Движущийся Хамбо лама Итигэлов – правда или вымысел? Мнения буддийских лам и жителей Бурятии. Нетленный хамбо лама итигэлов Неразгаданная тайна монаха

Если вы до сих пор не верите в чудеса, вам пора побывать в Бурятии: там, в Иволгинском дацане в 40 минутах езды от Улан-Удэ, под стеклянным колпаком сидит человек, который скончался ещё в 1927 году. Он сидит в позе лотоса с прямой спиной, никем и ничем не поддерживаемый. Ученым невдомек, почему тело не только не разлагается, но и почему-то источает благоухание. А главное, почему любой, даже самый последний скептик, находясь подле испытывает трепет и вместе с тем чувствует огромный прилив душевных сил. Буддисты знают, что Даши-Доржо Итигэлов - их любимый Хамбо-лама, как и обещал когда-то, вернулся в мир живых и вновь принялся творить чудеса.

Одна из главных святынь Иволгинского дацана - дерево «бодхи», или баньяновое дерево, которое почитается всеми буддистами – по легенде, именно под ним Будда достиг полного просвещения. Для этого дерева в монастыре даже построена специальная оранжерея. Любой человек может обрести здесь исцеление, духовное или физическое - монахи лечат прихожан с помощью лекарств тибетской медицины, проводят обрядовые ритуалы.

Бытуют слухи, что дацан может подарить и исцеление – говорят, что таким чудодейственным даром обладает нетленное тело Хамбо Ламы Итигэлова, которому можно поклониться в Иволгинском дацане. Оно хранится в храме Чистой земли, который притягивает к себе буддистов со всего света. Как гласит легенда, Лама Даша Доржо Итигэлов, будучи уже глубоким старцем, сел в позу лотоса и покинул свое тело в начале прошлого века, повелев своим ученикам, чтобы они похоронили его, но достали из могилы, когда минет 70 лет. Ученики выполнили его наставления и сегодня, спустя более восьмидесяти лет после «смерти», Лама Итигэлов по-прежнему сидит в позе лотоса в главном дугане (храме) Иволгинского дацана.

Нетленное тело бывшего Главы буддистов России Ламы Даша Доржо Итигэлова, умершего 90 лет назад – это один из случаев энергоинформационной трансформации высочайшего уровня практики саморазвития Духа. Исследования экспертов демонстрируют потрясающие результаты: Итигэлова все признаки живого человека – мягкая кожа, подвижные суставы, отмечается и слабая активность мозга. Раз в полгода Лама даже прибавляет или теряет до полу-килограмма веса.

В строго определенные дни к ламе, «восседающему» под стеклянным колпаком, выстраиваются длинные очереди желающих прикоснуться к святыне, по слухам, здесь не редкость исцеления и исполнения желаний.

Кто такой Лама Итигэлов? В 1911-1917 гг. этот человек был главой всех буддистов Бурятии. Но на прием к нему шли люди самых разных конфессий, в том числе - сам Николай II с семейством: слава о целительских способностях Даши-Доржо Итигэлова достигла Санкт-Петербурга. Но рассказывать государю о том, какой страшный конец уготован ему самому и всей его семье Хамбо-лама не стал. Зачем? От судьбы не уйдешь… Он знал наперед, какие времена грядут, к чему готовиться. Увещевал других лам покидать Россию - спасаться. При этом сам никуда уезжать не торопился, пребывая в абсолютном спокойствии: «Меня они взять не успеют». Он вообще очень многое знал и умел, этот необычный лама. Написал великое множество трудов по буддизму. Досконально изучил тибетскую медицину и оставил огромный трактат по фармакологии. За его благословением охотилась вся Бурятия. Оно и понятно - как могло быть иначе, когда все солдаты, что получили благословение Итигэлова перед уходом на русско-японскую войну, вернулись домой целыми и невредимыми? А еще он мог ходить по воде, перемещаться в пространстве и предсказывать грядущие события. Но самое главное, он сумел подчинить себе время!

В 1917 году он сложил с себя полномочия главы буддистов России и на протяжении 10 лет совершенствовал свой дух. 15 июня 1927 года он созвал всех своих учеников и сказал им: «Приходите ко мне через 30 лет - посмотрите на мое тело. А через 75 лет я к вам вернусь». Растерянные стояли ученики круг учителя. Еще больше удивились они, когда тот сел в позу лотоса и попросил их прочитать буддийскую молитву «Благопожелание уходящему». Те отказались - ведь эту молитву читают лишь покойникам. Тогда Итигэлов сам произнес ее и в ту же секунду перестал дышать. Тело ламы поместили в кедровый гроб и предали земле. А откопали через 30 лет - в тайне от властей. Монахи убедились, что тело осталось нетленным, произвели необходимые обряды, сменили одежды и вновь погребли. Второй раз монахи убедились в сохранности тела в 1973 году, но извлекли Итигэлова из-под земли лишь 10 сентября 2002 года - ровно через 75 лет после смерти - в соответствии с волей учителя. Тут-то и началось самое интересное - для людей, далеких от буддизма, разумеется. Судмедэксперт, присутствовавший на эксгумации, осмотрел тело и попросил созвать комиссию: раньше он такого никогда не видел! Ведь лама был не просто узнаваем внешне - он сохранил все признаки живого существа: оставался теплым и у него по-прежнему была мягкая, эластичная кожа. У человека, 75 лет пробывшего в гробу, на месте были уши, глаза, пальцы, зубы, ресницы с бровями! У него гнулись все без исключения суставы! Итигэлова перенесли в Иволгинский дацан, специально построенный для него, переодели в новые одежды и посадили под стеклянный колпак, который если от чего и защищает, то только от пыли. Никаких других ухищрений для сохранения ламы буддисты не предпринимали. Но с тех самых пор тело не претерпело практически никаких изменений - разве кожа стала чуть грубее. Лама не экспонат, буддисты относятся к нему как к живому, а потому на «растерзание» ученых попали лишь опавшие волосы Итигэлова, чешуйки кожи и крошечный фрагмент ногтя. Исследователям из Российского центра судмедэкспертизы Минздрава РФ хватило и этого, чтобы признать невероятное: «Состояние тканей таково, что оно вполне соответствует прижизненной характеристике. Нам не известны случаи такой сохранности, это некая научная загадка… По многим параметрам тело Хамба-ламы производит впечатление тела живого человека…»

Надо ли говорить, что Иволгинский дацан стал вожделенной мечтой всякого паломника. Правда, попасть к ламе можно лишь несколько раз в году - по большим праздникам. В 2013 он будет принимать 12 июля, 9 сентября, 26 октября и 28 ноября. Не стремитесь попасть в дацан к открытию - будет толпа народа. Лучше всего приходить сюда к четырем часам вечера, когда поток паломников несколько рассеется. И все же будьте готовы к долгому ожиданию - благословения ламы жаждут многие, в том числе сильные мира сего. Сам Владимир Путин дважды посещал Итигэлова - не потому ли он дважды стал президентом России? Какой бы ни была дорога, что приведет вас к ламе, запомните несколько простых правил посещения дацана. Заранее запаситесь хадаком - дарственным шарфом: вы прикоснетесь им к шарфу Учителя и получите определенное благословение. В принципе, можно этого и не делать, как не обязательно во что бы то ни стало стараться дотянуться до рук Хамбо-ламы: он и без того заметит просящего и воздаст ему по вере и заслугам его.

Сам монастырь расположен посреди степи. С четырех сторон от людских глаз его окружает горная гряда. Несмотря на то что республиканский центр, расположен совсем близко, да и трасса в Улан-Удэ, проходит невдалеке, городские жители объезжают стороной это место, так как бытует мнение что здесь обитают шаманы. Это неудивительно, ведь уже при подъезде к дацану, на кустарниках висят разноцветные платочки, которые как считается хранят души умерших монахов. Во внутреннем дворе монастыря, который окружен обычным деревянным забором, стоит несколько пагод, отчего создается впечатление что это не Россия, а в лучшем случае Китай. В одном из таких храмов и покоится тело нетленного Ламы.«Уже сам факт появления Даша-Доржо на земле является загадкой» – говорит руководитель проекта по изучению феномена Итигэлова доктор исторических наук, профессор РГГУ, Галина Ершова «Девятилетним мальчиком, будущий монах явился наниматься на работу к одному из местных фермеров, держа в одной руке посох, а в другой череп. У буддистов это считается сакральным символом. До 15 лет Итигелов пас овец, а повзрослев сам добрался до Анинского дацана, что в Бурятии, где 20 лет постигал буддизм».

Став просвещенным монахом, Дашо-Доржи, занимался медициной и философией, обретя славу известного на всю Россию целителя. Легенды гласят что монах мог, как и Христос спокойно ходить по воде. В 1911 году Итигэлов был избран Пандито Хамба Ламой буддистского духовенства России. При жизни схимник пользовался очень большим уважением, и был близким знакомым Императора Николая II. Самодержец даже разрешил ламе отрыть в Петербурге буддистский храм.

После Октябрьской революции, Итигэлов предвидя репрессии сложил с себя полномочия духовного лидера, и удалился в родной дацан. Не задолго до своего ухода, предвидя уничтожение духовенства, лама призвал своих сторонников покидать страну Советов. А на вопрос почему он сам не уезжает отвечал «Меня они не успеют взять».

