Научное и техническое творчество. Основные направление программы студии технического творчества. В коммуникативной сфере

Каждый ребенок - потенциальный изобретатель. Стремление к исследованию окружающего мира заложено в нас генетически. Ломая очередную игрушку, малыш пытается понять, как она устроена, почему крутятся колесики и мигают лампочки. Правильно организованное техническое творчество детей позволяет удовлетворить это любопытство и включить подрастающее поколение в полезную практическую деятельность.

Определение

Творчество - особый вид деятельности, в ходе которого человек отступает от общепринятых шаблонов, экспериментирует и в итоге создает новый продукт в области науки, искусства, производства, техники и т. д. С социально-экономической точки зрения новым может быть только тот объект, которого ранее не существовало. С психологической точки зрения творчеством считается любой процесс, в котором человек открывает что-то неизвестное для себя. Субъективная значимость изобретения выходит на первый план, когда речь идет о детях.

Техническое творчество - это такая деятельность, результатом которой становится создание различных технических объектов (моделей, приборов, всевозможных механизмов). Оно имеет особое значение, когда речь заходит о развивающемся индустриальном обществе.

Классификация

Существует несколько видов профессионального научно-технического творчества. Перечислим их:

  1. Изобретательство, при котором открывается оригинальный способ решения проблемы.
  2. Рационализаторство, когда человек улучшает уже готовый механизм.
  3. Конструирование, или создание устройства в соответствии с выданным техническим заданием.
  4. Дизайн, предполагающий построение объекта с определенными функциональными, а также эстетическими характеристиками.

Особое место при этом отводится под которой понимается допрофессиональное творчество детей и юношества. В отличие от взрослых коллег, они решают простые задачи, заново открывают уже известные способы действий. Главной целью в этом случае становится не общественная польза изобретения, а развитие исследовательского мышления и инициативы у школьников и студентов.

Детское техническое творчество

Быть изобретателем непросто. Чтобы создать новое устройство, человек должен обладать творческим мышлением. Также необходимы нацеленность на конечный результат и готовность преодолеть возникающие технические трудности. На заре индустриализации бытовало мнение, что подобные качества присущи от рождения небольшому числу одаренных инженеров.

Сегодня педагоги уверены: техническому творчеству можно научить каждого человека. Но заниматься этим необходимо с самого раннего возраста, чтобы ребенок привыкал грамотно мыслить, рационально работать с информацией, применять на практике усвоенные на уроках знания. Крайне важно пробудить интерес к технике. Поэтому дети не изучают сложные физические явления, а создают понятные для них модели самолетов, автомобилей, кораблей, космических аппаратов, роботов и т. д.

Решаемые задачи

Техническое творчество - это процесс, в ходе которого:

  • происходит подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности;
  • развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление, пространственное воображение, критичность (умение оценивать конструктивные особенности устройств);
  • формируется интерес к изобретательству;
  • усваиваются знания из области физики, математики, информатики и т. д.;
  • воспитываются трудолюбие, ответственность, целеустремленность, терпение;
  • формируется умение работать с чертежами, научной литературой, а также навыки пользования измерительными приборами, инструментами, специальными приспособлениями;
  • растет самооценка ребенка, появляется гордость за свой труд.

Возникающие проблемы

Во времена СССР много внимания уделялось техническому творчеству молодежи. Первые секции авиамоделирования возникли еще в 20-е годы XX века. Постепенно круг деятельности расширялся. Школьники включались во внеучебную деятельность, конструировали ракеты и сельскохозяйственные машины, электроприборы и автоматику. Любительские кружки действовали повсеместно. Открывались клубы и станции юных техников, проходили выставки и конкурсы, на которых учащиеся получали награды. Многие конструкторы и новаторы посещали подобные занятия в детстве.

Однако с началом перестройки большинство учреждений технического направления перестало функционировать. Сказалось прежде всего отсутствие финансирования. Ведь техническое творчество требует специального оборудования, материальная база устаревает, выходит из строя. До сих пор многие кружки существуют только благодаря усилиям педагогов-энтузиастов. Недостаток современного оборудования ведет к снижению качества услуг. Между тем спрос на них остается устойчивым. Сегодня в регионах этот вопрос пытаются решить на местном уровне. Другой проблемой является то, что техническое творчество перестало быть доступным для учащихся из семей с низким достатком.

Формы организации

Рассмотрим, какими способами сегодня детей стараются приобщить к техническому творчеству. Их несколько:

  • Уроки технологии. Они проводятся уже в начальной школе и предусматривают знакомство с моделированием, техникой, изготовление простых изделий.
  • Кружки. Они могут функционировать на базе школы или учреждений дополнительного образования. Дети, посещающие кружок, глубоко изучают отдельные технические вопросы, занимаются исследовательской работой.
  • Олимпиады, выставки, конкурсы. Они позволяют школьникам продемонстрировать свои достижения, привлечь внимание к себе, обменяться полученным опытом с увлеченными сверстниками.
  • Центры детского технического творчества. Как правило, на их базе функционирует несколько секций по различным направлениям. Образовательные программы разработаны для детей разных возрастов. Регулярно проходят конференции, на которых учащиеся демонстрируют собственные проекты и приобретают опыт публичных выступлений.

Дидактические требования к кружкам и секциям

Развитие технического творчества детей будет протекать успешно, если соблюдаются следующие условия:

  • Выбранный кружок интересен ребенку, занятия проводятся с учетом его подготовки.
  • Учащиеся понимают, для чего они приобретают те или иные знания и навыки.
  • Выдерживается оптимальное соотношение между изучением теоретической информации и практическими занятиями.
  • Материальное обеспечение отвечает современным требованиям.
  • Используемые методы прежде всего направлены на развитие самостоятельности учащихся, способствуют их творческой самореализации.
  • Систематически дети участвуют в показах или выставках, демонстрируют свои достижения, видят результаты и собственный прогресс.

Этапы технического творчества

В центрах и кружках деятельность учащихся строится по определенному алгоритму. Он включает в себя 4 этапа:

  1. Постановка задачи. Детей необходимо включить в творческий процесс, создать мотивацию к дальнейшей работе. На этом этапе им демонстрируют готовые приборы, видеофильмы, опыты, рассказывают о значении изучаемого механизма, его практическом применении.
  2. Сбор информации. Нужно понять, какие знания уже имеются у учащихся, а с чем им еще предстоит познакомиться. Для этого используются беседы, анкеты, игровые формы (викторины, кроссворды и т. д.). Затем педагог озвучивает новую информацию. Иногда дети сами изучают литературу, а затем организуются дискуссии, конференции, обсуждение небольших докладов.
  3. Поиск решения. Плохо, если дети постоянно изготавливают приборы по образцам, занимаясь механическим копированием. Необходимо развивать конструкторские навыки учащихся, поощрять их инициативу, учить творчески применять полученные знания, видеть различные варианты решения проблемы.
  4. Реализация решения. Важно правильно подобрать объекты для конструирования, чтобы дети были в состоянии изготовить их самостоятельно с минимальной помощью взрослого.

