Самые известные палачи в истории: чем прославились представители древнейшей профессии. Палач. Настоящая история Тоньки-пулемётчицы Если хочется возвыситься над кем-то, пригаси это чувство


Одна из самых древних профессий – палач – никогда не была почетной. Когда-то смертная казнь была преобладающим наказанием за серьезные преступления. И кто-то должен был приводить приговор в исполнение. Конечно, желающих было немного – социальный статус палача был на уровне воров и проституток. Палачи жили за городом, искали жен и подмастерьев в кругу себе подобных, в церкви стояли позади всех, люди их сторонились. Тем не менее, и в этой бесславной профессии были те, имена которых вошли в историю.



Главный палач города Нюрнберга в Германии Франц Шмидт за 45 лет работы казнил 361 человека – точные цифры и обстоятельства казни известны благодаря дневнику, в котором педантичный палач фиксировал все подробности. Он проявлял к осужденным гуманность – старался свести их страдания к минимуму, и считал, что помогает им искупить грехи. В 1617 г. он оставил должность, что смыло с него клеймо «нечестного», как называли палачей, проституток и нищих.



Часто у палачей были целые династии – профессия в обязательном порядке передавалась от отца к сыну. Самой известной стала династия Сансонов во Франции – 6 поколений на протяжении полутора веков служили палачами. Члены семьи Сансонов были исполнителями приговоров над Людовиком XVI, Марией-Антуанеттой, революционерами Дантоном, Робеспьером, Сен-Жюстом и другими историческими личностями.



По легенде, однажды Наполеон задал Шарлю Сансону вопрос о том, может ли он спокойно спать, казнив 3 тысячи человек. Тот ответил: «Если короли, диктаторы и императоры спят спокойно, почему же не должен спокойно спать палач?». Прервал династию Клеман Анри Сансон – из-за денежных трудностей он заложил гильотину. Когда пришел приказ явиться для исполнения смертного приговора – он бросился к ростовщику, но тот отказался выдать «орудие труда» на время. Поэтому в 1847 г. Сансона отправили в отставку.



Самым известным палачом Италии был Джованни Батиста Бугатти, который за 65 лет работы казнил 516 человек. Он начинал «профессиональную деятельность» с топоров и дубинок, затем перешел на гильотину. Бугатти называл осужденных пациентами, а его самого прозвали «Мастером правосудия».





Британец Джеймс Берри сочетал 2 профессии – палача и проповедника. Он также писал теоретические труды о правильном проведении казни. А самым эффективным палачом Англии называют Альберта Пирпойнта, который в ХХ в. казнил 608 осужденных. Он ушел на пенсию после того, как повесил собственного друга. Пирпойнт написал мемуары, послужившие основой для фильма «Последний палач».



Младший сержант армии США Джон Вудд повесил 347 убийц и насильников, но прославился в 1946 г., казнив 10 осужденных на Нюрнбергском процессе нацистов. А после казни он зарабатывал, продавая куски веревки, на которой были повешены руководители гитлеровской Германии.





Потомственный палач Фернан Мейсонье работал на гильотине с 1947 г., казнил более 200 алжирских повстанцев, коллекционировал вещи казненных, чтобы выставить в музее. Он начал работать палачом с 16 лет, помогая отцу. После выхода на пенсию он написал воспоминания, где признался, что не испытывал угрызений совести, так как считал себя карающей рукой правосудия.

1. Существуют доказанный факт, что палачом мог стать в некоторых случаях только сын палача, т.е. данная профессия передавалась по династии.
2. «Каратель» или «кат», как еще называли человека данной профессии, должен обладать отличной физической подготовкой. Особенно во времена существования смертной казни на Руси ценились умельцы, которые одним ударом отсекали голову человеку. А это сделать очень непросто.
3. Психологическая стойкость для представителя данной профессии – прежде всего, так как ему доверяют не только казнь. Одной из его функций также являлась организация пыток подозреваемому, над которым ведется следствие. При этом нужно быть аккуратным, чтобы не переборщить и не убить жертву до казни. Палачи изучали страхи осужденных и давили именно на них, применяя пытки индивидуального характера (вообще палачи на Руси отличались особой жестокостью и беспощадностью, так как каждый из них виртуозно исполнял не менее 10 различных видов пыток).
4. «Ювелирное» мастерство – палач должен был справиться со своей задачей только с первой попытки, так как процесс казни носил публичный характер, а зрители желали в первую очередь зрелищности. В России такому мастерству усердно тренировались. Палачи в свободное время отрабатывали удары, используя за основу деревянную кобылу, а также муляж человеческой спины, изготовленной из коры березы.
5. Когда палач уходил «на отдых» и завершал свою карьеру (как правило, палач не мог сменить профессию, а работал карателем годами), он обязательно должен был предложить на свое место «достойную» кандидатуру.
6. В позднее время (18-19 вв.) с целью платить маленькое жалование или вовсе не оплачивать работу карателя, власти придумали выход – выбирали палачами бывших тюремщиков, которые отличались особой жестокостью.

