Тема родины в творчестве есенина. «Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла Но более любовь к родному краю

28.01.2024 Здоровье


Посвящается П.Чагину


Я о своем таланте
Много знаю.
Стихи - не очень трудные дела.
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.


Стишок писнуть,
Пожалуй, всякий может -
О девушке, о звездах, о луне...
Но мне другое чувство
Сердце гложет,
Другие думы
Давят череп мне.


Хочу я быть певцом
И гражданином,
Чтоб каждому,
Как гордость и пример,
Был настоящим,
А не сводным сыном -
В великих штатах СССР.


Я из Москвы надолго убежал:
С милицией я ладить
Не в сноровке,
За всякий мой пивной скандал
Они меня держали
В тигулевке.


Благодарю за дружбу граждан сих,
Но очень жестко
Спать там на скамейке
И пьяным голосом
Читать какой-то стих
О клеточной судьбе
Несчастной канарейки.


Я вам не кенар!
Я поэт!
И не чета каким-то там Демьянам.
Пускай бываю иногда я пьяным,
Зато в глазах моих
Прозрений дивных свет.


Я вижу все
И ясно понимаю,
Что эра новая -
Не фунт изюму вам,
Что имя Ленина
Шумит, как ветр, по краю,
Давая мыслям ход,
Как мельничным крылам.


Вертитесь, милые!
Для вас обещан прок.
Я вам племянник,
Вы же мне все дяди.
Давай, Сергей,
За Маркса тихо сядем,
Понюхаем премудрость
Скучных строк.


Дни, как ручьи, бегут
В туманную реку.
Мелькают города,
Как буквы по бумаге.
Недавно был в Москве,
А нынче вот в Баку.
В стихию промыслов
Нас посвящает Чагин.


"Смотри, - он говорит, -
Не лучше ли церквей
Вот эти вышки
Черных нефть-фонтанов.
Довольно с нас мистических туманов,
Воспой, поэт,
Что крепче и живей".


Нефть на воде,
Как одеяло перса,
И вечер по небу
Рассыпал звездный куль.
Но я готов поклясться
Чистым сердцем,
Что фонари
Прекрасней звезд в Баку.


Я полон дум об индустрийной мощи,
Я слышу голос человечьих сил.
Довольно с нас
Небесных всех светил -
Нам на земле
Устроить это проще.


И, самого себя
По шее гладя,
Я говорю:
"Настал наш срок,
Давай, Сергей,
За Маркса тихо сядем,
Чтоб разгадать
Премудрость скучных строк".


Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.10.2012. ***
  • 25.10.2012. ***
  • 23.10.2012. ***
  • 16.10.2012. Xnj, s nj pyfxbkj
  • 15.10.2012. ***
  • 11.10.2012. Из собственных жизненных наблюдений.
  • 02.10.2012. Шота Руставели. Витязь в тигровой шкуре.
  • 01.10.2012. Сергей Есенин.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

1 апреля исполняется 95 лет со дня рождения талантливого живописца, заслуженного деятеля искусств Якутской АССР, члена Союза художников СССР Льва Габышева .

Лев Михайлович родился 1 апреля 1923 г. в Якутске в семье известного олёкминского мецената, «якутского Третьякова» в области изобразительного искусства, доктора экономических наук, профессора Михаила Федоровича Габышева . Учился в Московском художественном училище памяти 1905 года, живописном факультете Московского государственного художественного института имени В.И.Сурикова.

Творческая биография Л.М.Габышева началась в годы Великой Отечественной войны. Его сатирические плакаты, рисунки, карикатуры, агитплакаты на страницах газет «Кыым» и «Социалистическая Якутия» являлись орудием борьбы юного художника против фашизма. В 1944 г. состоялась первая персональная выставка работ Льва Габышева, где земляки узнали его и как автора пейзажной живописи.

Постепенно его занятия живописью начали сочетаться с искусствоведческими интересами. С 1952 по 1975 гг. становится директором Якутского республиканского музея изобразительных искусств, является активным организатором художественной жизни республики. При его содействии в 1962 году в собрание музея поступил безвозмездный дар – коллекция отца, профессора М.Ф.Габышева. Это собрание, в составе которого более 250 произведений западноевропейского искусства ХVI-ХIХ веков, послужило основой для открытия Музея западноевропейского искусства в столице республики.