Выбор методов обучения

Техническое творчество - это процесс, в ходе которого человек исследует задачу и самостоятельно находит ее решение. Логично, что при обучении этому педагог постоянно прибегает к проблемно-поисковым методам. Их суть состоит в том, что перед детьми ставится которой им неизвестен, и предоставляется полная свобода действий. Разрешено подсматривать что-то у других учеников, просить о помощи, ошибаться и переделывать работу несколько раз.

Не менее сложной является для ребенка ситуация выбора, когда можно воспользоваться несколькими способами действия или средствами оформления поделки. При этом нужно осознать свои желания, верно оценить возможности. Дети с трудом принимают самостоятельные решения, и их необходимо целенаправленно обучать этому.

Использование активных методов обучения не означает, что можно забыть про привычные таблицы, рассказы и объяснения, демонстрацию фильмов, опытов. Все это необходимо при знакомстве с изучаемым материалом.

Развитие технического мышления

Чтобы активизировать учащихся, могут применяться специальные методы. Например, такие:

  • Мозговой штурм. Группа детей выдвигает различные гипотезы решения проблемы, включая самые абсурдные. К их анализу переходят лишь тогда, когда предположений наберется значительное количество.
  • Внезапные запрещения. Отказаться от привычных шаблонов позволяет запрет на использование определенных механизмов или деталей.
  • Новые варианты. Педагог просит детей придумать несколько решений одной и той же проблемы.
  • Метод абсурда. Перед учащимися ставится невыполнимая задача (ярким примером может служить изобретение вечного двигателя).

Техническое творчество - это деятельность, требующая от человека широкого кругозора, развитого воображения, самостоятельного мышления и интереса к поисковой деятельности. Предпосылки к ней закладываются в детстве, и об этом стоит помнить родителям и учителям, если они хотят вырастить высококвалифицированных специалистов.

Творчество есть деятельность человека, направленная на создание качественно нового, новых материальных, духовных ценностей. Творчеству противостоит деятельность репродуктивная, воспроизводящая существующие образцы по известным алгоритмам действий. Способность к творчеству является одной из самых главных и ярких особенностей человека как существа разумного и духовного. Человек – творец. Творческое мышление требует свободы от стереотипов, раскрепощенности, умения освободиться от любых привычных шаблонов и стандартов. В творчестве больше чем в других видах деятельности важны эмоции, важна страстная увлеченность и способность испытывать радость удовлетворения созданным. Для этого творчество должно быть не самоотчуждением и не результатом принуждения, а самореализацией человека.

Инженерное (техническое) творчество – это особый вид творчества. Инженер – значит новатор, изобретатель. Техническая деятельность также может быть как продуктивной, так и репродуктивной. Как и в научно-исследовательской деятельности, в инженерно-конструкторской деятельности переплетены шаблонное, алгоритмичное, логическое мышление и эвристическое, творческое воображение, интуитивность, озарение, иррациональная способность находить нестандартные решения. Наряду с решением типовых теоретических и практических задач, когда заранее известен алгоритм решения, приходится сталкиваться и с неординарными проблемами, требующими творческого подхода и выработки принципиально новых решений. Наиболее творческий характер носит деятельность изобретателя. К сожалению, процесс обучения инженеров не всегда реализует задачу формирования таких способностей, как правило, ориентируясь на выработку навыков алгоритмичных действий. Зачастую в наиболее сложных инновационных изобретениях, как и в научном открытии, главную роль играет интуиция, прорыв в неизвестное. Дальше – дело техники, методическая и планомерная проработка идеи, набор логических процедур.

В изобретении, проектировании, творчестве всегда происходит борьба нового со старым, будущего с прошлым, преодоление догматизма и инертности, консерватизма и традиционности. Создатели парохода (Фултон, 1803) и паровоза (Стефенсон, 1814) пробивались через насмешки, непонимание, косность и невежество. Наименьшие интеллектуальные усилия требует экстенсивный путь развития (путь наименьшего сопротивления). Он содержит меньше рисков, неизвестности.

Создание любого принципиально нового технического объекта – результат творчества. Человек живет в искусственно созданном мире техники, где миллионы видов изделий были когда-то кем-то впервые изобретены. Имена изобретателей древности история не сохранила, хорошо известны имена создателей наиболее значимых изобретений XVII – начала XX вв. Есть миллионы инженеров, выполняющих рутинную, однообразную, повторяющуюся работу. Но есть гении-одиночки, совершающие прорыв к новому. Великие изобретения также уникальны, несут печать авторства, как и произведения искусства. Даже в их названиях увековечены имена авторов: Эйфелева башня, автомат Калашникова, Дизель, Мартен и т.д. В ХХ веке имена изобретателей также мало известны обществу: усилилась тенденция изменения характера изобретательской и конструкторской деятельности: от индивидуального и авторского к коллективному и обезличенному. Но в любом случае, за каждым новым техническим решением скрыт творческий труд конкретных людей.

Востребованность инженерного творчества постоянно растет: все быстрее растут потребности в новых технологиях, все быстрее устаревают имеющиеся технологии, увеличивается сложность новой техники, усиливается требование к сокращению времени разработки инноваций. Возрастающая сложность технических устройств определяется увеличением количества деталей, используемых материалов и физических процессов.

Способность к творчеству, в том числе к техническому, во многом является врожденной, относится к задаткам. Но она также поддается развитию, зависит от грамотно организованного процесса обучения, от условий, стимулирующих или подавляющих творческую активность. Специалистами выработано множество методов инженерного творчества. Каждый метод представляет собой набор правил, позволяющих отыскать новое решение. На первый взгляд, это кажется несовместимым. Как эвристическую деятельность можно уместить в алгоритм? Как можно найти шаблонные правила поиска нешаблонных решений? Тем не менее, такие правила специалистами формулируются и среди инженеров понятие «алгоритм изобретения» не вызывает удивления.

Выделяют несколько этапов создания технического объекта, каждый из которых сопровождается соответствующим способом описания. Переход от одного способа описания объекта к другому выполняется на основе процедур абстрагирования и конкретизации.

1) Формулируется и описывается потребность, для удовлетворения которой создается изделие (определяется его функция).

2) Определяется и описывается техническая функция – физическая операция (преобразование вещества, энергии, информации), с помощью которой удовлетворяется потребность.

3) Формируется и описывается функциональная структура изделия. При этом для каждого элемента системы определяется его функция, его физическая операция с указанием входящего и исходящего потоков вещества энергии и информации.

4) Формулируется и описывается физический принцип действия, составляется принципиальная схема изделия, в которой место каждого элемента занимает конкретный физический объект.

5) Изделие конструируется, возникает техническое решение. Оно уже более конкретно, т.к. добавляются следующие признаки: форма и материал элементов, взаимное расположение элементов в пространстве, способы соединения элементов, последовательность взаимодействия элементов во времени, принципиально важные соотношения параметров.