Смертная казнь, вокруг которой сегодня бушуют споры правозащитников и общественности, — наказание, появившееся в глубокой древности и дошедшее до наших дней. В некоторые периоды истории человечества смертная казнь была едва ли не преобладающим наказанием в правоохранительной системе различных государств. Для расправы над преступниками требовались палачи — неутомимые и готовые «трудиться» от зари до зари. Профессия эта овеяна зловещими мифами и мистицизмом. Кто же такой палач на самом деле?

В раннем средневековье суд вершил феодал или его представитель, опираясь на местные традиции. Первоначально осуществления наказания должны были осуществлять сами судьи или их помощники (приставы), пострадавшие, случайно нанятые люди и т.д. Основой дознания был опрос свидетелей. Спорные вопросы решались с помощью системы ордалий («божьего суда»), когда человек как бы отдавался на волю бога. Это достигалось путем проведения поединка, по принципу «кто победил, тот и прав». Драться должны были или сами обвинитель и подозреваемый, или их представители (родственники, нанятые и т.д.)

Другой формой ордалий были физические испытания, например, взять в руку раскаленный метал или опустить руку в кипяток. Позднее по количеству и степени ожогов судья определял волю бога.

Понятно, что такой суд был не слишком справедлив

С усилением центральной власти и развитием городов, где местную власть осуществляли выборные власти, возникает система более профессионального суда.

С развитием судопроизводства усложняются и наказания. Наряду со старыми формами наказания, такими как вергельд (штраф) и простая казнь, появляются новые. Это бичевание, клеймение, отсечение конечностей, колесование и т.д.. Определенную роль играло то, что в некоторых местах сохранялась идея «око за око», т.е., если человек нанес какое-либо телесное повреждение, например, если преступник сломал пострадавшему руку, то ему тоже нужно было сломать руку.

Теперь нужен был специалист, способный провести процедуру наказания, причем так, чтобы осужденный не погиб, если он был осужден только на наказание, или до того, как будут выполнены все назначенные судом пытки.

Как и раньше необходимо было провести процедуры допроса, заставив подозреваемого дать показания, но при этом не допустить потери сознания и особенно смерти подозреваемого во время допроса.

Первые упоминания должности палача встречаются в документах 13 века. Но монополия на выполнение приговоров установилась за ним только к 16 веку. До этого приговор могли выполнять, как и раньше, другие люди.

Профессия палача была не так проста, как может показаться на первый взгляд. В частности, это касалось процедуры обезглавливания. Отрубить голову человеку одним ударом топора было нелегко, и особо ценились те палачи, что могли сделать это с первой попытки. Такое требование к палачу выдвигалось вовсе не из гуманности к осужденному, а из-за зрелищности, поскольку казни, как правило, носили публичный характер. Мастерству учились у старших товарищей. В России процесс обучения палачей проводился на деревянной кобыле. На неё клали муляж человеческой спины из берёзовой коры и отрабатывали удары. У многих палачей было что-то вроде фирменных профессиональных приёмов. Известно, что последний британский палач Альберт Пьеррпойнт проводил казнь за рекордное время — 17 секунд.

Положение палача

Официально работа палача считалась такой же профессией, как и любые другие. Палач считался служащим, чаще городским, но иногда он мог находиться на службе какого-нибудь феодала.
Он отвечал за исполнение различных приговоров суда, а также проведение пыток. Следует отметить, что палач был именно исполнителем. Он не мог по своей воле провести пытку. Обычно его действиями руководил представитель суда.

Палач получал жалование, иногда дом, где он жил. В некоторых случаях палачам, как и другим служащим, оплачивалась и форменная одежда. Иногда эта была общая униформа городских служащих, иногда особая одежда, подчеркивающая его значение. Большая часть инструментов (дыба, другие приспособления и т.д.) оплачивались и принадлежали городу. Символом палача (во Франции) был специальный меч с округлым лезвием, предназначенный только для отрубания голов. В России — кнут.

Маску, которую так часто показывают в кино, реальный палач обычно не надевал. Маска была на палаче при казни английского короля Англии Карла 1-го, но это был единичный случай. Средневековые палачи, да и палачи в более поздние периоды истории, очень редко скрывали свои лица, поэтому укоренившийся в современной культуре образ палача в маске-капюшоне не имеет под собой реальных оснований. До конца XVIII масок вовсе не было. Палача в его родном городе все знали в лицо. Да и скрывать свою личность палачу было незачем, ведь в древние времена никто даже не помышлял о мести исполнителю приговора. Палач рассматривался всего лишь как инструмент.

