Сочинения о войне. Вступление Вступление по русскому языку на тему война

19.04.2024 Бизнес

Война - одна из сложных тем, на которые школьники пишут сочинения. Здесь недостаточно пересказать события, необходимо дать еще и собственную оценку. Вступление к сочинению о войне по литературе - важная часть такого текста. Как выполнить это непростое задание? Какой должна быть в нем вступительная часть? Эти вопросы мы рассмотрим в статье.

С чего начать?

Прежде всего необходимо определиться с тем, какая из войн является темой работы. Если пойдет речь об Отечественной войне 1812 года, следует тщательно изучить подходящий материал. А именно: составить небольшую историческую справку и прочитать художественные произведения, посвященные этому периоду в истории. В случае если выбор пал на Великую Отечественную, то литература понадобится совершенно иная. О событиях 1941-1945 года в советской и русской литературе сказано немало, поэтому недостатка в источниках и проблем с их поиском быть не может.

В этой статье мы будем рассматривать сочинение-рассуждение о войне прошлого столетия. А потому необходимо составить соответствующий список художественной и документальной литературы. Немаловажное значение имеет вступление к сочинению о войне по литературе, потому как в любом тексте, независимо от его предназначения и темы, которую он освещает, на первые абзацы читатель обращает особенное внимание. Неудачное начало может погубить весь труд. В конце статьи будут приведены виды вступлений к сочинению, которые можно использовать при выполнении творческого задания.

Документальная литература

Предварительно стоит тщательно поработать с источниками. Самыми ценными являются воспоминания фронтовиков. Но найти ветеранов не так просто. Их осталось чрезвычайно мало. К счастью, многие из них оставили наследие: книги, очерки, воспоминания. Благодаря этим материалам можно написать полноценное сочинение-рассуждение о войне.

К литературе, с которой стоит ознакомиться, относятся следующие книги:

  • «В небе фронтовом».
  • «Битва за Москву».
  • «Блокада».
  • «На войне и в тылу — по-фронтовому».

Все вышеперечисленные источники являются сборниками воспоминаний очевидцев.

Художественная литература

Война стала сильным потрясением как для страны, так и для каждого человека в отдельности. В отечественной литературе произведений, посвященных этим трагическим страницам в истории, так много, что на то, чтобы перечитать их, пожалуй, и жизни не хватит. Но вступление к сочинению о войне по литературе получится особенно эффектным после прочтения некоторых из них. Такая литература настраивает на определенный лад. Она побуждает высокое чувство патриотизма. К тому же ни для кого не секрет, что для того, чтобы написать хорошее выпускное сочинение по литературе, необходимо много читать.

Список художественной литературы

Какие считаются лучшими? Несомненно, те, которые были созданы очевидцами или участниками военных действий. К ним относятся:

  • Б. Васильев «А зори здесь тихие».
  • К. Симонов «Солдатами не рождаются».
  • В. Карпов «Взять живым».
  • Ю. Бондарев «Тишина».
  • Г. Бакланов «Пядь земли».
  • В. Кондратьев «Сашка».
  • В. Пикуль «Мальчики с бантиками».

Это только тысячная часть того, что оставили после себя фронтовики. Нередко на вопрос о том, как написать вступление к сочинению о войне, в различных сборниках-шпаргалках предлагаются готовые ответы, содержащие клише. Прибегать в помощи подобных материалов не рекомендуется. Так же, как и начинать готовиться к сочинению дня за три до экзамена. Тот, кто прочитает хотя бы половину произведений, представленных в списке, не столкнется с трудностями при выполнении пьменного задания по литературе. Из этого следует вывод: готовиться нужно основательно и заранее.

Как легко написать сочинение?

По литературе существует великое множество пособий в помощь школьникам и абитуриентам. Их нередко используют и те и другие. Но следует знать, что на вопрос о том, как написать вступление/заключение к сочинению или его основную часть, есть только один верный ответ: много читать. Чудодейственной схемы, с помощью которой можно бы было написать хорошую творческую работу в два счета, пока не изобретено. Только тот, кто много читает и тем самым расширяет свой словарный запас и кругозор, сможет справиться с непростой задачей на вступительном экзамене, а именно - изложить на бумаге полученные знания и высказать собственное мнение, грамотно сформулировав при этом мысли.

О кинематографе

В последнее время на экраны все больше выходит фильмов и сериалов, посвященных Великой Отечественной войне. При замечательной игре актеров и прекрасной режиссуре сюжет их нередко далек от истины. Поэтому при написании сочинения не стоит полагаться на отечественный кинематограф. Цель его - привлечь внимание и собрать как можно больше телезрителей. Несомненно, существуют картины и правдивые, но читать всегда лучше, чем смотреть фильмы.

Еще одной книгой, которая, хотя и создана не очевидцами военных действий, однако основанная на их воспоминаниях, является «У войны - не женское лицо». Автор - нобелевский лауреат по литературе 2015 года Светлана Алексиевич. Прочтение этого художественно-публицистического произведения поможет написать интересное вступление к сочинению о войне по литературе.

Первый абзац

От того, насколько увлекательно он написан, зависит многое. Хорошее вступление может заинтересовать проверяющего. Плохое - оставит негативное впечатление. Каков должен быть размер вступления? Это зависит от объема всей работы. Ниже приведены рекомендации по написанию такого отрывка:

  1. Не следует использовать шаблонные фразы.
  2. Начало не должно быть пространным (краткость и лаконичность - обязательные условия при написании вступительной части).
  3. Сочинение можно начинать с риторического вопроса.
  4. Вступлению можно придать форму определения.
  5. Первый абзац представляет собой аннотацию к основной части сочинения.
  6. Во вступлении к сочинению о войне можно привести исторические данные.

Виды вступлений

1. Память о пережитом принуждает писателей вновь и вновь возвращаться к извечной теме народного подвига. Эта тема поистине неисчерпаема. Она необъятна. Ведь трудно перечитать или даже перечислить все те произведения, которые художники слова посвятили войне. В этом сочинении мне бы хотелось прежде всего рассказать о бесценном подвиге писателей-фронтовиков. Они рассказали нам о том, что вспоминать было больно и непросто. Страницы их книг пропитаны кровью жертв Великой Отечественной войны, которые будут живы до тех пор, пока сердца наши хранят память о них.

2. Скромное величие простого человека… Что стоит за этой фразой? Заглянем в славное прошлое русского народа. Наши предки останавливали татаро-монгольскую орду. Они освободили Европу от наполеоновской власти. И они же семьдесят лет назад разбили фашистскую армию и спасли мир от порабощения. В чем же источник силы и героизма простого русского человека? В любви к Родине. Эта любовь порою была безответной. За нее не всегда давали ордена, но часто жестоко наказывали. В прошлом столетии русский человек на своей земле страдал, как никто другой, но патриотизм его восхищал, бывало, даже врагов. Сочинение это посвящено необыкновенной любви к Родине и патриотизму простого русского солдата.

3. Прочитав знаменитый роман советского писателя, я был(а) поражен(а) тем, насколько проникновенно в нем раскрыта тема добра и зла, героизма и предательства. Автор рассказывает, как страшно было в декабре сорок первого слышать на небольшой станции чужую немецкую речь. Но еще ужаснее звучала среди голосов оккупантов родная, русская. Великим испытанием для народа стала война. Одни погибали в мучениях. Другие дошли до Берлина. Третьи пропали без вести. Но были и четвертые, готовые предать себя, Родину, близких… В трагические моменты человек обнажает свою суть. И потому концепция человека нашла наиболее полное отражение именно в военной прозе. Тема моего сочинения: «Трусость во время войны». Материал для работы - роман Рыбакова «Тяжелый песок».

Война… Сколько боли, горечи, одиночества и смерти несет в себе это слово! Я думаю, война – ровесница человечеству и во все времена и эпохи люди чувствовали холодное дыхание войны у себя за спиной. Это злостная всепожирающая и разрушающая сила приносит с собой немало горя, страданий и душевной пустоты.

Смертию смерть поправ. Писание Борис Львович Васильев - участник войны, очевидец страшного и героического времени, поэтому его произведения не оставляют читателей равнодушными. Повесть «В списках не значился» является одной из лучших в творчестве писателя. Она рассказывает о самых первых и драматических месяцах войны, но вместе с тем и о героическом времени, высветившем лучшие черты советского человека: стойкость, патриотизм, верность долгу, желание до последнего служить Родине.

Великой школой мужества и героизма навсегда останется в памяти людей Великая Отечественная война, получившая многогранное отражение в литературе 50 - 70-х годов. Концепция человека, как она утверждается литературой, с наибольшей убедительностью раскрывается в произведениях о Великой Отечественной войне.

Вместе с весной пришла на многострадальную землю долгожданная Победа. Слезами радости встретили ее бойцы Великой Отечественной, так же встречаем этот день и мы, их потомки. Страшно представить, сколько пришлось пережить каждому воевавшему. Сейчас все чаще и чаще звучат слова, что надо считать героями всех воевавших. А сами они, участники тех событий, более сдержанно оценивают свои действия.

Прошло много лет с того дня - первого дня Великой Отечественной Войны. И его никто никогда не сможет забыть. Ведь память войны стала нравственной памятью, вновь возвращающей к героизму и мужеству солдат. Именно память не позволяет опускаться ниже той нравственной отметки, которой помечены горькие и героические годы, продолжает свято и неотступно жить в сердце каждого человека.