6) Создается проект изделия. В нем уже указываются все параметры, необходимые для создания изделия, включая конкретные размеры и другие количественные показатели.

Таким образом, при движении от первого этапа к шестому происходит конкретизация, создаются все более подробные описания будущего изделия. Самое абстрактное первое описание может реализоваться множеством конкретных технических решений, каждое техническое решение может быть реализовано в нескольких проектах, но каждый проект ведет к изготовлению только одного конкретного вида изделий. Это наглядно проявляется в истории техники. Если возникала объективная потребность в определенном техническом изделии, а объективной в данном случае надо считать такую потребность, которая не зависит от отдельных людей, то многими изобретателями могли предприниматься попытки создать такое изделие. Одна и та же потребность у них могла привести к созданию принципиально разных технических решений. Испытания и практическое применение в итоге приводили к тому, что оставалось одно или несколько самых эффективных решений. А конкретные проекты уже были незначительными модификациями одного и того же удачного решения. 1

Современная сложная техника уже не допускает возможность изобретательской деятельности, основанной только на эмпирических знаниях, как это было во времена гениев-самоучек, требует глубоких и разнообразных теоретических знаний, исследований. И если раньше один человек мог совмещать функции изобретателя, конструктора, проектировщика, технолога, то в настоящее время углубляется дифференциация этих видов деятельности, специализация инженерной профессии. Выделяются ис­сле­до­ва­тель­ская, про­ект­ная, кон­ст­рук­тор­ская, тех­но­ло­ги­че­ская ин­же­нер­ная дея­тель­ность.

Какую роль играет эстетика в инженерном творчестве? Эстетика – наука о прекрасном. Прекрасное ощущается безотносительно возможности его утилитарного использования. Иными словами, прекрасным для человека может быть и то, что практически бесполезно. Даже в прикладном искусстве надо различать утилитарное назначение предмета и его художественное оформление. Часто при выборе товара потребитель жертвует функциональностью, практичностью в пользу эстетического критерия. Для людей не знакомых с задачами инженерного творчества может казаться, что эстетический критерий при создании техники принимается в расчет только во внешнем дизайне потребительских товаров. На самом деле эстетический критерий играет немаловажную роль и на этапе изобретения и конструирования изделия. Функциональная красота изделия может говорить о совершенном техническом решении, оптимальном, простом и одновременно эффективном. Наблюдение такого результата у самого изобретателя может вызывать эстетическое удовольствие подобное тому, какое испытывает человек обладающий вкусом от созерцания произведения искусства или картин природы. По аналогии следует заметить, что и при выборе той или иной теории в науке эстетический критерий также может приниматься в расчет. Красота теории может свидетельствовать о ее истинности. Хотя этот критерий не может быть основным в силу его субъективности. Понимание красоты у разных людей слишком различается.

Одним из факторов, способствующих развитию интереса обучающихся к специальностям технической сферы, является формирование их осознанного профессионального выбора, при организации занятий научно-техническим творчеством. Техническое творчество - вид творческой деятельности по созданию материальных продуктов - технических средств, образующих искусственное окружение человека ─ техносферу; оно включает генерирование новых инженерных идей и их воплощение в проектной документации, опытных образцах и в серийном производстве.

Для реализации задачи развития научно-технического образования в школе был составлен План работы школы по данному направлению.

Цель работы: развитие устойчивого и глубокого интереса учеников к конструированию простейших моделей, формирование элементарных навыков конструкторского мышления и технического моделирования.

Реализация этих целей способствует решению следующих образовательных задач

  • дать обучающимся теоретические знания основ начального технического моделирования;
  • привить обучающимся специальные практические умения и навыки конструирования разнообразных простейших моделей (пользование инструментами, необходимыми для моделирования, работа
    с шаблонами);
  • черчение моделей, чтение простейших чертежей, испытание моделей, анализ результатов своего труда и других;
  • формировать навыки технического мышления;
  • воспитать в учащихся культуру труда, межличностных отношений, чувство ответственности за качество выполняемой работы.

Принципы работы научно-технического направления в МАОУ Алабинская СОШ с УИОП
имени Героя РФ С.А. Ашихмина:

  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учет возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

План работы по данному направлению состоит из трех этапов:

Первый этап - 2015-2017 год.

Второй этап - 2018-2020 год.

На первом этапе для формирования преемственности в реализации информационно-технологического профиля в школе были открыты классы с углубленным изучением информатики: 2016-2017 учебный год - 3 класса (7б, 8б, 9в).

Для реализации задачи развития научно-технического образования в школе была спланирована работа по основным направлениям в 2017-2018 году:

Дополнительное образование

  • внеурочная деятельность: открыты кружки «Инфознайка» (4а кл.), «Юный информатик» (5а, 5б, 5в, 5г кл.), «Робототехника» (6б, 6в, 6г, 6д, 7а, 7б, 7в, 7г, 8а, 8б кл.),

Технообразовательные экскурсии

  • #РобоСити2018 - фестиваль робототехники организации АНО
    ДО Роболатория г. Одинцово (9б кл).

Научная деятельность, конкурсное движение

  • участие в районной научно-практической конференции «Шаг в будущее»: 2016 год - проектная работа «Конструирование роботов на основе набора LEGO Mindstorms» (призер, обучающийся 7 кл. Гайдуков А.), проектная работа «РОБОТ - MOWAY» (призер, обучающийся 11 кл. Урманцев Р.);
  • участие в районном конкурсе рисунков на языках программирования "Гр@фаль" номинация Анимированный рисунок" (призер, обучающийся
    7 кл. Антонов К.);
  • участие во Всероссийском конкурсе «Кит - компьютеры, информатика, технологии» - количество участников - 94 человека;
  • школьный этап всероссийской олимпиады по информатике и физике - 145 участников;
  • участие в муниципальном этапе всероссийской олимпиады по информатике и физике: 1 - призер по физике, 8 - участников.

Летний лагерь

  • с 1.06.2018г. по 30.06.2018г. на базе школы был открыт летний лагерь для одаренных детей «Эрудит»
    (25 человек) - направление робототехника. Основные дисциплины - информатика, логика, математика.

Привлечение преподавателей образовательных организаций высшего образования

· Заключен договор по программе «Подготовка робототехники» с ООО «НПО «АНК ЭФФЕКТ» с привлечением преподавателей ВУЗ для проведения занятий по робототехнике в летнем лагере для одаренных детей «Эрудит».

Сотрудничество со школами Наро-Фоминского района

  • Школьный робототехнический клуб "Вертер" МАОУ Апрелевская СОШ № 3 СУИОП побывал в гостях и провёл мастер-класс.

Оснащение

  • Имеются наборы конструктора Lego education и конструктор Moway smart city, базовые детали, компьютеры, 3D принтер, проектор, экран, видео оборудование.
  • Приобретен образовательный робототехнический модуль «Базовый соревновательный уровень».

