Внеурочная деятельность в рамках реализации фгос ноо и ооо образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной направлена. Внеурочная деятельность методический конструктор Основные направления внеурочной деятельности фгос

09.10.2023 Языки

Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО и ООО Образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной Направлена на достижение воспитательных результатов (личностных и метапредметных) через участие обучающихся в различных видах деятельности






















Требования к программам Название программы Направление,форма Пояснительная записка(цели, задачи, виды деятельности) Учебно-тематический план Содержание курса Преемственность на протяжении всех лет обучения на каждой ступени Не более 50% аудиторных занятий


Духовно-нравственное Кружок «Мы живём в России» Спортивно-оздоровительное Секция ОФП «Путь к здоровью» Общекультурное Общеинтеллектуальное Кружок «Я – исследователь» Кружок «Юный граматей» Кружок «Я люблю английский» Интеллектуальный клуб «Умники и умницы» Направления и формы внеурочной деятельности МБОУ Школа 10 «Успех» Творческая лаборатория «Волшебная бумага» Социальное Кружок «Экология души»


Духовно-нравственное направление Кружок «Мы живём в России» 2 часа в неделю Виды деятельности Подготовка и проведение праздников посещение театров Участие в конкурсах, презентациях, выполнение проектов Знакомство с историческими и культурными центрами города (экскурсии) Уровень результатов: приобретение социальных знаний


Спортивно-оздоровительное Секция ОФП «Путь к здоровью» 1 час в неделю Виды деятельности Спортивные соревнования, подвижные игры Совместные спортивные праздники с родителями Туристические походы и спортивные эстафеты Уровень результатов: приобретение социальных знаний(1класс), приобретение социального опыта(2,3 классы)




Общекультурное направление Детский театр «Петрушка» 1 час в неделю Виды деятельности Ролевые и психологические игры, тренинги, Театрализованные представления Этюдные работы, сценическая речь, творческие работы Уровень результатов: приобретение социальных знаний


Общеинтеллектуальное направление «Я – исследователь» 2 часа в неделю Виды деятельности Эксперименты, наблюдения Групповая работа, деловая игра, игра- импровизация Конкурсы, конференции, круглые столы, презентации Уровень результатов: приобретение социальных знаний, социального опыта








Должностная инструкция воспитателя ГПД Сопровождает внеурочную деятельность детей, проводимую в режиме ГПД педагогом внеурочной деятельности: Присутствует на занятиях; Координирует деятельность обучающихся во время проведения внеурочных занятий; Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся. Обеспечение режим соблюдения норм и правил техники безопасности во время проведения занятий.


Проблемы организации внеурочной деятельности: 1. «Перегрузка» обучающихся часами внеурочной занятости: 2. Занятие с целым классом (зависимость оплаты часов ВД от количества детей в группе; стоимость часа ВД) 3.Невостребованность часов педагогами- предметниками 4.Недостаток специально оборудованных помещений 5. Нерентабельность привлечения педагогов ДОУ

Стандарт нового поколения отводит ВД важную роль: «Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность».

По ФГОС надо детей развивать, а не обучать. Необходимо научить учиться, самостоятельно выбирать нужную информацию, подготовить к рабочим местам, которых ещё нет, использовать ресурсы, которые пока не существуют, решать проблемы, которые ещё не поставлены.

ВД можно назвать любую организуемую учителями деятельность школьников вне урока.

Виды внеурочной деятельности :

1. Познавательная

2. Трудовая

3. Игровая

4. Досугово-развлекательная

5. Художественное творчество

6. Туристско-краеведческая

7. Спортивно-оздоровительная

Например, кружки, конференции, олимпиады, практики, исследования…

ВД введена в целях обеспечения индивидуальных потребностей учащихся. Одним детям необходимо помочь с научными исследованиями, а другим – развить и или реализовать творческий потенциал, третьим необходима коллективная деятельность.

Сколько часов надо уделять ВД?

В каждом Субъекте Федерации свои нормативы. Если они чётко не определены, каждая школа решает сама. Также надо помнить, что занятия по ВД не являются обязательными.

