытие в Москву «заезжего» князя Патрикея из Литвы. Он приехал на службу к Великому Князю Московскому Василию - сыну знаменитого Дмитрия Донского «со всем своим домом»: близкими и дальними родственниками, с двором и дружиной, домочадцами и огнищанами, служителями и челядинцами. Торжественный въезд не обошелся, надо думать, и без княжеских стягов, на которых был изображен скачущий на коне рыцарь в латах и с поднятым мечом. Этот рыцарь - традиционная Литовская «погонь», украшающая, кстати, и родовой герб князей Голицыных, и государственный герб нынешней Литовской республики, - был геральдическим знаком владетельных литовских государей: князь Патрикей был правнуком Гедимина - Великого Князя Литовского, долголетнего владетеля и правителя Литиш.

Московский Государь принял князя Патрикея «с великой честью», и тот сразу же занял одно из первых мест в русской государственной иерархии. Причина тому - не только высокое происхождение «заезжего» князя, не только политический расчет: Москве было выгодно привлекать на свою сторону литовских вельмож. Князь Патрикей был родственником семьи Московских Государей, троюродным браток Софии Витовтовны, супруги Великого Князя Василия. Сразу же добавим, что сын князя Патрикея Юрий женился позднее на дочери Великого Князя Анне и тем самым окончательно закрепил родство выходцев из Литвы с Московским Великокняжеским домом.

Ближайшие потомки князя Патрикея стали родоначальниками многих княжеских родов, хорошо известных в русской истории под собирательным именем «Гедиминовичей» - Хованских, Пинских, Вольских, Чарторыжских, Голицыных, Трубецких, Куракиных...

Собственно Голицыны ведут свой род от правнука Юрия Патрикеевича - князя Михаила по прозвищу Голица. Голицами называли тогда железные рукавицы, которые рыцари надевали в бою. По преданию, князь Михаил получил свое прозвище потому, что надевал голицу только на одну руку.

Родоначальник Голицыных был окольничим Великого Князя Василия III и несчастливым воеводой: 8 сентября 1514 года в печально знаменитой битве при Орше литовцы разгромили русское войско, которым командовали князь Михаил Голица и боярин Челяднин. Н. М. Карамзин в своей «Истории государства Российского», рассказывая об этой битве, замечает, что между обоими воеводами не было согласия, что они не желали помогать друг другу и действовали вразнобой. Кроме того, в самом пылу сражения Челяднин, кажется, предал князя Михаила и бежал с поля боя. Это, правда, его не спасло - оба воеводы и еще полторы тысячи дворян попали тогда в литовский плен, а всего Русь лишилась в тот день тридцати тысяч воинов. Князь Михаил Голица провел в плену 38 лет и вернулся на Русь лишь в 1552 году, когда его четвероюродный брат Царь Иван IV Грозный покорил Казанское ханство.

О ком из Голицыных, вписавших свое имя в историю России, упомянуть в этом коротком очерке? Историк писал, что «голицынский род самый многочисленный из русских аристократических родов» (второй по числу представителей - род князей Долгоруковых). Кроме того, Голицыны всегда были «на виду», всегда занимали значительные государственные должности, были возле Царского, а позже Императорского трона. Даже сухие цифры свидетельствуют о значении рода и его роли в истории нашего Отечества. В голицынском роду было 22 боярина: ни один другой род не - Руси стольких бояр - ближайших советников Московских Государей. Среди Голицыных было два фельдмаршала, 50 генералов и адмиралов, 22 Георгиевских кавалера орден Св. Георгия давался только за ратные заслуги. Многие Голицыны участвовали в Отечественной войне 1812 года, четверо пали в ее сражениях, двое из них - на Бородинском поле. Князь Александр Борисович Голицын всю кампанию был бессменным адъютантом главнокомандующего фельдмаршала Кутузова и оставил интересные «Записки об Отечественной войне».

Голицыны всегда блюли честь рода так, как это понималось в ту или иную историческую эпоху. Во времена местничества один из-за этого даже пострадал, но не уронил достоинство фамилии: думный боярин Иван Васильевич Голицын, категорически отказался сесть за Царским свадебным столом «ниже» князей Шуйских. Он предпочел вообще не явиться из-за этого на свадьбу Царя Михаила Федоровича в 1624 году, за что был сослан с семьей в Пермь, где вскоре и скончался.

Таких случаев, однако, было немного. Чаще Московские Государи жаловали Голицыных и даже выдавали за них своих родственниц. Уже упоминалось о родстве князя Патрикея и Патрикеевичей с Домом Московских Рюриковичей. Продолжив эту тему, можно указать и на родство Голицыных по женской линии с династией Романовых. Князь Иван Андреевич Голицын, например, был женат на ближайшей родственнице супруги Царя Алексея Михайловича - Марии Ильиничне Милославской, княжна Прасковья Дмитриевна Голицына была замужем за Федором Нарышкиным и приходилась теткой Петру Великому, а княгиня Наталья Голицына была ему двоюродной сестрой.