Второй этап

План работы 2017-2018 год

  • Открыть класс информационно-технологического профиля (10б).
  • Продолжить работу по направлениям: углубленного изучения информатики в 8б и 9б классах; дополнительного образования (внеурочной деятельности) с привлечение преподавателей ВУЗ.
  • Организовать совместный робототехнический клуб с МАОУ Апрелевская СОШ № 3 СУИОП с целью обмена опытом.
  • Принять участие в конкурсе РИП по теме «Робототехника, как основа развития научно-технических и творческих способностей обучающихся».
  • Направить на курсы повышения квалификации учителя информатики Подколзину И.И. по направлению робототехника.

2019-2020 год

  • Продолжить работу по направлениям: углубленного изучения информатики в 5- 9 классах, профильного обучения в 10-11 классах; дополнительного образования (внеурочной деятельности) с привлечение преподавателей ВУЗ и молодых специалистов.
  • Совместная работа с МАОУ Апрелевская СОШ № 3 СУИОП, проведение конкурсов, соревнований.

Внеклассная работа по техническому творчеству в сочетании с учебными занятиями помогает учащимся приобрести глубокие и прочные знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки; воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе. Занимаясь техническим творчеством, учащиеся смогут практически применять знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.

Ключевые слова

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ПРИНЦИПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА / ЕДИНЫЙ ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА / TECHNICAL CREATIVITY / SKILLS / PRINCIPLES OF TECHNICAL CREATIVITY / UNITED CENTER FOR THE ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF THE MAIN TYPES OF TECHNICAL CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Потапцев Игорь Степанович, Бушуева Валентина Викторовна, Бушуев Николай Николаевич

В настоящее время актуальна систематизация основных направлений технического творчества , необходимых в инженерном образовании. Приведен краткий обзор применения форм технического творчества в МГТУ им. Н.Э. Баумана, показана необходимость активизировать данное направление. Разработаны структурные схемы технического творчества и формы его организации. Предложено целостное представление отдельных разрозненных видов технического творчества и форм его организации в техническом университете, что представляет определенную новизну. Основные составные элементы технического творчества рассмотрены в единстве и взаимосвязи. В научной и методической литературе такой подход, выражающий целостность технического творчества , не описывается. Его значимость заключается в координирующей и ориентирующей функции. Предложены рекомендации по применению принципов технического творчества и форм организации в работе со студентами; приведено соотношение форм активизации технического творчества в отечественной и зарубежной практике, показаны их достоинства и недостатки. Обоснована необходимость формирования практических навыков технического творчества на всех стадиях подготовки будущих инженеров и рекомендовано создание в университете единого центра организации и управления различными видами технического творчества .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Потапцев Игорь Степанович, Бушуева Валентина Викторовна, Бушуев Николай Николаевич

  • Экологические аспекты в работе со студентами в техническом университете

    2015 / Бушуева В.В., Бушуев Н.Н.
  • Анализ форм проведения технологических практик для подготовки квалифицированных инженерных кадров

    2016 / Кравченко Игорь Игоревич, Заварзин Валерий Иванович, Бушуев Николай Николаевич, Смирнов Сергей Георгиевич, Бушуева Валентина Викторовна
  • Анализ форм организации и методов решения инженерных задач в зарубежной практике

    2015 / Бушуева Валентина Викторовна, Бушуев Николай Николаевич
  • Анализ основных факторов, определяющих появление открытий и изобретений в науке и технике

    2014 / Потапцев И. С., Бушуева В. В., Бушуев Н. Н.
  • Синтез плоских зацеплений по относительной скорости точки контакта

    2012 / Прохоров Василий Петрович, Тимофеев Геннадий Алексеевич, Чернышёва Ирина Николаевна
  • Эвристические методы в развитии изобретательского творчества студентов

    2017 / Чарикова Ирина Николаевна
  • Анализ теоретико-методологических подходов к проблеме развития технического творчества студентов инженерных специальностей в рамках среднего профессионального образования

    2015 / Улитина Татьяна Ивановна
  • Научно-технические клубы студентов и школьников в вузах: критерии эффективности

    2017 / Мальцева Анна Андреевна
  • Креативные группы в зарубежной практике

    2012 / Бушуева В. В.
  • Формирование профессиональной компетентности студентов технических специальностей при обучении химии

    2014 / Двуличанская Н. Н., Березина С. Л., Голубев А. М.

The main trends of technical creativity in engineering education need to be systematized. A brief review of the forms of technical creativity at Bauman Moscow State Technical University is presented, and the importance of this activity is proved. The block diagrams of the technical creativity organizational forms are developed. A new unified representation of specific types of technical creativity and its organizational forms in a technical university is proposed. The main components of technical creativity are considered to be united and dependent on one another. Such an approach expressing the integrity of technical creativity is not represented in the scientific and methodological literature. However, it is very important due to its coordinating and orienting functions. This paper suggests the principles of technical creativity and the forms of its organization to be used while working with students. The forms of technical creativity in domestic and foreign practices are described along with their advantages and disadvantages. The importance of developing practical technical creativity skills at all stages of preparation of future engineers is proved. It is recommended that a united center for the organization and management of the main types of technical creativity should be set up at the University.

Текст научной работы на тему «Основные направления технического творчества в инженерном образовании»

Учебно-методическая работа

УДК 001:331.102.312:621

Основные направления технического творчества в инженерном образовании

И.С. Потапцев, В.В. Бушуева, Н.Н. Бушуев

МГТУ им. Н.Э. Баумана, 105005, Москва, Российская Федерация, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1.

The main trends of technical creativity in engineering education

I.S. Potaptsev, V.V. Bushueva, N.N. Bushuev

Bauman Moscow State Technical University, building 1, 2-nd Baumanskaya str., 5, 105005, Moscow, Russian Federation. ГЩ1 e-mail: [email protected], [email protected], [email protected]

В настоящее время актуальна систематизация основных направлений технического творчества, необходимых в инженерном образовании. Приведен краткий обзор применения форм технического творчества в МГТУ им. Н.Э. Баумана, показана необходимость активизировать данное направление. Разработаны структурные схемы технического творчества и формы его организации. Предложено целостное представление отдельных разрозненных видов технического творчества и форм его организации в техническом университете, что представляет определенную новизну. Основные составные элементы технического творчества рассмотрены в единстве и взаимосвязи. В научной и методической литературе такой подход, выражающий целостность технического творчества, не описывается. Его значимость заключается в координирующей и ориентирующей функции. Предложены рекомендации по применению принципов технического творчества и форм организации в работе со студентами; приведено соотношение форм активизации технического творчества в отечественной и зарубежной практике, показаны их достоинства и недостатки. Обоснована необходимость формирования практических навыков технического творчества на всех стадиях подготовки будущих инженеров и рекомендовано создание в университете единого центра организации и управления различными видами технического творчества.

