Развитие способностей у человека. презентация к уроку на тему. Презентация по психологии на тему "способности как психическое свойство" Тимы способностей: учебные, творческие, интеллектуальные, и специальные

03.05.2024 Бизнес

Способности в структуре индивидуальности.Способности- индивидуальнопсихологические особенности,
являющиеся условием успешного
осуществления определенной
деятельности.
Деятельность является первой
пробой способностей и условием
их развития.
По Б.М. Теплову: способности - это то, что не
сводится к знаниям, умениям и навыкам, но
объясняет (обеспечивает) их быстрое
приобретение, закрепление и эффективное
использование на практике.

Важным компонентом способностей
является повышенная мотивация к
соответствующей
деятельности. Она обеспечивает
интенсивную деятельность,
необходимую для развития
способностей.

Существует несколько концепций способностей

СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ

По числу и
характеру
деятельности
Общие (умственные,учебные,
коммуникативные)
Специальные (математические, музыкальные)
По составу,
строению
Элементарные (ощущения, глазомер, муз.слух)
Сложные (учебные, трудовые, общения)
По
значимости
деятельности
По уровню
развития
Ведущая, занимающая главное значение в
деятельности
Вспомогательные, подчиненные
Репродуктивные (способность действовать
по образцу)
Творческие (способность создавать новое)

Тимы способностей: учебные, творческие, интеллектуальные, и специальные

Учебные способности определяют
успешность обучения и воспитания, усвоения
человеком знаний, умений, навыков,
формирования качеств личности.
Творческие способности способствуют
создание предметов материальной и духовной
культуры, производство новых идей, открытий
и произведений, словом - индивидуальное
творчество в различных областях
человеческой деятельности.

Интеллектуальная способность определяется как
индивидуально-своеобразное свойство личности,
являющееся условием успешности решения
определенной задачи (проблемы): способность
раскрывать значения слов, выстраивать
пространственную фигуру из заданных элементов,
выявлять закономерность в ряду чисел и
геометрических изображений и т.д.
Специальные способности определяют успехи
человека в специфических видах деятельности, для
осуществления которых необходимы задатки особого
рода и их развитие. К таким способностям можно
отнести музыкальные, математические,
лингвистические, технические, литературные,
художественно-творческие, спортивные и другие.

Уровни развития способностей и индивидуальные различия:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
ЗАДАТКИ
СПОСОБНОСТИ
УСЛОВИЯ
РАЗВИТИЯ

Формирование способностей. Развитие природных задатков.

Формирование способностей происходит на
основе врожденных задатков.
Задатки- врожденные анатомофизиологические особенности нервной
системы, мозга, составляющие природную
основу развития способностей.
В способностях неразрывно переплетаются
природное (задатки) и приобретенное
человеком в процессе деятельности
(социальное). Ведущую роль играет
социальный фактор.

Границы задатков по Лангмейеру

Зависимость музыкальных способностей у детей от музыкальной
одаренности родителей
Родители
Дети,%
Ярко выраженная
Совсем немумузыкальность
зыкальны
Оба музыкальны
85
7
Оба немузыкальны
25
58

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
Ф
А
К
Т
О
Р
Ы
Характер деятельности
Внешняя среда
Внутренняя среда
Компенсация
Сензитивные периоды развития – периоды онтогенетического
развития, в которые развивающийся организм бывает особенно
чувствителен к определенного рода влияниям окружающей
действительности.

ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Непосредственное общение младенца со взрослыми
Предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве
Сюжетно-ролевая игра у дошкольников
Учебная деятельность младших школьников
Общественно полезная деятельность подростков
Профессионально-учебная деятельность в ранней юности
Трудовая деятельность в период взрослости (зрелости)

Индивидуальные особенности

Сила
нервных
процесс
ов
Уравнов
ешеннос
ть и
подвижн
ость
Воля и
коммун
икация
Мыслитель
ный
Художеств
енный
Смешанный
ТИПЫ
ЛИЧНОС

Слайд 2

1.Понятие о способности

Способности- индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности.

Деятельностьявляется первой пробой способностей и условием их развития.

По Б.М. Теплову: способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Слайд 3

Важным компонентом способностей является повышенная мотивация к соответствующей деятельности. Она обеспечивает интенсивную деятельность, необходимую для развития способностей.

  • Слайд 4

    2. Формирование способностей. Развитие природных задатков.

    Формирование способностей происходит на основе врожденных задатков.