Но к программам по ВД есть требования :

1. Наличие пояснительной записки

2. Общая характеристика

3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса ВД

5. Тематическое планирование с определением основных видов ВД

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса

Виды образовательных результатов

1. Личностные (чтобы ребёнок смог реализовать себя в жизни)

2. Метапредметнвые (позволяет полученную информацию соединить во едино и принять верное решение)

3. Учебные (человек воспринимает информацию через другого до 15 лет)

Личностные результаты ВД имеют три уровня:

1. Усвоение школьником социально-значимых знаний, т.е. норм и традиций

2. Развитие социально-значимых отношений учащегося –позитивных отношений к тем нормам и явлениям окружающего мира, которые считаются в этом обществе ценностями

3. Приобретение школьником опыта осуществления социально-значимых действий, ориентированных на сохранение и развитие того, что в обществе признаётся ценностями.

Метапредметные результаты:

1. Умение учащихся организовывать совместную деятельность с учителем, сверстниками, старшими и младшими товарищами

2. Умение работать индивидуально и в группах

3. Умение недопускать конфликтов и выходить из них, если они произошли

4. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения

5. Умение осуществлять самоконтроль и самооценку.

В чем заключается эффективность ВД?

1. Позитивное отношение учащихся к изучаемому материалу

2. Готовность сосредоточиться на решаемой задаче

3. Результативность и продуктивность

4. Рост числа нестандартных решений

5. Более доброжелательная обстановка в классе (кооперация, а не конкуренция)

Список используемой литературы

1. ФГОС основного общего образования/Министерство образования и науки РФ. – М., 2013

2. ФГОС среднего (полного) общего образования/Министерство образования и науки РФ. – М., 2013

3. Внеурочная деятельность/ П.В.Степанов, Д.В.Григорьев. –М.:Просвещение, 2014

Приступая к разговору о направлениях внеурочной деятельности по ФГОС, вначале расшифруем эту аббревиатуру.

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт – документ, в котором отображаются основные требования, предъявляемые государством к обучающим программам образовательных учреждений всех типов – от дошкольных до профессиональных. Он является обязательным к применению учебными заведениями на всей территории Российской Федерации. Благодаря ФГОС обеспечивается преемственность образовательного цикла на всем его протяжении.

Типы ФГОС

Существуют различные типы ФГОС, в зависимости от того, для образовательных учреждений какого уровня они предназначены. Государственный стандарт общешкольного образования в РФ уделяет особое внимание не только изучению основных школьных предметов в форме уроков , но и внеурочной деятельности.

Направления внеурочной деятельности по ФГОС различны: игровые, познавательные, досуговые, творческие, трудовые, спортивные. Они способны удовлетворить интересы любого школьника, его потребности в самореализации.

Внеурочная деятельность имеет важное значение для нормального физического и интеллектуально-нравственного развития детей и подростков, а также для их социальной адаптации и привития им трудовых навыков , необходимых во взрослой жизни и облегчающих профессиональную ориентацию в будущем.

Основные виды организации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в школе осуществляется несколькими способами. Многие дети, помимо общеобразовательной, посещают так называемые специальные школы: музыкальные, художественные, спортивные и т.д. Но такого рода занятия возможно организовать и в рамках стандартной школьной программы. Основной вид организации внеурочной деятельности в школе – секции и кружки . Занимаясь в них, учащиеся развиваются физически и интеллектуально, расширяют свой кругозор, углубляют знания по основным школьным предметам, порой выходя достаточно далеко за рамки стандартной учебной программы, получают навыки практической и , что может пригодиться им при обучении в профессиональных учебных заведениях.

Исходя из формы осуществления, виды внеурочной деятельности можно разделить на теоретические и практические.

Сколько основных направлений имеет внеурочная деятельность?

На самом деле внеурочная деятельность имеет множество направлении. Какие из них сделать основными, решает для себя каждая конкретная школа и каждый конкретный педагог, опираясь на главную цель: воспитание гармоничной и разносторонней личности.