К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

Вся страна готовится к празднованию 70-летия Победы. О страшной народной беде написано много произведений, газетных статей, поставлены фильмы. Горечь и скорбь до сих пор живут в сердцах людей. Но самыми яркими и правдивыми в нашей памяти останутся рассказы близких людей о войне, о военном детстве.

В этом разделе сайта представлены сочинения школьников о Великой Отечественной войне - это сочинения по воспоминаниям родственников, размышления детей о войне.

Герой нашей памяти

Среди участников Великой Отечественной войны из Кировской области был мой прадед.

Я хочу рассказать о нём. Это мой прадед Шарапов Василий Гурьянович. Я правнук человека, который подарил мне жизнь, отвоевав мир в 40-х годах 20 столетия.

Однажды, когда я был в гостях у своей бабушки, мне захотелось посмотреть старые семейные фотографии. Открыв шкаф, я обнаружил награды, тогда я ещё не знал, что это ордена и медали Великой Отечественной войны. Я позвал бабушку и поинтересовался, что это за награды и чьи они. Бабушка с улыбкой ответила: « Это награды твоего прадедушки Шарапова Василия Гурьяновича». Мне стало немного грустно оттого, что я не знал о прадедушке. Я долго в тот день рассматривал медали, слушал рассказ и решил узнать о прадеде подробнее.

Мой прадедушка родился в селе Беляево 14 января 1916 года. До начала войны работал в заготконторе заготовителем и продавцом в магазине. По воспоминаниям бабушки, мой прадед был человеком добрым, справедливым, всегда отстаивал правду, никогда не отказывал в помощи. От своих родителей унаследовал такие качества, как трудолюбие, твёрдость характера. Был хорошим гармонистом и рыболовом, ведь его родная деревня расположена в самых живописных местах нашего района, где находится большой и красивый пруд.

Моего прадеда призвали в армию в первые дни войны. Воевал он в Мурманском направлении. Жили они в снежных землянках. Сержант Шарапов Василий Гурьянович со своим взводом совершал много героических подвигов. Ими было уничтожено несколько немецких танков. Также было убито много немецких солдат. В одной из атак, прадед был тяжело ранен немецкой пулей. Пуля попала ему в ногу. Его отправили в госпиталь, где он пролежал три месяца. После госпиталя прадед был демобилизован домой в 1945 году, а вскоре и война закончилась. Но та немецкая пуля сохранилась у него, как воспоминание о тех тяжёлых временах. Вспоминая о тех страшных годах, он не мог говорить без боли, ведь погибло столько солдат, мирных жителей. Сколько выпало на долю тех, кто остался в тылу - старикам, женщинам и детям! Тяжёлые испытания не сломили моего прадеда. Он остался человеком, сохранившим в себе веру в жизнь, в доброту.

За проявленное мужество и героизм Шарапов Василий Гурьянович награждён медалью «За Отвагу», юбилейными медалями.

Я ещё долго вспоминал разговор с бабушкой о тех трудных годах, которые выпали на долю поколения войны.

Васенин Дмитрий, 6 «Б» класс

Победа в нашей семье

Я родилась в мирное время, когда не слышны взрывы, не раздаются выстрелы и нет страшных кровопролитий, за это спасибо нашим дедам и прадедам, которые отстояли нашу Отчизну в тяжкие для неё годы. Я думаю, что нет в России семьи такой, где бы не памятен был свой герой.

Мой прадед, Маклашкин Петр Александрович, родился в 1896 году в деревне Матвуево, что находилась в Яранском районе. В Красную Армию он был призван в 1942 году, где был назначен пулемётчиком за особую точность в стрельбе. К сожалению, ему не удалось застать освобождение Родины, увидеть праздничный салют Победы. В апреле того же года связь с ним прекратилась, и с мая 1942 года он числится, как без вести пропавший.

Другой мой прадедушка, Максимов Константин Герасимович, также был участником Великой Отечественной войны. За всё время войны он многое увидел и испытал. Прадед был ранен дважды, но он всё равно вернулся на поле боя и выстоял до конца, даже смог гнать фашиста до границ Берлина.

И вот в 1945 году он вернулся в родную деревню. Но воспоминания терзали его. По его рассказам, немцы отступали через деревни и на своём пути не щадили ни кого. Они убивали всех, будь это дети или пожилые люди. А особое место в его памяти заняла встреча с одной женщиной. Мой прадедушка собственными глазами видел, как она, зарезав свою дочь, отмачивала её мясо, чтобы приготовить суп, так как свирепствовал голод. Это были жестокие времена, которые не стоит забывать для того, чтобы не повторилась та страшная беда, которая пришла в 1941 году.

Очень жаль, что мои прадеды не дожили до наших дней, а их рассказы доходят до нас не от них самих, а от родных и близких. Я очень горжусь ими, и пусть память о великой Отечественной войне будет жить вечно в сердцах людей.

Максимова Анна, 7 «А» класс

Мой дедушка герой!

Когда я был маленький, мама часто рассказывала истории про моего дедушку. Он был настоящим героем. Василий Алексеевич Пибаев, так звали моего дедушку, родился в деревне Михайловские Кикнурского района в семье колхозников. Семья была небогатой, родители всё время работали, поэтому с детства на Василие лежала обязанность следить за братом и двумя сёстрами. Став постарше, он выучился на фельдшера. В 17 лет моего деда призвали в армию и определили в стрелковый полк на Карельском фронте. Он не раз участвовал в сражениях. Первую награду «За отвагу» он получил в 1944 году. Во время прорыва при освобождении Финляндии Василий первый поднялся в атаку и уничтожил 4-х врагов. Тогда он получил первое боевое ранение. Это не единственный случай, когда мой дед повёл себя мужественно и смело. Став командиром отделения, он был награждён ещё одной медалью «За отвагу». Тогда его отделение ворвалось на окраину польского города Рдына.

После войны мой дед вернулся в родную деревню, женился и стал заместителем председателя колхоза.

В 1985 году ему был вручен орден Отечественной войны I степени.

Умер Василий Алексеевич в 1992 году. Но в нашей памяти он живёт любимым отцом, честным гражданином, храбрым солдатом, а для меня - настоящим героем.

Сазанов Дмитрий, 7 «А» класс

Невыдуманные истории войны

Мой прадедушка Иванов Иван Иванович ушёл на войну 1941 г. Прабабушка моя очень беспокоилась о нём все эти годы. В 1943 году мой прадедушка попал в плен к фашистам. У фашистов в плену мой дедушка был сильно избит. После побоев многих пленных «раздавали» немкам. Женщины выбирали пленного для работы и заставляли его работать. Одна женщина взяла нашего прадедушку. Она не заставляла его работать, а давала отдыхать и лечила его. Продолжалось так два года, после этого рано утром женщина прадедушку провела между охранников и отпустила его. Прадедушка сел в немецкую машину. Немцы, которые везли моего прадедушку, оказались русскими партизанами. Они проехали мимо фашистского поста и скрылись из Германии. В 1945 году русские войска победили в Великой Отечественной войне, а мой прадедушка через 2 дня после победы приехал домой, шёл по полю и увидел свою жену и сыновей. Прабабушка упала в обморок, ведь они думали, что он погиб. Они жили долго и счастливо…

Счастливый конец у этой истории. Но сколько русских солдат не вернулось из плена, и скольких не дождались родные.

Токмолаев Максим, 6 «Б» класс

"И помнит мир спасённый"

Мою прабабушку зовут Шамаева Елена Андреевна,1925 года рождения. Родилась она в д. Большая Лыжня. Когда началась война, ей было 16 лет, начали забирать мужчин на войну. В деревне остались дети, старики и женщины. Работать приходилось очень много, с раннего утра и до позднего вечера. Дети тоже помогали взрослым, они собирали колоски. Бабушке Лене дали лошадь, она на ней пахала, возила зерно в Шахунью. Спустя некоторое время ей тоже пришла повестка, её забрали на оборонные работы, копать окопы. Потом её отправили в п. Кутцо, где она работала на военном 266 заводе. Они делали детали для военных самолётов. Работали по 18 часов в сутки, спали мало. Она там проработала 3 года. 9 мая 1945 года она пришла утром со смены, а в общежитии все веселятся, поют, пляшут, оказывается, закончилась война. Наша армия прогнала немцев с нашей земли. И была одержана полная победа над фашистской Германией. Через месяц бабушка Лена вернулась домой. Сначала она работала в колхозе, потом 24 года почтальоном. 17 апреля 2015 года ей исполнится 90 лет. Она внесла немалый вклад в нашу победу.

А ещё у меня воевал прапрадедушка Рыбаков Степан Семёнович. Его взяли на фронт в 1942 году. В 1943 году пришло письмо от его друга, что был сильный бой на Курской дуге, и Степан Семёнович не вернулся с поля боя. Через некоторое время пришла похоронка, что Рыбаков Степан Семёнович похоронен в Курской области, в Глазуновском районе в д. Озерки. В 1985 году на его могилу поехал его сын. По рассказам жителей деревни, зимой 1943 года были жестокие бои на Курской дуге. Немцам не удалось победить, жители вернулись весной и увидели страшную картину: всё поле было усеяно трупами русских и немцев. В воздухе стоял невыносимый запах. Жители стали хоронить русских солдат. В 1980 году поставили мемориал павшим солдатам и, благодаря этому, сын нашёл на стеле имя своего отца.

Я горжусь своими прадедами и прабабушкой, ведь они завоевали мир для нас.

