Зинченко в п действие. Владимир Петрович Зинченко: биография. Выступление В. П. Зинченко на III Всероссийской научной конференции «Психология индивидуальности»

Методология и история психологии (2009. № 1. С. 87-112)

Публикации в сборниках и трудах 1

Другие публикации автора

  1. Зинченко В.П. Человек и техника (1965)
  2. Зинченко В.П. Восприятие и действие (1967) – издана также на японском языке
  3. Зинченко В.П. Формирование зрительного образа (1969) – издана также на английском, венгерском и чешском языках
  4. Зинченко В.П. Психология восприятия (1973) – издана также на испанском и чешском языках
  5. Зинченко В.П. Методологические проблемы эргономики (1974)
  6. Зинченко В.П. Эргономические основы организации труда (1974) – издана также на английском и испанском языках
  7. Зинченко В.П. Микроструктурный анализ исполнительной деятельности (1975)
  8. Зинченко В.П. Психометрика утомления (1977) - издана на английском языке
  9. Зинченко В.П. Основы эргономики (1979)
  10. Зинченко В.П. Функциональная структура зрительной памяти (1980)
  11. Зинченко В.П. Методологические вопросы психологии (1963)
  12. Зинченко В.П. Формирование действия (1984)
  13. Зинченко В.П. Возможна ли поэтическая антропология? (1994)
  14. Зинченко В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии . - М.: Тривола, 1994. - 304 с.
  15. Зинченко В.П. За пределами зоны ближайшего развития. - на английском языке (1994)
  16. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании (1995)
  17. Зинченко В.П. От классической к органической психологии (1996), - издана также на английском языке
  18. Зинченко В.П. Посох О. Мандельштама и трубка М. Мамардашвили К началам органической психологии (1996)
  19. Зинченко В.П. Образ и деятельность (1997)
  20. Зинченко В.П. Живое знание (1998)
  21. Зинченко В.П. Психология доверия (1999, 2001)
  22. Зинченко В.П. Мысль и Слово Г. Шпета (2000)
  23. Зинченко В.П. Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. (2001)
  24. Зинченко В.П. Мышление и язык (2001)
  25. Зинченко В.П. Психологическая педагогика (2001)

Биография

В. П. Зинченко окончил в 1953 г. отделение психологии философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; в 1956 г. – аспирантуру Института Психологии АПН РСФСР.

В 1957 г. В.П. Зинченко под руководством А. В. Запорожца защитил кандидатскую диссертацию на тему "Некоторые особенности движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков". Официальными оппонентами были А. Р. Лурия и П. Я. Гальперин. В 1966 - защитил докторскую диссертацию на тему "Восприятие и действие". Официальными оппонентами были Б. Г. Ананьев, А. А. Смирнов и Б. Ф. Ломов.

В 1969 г. В. П. Зинченко присвоено звание профессора МГУ.

В 1974 г. В. П. Зинченко избран членом-корреспондентом АПН СССР, в 1988 - почетным членом Американской академии искусств и наук, в 1992 г. – академиком РАО по Отделению психологии и возрастной физиологии. В 2001 г. – В. П. Зинченко перешел в Отделение образования и культуры РАО.

Вехи трудовой деятельности

В 1951–1956 гг. учитель психологии и педагогики 593 и 598 средних школ г. Москвы.

1954–1961 - аспирант, м.н.с., ст. н.с. Института психологии АПН СССР.

В 1961 г. создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической аппаратуры и возглавлял ее до 1969 г.

В 1960 г. начал преподавание в МГУ, в 1970г. создал кафедру психологии труда и инженерной психологии на факультете психологии МГУ и возглавлял ее до 1982 г. 31 августа 1982 г. был уволен по телефону назначенным ЦК КПСС деканом психологического факультета МГУ Бодалевым. В 1969–1984 годы был заведующим Отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики.

В 1984 году создал кафедру эргономики Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технического университета). Руководит ею до настоящего времени.

В 1988–1991 годы был заместителем директора Института философии РАН и директором-организатором Института человека РАН.

С 1991 по 1998 год - член президиума Российской академии образования, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии.

В 1998 году создал кафедру психологии Государственного университета природы общества и человека "Дубна" и руководит ею до настоящего времени.