Летом 1927 года, монах собрал своих последователей, объявил что уходит, и начал готовится к смерти. Перед этим Итегэлов велел своим ученикам через 6 дней похоронить его в кедровом коробе. «Я к вам вернусь через 30 лет, тогда вы меня откопайте» – сказал на прощание схимник. Затем лама начал медитировать. На седьмой день голова Хамбо-ламы опустилась на грудь. Это был сигнал ученикам, что сознание великого учителя переселилось в Нирвану.

Монахи вскрыли могилу как велел учитель в 1955 году. Тело Итигэлова оставалось без изменений. Сменив одежду схимнику, его закопали обратно. Вновь Хамба Лама был извлечен в 1973 году. Убедившись в сохранности тела, и проведя необходимые обряды, его опять закопали. Окончательно монаха подняли в 2002 году. При эксгумации присутствовали представители органов власти и судебно-медицинской экспертизы. Мощи буддистского святого не были тронуты временем.

«Мы внимательно осмотрели тело ламы, составили, как положено, протокол, подписали его» – говорит заведующий отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы доктор медицинских наук профессор Виктор Звягин «Тело находится в таком состоянии, словно он умер совсем недавно. Подвижность суставов, тургор кожи – все соответствует параметрам человека, умершего, может быть, день-два назад. Всякая фальсификация исключена. не только потому что верующие сочли бы это святотатством, но и потому что мы имели возможность сравнить свои наблюдения с материалами двухлетней давности, когда была произведена эксгумация. Никакие известные науке искусственные способы поддержания такого состояния тела вроде мумифицирования, бальзамирования и т.п. в этом случае не применялись. Нет следов вскрытия, извлечения головного мозга и внутренних органов, никаких уколов, разрезов и тому подобных воздействий мы не обнаружили.

Из Акта наружного осмотра эксгумированного тела Дашо-Доржи Итигелова, проведенного в помещении Иволгинского дацана:
«Кожные покровы тела светло-серого цвета, сухие, податливые при на нажатии на них пальцами. Мягие ткани трупа эластичны, подвижность в суставах сохранена. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, не обнаружено».

После проведения исследования частиц кожи, ученые пришли к сенсационным выводам. Клетки ламы не только не умерли, но и продолжают делиться. Иными словами, скорее всего все жизненные процессы в теле монаха продолжаются, только они замедленны в миллионы раз.

«В мировой практике это единственный официально зафиксированный случай такой сохранности тела» – утверждает Звягин «Конечно известны случаи мумификации и бальзамирования тел. Например в Петербурге это было модным в конце XIX века. Николай Пирогов сам приготовил раствор для хранения своего тела, которое более 120 лет сохраняется под Винницей. Но для этого, внутренние органы извлекались, и применялись специальные химические вещества. Не редкость обнаружения тел в вечной мерзлоте, но они быстро распадаются при соприкосновении с внешней средой».

Ну, зря ты вернулся... Нужно было тебе остаться там, на границе, а сейчас начнутся гонения.

А вы сами почему не убегаете никуда?

А меня не успеют взять...

Так отвечал Хамбо-лама Итигэлов Агвану Доржиеву в 1927 году. И действительно, взять его не успели. 15 июня 1927 года Итигэлов в состоянии медитации погрузился в нирвану. В позе лотоса, в которой Хамбо-лама перестал дышать, тело похоронили в бумхане (кедровом коробе. - Прим. автора ) в местности Хухэ-Зурхэн. Об этом и о многом другом иркутянам поведал гость из Бурятии Даши-лама. С 2007 года он является хранителем тела Хамбо-ламы Итигэлова. Его лекция состоялась 7 июня в иркутской галерее Che Gevara.

Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы-Добо. Сохранились сведения, согласно которым мальчик рос сиротой. Работал на чужих людей, пас скот и говорил, что будет Хамбо-ламой. Однако над ним лишь смеялись. Однажды он появился верхом на быке и с колом в руке. На колу был человеческий череп. О случившемся стало известно ламам, и они предрекли ребенку особую судьбу и великое предназначение. Отроком он попал на учебу в Анинский дацан, и его учителями стали почитаемые монахи. В те годы этот дацан являлся одним из самых лучших по уровню образования. Итигэлову назначили содержание в размере пяти рублей в месяц. Там он провел около 20 лет, изучая санскрит, тибетский язык, логику, философию.

В 1903 году Даши-Доржо поступил на медицинский факультет, после обучения остался рецептурник, который он создал сам. Ламы Иволгинского дацана до сих пор делают лекарства по его рецептам.

300 казаков написали и посвятили песню Итигэлову. Когда они отправлялись на фронт во время Первой мировой войны, он благословил каждого из них, и никто из янгажинских казаков не погиб, все до одного вернулись домой.

Об этих и многих других удивительных фактах из биографии бурятского религиозного деятеля поведал на лекции Даши-лама. Однако он не только описал исторические факты, но и рассказал о последних открытиях. Так, например, 9 сентября 2002 года было решено изъять тело из места захоронения.

Начали копать, - рассказывает Даши-лама. - Дошли до большого плоского камня, разломили его, убрали. Под этим камнем находился короб. Внимание столяров и плотников сразу же привлек именно он, поскольку короб был сделан из кедровых досок и так долго сохраниться он не мог. Каково же было удивление, когда после поднятия крышки обнаружилось, что тело находится в прекрасном состоянии - в той самой позе лотоса, которую принял Итигэлов, когда, медитируя, уходил из жизни. Голова была покрыта хадаком, и когда его убрали, на голову попал солнечный луч. От нее пошло отражение, а у умерших идет поглощение света... Конечно, это не могло не удивить. Пожалуй, это были первые признаки того, что Даши-Доржо Итигэлов не совсем нас покинул...

Судмедэксперты вынесли приговор, что через 2-3 дня тело можно «потерять», так как при взаимодействии с кислородом идет процесс окисления.

Услышав это, - повествует дальше Даши-лама, - мы сразу заказали холодильную камеру, поместили его туда, задали определенную температуру, и когда пришли наутро, на стеклянной дверце в области лица была испарина, а когда посмотрели на градусник, увидели, что температура поднялась, хотя меняться она не должна. И тогда действующий Хамбо-лама сказал, что нужно отказаться от камеры.

По исследованиям Виктора Звягина, заведующего отделением идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы, никаких следов бальзамирования и хирургического вмешательства не обнаружено. Были взятына анализ клетки, эпителий кожи, срезы ногтей, волос, и по анализам было видно, что все клетки абсолютно живые.

После этих анализов мы решили уйти от термина «нетленное», - делится Даши-лама. - Раньше мы всегда говорили «нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова», но так как он живой человек, мы не используем больше это определение.

Множество различных ученых побывало в Иволгинском дацане, чтобы увидеть своими глазами то, чего не было до сих пор в истории человечества. Борис Большаков, академик РАЕН, доктор технических наук, приехав исследовать тело, задал сразу же вопрос: «Можно мне осмотреть его позвоночник?» И после осмотра, убедившись, что тело никак не поддерживается с посторонней помощью, воскликнул: «Это удивительно! Кто отключил для него законы физики?! Понятно, если бы он находился в лежачем состоянии, а так держать себя вертикально невозможно. Максимум человек может так просидеть две недели, и его должно сломить». Также он измерил «биополе Итигэлова» неким прибором с маятником. «От него идет биополе живого человека», - заключил ученый.

Над головой амплитуда колебания увеличилась - это значит чистейшее сознание. То есть мозговая активность идет полным ходом. Размеры биополя, обнаруженного у Хамбо-ламы Итигэлова академиком РАЕН, потрясают - 24 тыс. км. Неудивительно, что приходя молиться, наиболее чувствительные люди ощущают поток энергии, исходящий от Итигэлова.

Тем временем люди, которые наблюдают ламу на протяжении этих лет, замечают, что у него меняется мимика лица, вес (который сейчас 40 кг), а также происходит потоотделение, особенно когда у Хамбо-ламы меняют одежду. Приходится поворачивать его из стороны в сторону. И видно, как ему тяжело в этот момент, у него сразу же выступают капельки пота на лбу.

Мы знаем, что он жив! - уверен Даши-лама.

В завершение лекции он подарил всем присутствующим хадаки и провел хурал. Кроме того, все желающие могли сфотографироваться и насладиться работой иркутского художника Олега Маркуса, который написал портрет Хамбо-ламы Итигэлова. В настоящее время это самый большой портрет ламы на холсте в России.

Согласно документам, этот человек умер в 1927 г. Но ни у кого в Иволгинском дацане (буддийском монастыре в 30 км от Улан-Удэ) язык не повернётся назвать его мертвецом. «Мама, а где живёт Итигэлэй Хамба?» — спрашивает маленький бурят, вместе с родителями и сестрёнкой наблюдающий, как монахи выносят из храма паланкин — кабинку на шестах, где за задёрнутыми шторками в позе лотоса сидит «Драгоценное и Неиссякаемое тело» (слова «нетленное» здесь тоже стараются избегать). «Он живёт во-о-он там, сынок. Видишь его дворец? Теперь его несут туда отдыхать». — «А он что, устал?» — «Конечно! Вон сколько людей сегодня принял, выслушал. Теперь он будет им всем помогать».