Ключевые слова: техническое творчество, практические навыки, принципы технического творчества, единый центр организации и управления основными видами технического творчества.

The main trends of technical creativity in engineering education need to be systematized. A brief review of the forms of technical creativity at Bauman Moscow State Technical University is presented, and the importance of this activity is proved. The block diagrams of the technical creativity organizational forms are developed. A new unified representation of specific types of technical creativity and its organizational forms in a technical university is proposed. The main components of technical creativity are considered to be united and dependent on one another. Such an approach expressing the integrity of technical creativity is not represented in the scientific and methodological literature. However, it is very important due to its coordinating and orienting functions. This paper suggests the principles of technical creativity and the forms of its organization to be used while working with students. The forms of technical creativity in

domestic and foreign practices are described along with their advantages and disadvantages. The importance of developing practical technical creativity skills at all stages of preparation of future engineers is proved. It is recommended that a united center for the organization and management of the main types of technical creativity should be set up at the University.

Keywords: technical creativity, skills, principles of technical creativity, united center for the organization and management of the main types of technical creativity.

в настоящее время социальный заказ направлен на творческих специалистов, способных создавать новую технику. При современных темпах развития науки и техники, частой смене технологий и производственных процессов, наличии информационных технологий требуется постоянный профессиональный рост. старые знания и навыки быстро меняются, требуются новые нестандартные, альтернативные решения, новое применение функционирования того или иного технического объекта. в условиях инновационной экономики значимой является проблема подготовки инженеров с ориентацией на творческие навыки, что обусловливает внедрение в учебный процесс элементов технического творчества и форм его организации.

Б МГту им. н.Э. Баумана техническому творчеству всегда уделялось значительное внимание, в частности, были организованы спецкурсы по техническому творчеству, студенческие кружки, студенческое проектно-конструкторское бюро (СПКБ), методические семинары на кафедрах, конференции и т.д. Некоторые сотрудники еще помнят семинар по техническому творчеству для преподавателей, которым руководил академик РАН К.С. Колесников.

Со временем техническому творчеству стало меньше уделяться внимания. Например, СПКБ, которое было достаточно результативно, сегодня не функционирует, прекращены и многие другие формы работ. Б тоже время появились новые, интересные и значимые направления, например, участие студентов старших курсов в выполнении хоздоговорных и госбюджетных НИОКР. Эти работы сегодня ведут почти все кафедры университета. Однако современные условия диктуют необходимость активизации работы по техническому творчеству таким образом, чтобы техническое творчество проходило через все звенья подготовки будущего инженера с учетом современных условий и возможностей.

Цель работы - систематизировать, представить в единой структуре, взаимосвязи, преемственности разрозненные, отдельные виды работ по техническому творчеству и форм его организации.

Рассмотренные в статье виды технического творчества охватывают все стадии подготовки

будущего инженера. Такой подход, т. е. целостное представление всех звеньев в единой системе, в методическом плане имеет определенную новизну. Б научной и методической литературе подобная общая систематизация технического творчества и форм его организации отсутствует, рассматриваются лишь те или иные отдельные звенья и не всегда во взаимосвязи и взаимодействии. Значение предлагаемого целостного представления, объединяющего все основные виды работ технического творчества, заключается в координирующей, ориентирующей функции.

Б современной научной литературе понятие «техническое творчество» употребляется лишь в том случае, когда речь идет о разработке технических систем. Б остальных случаях используется понятие «инженерное творчество», которое значительно шире по содержанию. Это объясняется тем, что современная инженерная деятельность включает много видов работ: исполнительную, организаторскую, конструкторскую, технологическую и др. Однако основным направлением деятельности инженера является создание, совершенствование, развитие технических систем, технологий, поиск новых технических идей и решений. И в этом плане понятия «инженерное творчество» и «техническое творчество» совпадают.

Основные виды деятельности технического творчества и его структуру можно представить в виде схемы, приведенной на рис. 1. Б данной схеме обобщен опыт инженерной деятельности, а также учтены наиболее значимые моменты учебного процесса в техническом университете. Несомненно, схему можно уточнять, дополнять, корректировать в соответствии со спецификой различных отраслей, т. е. совершенствовать.

Наиболее значимые структурные звенья общей схемы, представленной на рис. 1, рассмотрены более подробно на рис. 2 и 3.

Следует отметить, что содержание каждого элемента данной схемы определяется конкретной направленностью, отраслевой спецификой рассматриваемых проблем. Показательна в качестве примера в этом отношении работа , в которой рассмотрен процесс проектирования, учитывающий специфику кафедры «Лазерные и оптико-электронные системы» МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Рис. 1. Структура и формы организации технического творчества

Подготовка

Ознакомление

Критическое осмысление

Формулировка задачи

Технические расчеты

Технико-экономическое обоснование

Разработка технической документации

Рис. 2. Основные этапы технического творчества

Особый интерес при работе со студентами представляют формы организации технического творчества. Различные формы организации технического творчества подробно приведены на рис. 3. В частности, здесь рассмотрены наиболее значимые, на взгляд авторов, три направления: учебный процесс, работы вне учебного плана и организационно-методическая работа.

Таким образом, структура технического творчества и формы его организации отражают основные направления работы, выполняемые в техническом университете.

В приведенной структуре (см. рис. 1) техническое творчество и его формы организации связаны между собой и представляют единую, целостную систему. Рассмотреть содержание всех составных элементов даже в общем виде в

рамках одной работы не представляется возможным. Поэтому остановимся лишь на отдельных звеньях организации технического творчества (см. рис. 3), в частности, рассмотрим некоторые аспекты методической работы по техническому творчеству и основные методы активизации технического творчества в отечественной и зарубежной практике.

В идеальном варианте методическая работа в техническом университете - это наличие методического фонда, как общего, в данном случае, факультетского, так и кафедрального с ориентацией на техническое творчество. В настоящее время многие преподаватели отмечают, что методических разработок, указаний и методик так много, что не нужно их разрабатывать, следует их собрать, систематизировать, продумать их

Работы вне учебного плана

Предметные студенческие кружки

Кружки технического творчества

Студенческие научные конференции

Выставка студенческих работ

Участие студентов в исследовательской работе кафедры

Участие студентов старших курсов в выполнении НИОКР

Формы организации

Организационно-методическая работа

Разработка программ с учетом проблем технического творчества

Разработка методических работ в плане обучения техническому творчеству

Спецкурсы по техническому творчеству с учетом профиля кафедры

Задачи и упражнения по техническому творчеству с учетом профиля кафедры

Методы активизации технического

творчества: коллективные и индивидуальные

Рис. 3. Формы организации технического творчества

единство, взаимосвязь и взаимодействие. Однако это достаточно сложная работа и далека до своего завершения, хотя в МГТУ им. Н.Э. Баумана имеются интересные разработки в этом направлении . Более того, если такую систематизацию проводить, то следует учитывать многие факторы, например, междисциплинарный подход, который, несомненно, имеет творческий характер. Для реализации междисциплинарного подхода сначала нужно собрать обобщающий материал. Это сложная задача, как в организационном плане, так и в методическом. Более того, необходимо создание междисциплинарной методологии между различными техническими дисциплинами, разработка методических и учебных пособий, скоординированных между собой с позиций различных областей знания, с ориентацией на практическую деятельность. Б этом случае учебные пособия принимают стройную логическую систему в соответствии с творческим подходом.