    • Задатки- врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.
    • В способностях неразрывно переплетаются природное (задатки) и приобретенное человеком в процессе деятельности (социальное). Ведущую роль играет социальный фактор.
  • Слайд 5

    Уровни развития творческих способностей:

    • Одаренность - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.
    • Талант- это высокий уровень развития специальных способностей. Талант характеризуется возможностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в рамках достигнутого человечеством. Талантливый человек с легкостью осваивает соответствующий вид деятельности, вносит в его исполнение виртуозность, изящество, достигает качественного исполнения.
    • Гениальность– высший уровень развития способностей – как общих (интеллектуальных), так и специальных. О гениальности можно говорить лишь при достижении личностью таких результатов творческой деятельности, которые имеют выдающееся значение для жизни общества. Гением также называют человека, «который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, существенно влияющую на других людей в течение многих лет»
  • Слайд 6

    Тимы способностей: учебные, творческие, интеллектуальные, и специальные

    • Учебные способности определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности.
    • Творческие способности способствуют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
  • Слайд 7

    • Интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной задачи (проблемы): способность раскрывать значения слов, выстраивать пространственную фигуру из заданных элементов, выявлять закономерность в ряду чисел и геометрических изображений и т.д.
    • Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и другие.
  • Слайд 8

    Д.З. Пути формирования способностей у детей

    Литература:

    • Немов Р.С. Психология. Кн.1, 1997
    • Першина Л.А. Общая психология. 2004
    • Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. 2008
    • Климов Е.А. Основы психологии. 2003
  • Посмотреть все слайды

    Урок № 7 Урок № 7 Тема урока: Тема урока: Способности как психическое Способности как психическое свойство свойство

    План  1. Понятие о способностях  2. Физиологические основы способностей  3. Учёные о способностях  4. Структура способностей  5. Виды способностей  6. Формирование способностей

    Актуальность проблемы Одной из самых сложных и интересных Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Психические индивидуальных различий. Психические свойства и качества людей свойства и качества людей формируются в жизни, в процессе формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. обучения, воспитания, деятельности. Центральным моментом в Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека индивидуальных особенностях человека являются его способности. Именно они являются его способности. Именно они определяют становление личности и определяют становление личности и обуславливают степень яркости ее обуславливают степень яркости ее индивидуальности. индивидуальности.

    Понятие о способностях..Способности – индивидуально­психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению (Ю.Б.Гиппенрейтер).

    Способности Способности Термин «способности» широко используется.. не только в психологии, но и в других науках. Способности выступают как свойства души человека и включают в себя всевозможные психические процессы и состояния. Такая характеристика способностей является наиболее старой Способности – это такой уровень развития знаний, умений и навыков у человека, который позволяет ему успешно справляться с различными видами деятельности. Такое определение широко применялось в XVIII–XIX вв Способности – это особенности человека, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и эффективно применять в практической деятельности.

    Физиологическая основа Физиологическая основа способностей способностей.. Способности не могут быть ни врождёнными, ни генетическими образованиями – они продукт развития. Врождёнными факторами, лежащими в основе способностей, являются задатками Задатки определяются как анатомо­ физиологические особенности мозга, нервной и мышечной систем, анализаторов или органов чувств

    Б. М. Теплов в качестве основных признаков способностей выделяет следующие:

    С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с.С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с Л.С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с реальностью. реальностью. реальностью. Учёные о «способностях» Учёные о «способностях» С.Л. Рубинштейн говорит, что способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет. Рубинштейн С.Л.

    Структура способностей Структура способностей ­Элементарные (ощущения, глазомер, муз.слух ­Сложные (учебные, трудовые, общения)


    ЛИТЕРАТУРА Ю.Б. Гиппернрейтер. Введение в общую психологию. М., 1996, с Р.С. Немов. Психология. М., 1995, 1, С Ильин Е.П. Психология. – СПб, М., 2004, С Общая психология./ Е.И. Рогов. М., 1995, С Одаренные дети. / Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. М., 1991.




    Б.М. Теплов выделил следующие 3 признака понятия «способность»: 1. Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. 2. Способности имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. 3. Способности не сводятся к ЗУНам, которые выработаны у человека.






    Доказательства врожденности способностей 1) Проявление способностей в раннем детстве; Моцарт – способности обнаружились в 3 года, композитор Гайдн – 4 года, математик Гаусс – 4 года. 3-х летний Ким Юн Ван (Корея) бегло изъяснялся на 3 языках, играл в шахматы. В конце 3 месяца – 19 зубов. Первые слова – на 4 месяце, в 5 – ходить, 6 – самостоятельно гулять, в 7 месяцев – читать, писать, играть в шахматы. В начале 2-го года – говорить по- английски, через месяц – по-немецки, еще через 2 месяца – по- китайски.