Корреспондент «АиФ» наведался в Иволгинский дацан, чтобы узнать, кому и каким образом помогает Хамбо Лама Итигэлов, а также разобраться в сути этого феномена.

Череп на палке

«С того момента, как он к нам вернулся, я впервые вижу, чтобы его выносили без стекла! — с восторгом говорит Янжима Васильева, директор некоммерческого учреждения «Институт Хамбо Ламы Итигэлова» . — Всегда за стеклянной перегородкой сидел. Разные ведь люди бывают — больные, неуравновешенные… А вам, значит, доверяет. Значит, сам так захотел».

Янжима — дальняя родственница Итигэлова, её дед был его племянником. О своём знаменитом предке может рассказывать часами. Впрочем, не только она. Бывшему главе бурятских буддистов (Итигэлов занимал этот пост с 1911 по 1917 г.) посвящают стихи и песни (привет Ильичу!), о нём слагают легенды. В некоторых из них он предстаёт прямо-таки былинным героем.

Мумия Итигэлова.

Считается, что Даша Доржи Итигэлов родился в 1852 г. Тем не менее многие ламы полагают, что мальчик появился на свет… сразу 5-летним. Никто не знает, кем была его мать, а ведь у бурятов очень бережное отношение к родословной. «Он не имел обычного рождения. Так появляются только божественные существа — будды и бодхисаттвы», — говорят монахи Иволгинского дацана. И добавляют детали. Будучи мальчиком, Итигэлов пас овец у состоятельных хозяев. Отличался озорством и игривостью. Например, пригонял скот на кладбища, где изучал надгробия и ритуальные предметы. В то время покойников не закапывали, и мальчик играл с ними, соскрёбывая волосы. При этом приговаривал: «Вот если бы меня слушались, не лежали бы здесь мёртвыми!» А однажды вечером вернулся к хозяевам, держа в руках палку с водружённым на неё человеческим черепом. Хозяева испугались, но знакомый лама успокоил их: «Мальчик станет великим Учителем, ему суждено обмануть смерть».

Затем юноша учился в монастырях, преподавал и в конце концов возглавил один из них. Говорят, обладал феноменальными способностями, граничащими с волшебством: мог очень быстро перемещаться в пространстве, одновременно находиться в разных местах. А ещё пересекал озеро на лошади, проезжая прямо по его дну, — вода расступалась перед ним! Когда началась Русско-японская война, Итигэлов благословил 300 казаков, ушедших на фронт. Все они вернулись живыми.

Однако главное чудо своей жизни ему только предстояло совершить.

Дворец хамбо-ламы Итигэлова в Иволгинском дацане. Фото с сайта wikipedia.org

Медитация в коробе

«В марте 1911 г. Итигэлов был избран ХII Пандито Хамбо Ламой — главой бурятских буддистов, — рассказывает Янжима Васильева. — А в феврале 1913 г. приглашён в Санкт-Петербург на празднование 300-летия Дома Романовых.

Делегация была удостоена личной аудиенции императора, на торжественном обеде от имени всех бурят Итигэлов произнёс поздравительную речь. Вообще буряты с большим уважением относились к русскому подданству, почитали самодержца как «белого царя», а императриц Елизавету Петровну и Екатерину Великую считали воплощениями Белой Тары — это одно из божеств буддийского пантеона (к слову, воплощением Белой Тары признали и Д. Медведева, когда он в 2009 г. посетил Иволгинский дацан. — Ред. ). Во время Первой мировой войны Хамбо Лама Итигэлов собирал средства для поддержки фронта: солдатам отправляли одежду, обувь, табак, ягоды, сахар. В 1917 г. он оставил пост Хамбо Ламы по состоянию здоровья. Но есть мнение, что это было связано с отречением Николая II . Ведь Итигэлов присягал на верность этому человеку».

15 июня 1927 г., когда ему уже было 75, он собрал учеников и сказал: «Я прожил свои годы. Навестите меня через 30 лет, посмотрите, в каком состоянии будет моё тело. А через 75 лет я к вам вернусь». И по­грузился в медитацию. Ученики поместили его, сидящего в позе лотоса, в кедровый короб (бумхан) и отнесли в местечко Хухэ-Зурхэн, где и зарыли на глубине двух метров. В 1955 г. ламы пришли на место захоронения (медитации?), подняли бумхан и убедились: тело осталось в неизменном состоянии. У него были подвижные суставы и эластичная кожа, а в районе сердца ощущалось тепло. Итигэлову сменили одежду, насыпали в короб соль и вновь закопали. Та же процедура повторилась в 1973 г.

К тому времени, на которое было назначено «возвращение», в живых оставался лишь один человек, когда-то знакомый с ним лично. Его и назначили официальным опознавателем Драгоценного и Неиссякаемого тела. «Это Хамбо Лама Итигэлов собственной персоной», — заявил он, когда короб вскрыли в третий раз. Шёл 2002 год.

В сентябре 2002 г. бывший глава бурятских буддистов Пандито Хамбо Лама Итигэлов , как и завещал, вернулся в наш мир: его тело было извлечено из деревянного короба под землёй и перенесено в Иволгинский дацан (монастырь). Там специально для него выстроили «Благословенный дворец». В нём Драгоценное и Неиссякаемое тело продолжает «жить» по сей день.

Пришёл во сне

«Видите, окна на втором этаже открыты? Он сидит там при комнатной температуре, дышит тем же воздухом, что и мы с вами. Никакой холодильной камеры нет. Сейчас отдыхает, устал после утренней службы», — вздыхает Даши Батуев , хранитель тела Хамбо Ламы Итигэлова. Вообще-то хранителей у него трое, в их обязанности входит проведение молебнов совместно с Итигэловым (по два часа каждое утро), получение посланий от него (об этом позже) и незатейливый туалет. Два раза в месяц Драгоценное тело переодевают, протирают лицо маслом.

«Есть ли запах? Сначала, когда я только пришёл к нему хранителем, я остро чувствовал запах пожилого человека, ага, — как и многие буряты, Даши-лама в конце почти каждой фразы ставит «ага». — Но со временем запах ушёл. Или я привык, ага. А когда его из земли доставали и только короб открыли, говорят, очень сильное благоухание было, ага».

О том, что под землёй в позе лотоса сидит бывший Пандито Хамбо Лама, в Бурятии к началу XXI в. могли запросто и забыть. Из видевших Итигэлова при жизни людей к тому времени оставался лишь один, ламы об этой истории ничего толком не знали, информацию о месте захоронения друг другу не передавали. Да и небезопасно это тогда было.

Возможно, Хамбо Лама Ити­гэлов так и остался бы навечно погребённым, но он избрал другой путь. А именно — стал являться во сне одному из монахов. «Снился ему часто, говорил, что ему пора выходить, ага, — вспоминает Батуев. — И этот человек рассказал всё остальным ламам, действующему Хамбо Ламе Аюшееву . Тогда стали искать место захоронения и нашли его. А тот монах, Бимба Доржиев , сейчас главный хранитель Драгоценного и Неиссякаемого тела, ага».

«Стекло запотело!»

Эксгумацию проводили, как положено по закону: собрали подписи родственников, пригласили судмедэкспертов. Вот выписка из заключения: «Труп мужчины в сидячем положении, причём ноги согнуты в коленях, а голени со стопами перекрещены… Без признаков гниения… Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба не определялись… Мягкие ткани трупа эластичные, подвижность суставов сохранена…

Каких-либо следов ранее произведённого вскрытия с целью возможной бальзамации или консервации не обнаружено».

Бальзамация (или бальзамирование) — один из известных науке способов сохранения тела после смерти. Таким — забальзамированным, как Ленин, или высохшим, как египетская мумия, — ожидала увидеть Итигэлова его дальняя родственница Янжима Васильева :
«Я была потрясена. Думала, это будет окоченевшее тело. Надавила на живот, а он мягкий! Прикоснулась к рукам — суставы подвижные. Это было потрясением для всех. К тому же в коробе была соль. Если бы Итигэлов умер обычной физической смертью, соль разъела бы тело, а оно было как живое. Судмедэксперты уверяли, что через несколько часов, максимум через пару дней, оно начнёт портиться и превратится в тлен. Так бывает при резких изменениях условий — например, когда останки мамонта изо льда достают. Поэтому тело поместили в холодильную камеру. Задали в ней определённую температуру. Пришли на следующий день: температура в камере поднялась на 2°C, а стекло запотело!»

Кроме того, что он потеет (обычно во время молебнов и при большом стечении народа), Итигэлов меняет вес своего тела. На момент «возвращения» он весил 46 кило, а потом похудел до 42. Но в дни встреч с паломниками (за год набирается 7-8 таких дней) прибавляет по 100 грамм. Удивляет и то, что поза, в которой он 75 лет находился в деревянном коробе, сохраняется без изменений. А ведь никакие поддерживающие и фиксирующие приспособления для этого не используются.