Бажным моментом является также то, что блок междисциплинарных знаний следует расширять не только специальными техническими дисциплинами, но и другими и, в частности, следует уделять значительное внимание экологической проблематике, которая охватывает большинство инженерных специальностей. Как известно, по своей сути экология является интегрирующей наукой. Это целостная система

знаний из различных областей, которая определяется структурой самой экологии. Понимание связи базируется не только на технических, но и на природных явлениях, их определенном соотношении. Экологическая безопасность чрезвычайно трудно внедряется в практику производственной деятельности. Для будущего инженера в условиях новой техники и технологий экологическая направленность имеет особую значимость.

С позиций междисциплинарного подхода разрабатываются и авторские программы, спецкурсы, которые должны охватывать новые тенденции в различных областях знаний, дополнять и расширять программу той или иной дисциплины. Б таком варианте их творческий характер также очевиден.

Учебный процесс с междисциплинарной направленностью стимулирует студентов самостоятельно искать недостающую информацию, т. е. формирует навыки самообразования, что значительно расширяет их общий и профессиональный кругозор .

Б раздел методической работы входят и методы активизации технического творчества. Б России и за рубежом накоплен значительный опыт в этом направлении. Методы активизации технического творчества как отечественные, так и зарубежные разработаны изобретателями-практиками на основе анализа большого пра-

ктического материала и направлены на решение нестандартных задач.

В отечественной и зарубежной практике методы активизации различны. В зарубежных методиках все внимание сосредоточено на активизации психологических моментов творчества (ассоциации, аналогии и т. д.), при этом большое внимание уделяется преодолению психологической инерции. Пагубное влияние психологической инерции на творческий процесс осознано всеми и давно. Применение эвристических методов способствует снижению психологического барьера. Под психологической инерцией, в данном случае, понимают привычку к шаблонному мышлению, стремлению делать «как всегда, как все», и это действительно необходимо и оправдано. Однако при поиске нового решения психологическая инерция является серьезным препятствием, мешает нестандартному подходу, новому видению задачи с разных точек зрения. Поэтому не случайно для борьбы с психологической инерцией в зарубежных фирмах, работающих в инновационном направлении, ограничивают число специалистов с опытом работы, т. е. творческий коллектив формируют не только из профессионалов и опытных специалистов. Человек по своей природе экономен, он думает в привычном направлении, устойчивые знания ориентируют искать ответы в готовых решениях, ранее используемых, в результате получаются штампы, стандартные решения. Чтобы ослабить данную ситуацию, часто в творческую группу включают специалиста из другой сферы деятельности. Как показывает практика, это оправдано, так как он предлагает нестандартные решения, и получается как по известному афоризму: «Все знают, что это невозможно, но приходит один чудак, который этого не знает, и делает открытие», поэтому различные эвристические подходы при поиске новых решений просто необходимы.

Широкую популярность в мировой практике получил метод мозгового штурма (мозговая атака или конференция идей) - метод активизации творческой деятельности, разработанный американским психологом Алексом Осборном.

Мозговой штурм особенно эффективен в молодежной, студенческой аудитории, так как при его использовании не создается такого напряжения, которого требуют другие методы, помогает организовать поисковый коллектив, «растормозить» участников, избежать привычных и потому бесплодных ассоциаций, т. е. уменьшает психологическую инерцию, которая, как и в любой коллективной форме работы, как бы взаимно уничтожается. При этом студенты

учатся спорить, высказывать свои мысли, воспринимать аргументы друг друга, допускаются шутки, парадоксы.

Метод мозгового штурма применяется, как правило, при поиске новых идей в условиях отсутствия необходимого объема информации, достаточного для проведения логического анализа. Существует множество разновидностей мозгового штурма, обусловленных особенностями человеческого мышления, спецификой решаемых задач. Однако всех их объединяют общие технологии для его проведения.

Осборн считал, что люди делятся на тех, кто генерирует идеи (преобладает творческое мышление) и аналитиков (доминирует критическое мышление). Разработка идеи включает два основных взаимосвязанных этапа, которые находятся в единстве, взаимно дополняют друг друга: 1) творческий этап, на котором происходит генерация, рождение новых идей; 2) критический (логический) этап, на котором осуществляется анализ, сравнение, оценка, заключение, вывод. Поэтому процесс поиска решения проблемы разбивается на два этапа, реализуемых в работе двух групп. Первая группа (генераторов) 7-9 человек ищет решение в свободном обсуждении, при условии запрета любой критики высказанных идей. Всем известно, что опасение критики тормозит процесс генерирования, выдвижения смелых идей и многие нестандартные положения могут быть невысказанными. В работе должна царить атмосфера оптимизма и вера в решение задач. Вторая группа участников 7-9 человек анализирует, уточняет, дорабатывает данные идеи.

Одной из модификаций метода мозгового штурма является обратный штурм, который не запрещает критику, как это принято в рассмотренном выше варианте мозгового штурма, а, наоборот, активизирует критические замечания, заставляет отыскивать как можно больше недостатков у конструкции, позволяет находить слабые места, т. е. проверяет обоснованность сгенерированных идей.

Один из вариантов метода мозгового штурма - теневая мозговая атака, автором которого является отечественный разработчик А.Б. Попов. В этом варианте задействуется более 30 человек, и значительно изменяется форма участия в работе. А.Б. Попов предложил разделить участников на две группы, и расположить их за соседними столами. Если одна группа генерирует идеи, то другая (участники теневой атаки) - развивают их, углубляют, записывают свои соображения, предложения, критические замечания, не высказывая их вслух. Такой подход помогает

преодолеть нерешительность, стеснительность многих участников. Качество выдвигаемых идей в данном методе значительно улучшается.

Разновидностью метода мозгового штурма является «кросс идей», разработанный немецкими учеными. Если в рассмотренных выше вариантах мозгового штурма нет состязательности - все идеи являются общими, то здесь автор выдвинутой интересной, результативной идеи поощряется и не подвергается критике за неудачные предложения. Число участников в «кроссе идей» меняется от 10 до 30 человек.

Интересной модификацией «кросса идей» является «эстафета идей». Здесь поиск идеи решения ведется участниками не индивидуально, а командами. Б этом случае идеи внутри команды формируются совместно, а соревнование проходит между командами.