Шамаева Марина, 7 «А» класс

Вечный труженик

Мой прадедушка был четвёртым ребёнком в семье Злобиных, Филиппа и Марии, из выживших семи детей. Прадедушка родился через два года после Алексея в 1912-ом году. Как и старшие братья, работал в своём хозяйстве. Уже в 9 лет ходил с отцом в деревню Потухино на заработки, чтобы выжить в голодный 1921-ый год, плотничал, крыл крыши соломой. Летом лепил из глины посуду. Горшки, корчаги, плошки шли на рынке нарасхват. Вместе с семьёй вступил в колхоз. В период коллективизации Советская власть дала ему образование. Прадедушка окончил курсы механизаторов, работал шофёром в Кикнурской МТЗ, затем автомехаником, впоследствии водителем в райкоме ВКП (б). Жизнь кипела, молодость брала своё. Вот и встретил прадедушка девушку, с которой решил связать жизнь. Она ждала ребёнка, а тут общая беда пришла в наш дом и страну.

Война! 13 августа 1941 года моего прадедушку призвали на фронт. Первое время он находился на Урале: будучи отличным специалистом, ремонтировал автомашины для фронта. В мае 1942-го года в Москве формировалось миномётное соединение, сюда и попал прадедушка. Его миномётный полк был направлен на Юго-Западный фронт под Ворошиловград, ныне Луганск. Многое ему пришлось пережить: дважды оказывались в окружении и оба раза с упорными боями из него выходили.

Реактивная установка «катюша» в основном предназначалась для ведения огня на значительные расстояния. Но прадедушке с боевыми товарищами, когда они прорывались из окружения, приходилось производить залпы с прямой наводкой прямо на врага. К счастью, риск заканчивался благополучно. За проявленный героизм и мужество прадедушку наградили в Москве орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За освобождение Кёнигсберга» и другими.

В конце 1945 года прадедушка демобилизовался и вернулся в родное Ушаково. как он вспоминал, «На фронте все думали о том, как спасти Родину от фашистской гадины, чтобы мирно жили дети, внуки, правнуки…»

И трудовая биография прадедушки заслуживает похвалы. Он был трактористом, бригадиром тракторного отряда, председателем сельсовета. А перед выходом на пенсию 15 лет работал шофёром бензовоза. Это был труженик, как и все его братья и сёстры.

Моего дедушку звали Зверев Василий Филиппович. Я хочу быть похожим на него.

Сапаров Данила, 6 «Б» класс

Этот день они приближали, как могли…

Мою бабушку зовут Трушкова Нина Григорьевна. Она родилась в 1933 году в деревне Большое Шарыгино. Когда началась Великая Отечественная война, моей бабушке было 7 лет. О войне узнали из громкоговорителя. На фронт стали забирать всех взрослых мужчин, у которых не было «брони». Отец бабушки - Шарыгин Григорий Анатольевич работал в колхозе трактористом, и у него была «бронь», он на войну не уходил.

Как только началась война, государство для деревенских жителей установило продовольственный налог. Каждая семья должна была сдать в год примерно 5 килограммов сливочного масла, 3 килограмма шерсти, независимо от того, имелись ли в хозяйстве корова или бараны, все произведённые в колхозе продукты, зерно отдавались государству для фронта.

Во время войны в деревне жили плохо. Бабушка летом ходила босиком, а во время учёбы - в лаптях и валенках. Одежда была не новая, покупать её было не на что, в основном она перешивалась из чего-нибудь старого.

Голодали, муки не было вообще. Летом заготавливали траву - лебеду, кашку клевера, песты, сушили её, а потом добавляли в лепёшки, которые делали из мороженой картошки. Картошка росла плохая, мелкая. Ту картошку, которую не успели выкопать осенью на колхозных полях, весной колхозникам разрешали копать. Иногда родителям бабушки на работе давали «дурынду» - это переработанные остатки от семени льна. В эти дни в семье был настоящий праздник.

Во время войны в колхозе работали все от мала до велика. И бабушка с 7 лет начала работать в колхозе. Её посылали на сенокос - ворошить и сгребать сено. Она с мамой ходила жать руками рожь, которую потом собирали в снопы. Выполняли в колхозе всю посильную работу.

Всех здоровых и хороших лошадей из колхоза забрали на фронт. Колхозный скот был роздан колхозникам и каждая семья кормила его. Бывало, что не хватало сена, поэтому снимали с крыш ржаную солому, которой были покрыты крыши домов, чтобы накормить коров.

За бабушкой была закреплена старая лошадь, которую она сама запрягала. На этой лошади она ездила по дворам, где находился колхозный скот, за навозом. Этот навоз потом развозили по колхозным полям, удобряли землю. Все жители работали на совесть, чтобы приблизить Победу.

У бабушки на войну ушёл брат Василий. Он был связистом у генерала Рокоссовского. Под Москвой его ранило, и он вернулся домой. Василий имел много медалей. Уже после войны брата бабушки наградили орденом Красного Знамени. Сейчас его уже нет в живых.

В 1943 году на войну забрали ещё одного брата бабушки Анатолия. В первом же бою Анатолия смертельно ранило в живот разрывной миной, прожил он после ранения три часа. Об этом бабушка узнала из письма фронтового друга Анатолия. Это письмо и сейчас хранится у бабушки. Анатолий похоронен в Брянской области в общей могиле. Его фамилия включена в «Книгу памяти».

О победе в войне бабушка снова узнала из громкоговорителя, все в деревне очень радовались. С фронта стали возвращаться в деревню мужчины.

Я считаю, что моя бабушка тоже причастна к Победе в Великой Отечественной войне. Она частичкой своего детского труда, наряду с солдатами, которые воевали, приближала эту победу.

Трушкова Евгения, 6 «Б» класс

Война - большое горе

Наша страна на протяжении веков сражалась с чужеземными захватчиками. Самой страшной войной остаётся Великая Отечественная, потому что на защиту встал весь народ. Две тысячи пятнадцатый год - особенный для нашей страны. Девятого мая исполнится семьдесят лет, как закончилась Великая Отечественная война. Больше четырёх лет наш народ отстаивал рубежи своей Родины. Миллионы людей ушли на фронт. Многие не вернулись домой, пропали без вести, вернулись ранеными. Война закончилась полной нашей Победой. Она оставила след в каждой семье. Наша семья не исключение.

Мой прадед, Матеев Прохор Иванович, родился в деревне Чесноки Санчурского района, в тысяча девятьсот одиннадцатом году. В тысяча девятьсот сорок первом году он был призван на фронт. Мой прадед героически сражался с фашистскими захватчиками. Пятнадцатого апреля тысяча девятьсот сорок четвёртого года мой прадед погиб в жестоком бою под Тернополем. В Книге памяти есть такая запись: «Матеев Прохор Иванович, 1911 года рождения, рядовой, погиб 15 апреля 1944 года, захоронен в братской могиле № 45 в селе Новое, Тернопольской области». Мне очень жаль, что он не дожил до наших дней, он бы мог рассказать много интересного.

На фронте очень много погибло наших солдат, и в тылу в то время люди работали с утра до ночи. В тылу у станков стояли полуголодные женщины, подростки. Они работали по десять-двенадцать часов в день. Смерть, голод, страх, болезни, жестокость - всё обрушилось на людей одновременно. И только глубокая вера в справедливость, вера в будущее поддерживали жизнь нашего народа. И народ совершил бесстрашный подвиг. Победа в Великой Отечественной войне навсегда останется в истории человечества.

Война - это всегда большое горе для людей, и пусть ни одно поколение больше не переживёт тех ужасов и страданий, которые выпали на поколение военных лет. Но и сейчас в мире грохочут взрывы, строчат автоматные очереди. Каждый день гибнут люди, поднимает голову терроризм. И хочется верить, что всё будет хорошо, что наша Родина будет сильной, крепкой и мы, люди, должны отвечать за это будущее, за мир на Земле.

Пасанова Анастасия, 6 «Б» класс

Остался навечно молодым

Мой прадед Киселёв Пётр Трофимович, 1908 года рождения, участник Великой Отечественной войны. До войны он работал в колхозе завхозом. Ушёл на фронт вместе с мужчинами из его родной деревни Фёдоровские Яранского района. Война застала его молодым, полным сил и здоровья. Трудное испытание выпало на его долю, испытание на мужество, на стойкость, на верность Родине, страшное жестокое испытание. Мой прадедушка 23 декабря 1942 года был ранен под городом Сунгуль Эстонской СССР. Он получил сквозное осколочное ранение лица, в результате чего почти полностью потерял зрение. Из-за этого впоследствии был признан негодным к службе. В мирное время ранение давало о себе знать, он прожил недолгую, но честную жизнь.

Орденов у него не было, но я думаю, не это главное - боролся за свободу своей Родины. Очень жаль, что не дожил мой прадедушка до старости, что война забрала у него молодость и покалечила его жизнь. Память о прадеде из поколения в поколение в нашей семье. Я всегда буду помнить о своём прадедушке, и гордиться им.

Софронов Николай, 6 «Б» класс

Я горжусь своим прадедушкой

Война.… Это горе, слёзы. Она постучала в каждый дом, принесла беду, затронула судьбы многих семей. Из каждой семьи ушли на фронт отцы и дети, мужья, бабушки и дедушки, братья и сёстры.… Тысячи людей испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжёлой из всех войн, перенесённых до сих пор человечеством. И живы ещё те люди, которые в тяжелейших боях защищали Родину. Война в их памяти всплывает самым страшным горестным воспоминанием.

Войну я видела в кино и читала про неё в книгах. Но самыми яркими и правдивыми в моей памяти на всю жизнь стали рассказы о войне моей бабушки, эти истории ей рассказывал её дедушка. Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории нашей семьи.