Через два года после эксгумации тела Итигэлова его разрешили исследовать учёным из Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). В частности, провести анализ волос, частиц кожи и ногтей. За работу взялся Виктор Звягин — заведующий отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы, доктор медицинских наук. Он в своё время делал заключение о принадлежности Гитлеру обугленного трупа, найденного в Берлине, а также одним из первых изучал останки, объявленные относящимися к Николаю II и членам его семьи.

Исследовав биологические образцы, доставленные из Бурятии, с помощью метода инфракрасной спектрофотометрии, эксперты пришли к выводу: «Белковые фракции имеют прижизненные характеристики». Проще говоря, ткани тела не отличаются от тканей живого человека! Как объяснял тогда В. Звягин, похоже на то, что Итигэлов умер день-два, но никак не 75 лет назад. У него были на месте глазные яблоки и внутренние органы!

Заключение специалистов: современной науке неизвестно такое состояние тела после физической смерти, в котором находится Хамбо Лама Итигэлов. Тогда-то из уст учёных впервые прозвучало слово «феномен».

Известные науке способы сохранения тела после смерти


Мумификация

  • Условия: жаркий и сухой воздух, достаточная вентиляция. Труп полностью обезвоживается, высыхает. Его объём и масса резко уменьшаются, кожа становится хрупкой и ломкой, принимает буровато-коричневый оттенок.
  • Примеры: была популярна в Древнем Египте. Сейчас используется некоторыми африканскими племенами.


Жировоск

  • Условия: влажная среда без доступа воздуха. Нахождение трупа в глинистой почве или проточной воде. В результате расщепления жиров при отсутствии кислорода происходит омыление, превращение в трупный воск.
  • Примеры: «Кладбище Невинных» в Париже. В Средние века там были общие могилы, где все трупы превратились в жировоск.


Бальзамирование

  • Условия: ткани пропитывают веществами, предотвращающими гниение, — т. н. антисептиками. Производится, как правило, для учебных, научных целей, а также для сохранения трупов выдающихся деятелей.
  • Примеры: врач Николай Пирогов, политики Владимир Ленин, Хо Ши Мин, Мао Цзэдун, Ким Ир Сен, Ким Чен Ир и др.


Торфяное дубление

  • Условия: болото, торфяники, почва с большим содержанием гумусных кислот. Благодаря способности торфа консервировать органические останки тело может сохраняться веками. Его покровы принимают тёмно-бурую окраску и уплотняются.
  • Примеры: «болотные люди». В болотах Европы было найдено более тысячи тел древних людей. Так учёные получили знания об их внешности, одежде, причёсках, питании и пр.

Через пару лет после извлечения из земли нетленного (буддисты Бурятии предпочитают говорить «Драгоценного и Неиссякаемого») тела Хамбо Ламы Итигэлова его исследовали учёные, взяв образцы некоторых тканей. Их вывод: умерший в 1927 г. человек находится в состоянии, неизвестном науке.

Бобы и самогипноз

Проводивший исследование завотделом идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы доктор медицинских наук Виктор Звягин надеялся, что современные научные методы — нейтронно-активационный анализ, компьютерная томография и другие — помогут прояснить ситуацию и дать ответы на многочисленные вопросы. Правда, для этого понадобилась бы транспортировка тела в научные институты, что было проблематично.

Ещё одним экспертом выступила Галина Ершова, профессор Российского государственного университета, доктор исторических наук . По её словам, их научная работа преследовала несколько целей — проверить возможность фальсификации и наличие консервантов в теле, исключить его «внеземное» происхождение и определить особенности химического состава тканей. Ершова обратила внимание на то, что концентрация брома в них превышала норму в 40 раз. Бром, в изобилии содержащийся в бобовых (горохе, фасоли, чечевице), способен подавлять чувствительность организма, ограничивать поступление стимулирующих импульсов извне. При этом он почти не оказывает влияния на участки мозга, контролирующие дыхание и кровообращение. Это выяснил ещё Иван Павлов, великий русский физиолог . Гипотеза Галины Ершовой: Хамбо Лама Итигэлов при жизни целенаправленно ел много бобовых, а затем с помощью самогипноза отключил жизненные энергообменные функ­ции своего организма. Иначе говоря, погрузился в глубокую медитацию и впал в анабиоз. После чего наступила смерть.

Однако мириться с тем, что Итигэлов мёртв, готовы не все учёные. Борис Большаков, академик РАЕН, доктор технических наук , привозил в Иволгинский дацан некий прибор с маятником и измерял «биополе Итигэлова». В районе головы амплитуда колебания маятника усилилась. «Это биополе живого человека, чистейшее сознание! — воскликнул академик. — Причём частота работы мозга такая же, как у головного мозга младенца в возрасте 2-3 месяцев от момента зачатия».

Размеры биополя, обнаруженного у Хамбо Ламы Итигэлова академиком РАЕН, потрясают — 23 тыс. км. Это почти в два раза больше диаметра Земли! «Если выбирать из трёх возможных состояний организма — живой, мёртвый или переходное состояние, — есть основания полагать, что он жив, — заявил тогда Большаков. — Как он получает энергоподпитку? Думаю — через поток частот, звучащих в молитвах. Когда ламы служат молебен,
а это происходит ежедневно, частота вибраций произносимых ими слов соответствует частоте колебаний клеток мозга Итигэлова».

Лев-стражник перед входом в «резиденцию» Итигэлова.

А был ли монах?

К сожалению, на этом научные (и паранаучные) исследования феномена заканчиваются. С января 2005 г. по распоряжению действующего Пандито Хамбо Ламы (главы бурятских буддистов) Аюшеева любые медицинские и биологические изыскания Драгоценного и Неиссякаемого тела приостановлены. Причина до конца неясна.

Официально объявлено, что наука, дескать, не способна объяснить загадку. Пыталась, да не смогла. Но поговаривают, что ламам не понравились опубликованные и попавшие в Интернет снимки Итигэлова. Кстати, фотографировать его теперь категорически запрещено. Но есть и ещё одна, конспирологическая версия. Никакой ДНК-экспертизы — является ли на самом деле извлечённый из земли человек ХII Пандито Хамбо Ламой — не проводилось. «Тот ли это монах, который принял позу лотоса в далёком 1927 г. и в ней же отошедший в мир иной, или его заменили искусно сделанным двойником уже в наше время?» — таким вопросом задаются скептики. И, конечно, не получают ответа.

Сейчас можно лишь сожалеть, что так и не были проведены магнитно-резонансная и компьютерная томографии. Это позволило бы «заглянуть» внутрь тела. «На самом деле это второстепенно, — считает Александр Хачатуров, директор Института экономики и менеджмента РХТУ , один из тех, кто изучает феномен Итигэлова с момента его «возвращения». — Ну измерим мы ему температуру и даже давление, просветим органы. Что это даст? Только ещё большее непонимание. К сожалению, современной науке действительно нечего сказать по поводу этого феномена. Ведь подобное в научной литературе не описано. С чем сравнивать, как давать оценки? Именно по этой причине сюда не спешат медицинские светила. Они боятся подмочить репутацию, поэтому делают вид, что им ничего неизвестно о феномене Итигэлова. А ведь он может дать толчок к созданию новой науки. Итигэ­лов будто приоткрыл для нас дверь в непознанное. Войдя в неё, мы могли бы объяснить картину всего мироздания. А мы предпочитаем не замечать эту дверь».

Время от времени Хамбо Лама Итигэлов , «живущий» в Благословенном Дворце на территории Иволгинского дацана, появляется перед верующими. Это бывает в праздничные дни, в году их набирается 7-8. Драгоценное и Неиссякаемое тело переносят в главный храм, где ему может поклониться (и попросить о сокровенном) любой желающий. Но если в монастырь заглядывает кто-то из очень важных персон, XII Пандито Хамбо Лама Итигэлов может дать ему и внеплановую аудиенцию.

«Он служит России!»

Список ВИП-персон, приезжавших к нему на поклонение (часто инкогнито), впечатляет. Помимо упомянутого ранее Чубайса здесь побывали Виктор Зубков ,Владимир Якунин , Валентина Матвиенко , Геннадий Зюганов , Олег Дерипаска ,Сергей Иванов . Последний, будучи в ранге министра обороны, взялся рассуждать о том, что в России служат лишь в двух местах — в армии и церкви. «Хамбо Лама Итигэлов до сих пор служит России!» — резюмировал Иванов.
Навещали Итигэлова космонавт Сергей Крикалёв , сатирик Михаил Задорнов , актёры Вилле Хаапасало и Александр Михайлов . Все они не скупились на громкие заявления. «Например, Михайлов, который сам родился в Забайкалье, сказал, что благодаря Итигэлову наша Родина встанет с колен, — вспоминает . — Но особенно важными для нас стали визиты двух Президентов России».

Дмитрий Медведев приезжал в Иволгинский дацан в 2009 г. и был принят с большими почестями. После встречи с Драгоценным телом он сказал: «Хамбо Лама за нами не просто наблюдает, но и присматривает». Что до Владимира Путина , то он посетил буддийский монастырь и его главную святыню в апреле нынешнего года и в какой-то момент попросил оставить его с Итигэловым наедине. Ламы монастыря уверены, что президента интересовали вопросы вечной жизни, и он искал на них ответы. Но, возможно, Владимиру Путину просто было наконец с кем пообщаться. Ведь, как он сам ранее признавался, «после смерти Махатмы Ганди и поговорить стало не с кем».