Одного из Голицыных - князя Василия Васильевича иностранцы называли «Великим». В России, правда, это прозвище за ним не закрепилось по понятным причинам. Однако, заслуги его в управлении государством были действительно велики, а роль конечно же не сводилась лишь к близости к Царевне Софье Алексеевне, как примитивно пытаются представить иные исторические романисты. Князь Василий Васильевич служил Отечеству и Престолу более 30 лет. Вот лишь перечень его должностей и званий: Государев стольник и чашник, Государев возница, главный стольник, боярин царя Федора Алексеевича, начальник Посольского приказа, дворовый воевода и, наконец, «царственныя государственныя Большия печати сберегатель, наместник Новгородский и ближний боярин». После того, как Петр Первый заточил Царевну Софью в монастырь, ее «правая рука» князь Василий Васильевич был лишен чинов, званий и имущества (но не княжеского достоинства) и сослан в дальние северные города.

Но в то же самое время возвысился двоюродный брат опального - князь Борис Алексеевич Голицын. Он был воспитателем Петра Великого, его ближайшим советником, и стал последним в роде, кому было пожаловано боярство - вскоре после этого Государева Боярская Дума отошла в историю, и ее заменил петровский Правительствующий Сенат.

Видную роль в России начала XVIII века играли и трое братьев «Михайловичей». Старший, князь Дмитрий Михайлович Голицын был сначала комнатным стольником Петра Великого, потом стал капитаном Преображенского полка, позже - сенатором, действительным тайным советником, президентом Коммерц-коллегии и членом Верховного тайного Совета. В этом качестве он стал инициатором первой в истории попытки ограничить самодержавие Российских Государей. Вместе с другими членами Верховного тайного Совета он заставил Императрицу Анну Иоанновну перед вступлением на престол подписать так называемые «кондиции», которые обязывали ее, управляя страной, считаться с мнением высшего дворянства. Как известно, эта попытка не удалась, Императрица отказалась выполнять «кондиции», но не забыла их авторов. Князь Дмитрий Михайлович через несколько лет был обвинен в измене и заточен в Шлиссельбургскую крепость, где и скончался в 1737 году.

Второй из братьев князь Михаил Михайлович - старший также был стольником и «царевым барабанщиком» у Петра Великого, позже оказался среди героев Полтавской битвы и был отмечен Царем, участвовал во многих других сражениях петровского и послепетровского времени, дослужился до чина фельдмаршала (1 класс по Табели о рангах) и был президентом Военной Коллегии, то есть военным министром России. И, наконец, третий - князь Михаил Михайлович-младший повторил карьеру старшего брата, но не в сухопутных войсках, а на Российском флоте. Он был моряком и флотоводцем, носил высший чин генерал-адмирала русского флота (также 1 класс) и был президентом Адмиралтейств-коллегий, или морским министром.

При Императрице Екатерине II прославился как крупный полководец князь Александр Михайлович, который был кавалером всех без исключения Российских орденов. Его брат князь Дмитрий Михайлович в течение тридцати лет был послом России при Австрийском Дворе в Вене, по его завещанию и на его средства в Москве была основана известная всем Голицынская больница, которая до 1917 года содержалась на средства князей Голицыных и до сих пор служит своему назначению. А их двоюродный брат тоже Александр Михайлович более 15 лет представлял Россию в Париже и Лондоне.

При Императорах Александре и Николае Павловичах почти четверть века Московским генерал-губернатором был князь Дмитрий Владимирович Голицын - строитель первопрестольной, покровитель наук и искусств. Как свидетельствуют почти все мемуаристы первой половины XIX столетия, он много сделал для Москвы - строил ее, благоустраивал, заботился о Московском университете, помогал московским театрам, основал в городе итальянскую оперу... За заслуги в развитии Москвы Государь Николая I пожаловал его титулом светлейшего князя с правом передавать его потомкам.

Голицын, Николай Михайлович

Материал из Википедии - свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Голицын.
Николай Михайлович Голицын
Обергофмаршал
1768 - 1775

Награды:

Князь Николай Михайлович Голицын (8 января 1727 - 2 января 1787) - русский придворный из рода Голицыных, обер-гофмаршал и тайный советник.

Семнадцатый ребёнок генерал-фельдмаршала Михаила Михайловича Голицына Старшего, по матери - внук князя Бориса Ивановича Куракина, одного из руководителей внешней политики петровского царствования. Среди старших братьев - фельдмаршал А. М. Голицын и крупный дипломат Д. М. Голицын.

Камер-юнкер с 22 декабря 1761 года, капитан Измайловского полка, с 1763 камергер и гофмаршал. На коронации Екатерины II расставлял кушания. В дневнике Порошина упоминается как частый гость покоев наследника, с которым вёл разговоры о тригонометрии, венгерских винах и других предметах.

