Правила поместной системы. Условное землевладение в московском государстве называлось В чем заключалась суть поместной системы землевладения

Учебник русской истории Платонов Сергей Федорович

§ 55. Люди служилые и тяглые; поместная система и крестьянское прикрепление

Одновременно с образованием княжеской аристократии в Московском государстве стали слагаться и другие сословные группы. В удельное время, в тот период, когда еще завершалось заселение северо-восточных княжеств славянским племенем, состав общества в этих княжествах был очень неопределенным. В общем потоке колонизации, шедшей с Днепра и с ильменских рек в Поволжье, население не сразу находило себе оседлость, перемещалось и бродило, двигаясь постепенно в восточном и северо-восточном направлении. Только князья, хозяева уделов, сидели неподвижно в своих удельных владениях. Вынужденные вести свое хозяйство и содержать дружину при условии непрерывной подвижности, «текучести» всего народонаселения, князья выработали особые приемы хозяйства и управления. Они не могли сразу остановить переселенческий поток, задержать население в своих волостях и прикрепить его к своему уделу. Народ приходил в их удел и уходил из него свободно, не сказываясь князю и без его позволения. Князья поэтому старались закрепить за собою отдельных лиц. Они или принимали их к себе на вольную службу по договору,(это были бояре и вольные слуги), или же покупали их и кабалили как рабов (это были их «люди», или холопы). Из тех и других составлялся «двор» князя, соответствующий дружине Киевского периода (§ 20). С помощью этого двора удельный князь управлял своим уделом, защищал его и вел свое хозяйство. Бояре и вольные слуги были его советниками и полководцами, а «люди» составляли рать и были рабочими на его пашне и промыслах. Часто князья приглашали неимущих свободных людей селиться на княжеской земле с условием служить и работать князю, причем, если такой слуга не исполнял своих обязанностей, его лишали данной ему земли. Из этих слуг «под дворским» (то есть подчиненных княжескому дворскому, или дворецкому) составлялся особый, средний разряд княжеских людей, - не холопов, но и не вполне свободных. Только перечисленные разряды слуг, от бояр до холопов, находились в непосредственном подчинении князю; а из них только «люди» были подданными князя в нашем смысле этого слова, то есть находились в принудительной от него зависимости. Остальные могли от него уйти к другому князю, - или теряя свою землю, если это были слуги под дворским, или сохраняя свои земли, если это были слуги вольные.

Так устроены были отношения удельных князей к тем, кто им служил. Все же прочие лица, жившие в уделе князя, носили общее наименование «христиан», или «крестьян», и не находились вовсе в личной зависимости от князя. Как в городах («посадах»), так и в сельских волостях они были устроены в общины, или «миры». Князь знал, что в какой-либо его волости (занимавшей, например, долину какой-нибудь речки) жили крестьяне. Он приказывал там счесть количество крестьянских дворов, назначал с них со всех один общий податной оклад, «тягло», и поручал самим же крестьянам в известные сроки (на Рождество, на Петров день) доставлять ему свою подать. Люди приходили в эту волость и уходили из нее без ведома и разрешения князя. Крестьянский «мир» их принимал и отпускал; он их облагал податью в общий оклад; выборные «старосты» собирали эту подать и отвозили князю. И так шло из года в год, до тех пор, пока князь не приказывал (заметив убыль или прибыль крестьянских дворов в данной волости) снова переписать дворы и уменьшить или увеличить сумму мирского платежа. При таком порядке крестьяне знали не князя, а крестьянский «мир»; а князь мог быть равнодушен к тому, что тот или другой его крестьянин уйдет к соседнему князю. Прямого ущерба от этого для князя не было. Такою же свободою перехода крестьяне пользовались и на частных боярских землях. Приходя на землю, они составляли арендное условие, «порядную», и в порядной определяли свои обязанности и платежи господину; уходя от господина, они известным порядком «отказывались» от земли. Закон и обычай считали нормальным сроком отказа «Юрьев день осенний» (26 ноября). Если прибавим, что переход человека из одного разряда в другой, - из крестьян в горожане («посадские люди») или в холопы и обратно, - был очень легок и доступен всем, то мы поймем, что общественное устройство в удельное время было очень неопределенно и бесформенно.