На высшей ступени

Хотя учёные, исследовавшие нетленное тело умершего в 1927 г. человека, ничего конкретного сказать не смогли (напомним их вердикт: тело находится в состоянии, неизвестном науке), феномен Итигэлова нужно как-то объяснять. Интриги добавляют версии, выдвигаемые представителями «альтернативных наук». Например, что Итигэлов страдал дефектом гена, который «ускоряет разрушение клеточной структуры после смерти». Или что он, умирая, включил «секретный процесс бальзамирования». Проверить эти гипотезы, не взяв биоматериал на анализ, невозможно, а доступ учёным к Драгоценному телу с некоторых пор приостановлен.

Впрочем, бурятских буддистов мнение учёных мужей интересует в последнюю очередь. Ведь сами они уверены, что Хамбо Лама Итигэлов до сих пор жив! «Точнее, у нас есть два мнения по этому поводу, — признаётся Даши Батуев, хранитель Драгоценного и Неиссякаемого тела . — Одни считают, что Итигэлов достиг просветления, благословил своё тело и оставил его. В таком случае его душа сейчас может быть где угодно (в других мирах, рядом с Буддой ), а здесь находится лишь её частица. Но большинство лам придерживаются второго мнения: они думают, что учитель погрузился в глубокую медитацию и пребывает в ней до сих пор. То есть вот уже на протяжении 86 лет».

Известно, что йоги, практикующие медитацию, стремятся достигнуть особого состояния просветления — самадхи. Это последняя, наивысшая ступень медитации: человек теряет представление о собственной индивидуальности, сливается с космосом, и его душа становится способна покидать бренное тело. Само тело снаружи кажется умершим: физиологические процессы в нём резко замедляются, почти прекращаются (биологам это состояние известно как анабиоз), но находящийся в медитации йог способен их регулировать. А главное — его сознание остаётся при нём! Оно живо и функционирует, вот только проявляется совершенно неожиданно для нас, не подчиняясь законам логики. Бурятские ламы предполагают, что Итигэлов как раз погружён в состояние самадхи, а сознание его проявляется в виде… посланий, которые он ежедневно передаёт хранителям своего тела.

«Каждое утро после молебна главный хранитель, Бимба Лама , остаётся наедине с Итигэловым, — поясняет Даши Батуев. — Он медитирует на него около 30 минут, оценивая его состояние. И в это время получает информацию от него. Это могут быть различные мысли, сообщения, видения. Потом Бимба Лама пересказывает послание преподавателям Буддийского университета, и они пишут толкование. Могут 10 томов написать, но обычно пишут одну страницу». «Простите, но почему вы уверены, что это всё послания Итигэлова? Может, это образы и мысли, приходящие в голову хранителю?» — не удержался я от вопроса. «Я точно знаю, что это не мысли Бимба Ламы, — улыбается Даши. — Я давно с ним знаком, у него совсем другой словарный запас. Он иногда приносит от Итигэлова слова, которые сам не знает. Ему такие мысли и в голову не могут прийти».

Надо сказать, что «послания Итигэлова» выглядят весьма причудливо. Нужно быть «в теме», чтобы понять большин­ство из них. Но кое-что вполне доступно и людям, далёким от буддизма. Вот, скажем, наставление, данное воображаемому пьянице, который решил завязать: «Повторяй: стараюсь воздержаться, но без особой нужды. Если постоянно твердить о своей победе, можно затвердеть, как камень, и сорваться с горы. Лучше быть подобно песку и пропускать через себя всякие мысли».

В 2008 г., накануне очередных волнений на Ближнем Востоке, рядом с сидящим в позе лотоса Итигэловым хранитель увидел синее пламя. А затем — маятник в его руке. Ламы сделали вывод: учитель напоминает нам о непостоянстве жизни — зачем воевать, когда жизнь и так быст­ро проходит? Были послания, связанные с инаугурацией Барака Обамы (якобы Итигэлов предсказал, что тот запнётся при произнесении клятвы) и с тем, апрельским, визитом Владимира Путина. За день до его появления в Иволгинском дацане Хамбо Лама сообщил: «Будда Майтрея едет».

Майтрея — это грядущий Учитель человечества, Будда нового мира. Определённо, им было о чём поговорить друг с другом.

Хамбо Лама Аюшеев , ныне действующий глава Буддийской традиционной сангхи России, уверен, что «возвращение» Итигэлова после 75-летнего заточения в деревянном коробе под землёй стало главным событием для Бурятии в постперестроечное время: «Мы счастливые люди, что в нынешнем перерождении смогли встретиться с ним. Его тело (буддисты называют его Драгоценным и Неиссякаемым. — Ред.) подобно небольшому солнцу, испускающему лучи, или реактору, отправляющему частицы нейтрино, которые достигают нужного человека, несмотря ни на какие преграды».
Почему этот «реактор» заработал именно в Бурятии? Оказывается, тому есть несколько причин, и о них хорошо осведомлена Янжима Васильева, директор Института Хамбо Ламы Итигэлова : «Мировым сообществом это явление ожидалось давно. Философы говорили, что на стыке тысячелетий должна прийти новая идея спасения человечества, причём в такой точке, где соединяются мегаводоразделы речных систем. В подобных точках возникли христианство, буддизм, ислам. Одна из таких точек как раз находится на территории Бурятии. Здесь сопрягаются три бассейна — Байкало-Енисейский, бассейны рек Лены и Амура. Вторая причина — это то, что говорил сам Будда Шакьямуни, основатель буддизма. А он говорил, что его учение будет распространяться всё дальше на север, где примет совершенно новое направление. Севернее Бурятии территорий, исповедующих буддизм, нет».

Бурятские буддисты убеждены: Хамбо Лама Итигэлов «вернулся» не просто для того, чтобы утешать страждущих паломников и выполнять их просьбы, зачастую от высоких материй далёкие. Нет, он пришёл спасать мир. «Он продемонстрировал силу веры и подал нам всем пример, — поясняют ламы Иволгинского дацана. — Будда был простым смертным, но достиг просветления и показал путь. Любой может им пройти. То же самое сделал и Хамбо Лама Итигэлов. Опираясь на его феномен, человечество получило шанс нравственно очиститься и продвинуться вперёд».
Иначе говоря, Итигэлов «явил» своё Драгоценное и Неиссякаемое тело в назидание нам: вот, мол, чего можно достичь, если жить правильно. И в этом его «рецепт» спасения мира. Но Александр Хачатуров, директор Института экономики и менеджмента РХТУ, один из исследователей феномена , полагает, что мы даже не в состоянии целиком понять его замысел: «Слишком много заложено в этом послании. Например, что физический и тонкий миры неразделимы.

Находясь где-то в другом мире, можно взаимодействовать с этим миром. Я думаю, Итигэлов сделал всё это осознанно. Нашёл такой удивительный способ, как сохранить себя, вернуться к нам и рассказать о своих феноменальных достижениях. Нам даётся знак: попытки осмыслить этот феномен привычными методами столь же беспочвенны, как и наши надежды на всесилие научного знания. Современная наука зашла в тупик, она не может объяснить это явление, и ей пора выйти на принципиально новый уровень».

«Его сохранил Бог»

Остаётся сожалеть, что учёным так и не довелось провести подробное, всестороннее исследование тела Хамбо Ламы Итигэлова. Кроме того, до сих пор трудно получить ответы на простые, казалось бы, вопросы. Например, когда именно в кедровый короб, где 75 лет находилось тело, была насыпана соль? Сразу при погребении в 1927 г. или же в последующие годы, когда ламы (а это было дважды) приходили проведать усопшего? Что очень важно, ведь соль обладает свойствами консерванта, и благодаря ей тело могло обрести нетленность с первых дней погребения. Увы, за время пребывания в Иволгинском дацане мне так и не удалось услышать однозначного мнения по этому поводу. Одни ламы говорят, что соль в ящик насыпали лишь в 1973 г. Другие ссылаются на воспоминания некой Дарижаб Галсановой, которая якобы видела, что Итигэлова сразу «посадили в соль». Третьи уверяют, что соль вообще повредила сохранности тела (местами разъела его) и засыпать её в короб было ошибкой.

…и в первую очередь главный из них — Хамбо Лама Аюшеев.

С чем трудно поспорить, так это с тем, что «возвращение» Хамбо Ламы Итигэлова изменило жизнь в Бурятии к лучшему. Во всяком случае — в тех её районах, которые связаны с именем и биографией этого человека. Там развивается туризм, образуются новые рабочие места, молодёжь больше занимается спортом. Казалось бы, какая связь? Ну вот, скажем, в начале сентября в одном из бурятских сёл прошёл спортивный турнир. В программе — национальная борьба, конные скачки, стрельба из лука. Заявленные цели и задачи: патриотическое воспитание молодёжи, пропаганда здорового образа жизни, возрождение традиций. А сам турнир был проведён в рамках религиозного праздника, посвящённого не кому иному, как Хамбо Ламе Итигэлову. Да, напрашиваются аналогии с другим телом, которому когда-то посвящали праздники, стройки и рекорды. Да, налицо идеология (правда, религиозная, а не социально-политическая), но если она работает во благо, что в этом плохого?