Мой прадедушка по маминой линии, Коновалов Василий Ильич, был призван в армию в феврале 1942 года. Направлен в Орджоникидзенское военное училище связи. После его окончания в 1943 году попал на Карельский фронт в должности старшины взвода. С 1944 года воевал на Белорусском и Украинском фронтах. Принимал участие в освобождении Венгрии, Чехословакии. 28 мая 1945 года в составе 39 гвардейской армии.

Больше моя бабушка, к сожалению, ничего мне не рассказала, потому что больше она о моём прадедушке ничего не слышала. Мой прадедушка без вести пропал. Но мы помним его….

Иванова Галина, 6 «Б» класс

Горжусь своими предками!

Мои дедушка и бабушка не застали войну. А вот прадедушка и прабабушка были ветеранами Великой Отечественной войны. Их звали Лидия Александровна и Анатолий Спиридонович Секерины. Они уже умерли, но мы помним о них до сих пор. У них осталось много медалей и орденов. Но это не игрушки - это память о них! Я горжусь своими предками. И 9 мая, в День Победы я вспоминаю о них, и счастлива, что благодаря им, я сейчас живу.

Попова Яна, 1 «В» класс

Склоняемся пред подвигом бессмертным…

Война – это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Разве можно забыть такое? Нет ни одной семьи, где бы не хранились воспоминая о тех днях.

9 Мая для нашей семьи особый праздник: двое моих прадедушек воевали, прошли всю войну и вернулись героями – это Баженов Павел Александрович и Шастин Михаил Яковлевич. Я никогда их не видела, знаю о них только по рассказам бабушек, которые хранят фронтовые снимки в семейных альбомах и пожелтевшие треугольные письма, такие долгожданные в те военные дни. А в Кикнурском краеведческом музее среди экспонатов, посвящённых Великой Отечественной войне, висит фотография моего прадеда. Если бы у меня была возможность сейчас обратиться к нему, я бы сказала: « Дедушка! Я помню тебя! Я горжусь тобой!»

Нет границ величайшему подвигу наших дедов и прадедов во имя Родины, как нет границ величию трудового подвига советского народа. «Всё для фронта, всё для победы!» - этот лозунг стал главным лозунгом страны. Мужчины ушли на фронт, и на их рабочее место встали женщины, старики и подростки. По 11-12 часов длился рабочий день, но никто не думал об усталости, желая сделать всё возможное, чтобы приблизить победу.

70 лет прошло с той поры! Моё поколение радуется жизни, получает образование, работает. Именно о таком будущем думали солдаты Великой Отечественной войны. Именно им мы должны быть благодарны за чистое небо и ласковое солнце!

Мы обязательно скажем слова благодарности ветеранам, которые придут 9 мая к памятнику, установленному в нашем посёлке в честь воинов-земляков, погибших во время войны 1941-1945 годов. Это им, воинам –победителям, цветы, песни и искренние слова благодарности от всего поколения, выросшего после войны!

Спасибо вам за жизни этой свет,

За детский смех, за синь над головами!

За то, что к самой важной из побед

Отважно до Берлина прошагали!

Мы, ужасов не знавшие войны,

Склоняемся пред подвигом бессмертным!

Спасибо за безоблачные сны,

За хрупкий мир на маленькой планете!

Ошуева Анастасия, ученица 9 «В» класса

У войны не женское лицо?

Женщина…Есть в этом слове что-то мягкое, тёплое, и светлое. Есть и другие слова: сестра, жена, подруга и самое высокое – мать! Матери питают свои семьи любовью, оберегают её. Но женщина и война – возможно ли такое?

Трудно представить, как тяжело пришлось женщинам во время Великой Отечественной войны. Мужчины ушли на фронт, и вся тяжелая, неподъёмная работа легла на хрупкие женские плечи. Таких женщин называли солдатками. Тяжело им было: работать приходилось и дома и в поле, а порой на тракторе. Как выжить? Как прокормить детей? Только вера, что мужья вернуться с победой, давала силы.

Много женщин наравне с мужчинами ушли на фронт. С оружием в руках они защищали Родину, совершали подвиги, не жалея своих жизней! На фронтах Великой Отечественной войны в Советской армии воевало более 1 миллиона женщин. Были женщины-лётчицы, сбившие множество вражеских самолётов; женщины-связисты, которые налаживали связь в самых трудных условиях.; а ещё женщины-разведчицы, сапёры, зенитчицы, танкисты. Это о них писал Роберт Рождественский:

Как разглядеть за днями след нечёткий?

Хочу приблизить к сердцу этот след.

На батарее были сплошь девчонки!

А старшей было 18 лет…

Как будто бы вся бабья боль России

В девчонках этих вдруг отозвалась…

Настоящий подвиг совершали женщины, выносившие с поля боя раненых солдат. «Сестричка» - так ласково называли бойцы девчонок, в которых видели своё спасение. И эти худенькие сестрички, не обращая внимания на пули и разрывы снаряд, тащили солдат, которые были тяжелее их в несколько раз. Неужели им было не страшно? Страшно! Очень- очень страшно! Но по-другому они не могли! Они же солдаты! Они же защитники! «Кто говорит, что на войне нестрашно, тот ничего не знает о войне!»-так писала Юлия Друнина, поэтесса, которая прошла всю войну.

Да, у войны не женское лицо. Но защитницы не думали об этом, когда стояли в одном строю с мужчинами. Я горжусь подвигами таких прославленных женщин, как снайпер Людмила Павличенко, оборонявшая Севастополь. От её рук погибло 309 немцев. Восхищаюсь подвигом Зои Космодемьянской, которая была поймана немцами, выполняя приказ поджечь деревню. Перед смертью девушка произнесла гордую фразу, ставшую знаменитой: «Нас 170 миллионов! Всех не перевешаете!»

Своё сочинение я хочу закончить словами Юлии Друниной:

Нет, это не заслуга, а удача

Быть женщине солдатом на войне,

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в день Победы горько было б мне!

Тюлькина Ксения, ученица 9 «В» класса

Праздник со слезами на глазах

День Победы – это праздник со слезами на глазах. Раньше я не понимала, почему его так называют. Когда я была маленькой, каждый год мама водила меня на главную площадь Санкт-Петербурга. Она с трепетом завязывала мне Георгиевскую ленточку. На площади строевым шагом шли солдаты и несли Российский флаг. Многие бабушки и дедушки смахивали с лица слёзы.

Сейчас я знаю гораздо больше про Великую Отечественную войну. Эта тема задевает мое сердце. Каждую историю, которую нам рассказывают о войне, я переживаю вместе с ее героем. Я искренне поражаюсь мужеству и стойкости солдат, воевавших в то время. Люди шли защищать свою страну совсем не из-за приказа главнокомандующих. Они не могли смериться с мыслью, что родные края, до боли знакомые пейзажи, так любимые сердцу деревеньки и города, в которых живут их самые дорогие люди, достанутся врагу. Солдаты защищали самое дорогое – Родину! Отдавая свои жизни в бою, мужчины и женщины надеялись, верили, что их потомки будут жить счастливо.

Врагами людей в те времена были не только гитлеровские войска, но и голод и холод. Хуже всего пришлось Ленинграду. Немцы окружили город в кольцо, которое было прорвано только в 1943 году. До этого времени люди умирали от голода. По Ладожскому озеру зимой поставляли продовольствие, но машины часто не доезжали до Ленинграда, тонули в озере под атакой вражеского истребителя. Матери отдавали своим голодным детям последний кусок зачерствелого хлеба, а сами мучались от голода. Зимы были очень холодными, не было отопления. Люди очень часто падали на улице на снег и засыпали вечным сном. Летом, когда снег таял, на улицах города лежали горы трупов.

Война не закончится, пока не будет захоронен последний солдат. Каждый год поисковые отряды находят сотни погибших бойцов и доставляют их останки для захоронения на родину. Я много раз видела, как плакали люди после известия о нахождение их отцов и дедов, матерей и бабушек, которых считали без вести пропавшими. Страшно представить, сколько людей унесла с собой Великая Отечественная война.

С каждым годом ветеранов становится все меньше, и мои современники всегда будут благодарны тем, кто дал нам жизнь и счастливое будущее. Однажды к нам в школу приходил ветеран войны, к сожалению, я не помню его имени, и рассказывал нам, как он жил в блокадном Ленинграде: « Каждый день на улице падали от голода люди. Для нас это было обычным делом. Многих моих друзей тогда не стало, да и сам думал, что вот-вот умру», - говорил он с мокрыми от слёз глазами. А ведь и правда. Что может быть страшнее, чем видеть смерть своих родных и друзей, и понимать, что ты можешь стать следующим? Скорее всего, люди на площади плакали, вспоминая об ужасах войны, вспоминая о погибших друзья и родных, и с радостью думая, что война закончилась.

Теперь я понимаю, почему День Победы – праздник со слезами на глазах.

Овчинникова Екатерина, ученица 9 «В» класса

Нашей победе 70 лет!

Сколько войною задето

Седых и детских голов?!

Мы о войне этой знаем

Лишь по рассказам отцов.

Какова цена Победы? Чем жертвовали участники войны ради нашего будущего? Жертвовали многим. Великая Отечественная война не обошла стороной ни одну семью. На линии фронта, в тылу боролись за существование чьи-то отцы, деды, мамы и бабушки.

Война оставила большой след в истории каждой семьи. Эти истории передаются от старших поколений, прошедших это страшное испытание, к младшим, живущим в мирное время.