Такая неопределенность не могла удержаться при переходе удельного быта в государственный. Московские государи раньше всего взялись за переустройство своего «двора». Мы видели, что они наложили свою руку на земли своих служилых князей и требовали, чтобы земли эти «не выходили из службы» (§ 54). То же правило было применено ко всем вообще вотчинам: всякий, кто владел землею, был обязан участвовать в защите государства . С каждой вотчины должны были являться ратные люди, «конны и оружны», по первому зову государя. Княжата и бояре, владевшие крупными вотчинами, приводили с собою целые «воинства» своих людей. Мелкие вотчинники выезжали на службу сами «своею головою» или с одним-двумя холопами. Но так как во время тяжелых войн с татарами, литвою и немцами нужна была большая военная сила, то обычной рати не хватало, и московские государи стали усиленно вербовать служилых людей, «собою добрых и дородных» (то есть годных к бою), и селить их на казенных землях, потому что иных средств на содержание воинских людей, кроме земель, тогда не было.

Прежде такие земли давались слугам из частных владений князя, из его «дворца». Теперь «дворцовых» земель уже не хватало, и слугам стали давать земли «черные» (то есть податные, государственные). Прежде такие земли, данные слугам, носили название «служних земель»; теперь они стали называться «поместьями», а их владельцы - «помещиками», «детьми боярскими» и «дворянами». В отличие от вотчин, которые были частично наследственною собственностью вотчинников, поместья были временным владением . Помещик владел землею, пока мог служить; прекращалась служба за нерадением или смертью помещика - и поместье возвращалось в казну. В начале XVI в. помещиков считали уже тысячами, и поместная система охватила уже всю южную половину государства. На государеву службу было «поверстано» множество народа; новым помещикам были розданы земли вблизи границ: в новгородских пятинах, в Смоленске, в Северском крае, на Оке и, наконец, в центральных областях кругом Москвы. Для заведования поместьями в Москве была устроена «Поместная изба», а для заведования службою вотчинников и помещиков - Разряд.

Сверх поместных земель, служилым людям давали время от времени денежное жалованье, а наиболее знатным из них давали «кормленья». Это значило, что их посылали в какой-нибудь город «наместником» или в какую-нибудь волость «волостелем». Они правили, судили суд, смотрели за порядком и получали за это с населения «кормы» и «пошлины». Кормы имели вид даров в определенные сроки (к большим праздникам); а пошлины - это плата за суд и за всякие иные действия кормленщика в пользу населения. Вот это управление с правом брать доход с волости или города в свою пользу и называлось «кормлением» . Таково было устройство нового служилого сословия. Это сословие теперь состояло: 1) из княжат и бояр, составлявших аристократию, 2) из дворян и детей боярских - вотчинников и помещиков и 3) из гарнизонных людей (стрельцов, пищальников, пушкарей), навербованных на мелкие земельные участки в особых «слободах» при укрепленных городах.

Развитие поместной системы повело к тому, что большие пространства занятой крестьянами земли были переданы помещикам и, таким образом, на этих землях создалась зависимость крестьян от землевладельцев. За то, что землевладелец служил со своей земли государству, крестьяне были обязаны работать на него, пахать его пашню и платить ему оброк . Ни помещику, ни правительству было уже неудобно допускать свободный выход крестьян с занятой ими земли, и потому крестьян старались удерживать на местах. Их записывали вместе с их землями в особые «писцовые книги», и тех, кто попал в книгу, считали прикрепленными к той земле, на которой он был записан. Эти «письменные» крестьяне уже не выпускались со своих мест; могли переходить с места на место только люди «неписьменные», то есть не записанные в книги. Но таких крестьян сами землевладельцы, приняв к себе по «подрядной» записи, старались закрепить на своей земле разными средствами, в особенности же тем, что давали им взаймы деньги, семена, рабочий скот и, таким образом, обязывали их сидеть у себя, пока не отработают долга. Право перехода в Юрьев день, однако, не было отменено, и им пользовались те крестьяне, которые не «застарели» еще за своими землевладельцами. Надобно заметить, что с укреплением государственного порядка не только землевладельцы стали бороться с бродячестью крестьян, но и сами крестьянские общины не стали выпускать из своей среды «тягловцев», потому что уход податных плательщиков затруднял сбор и правильную доставку государю податного оклада. Кто уходил, не платил ничего; а кто оставался, тот должен был платить за себя и за ушедших. Поэтому крестьянские миры сами просили у государя права не выпускать из общины письменных крестьян. Так мало-помалу принимались меры к тому, чтобы прикрепить крестьян к местам, сделать из них оседлое податное сословие, обязанное платить государю подати («тянуть тягло»), а на служилых землях еще и работать на землевладельца.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора

Служилые люди Служилыми людьми были бояре и слуги вольные, состоявшие на личной службе у князя по уговору с ним. Они признавали власть его над собой, пока ему служили; но каждый из них мог покинуть князя и перейти на службу к другому. Это не считалось изменой князю. Уделы не

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Поместная система Итак, повторю, поместное владение развилось из землевладения дворцовых слуг при удельных князьях и отличалось от этого землевладения тем, что условливалось не только дворцовой, но и ратной службой. Это отличие становится заметно с половины XV в.; не

Из книги Мифы Цивилизации автора Кеслер Ярослав Аркадьевич

автора Ключевский Василий Осипович

Служилые люди на соборах Из всех классов общества на обоих соборах всего сильнее было представлено служилое сословие: на соборе 1566 г. военно-служилых людей, не считая входивших в состав правительственных учреждений, было почти 55% всего личного состава собрания, на соборе

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Служилые люди Это укрепление и обособление сословий, по-видимому, началось со служилого класса, наиболее нужного государству как боевая сила. Уже Судебник 1550 г. дозволил принимать в холопство только отставных детей боярских, воспретив прием служащих и их сыновей, даже не

Из книги Василий III. Иван Грозный автора Скрынников Руслан Григорьевич

Поместная система К XIV–XV вв. боярское землевладение заметно выросло, что упрочило могущество знати. Но одновременно с образованием крупных земельных богатств происходил интенсивный процесс дробления вотчин. Пока старшая дружина - бояре - получала основной доход от

Из книги Русские – успешный народ. Как прирастала русская земля автора Тюрин Александр

Из книги Русские – успешный народ. Как прирастала русская земля автора Тюрин Александр

Казаки и служилые люди на Тереке К началу XVI в. относится формирование русских казачьих сообществ в восточной части Северного Кавказа.Терский атаман Караулов, пользовавшийся устными преданиями, писал в своей книге, что в 1520-х гг. рязанские казаки прошли Доном к

Из книги Ратные подвиги древней Руси автора Волков Владимир Алексеевич

3. Служилые люди «пушкарского чина» Развитие русской артиллерии привело к значительному увеличению служилых людей при «наряде» (артиллерийской прислуги). Постепенно обособившись от других воинских разрядов, они образовали особый разряд военнослужащих - служилых

Из книги Последние Рюриковичи и закат Московской Руси автора Зарезин Максим Игоревич

Поместная контрреволюция В 1550 году Иван Грозный принял решение о наделении поместьями в Подмосковье тысячи «лучших слуг», в число которых на одинаковых условиях попали и худородные дворяне, и родовитые князья, таким образом превращавшиеся в государевых помещиков.

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

2. Феодальное землевладение. Бояре и служилые люди 2.1. Вотчины. С конца XV в. структура землевладения менялась. С одной стороны, мельчала от постоянных семейных разделов боярская вотчина, с другой – происходило сокращение общего фонда боярских земель в результате их

Из книги Общедоступные чтения о русской истории автора Соловьев Сергей Михайлович

ЧТЕНИЕ VI О великом князе Иоанне III Васильевиче и жене его Софье Фоминичне. О том, как украсилась Москва и как великий князь стал жить и вести себя иначе. О том, как присоединен был Новгород Великий; как устроились войска в России, служилые люди, помещики. О покорении Перми и

Из книги Москва. Путь к империи автора Торопцев Александр Петрович

Служилые люди В XIV веке в Русском государстве стал формироваться многочисленный сложный, неоднородный по социальному составу слой так называемых служилых людей, людей, находившихся на государственной службе. Позже, в XVI веке, служилые люди делились на две крупные