Под руководством В. П. Зинченко защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Педагогическая и лекционная работа

В 2001 году исполняется 50 лет педагогической работы В.П.Зинченко. За эти годы он преподавал психологию и логику в средней школе; более 20 лет работал в Московском университете, читал курсы и спецкурсы по Общей психологии, по Инженерной психологии, по Методологическим проблемам психологии; около 20 лет преподает в МИРЭА, ведет курсы Эргономика, Психология и Педагогика.

В Еврейском университете (Москва), в Самарском государственном педагогическом университете, в Московском Психолого-педагогическом институте, в Западносибирском гуманитарном институте, в Государственном университете "Дубна", в Университете Натальи Нестеровой, в Московском институте молодежи в др. вузах В.П.Зинченко читает курсы Введение в психологию, Общая психология, Психология доверия, Методология психологии, Психологическая педагогика, Культурное и духовное развитие человека и др. К новому учебному году он готовит курс Психология искусства.

На протяжении ряда последних лет В.П.Зинченко систематически читал лекции по психологической педагогике учителям Москвы. Самары, Усть-Илимска, Якутска, Сочи, Красноярска, Биробиджана, Риги и др. городов.

Выступал с лекциями и докладами в Калифорнийском университете (г. Ирвайн), Калифорнийском университете (г. Сан-Диего), Университете Кларка (г. Вустер), Вашингтонском университете (г. Сент-Луис), Университете им. В. Гумбольдта (г. Берлин), а также в университетах Болгарии, Венгрии, Латвии, Чехии, Эстонии, Польши, Словакии, Испании, Японии, Кубы и др. В августе 2001 г. его в третий раз ждут, в Японии с докладом "Размышления о воспитании души".

Государственное и общественное признание научной деятельности

Действительный член Российской Академии образования, почетный член Американской академии искусств и наук. В П Зинченко многие годы был членом Президиума и вице-президентом Общества психологов СССР, членом Президиума и председателем Экспертного совета по психологии и педагогике ВАК РФ, заместителем председателя ряда Межведомственных научных советов" "Эргономика", "Сознание", "Человек", председателем Международного Научного совета "Эргономика" стран-членов СЭВ, председателем совета по Федеральным экспериментальным площадкам Министерства образования РФ, членом Совета Российского фонда фундаментальных исследований.

В настоящее время В. П. Зинченко - президент Международной ассоциации развивающего обучения.

Владимир Петрович - член редколлегии ряда журналов "Вопросы психологии", "Вопросы философии". "Человек", Ежегодника "Системные исследования", "Journal of Russian and East European Psychology" и др.

В.П. Зинченко - основатель и главный редактор международного научного журнала .

Научная деятельность

Обшая психология; инженерная психология и эргономика, человеко-машинные системы, взаимодействие человека с компьютером; теория и методология психологической науки; проблемы психического и духовного развития; психологическая педагогика и развивающее обучение; а также российские психологические и философские традиции.

Приоритетна, безусловно, психология - культурно-историческая, возрастная, общая, экспериментальная, когнитивная, инженерная.

Медиа-материалы

Ночной эфир А. Гордона с Зинченко В. П. "Душа"

Доклад профессора В. П. Зинченко "Сознание как предмет и дело психологии" на Международном симпозиуме "Развитие и применение теории деятельности: реструктурирование социальных практик" , Москва, 2009.

Выступление В. П. Зинченко на III Всероссийской научной конференции «Психология индивидуальности».

В. П. Зинченко в фильме "Покажем зеркало природе". Часть 2

В. П. Зинченко в фильме "Покажем зеркало природе". Часть 4

Доклад В. П. Зинченко "Опыт думанья о думанье"

Владимир Петрович Зинченко на юбилее Психологического института РАО 23 октября 2012 г.

В.П. Зинченко об отчестве Л.С. Выготского

Зинченко Владимир Петрович - выдающийся российский психолог, один из создателей инженерной психологии и эргономики в России.

Родился 10 августа 1931 в Харькове. Представитель семейной династии психологов (отец - Пётр Иванович Зинченко, сестра - Татьяна Петровна Зинченко, сын - Александр Владимирович Зинченко).