Я хочу рассказать услышанную мной историю от бабушки о ее родителях. Мои прабабушка и прадедушка – те люди, которые боролись за будущее нашей семьи. Прадедушка – Кужелев Василий Федорович, был танкистом. В 1942 году пошел добровольцем на фронт и в первый же год погиб на Курской Дуге, под Прохоровкой, в самом крупном танковом сражении.

Прабабушка – Кужелева Антонина Яковлевна, до войны закончила техникум связи и работала на телеграфе. В военные годы, получила звание старшего лейтенанта связи. У нее была высокая скорость передачи данных, около 100 знаков азбуки Морзе в минуту! За свою доблесть и мужество была неоднократно поощрена наградами. Вскоре получила контузию во время бомбежки. После лечения в госпитале была назначена начальником эшелона по сопровождению военных грузов. До контузии воевала «бок о бок» со своим мужем, в действующих войсках.

Прабабушка никогда не ослушивалась приказов: в воду – значит в воду, в разведку – значит в разведку. Ее постоянной спутницей была рация. Такую самоотдачу делу вряд ли можно увидеть в современном мире, ведь сейчас действует «закон джунглей»: каждый сам за себя. А во время войны все держались друг за друга, жили одной жизнью, которую не жалко отдать во имя Победы.

Не смотря на это, война всегда останется отголоском – тихим эхом в душах всех людей. Сколько людей погибло, сколько детей осиротело, сколько судеб погубила война, сколько сердец истерзала. Думать об этом больно, но не думать нельзя!

Да, война закончилась давно, но это страница нашей истории, и мы обязаны помнить о бесстрашных подвигах тех людей, которым мы обязаны жизнью. Мы должны сохранять мир, дабы избежать войны. Мы должны ценить мирную жизнь.

Гараева Антонина, ученица 9 «В» класса

Давно забытая война!

Война глупа и бессмысленна изначально.

Она не ведет к победе – она сеет горе и ненависть.

Леди Фиона

Великая Отечественная война - это горе и слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены - мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжелой из всех войн, перенесенных до сих пор человечеством. И живы еще те люди, которые в тяжелейших боях защищали нашу Родину. Война в их памяти всплывает самым страшным горестным воспоминанием. Но она же напоминает им о стойкости, мужестве, несломленности духа, дружбе и верности.

Я прочитала о многих писателях, которые прошли эту страшную войну. Многие из них погибли, многие получили тяжелые увечья, многие уцелели в огне испытаний. Вот почему они до сих пор пишут о войне, вот почему вновь и вновь рассказывают о том, что стало не только их личной болью, но и трагедией всего поколения. Они просто не могут уйти из жизни, не предупредив людей об опасности, которую несет забвение уроков прошлого.

Поэт Глеб Пагирев в своём стихотворении ясно описывает чувства тех, кто шел на фронт. «Я, помню, до войны учился на рабфаке: простецкие штаны, рубашка цвета хаки… Военная страда еще была в начале, а мы как раз тогда последний курс кончали».

Люди тех времен, что еще живы, никогда не забудут ужасы этих страшных войн, и навсегда погибшие останутся героями в наших сердцах. И скольких жизней стоила эта победа?! Много, очень много. Я уверена, каждому знакомо это чувство. Оно возникает, когда все закончилось…безвозвратно, как будто и не начиналось. Боль, столько боли, что можно захлебнуться в ней, даже если поделить ее на всех людей на Земле. От безысходности сердце начинает упрямо ныть, еще раз подтверждая безвыходность ситуации. Как в детстве, когда прочитаешь интересную книжку или случайно сломаешь любимую игрушку. Ощущение пустоты.…Это так больно. Самая сильная боль - боль необратимой утраты. Когда уже слезы капают на холодные ладони, а ты все никак не можешь осознать, что все закончилось.

Мы выиграли. Но какой из этого толк, если все родные и любимые люди погибли, сражаясь до конца за эту Победу . Страна пришла к победе на последнем дыхании, разоренной, обезлюдевшей - почти полностью были скошены целые поколения. Ужасные зияния бросались в глаза, куда ни глянешь. Тысячи сел были сожжены дотла, сотни городов превращены в руины. Великая - действительно великая, определившая судьбу страны и мира, - победа была нестерпимо горькой.

Пусть наша память и опыт учат нас добру, миролюбию, человечности. И пусть никто из нас не забудет, кто и как боролся за нашу свободу и счастье. Мы в долгу перед тобой, С олдат! Мы помним о каждом солдате, не вернувшемся с войны, помним, какой ценой он добыл победу. Сохранил для меня и миллионов моих соотечественников язык, культуру, обычаи, традиции и веру моих предков.

Тематика творческих работ в жанре эссе:

Солдаты далекой войны – «Высок и свят их подвиг незабвенный»

Транскрипт

1 Варианты вступления и заключения к сочинению о войне Война... Страшное, как сама смерть, слово. Даже страшнее, если помнить, что смерть для каждого человека естественное, неизбежное окончание жизни, а война - ужасающее бедствие, вызываемое злой волей людей. Пятьдесят лет миновало с тех пор, как умолкли громы Великой Отечественной войны, а народ наш не перестает оплакивать потерю. Нет в нашей стране ни одной семьи, из которой бы война не унесла чью-то жизнь или не искалечила кого-то пулями и осколками. Невозможно забыть это: Великая Отечественная война - тяжелейшее испытание, выпавшее на долю русского народа. Это самый трагический период российской истории. Именно в такие тяжелые моменты проявляются лучшие человеческие качества. То, что люди смогли с честью выдержать это испытание, не уронить своего достоинства, защитить свою Родину, своих детей, - величайший подвиг. Способность к совершению подвига самое важное качество настоящего человека. Чтобы совершить его, нужно, прежде всего, забыть о себе и думать о других, забыть о смерти и страхе смерти, бросить вызов природе своим отречением от свойственной всему живому жажды жизни. Поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига человека на войне. Многие писатели сами прошли трудный солдатский путь, многие из них были свидетелями великой трагедии и великого подвига. Не оставляют равнодушными произведения К. Симонова, В. Быкова, В. Некрасова, Б. Васильева, Г. Бакланова и многих других писателей. Каждый писатель поразному пытается понять, что позволяет человеку совершить подвиг, где нравственные истоки этого поступка. Мирная жизнь закончилась ранним утром 22 июня 1941 года.. Сотни самолётов бомбили города Советского Союза, обрекая мирное население на долгие четыре года жить в тяготах военного времени.. Двадцать второго июня 1941 года на нашу землю пришла самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества. В человеческой памяти этот день остался не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих тысячи четырехсот восемнадцати дней и ночей Великой Отечественной. Ли Война... Отвратительное лицо ее никогда не сотрется из памяти народной. Холодные и безжалостные глаза смотрели стволами орудий на бойцов, идущих в атаку, страшными кровавыми ранами на медсестер, санитарок, хирургов, смотрели на изнемогавших голодных рабочих у станков, неся горе и смерть. Грубые ее руки вырывали жертвы из каждого дома, каждой семьи. «У войны не женское лицо...» Да, не женское, но доле женщины в годы войны не позавидуешь. Женщина, нежная, прекрасная, самой природой созданная для любви, для выполнения великой миссии матери, женщина, соединившая в себе «и богатство, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь», была вынуждена взять в руки оружие! Девушки, вчерашние школьницы, на хрупких плечиках своих среди разрывов снарядов выносили из боя раненых бойцов. Девочки сутками простаивали у станков и не разгибали спины на колхозных полях. Не могли, не имели права «инженеры человеческих душ» пройти мимо этих событий. Все наши известные писатели коснулись в своем творчестве темы войны, но лучшие из созданных произведений принадлежат писателям-фронтовикам, не понаслышке знающим о войне. Великая Отечественная война... Она унесла миллионы жизней, обернулась трагедией для каждой третьей семьи. Да, мы вырвали победу у врага! Трудно подобрать какое-либо иное слово. Мы именно вырвали победу, она далась нам дорогой ценой, ценой целого