Следует отметить, что все разновидности мозгового штурма вполне успешно применяются и используются как для поиска и генерирования нестандартных задач, так и для их решения. Однако методом мозгового штурма успешно решаются относительно несложные задачи. Усилить мозговой штурм можно, используя методы, подсказывающие неожиданные сравнения, позволяющие взглянуть на объект под необычным углом. К ним относится метод фокальных объектов, предложенный профессором Берлинского университета Э. Кунце и в дальнейшем усовершенствованный американским ученым Ч. Байтингом. Суть метода состоит в том, что техническую систему при поиске ее идеального варианта совершенствования рассматривают, примеряя свойства других технических систем, которые даже не связанны с исходной. При этом возникают необычные, интересные сочетания, которые стараются развить дальше путем свободных ассоциации. Как показывает практика, иногда рождаются новые, нестандартные идеи. Этот метод применяется также для развития творческого воображения, способствует приобретению навыков изобретательства.

Б основе всех разновидностей мозгового штурма лежит общий принцип поиска решения задач - метод проб и ошибок, который также имеет множество модификаций. Это самый древний метод создания всех технических систем. История развития техники свидетельствует, что на ранних стадиях на основе метода проб и ошибок создавались все технические конструкции. Однако с усовершенствованием техники этот метод становился все менее пригодным, поскольку развитие науки позволяло уже искать наилучший вариант технических систем при

помощи расчетов и целенаправленных исследований. Тем не менее, и в настоящее время значимость метода проб и ошибок в различных его модификациях еще достаточно велика в области творчества и изобретательства, при поиске принципиально новых идей и решений. Его значение нельзя абсолютизировать, а также недооценивать в поисковой творческой деятельности. Привлекательность этого метода состоит в том, что отсутствуют какие-либо ограничения: можно предлагать, выдвигать любые варианты и даже алогичные. Как правило, перебор вариантов поиска решений начинается со стандартных, традиционных вариантов, постепенно переходя к более смелым идеям. Если и в этом случае решение не найдено, то применяют различные методы систематизации перебора. Таким образом реализуется не хаотический бессистемный перебор вариантов, а целенаправленный поиск, что значительно сужает поле поиска. Следует отметить, эффективность перебора зависит также и от сложности задачи, что определяет количество проб, которые необходимо сделать, чтобы гарантированно получить результат. История изобретательства показывает, что количество вариантов перебора может колебаться - от десятка проб для самых простых задач и до более значительной величины для сложных. Метод проб и ошибок достаточно эффективен, когда поиск решения имеет до 20 вариантов, а при решении более сложных задач, его не следует применять, он не только неэффективен при решении сложных задач, но и затрудняет их постановку.

Поиск решений методом проб и ошибок без применения методов систематизации графически изображен на рис. 4, а.

Из исходной точки «задача», нужно прийти в точку «решение». Направленность поиска «решение» неизвестно, а правил отбора нет, приходится действовать либо интуитивно, либо наугад. Быбирают произвольное направление, делается одна попытка, другая, третья и т. д. Если решение задачи не находится, следует изменить «курс» и осуществлять новые попытки. Как правило, все попытки поиска сосредоточены в привычном, общепринятом, общеизвестном направлении. Такой подход получил название «вектор психологической инерции». Нестандартная, изобретательская задача потому и трудна, что ее решение осуществляется в новом, неожиданном, в нестандартном направлении. И здесь следует увеличить, расширить хаотичность поиска и изменить систематизацию перебора. Для этого применяют специальные психологические приемы, позволяющие избежать инерционной

Рис. 4. Перебор вариантов решения:

а - без применения методов систематизации; б - с применением простых форм систематизации; в - с применением

сложных форм систематизации

направленности поиска, которые основаны на введении элементов случайности, непредсказуемости поиска, активизирующие ассоциативные способности человека и увеличивающие число проб (рис. 4, б).

При усложнении форм систематизации перебора расширяется поле поиска, исключаются свойственные ненаправленному поиску повторы, постоянный возврат к одним и тем же идеям (рис. 4, в).

К методам систематизации перебора относятся морфологический анализ (Ф. Цвикки), многочисленные списки контрольных вопросов, среди которых наиболее удачными являются списки А. Осборна и Т. Эйлоарта.

Рассмотренные методы можно комбинировать, видоизменять. Они эффективны при решении несложных задач. Использование этих методов активизирует возможности фантазировать, интуицию, склонность к аналогиям, ассоциациям и др. Действительно, как показывает практика, именно решение изобретательских задач часто осуществляется в совсем неожиданном и новом направлении на основе данных методов.

Особый интерес в зарубежной практике представляет такая коллективная форма работы, как креативные группы. В отличие от рассмотренных выше коллективных методов активизации, креативные группы могут решать достаточно сложные задачи. Креативные группы нашли широкое применение во всех отраслях за рубежом . В образовательном процессе их

ценность заключается не только в эффективном решении тех или иных конкретных задач, но и в обучении, формировании практических навыков творческой деятельности . Особое достоинство креативных групп заключается также и в том, что здесь могут продуктивно работать участники со средними, обыкновенными способностями. В отличие от индивидуального творчества креативная группа может решать далеко не все задачи, например, определенные задачи теоретического плана.

Методики организации и работы креативных групп широко представлены в зарубежной литературе. Наиболее удачной в этом плане является работа основателя этого направления , остальные технологии являются лишь различными модификациями основополагающих принципов. Более того методика, изложенная в работе , ориентирована на формы организации, работы в плане технического творчества, для решения практических, технических задач.

Методы активизации и организации творческой деятельности в зарубежной практике значительно отличаются от отечественных методов, которые в большинстве своем основаны на логическом подходе к решению технических задач. Отечественные практики считают, что в первую очередь следует опираться при генерировании идей не на психологические особенности разработчика, а на законы развития материальных технических систем. Знание закономерностей развития технических систем дает возможность резко сузить поле поиска, заменить «угадыва-

#8 2014 известия высших учебных заведений. машиностроение

ние» научным подходом. Данные методы наиболее сложны, здесь нет игровых вариаций, но в профессиональном плане подготовки, формирования практических навыков технического творчества они более эффективны .

Отечественные и зарубежные методы активизации технического творчества имеют как свои достоинства, так и недостатки. Например, генерировать нестандартные, новые технические идеи лучше позволяют зарубежные методы, а совершенствовать техническую систему - отечественные. Б качестве рекомендации следует предложить использовать и те и другие в зависимости от сложности решаемой проблемы, ее специфики.

Таким образом, основная цель различных

форм активизации творческой деятельности, - формирование практических навыков технического творчества, подготовка студентов к самостоятельной работе. Другими словами, все направления и формы организации технического творчества направлены на подготовку будущих инженеров, способных с университетской скамьи сразу же включаться в процесс разработки современной техники

Б заключение следует отметить, что творческий подход должен быть центральным при разработке, как методов преподавания, так и других форм работы со студентами. Стихийно эта работа не может осуществляться, требуется определенная координация и управление этими процессами.

Литература

Гоев А.И., заварзин в.И., Чичварин н.в. Организация проектирования и производства

оптико-электронных систем в среде с ограниченными ресурсами. Информационные технологии, 2001, № 7, с. 2-13.