В 1768 императрица пожаловала Голицына в обер-гофмаршалы, т.е. сделала главным распорядителем придворной жизни. При дворе он был известен под прозвищем «толстяк» (Mr le Gros). Кавалер ордена Св. Анны, в 1773 году был награждён орденом Александра Невского.Николай Михайлович Голицын
Обергофмаршал
1768 - 1775
Предшественник: Карл Ефимович Сиверс
Преемник: Григорий Никитич Орлов

Награды:
Band to Order St Alexander Nevsky.png Order of Saint Anne Ribbon.PNG

Уволен по прошению от всех должностей 12 августа 1775 года. В своём памфлете князь Щербатов утверждает, что Голицын потерял позиции при дворе из-за конфликта с Потёмкиным: «Неосторожность приготовить ему какого-то любимого блюда подвергла его подлому ругательству от Потёмкина и принудила идти в отставку».
Варвара Николаевна, дочь
Екатерина Николаевна, дочь

Князь Голицын был крупным землевладельцем, имел поместья в Подмосковье, в Мещовском и Козельском уездах (20 тысяч крепостных крестьян). Скончался в январе 1787 года в Петербурге и был похоронен рядом с женой на Лазаревском кладбище.
Семья и дети

С 1753 года был женат на Екатерине Александровне Головиной (1728-9.09.1769), дочери и наследнице адмирала А. И. Головина. Дети:

Варвара Николаевна (25.07.1762-4.01.1802), замечательная красавица, замужем за гофмейстером князем Сергеем Сергеевичем Гагариным (1745-1798), их сыновья Николай и Сергей.
Екатерина Николаевна (14.11.1764-7.11.1832), замужем за светлейшим князем С. А. Меншиковым (1746-1815). По свидетельству современников, была одной из самых красивых женщин своего времени и отличалась свободным образом жизни.
Анна Николаевна (15.11.1767-18?), была замужем за графом А. А. Мусиным-Пушкиным (1760-1806), но потомства не оставила. Будучи разорена управляющими, скончалась в бедности.
Александр Николаевич (6.09.1769-12.04.1817), камергер и богач, известный своей безумной расточительностью, за что был прозван в Москве именем оперы, бывшей в большой моде, «Cosa-rara». Был женат на княжне Марии Григорьевне Вяземской (1772-1865), после развода с ним, в 1802 году она вышла замуж за графа Л. К. Разумовского. В 1800-е года разорился и под конец жизни получал пенсию от своего троюродного брата князя С. М. Голицына.

Не буду продолжать перечисление, тем более что о следующих поколениях Голицыных - главным образом, о поколении своих дедов - коротко рассказывает в главе «Семья» и сам автор «Записок». Да и вообще, перечисление мало что добавит к общей характеристике этого рода, принадлежащего к древнейшему русскому дворянству - сословию, которое столетиями формировало ход исторического развития России. Под таким углом зрения, думается, и должно смотреть сегодня на голицынский род. «Из песни слова не выкинешь», - говорит пословица. Точно так же не вычеркнуть из российской истории и Голицыных. К ним, как и к другим древним родам, следует относиться сегодня, как к неотъемлемой части истории родины.

Уже были - и не так уж давно! - попытки «сбросить с корабля современности» дворянина Пушкина, объявить «барской», а следовательно антинародной едва ли не всю русскую культуру прошлого века, «не замечать» тех или иных исторических деятелей из-за их принадлежности к «эксплуататорскому классу». Наши сегодняшние бескультурье и дикость во многом следствие именно такого подхода, который еще недавно считался «единственно верным».

Разрушая храмы, уничтожая материальные памятники прошлого, стирая самую память о былом, советская власть десятилетиями искореняла и «живые памятники» отечественной истории - потомство русских исторических родов. Да простят мне ныне здравствующие Голицыны и Барятинские, Трубецкие и Волконские, Шереметевы и Мещерские такое сравнение, но все-таки нечто общее между каменным свидетелем прошлого и живым наследником древней фамилии есть, и это общее - принадлежность к истории.

Каким еще недавно было у нас отношение к представителям русских родов ни для кого не секрет. Они в лучшем случае были изгоями и подозрительными «бывшими». Уже упоминалось об изданной недавно в Париже родословной росписи некоторых русских дворянских родов. Значительная

Часть этого тома посвящена Голицыным. И против многих, очень многих имен - прочерки. Не только в Париже нет сведений о судьбе десятков и десятков представителей голицынского рода, затянутых в омут революции, нет их и в Москве. Где они? Что стало с теми, кто в 1917-20 годах не пожелал покинуть родную землю?

До некоторой степени ответ на эти вопросы дают «Записки». Но их автору все-таки повезло: он остался в живых. Не все вытянули столь «счастливый» билет. Представителей исторических родов еще недавно преследовали просто «за фамилию», преследовали всей мощью государственной карательной машины. Достаточно было называться Голицыным или Шереметевым, чтобы быть врагом, подлежащим уничтожению.

Князь Андрей Кириллович Голицын уже несколько лет пытается узнать что-либо о судьбе своих исчезнувших родственников и сородичей. Копии его запросов в самые разные учреждения занимают целые папки. Десятки, может быть, сотни запросов... И ответы. Завеса тайны начинает приподниматься.

Вот, например, ответ на запрос о судьбе Дмитрия Александровича Голицына. Сообщает Прокуратура Джезказганской области Казахстана: «Постановлением Тройки УНКВД по Карагандинской области осужден к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор приведен в исполнение 7 января 1938 года. 21 апреля 1989 года реабилитирован». К ответу приложено официальное «Свидетельство о смерти», в графе «причина смерти» значится - «расстрел».