Окончил отделение психологии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (1953). Кандидат психологических наук (1957), тема диссертации «Некоторые особенности движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков» (научный руководитель проф. ). Доктор психологических наук (1966), тема диссертации: «Восприятие и действие». Профессор (1969). Академик Российской Академии Образования (1992). Академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО (1991-1998). Почетный член Американской академии искусств и наук (1989). Почётный доктор Тартуского университета (2011). Главный редактор международного научного журнала «Культурно-историческая психология»; член редколлегии научных журналов «Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Человек».

Создал факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и был её заведующим (1970-1982). Организовал и возглавлял лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической аппаратуры (1961-1969). Заведовал отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (1969-1984). Создал кафедру эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (1984 - 2001). Создал и возглавлял кафедру психологии в Государственном Университете природы, общества и человека «Дубна» (1998-2013). Ординарный профессор факультета психологии ГУ ВШЭ (2004-2014). Под руководством В.П. Зинченко защищено более 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Области научных интересов

Общая психология; теория и методология психологии; психическое и духовное развитие человека; психологическая педагогика и развивающее обучение; культурно-историческая психология; психология сознания; возрастная психология; экспериментальная психология; когнитивная психология; инженерная психология и эргономика.

Научная деятельность

В.П.Зинченко исследовал онтогенез восприятия и разработал совместно с А.В.Запорожцем концепцию перцептивных действий, на основании которой был проведен цикл экспериментальных исследований зрелых форм перцепции, формирования зрительного образа, роли моторных компонентов в восприятии, восприятия как перцептивной деятельности. Дальнейшие исследования движений и действий нашли отражение в разработанной им модели предметного действия. Исследования в области когнитивной и инженерной психологии включали работы по зрительной кратковременной памяти, визуальному и творческому мышлению. Его труды способствовали созданию гуманистически ориентированной психологии и эргономики. В последние годы В.П.Зинченко активно развивал идеи культурно-исторической психологии, сформулировал положение о сознании как функциональном органе индивида, разрабатывал проблемы психологии доверия и психологии понимания, духовного развития, развивающего образования, психологической педагогики, поэтической антропологии и органической психологии, сознания и творчества.

Педагогическая деятельность

В.П.Зинченко вел большую педагогическую работу, читал в ряде высших учебных заведений курсы лекций по общей психологии, инженерной психологии и эргономике, методологии психологии.

Публикации

  • Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969 (соавт. Н.Ю. Вергилес).
  • Психология восприятия. М.: МГУ, 1973 (соавт. Б.М. Величковский, А.Р. Лурия).
  • Психометрика утомления. М.: МГУ, 1977 (соавт. А. Б. Леонова, Ю. К. Стрелков).
  • Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии, 1977, № 7 (соавт. М.К. Мамардашвили).
  • Основы эргономики. М.: МГУ, 1979 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Функциональная структура зрительной памяти. М.: МГУ, 1980 (соавт. Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич).
  • Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982 (соавт. Н. Д. Гордеева).
  • Живое знание. Психологическая педагогика. Самара: СПГУ, 1998.
  • Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997.
  • Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. Учебник. М.: Логос, 2001 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Большой психологический словарь (ред.). СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2003, 2008 (соред. Б.Г. Мещеряков).
  • Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1995 (соавт. Е.Б. Моргунов).
  • Мысль и слово Густава Шпета (возвращение из изгнания). М.: РОУ, 2000.
  • Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур, 2010.
  • Мои учителя и заслуженные собеседники // Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию В.П. Зинченко. Раздел III. М.: РОССПЭН, 2011.

Окончил отделение психологии МГУ (1953). Кандидат психологических наук (1957). Доктор психологических наук (1967), профессор (1968), академик Российской Академии Образования (1992), вице-президент Общества психологов СССР (1968-1983), заместитель председателя Центра наук о человеке при президиуме АН СССР (с 1989), почетный член Американской академии искусств и наук (1989). Профессор Самарского государственного педагогического университета. Член редколлегии научного журнала «Вопросы психологии».

Педагогическая работа в МГУ (1960-1982). Организатор и первый заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (с 1970 г.). Заведующий отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (1969-1984). Заведующий кафедрой эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (с 1984 г.), профессор Самарского Государственного педагогического университета. Под его руководством защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Область научных исследований - теория, история и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика.

Научная деятельность

Экспериментально исследовал процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа и информационную подготовку решений. Представил вариант функциональной модели зрительной кратковременной памяти, модель механизмов визуального мышления, как компонента творческой деятельности. Разработал функциональную модель структуры предметного действия человека. Развил учение о сознании как функциональном органе индивида. Его труды внесли существенный вклад в дело гуманизации сферы труда, особенно в области информационных компьютерных технологий, а также в гуманизацию системы образования.