2 поколения. Что же чувствовали те, кто прямо со школьной скамьи попал в самое пекло боя, совсем еще юные, неопытные? Я принадлежу к тому счастливому поколению, которое не застало войны. Основные знания о ней мы черпаем из книг В. Некрасова, В. Гроссмана, Г. Бакланова, В. Быкова, В. Астафьева, К. Симонова, Ю. Бондарева и др. Военная литература так же многолика, как и сама война. У каждого писателя свой собственный подход. Меня же больше всего привлекает тема «женщина на войне». Мы как-то свыклись с тем, что многие женщины в Великую Отечественную воевали наравне с мужчинами, и мало кому в голову приходит мысль, насколько это было противоестественно самой природе! И то, что сделали эти девушки, иначе, как подвигом, не назовешь. Говорят, что первой жертвой на войне становится правда....правды жаждал воющий народ, она была ему необходима - чтобы самоотверженно сражаться, надо осознать масштаб нависшей над страной опасности. Так страшно началась для нас война, на таком краю, в двух шагах от пропасти, мы оказались, что выбраться можно было только прямо глядя жестокой правде в глаза, до конца всю меру своей ответственности за исход войны. Память сердца заставляет вновь и вновь писателей и читателей возвращаться к теме подвига народа на войне. Эта тема неисчерпаема, необъятна; трудно перечислить все, что написано о войне. В своем сочинении я хочу прежде всего рассказать о подвиге писателей-фронтовиков. Подвиг советского народа был также подвигом литературы. Время неумолимо движется вперед, отодвигая все дальше и дальше события гг. Это были самые суровые годы для нашей страны, которые закончились великой победой. Но время не властно над памятью, передающей из поколения в поколение нравственную суть подвига, совершенного русским народом во имя спасения человечества от фашизма. Я не могу в полной мере ощутить ту боль и страдания, которые выпали на долю участников той войны, но хочется разобраться, что стояло за героизмом, питало его, было его почвой. Что позволило в «сороковые роковые» не просто выстоять и победить, но и остаться в этой жестокой борьбе человеком? Какими были те, кому мы обязаны своей жизнью? Первая мировая война стала первой мировой трагедией XX столетия, она не только забрала жизнь миллионов людей, а десятки миллионов оставила калеками. Трагедия ее заключалась и в том, что она разрушила души целого поколения. Прогрессивные писатели первыми ощутили, какие моральные следствия имеет война. В творчестве Эриха Марии Ремарк, Эрнеста Хемингуэя изображаются герои, которые прошли войну и вышли из нее физически не поврежденными, но на всю жизнь война остается в их душе. Ремарк и Хемингуэй были непосредственными участниками военных событий и во время войны были по разные стороны фронта, но в героях, которых они изображают, много общих черт. Наверно, это потому, что их личности сформировались под влиянием войны, ее ужасов. Вырастают поколения, которые не слышали звуков войны. История человечества пестреет войнами. Был ли хотя один день, когда нигде на планете не шла война? Войны межгосударственные и гражданские, локальные и миру, справедливые и захватнические. Еще в пещерах люди воевали за пищу, за женщину. Позднее - за другую добычу, за драгоценные камни, золото, за невольников. Потом воевали за территории ради полезных ископаемых, мирового господства. Разные времена, разные масштабы, разное оружие (от каменного топора к межконтинентальной ракете) - но оставалась сущность. Ведь, так или

3 иначе, война - это бедствие, независимо от того, освободительная она или захватническая, так как страдают простые люди, плачут матери и вдовы, возрастают сиротами дети. Война Написала это слово и ужаснулась. Нынешнее молодое поколение переосмысливает историю, историю последней войны - Большой Отечественной. А в сердце старшего поколения это слово - незаживающая рана. Это - оборванные в самом начале мечты о будущей профессии, ожидании на длинную и счастливую жизни. Это - последнее пожатие руки, последние поцелуй, последний взгляд ближнего, наиболее дорогого человека Война ворвалась в сердце нашего народа, как осколок. Затмила солнечное небо дымом пожаров, стала болью невыносимой от черных похоронок, которые тысячами приходили каждый день. Сколько крови пролито! Сколько слез выплакано! Родная земля стала сплошным пожарищем; плакали росами травы, падали черные деревья, стон раскидывался стоголосым эхом. Одной из самых значительных вех в истории России первой трети XX века, наряду с Великой Октябрьской революцией, явилась Гражданская война годов. В то же время она вошла в русскую литературу, став главной темой многих произведений, в частности романов «Белая гвардия* М. А. Булгакова, «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака и серии рассказов И. Э. Бабеля под общим названием «Конармия». Но предметом изображения у этих писателей стала не череда побед и поражений. От беспристрастной хронологии военных действий их произведения отличает подход к изложению исторических событий. Он заключается в следующем: война преподнесена как история жизни людей. У Булгакова, Пастернака и Бабеля на первый план выходит именно человек, а авторский интерес находится в сфере исследования влияния, которое на него оказывают исторические катаклизмы. Война - это самое ужасное, что только может случиться с человеком, она уничтожает, разрушает Она особенно бесчеловечна, если начинают враждовать браться с братьями, семьи, друзья. Люди бьются за свои идеи, защищают интересы, убивая друг друга. В этой войне каждый считает что он прав и тот кто мысли по-другому в секунду становится врагом. Человек в подобных обстоятельствах и пылинка, и персона. Литература отображала все происходящие события, внедрялась как можно глубже в происходящее, чтобы показать души и переживания тех людей, их жизнь. Человек, это то, что нельзя предсказать в революции, изменение состояния его души, его мысли нельзя спланировать и управлять ими, в отличие от революции - бедствия которое несет изменения в жизнь любого, эта непредсказуемость и притягивает к себе писателя. Ситуация сложная, и видят ее творческие люди по-разному. Не малое количество авторов обращалось к теме «человека в огне гражданской войны», где показывали и мышление и действия толпы и отдельной личности в частности. Описывались уже устоявшиеся личности, но более интересным было образование их новых принципов и мышления. Облик войны, не меняется даже с веками, это всегда боль, утраты, жестокость и смерть. Но некоторые из писателей двадцатого века увидели в ней не только кошмар, они разглядели ее как проверку- проверку твердости принципов и моральных убеждений человека. В кровопролитном ужасающем сражении обнаруживаются те черты, которые в обычной жизни таятся где-то глубоко в душе. В ком-то пробуждается трусость и страх, в ком-то геройство и бесстрашие. И это не зависит от стороны, которую занимает автор, красные или белые Автор в данном случае, просто сторонний наблюдатель. Но как мне кажется, основное чувство которое испытывают люди в войне - это все-таки страх. Но каждый персонаж рассказов ведет себя по-разному испытывая стра Гражданская война в Российской империи, захлестнувшая ее в начале прошлого столетия, стала одним из самых печальных моментов в ее истории. Свои головы сложили миллионы

4 россиян, война столкнула в кровавом противостоянии массы людей. Эти люди были из разных классовых уровней, взглядов на жизнь, но верили они в одно, и история у них была едина. Военные действия, тем более между сторонами одного народа - событие неприемлемое, но причиной этим действам всегда был, есть и будет Человек, его принципы и потребности. Л. Н. Толстой говорил, что нужный результат можно получить путем сложения разных людей в одно целое. Человек - это маленькая песчинка в водовороте войны, но, в, тоже время, это незаменимая деталь, которая влияет на ход войны. Российские писатели, изобразившие в своих произведениях события Гражданской войны и ее последствия, сотворили серию человеческих образов. В центре их рассказов находился человек, была описана его жизнь, влияние на нее всех событий и душевный мир героя, его моральные искания. Каждый день слышим по многу раз: "в войне", "о войне", "на войне". Странно: пропускаем мимо ушей, не вздрагиваем, даже не останавливаемся. Потому что некогда? Или потому, что, "все" зная о войне, мы не знаем только одного - что это такое? А ведь война - это прежде всего смерть. Не вообще смерть, а смерть конкретного человека. Необходимо остановиться и подумать: такого же человека, как я. А я всегда спешу, мне некогда. Но все-таки в последнее время все чаще и чаще иду с букетом полевых цветов к Вечному огню. Для меня в его трепете - признание живых мертвым. Светом скорби людской озарены имена павших. Миллионы жизней унесла война. Не было семьи, не потерявшей отца или сына, мать, брата, сестру, дочь. Не было дома, которого бы не коснулось горе Скромное величие русского человека Что стоит за этой строкой? Заглянем в седую древность. Наши славные предки остановили у границ Европы татаро-монгольскую орду, освободили Европу от власти Наполеона, разбили фашистские армии и спасли от порабощения народы. Это уже уроки истории. В чем же кроется источник подвигов народа? Беззаветная любовь к Родине - вот в чем сила русского характера. О народном подвиге нам и нашим детям будут рассказывать истлевшие страницы легенд, окровавленные строчки романов и повестей, простреленные пулей строки стихов. Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжелой из всех войн, перенесенных до сих пор человечеством. И живы еще те люди, которые в тяжелейших боях защищали Родину. Война в их памяти всплывает самым страшным горестным воспоминанием. Но она же напоминает им о стойкости, мужестве, дружбе и верности. Многие писатели прошли эту страшную войну. Многие из них погибли, получили тяжелые увечья, многие уцелели в огне испытаний. Вот почему они до сих пор пишут о войне, вот почему вновь и вновь рассказывают о том, что стало не только их личной болью, но и трагедией всего поколения. Они просто не могут уйти из жизни, не предупредив людей об опасности, которую несет забвение уроков прошлого. Сердцу каждого из нас дорог Праздник Победы. Дорог памятью о тех, кто ценою своей жизни отстаивал свободу. Мы должны всегда помнить о людях, отдавших свои жизни за свободу и светлое будущее нашей страны. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Память об их подвиге будет вечно жить в наших сердцах и нашей литературе. Мы должны знать, какой ценой было завоевано наше счастье. Знать и помнить о тех почти совсем девчонках из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», которые смело смотрели смерти в глаза, защищая свою Родину. Разве им, таким хрупким, нежным, носить мужские сапоги или держать в руках автоматы? Конечно, нет. Великой школой мужества и героизма навсегда останется в памяти людей Великая Отечественная война, получившая многогранное отражение в литературе х годов.

5 Концепция человека, как она утверждается советской литературой, с наибольшей убедительностью раскрывается в произведениях о Великой Отечественной война. Военные ситуации, исполненные особого драматизма, с их «предельной» заострённостью нравственного выбора, где человек обнаруживает себя «до дна» в добре и зле, мужестве и страхе, духовном взлёте и нравственном падении, позволяют писателям открывать в своём герое главное, выявлять идейно- нравственные основы его личности. «Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы. Да, можно голодать. Идти на смерть Но эти три березы при жизни никому нельзя отдать». К. Симонов. Никто не любит войну. Но в течение тысячелетий люди страдали и гибли, губили других, жгли и ломали. Завоевать, завладеть, истребить, прибрать к рукам - все это рождалось в жадных умах, как в глубине веков, так и в наши дни. Одна сила сталкивалась с другой. Одни нападали и грабили, другие защищали и старались сохранить, и во время этого противостояния каждый должен был показать все, на что способен. Примеров геройства, мужества, стойкости и храбрости в русской истории достаточно. Это и нашествие татаро-монголов, когда русским приходилось, не щадя себя, сражаться за каждый клочок родной земли, когда их многомиллионная армия вынуждена была неделями брать города, защищающихся одними-двумя сотнями героев. Или во время нашествия Наполеона, прекрасно описанного Толстым в «Войне и мире», мы встречаем безграничную силу, мужество и единение русских людей.