Уверен, буряты не лукавят, когда говорят, что благодаря Итигэлову у них сократилось пьянство, а в больницы стали реже обращаться с сердечно-сосудистыми и даже онкологическими заболеваниями. В конце концов, вера способна творить чудеса. А что касается загадки нетленности тела, об этом хорошо сказал 9-летний мальчик, сын одного из участников конференции: «Всё просто — этот человек был другом Бога, поэтому Он его так сохранил».

Источник http://www.aif.ru/

Вконтакте

В беседе с корреспондентом "НИ" директор Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова РГГУ, профессор Галина Ершова подробно рассказала о феномене тела бурятского ламы, о том, что увидели исследователи во время эксгумации. И не только об этом...

***

Примечание редакции "Миссионерско-апологетического проекта "К Истине"

Эта статья представляет интерес, что нетленность тела ламы Итигэлова является следствием намеренных (!) человеческих усилий по сохранению этого тела, но не как не действием Божием.

Во-первых, лама принимал пред смертью определенные препараты. Так, анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году, показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз.

Во-вторых, при эксгумации обнаружилось, что саркофаг Итигэлова был заполнен солью, которая "местами нанесла вред его коже - высушила" (по словам доктора Звягина, до 1973 года соли в саркофаге не было). После того, как тело ламы оказалось на поверхности, оно начало постепенно высыхать (отсюда и выпотевания на стекле влаги в его стеклянном саркофаге) и мумифицироваться, при этом, по мнению ученых, оно уменьшилось в весе на 15 кг. В итоге вся его "живость", подвижность суставов, которой так восторгались журналисты и его почитатели исчезла.

Открытие саркофага ламы Итигэлова. Его ученики не очень надеялись на чудо, поэтому пересыпали тело солью...

Кстати, традиция искусственного самобальзимирования в буддизме есть, например, в Японии монахи Сокушинбутсу, после определенной диеты и трудов ели бальзамирующие и ядовитые растения, после чего умирали, а накопленные растительные яды и смолы консервировали их.

Смотрите также по теме:

  • О нетленных телах исламских шахидов (ответ на вопрос) - Максим Степаненко

***

Почему люди поклоняются нетленным мощам, верят в их чудодейственность, даже если никогда их не видели и понятия не имеют, откуда они появились?

Этот феномен, кстати, хорошо понятен для русской культуры, где поклонение "нетленным мощам" в качестве залога ожидаемого возрождения приобрел особое значение еще в период Киевской Руси. Появление культа нетленных мощей сформировался, возможно, благодаря особым климатическим режимам пещер-катакомб в сочетании со специфической диетой обитателей Киево-Печерской лавры.

Как комментировал протоиерей Александр Мень, слово "мощи" означает "тело усопшего". Мощи святых могут находиться в разной степени сохранности. Останки подвижников Киево-Печерской Лавры нетленны (естественно мумифицированы), а в гробнице Серафима Саровского в 1903 году обнаружились лишь костные останки. Однако народная вера в "абсолютную нетленность" приводила впоследствии многих к разочарованию в вере – когда оказывалось, что большинство мощей всего лишь костные останки. Однако в оправдание этой народной веры хотелось бы отметить, что факты совершенной нетленности – наподобие произошедшего в Бурятии уже в наше время случая – столь редки, недолгосрочны и невероятны для обыденного сознания, что складывается парадоксальная ситуация: люди хранят в качестве почти мифа память о реальном событии сохранности тела, которое действительно со временем превращается естественным путем в целостную мумию. Но тот, кто не наблюдал сам этого уникального состояния, поверить в него просто не в состоянии.

Хамбо-лама Итигэлов (1853-1917). Прижизненная фотография

- Это правда, что тело буддийского ламы эксгумировали по его собственной просьбе?

Да. Все это осуществилось лишь потому, что сам Итигэлов распорядился перед "уходом" достать спустя 75 лет свое тело. И 10 сентября 2002 года на территории кладбища неподалеку от Улан-Удэ произошла эксгумация - по инициативе главы буддистской церкви России Хамбо-ламы Аюшева, а так же с разрешения родственников, в присутствии официальных властей и специалистов по судебно-медицинской экспертизе.

В поднятом из-под земли коробе находился сидящим в позе лотоса пожилой мужчина, покрытый шелковыми тканями. При этом тело его оказалось полностью сохранным – с мягкими мышцами и эластичной кожей, сгибающимися суставами. Информация о бурятском ламе, который был извлечен из своего захоронения, попала в средства массовой информации. Общественность восприняла эту новость по-разному: часть людей просто не поверила, решив, что это "журналистский прикол" или "бурятская фальсификация", другие сочли, что это обычная мумия. Многие публикации поэтому были выдержаны в ерническом стиле.

- А что указывает на реальность феномена бурятского "чуда"?

Уже одно то, что тело после эксгумации оказалось полностью сохранным, а признаки мумификации или бальзамирования отсутствовали. Волосяной покров и ногти сохранены. При надавливании на кожно-мышечные покровы углубления восстанавливают нормальное состояние. Отсутствуют трупные пятна, кожа без признаков разложения и наличия грибков. Какие-либо ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба и от тела не определялись. После извлечения тело сохраняло свое положение без специальных приспособлений.

На голени и кисти руки при раздевании был немного поврежден кожный покров. В открывшейся ранке на фотографии, опубликованной в журнале Geo, отчетливо видно красную несвернувшуюся кровь. И свидетели утверждали, что кровь имела желеобразный вид.

Необычность состояния тела была такова, что находившийся на эксгумации врач судебно-медицинской экспертизы 3.М. Мандарханов отказался проводить осмотр тела самостоятельно и потребовал создания специальной комиссии.

- Ну и разве это не чудо?

Мне посчастливилось участвовать в исследовании биологических образцов. Нам было разрешено взять образцы отслоившегося эпидермиса со ступней, два среза ногтевой кромки и волосы. Так вот результаты показали, что Итигэлов целенаправленно, но не постоянно использовал бром (бромсодержащие растения), который привел к избыточному содержанию этого элемента в коже. В больших дозах бромиды угнетают процессы возбуждения в центральной нервной системе, включая спинной мозг, но почти не оказывают влияния на центры продолговатого мозга, который контролирует кислородное дыхание, кровообращение, частично соматическую нервную систему.

Мы предположили, что Итигэлов достиг своего состояния путем отключения жизненных энергообменных функций организма и вхождения в глубокую медитацию. Таким способом он сумел смоделировать анабиозоподобное состояние - временное прекращение жизнедеятельности. Само по себе это явление в живой природе не в новинку.

С XIX века было открыто, что после состояния "выжидания" могут вернуться к жизни микроскопические червячки-коловратки, и рыбы и тритоны, и лягушки, и теплокровные - хомяки и мыши. Оживляли даже переохлажденных обезьян, когда они уже не дышали и сердце не билось. Известно немало случаев в разных странах, когда возвращались из такого состояния даже замерзшие люди. Народные русские лечебники содержали целые разделы, посвященные оживлению замороженных заживо. Длительное хранение в охлажденном состоянии жизнеспособной спермы и других живых компонентов давно уже не является "чудом".

- А что произошло с телом после извлечения из могилы? Оно не менялось?

В том-то и дело, что изменения были видны уже через два года. Итигэлова поместили в сакральную часть (поверх алтаря) главного храма Иволгинского монастыря. Через некоторое время начали наблюдаться определенные изменения. Во-первых, изо рта поначалу выделялась влага. Спустя несколько месяцев произошел достаточно ощутимый выброс влаги, осевшей на стенах стеклянного куба, в котором поначалу хранилось тело. Еще чуть позже на коже начала активно выделяться соль – на лице и остальном теле. Цвет кожи стал постепенно темнеть.

Повторный осмотр (организованный мною в рамках проекта) в присутствии д.м.н. В.Н. Звягина, зав. отделом идентификации личности судебно-медицинской экспертизы (Москва) и к.м.н. К.М. Югова, осматривавшего тело при эксгумации (Улан-Удэ), был проведен в ноябре 2004 г. В целом ткани стали более упругими, уже не образовывались характерные углубления при надавливании, хотя мышечные ткани еще сохраняли эластичность. Подвижность в суставах уже отсутствовала. По всей поверхности тела имелись отложения соли, от которых в некоторых участках лопалась кожа. При контакте ощущался достаточно приятный запах. Линия рта, как и глаз, уже не различается. По субъективной оценке Д.А. Горина, вес тела по сравнению с моментом эксгумации уменьшился примерно на 15 кг. Был составлен официальный "Протокол осмотра тела Хамбо ламы Даша-Доржи Итигелова", где отмечено, что за два года, прошедших со времени первоначального судебно-медицинского освидетельствования тела Хамбо ламы Итигелова (11.09.2002) появились первые незначительные признаки мумификации, выражающиеся в пергаментной плотности кожных покровов, в потере их эластичности, в отсутствии движений в суставах (это было отмечено в Протоколе).

http://zen.jofo.ru/356713.html

Эта поездка в Иволгинский дацан назревала уже давно и вот наконец все звёзды сошлись, вечером мы сели в поезд в Улан-Удэ. В поезде мы пили чай с плюшками и беседовали о духовных практиках и удивительной жизни и не менее удивительной жизни после смерти Ламы Итигэлова.