Обычно должности палача занималась или по наследству, или под угрозой уголовного преследования.

Существовала практика что осужденный мог получить амнистию, если соглашался стать палачом. Для этого необходимо, чтобы место палача было вакантно, и не всем осужденным могли предложить такой выбор.

Перед тем как стать палачом, претендент должен был долгое время проработать подмастерьем. Претендент должен был обладать немалой физической силой и значительными знаниями о человеческом теле. Чтобы подтвердить свое умение, кандидат, также как и в других средневековых профессиях, должен был исполнить «шедевр», т. е., выполнить свои обязанности под присмотром старших. Если палач уходил на покой, он был обязан предложить городу кандидатуру на свой пост.

Иногда, кроме палача, были и другие смежные должности. Так, в Париже, помимо самого палача, в команду входили его помощник, отвечавший за пытки, и плотник, специально занимавшийся строительством эшафота и т.д.

Хотя по закону палач и считался обычным служащим, отношение к нему было соответствующим. Правда он нередко мог хорошо зарабатывать.

Платили палачам во все времена немного. В России, например, по Уложению 1649 года жалование палачам уплачивали из государевой казны – «годового жалованья по 4 рубля каждому, из губных неокладных доходов». Однако, это компенсировалось своеобразным «социальным пакетом». Так как палач был широко известен в своей местности, он мог, приходя на рынок, брать всё, что ему было необходимо, совершенно бесплатно. В буквальном смысле палач мог питаться так же, как тот, кому он служил. Впрочем, традиция эта возникла не из-за благосклонности к палачам, а как раз наоборот: ни один торговец не хотел брать «кровавых» денег из рук убийцы, но поскольку палач был нужен государству, кормить его были обязаны все.

Впрочем, со временем традиция изменилась, и известен достаточно забавный факт бесславного ухода из профессии французской династии палачей Сансонов, существовавшей более 150 лет. В Париже долгое время никого не казнили, поэтому палач Клемон-Анри Сансон сидел без денег и влез в долги. Самое лучшее, что придумал палач – заложить гильотину. И как только он это сделал, по иронии судьбы, сразу появился «заказ». Сансон умолял ростовщика выдать гильотину на время, но тот был непоколебим. Клемон-Анри Сансон был уволен. А если бы не это недоразумение, то ещё целый век его потомки могли бы рубить головы, ведь смертная казнь во Франции была отменена только в 1981 году.

Но работа палача считалась крайне малопочтенным занятием. По своему положению он был близок к таким низшим слоям общества, как проститутки, актеры и т.д.. Даже случайно соприкосновение с палачом было неприятно. Именно поэтому палач часто должен был носить форменную одежду особого покроя и/или цвета(в Париже — синего).

Для дворянина считалось оскорбительным сам факт поездки в телеге палача. Даже если осужденного освобождали на плахе, сам факт того, что он проехал в телеге палача, наносил огромный ущерб его чести.

Известен случай, когда палач, назвавшись городским служащим, был принят в доме дворянки. Позднее, узнав кто он, она подала на него в суд, поскольку чувствовала себя оскорбленной. И хотя она проиграла процесс, сам факт весьма показателен.

В другой раз группа пьяных молодых дворян, услыхав, что в доме, мимо которого они проходили, звучит музыка, вломилась туда. Но узнав, что попали на свадьбу палача, сильно смутились. Только один остался и даже попросил показать ему меч. Поэтому палачи обычно общались и женились в кругу близких им по положению профессий – могильщики, живодеры и т.д.. Так возникали целые династии палачей.

Палач нередко рисковал быть избитым. Эта угроза возрастала за границей города или в период проведения крупных ярмарок, когда в городе появлялось много случайных людей, которые могли не бояться преследования местных властей.

Во многих областях Германии, существовало правило, что если кто-то, например, муниципалитет небольшого города, нанимал палача, он был обязан обеспечит его охраной и даже внести специальный залог. Бывали случаи, когда палачей убивали. Это могла сделать как толпа, недовольная проведением казни, так и преступники.

Казнь Емельяна Пугачева

Дополнительные заработки

Поскольку палач считался городским служащим, он получал фиксированную оплату по таксе, установленной властями. Кроме того, палачу отдавались все вещи, что надеты от пояса жертвы и ниже. Позднее в его распоряжение стала передаваться вся одежда. Поскольку казни проводились преимущественно в особо объявленные дни, в остальное время работы, а, следовательно, и заработка, у палача было не так чтоб очень много. Иногда городской палач выезжал в соседние небольшие городки для выполнения своих функций по заказам местных властей. Но это тоже случалось не часто.