6 ПРИМЕРНЫЕ ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ Нравственный выбор на войне (на основе одного произведения) Передо мной несколько тем, которые заставили меня задуматься. Задуматься о том, о чём я хотел бы (хотела бы) написать. И понимая значимость каждой предложенной темы, я все-таки решил (решила) разобраться для себя с вопросом нравственного выбора. (Или: мой выбор предопределили рассказы в нашей семье о героической юности моего прадедушки, Ведь в любой житейской ситуации есть несколько путей и здесь мы вправе выбрать любой. Другое дело нравственный выбор, Почему человек делает тот или иной выбор? (Или: Мне захотелось ближе понять прадедушку и его поколение, Или: Мне захотелось разобраться, а смог бы я Чтобы понять это, я хочу обратиться к роману Б. Васильева «В списках не значился» (Или: К повести В. Быкова «Сотников»). Во-первых, Война это жестокое испытание для любого человека. Но именно в этих условиях проверяется человек на прочность, готовность к самопожертвованию. Почему автор дал своему роману такое название? Это первый и очень важный вопрос, который мы должны поставить перед собой. Так начинался его путь к бессмертию. Николай сделал свой выбор и не свернул с этого пути. Характерно, что в начале «мирной части» романа Борис Львович Война! Грохот, стрельба. Жизнь разделилась на «до и после». В первом бою Николай струсил. И тем ценней, на мой взгляд, заключительные страницы романа, где автор показывает несломленного, гордого защитника Брестской крепости, не склонившегося перед лицом смерти. Почему на последних страницах автор И в заключении мне хочется сказать, (Или: я стал лучше понимать своих сверстников того военного времени, Или: я стал лучше понимать цену подвига моего прадедушки, который с оружием в руках защитил мое право на жизнь) что главный герой романа, Николай Плужников, сделал свой выбор У нас, моего поколения, практически тот же возраст, как у героя, вступившего в бой. И я надеюсь, что (Или: Пусть награды, хранящиеся в нашей семье, Нравственный выбор на войне (на основе двух произведений) Передо мной несколько тем, которые заставили меня задуматься. Задуматься о том, о чём я хотел бы (хотела бы) написать. И понимая значимость каждой предложенной темы, я все-таки решил (решила) разобраться для себя с вопросом нравственного выбора. (Или: мой выбор предопределили рассказы в нашей семье о героической юности моего прадедушки, его фронтовые подвиги. Ведь ему было столько лет, Ведь в любой житейской ситуации есть несколько путей и здесь мы вправе выбрать любой. Другое дело нравственный выбор, Почему человек делает тот или иной выбор? (Или: Мне захотелось ближе понять прадедушку и его поколение, Или: Мне захотелось разобраться, а смог бы я Чтобы понять это, я хочу обратиться к роману Б. Васильева «В списках не значился» и повести В. Быкова «Сотников». Во-первых, Одни честно выполняют свой долг, как лейтенант Плужников и партизан Сотников, а другие,. Герои произведений Плужников и Сотников, предатели Федорчук и Рыбак абсолютно разные люди. И в своем сочинении я хочу разобраться какими путями одни пришли к бессмертию, а другие стали Иудами. Война это жестокое испытание для любого человека. Так начинался путь одних к бессмертию, а других к позору. Николай Плужников и партизан Сотников

7 В чем схожесть ситуации, в которой каждый из них совершил свой подвиг? Авторы ответили нам на этот вопрос своими произведениями. А Плужников и Сотников, не искали славы, не искали наград и Раненый, больной Сотников в последние свои минуты жизни оказался И в заключении мне хочется сказать, (Или: я стал лучше понимать своих сверстников того военного времени, Или: я стал лучше понимать цену подвига моего прадедушки, который с оружием в руках защитил мое право на жизнь) что главные герое романа, Николай Плужников и партизан Сотников, остались людьми в самых нечеловеческих условиях, зная, что (Или: Пусть награды, хранящиеся в нашей семье, напоминают нам Война и человеческие судьбы (на основе двух произведений) Передо мной несколько тем, которые заставили меня задуматься. Задуматься о том, о чём я хотел бы (хотела бы) написать. И понимая значимость каждой предложенной темы, я все-таки решился написать о том, как влияет война на человеческие судьбы. Кровавая мясорубка войны заставила многих людей Много литературных произведений посвящено Великой отечественной войне. И везде героями являются простые обыкновенные люди, жизнь которых изменила война. Сломала их человеческие судьбы. И мне бы хотелось обратиться к роману «В списках не значился» и повести «А зори здесь тихие», в которых Б. Васильев,. Молодые летние девчонки из повести «А зори здесь тихие» ушли на фронт, чтобы отомстить фашистским зверям за порушенные мечты, разрушенные войной семьи и гибель родных и близких. Автор в своем произведении показывает не только бой, в котором девушки «держат свой фронт, свою Россию» на неизвестной никому Синюхиной гряде, но и Вступив в схватку с превосходящим противником они погибли. Беспощадно война сломала судьбы Мирры и Николая Плужникова, из романа «В списках не значился». Мечты о Миллионы людей потеряли в этой войне дом, семью, родных и близких. Борис Львович Васильев со всей откровенностью описал все ужасы войны. В своих произведениях он показал, Уроки истории проходят мимо сознания политиков.


9 мая - особенный праздник, «праздник со слезами на глазах». Это день нашей гордости, величия, мужества и отваги. Давно отзвучали последние выстрелы трагической, незабываемой войны. Но не заживают раны

Работу выполнили: Виноградова Яна, ученица 7 класса Мой дедушка, мой герой Раскаты залповых орудий...огонь сметает все вокруг... В дыму ребенок тянет руки... Война замкнула страшный круг.. Я вижу это на

ВОЕННОЕ ЛИХОЛЕТЬЕ Салтыкова Эмилия Владимировна, г. Брянск Великая Отечественная Война. Это была самая кровавая война за всю историю нашего народа. Более двадцати семи миллионов погибших печальный еѐ итог.

В память о Великой Отечественной Войне(1941-1945) Работу выполнила Никитина Ирина,16 лет, ученица МБОУ СОШ 36 г. Пензы 10 «Б» класса, Преподаватель: Фомина Лариса Серафимовна Александр Благов Этих дней

Обзор книг-юбиляров о войне С каждым годом отдаляется Великая Отечественная. Уходят участники войны, унося свои скупые рассказы. Современная молодежь видит войну в биографических сериалах, зарубежных фильмах,

Войны священные страницы О Великой Отечественной войне написано немало книг - стихотворения, поэмы, рассказы, повести, романы. Литература о войне особенная. Она отражает величие наших солдат и офицеров,

Открытое письмо ветерану Акция учащихся начальных классов МОУ «СОШ 5 УИМ» Агаки Егор 2 «а» класс Дорогие ветераны! Поздравляем с юбилеев Победы! Прошли дни, годы, почти века, Но вас мы не забудем никогда!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 2 «Солнышко» По страницам боевой славы наших дедов и прадедов Каждый год наша страна отмечает праздник День

Хотел бы я, чтобы мой дед Был ветераном той войны. И рассказывал всегда Военные истории свои. Хотел бы я, чтобы бабушка моя Была ветераном труда. И рассказывала внукам, Как трудно было им тогда. Но мы

СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА-ВСТРЕЧИ «Дерево память» с ветераном Великой Отечественной войны. Цель: воспитание духовных ценностей любовь к Родине, верность гражданскому и воинскому долгу, честность и человеколюбие.

«Книги о войне воздействуют на нашу память» Юрий Бондарев 1941-1945 г.г. От героев былых времен «Не дай нам Бог такое пережить, Но оценить, понять их подвиг надо Они умели Родину любить, Им наша память

ПИСЬМО СОЛДАТУ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ. Благодаря ветеранам живем мы на этом свете. Они защищали нашу Родину, чтобы мы жили и помнили о том, что Родина- главный наш дом. Скажу спасибо вам большое с добротой в душе.