Лев Михайлович был пропагандистом изобразительного искусства, выступал в печати, на радио и телевидении. Ему принадлежит исследование о малоизвестных якутских косторезах XIX-начала XX веков; совместно с сотрудниками центральных художественно-реставрационных мастерских он установил авторство нескольких работ, благодаря чему возникновение живописи Якутии было отодвинуто на целое столетие назад.

Сегодня Национальный художественный музей – бесценная национальная сокровищница Республики Саха (Якутия), где имеются шедевры мирового и отечественного искусства. В этом огромная заслуга Льва Габышева, замечательного художника и подвижника музейного дела.

Среди известных работ Льва Михайловича вы могли видеть «Ленские дали», «Старая деревня на берегу Лены», «Осень в Юнкюре» и другие. В фондах Олекминского музея бережно хранятся картины «Таёжная краса», «Якутский всадник», «Портрет мужчины», в которых он передал любовь к родному краю и красоту якутской природы.

В скором времени работы Льва Михайловича и работы других якутских художников займут достойное место и будут представлены посетителям в новом здании Олёкминского музея истории земледелия.

Юлия ЕРКО ,

хранитель Олёкминского музея истории земледелия.

На фото: Л.М.Габышев; в кругу семьи; работы художника: портрет мужчины; Таёжная краса: Якутский всадник.

Новые книги о великом поэте

Сегодня, 3 октября, день рождения Сергея Есенина. Дата на сей раз не круглая, но Есенин не из тех поэтов, что вспоминаются только к юбилеям. Как и Пушкин, он постоянно, всегда с каждым истинно любящим Россию. Вот и две новые книги о нём, которые сошлись нынче у меня на столе, я думаю, заинтересуют многих.

ПЕРВАЯ КНИГА вышла в известном московском издательстве "Алгоритм" и называется "Есенин в Константинове". Её составитель Т.И. Маршкова любовно подобрала есенинские строки, а также страницы воспоминаний и других материалов, посвященных поэту, которые так или иначе связаны с рязанской землей, где он родился и рос, куда с необыкновенной силой тянуло его потом до конца жизни.

Наверное, любой поэтический талант непременно берет что-то из впечатлений детских лет. Однако едва ли в ком еще эти первые впечатления встречи с окружающим миром определили столь многое и столь коренное, самое существенное, как в Есенине. "Пронзительно-жгучее чувство родины" - так это называет Татьяна Маршкова в своем предисловии, приводя вырвавшееся из глубины души признание самого Сергея Александровича:

Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла.

Действительно, чтобы лучше понять поэта, надо побывать на его родине. И, конечно, права составитель книги: "Здесь он увидел "костёр рябины красной", "полей малиновую ширь", "сад в голубых накрапах", "синь, упавшую в реку"... Приокский простор села Константиново - это его земля "с названьем кратким "Русь", "страна берёзового ситца", где родился он "с песнями в травном одеяле". Здесь - истоки его поэзии".

Книга "Есенин в Константинове" дает нам прекрасную возможность прикоснуться к этим истокам, а затем проследить, как трепетно жили они в сердце поэта до самых последних его дней. Замечательно помогают этому сёстры Есенина - Катя и Шура, его одноклассник и учитель, друзья детства и юности, односельчане, работники Музея заповедника С.А. Есенина в селе Константиново, который существует уже более сорока лет и куда не зарастает народная тропа.

Радостно отметить, что среди интереснейших страниц книги статья, принадлежащая перу нашего коллеги по "Правде" - увы, уже покойного - Сергея Петровича Кошечкина, одного из самых глубоких исследователей есенинского творчества. А вот выдающемуся работнику лесного хозяйства -и поэту!) Дмитрию Минаевичу Гиряеву, возглавлявшему в 50-е годы Криушинский лесхоз в есенинских местах, посчастливилось встретиться и беседовать с матерью Сергея Александровича.

Бесценно это документальное свидетельство, очень тепло написанное, о великом земляке и близких ему людях.

Будучи тоже рязанцем по рождению, я давно знаю, как по-особому дорог Есенин его землякам. И вторая книга, о которой хочу сказать, написана одним из них. "Есенинское эхо" - так талантливый поэт и публицист Александр Потапов озаглавил этот сборник, выпущенный рязанским издательством "Поверенный".