Ответ из Карагандинской области Казахстана на запрос о судьбе Владимира Львовича Голицына: «4 марта 1935 года осужден особым совещанием при НКВД СССР на 5 лет, направлен в Карлаг НКВД, 22 мая 1937 года приговорен Особой Тройкой НКВД к расстрелу за контрреволюционную агитацию среди заключенных, за распространение слухов о жестокостях в лагере, о плохом питании и прину
дительном труде, что нарушало нормальный ход работы на опытно-поливном поле Карлага». 13 августа 1937 года расстрелян. В 1959 году приговор Особой Тройки отменен, как необоснованный.

Ответ Военного прокурора Одесского военного округа на запрос о Сергее Павловиче Голицыне: «Работал актером в театре города Николаева, по решению НКВД СССР и Прокурора СССР 4 января 1938 года репрессирован. 16 января 1989 года реабилитирован».

Ответ с Украины на запрос о судьбе Константина Александровича Голицына: «Арестован 15 декабря 1930 года по необоснованному обвинению, как участник контрреволюционной монархической организации. Тройкой при Коллегии ГПУ приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 9 мая 1931 года».

Ответ Московского отделения ФСБ на запрос об Анатолии Григорьевиче Голицыне: «Бухгалтер Московского футлярного объединения А. Г. Голицын был арестован 26 августа 1937 года, необоснованно обвинен Тройкой при УНКВД СССР в контрреволюционной деятельности, приговорен к ВМН. Приговор приведен в исполнение 21 октября 1937 года в г. Москве. В 1960 году реабилитирован».

Ответ на запрос об Александре Александровиче Голицыне: «Техник-строитель отделения Заготзерно в г. Липецке А. А. Голицын арестован 7 августа 1937 года за ведение антисоветской агитации. Приговорен к высшей мере наказания. Приговор приведен в исполнение 10 октября 1937 года. В 1956 году реабилитирован».

На многие запросы, как надеется князь Андрей Кириллович, ответы еще придут. А речь в них идет часто даже не об отдельных людях, а о целых семьях. Полностью, например, пропала без вести семья Григория Васильевича Голицына. Ничего не известно о семье Сергея Сергеевича Голицына, о семьях Александра Петровича, Льва Львовича и многих других.
Не нужно думать, что репрессии обрушивались только на мужчин. Одна из женщин голицынского рода Ирина Александровна Ветчинина, работавшая зоотехником в одном из колхозов Кировоградской области, была арестована и приговорена к расстрелу за «антисоветскую пропаганду». Пропаганда выразилась в том, что в письме к матери, которая жила в Праге, она рассказала о своем бедственном положении. Эта открытка сохранилась в деле, и мы можем процитировать ее сегодня: «Милая дорогая моя мамочка, долго не писала тебе, потому что не хотелось писать, что мне плохо. Все ждала, что улучшится мое положение, а оно все ухудшается... У нас, мамочка, сейчас так плохо, как никогда не было: большие морозы, а я хожу в парусиновом плаще и чуть ли не босиком. Мамочка милая, может быть, у тебя найдется что-нибудь теплое старое, чтобы я перезимовала эту зиму...»

Эти строки в открытке, подчеркнутые следовательским карандашом, и стали основанием смертного приговора.

Так постепенно, шаг за шагом заполняются те "белые пятна" в голицынской родословной о которых мы говорили на первых страницах этих заметок. И пусть не радует такая правда, пусть однообразно горьки ответы: расстрелян - реабилитирован, расстрелян - реабилитирован, они все же лучше неизвестности. По крайней мере, они позволяют без прикрас, во всей неприглядности и жестокости представить себе отношение большевистских властей к людям, само имя которых принадлежит истории России.

По материалам Б П Краевского
На фото Князь Дмитрий Михайлович Голицын (1721 - 1793), сын генерал-фельдмаршала кн...

Голицыны

Том и лист Общего гербовника:
Губернии, в РК которых внесён род:

Московская, Тверская, Курская, Владимирская, Нижегородская, Полтавская, Рязанская, Смоленская, Тульская и Черниговская

Часть родословной книги:
Родоначальник:

Михаил Иванович Булгаков-Голица

Близкие роды:

Куракины, Хованские, Корецкие

Период существования рода:

С XV века по настоящее время

Место происхождения:

Великое княжество Литовское

Подданство:

Великое княжество Московское
Царство Русское
Российская империя
Франция
Великобритания

Имения :

х. Акшувель, с. Голицыно, с. Макарово, с. Нижнее Голицыно , с. Северка, с. Шило-Голицыно

Голицыны на «Родоводе»

Голи́цыны - русский княжеский род из числа Гедиминовичей, ветвь князей Патрикеевых. Голицыны - самый многочисленный княжеский род России, с XVIII века разделявшийся на четыре крупные ветви.

Происхождение рода

Род князей Голицыных происходит от великого князя литовского Гедимина. Его внук звенигородский князь Патрикей, прибыв в 1408 году в Москву, поступил на службу к великому князю Василию Дмитриевичу. Сын его князь Юрий Патрикеевич был женат на дочери великого князя Василия Дмитриевича и имел двух сыновей. Его внук - князь Иван Васильевич, по прозвищу Булгак, имел четырёх сыновей. Из них второй сын - князь Михаил Иванович Булгаков (ум. 1558), имевший прозвище Голица - родоначальник княжеского рода Голицыных. По преданию прозвище произошло от привычки князя носить железную перчатку только на одной руке. Михаил Иванович был боярином великого князя Василия Ивановича, а под конец жизни принял постриг под именем Ионы. Голицыны были также в родстве с домом Романовых.