Из книги Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв. Очерки социально-экономической и политической истории Руси автора Черепнин Лев Владимирович

§ 5. Княжеские дворцовые слуги и тяглые люди в городах («делюи», «ордынцы», «числяки») Феодальный город был не только центром ремесла, которым занимались лично свободные посадские люди, несшие государево тягло, но и средоточием дворцового (княжеского) и вотчинного

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Прикрепление крестьян к земле Самым важным делом Годунова в царствование Феодора было прикрепление крестьян к земле. Оно привело к очень печальным последствиям.Огромная Русская земля с ее полями, лугами, лесами, реками и озерами была открыта в древности, при начале

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

К рассказу «Прикрепление крестьян к земле» …по теперешнему счету от 1800 до 600 десятин – от 1962 до 654 гектаров.Полоть мяса (или полть) – половина свиной или бараньей туши.…около осеннего Юрьева дня. – Судебники 1497 и 1550 гг. определяли единый для всей России срок перехода

Поземельным устройством и всеми поземельными отношениями служилых людей заведовало особое центральное учреждение - Поместный приказ, как приказ Разрядный заведовал их военно-служебными отношениями, насколько те и другие отношения были тогда разграничены. Служилые люди владели землей по месту службы, как и служили по месту, где владели землей, - так можно понимать слово поместье, каково бы ни было происхождение этого термина, и, кажется, так же понимали его у нас и в старину. Служба привязывала служилых людей либо к столице, либо к известной области. Поэтому и служилые люди разделялись на два разряда. К первому принадлежали высшие чины, служившие "с Москвы", а также выбор из городов, о котором у нас уже была речь. Второй разряд составляли низшие чины, служившие "из городов", городовые или уездные дворяне и дети боярские. Московские чины кроме поместий и вотчин в дальних уездах должны были иметь по закону подмосковные дачи. Городовые дворяне и дети боярские получали поместья преимущественно там, где служили, т. е. где должны были защищать государство, образуя местную землевладельческую милицию. Служебные обязанности служилого человека падали не только на его поместье, но и на вотчину, следовательно, служба была не поместная, а поземельная. В половине XVI в. была точно определена самая мера службы с земли, т. е. тяжесть ратной повинности, падавшей на служилого человека по его земле. По закону 20 сентября 1555 г. с каждых 100 четей доброй, угожей пашни в воле, т.е. со 150 десятин доброй пахотной земли, должен был являться в поход один ратник "на коне и в доспехе полном", а в дальний поход - с двумя конями. Землевладельцы, у которых было больше 100 четвертей пашни в поместьях и вотчинах, выводили с собой в поход или выставляли, если не шли сами, соразмерное пашне количество вооруженных дворовых людей. Поместные оклады или наделы назначались "по отечеству и по службе", по родовитости служилого лица и по качеству его службы, а потому были очень разнообразны. Притом новику, начинавшему службу, обыкновенно давали не весь оклад сразу, а только часть его, делая потом прибавки по службе. Поэтому оклады отличались от дач. Размеры тех и других определялись различными условиями. Оклады были прямо пропорциональны чинам: чем выше чин служилого человека, тем крупнее его поместный оклад. Размер дачи обусловливался размером вотчины и продолжительностью службы; дачи были обратно пропорциональны вотчинам: чем значительнее была вотчина у служилого человека, тем меньше его поместная дача, ибо поместье было, собственно, подспорьем или заменой вотчины. Наконец, и к окладу и к даче делались придачи по продолжительности и исправности службы. Все эти условия схематически можно выразить так: оклад - по чину, дача - по вотчине и служебному возрасту, придача и к окладу и к даче - по количеству и качеству службы.