Перечислим наиболее популярные направления и виды деятельности во внеурочной работе:

  • Оздоровительно-спортивное направление достигается путем организации при школе спортивных секций для занятий различными видами спорта.
  • Интеллектуально-культурное обеспечивается занятиями в кружках художественного плана (музыкальных, драматических, изобразительного искусства), а также организацией школьных экскурсий по музеям и театрам.
  • Занятия туризмом способствуют развитию интереса к родному краю, его природным и историческим достопримечательностям.
  • Профессионально-бытовые навыки дети могут получить в кружках по различным видам технического моделирования и рукоделия .
  • Работа в предметных кружках (математических, биологических, литературных) играет важную роль в процессе более раннего определения способностей и наклонностей, имеющих отношение к профориентации школьников.
  • Социальной адаптации могут способствовать так называемые ролевые игры , моделирующие различные ситуации бытового или общественного характера и облегчающие усвоение детьми правил поведения в них. В младших классах это могут быть игры типа «Мы пришли в магазин», «Дорога и дорожное движение », «На приеме у врача». Более старшие школьники с интересом имитируют работу взрослых учреждений, выступая в роли директора и других членов трудового коллектива, или организуют, скажем, избирательную кампанию по выборам президента школьного совета, попутно вникая во все тонкости и подробности избирательного процесса как такового.

В качестве организатора внеурочной деятельности в общеобразовательной школе, как правило, выступает в основном ее собственный педагогический коллектив, но иногда привлекаются и преподаватели из школ дополнительного образования. Активное участие в ней способствует ускорению и облегчению социальной адаптации ребенка не только в образовательном учреждении как таковом, но и в обществе в целом, т.к. школа, в сущности, является одной из основных его моделей.

В начальных классах внеурочная деятельность выступает преимущественно в игровой форме, и это естественно. Младшие школьники – дети в полном смысле этого слова, и в силу возраста еще не способны ни к сколько-нибудь значительным нагрузкам – как физического, так и умственно-эмоционального плана, ни к точному определению сферы своих интересов, ни к концентрации усилий в этой сфере. Но по мере взросления детей она постепенно приобретает четкие и серьезные очертания, и работа в ней все более приближается к формам деятельности взрослых. Старшеклассники уже организуют школьные научные общества, становятся участниками различных олимпиад – спортивных, технических, предметных, завоевывая призовые места в них и поднимая таким образом как свой собственный рейтинг, так и престиж своего учебного заведения.

Наблюдая за учащимися в условиях внеурочной деятельности, педагог старается выявить все их таланты и способности – а они, безусловно, есть у каждого ребенка, – и направить усилия каждого из школьников к той области, в которой эти данные максимально раскроются, принося глубокое моральное удовлетворение как ученику, так и учителю.

Внеурочная деятельность обучающихся – условие реализации ФГОС начальной и основной школы - видео

Внеурочная деятельность школьников

Методический конструктор


Раздел 1. Сущность внеурочной деятельности школьников

  • ВД – объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решать задачи их воспитания и социализации.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников

  • Игровая
  • Познавательная (не на уроке)
  • Проблемно-ценностное общение
  • Досугово-развлекательная
  • Художественное творчество
  • Социально преобразующая добровольческая деятельность
  • Трудовая
  • Спортивно-оздоровительная
  • Туристско-краеведческая

Результаты и эффекты ВД

  • Воспитательный результат ВД – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
  • Воспитательный эффект ВД влияние (последствие) того или иного приобретения на процесс развития личности ребенка.

  • Первый уровень результатов : приобретение школьниками социальных знаний , первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
  • Второй уровень результатов : получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Результаты внеурочной деятельности

  • Третий уровень результатов : получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
  • Достижение трех уровней результатов увеличивает вероятность появления эффектов ВД.
  • Первый достигается относительно простыми формами, второй – более сложными, третий – самыми сложными формами ВД.

Соответствие уровней результатов, форм и видов ВД

  • Форсирование результатов и форм ВД не обеспечивает эффективности! Примеры:
  • Социальное творчество – 1) социальная проба (участие ребенка в деле, акции, организованной взрослым) – 2) КТД – 3) социально-образовательный проект.

См. таблицу 1

методического конструктора


Раздел 2. Формы организации ВД

  • По всем направлениям ВД представлены формы работы и результаты для трех уровней, приведены примеры.

См. с. 16 - 114


  • Комплексные образовательные программы – достижение всех трех уровней результатов в различных видах внеурочной деятельности.
  • Тематические образовательные программы – получение результатов в определенном проблемном поле (патриотическое воспитание, воспитание счастьем, воспитание толерантности …).

Раздел 3. Как разработать программу ВД школьников

Типы образовательных программ ВД:

  • Программы по достижению результатов определенного уровня – первого, первого и второго, второго и третьего, часто связаны с возрастом детей.
  • Программы по конкретным видам ВД – игровой, познавательной и др.
  • Возрастные образовательные программы
  • Индивидуальные образовательные программы.