Род князей Голицыных был внесён в V часть родословной книги Санкт-Петербургской, Московской, Тверской, Курской, Владимирской, Нижегородской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тульской и Черниговской губерний Российской империи.

Генеалогическое древо Голицыных очень разветвлённое, саратовские Голицыны принадлежат к 3-й линии 3-й ветви князей Голицыных.

Древний фамильный герб князей Голицыных

Герб князей Голицыных изменялся, насколько известно, три раза. Первоначально в нём было только изображение литовской погони - скачущий на белом коне воин с поднятым вверх мечом.

Вторая форма герба Голицыных представляла собой четверочастный щит в сердце которого помещался особый щиток с изображением литовской погони. В правом верхнем квадрате помещался новгородский герб: на жёлтом престоле красная подушка и от неё к правой стороне скипетр, а к левой - крест, от престола наверх подсвечник с тремя горящими свечами - жёлтые, да около великокняжеского трона два медведя чёрные, поле белое; в левом верхнем квадрате - польский герб: одноглавый орёл; на правом нижнем квадрате - в голубом поле крест с щитом, имеющий в середине малое изображение чёрного двуглавого орла; на левом нижнем квадрате - в голубом поле серебряный крест и многоугольная звезда, а между ними золотой полумесяц, обращённый рогами вниз. Этот герб, по всей видимости, появился в первой половине XVII века и просуществовал недолго. Возможно он даже не был утверждён Герольдией.

В третьей и последней версии щит в гербе князей Голицыных был разбит на две части и нижняя его половина рассечена. Верхняя часть занята изображением литовской погони, в нижней правой части виден герб новгородский и в левой - тот же белый крест с двуглавым орлом по середине, описанный выше. Щит покрыт мантией и шапкой, принадлежащими княжескому достоинству. Герб внесён в I часть Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи.

Связь рода с Ртищевским краем

Род князей Голицыных имел обширные владения на территории нынешнего Ртищевского района , их фамилия вошла в название трёх сёл района: Голицыно, Нижнее Голицыно и Шило-Голицыно .

Голицыно

Князь Иван Алексеевич Голицын (4 августа 1712-1740) был, судя по всему, первым владельцем села Никольское (ныне село Голицыно Ртищевского района). Умер он бездетным и о нём не сохранилось каких-либо достоверных сведений. Согласно переписным книгам второй ревизии (1744-1747) селом владела вдова Ивана Алексеевича, о которой также ничего не известно.

Нижнее Голицыно

Согласно переписным книгам второй ревизии (1744-1747) вотчина в селе Козьмодемьянское (ныне село Нижнее Голицыно) числилась за князем Борисом Васильевичем Голицыным (1705-1769) - адмиралом Русского флота. Этот надел достался ему в приданное от супруги Софьи (Екатерины) Ивановны Стрешневой (1701-1739), которой, в свою очередь, он был завещан дедом - сенатором Тихоном Никитичем Стрешневым (1644 - 15 января 1719).

Шило-Голицыно

Часть деревни Третьяки (ныне село Шило-Голицыно), согласно переписным книгам второй ревизии (1744-1747), принадлежала бригадиру князю Фёдору Ивановичу Голицыну (1700-1759). Вероятно он был первым владельцем и основателем этого населённого пункта.

Макарово

Согласно Ведомости, сочинённой по алфавиту Саратовской губернии Сердобского уезда в 1794-1808 годах, село Никольское (Макарово) было вотчиной князя Сергея Фёдоровича Голицына (1749-1810) - генерала от инфантерии, члена Государственного совета и кавалера всех российских орденов. Ему также принадлежала северная часть села Никольского, которая значилась как деревня и в дальнейшем выделилась в сельцо Григорьеку. Это название оно получило, скорее всего, по имени унаследовавшего село Макарово сына Сергея Фёдоровича - Григория Сергеевича Голицына (1779-1848) - тайного советника, пензенского губернатора и сенатора. Согласно ревизской сказке помещичьих крестьян Балашовского уезда за 1834 год, Григорий Сергеевич являлся владельцем села Макарово, а сельцо Григорьевка было уже во владении его сыновей.

Блохино

Северка

До 1917 года роду Голицыных принадлежала усадьба в селе Северке и хутор Акшувель (ныне не существует) Северской волости . Согласно Ведомости 1794-1808 годов на месте нынешнего села Северка располагались три деревни: Северская и Чижовка, которые принадлежали князю Сергею Фёдоровичу Голицыну , и Левашова, которой владела его жена княгиня Варвара Васильевна Голицына (ур. Энгельгард), ей также принадлежала небольшая деревня Петровка.

По всей видимости, в начале XIX века деревни Северская, Чижовка и Левашова объединили в село Северки (Северка), которое унаследовал их сын - князь Григорий Сергеевич Голицын (1779-1848). К 1860 году владельцем села Северка был его сын - князь Михаил Григорьевич Голицын (1808-1868) - губернский секретарь; публицист, поэт, на стихи которого писал музыку М. И. Глинка.