Чтобы дать палачу возможность заработать и не платить ему за простой, за ним часто закреплялись и другие функции. Какие конкретно, зависело как от местных традиций, так и от размеров города.
Среди них наиболее часто встречались следующие.

Во-первых, палач обычно осуществлял надзор за городскими проститутками, естественно собирая с них фиксированную плату. Т.е., являлся содержателем борделя, отвечавшим также за поведение проституток перед городскими властями. Эта практика была очень распространена до 15 века, позднее от нее постепенно отказались.

Во-вторых, иногда он отвечал за чистку общественных уборных, выполняя работу золотаря. Эти функции были закреплены за ними во многих городах до конца 18 века.

В-третьих, он мог исполнять работу живодера, т.е., занимался отловом бродячих собак, удалял из города падаль и выгонял прокаженных. Интересно, что если в городе были профессиональные живодеры, они часто были обязаны выступать в качестве помощников палача. Со временем и ростом городов у палача появлялось все больше работы, и он постепенно избавлялся от дополнительных функций.

Наряду с этими работами палач нередко оказывал населению другие услуги. Он торговал частями трупов и снадобьями, изготовленными из них, а также различными деталями, относящимися к казни. Такие вещи, как «рука славы» (кисть, отрубленная у преступника) и кусок веревки, на которой был повешен преступник, часто упоминаются в различных книгах по магии и алхимии того времени.

Нередко палач выступал в роли лекаря. Следует учесть, что по роду своей деятельности, палач должен хорошо разбираться в анатомии человека. К тому же, в отличие от докторов того времени, он имел свободный доступ к трупам. Поэтому он хорошо разбирался в различных травмах и болезнях. Репутация палачей как хороших лекарей была общеизвестна. Так Екатерина II упоминает о том, что в молодости данцингский палач лечил ей позвоночник, т.е., выполнял работу мануального терапевта. Иногда палач выступал в роли экзорциста, способного причинив боль телу, изгнать овладевшего им злого духа. Дело в том, что одним из надежнейших способов изгнать злого духа, завладевшего телом, считалась пытка. Причиняя боль телу, люди как бы пытали демона, заставляя его покинуть это тело.

В средневековой Европе палачи, как и все христиане, допускались в церковь. Однако, на причастие они должны были приходить последними, а во время службы должны были стоять у самого входа в храм. Впрочем, несмотря на это, у них было право проводить обряд венчания и обряд экзорцизма. Церковники того времени считали, что муки тела позволяют изгонять бесов.

Сегодня это кажется невероятным, но нередко палачи торговали сувенирами. И не стоит тешить себя надеждой, что между казнями они занимались резьбой по дереву или лепкой из глины. Торговали палачи алхимическими зельями и частями тела казненных, их кровью и кожей. Все дело в том, что, по мнению средневековых алхимиков, подобные реагенты и зелья имели невероятные алхимические свойства. Другие же полагали, что фрагменты тела преступника являются оберегом. Самый безобидный сувенир — веревка висельника, которая якобы приносила удачу. Случалось, что трупы тайно выкупались средневековыми врачами для изучения анатомического строения тела.

У России же, как обычно, свои путь: отрубленные части тел «лихого» люда использовались как своеобразная «агитка». В царском указе 1663 года говорится: «Отсеченные руки и ноги у больших дорог прибивать к деревьям, и у тех же рук и ног написать вины и приклеить, что те ноги и руки - воров и разбойников и отсечены у них за воровство, за разбой и за убийство… чтобы всяких чинов люди знали про их преступления».

Существовало понятие как «проклятье палача». Ничего общего с магией или колдовством оно не имело, а отражало взгляд общества на данное ремесло. По средневековым традициям, человек, ставший палачом, оставался им на всю жизнь и сменить профессию по своей воле не мог. В случае же отказа от выполнения своих обязанностей палача считали преступником.

Самым же знаменитым палачом ХХ века является француз Фернан Мейсонье. С 1953 по 1057 им лично было казнено 200 алжирских повстанцев. Ему 77 лет, он и сегодня живёт во Франции, своего прошлого не скрывает и даже получает от государства пенсию. Мейсонье в профессии с 16 лет, и это у них семейное. Его отец стал палачом из-за предоставляемых «выгод и благ»: право иметь боевое оружие, высокая зарплата, бесплатные поездки и налоговые льготы по содержанию пивной. Орудие своей мрачной работы – гильотину «модель 48» — он хранит и сегодня.