Утром мы были в Улан-Удэ. Дорога в Иволгинский дацан была скрашена интересным и познавательным рассказом экскурсовода о истории быта и жизни Бурятского народа.

Факты биографии двенадцатого Пандито Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова Рано оставшись сиротой, Даши-Доржо Итигэлов воспитывался у зажиточного по тем временам Надмита Батуева в местности Оронгой - ныне Иволгинский район. Достигнув 16 лет, он отправился на учебу в Анинский дацан Хоринской степной Думы. В те годы этот дацан являлся одним из самых известных по уровню образованности своих лам-священнослужителей. Там он провел около 20 лет, изучая санскрит, тибетский язык, логику, философию. Свои знания буддийских наук Даши-Доржо Итигэлов совершенствовал в Цугольском и Агинском дацанах, а также служил в Тамчинском дацане - резиденции Хамбо ламы. Скорее всего, в одном из них он защитил звание габжи-ламы, что соответствует званию кандидата философских наук. Вернувшись в Янгажинский дацан в местности Оронгой, он стал штатным буддийским философом, занять это место было очень трудно и одновременно почетно, потому что штатные ламы состояли фактически на государственном обеспечении.

В 1904 году Итигэлов назначается ширээтэ-ламой Янгажинского дацана. 24 марта 1911 года его выдвинули в числе десяти кандидатов на пост Пандито Хамбо ламы - главы буддистов Восточной Сибири. Грамотой от 11 апреля 1911 года Иркутского губернатора его утвердили в звании Верховного главы всех буддийских дацанов.По преданию, в момент интронизации Хамбо лама Д.-Д. Итигэлов, прежде чем воссесть на хамбинский трон, вынул седьмую из подушечек-олбоков и, положив ее поверх всех остальных, сел на трон. Это был олбок Пандито Хамбо ламы Ешижамсуева Данзат-Гэвана. До его правления среди буддистов Восточной Сибири шел давний спор о главенстве между Хилгантуйским и Тамчинским дацанами. Поступок Итигэлова расценили как знак того, что он пришел положить конец давним распрям.

Впоследствии Хамбо лама Д.-Д. Итигэлов занимался поисками места захоронения первого Пандито Хамбо ламы Дамба-Доржи Заяева и даже, по некоторым данным, был признан его перерожденцем верующими Хилгантуйского (Цонгольского) дацана. Находясь на посту Хамбо ламы, Д.-Д. Итигэлов прилагал большие усилия для просветительской деятельности, особенно в деле издания религиозной и светской литературы для мирян. За свою работу неоднократно награждался медалями от российского правительства и губернатора Восточной Сибири.

В 1913 году Пандито Хамбо лама участвовал по специальному приглашению в праздновании 300-летия Дома Романовых и в освящении буддийского храма в столице Российской империи г.Санкт-Петербурге. Инициатор постройки этого храма - известный буддийский деятель Агван Доржиев был ближайшим сподвижником и соратником Хамбо ламы Д-Д. Итигэлова. В Санкт-Петербургском дацане был совершен торжественный молебен о здравии и благополучии Дома Романовых. После Д.-Д.Итигэлов и А.Доржиев сфотографировались на память.

На фото они стоят рядом, вместе с ними - известный востоковед П.К.Козлов и его жена, знаменитые впоследствии бурятские ученые Ц.Жамцарано, Э.-Д.Ринчино, монгольский князь Ханда-Доржи, калмыцкий князь Тундупов. Известно также, что Хамбо лама Итигэлов принимал участие в работе II общебурятского съезда, проходившего в Гусиноозерском дацане в июле 1917 года. По предложению Итигэлова съезд рассматривал новое "Положение о ламаистском духовенстве Восточной Сибири".

Уйдя в 1917 году по болезни с поста Хамбо ламы, Д.-Д. Итигэлов приложил немало усилий для сохранения и предотвращения погромов дацанов в переломные годы истории нашей страны. Умер Хамбо лама в 1927 году. Как настоящий буддийский практик, перед смертью он дал последние наставления своим ученикам и попросил их начать читать ради него "hуга Намши", специальную молитву - благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести ее в присутствии живого Учителя. Тогда Хамбо лама начал сам читать эту молитву, которую постепенно подхватили его ученики. Читая благопожелание и находясь в состоянии медитации на Ясный Свет Ума, он ушел из этой жизни. Перед этим он завещал своим ученикам: "Вы навестите и посмотрите мое тело через 30 лет".

В позе лотоса, в которой Хамбо лама находился во время медитации, тело поместили в саркофаг и похоронили в бумхане - мавзолее в местности Хухэ-Зурхэн, где хоронили знаменитых лам. Один из них, сидевший во время ареста в 1938 году в одной камере с Агваном Доржиевым, вспоминал, что еще в 1921 году Итигэлов предупредил Доржиева, который в этот момент вернулся из Монголии: "Зря Вы сюда вернулись. Лучше бы Вы остались за границей. Скоро начнутся аресты лам. Попадете к ним в руки - живым они Вас не оставят". Агван Доржиев в ответ спросил: "А ты почему не уезжаешь за границу?". На что Итигэлов ответил: "Меня они не успеют взять"

11 сентября 2002 года в Иволгинском дацане состоялось вскрытие саркофага с прахом Даши-Доржо Итигэлова
(1852-1927 гг.).

Тело было изъято из бумхана - места захоронения ламы в местности Хухэ-Зурхэн в присутствии руководства и священнослужителей Буддийской традиционной Сангхи России. Всеобщее удивление вызвало то, что спустя 75 лет с момента захоронения тело Великого ламы сохранилось в прекрасном состоянии - в той самой позе лотоса, которую принял Итигэлов, когда, медитируя, уходил из жизни.

Даже среди очень продвинутых буддийских практиков достижение нетленнего тела - редчайший случай, считают представители Буддийской традиционной Сангхи России. Только великие Учителя, уходя из жизни, могут войти в состояние медитации-самадхи и очистить свое тело так, что после смерти оно сохраняется.

Это происходит потому, что процесс смерти - угасание жизненных функций тела - находится под сознательным контролем. Но не всякое тело может сохраниться нетленным, утверждает старейший бурятский Гэлэк-Балбар лама. Можно только предположить, что Хамбо лама Даши-Доржо Итигэлов был практиком величайшего уровня, который достиг прямого постижения Пустоты - Великой реальности всех явлений.

"С раннего детства я слышал от стариков и родственников о Хамбо ламе Итигэлове, - рассказывает унзад-лама, ведущий молитвенных чтений, Бимба Доржиев, который служит в Иволгинском дацане с 1988 года (родом он из Хурамши - села, располагающегося недалеко от бывшего Янгажинского дацана, где служил Итигэлов, - Авт.). - Запомнилась история о том, как прихожане Цонгольского дацана обратились к Хамбо ламе Итигэлову с просьбой определить новое место для постройки дацана, так как прежнее заливало водой во время наводнений.

Итигэлов указал место, сказав, что там зарыты колокольчик и ваджра первого Хамбо ламы Дамбы Доржи Заяева. И там действительно обнаружили эти предметы и впоследствии построили новый дуган Хилгантуйского (Цонгольского) дацана. Верующие приняли Итигэлова за перерожденца Хамбо ламы Заяева". удостоверились в сохранности его тела согласно завещанию. В самом деле, в 1955 году группа лам во главе с Хамбо ламой Лубсан-Нимой Дармаевым вскрыла саркофаг с телом, привела его в порядок и вернула в бумхан.

Скорее всего, это было сделано втайне от властей, и, конечно же, в те годы не могло быть и речи о возвращении тела в дацан. "В уме я все время держал мысль, что нынешнему поколению буддийских священнослужителей необходимо вновь найти саркофаг Хамбо ламы и проверить состояние его тела, - продолжает лама Бимба Доржиев. - Даже во сне я видел, как мы открываем саркофаг, и еще больше утвердился в вере, что если сделать нетленное тело Хамбо ламы Итигэлова объектом почитания верующих, то это станет самым большим благом".

Доржиев нашел человека, который знал о месте захоронения Учителя, - дедушку Амгалана Дабаева, 1914 года рождения. Он видел Итигэлова при жизни, а его тесть участвовал в 1955 году во вскрытии саркофага. Бимба лама и группа верующих обратились к Пандито Хамбо ламе Дамбе Аюшееву с просьбой организовать раскопки. И 10 сентября с группой лам и родственниками Хамбо лама Аюшеев выехал на место захоронения. С помощью дедушки Амгалана было определено точное место захоронения. "Наш рациональный ум говорит, что сохранение в более или менее хорошем состоянии умершего тела невозможно.

Все-таки прошло 75 лет после ухода Хамбо ламы, - говорит Дамба Аюшеев. - Я попросил всех в самый ответственный момент отойти от саркофага. К нему подошел медицинский эксперт Э. Мандарханов и, когда спустя некоторое время он подтвердил, что тело находится в сохранности, я испытал огромное облегчение и радость. Но одновременно почувствовал груз ответственности за дальнейшую
судьбу этого драгоценного для нас тела".