, Российский исторический словник , Термины

ПОМЕСТНАЯ СИСТЕМА, система раздачи феодальным государством в России земель дворянам (помещикам) при условии несения ими военной и административной службы. Поместная система сложилась в период образования Русского централизованного государства на базе различных видов условного землевладения предшествующего времени - мелкого вотчинного землевладения, обусловленного службой (напр. своеземцев), и землевладения несвободных слуг. Первая массовая раздача земли в поместье была произведена в Новгородской и других присоединенных землях. Экономическое значение поместной системы заключалось в хозяйственном освоении новых земель, особенно на юге страны, в расширении сферы феодальных отношений. Социально-политический смысл поместной системы состоял в том, что она служила целям материального обеспечения дворянства, являвшегося основной социальной силой, которая поддерживала государственную власть в ее борьбе с феодальной раздробленностью. Юридические основы поместной системы были разработаны в Судебнике 1497 (ст. 62-63). Поместная система достигла своего расцвета в сер. XVI в., когда Уложением о службе 1556 была произведена регламентация военной службы как помещиков, так и вотчинников. Согласно Уложению, с каждых 100 четвертей «доброй» земли в одном поле владелец поместья или вотчины должен был выставлять полностью вооруженного конного ратника; контроль за выполнением Уложения 1556 осуществляли Разрядный приказ и Поместный приказ. Поместная система росла за счет конфискации земель бояр и монастырей (р-н Новгорода), а также за счет раздачи помещикам дворцовых и черносошных земель (центральные и северные уезды). Бурный рост поместной системы приходится на годы опричнины, но тогда же замечаются первые признаки ее упадка. С распространением поместной системы тесно связаны развитие барщины и закрепощение крестьянства. Помещики расширяли свою запашку, получали от государства право на произвольное увеличение крестьянских повинностей, вели ожесточенную борьбу за рабочие руки. Они добились к к. XVI в. запрещения крестьянского выхода и организации сыска беглых крестьян. Соборным Уложением 1649 был разрешен обмен поместий на вотчины при условии регистрации сделок в Поместном приказе. Одновременно с процессом юридического сближения поместья с вотчиной происходит процесс как относительного, так и абсолютного сокращения поместных земель. Правительство стало награждать дворянство за службу пожалованием поместий в вотчины и для пополнения казны продавало поместья в вотчины.

Уложение царя Алексея Михайловича узаконивает по отношению к наследованию поместий начала, тождественные с началами наследования вотчинных земель: со смертью служилого человека поместье переходит к его семье, за ее отсутствием - к роду и за отсутствием последнего поступает в раздачу дворянству того или иного уезда. Т. о., были сделаны первые и весьма существенные шаги к уравнению поместий с вотчинами; дальнейшее законодательство русское еще более сблизило ту и другую формы землевладения, допустив сперва безденежное отчуждение половины поместий, а затем и продажу его истцу или родственникам ответчика при несостоятельности последнего за долги. Указ Петра I от 14 марта 1714 о майорате сравнял вотчины с поместьями одним общим наименованием «недвижимых имений»

Участок казённой (государственной) земли, данный государем во временное (на срок службы или пожизненно) личное владение служилому человеку под условием службы одновременно как награда за службу и источник материального дохода, с которого владелец поместья снаряжал себя для походов. Условным, личным и временным характером поместное владение отличалось от вотчины , составлявшей полную и наследственную собственность своего владельца.

Поместное владение стало складываться в стройную и сложную систему с правления Ивана III . Тогда начали вырабатываться точные правила раздачи казённых земель в поместное владение служилым людям. Эти правила стали необходимы при усиленном наборе служилых людей и при усиленной раздаче им казённых земель в местное владение. В XVI веке иногда происходила массовая раздача поместий. Наиболее известный случай подобной раздачи относится к 1550 году , когда из разных уездов на службу было призвано около тысячи служилых людей, городовых дворян и детей боярских , которым были розданы поместья в Московском и ближайших уездах общей площадью 176775 десятин пахотной земли. Всё это позволило сформировать многочисленное поместное войско .

Вскоре после завоевания Казани правительством были составлены списки служивых людей с разделением их на разряды по качеству вооружения, размерам вотчинного и поместного владения и по окладам денежного жалованья. Поместная система оказала разностороннее и глубокое влияние на государственный и хозяйственный склад русского общества.