Основные научные труды

  • Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982 (соавт. Н. Д. Гордеева)
  • Психометрика утомления. М.: МГУ, 1977 (соавт. А. Б. Леонова, Ю. К. Стрелков),
  • Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997.
  • Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. (ред.) (2003). Большой психологический словарь (idem )
  • Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969 (в соавт.).
  • Психология восприятия. М.: МГУ, 1973 (в соавт.),
  • Проблема объективного метода в психологии// Вопросы философии, 1977. № 7 (соавт. М. К. Мамардашвили).
  • Живое знание. Психологическая педагогика. Самара. 1997.
  • Основы эргономики. М.: МГУ, 1979 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды. Учебник для вузов. М., 1998 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980 (в соавт.).

Работы по истории психологии

  • Зинченко В. П. Психология на качелях между душой и телом // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 3. - С. 151-169.
  • Зинченко, В. П. (1995).Становление психолога (К 90-летию содня рождения А. В. Запорожца), Вопросы психологии, 1995, № 5
  • Зинченко В. П. (2000). Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (К 125-летию со дня рождения Ухтомского) (idem ). Вопросы психологии, 2000, № 4, 79-97
  • Зинченко В. П. (1997). Участность в бытии (К 95-летию со дня рождения А. Р. Лурия). Вопросы психологии, 1997, № 5, 72-78.
  • Зинченко, В. П. (1993). Культурно-историческая психология: опыт амплификации. Вопросы психологии, 1993, № 4.
  • Зинченко, В. П. (2006). Александр Владимирович Запорожец: жизнь и творчество (от сенсорного действия к эмоциональному) // Культурно-историческая психология, 2006(1): скачать doc /zip
  • Зинченко В. П. Слово о С. Л. Рубинштейне (К 110-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна), Вопросы психологии, 1999, № 5
  • Зинченко В. П. (2002). «Да, очень противоречивая фигура…». Интервью с В. П. Зинченко 19 ноября 2002 года.
  • Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994 (соавт. Е. Б. Моргунов).
  • Зинченко В. П. (1993).

Тезисы.

(В дискуссии принимали участие: Зинченко, Грязнова, Копылов, Андрейченко, Зильберштейн, Клоков, Кияшко, Галкин, Тараканова).

Зинченко А.П.

Кто такой методолог? Начну с байки, которую когда-то слышал от Георгия Петровича Щедровицкого. Это было в каком-то аэропорту, в видеозале. Смотрели мы японский фильм, действие происходило в древние времена. Воюют между собой самураи, и вот в одном эпизоде какой-то самурай японским мячом снес голову другому самураю. Все это было снято очень натуралистично. Георгий Петрович толкнул меня локтем и сказал: «Саша, вот это и есть методолог» - про того японца, который отрубил голову мечом.

Самого Г.П. называли в свое время, в 60-е годы, «Главный методолог». Справка для молодежи - в те времена, в СССР, шли успешные запуски ракет в космос, и все знали, что в стране есть «Главный теоретик» космонавтики и «Главный конструктор» космических ракет. Теперь мы знаем, что это были Келдыш и Королев). И вот по аналогии Олег Генисаретский иронично называл Г.П. «Главный методолог».

Итак, 28 лет прошло с момента нашего знакомства. И сейчас я могу сказать, что все годы, пока я ездил за ним по городам и весям, я стремился «снять» его уникальный способ мысли и действия. Все остальное меня интересовало в меньшей мере.

А после того, как Учитель умер, я поставил задачу – технологизировать то, что он делал и превратить это дело в систему тренажеров, игр, и разного рода занятий. Я пробовал обсуждать эту задачу на методологических конгрессах и натолкнулся на возмущение.

Копылов .

Что именно технологизировать? То чем Г.П. занимался? А чем именно он занимался? Технологизация чего?

Зинченко.

Возможна технологизация с пособа работы и мысли. Но не персональных техник, это уходит с человеком навсегда, а вот то, что делалось им вместе с коллективом, которым он руководил, и всем методологическим движением…

Для того чтобы решать задачу технологизации способа мысли и действия, необходимо учебное заведение.