До 2008 года он жил во Франции, получал государственную пенсию и не скрывал своего прошлого. На вопрос, почему он стал палачом, Фернан отвечал, что вовсе не потому, что палачом был его отец, а потому, что палач имеет особый социальный статус, высокую зарплату. Бесплатные поездки по стране, право иметь боевое оружие, а также льготы по налогам при ведении бизнеса.


Фернан Мейсонье — самый известный палач ХХ века и документ, удостоверяющий его личность

«Иногда мне говорят: «Сколько же надо храбрости, чтобы казнить людей на гильотине ». Но это не храбрость, а самообладание. Уверенность в себе должна быть стопроцентная.
Когда приговоренных выводили во двор тюрьмы, они сразу же видели гильотину. Одни держались мужественно, другие падали без чувств или мочились в штаны.

Я залезал прямо под нож гильотины, хватал клиента за голову и тянул на себя. Если бы в этот момент мой отец случайно опустил нож, меня бы перерубило напополам. Когда я прижимал голову клиента к подставке, мой отец опускал специальное деревянное приспособление с полукруглым вырезом, удерживающее голову в нужном положении. Потом еще поднатуживаешься, хватаешь клиента за ушами, подтягиваешь голову к себе и кричишь: «Vas-y mon pere!» («Давай, отец!»). Если промедлить, клиент успевал как-то среагировать: поворачивал голову набок, кусал мне руки. Или голову выдергивал. Тут надо было беречься - нож опускался совсем рядом с моими пальцами. Некоторые заключенные кричали: «Аллах акбар!» В первый раз я, помню, подумал: «Так быстро!» Потом привык.»

“ Я был карающей рукой Правосудия и горд этим”- пишет он в своей книге. И никаких угрызений совести или ночных кошмаров.Орудие своего ремесла – гильотину – он хранил до самой смерти, выставлял ее в собственном музее под Авиньоном и порой разъезжал с ней по разным странам:
«Для меня гильотина – как для автолюбителя-коллекционера дорогой «феррари». Мог бы продать и обеспечить себе спокойную и сытую жизнь».

Но Мейсонье гильотину не продал, хотя «модель 48» рубила, по его словам, плохо, и приходилось «помогать руками». Палач подтягивал за уши голову обреченного вперед, поскольку «преступники втягивали ее в плечи и казнь по-настоящему не получалась».




Разборка гильотины на территории тюрьмы после казни. Последняя казнь во Франции была проведена в 1977 году




Публичная казнь. Публичная казнь во Франции существовала до 1939 года

Тем не менее, пишут, что Фернан был добрым малым, поклонником балета и оперного искусства, любителем истории и поборником правосудия, и вообще он по-доброму относился к преступникам.

И отец, и сын всегда следовали одному принципу: выполнить свою работу чисто и как можно быстрее, чтобы не продлевать и без того невыносимые страдания приговоренных. Фернан утверждал, что гильотина является самой безболезненной казнью. Выйдя на пенсию он тоже выпустил свои воспоминания, благодаря чему он тоже вполне известный человек.

Мохаммед Саад аль-Беши — действующий Главный палач Саудовской Аравии. Ему сегодня 45. «Не важно, сколько у меня на день заказов: два, четыре или десять. Я выполняю божью миссию и потому не знаю усталости», — говорит палач, который начал работать в 1998 году. Ни в одном интервью он не обмолвился, сколько казней на его счету, и какие гонорары он получает, зато похвастался, что за высокий профессионализм власти премировали его мечом. Меч Мохаммед «держит острым, как бритва» и «регулярно чистит». Кстати, он уже обучает ремеслу своего 22-летнего сына.

Одним из самых известных палачей в постсоветском пространстве является Олег Алкаев, который в 1990-е году был начальником расстрельной команды и возглавлял СИЗО Минска. Он не только ведёт активную социальную жизнь, но и выпустил книгу о своих трудовых буднях, после чего его назвали палачом-гуманистом.
[ http://infoglaz.ru/?p=37074

Профессия в жизни человека имеет большое значение. Есть престижные, гуманные, высокооплачиваемые, а есть те, которыми не принято гордиться. Их скрывают, но так получается, что всё равно кому-то приходится выполнять такую работу. Профессия – палач.

С начала своего развития общество проходило разные этапы. И тех членов, которые не выполняли определённые правила и требования наказывали. Наиболее часто используемые меры были изгнание или казнь.

Такая жестокость для современного человека легко объяснялась по тем временам. Просто виновник мог своим поведением нести угрозу всему строю, поэтому его необходимо было изолировать, но в связи с маленькими запасами продовольствия и трудностями в их добыче, человека проще было просто убить, чем содержать. И для выполнения такой работы тоже требовался определённый человек. И появилась профессия палач.