Вечером 10 сентября при большом скоплении верующих саркофаг был встречен в дацане с почестями высшего буддийского иерарха. Под чтение молитв и звуки ритуальных инструментов его поместили в Диважин-дугане, где находится макет рая - чистой земли Будды Амитабхи, а также мандалы высших божеств. Волнение, сомнения, чувство сопричастности к историческому событию - эти эмоции испытывал каждый из присутствовавших при вскрытии саркофага. Эксперты И.А. Вологдин и Д.А. Горин сличают прижизненную фотографию Хамбо ламы Д.-Д. Итигэлова с эксгумированным телом, одетым в желтый тэрлиг, и с уверенностью говорят: "Это он".

С рассвета до ночи в Диважин-дугане ламы и хувараки ежедневно читают специальную молитву - "Дэмбрэл додбо" - "Хвала взаимозависимому происхождению" - коренной текст по пустотности всех явлений. Центральным духовным управлением Сангхи России решено соорудить специальный саркофаг из стеклопакета, создать все условия для дальнейшей сохранности драгоценной реликвии.Ответственным за "Собрание драгоценного тела Учителя" назначен один из главных инициаторов вскрытия места захоронения Хамбо ламы Д.-Д. Итигэлова унзад лама Иволгинского дацана Бимба Доржиев.

Поклонение телу йогина может принести великое благо всем верующим, считает уважаемый Гэлэк-Балбар лама. Со времен учеников Цзонхавы, основателя школы Гелукпа (ХV век), были попытки сохранения тела Учителя, но далеко не все оказались удачными. Но буддистам Бурятии несказанно повезло, они могут воочию лицезреть чудо. Великий Учитель смог через 75 лет явить свое нетленное тело взору своих последователей, чтобы напомнить о нашей бренности, о непостоянстве и смерти, о великой силе Учения Будды.

МОСКВА, 01 декабря 2003 года - Сенсационные результаты исследований нетленного тела буддийского ламы были обнародованы в среду в Москве.

"Образцы, взятые через 75 лет после погребения, показали, что органика кожи, волос и ногтей этого умершего человека ничем не отличается от органики живого", - рассказала доктор исторических наук, профессор РГГУ Галина Ершова.

Речь идет о теле известного религиозного деятеля по имени Даша-Доржо Итигелов, который был главой российских буддистов с 1911 по 1927 год. Перед кончиной он завещал достать свое тело из-под земли примерно через 30 лет. С тех пор эксгумация проводилась дважды: в 1955 и 1973 годах, и оба раза оказывалось, что тело хамбо-ламы не подверглось тлению. То же самое обнаружилось и на третий раз, в 2002 году, после чего тело Итигелова решили изучить медики. "Его суставы сгибаются, мягкие ткани продавливаются как у живого человека, а после вскрытия короба, в котором 75 лет покоился лама, оттуда стало исходить благоухание", - сказала Ершова.

По ее словам, "это полностью противоречит представлениям о том, что должно быть с человеком после 75 лет погребения". Ершова также отметила, что ни одного подобного факта до сих пор не было не только в истории буддизма, но и в истории человечества вообще. Тело покойного ламы вот уже два года является объектом поклонения буддистов Бурятии. Оно находится в Иволгинском храме Улан-Удэ - главном буддийском храме России.

Был также показан фрагмент интервью нынешнего главы буддийской традиционной сангхи (общины) россии Дамбы Аюшеева, который отметил, что верующим буддистам этот феномен "дал еще больше веры, у сомневающихся снял сомнения, а атеистов заставил задуматься". Об этом сообщает "Интерфакс".

ВЕРНУЛСЯ, КАК И ОБЕШАЛ
(«Комсомольская правда»)

О чудесах вокруг бурятского святого впервые рассказывает его внучатая племянница Янжима Васильева

Уже два с половиной года прошло с тех пор, как на кладбище под Улан-Удэ откопали тело бывшего главы буддистов России Хамбо ламы Итигэлова, умершего 78 лет назад («КП» писала об этом 19 октября 2002 года, 2 и 4 декабря 2004 года). Тогда, в сентябре 2002 года, медэксперты, присутствовавшие при эксгумации, были потрясены. У Итигэлова были все признаки живого тела: мягкая кожа без каких-либо признаков гниения, сохранились на месте нос, уши, закрытые глаза (глазные яблоки на месте, не вытекли), пальцы рук и локтевые суставы подвижны. Тело благоухало. Неприятного запаха нет и по сей день. Лама не лежал, как мумия, а сидел в кедровом ящике в позе лотоса.

Умер Итигэлов необыкновенно, - рассказывает о своем уникальном предке Янжима Дабаевна. - После того как в 1917 году он сложил с себя полномочия главы буддистов России, он десять лет совершенствовал свой дух. И 15 июня 1927 года собрал своих учеников, сел в позу лотоса и попросил читать буддийскую молитву «Благопожелание уходящему», которую обычно адресуют покойному. Ученики удивились: «Почему мы должны читать эту молитву вам - живому?» Тогда он прочел ее сам и перестал дышать.

Это поразило даже монахов, посвященных в тайны медитации.«Перед уходом Итигэлов сказал: Придите ко мне через 30 лет. Посмотрите мое тело. А через 75 лет я к вам вернусь».Монахи откопали ламу в 1957 году. И, увидев, что тело не разложилось, захоронили вновь. Если бы оно разложилось, то по буддийским законам тело бы обязательно сожгли.

В сентябре 2002 года лама и в самом деле вернулся. Сейчас он восседает под стеклянным колпаком в Иволгинском дацане (монастыре). И до сих пор не подвергся гниению - при обычной комнатной температуре.

Янжима Дабаевна не только родственница великого святого, но и директор созданного в 2002 году Института Пандито Хамбо ламы Итигэлова, цель которого - сохранить наследие «воскресшего бога». И как руководитель она посчитала правильным научно зафиксировать феномен, но не вскрывая тело. Собрали волосы, которые упали с головы ламы, отшелушившуюся кожу и состригли четыре миллиграмма ногтя с ноги. Эти образцы позволили исследовать заведующему отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ Виктору Звягину и профессору Российского гуманитарного государственного университета Галине Ершовой. Полученные результаты ошеломили самих экспертов: спектральный анализ не выявил в органических тканях тела ничего такого, что отличало бы их от тканей живого человека!

Он такой же, как мы с вами, только глаза у него закрыты, - убеждает меня внучатая племянница Итигэлова.

Профессор Ершова, например, прикоснувшись к его рукам, почувствовала их теплоту. А монах, сопровождавший Ершову, при ней снял шапку с головы Итигэлова, вытер с его лба пот (!) и обтер о руку Ершовой со словами: «Вспотел Учитель...» Женщина была потрясена. Есть даже свидетели, которые уверяют, что лама открывал глаза.

Похоже, что и внутренние органы целы, отмечают эксперты. Вот только кровь из жидкой стала желеобразной. Но она есть, чего не должно быть у человека, умершего 78 лет назад. А очень известный мануальный терапевт Алексей Ажеев, который наблюдает тело с 2002 года, даже нащупал своим особым способом пульсацию мозга. По его мнению, у живых мозговые полушария выдают 3 - 4 «всплеска» в минуту, а у неподвижного Итигэлова - 1 в минуту.

Уникальное явление, которое не имеет аналогов в мире, конечно, не дает ученым покоя, - сокрушается Янжима Дабаевна. - И они после того, как уже установили, что клетки у него живые, решили исследовать тело еще глубже: просветить рентгеном и сделать томографию. Итигэлов же, уходя, в своем завещании распоряжения об исследовании своего тела не отдавал. А мы, буддисты, подчиняемся слову Учителя. Поэтому 3 января 2005 года официально все эксперименты по «делу Итигэлова» закрыты.
- Но почему вы не разрешаете провести исследования, которые, возможно, только бы подтвердили чудо?

Итигэлов - не экспонат для опытов. И нам ничего доказывать не надо: мы знаем, что он жив.

Памятник Владимиру Ильичу Ленину, основателю Советского государства, открыт 5 ноября 1971 году на Площади Советов. Авторами проекта являются скульпторы Г.В.Нерода и Ю.Г.Нерода. Архитектурную часть разрабатывали и осуществляли в натуре архитекторы А.Н.Душкин и П.Г.Зильберман. Проект экспонировался в Париже и Монреале. На выставке в Москве, посвященной претворению образа В.И.Ленина в живописных, графических и скульптурных работах, авторам присуждена Государственная премия. Памятник расположен в восточной части площади Советов перед Домом Правительства Республики Бурятия. Скульптурное изображение головы В.И.Ленина, отлитое из бронзы, установлено на полированном гранитном постаменте. Скульптура опирается на постамент в передней части как бы в одной точке, так как ограничена снизу косым срезом. Высота скульптуры - 7, 7 метра, вес - 42 тонны, высота постамента - 6,3 м. Скульптура отлита на Мытищинском камнерезном заводе.

Одигитриевский собор — православный храм, кафедральный собор Улан-Удэнской и Бурятской епархии Русской православной церкви, первое каменное здание в городе Улан-Удэ. Памятник архитектуры сибирского барокко. Уникальность собора состоит ещё и в том, что он построен в зоне высокой сейсмической активности. Расположен в центре города, на берегу реки Уды при впадении ее в Селенгу.