«Технологический» не означает перенос. Когда мы осваивали понятие «технология», то оно обычно обсуждалось на следующем примере. Есть сапожник, который вручную, нетехнологично, тачает сапоги. А в другом месте находится заводик, где линия станков выплевывает партии кроссовок…

Андрейченко. Что-то, что было у Г.П., потеряно навеки, но делается вот это. Вот здесь делается это. Работает машина, проходя через которую, люди могут получить те или иные способности.

Зинченко.

Методология - это «школа». И в школе есть место для «Учителя». Даже когда Учителя уже нет, школа есть, и у этой школы есть определенная история. Кстати, в методологической школе очень тщательно подходили к истории и отслеживали, что, скажем, в корпусе методологических представлений идет из Греции, что взято у Декарта, что взято у Кузанского, и что мы придумали сами. Это очень важный был вопрос.

Второе место – методологическая школа сформировала новую картину мира и у этой школы есть особое мировоззрение.

«Картина мира» имеет важнейшее значение. Если я методолог, то я вижу мир, как мир мыследеятельности, или мышления и деятельности. Для меня не существует природы, но есть материал деятельности. Я не скажу, что Бога нет, но я знаю, что есть Мышление, которое все, что нас окружает и нас, людей, в том числе, придумало когда-то, а потом деятельность воплотила эти проекты в материале. В том числе и Бога.

Методология сформировала мыследеятельностную картину мира и, кстати, все великие и многие из ныне живущих управленцев реально в ней живут и ею пользуются, но этого не рефлектируют. Нет надобности. Великое достижение методологии состоит в том, что современная картина мира была ею отрефлектирована.

Третье место это практика. Методология немыслима без практики. И там, где у меня на схеме обозначена практика, есть несколько ленточек. Практика «образования», практика «игры», практика «управленческого консультирования». Их не так много этих практик, я перечислил, наверное, основные на сегодняшний день. Поставим здесь троеточие.

Эти три места лежат сверху жирной лини. Что за место находится ниже? То, что выше жирной линии, я обозначаю как принципы самоорганизации. Я должен понимать, к какой я школе принадлежу, если я действую и мыслю как методолог. Я должен демонстрировать свою «картину мира» всем своим пониманием, прежде всего, а затем поведением и действием в тех практиках, которыми я занимаюсь. А вот здесь внизу, четвертое место лежит, это что, что называется «образ жизни». Методология, уважаемые коллеги, тем она и противна, что предполагает особый образ жизни.

Например, Г.П. называли «Бродячий философ», он сменил множество мест работы и был кандидат философских наук, а в СССР обязательно нужно было принадлежать к какому-нибудь профессиональному сообществу. Сейчас у нас с вами совсем другая ситуация. Некоторые из вас тоже пытаются писать кандидатские работы, чтобы стать философами, но я по секрету вам скажу: это все давно и безнадежно устарело.

Здесь нужно сформулировать следующее - методолог не может быть человеком организации, поскольку его принципы самоопределения не предполагают следования нормам поведения в организации…

Вот сейчас американцы активно обсуждают понятие «свободных агентов». Они утверждают, что сегодня в США 25% занятых – это свободные агенты. Это разносторонне подготовленные люди, которые включаются в какую-то деятельность, на основании договора, выполняют работу, а потом из нее выскакивают. Сидят по домам, у них у всех Интернет… Методолог в этих современных понятиях – это свободный агент.

Вопрос из зала. В чем перспектива вхождения, в какую либо школу? Есть разные школы, спортивные, математические и т.д. Какие перспективы дает методологическая школа?

Зинченко. Например, понимание своего места в культуре. Есть хороший японский фильм «Гений дзю-до». Старый фильм про древние времена. В Японии множество мастеров дзюдо и они постоянно устраивают стычки. И вот что интересно, как только бойцы начинают драться, то они сразу рефлексивно фиксируют, к какой школе принадлежит противник, по движения, ударам, по элементам техники и т.д. Известно, что где-то в Китае есть монастырь Шаолинь (его недавно Путин посетил), это место, откуда изначально почти все восточные единоборства произошли. А затем, на длинных отрезках истории каждый мастер вводил в технику что-то новое и создавал собственную школу. И вот для японских мастеров единоборств важно зафиксировать к какой они школе принадлежат. Главный герой этого фильма никак не мог победить некоего «плохого парня», который знал несколько оригинальных приемчиков. В конце концов, герою с огромным трудом удалось достать свиток, на котором были описаны все приемы той школы, к которой принадлежал его противник. И вот он изучил эти приемы, разработал контрприемы и в конце победил.