Кто становился палачом?

Кого же брали на эту работу? Какими качествами должен был обладать человек, чтобы суметь лишить лизни себе подобного.

Сейчас принято скрывать своё лицо от общественности, поскольку профессия не входит в список престижных и получает осуждение гуманно настроенного человечества.

А вот в средние века палачи могли ходить без маски. И стереотипный образ ката в капюшоне можно считать ошибочным. Скрываться необходимости не было, палача знали лично и именно к нему не было никаких претензий, ведь он являлся обычным исполнителем.

А самое примечательное то, что профессия передавалась из поколения в поколение. И это понималось как естественный процесс. Получается, что складывались целые династии. И в жёны подыскивали не девиц из благородных семей, а, например, дочерей могильщиков или живодёров. Вероятно, в этом был здравый смысл, поскольку людям из своего круга было проще найти общий язык.

И в России и в других станах палачи считались низшим сословием. Они, как правило, находились на самом дне общества. Не каждый человек был способен совершать казни ежедневно и при этом оставаться в здравом уме. Поэтому предложение стать палачом поступало бывшим уголовникам.

Можно сказать, что профессия закреплялась за человеком пожизненно, словно обрекая его. Потому, что отказаться от выполнения обязанностей, то есть лишения жизни других людей, считалось невозможным. Поэтому в народе существовало выражение «проклятие палача». Она означало, что приняв однажды на себя эту миссию, человек был обречён выполнять её постоянно до самой смерти. Иначе его посчитали бы дезертиром и строго наказали. Возможно, в таком случае, палач поменялся бы местами со своей жертвой.

Зарплата палача

Сколько же согласно было платить общество за выполнение столь неприятной работы? Оказывается, что не так уж и много. Но зато исполнитель приговора имел так называемый социальный пакет. Он мог забирать себе вещи казнённого и на базаре не покупал продукты, а просто брал то, что ему было необходимо. Почему так происходило? Можно предположить потому, что кат пользовался особым расположением. Но это не так, просто купцы отказывались брать деньги из рук, омытых кровью. Предки верили, что это может навлечь несчастье. И в то же время палачу необходимы были продукты питания. Выход оставался один - брать бесплатно.

Но время шло и изменялись традиции. К деньгам общество стало относиться не так придирчиво, и можно было уже закрыть глаза на «кровавые деньги».

Истории известен один случай. В Париже существовала династия палачей Сансонов. Но в определённый период получилось так, что заказов о смертной казни не поступало. Возможно, никто не решался преступить закон и поэтому палач был вынужден влазить в долги и голодать. Но он нашёл выход – заложил гильотину. И словно по насмешке судьбы именно в этот момент его призвали выполнить свою работу. Но так как орудия находилось у ростовщика, то палач столкнулся с проблемой и был уволен.

А мог бы ещё работать и работать, аж до 1981 года, пока во Франции не отменили смертную казнь.

Палач и религия

Как же относились к палачам священослужители? Здесь, как это часто бывает, нет категорического принятия или отказа. Катам разрешалось посещать церковь, исповедоваться, но при одном условии. Они должны были находится у самого входа и не привлекать внимание прихожан. А вот для изгнания бесов палачей задействовали с большой охотой, поскольку муки тела считались святыми и помогали изгонять нечистую силу из души.

Оказывается, что традицию торговать разными сувенирами ввели палачи. Но к сожалению, это совсем не маленькие милые изделия, а что бы вы думали? Части тела казнённого или его вещи. В старые времена люди приписывали человеческим костям, коже и крови алхимические свойства, их использовали знахари для приготовления разных зелий и снадобий. Поэтому палачу было чем разжиться. Самым безобидным из сувениров являлась верёвка, на которой был повешен человек.

А вот в России руки преступников и другие части тела было принято прибивать вдоль дороги, чтобы те, кто промышлял воровством помнили о неизбежной каре, которая ждёт их за преступные деяния.

В защиту палачей можно сказать, что эта профессия и в самом деле была не только особенной, но и сложной. Хорошего палача ещё требовалось отыскать. Ведь никто не хотел долго мучаться, а не каждый палач мог отрубить голову с первого раза, для этого требовались не только сноровка и опыт, но и желание.

Известно, что в России приёмам казни обучали на специальном муляже.

Любопытно, что в Европе палачам чаще приходилось лишать жизни преступников. А вот в России с целью воспитания человеку могли отрубить руку или уши, в зависимости от того, в чём заключалось его преступление.

Разновидностей казней за всё время насчитывалось достаточно много, и многие из них отличались особой жестокостью. Не смотря на то, что лишение одного человека жизни другим противоречит самой природе и современное общество до конца не смогло отказаться от этой идеи.