    Доказательства приобретенности способностей 1)Применение эффективных технологий обучения позволяет развивать способности у всех детей. В Москве учитель музыки М.П.Кравец обучал неспособных в музыкальном отношении учеников и иногда доводил их до уровня музыкальной консерватории;










    Многие ученые сходятся во мнении, что врожденными являются задатки, а способности приобретаются. Задатки - это особенности строения головного мозга, органов чувств, органов движения, данные каждому от рождения (задатки певца- голосовой аппарат; фотомодели- внешность и т.п.) Задатки являются врожденной основой способностей.












    2.Виды способностей Существует несколько классификаций способностей. 1. По проявлению способностей во многих или одном виде деятельности: 1) общие способности, позволяющие успешно выполнять не одну, а несколько видов деятельности (умственные, практические, коммуникативные и др.); 2) специальные способности, позволяющие успешно выполнять определенный вид деятельности (музыкальные, кулинарные, технические и др.);












    3. По масштабу развитости: 1) одаренность – высокий уровень развития способностей; 2)талант – уровень развития способностей, который позволяет осуществить глубоко оригинальную творческую деятельность; 3) гениальность – сочетание талантов, которое позволяет гению в определенной деятельности, имеющей мировое значение, определять историческую эпоху, культуру.









    Гением надо родиться. Но рождаются они не всегда у талантливых родителей. А иначе бы дети гениев, тоже были бы гениями. Причем, во многих семьях из нескольких детей может быть один талантливым, а остальные просто обыкновенными. /Например, их всех братьев Толстых гениальным стал только Лев Николаевич, а из 14 братьев и сестер Менделеевых – только Дмитрий Иванович; из трех братье Павловых – только физиолог Иван Петрович/.
    3. Понятие о структуре способностей. Структура педагогических способностей Способности человека к определенной деятельности представляют собой совокупность психологических качеств, имеющих сложную структуру. В этой структуре выделяются ведущие и подчиненные качества. Структура способностей – это набор психологических качеств, обеспечивающих успех в определенной деятельности.


    Структура педагогических способностей Ведущие способности: - любовь к детям, - желание общаться с детьми, - коммуникативные – умения общаться, - академические – способность к преподаваемому предмету, - дидактические -способность делать учебный материал доступным детям, увлекать учебным материалом; - перцептивные - способность понимать детей, - содержательность и яркость речи, - организаторские способности и др. Вспомогательные: изобразительное, музыкальное, актерские и др.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    «Способности. Виды способностей. Условия развития способностей» Личности способной удивляться и познавать, умеющей находить равильное решение в нестандартных ситуациях, нацеленной на открытие нового - предстоит творить наше будущее / Фромм /

    Способности – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека, связанные с успешностью выполнения какой-либо деятельности, но не сводящиеся к знаниям, умениям и навыкам.

    Способности по наследству Отец и сын военные Отец и сын врачи Отец и сын музыканты

    Способности – это проявление таланта человека в каком – либо виде деятельности.

    ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ 1) Природные (естественные) способности - Являются общими для человека и животных: восприятие, память, способность к элементарной коммуникации. Данные способности непосредственно связаны с врожденными задатками. На базе этих задатков у человека, при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения, формируются специфические способности. 2) Специфические способности: - Общие: определяют успехи человека в различных видах деятельности. - Специальные: определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие.

    Уровни развития способностей Задатки – Способности. Одаренность – Мастерство – Талант – Гениальность – высокий уровень развития специальных способностей. высший уровень развития. своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. природные предпосылки способностей. совершенство в конкретном виде деятельности. Установите соответствие

    Историческая справка. Можно ли развить в себе способности? Александр Македонский В.А.Моцарт Греческий оратор Демосфен

    Практическая часть. Тест «Определение творческих способностей»

    Несколько советов желающему стать более коммуникативным Стремись расширить круг своих интересов в разных областях. Помни, чем шире твои познания, тем ты интереснее для окружающих. Развивай такую способность, как умение слушать собеседника. Таким образом ты проявляешь участие и интерес к личности собеседника. А это качество ценится! Стремись обходить острые углы в конфликтах или спорных ситуациях. «Уважение к людям, есть уважение к самому себе». Дж. Голсуорси.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие математических способностей учащихся в условиях гимназии.

    Как же организовано физико-математическое образование в нашей гимназии, если главной целью является создание такого образа выпускника...

    "Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

    Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

    Комплекс средств оценки особенностей творческого потенциала учащихся, как условие развития способностей и рефлексии

    Развитие творческого потенциала личности в обученииТворческий потенциал личности есть внутренняя готовность индивида воспринимать и решать встающие перед ним задачи. (1)На сегодняшний день, комплекс з...

    Развитие творческих способностей обучающихся в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида средствами ритмики и хореографии.

    Использование в коррекционной работе танцевального искусства, как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его творческого развития, социализации и интеграции в обществ...