Он состоит из двух разделов. В первом - очерки, статьи, интервью о Есенине, а в следующем - стихи и песни о нём.

Предваряя этот раздел вступительным словом, С.П. Кошечкин назвал стихи Александра Потапова "достойным пополнением поэтической Есенинианы, начало которой положено еще при жизни великого лирика России". Присоединюсь к такой оценке: вошедшие в книгу стихи, ряд которых стал песнями, написаны поистине с благоговейной любовью, они искренни и сердечны.

Но, по-моему, еще более интересен раздел, где представлены размышления поэта - нашего современника о поэте классике. Временной охват этих трудов, согласно датам под ними, - с 1982 года -когда автор, студент Литературного института имени А.М. Горького, пишет свою работу о стилистике поэтического слова Сергея Есенина) до наших дней. То есть тема есенинская всецело занимает автора книги уже более четверти века.

За это время, откликаясь на различные события, связанные с памятью о Есенине, и, конечно, на зов собственной души, Александр Потапов создал обширную панораму, где "всесветный рязанец", творчество и жизнь его рассматриваются в самых разных ракурсах и жанрах. От беседы с крупнейшим есениноведом Юрием Прокушевым до проникновенных исповедальных заметок, от рассказов о малоизвестных фактах есенинской биографии до отстаивания чести поэта, страстной статьи против искажения его образа и вопиющей пошлости в недавнем телесериале.

Автор не проходит и мимо таких спорных проблем, как отношение Есенина к религии, вопрос о самоубийстве или убийстве поэта. При всей неоднозначности ответов, которая подчас чувствуется в размышлениях А. Потапова, он вовлекает читателей в этот свой аналитический процесс, заставляет думать вместе с собой, и это хорошо.

"Книга цельная, - написал в напутственном слове к "Есенинскому эху" знаменитый русский поэт Валентин Сорокин. - Книга очень энергичная. Современная". Добавлю: стоило бы подумать о переиздании её в Москве, причем гораздо большим тиражом.

В Рязанском государственном университете им С.Есенина 14-15 октября состоится Всероссийская научно-практическая конференция «Новые технологии внедрения региональных исторических материалов в практику преподавания школьного и вузовского курсов истории России».
Предполагается участие в конференции не только ученых, преподавателей истории вузов и школ Рязани, но и представителей научного сообщества ряда российских городов и даже гостей из-за рубежа, в частности, из Германии. Ведь именно в этой стране в свое время перед историками стояла задача, сходная с нашей, — как изменить отношение общества к прошлому собственной страны, не поступаясь патриотическими чувствами.
Актуальность заявленной темы конференции не вызывает сомнений хотя бы потому, что в последнее время в российском государстве и обществе очевидна озабоченность уровнем преподавания отечественной истории как в школах, так и в высших учебных заведениях. Незнание молодым поколением прошлого России, своеобразный исторический нигилизм достигли своего апогея, подтверждений чему более чем достаточно.
Надо сказать, что наряду с обозначившимися в последние десятилетия проблемами интерпретации собственной истории происходит все-таки немало хорошего. Прежде всего, это касается устойчивого интереса к местной, собственной, даже семейной истории, обозначившегося в последнее время. Именно в последние 15-20 лет краеведческий компонент отечественной истории переживает своеобразный ренессанс: более доступными для краеведческой работы стали архивные фонды, активизировались местные музеи, в том числе и школьные, публикуется все больше книг и исследовательских материалов на тему истории родного края. Ситуация с изучением местной истории сильно напоминает начало
прошлого века. Тогда все хорошо начиналось активизацией краеведческой работы, но быстро завершилось предубеждением советской власти к краеведам. Советской стране была нужна новая, одна на всех история. Местные разночтения и акценты считались излишними и даже вредными.
Теперь все вернулось на круги своя. Историки — профессионалы и энтузиасты-краеведы по крупинкам собирают свидетельства прошлого, большей частью утраченные. Наполняют ими местные музеи и частные коллекции. Готовится рязанский учебник по регионоведению, краеведческий компонент все шире используется в школьных уроках преподавателями истории, которые именно таким образом спасают своих учеников от беспамятства.
В университете, где готовят профессиональных исследователей и учителей истории, также накоплен многолетний опыт научных исследований прошлого земли рязанской, подготовлено немало публикаций, диссертационных исследований на материалах
рязанских архивов и библиотек. Библиотеки, кстати, стали своеобразными центрами изучения местной истории, накопления знаний о ней. Не случайно участие в предстоящей конференции и Рязанской областной библиотеки имени Горького, хранилища и активного пропагандиста огромного массива знаний о прошлом региона.
Как соединить весь накопленный потенциал в один мощный созидательный поток, направленный к конкретной цели? Преподавать историю как предмет и при этом формировать один из элементов социального самосознания общества, передавать позитивные ценности от поколения к поколению, воспитывать позитивное отношение к своей стране и к себе.
Конференция, инициатором которой стала кафедра истории России РГУ под руководством профессора А.Ф. Агарева, начнет свою работу 14 октября в 10 часов утра в конференц-зале Рязанского государственного университета. Об итогах ее работы мы расскажем подробнее.
Ирина Сизова Рязанские ведомоти №192 (10.10.2008)