И сейчас живут на полном государственном обеспечении известные палачи, которые не только не скрывают своё лицо, но и гордятся своей профессией.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк (? - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетя х с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Нужны ли обществу палачи? Вопрос совсем не праздный, так как отдельные представители рода человеческого склоны к совершению тяжких уголовных преступлений. Таких личностей ловят, судят и часто приговаривают к смертной казни. Вот тут-то на первый план и выходит исполнитель наказания. Именно он от имени государства лишает жизни осуждённого. Поэтому, как ни крути, а без палачей никуда.

Однако не каждый гражданин страны готов взвалить на свои плечи столь ответственную ношу. Тут нужны определённая психика и мировоззрение. С улицы первого прохожего не позовёшь. Поэтому найти исполнителя не так-то просто. И всё же государственные чиновники во все времена решали этот сложный вопрос, а правосудие вершилось в соответствии с приговором. Исполнителей же подбирали с учётом местных особенностей и менталитета людей.

Палачи в Европе

Во Франции такое ремесло как лишение жизни людей по приговору суда передавалось по наследству. Дом палача всегда стоял на отшибе. Люди не горели желанием встречаться с ним в повседневной жизни. Существовало поверье, что тот, кто дотронется до исполнителя наказания, закончит жизнь на виселице. Отсюда и отчуждённость не только к самому "профессиональному убийце", но и к членам его семьи. В жёны такие люди брали, как правило, женщин из своего круга, а сыновья продолжали дело отцов.

Самой известной династией заплечных дел мастеров стало семейство Сансонов . Они исполняли свой государственный долг на протяжении 159 лет. Основатель династии - Шарль Сансон. В 1688 году Людовик XIV назначил его специальным указом главным палачом Парижа. Причиной выбора короля стало то, что Сансон был женат на дочери исполнителя кровавых наказаний. Но у того сыновей не было, поэтому должность после смерти последнего перешла к зятю.

В 1726 году скоропостижно скончался очередной представитель этой династии. У него остался 8-летний сын Шарль Батист. В соответствии с существующими традициями он стал палачом. Но мальчик, естественно, не мог выполнять столь сложные обязанности. Поэтому до его совершеннолетия казни осуществлял другой человек, а ребёнок был обязан присутствовать при них, чтобы традиция формально соблюдалась.

Самым знаменитым в этой династии был Шарль Анри Сансон. Он казнил Людовика XVI, Марию Антуанетту, Жоржа Жака Дантона, Робеспьера, а также многих других знаменитых людей времён Французской революции. Именно в это время появилась гильотина, что значительно облегчило труд.

Последним в династии и 7-м по счёту стал Клеман Анри Сансон. Он возложил на себя специфические обязанности в 1840 году. Этот человек имел тягу к азартным играм, поэтому наделал много долгов. Он вынужден был бежать из Парижа от кредиторов в 1847 году. Пришло время исполнять очередную казнь, а Клемана нигде не смогли найти. Сына у него не было, и поэтому династия прекратила своё существование.

Но известная на всю страну фамилия в дальнейшем помогла последнему Сансону. Одно из французских издательств задумала написать книгу о знаменитой династии. Книгу решили издать от имени Клемана Анри и выкупили у него на это право за большую сумму денег. В результате этого в 1863 году увидело свет 6-томный сборник под названием "Записки палача".

Исполнение приговора на французской гильотине

Не менее известным экзекутором считается Джованни Батиста Бугатти . Он трудился исполнителем смертных приговоров в Папской области в период с 1796 по 1865 годы. Родился этот человек в 1780 году, а кровавые обязанности возложил на себя в 16-летнем возрасте. Вначале он рубил головы и вешал преступников, а в 1816 году процесс лишение жизни сделали более цивилизованным. В Италии появилась гильотина по примеру Франции. За всю свою долгую деятельность Джованни лишил жизни 516 человек.

Сам же он был набожным и скромным человеком. Зарплата у него была небольшой, но зато постоянной. В 85-летнем возрасте этот человек вышел на заслуженный отдых. В наши дни Бугатти стал очень популярным. Его личные вещи и орудия производства хранятся в римском музее криминологии.

Уже в XX веке получил известность английский палач Альберт Пирпойнт (1905-1992). Заплечными делами он занимался с 1934 по 1956 годы. За это время повесил 608 осуждённых. Получил за них в общей сложности 10 тыс. фунтов стерлингов. Это помимо официальной зарплаты. То есть за каждого повешенного Альберту доплачивали. Под конец своей деятельности англичанин так набил руку, что вешал осуждённого за 17 секунд.