Так как Михаил Григорьевич умер бездетным, имение, по всей видимости, перешло к его старшему брату поручику Льву Григорьевичу Голицыну (1808-1871) - писателю и композитору. В дальнейшем, вплоть до 1917 года имением владели его потомки: сын Лев Львович (1841-1916~1918) - действительный статский советник, Саратовский губернский предводитель дворянства (1887-1894) и внук тоже Лев Львович (1877-1920) - исполняющий дела вице-губернатора Казани (1914-1916), самарский губернатор (1916-1917). В «Списках населённых пунктов Саратовской губернии» за 1912 год крестьяне Северского общества указаны как бывшие дарственные крестьяне Голицыных.

Портретная галерея

Князь Сергей Фёдорович Голицын
Портрет работы Д. Д.-Б. Ортолани
Княгиня Варвара Васильевна Голицына
(ур. Энгельгард)
Князь Григорий Сергеевич Голицын
Портрет работы Александра Молинари
Князь Александр Фёдорович Голицын-Прозоровский
Портрет работы П. Ф. Соколова
Князь Фёдор Иванович Голицын
Портрет неизвестного художника
Князь Лев Львович Голицын (2-й)
фотография до 1917

Примечания

Литература

  • Голицынъ Н. Н. Родъ князей Голицыныхъ. Т. 1. - Спб, 1892
  • Голомбиевский А. А. Материалы для истории колонизации Саратовской губернии // Труды Саратовской учёной архивной комиссии. Т. III, выпуск I. - Саратов: Типография губернского земства, 1890. - С. 13-26
  • Голомбиевский А. А. Материалы для истории колонизации Саратовской губернии // Труды Саратовской учёной архивной комиссии. Т. III, выпуск II. - Саратов: Типография губернского земства, 1891. - С. 1-16
  • Голомбиевский А. А. Материалы для истории колонизации Саратовской губернии // Труды Саратовской учёной архивной комиссии. Т. IV, выпуск II. - Саратов: Типография губернского земства, 1893. - С. 172-184
  • Гербовник Всероссийского дворянства / сост. В. Дурасов. - Спб, 1906
  • Долгоруков П. В. Российская родословная книга. - СПб.: Тип-я Карла Вингебера, 1854. - Т. 1. - С. 285-308.
  • Долгоруков П. В. Российская родословная книга. - СПб.: Тип-я Карла Вингебера, 1857. - Т. 4. - С. 413.
  • Лакиер А. Б. Русская геральдика. - М.: Книга, 1990
  • Приложенія къ трудамъ редакціонныхъ коммиссій, для составленія положеній о крестьянахъ, свѣдѣнія о помѣщичьихъ имѣніяхъ. Томъ III. - Спб: Типография В. Безобразова и комп., 1860
  • Семёнов В., Семёнов Н. Саратов дворянский. Из глубины веков. Старинные боярские и дворянские роды в Саратовском крае // Волга. - 1998. - № 11-12. - С. 59-127
  • Списки населённых мест Саратовской губернии. Балашовский уезд. - Саратов: Изд-во Оценочно-статистического отделения Саратовской губернской земской управы, 1912
  • Списки населённых мест Саратовской губернии. Сердобский уезд. - Саратов: Изд-во Оценочно-статистического отделения Саратовской губернской земской управы, 1912

Ссылки

  • Герб Голицыных в Общем гербовнике Дворянских родов Российской империи
  • Ведомость, сочинённая по алфавиту Саратовской губернии Сердобского уезда, с показанием в каждом селении числа дворов и по пятой ревизии мужеска пола душ, принадлежащего того уезда к карте собственнаго Его императорскаго величества депо (1794-1808 гг.) / под. ред. М. С. Полубоярова, 2011
  • ГАСО. Фонд 28. Оп. 1. Дело 809. Ревизская сказка помещичьих крестьян Балашовского уезда. 1834 год

Род князей Голицыных имеет довольно длинную и интересную историю. Ей посвящено большое количество трудов специалистов по генеалогии. Особую славу имеет родоначальник одной из ветвей этого семейства - Василий Васильевич. Нами будет изучена биография этой личности, а также история князей Голицыных.

Возникновение рода Голицыных

Род Голицыных берёт свое начало от Великого литовского князя Гедимина и его сына Наримонта. Сын последнего, Патрикей, в 1408 году перешел на службу к московскому князю Василию I. Так был основан род Патрикеевых.

У внука Юрия (сына Патрикея) - Ивана Васильевича Патрикеева - было прозвище Булгак. Поэтому все его дети стали писаться как князья Булгаковы. Один из сыновей Ивана - Михаил Булгаков - получил прозвище Голица, а все благодаря своей привычке ношения на левой руке латной перчатки. Его единственный сын Юрий, находившийся на службе у царя Ивана Грозного, иногда писался как Булгаков, а иногда как Голицын. Но уже потомки последнего именовались исключительно князьями Голицыными.

Разделение на четыре ветви

Юрий Булгаков-Голицын имел сыновей - Ивана и Василия Голицыных. Василий Булгаков имел трех сыновей, правда, все они были бездетными. Данная ветвь Голицыных оборвалась. Одним из сыновей Юрия Булгакова-Голицына был полководец и государственный деятель периода Смуты Василий Васильевич.