Андрейченко. Я вот до сих пор, в некоторых случаях, в которых мне нужно принять решение, задумываюсь, как отнесся бы Г.П. к тому или иному моему решению. В школе всегда есть учитель, он используется как некоторый образец, если хотите, в функции Бога. Поэтому в случае, когда ты не знаешь, как поступить, ты начинаешь обращаться к образцу, либо рассчитываешь на внутренний голос. Действуешь и оснащаешься различными инструментами и приемами. Это и есть школа.

Зинченко

Методологическая школа отличается от всех тем, что учитель отбрасывает от себя поколение учеников, и каждый раз проблематизирует предыдущие свои шаги в отношении школы и идет отдельно от школ, своим путем, методологическим. Да школы создаются, их, по крайней мере, несколько. Вот такая картина, кумулятивная является неадекватной.

Методологическая позиция – это и есть то, что нарисовано мною на схеме. Не «морковка», которая что-то там связывает, а я связываю, стоящий у доски. Поскольку мыследеятельностная картина мира, которая на схеме как место изображена, она гетерогенна. А это значит, что она включает в себя схемы на доске, живых персонажей, которые стоят у доски и коммуникацию, через которую это все доносится до аудитории. Или на доске, возле твоей морковки я мог бы написать «Зинченко», но это незаконная графика, нельзя рисовать на доске Зинченко, потому что вот он я здесь стою. И это, кстати, есть главное отличие МД картины мира от естественно-научной! Естественно-научная схватывает в схемах объекты и формулирует законы их жизни – в действительности мышления! А мыследеятельностная только частично принадлежит пространству мышления и рисуется на схеме, а другие ее части предполагают наличие живой практики (в данном случае – педагогической) и связей – коммуникации и понимания.

Дело в том, что мыследеятельностная картина мира так устроена, что ее нельзя использовать не по назначению. Поскольку, инструменты методолога и все рефлексивные перебросы от мышления к действию являются прозрачными. Методолог не может работать конфиденциально. Вот он стоит, выступает, рисует, действует. И у него работает принцип соответствия слова делу и мысли. Если этого нет, если кто-то начинает делать одно, говорить другое, а на доске фиксировать третье, то, поскольку все это видят - это есть обычное вранье или политика, но не методология.

Я бы сказал, что методологическая работа в силу принципов МД прозрачна и не допускает поэтому «плохих парней». Они сразу становятся понятными и разоблаченными.

Игра выращивает такие техники, чтобы понимать происходящее и действовать как минимум в трех слоях.


Вот я что-то делаю, передо мной поставлена задача, например, разработать проект для фирмы (нижний слой). Мне нужно сделать этот проект, но не получается. Оказывается, что методолог отличается от бизнесмена тем, что он может перейти во второй, вышележащий слой, они все у него вместе, рядом. И здесь заняться работой другого типа – найти в культуре такие инструменты, которых ему не хватает в работах нижнего слоя, которые происходят в его практической деятельности, чтобы получить результат.

Если не получается и в этом слое и он не может найти подходящее средство или инструмент, с помощью которого можно решить задачу, то можно сделать выход в третий слой, где могут быть организованы собственно методологические разработки инструментов и понятий, которых не хватает во втором слое. В этом многообразии возможностей и состоит сила методолога.

Поскольку деятельность методолога так «трехэтажно» устроена, что бы он ни делал, у него всегда есть уверенность в успехе. И кроме всего прочего, он всегда знает, в отличие от других людей, что все зависит только от него. Это кстати очень важный момент, потому что большинство людей, получивших естественно-научную подготовку (а это те, кто требует объективированных знаний), склоны винить в своих неудачах других людей и объективные обстоятельства. Методолог так никогда не скажет, не имеет права. И если ему что-то мешает, то он начинает обсуждать, как ему эту помеху преодолеть. А если не находит ответа, то начинает обсуждать, как в принципе это можно было бы преодолеть, например по Платону.