Палачи в США

Что касается США, то палачи в этой стране выполняли кровавую работу сдельно. Человек работал, скажем электриком, а на время исполнения наказания превращался в карающий меч правосудия. Причём платили за это большие деньги. По нынешнему курсу за каждого убиенного заплечных дел мастер получал 2 тыс. долларов.

К примеру, хорошо известен такой исполнитель наказания как Роберт Грин Эллиот . Работал он в Клинтонском исправительном учреждении (штат Нью-Йорк). Это самая большая мужская тюрьма строго режима в США. Электрический стул в ней стали практиковать с 1892 года.

Роберт Грин в период с 1926 по 1939 годы отправил на тот свет 387 человек. С учётом выплаченных гонораров он стал обеспеченным человеком. К приговорённым применялось напряжение 2000 вольт. Оно создавало мощный разряд тока, который проходил через мозг. Смерть при этом наступала мгновенно.

Не менее популярен и американский сержант Джон Вудс . Прославился он, благодаря Нюрнбергскому процессу. Именно ему доверили казнь нацистов . Но до этого у него за плечами уже был огромный опыт. Сержант повесил 347 убийц и насильников. Правда, самому бедняге не повезло. Он погиб в возрасте 39 лет в 1950 году от удара током в результате несчастного случая. Похоронили Вудса в городе Торонто (штат Канзас).

Палачи в России

На Руси профессионалы по заплечным делам появились в конце XVII века. В 1681 году был издан царский указ, который повелевал в каждом городе, где есть тюрьма, привлечь на службу специального человека, который смог бы исполнять смертные приговоры. При этом подразумевались добровольцы. Допускалось даже набирать бродяг, предлагая им постоянное питание и заработок.

Однако дело усугублялось позорным статусом исполнителя. Люди от такого человека отворачивались, а в церкви не допускали к причастию. Называли же палача на Руси катом , что является синонимом экзекутору. Одним словом, охотников на хоть и сытную, но не престижную должность не находилось. Шли в каты лишь самые падшие личности, которым деваться было некуда.

В 1742 году Сенат повысил экзекуторам жалованье почти в 2 раза, но кадровую проблему это не решило. К началу XIX века во многих губерниях вообще не было людей, которые могли бы приводит в исполнение смертный приговор. В 1805 году высочайшим указом было разрешено набирать на роль катов осуждённых преступников. Содержали их в специальных отдельных тюремных помещениях. В общей камере держать было нельзя, так как заключённые могли такого экзекутора убить.

Излюбленное наказание кнутом на Руси

В России в то время широко применялось наказание кнутом. Оно вроде как считалось гуманным, так как не подразумевало смерть. И действительно, под кнутом люди не умирали. Они отдавали Богу душу дня через 2-3 после экзекуции. Кнут разрывал печень, почки, кровеносные сосуды, вызывал обильное внутреннее кровотечение. Наказываемый получал тяжелейшие травмы, но мог с ними прожить ещё пару дней.

На время исполнения наказания каты, как правило, надевали красные рубахи. Это была их униформа. А вот во Франции в таких рубахах выводили на эшафот осуждённых на смерть. У каждого народа свои обычаи и традиции.

В 1879 году в империи появились военно-окружные суды. Им дали право выносить смертные приговоры без обжалования в вышестоящей инстанции. Число смертников прибавилось, а экзекуторов не было. В то время на всю страну существовал единственный палач по фамилии Фролов . Он в сопровождении охраны ездил по тюрьмам и вешал приговорённых к смерти. Получалось, что вся жизнь у этого человека проходила в разъездах.

В первом десятилетии XX века ситуация не исправилась. В империи катом числился некий Филипьев . Сам он был из казаков. Во время ссоры убил человека, и суд приговорил его к смертной казни. Затем ему предложили обменять жизнь на согласие стать заплечных дел мастером. Бывший казак согласился. Именно он повесил террориста Ивана Каляева весной 1905 года, убившего бомбой великого князя Сергея Александровича. Филипьев лишил жизни и многих других политических и уголовных преступников. Самого ката в 1911 году убили заключённые, с которыми он случайно оказался в одном вагоне.

А вот далее в России случилось что-то непонятное. В годы Гражданской войны появилось множество убийц. И белые, и красные истребляли людей тысячами. Эта тенденция продолжилась и в 20-е, и в 30-е годы. Людей, как будто, подменили, а может, просто поменялся статус экзекутора. Раньше он был отверженным, а тут стал полновластным хозяином человеческих судеб. Скорее всего, так оно и есть. Через убийства отдельные граждане самоутверждались и начинали чувствовать свою значимость. Но это удел жалких и недалёких личностей, которыми настоящие палачи всегда и являлись.

Cтатью написал Леонид Сухов