Зато линия Ивана Юрьевича дала многочисленное потомство. Его внук Андрей Андреевич имел четверых сыновей, которые являлись родоначальниками ветвей рода Голицыных: Ивановичи, Васильевичи, Михайловичи и Алексеевичи.

Молодость Василия Голицына

Князь Василий Голицын был рожден в 1643 году в Москве. Он являлся сыном боярина Василия Андреевича Голицына, который занимал высокие должности при царе, и Татьяны Ромодановской. В семье было четыре ребенка, но, учитывая, что старший сын Иван не оставил после себя потомков, Василий стал родоначальником старшей ветви князей Голицыных - Васильевичей.

Василий Голицын потерял отца в девятилетнем возрасте, после чего забота о сыне и других детях полностью была возложена на плечи матери. Молодой князь испытывал пристрастие к познанию наук и получил неплохое для того времени домашнее образование.

На государственной службе

С наступлением пятнадцатилетия начался новый этап его жизни: Василий Голицын (князь) перешел на службу к русскому царю Алексею Михайловичу. Он занимал должности чашника, стольника и возницы. Но особенно продвигаться по службе князь Василий Голицын стал после воцарения в 1676 году. Ему сразу же была пожалована боярская должность.

При царе Федоре Василий Голицын в достаточно короткое время возвысился. Уже в 1676 году ему поручено было заниматься вопросами Малороссии (нынешней Украины), поэтому он отбыл в Путивль. Следует отметить, что отлично решил поставленные задачи Василий Голицын. Князь после этого вынужден был столкнуться с турецко-татарской угрозой, особенно обострившейся в 1672-1681 годах, когда шла русско-турецкая война, участвовал в В 1681 году был заключен фактически установивший статус-кво. После этого Василий Голицын вернулся в Москву.

Возглавив Владимирский судный приказ, Василий довольно тесно сблизился с сестрой царя царевной Софьей и её родней Милославскими. Тогда же он стал главой комиссии, которая заведовала реформами в армии, что в немалой степени способствовало усилению российского войска, чему ярким доказательством служат будущие победы Петра I.

Возвышение

В 1982 году царь Федор умер. В результате Стрелецкого восстания к власти пришла царица Софья, которая благоволила к князю Голицыну. Она стала регентом при малолетних братьях Иване и Петре Алексеевичах. Главой был назначен Василий Голицын. Князь стал фактически управлять внешней политикой Русского царства.

А времена были неспокойные: обострились отношения с Речью Посполитой, с которой Россия была де-юре в состоянии войны; начались боевые действия с крымскими татарами, несмотря на заключенный совсем недавно Бахчисарайский мирный договор. Все эти вопросы приходилось решать именно Василию Васильевичу. В целом в этом плане он действовал довольно успешно, предотвратив прямое столкновение с поляками и турками в то время, когда России это было невыгодно.

Впрочем, Василий Голицын отличался проевропейскими взглядами и всегда искал сближения с западными государствами для противостояния турецкой экспансии. В связи с этим он временно отказался от борьбы за выход к Балтийскому морю, подтвердив в 1683 году договор, заключенный ранее со шведами. Через три года посольство Голицына заключило Вечный мир с Речью Посполитой, юридически завершивший русско-польскую войну, длившуюся с 1654 года. Согласно этому договору, Россия и Речь Посполитая обязывались начать военные действия против Османской империи. В связи с этим началась очередная русско-турецкая война, в рамках которой нашими войсками в 1687 и 1689 годах были предприняты не очень удачные Крымские походы.

Одним из наиболее известных дипломатических событий того времени стало заключение Нерчинского договора с Империей Цин. Это был первый официальный документ, положивший начало истории многовековых дипломатических отношений между Россией и Китаем. Хотя нужно сказать, что в целом этот договор был невыгоден для России.

Во время правления Алексеевны Василий Голицын стал не просто руководящей фигурой во внешней политике страны, но и самым влиятельным чиновником в государстве, фактически являясь главой правительства.

Опала и смерть

Несмотря на свои таланты государственного деятеля, Василий Голицын в немалой степени был обязан своим возвышением тому факту, что являлся фаворитом царевны Софьи. А это и предопределило его падение.

По достижении совершеннолетия Петр I отстранил от власти Софью Алексеевну, и Голицын пытался добиться приема государя, но ему было отказано. Василий Васильевич был взят под стражу по обвинению в неудачных Крымских походах и в том, что действовал в интересах регентши, а не царей Петра и Ивана. Жизни его не лишили только благодаря заступничеству двоюродного брата - Бориса Алексеевича, являвшегося воспитателем Петра I.

Василия Голицына лишили боярского звания, но оставили в княжеском достоинстве. Его вместе с семьей ждала вечная ссылка. Вначале местом её отбывания был назначен Каргополь, но затем ссыльных несколько раз перевозили в другие места. Последним пунктом ссылки стало село Кологоры Архангельской губернии, где прежде всесильный государственный деятель умер в 1714 году в безвестности.