Письмо ветерану Сочинения-письма учащихся 4В класса МБОУ СОШ 24 Здравствуй дорогой ветеран Великой Отечественной войны! С глубоким уважением пишет Вам ученица 4 «В» класса, школы 24 города Озерска. Приближается

КУРНИН ПЁТР ФЁДОРОВИЧ (25.07.1916 08.11.1993) ПЕРВЫЙ УКРАИНСКИЙ ФРОНТ Великая Отечественная война 1941-1945гг. была одной из самых кровопролитных войн за всю историю человечества! Она оставила неизгладимый

(Сочинение ученицы 3 А класса Гирявенко Анастасии) Я горжусь тобой, дедушка! Нет в России семьи такой, Где не памятен был свой герой. И глаза молодых солдат, С фотографий увядших глядят. Сердцу каждого

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Романовский колледж индустрии гостеприимства» ЭССЕ НА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКУЮ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 8 имени Героя Советского Союза Семѐна Григорьевича Хребто станицы Новопашковской муниципального образования Крыловский

Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль в этом играют произведения писателей. Какие же книги о войне для

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Новозыбковская городская централизованная библиотечная система» Центральная библиотека Надточей Наталья, 12 лет г. Новозыбков Романтические страницы любви Материалы

Рассказ о моём прадедушке. Много времени прошло с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Мужество и героизм, стойкость и отвага были проявлены в этой ожесточённой борьбе. Память

Цели и задачи: «Никто не забыт- ничто не забыто!!!» 1 класс. Формирование основ мировоззрения, интереса к общественным явлениям; Воспитание чувства патриотизма, гордости за советский народ. Представления

А что для ВАС День Победы? Надпись на камне: НЕ ДАДИМ ПОВТОРИТЬСЯ ФАШИСТСКОМУ ТЕРРОРУ ЖИТЕЛЯМ ДОМОВ АБЛИНГИ И ЖВАГИНЯЙ, ЗВЕРСКИ УБИТЫМ ГИТЛЕРОВСКИМИ ФАШИСТАМИ 23 ИЮНЯ 1941 ГОДА. 9 мая для меня не только

70 летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается Ведущий. (На фоне музыки Альбинони Адажио ведущий читает слова): Время стремительно перелистывает страницы нашей истории, но есть события, над

Классный час «Урок Мужества-Горячее сердце» Цель: сформировать представление о мужестве, чести, достоинстве, ответственности, нравственности, показать ученикам мужество русских солдат. Доска разделена

Донюш Алексей, г. Москва О, сколько крови вы пролили В боях за город Сталинград! Чтоб подвиг ваш мы оценили, Не хватит всех земных наград. Сталинградская битва Услышав эти грозные слова, возникает ощущение

Писатели-фронтовики: война как вдохновение... Момент истины (В августе сорок четвертого) «Момент истины» самый знаменитый в истории отечественной литературы роман о работе контрразведки во время Великой

Читайте книги о войне, нам нужно всем подробней знать о ней. Там пыль дорог и вой снарядов, там мысли тех, кто в этом пекле был и слёзы матерей. Уважаемые студенты и преподаватели! Читать книги о войне,

МБУК «ЦБС городского округа город Выкса» Городская детская библиотека, ул. Островского, 22 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ «Войны священные страницы навеки в памяти людской» 2015 12+ Война величайшая

Была война в сороковых, Там, на смерть дрались за свободу, За то, чтоб не было невзгоды, За то, чтоб не было войны. И. Ващенко Вся страна поднялась против фашистской орды. Ненависть переполняла сердца.

* 22 июня в 4 часа утра началась война, продолжавшаяся 1418 дней и ночей. В первый же день боев фашисты уничтожили 1200 советских самолетов, свыше 800 из них - на аэродромах. * Согласно статистике, общие

Память о войне: это нужно не мертвым, это нужно живым В 60-е годы Роберт Рождественский написал по своему пророческие строки - "Это нужно не мертвым, это нужно живым". Погибших не вернуть, тех ветеранов,

Торжественная линейка, посвященная Дню Победы - 9 мая «Я помню, значит, я живу!» Цель: Формирование патриотических чувств школьников, чувства причастности к истории своей страны. Наглядности: презентация,

2 Годовщина победы в Великой Отечественной войне Опрос «ФОМнибус» 2 апреля 2 мая. 4 населенных пункта, субъекта РФ, респондентов. Празднование Дня Победы Чем лично для Вас в первую очередь является День

О войне Война, ужасная война! А что она нам принесла? Разрух, голод, нищету, В сердца людей - лишь пустоту, И страх за близких, за детей Увозят вновь на фронт парней Здоровых, крепких, молодых, А возвращают

РОССИЙСКИЙ СОЛДАТ ЗАЩИТНИК МИРА занятие для детей 4 класса с лёгкой степенью УО педагог Матвеева О.С., Красноярская общеобразовательная школа 5 Цель: формирование у детей негативного отношения к войне,

К 65-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Литература о Великой Отечественной войне для учащихся 5-7 классов Москва ГОУ ЦО «Школа здоровья» 1998 «Лукоморье 2009 А может, нам

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Московской области «Чкаловская общеобразовательная школа интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» «Победа в сердце каждого

Консультация для родителей Как рассказать детям о Великой отечественной войне Это День Победы 9 мая самый радостный и самый грустный праздник на свете. В этот день в глазах людей сияет радость и гордость

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 комбинированного вида городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан Социальный проект для детей и родителей коррекционной

История России знала немало войн. Самая страшная, кровопролитная, самая определяющая для судеб мира - война 1941-1945 годов. Победа в Великой Отечественной войне явила всему миру не только мощь нашего

Как становятся героями. Цель: побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом. Задачи: - формировать

Мы этой памяти верны Не каждой выпало стране На долю столько испытаний, Немало было дней в огне, А сколько рухнувших мечтаний?! Стать сильной пусть поможет ей Вклад тех, в ком звание мужское, Желаем только

5, 2015, май В РАМКАХ ПРОЕКТА «ВЕЛИКАЯ...ОТЕЧЕСТВЕНН А Я... М О Я...» Победа! В Э Т О М В Ы П У С К Е: 1. С Д Н Е М П О Б Е Д Ы! 2. Н А Ш Б Е С С М Е Р Т Н Ы Й ПОЛК 3. Г Е Р О И М О Е Й С Е М Ь И 4. П

Майский праздник! Майский праздник, День Победы, Знают все его вот так: В небе праздник фейерверков, Едут танки, строй солдат, «Ура» защитникам кричат! Никишова Виолетта Пылают огнем города и села, И слышится

Обзор книг о Великой Отечественной войне Константин Воробьев Убиты под Москвой (2005) Страшные испытания выпали на долю героев произведений К.Д.Воробьева, простых людей, попавших в мясорубку войны. Кто-то

6 мая 2019 года в рамках школьной акции «Бессмертный полк» в школе прошел Урок Мужества «Детство, опаленное войной» с приглашением малолетней узницы фашистского концлагеря, детей войны. 9 мая многонациональный

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шапихская СОШ». 2016 год. Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма

Сценарий тематического мероприятия, посвященного Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста Цель: - Формировать у детей чувство патриотизма, воспитывать любовь к Родине; - Знакомить детей с образцами

Сын полка За время войны Джульбарс сумел обнаружить более 7 тысяч мин и 150 снарядов. 21 марта 1945 года за успешное выполнение боевого задания Джульбарс был награжден медалью «За боевые заслуги». Это

Мы, поколение 21 века, не знаем, что такое война. И не надо нам видеть взрывы бомб и кровь детей. Пусть всегда будет МИР на земле. Но знать, как завоевана Победа, как сражались с фашистами наши прадеды,

Мероприятие, посвященное 70-летию Победы в ВОВ: «Вечной памятью живы» 1) Каждый год наша страна отмечает очередную мирную весну, но время, фронтовые раны и болезни неумолимы. Из каждых 100 победителей

Книги о Великой Отечественной войне для детей и их роль в воспитании подрастающего поколения. Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти

Поезд памяти «Москва Минск Брест» В год 70-летней годовщины освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков ученики 10-х и 11-х классов нашей школы стали участниками легендарного Поезда Памяти

Годовщина победы в Великой Отечественной войне Годовщина победы в Великой Отечественной войне Опрос «ФОМнибус» 27 2 апреля. 4 населенных пункта, субъекта РФ, респондентов. Отношение к Великой Отечественной

На рассвете дышится легко, На рассвете сонная заря Будит солнце, стаи облаков Ну, а где-то вздыбилась земля В этот день в страну вступило горе. Этот день так трудно нам забыть Та война осколком старой

Меня зовут ЯНА СМИРНОВА. Имя Яна происходит от древнееврейского имени Иоанн, означающего «милость Божья». Это красивое, редкое имя очень понравилось маме и папе, т.к. основными чертами характера являются

Сценарий концертной программы на митинге 9 мая. Здравствуйте, воины! Здравствуйте зрители, Дедушки, бабушки, гости, родители! А ветеранам особый поклон! Славному празднику день посвящен! 2Ведущий: Вся

МКДОУ «Пролетарский детский сад» 2014 г. Под звуки марша «День победы» Д. Тухманова в зал входят дети, садятся на места. Вед. Сегодня, ребята, вся наша страна отмечает самый славный праздник День победы.

Анализ стихотворения сыну погибшего воина твардовский >>>

Анализ стихотворения сыну погибшего воина твардовский >>> Анализ стихотворения сыну погибшего воина твардовский Анализ стихотворения сыну погибшего воина твардовский О нашем долге перед Александром Трифоновичем

Классный час«урок мужества!» 21сентября2016гв10«а» вмкоу СОШ 9прошел «Урок мужества» Провела классный час классный руководитель 10«а» Пирмурадова Барият Агаховна Цель: сформировать представление о мужестве,

Как отметили День памяти и скорби в региональных отделениях ПВО Утро 22 июня 1941 года стало для Советского Союза поистине трагической датой. Фашистские войска без объявления войны вторглись на территорию

Участники проекта: Проект Мой прадед воевал Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда, педагогический коллектив МБОУ «Орловская СОШ»; сотрудники администрации села; сотрудники

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ КАДЕТСТВА ПОСРЕДСТВОМ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ПРЕДМЕТА ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ З.В.БЕРЕСНЕВА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОАУ СОШ 70 Г.КИРОВА «Воспитание великое дело: им решается участь

Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Санаторная школа интернат» Исследовательская работа «Читают ли современные школьники книги о войне?» Выполнил: обучающийся 5 класса Поляков