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь".

С. Есенин

К вершинам мировой поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни, грустные и раздольные, отразились в его стихах. Тема Родины- ведущая тема в творчестве Есенина. Сам Есенин говорил: "Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве". Для него вне России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. Вне России Есенин просто не мыслил себя. Но тема Родины в творчестве поэта имеет свою эволюцию. Сначала она была почти несознательной, детской, безмятежной.

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,

Колыбель колдовная счастье мне пророчила.

И костер зари, и плеск волны, и серебристый лунный свет, и шелест тростника с годами отлились в стихотворениях Есенина всей своей красотой.

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

В сердце Есенина с юных лет запала русская земля, ее рустные и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский рязанский дух, веселый девичий смех. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Он восклицает:

Но более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучила и жгла.

Поэт любовно описывает и поэтизирует приметы родной страны.

Свет луны, таинственный и длинный.

Плачут, вербы, плачут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Любимым образом Есенина является образ березы. У него береза- "девушка", "невеста", она олицетворение всего чистого и красивого:

Я навек за туманы и росы

Полюбил и березки стан,

И ее золотые косы,

И холщовый ее сарафан.

По поэзии Есенина можно изучать нашу историю. Вот 1914 год. Война. И стихи поэта отражают боль эпохи. В стихотворении "Русь" Есенин передает боль и грусть за судьбу страны, тревогу за жизнь крестьян, вовлеченных в водоворот мировой войны:

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

Крутит вихорь леса во все стороны.

Машет саваном пена с озер.

Есенину дорога и близка эта Русь. В самое трудное время поэт всей душой, всем сердцем рядом с народом.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая.

Лишь к тебе я любовь берегу.

Чем безрадостнее картины русской действительности, тем сильнее привязанность поэта к Родине. С приходом революции начинается новый этап в творчестве Есенина. Судьба Родины, народа в бурную революционную эпоху - вот что теперь волнует его:

О, Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь,

Есенин приветствовал революционное обновление Родины, но когда началось преобразование деревни, поэт воспринимал вторжение в деревенские просторы городской цивилизации как приход враждебного "железного гостя".

Значительную роль в творческом развитии поэта сыграла его зарубежная поездка в 1922-1923 годах. После нее Есенин "разлюбил нищую Родину". Поэт с радостью описывает перемены, которые произошли в жизни русского крестьянства. Он теперь всем сердцем принимает и готов воспеть красоту рождающейся "стальной" Руси, потому что за ней будущее.

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам, и тополям.

Я не знаю, что будет со мною...

Может, в новую жизнь не гожусь.

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

В книгах Есенина, которые выходят в 1924-1925 годах,- голос новой России, ее мечты, надежды, тревоги, в них душа народа, душа поэта. Облик родного края, исторические судьбы Родины и народа - эти важнейшие темы Есенин решает в высшей степени своеобразно, художественно, ярко.

Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле. Поэзия Есенина пробуждает в нас все лучшие человеческие чувства. Из далеких 20-х годов поэт незримо шагнул в наше время и дальше в будущее. "Чем он дальше от нас уходит, тем становится ближе нам",- справедливо сказал о Есенине поэт Луговской.