Семья Василия Голицина

Был дважды женат Василий Голицын. Князь первым браком сочетался с Феодосией Долгоруковой, но она умерла, так и не подарив ему детей. Затем Василий Васильевич женился на дочери боярина Ивана Стрешнева - Евдокии. От этого брака было шесть детей: две дочери (Ирина и Евдокия) и четыре сына (Алексей, Петр, Иван и Михаил).

После смерти Василия Голицына семье было разрешено вернуться из ссылки. Старший сын князя Алексей Васильевич страдал расстройством рассудка, из-за чего не мог состоять на государственной службе. Всю свою жизнь он прожил в имении, где и умер в 1740 году. От брака с Марфой Квашниной у него был сын Михаил, который впал в немилость императрицы Анны Иоанновны и стал при ней придворным шутом. Умер в 1775 году.

Другой сын Василия Голицына - Михаил - прославился службой во флоте. Был женат на Татьяне Нееловой, но детей не имел.

Дмитрий Голицын - государственный деятель петровской эпохи

Одним из наиболее выдающихся государственных деятелей своей эпохи был Князь, рожденный в 1665 году, был сыном родоначальника ветви Михайловичей Михаила Андреевича и, таким образом, приходился двоюродным братом Василию Васильевичу, о котором мы говорили выше. Но, в отличие от своего родственника, за свое возвышение он должен быть благодарен Петру Первому.

Первой его значимой должностью был пост стольника при государе. Позже князь участвовал в Азовских походах и в Северной войне. Но главные его достижения были на гражданской службе. В 1711-1718 годах он был Киевским губернатором, в 1718-1722 - президентом Камер-коллегии, что соответствовало современной должности министра финансов. Кроме того, Дмитрий Михайлович стал членом Сената. При Петре II, с 1726 года по 1730 год, являлся членом Верховного тайного Совета, а с 1727 года - президентом Коммерц-коллегии (министр торговли).

Но с приходом к власти императрицы Анны Иоанновны (имя которой сам же и назвал при выборе кандидатуры, достойной занять трон), из-за того, что пытался законодательно ограничить её власть, подвергся опале. В 1736-м был заключен в где в следующем году умер.

Михаил Голицын - генерал времен Петра Первого

Братом Дмитрия Голицына был рожденный в 1675 году князь Михаил Михайлович. Он прославился как знаменитый полководец.

Хорошо зарекомендовал себя князь Михаил Голицын ещё во время Азовских походов Петра I (1695-1696 гг.), но настоящую славу приобрел во время Северной войны. Именно он руководил многими блестящими операциями против шведов, в частности в битве при Гренгаме (1720 г.).

Уже после смерти Петра I князь Голицын был удостоен высшего на тот момент военного звания генерал-фельдмаршала, а при Петре II стал сенатором. С 1728 года до самой смерти (1730 г.) являлся президентом военной коллегии.

Михаил Михайлович был дважды женат. От обоих браков имел 18 детей.

Примечательно, что одного из его младших братьев, как ни странно, тоже звали Михаилом (родился в 1684 г.). Он также снискал славу на военной стезе, участвуя в Северной войне. А с 1750-го до самой смерти в 1762 году руководил всем российским флотом, являясь президентом Адмиралтейств-коллегии.

Александр Голицын - продолжатель дела отца

Одним из сыновей генерал-фельдмаршала Михаила Михайловича являлся князь Александр Голицын, рожденный в 1718 году. Он также прославился на военном поприще. Был одним из руководителей российских войск во время Семилетней войны против Пруссии (1756-1763), а также во время русско-турецкой воны (1768-1774), окончившейся подписанием знаменитого Кючук-Кайнарджийского мира.

За свои заслуги перед Отечеством и воинские способности, как и отец, был удостоен чина генерал-фельдмаршала. В 1775 году, а также с 1780 года до смерти в 1783 году являлся генерал-губернатором Санкт-Петербурга.

Их брак с княжной Дарьей Гагариной был бездетным.

Пётр Голицын - победитель Пугачева

Младшим сыном Михаила Голицына, того из братьев, который был президентом Адмиралтейств-коллегии, являлся князь Пётр Голицын, рожденный в 1738 году. Ещё в ранней молодости он участвовал в Семилетней и русско-турецкой войнах. Но историческую известность приобрел как человек, командовавший войсками, направленными на подавления восстания Пугачева, которое сотрясало Российскую империю. За победу над Пугачевым был возведен в чин генерал-поручика.

Неизвестно, сколько бы пользы принес Российскому государству Пётр Голицын, если бы в том же 1775 году, в 38-летнем возрасте, не был убит на дуэли.

Лев Голицын - известный винодел

Князь Лев Голицын родился в 1845 году в семье Сергея Григорьевича, принадлежавшего к ветви Алексеевичей. Прославился как промышленник и предприниматель. Именно он наладил промышленное производство вин в Крыму. Так что этот регион является винодельческим не в последнюю очередь благодаря Льву Сергеевичу.

Умер в преддверии эпохи перемен в 1916 году.

Голицыны сегодня

На данный момент род Голицыных является самым многочисленным российским княжеским семейством. В настоящее время из четверых его ветвей осталось три: Васильевичи, Алексеевичи и Михайловичи. Ветвь Ивановичей оборвалась в 1751 году.

Род Голицыных дал России множество выдающихся государственных деятелей, полководцев, предпринимателей, деятелей искусства.