  • ПВД могут быть разработаны школой самостоятельно или на основе переработанных примерных программ.
  • Программы должны быть рассчитаны на определенный возраст: для младших школьников, подростков и др.
  • Содержание программ отбирается педагогически целесообразным и соответствующим потребностям и запросам учащихся и родителей.

Общие правила разработки программ ВД

  • ПВД содержит: введение (цель программы, принципы, структура, объем часов, возрастная группа учащихся), перечень основных разделов с указанием часов на их освоение (тематический план), описание разделов и содержания занятий (конспекты), характеристика основных результатов.
  • В ПВД описывается содержание ВД, суть и направленность планируемых дел и мероприятий.

Общие правила разработки программ ВД

  • В ПВД указывается количество часов аудиторных занятий – не более 50% от общего числа часов – и внеаудиторных (активных) занятий.
  • ПВД могут реализовываться как в отдельном классе, так и в творческих объединениях школьников одной возрастной группы (образец программы для класса и образец программы для старших подростков)

Раздел 4. Диагностика эффективности ВД школьников

  • Изучение изменений в личности школьника : опросник личностного роста через отношение к ценностям (к себе, к Отечеству и др.)
  • Изучение детского коллектива: методика «Какой у нас коллектив?» (А.Н. Лутошкин), социометрия
  • Изучение профессиональной позиции педагога: диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя

См. книгу Изучение эффективности воспитательного процесса /Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2003.


Раздел 5. Нормативное обеспечение ВД школьников

  • Примерная должностная инструкция замдиректора по ВД
  • Примерная должностная инструкция педагога-организатора
  • Примерная должностная инструкция классного руководителя
  • Примерная должностная инструкция педагога дополнительного образования
  • Примерная должностная инструкция воспитателя группы продленного дня

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ на период до 2010 года (проект)
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2010 г. № 30-51-433/16)

Раздел 6. Дайджест нормативных документов, регулирующих внеурочную сферу школы

  • О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13)
  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11. 02. 2000 г. № 101/28-16)

Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации.

Цель проекта: наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время, используя внеурочную деятельность как ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования

Задачи проекта: стимулировать ребенка к выбору круга интересов, развитию личностных способностей.

Основная часть

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса. На современном этапе внеурочная работа – прекрасное расширение инфраструктуры школы. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд важных задач. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе.

  1. Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся.
  2. Учесть индивидуальные особенности обучающихся.
  3. Формирование навыков коммуникативного общения.
  4. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, природа, мир, знания, культура, труд) – для формирования здорового образа жизни.
  5. Развитие творческих и интеллектуальных способностей.
  6. Обучение правилам и формам совместной работы.

Практическая реализация внеурочной деятельности основывается на следующих принципах:

  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учёт возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  1. Спортивно-оздоровительное.
  2. Общекультурное направление.
  3. Социальное направление.
  4. Общеинтеллектуальное направление.
  5. Духовно-нравственное направление.

Спортивно-оздоровительное направление реализуем в программах “Ритмика”, “Плавание”, “Динамическая пауза”.

Повышенная двигательная активность – биологическая потребность младшего школьника, от степени которой зависит его здоровье и общее развитие

Основное внимание этого направления уделяется укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, получению теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни.

Общекультурное направление представлено программами “Словесные забавы”, “Разговор о правильном питании”. Целью которых является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению педагоги осуществляют свою работу в форме игровых занятий, мини-спектаклей, конкурсов, выставок.

Общеинтеллектуальное направление реализуется программой “РТС”.

Ведущей идеей программ является поиск способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработка новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Формы организации работы кружков разнообразны. Это беседы, игры, наблюдения.

Социальное направление представлено программой “Психологическая азбука”, “ПДД”. Начались занятия с подготовительного этапа – адаптация первоклассников, продолжение работы ведётся по становлению личности. Работа проводится в форме игр, тестов, занимательных заданий, сообщений, просмотра видеофильмов.

Духовно-нравственное направление – внедрение данной программы будет реализоваться со 2 класса. Представлено программой “Азбука нравственности”

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.

Приобретение школьниками социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

Получение школьником опыта переживаемого и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания и др.)

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

Заключение

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1-й класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего “Я”. Ребёнок, делая выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.