Что несет с собой ОД игра, как определенная технология. Я утверждаю, что ОД игра есть единственное место, где возможно создание и функционирование, в определенный, короткий отрезок времени, полной мыследеятельности. Что это значит? Это значит создание действий, которые организуются мыслью, в ходе проблематизирующей коммуникации. Больше это нигде невозможно, кроме как в игре. Этого не может случиться без специальной организационной работы, ОД игру очень долго нужно готовить. Это похоже на атомную бомбу, сначала готовим специальный пусковой механизм, а потом происходит взрыв (кумулятивный эффект).

Теперь я могу дать ответ на вопрос: почему в методологии произошел переход от философии к исследованиям мыследеятельности, а затем к ОД играм. В ходе многолетних исследований мышления были накоплены богатейшие результаты. И возник вопрос, а зачем это все нам нужно? Этот вопрос, очень крутой методолог, один из моих учителей, Саша Раппопорт задавал постоянно Георгию Петровичу. И я думаю, что конструкция ОД игры и есть ответ на этот вопрос. Для того чтобы создавать эти концентрированные сгустки мыследеятельности, нужно проблему ставить, проектировать, программировать, то есть активно пользоваться мышлением. Но многое зависит от того, какой коллектив соберется и какая ставится задача.

ОД игра есть попытка создать кумулятивный эффект на базе результатов исследований мышления, деятельности, коммуникации. Она стала практикой методологии, а потом появилось много разных неожиданных продолжений, например учебный план Тольяттинской академии управления. Он когда-то назывался учебный план с проектированием, поскольку противопоставлялся учебному плану традиционного вуза, который транслирует уже известное и апробированное знание.

Традиционный учебный план это своеобразная конвейерная лента, по ней двигаются студенты и сверху «преподы» надевают им на голову «ведра», а в этих ведрах находится проверенное, утвержденное Министерством образования, единственно правильное знание. Хотя везде есть преподаватели - «диссиденты», пытающиеся работать по другому, но они, как бы много их не было – исключение из утвержденных правил.

Методология разрабатывает другую схему подготовки людей и говорит: «Ребята, для того чтобы научиться жить в этом мире, и быть эффективным, не нужно осваивать предметные знания, а нужно учиться проектировать свою деятельность». Наверное, в ходе проектных работ придется использовать и предметные знания. И нужно уметь привлекать их в нужном месте и в нужных объемах. Грубо говоря - чтобы не быть совсем «охламоном» нужно книжки читать. И мы этого тоже требуем, но в свое время и на своем месте.

Зинченко. Когда я, как методолог, начинаю некое рассуждение, я должен следовать принципам методологической работы, а они гласят: «Если я начинаю что-то делать, то я должен это делать из будущего». Я в мысли должен вынести себя в будущее и решить, что я хочу получить, а после этого вернуться в настоящее и так выстроить цепочку рассуждений, чтобы прийти к исходной цели.

Я вижу миссию методолога в том, что он должен демонстрировать соответствующий образ жизни, воспроизводить среду своей школы, опираться на мыследеятельностную картину мира и практиковать управленческую деятельность. Не обязательно в функции начальника или политика, но присутствуя в системе управления как мыслительная функция.

Зинченко. Управленец должен делать, в отличие от методолога, одну простую вещь – изменять направление процессов. Если вы управляете автомобилем, то вы изменяете направление движения автомобиля, а если вы сидите в министерстве, то движение финансовых потоков. Методолог нужен управленцу для того, чтобы тот увидел соответствующий процесс, мог прогнозировать и т.д. На управленце лежит ответственность за процесс и за то, чтобы происходили изменения, а методолог обеспечивает управленца, оснащает его видением.

Андрейченко. Есть Колумб, который идет открывать Америку, а есть картографы, которые рисуют ему карту.

Зинченко. Методолог не должен на себя принимать функцию ЛПР.

Вопрос из зала. Разве не сам управленец рисует себе будущее? Используя те инструменты, которые он имеет.

Зинченко. На управленце лежит большая ответственность. Управленец всегда работает с тем, что у него есть: организация, страна и т.д. Он должен сделать шаг в будущее. Его ответственность состоит в том, что когда он начнет двигаться в будущее, могут произойти нежелательные изменения и в этом плане ему гораздо сложнее, чем методологу.


Методолог более свободен. А мышление, оно безответственно. Мышление может быть чистым, Вы можете мыслить все, что хотите… Как говорят американцы to think about unthinkable .

Тезисы выделены Цой Л.Н.