Поместное владение постепенно уравнивалось с вотчинным. Во-первых, владельцы вотчин стали служить на тех же основаниях и по тем же принципам, что и помещики. Во-вторых, поместья постепенно стали переходить по наследству. Сначала они переходили наследникам помещика с разрешения или по распоряжению монарха, а наследники были обязаны нести службу, потом служба перестала быть обязательным условием наследования. В XVIII веке поместье было признано полной собственностью помещика со всеми правами распоряжения. Таким образом поместная система способствовала развитию частного землевладения в России, превратив огромное количество казённой земли, которой были наделены помещики, в их частную собственность.

Литература

  • Ключевский В. О. О поместной системе в России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Поместная система" в других словарях:

    Обеспечение земельными владениями (поместьями) за военно административную службу в России в конце XV в. 1714 г … Юридический словарь

    Обеспечение земельными владениями (поместьями) за несение военно административной службы в России в кон. 15 в. 1714. Возникла в Новгородской земле, к сер. 16 в. на всей основной территории государства … Большой Энциклопедический словарь

    Обеспечение земельными владениями (поместьями) за несение военно административной службы в России в кон. 15 в. 1714. Возникла в Новгородской земле, к сер. 16 в. на всей основной территории государства. Политическая наука: Словарь справочник. сост … Политология. Словарь.

    Обеспечение земельными владениями (поместьями) за несение военно административной службы в России в конце XV в. 1714. Возникла в Новгородской земле, к середине XVI в. на всей основной территории государства. * * * ПОМЕСТНАЯ СИСТЕМА ПОМЕСТНАЯ… … Энциклопедический словарь

    Система раздачи феод. гос вом в России земель дворянам (помещикам) под условием несения ими воен. и адм. службы. П. с. сложилась в период образования Русского централизованного государства на базе различных видов условного землевладения… … Советская историческая энциклопедия Википедия

    Системы счисления в культуре Индо арабская система счисления Арабская Индийские Тамильская Бирманская Кхмерская Лаоская Монгольская Тайская Восточноазиатские системы счисления Китайская Японская Сучжоу Корейская Вьетнамская Счётные палочки… … Википедия

«Древние храмы Руси» - Польза, прочность, красота. -Какие виды архитектуры вы знаете? По религиозным представлениям, во время богослужения на престоле незримо восседает сам Бог. Оборудование и материалы. Самый знаменитый русский некрополь находится в подклети Архангельского собора Московского Кремля. Там покоятся почти все русские цари допетровского времени.

«Архитектура Руси» - Благословим же труд безвестных зодчих! Стены и башни Московского Кремля. 3. Расскажите о внутреннем облике храма Святой Софии в Константинополе. Из «Истории русского искусства» И.Э.Грабаря. Знаете ли Вы какие-либо архитектурные здания или комплексы нашей страны? Работа в тетрадях Сравнительный анализ трёх храмов Святой Софии.

«Особенности древнерусской культуры» - Появились на Руси и свои врачи - «лечцы», находившиеся в ведении духовных властей. Культура Руси. О каких событиях повествуют былины? Наступил период, именуемый феодальная раздроблённость. Под влиянием каких факторов формировалась самобытная культура Руси? Создавались военные машины, использовавшиеся при осаде и обороне крепостей - «пороки».

«Зодчество Древней Руси» - Дом Сергеевой из деревни Липовицы, конец XIX - начало XX вв. Нарядная часть дома, обращенная к озеру, отводилась под жилье. Прекрасный образец народного строительного искусства. Фрагмент веранды. История изучения. История зодчества Древней Руси - молодая наука. Дом-двор Русиновой. Еще в XVIII в. памятники древнерусской архитектуры обычно называли готическими.

«Культура в Древней Руси» - Культура – правило, норма, образец. Оборудование урока: Аристотеля фиорованти. Культура Древней Руси. Литература жития и хождения зодчество рост москвы иконопись. Народов россии. Андрей рублёв. Возвышения Москвы и Великого княжества Литовского. Успенский собор. Но древние традиции в области зодчества не прервались.

«XII XIII» - – Какие задачи стояли перед русскими мастерами? Идея единства; Идея прославления князей; Оценка исторических событий и деятелей. Биография человека, причисленного церковью к лику святых. Киевская Русь не только сделала византийское наследие своим достоянием. Народные богатыри обладали огромной силой, мудростью и хитростью.

Всего в теме 39 презентаций