Дорофеев А.А. Учебная литература по инженерным дисциплинам: системная дидактика,

методика и практика проектирования. Москва, Изд-во МГтУ им. н.Э. Баумана, 2012. 398 с.

Потапцев И.О., нарыкова н.И., Перминова Е.А., Буцев А.А. Разработка конструк-

торской документации при курсовом проектировании. в 2 ч. Москва, Изд-во МГтУ им. н.Э. Баумана, 2010. 78 с.

Бушуева в.в., Бушуев н.н. Междисциплинарный подход и его значение при подготовке

инженеров. Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете. Сб. науч. тр. 12-й Междунар. науч.-практ. конф. санкт-Петербург, Изд-во политехн. ун-та, 2012, с. 73-74.

Бушуева в.в. Креативные группы в зарубежной практике. Наука и образование, 2012,

Потапцев И.с., Бушуева в.в. студенческие креативные группы и их значение в фор-

мировании навыков технического творчества. Наука и образование, 2012, № 3, URL: http://technomag.edu.ru/doc/419183.html (дата обращения 05 апреля 2014).

Aznar G. La creativite dans lertrepise. Paris, Editions d"Organisation, 1971. 185 p.

Ревенков А.в., Резчикова Е.в. Теория и практика решения технических задач. Москва,

ФОРУМ, 2009. 384 с.

Goev A.I., Zavarzin V.I., Chichvarin N.V. Organizatsiia proektirovaniia i proizvodstva

optiko-elektronnykh sistem v srede s ogranichennymi resursami . Informatsionnye tekhnologii . 2001, no. 7, pp. 2-13.

Dorofeev A.A. Uchebnaia literaturapo inzhenernym distsiplinam: sistemnaia didaktika, metodika i

praktika proektirovaniia . Moscow, Bauman Press, 2012. 398 p.

Potaptsev I.S., Narykova N.I., Perminova E.A., Butsev A.A. Razrabotka konstruktorskoi

dokumentatsii pri kursovom proektirovanii . Moscow, Bauman Press, 2010. 78 p.

Bushueva V.V., Bushuev N.N. Mezhdistsiplinarnyi podkhod i ego znachenie pri podgotovke inzhen-

erov . Formirovanie professional"noi kul"tury spetsialistov 21 veka v tekhnicheskom universitete: Sbornik nauchnykh trudov 12-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii . St. Petersburg, St. Petersburg State Polytechnical University publ., 2012, pp. 73-74.

Bushueva V.V. Kreativnye gruppy v zarubezhnoi praktike . Nauka i obrazovanie: nauchno-tekhnicheskoe izdanie . 2012, no. 6. Available at: http://technomag.edu. ru/doc/419183.html (accessed 5 April 2014).

Potaptsev I.S., Bushueva V.V. Studencheskie kreativnye gruppy i ikh znachenie v formirovanii

navykov tekhnicheskogo tvorchestva . Nauka i obrazovanie: nauchno-tekhnicheskoe izdanie . 2013, no. 3. Available at: http://technomag.bmstu.ru/doc/555888.html (accessed 5 April 2014).

Aznar Cr. La creativite dans lertreprise . Paris, 1971. 185 p.

Revenkov A.V., Rezchikova E.V. Teoriia i praktika resheniia tekhnicheskikh zadach . Moscow, FORUM publ., 2009. 384 p.

Статья поступила в редакцию 05.05.2014

ПотАПцЕВ Игорь Степанович (Москва) - кандидат технических наук, доцент кафедры «Элементы приборных устройств». МГТУ им. Н.Э. Баумана (105005, Москва, Российская Федерация, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1, e-mail: [email protected]).

БУшУЕВА Валентина Викторовна (Москва) - кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия». МГТУ им. Н.Э. Баумана (105005, Москва, Российская Федерация, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1, e-mail: [email protected]).

БУшУЕВ Николай Николаевич (Москва) - кандидат биологических наук, доцент кафедры «Экология и промышленная безопасность». МГТУ им. Н.Э. Баумана (105005, Москва, Российская Федерация, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1, e-mail: [email protected]).

Information about the authors

POTAPTSEV Igor" Stepanovich (Moscow) - Cand. Sc. (Eng.), Associate Professor of «Elements of Instrument Devices» Department. Bauman Moscow State Technical University (BMSTU, building 1, 2-nd Baumanskaya str., 5, 105005, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]).

BUSHUEVA Valentina Viktorovna (Moscow) - Cand. Sc. (Phyl.), Associate Professor of «Philosophy» Department. Bauman Moscow State Technical University (BMSTU, building 1, 2-nd Baumanskaya str., 5, 105005, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]).

BUSHUEV Nikolay Nikolaevich (Moscow) - Cand. Sc. (Biol.), Associate Professor of «Ecology and Industrial Safety» Department. Bauman Moscow State Technical University (BMSTU, building 1, 2-nd Baumanskaya str., 5, 105005, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]).

На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования является поддержка и развитие технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности. В настоящее время, когда осуществляется государственный и социальный заказ на техническое творчество обучающихся, перед образовательными организациями нашего региона стоит задача модернизации и расширения деятельности по развитию научно-технического творчества студенческой молодежи. Техническое творчество неразрывно связано с развитием системы учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий: слетов техников, выставок технического творчества, учебно-исследовательских конференций.

В современном мире всё большую роль играют электронные ресурсы. Для того чтобы идти в ногу со временем, современному студенту необходимо развивать способности по техническому творчеству. Техническое творчество - это деятельность, направленная на развитие способностей, которые проявляются в работе с оборудованием. Следует отметить, что такая работа требует особых умственных способностей, а также высокого уровня развития специальных навыков.

Для человека, занимающегося техническим творчеством, характерно активное, положительное отношение к технике, трудолюбие, целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость, самостоятельность, наличие определенных знаний и навыков.

Наряду со способностью, которую можно рассматривать как техническая гениальность или технический опыт, приобретенный человеком, для работы с техникой существуют независимые факторы, такие как: пространственное представление и техническое понимание. Пространственное представление - совокупность пространственных и пространственно-временных свойств, отношений: размер, форма, относительное положение объектов, их поступательное и вращательное движение, и т.д.

1. Представление отдельных объектов или изображений.

2. Представление, отражающее общую пространственную взаимосвязь между различными объектами. Пространственное представление - необходимый элемент всех знаний и практического опыта, особенно профессионально-технического» .

Развитое пространственное представление - это необходимое условие для научных, технических, графических и художественных мероприятий, связанных с технической работой конструктивного мышления.

«Техническое понимание - способность воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом и учиться находить сходства и различия в разных видах моделей» .

«Структура технического творчества изменяется, развивается и находится в состоянии подвижности, выдвигая те или иные компоненты в зависимости от вида деятельности.

Структура технического творчества включает в себя следующие компоненты:

  • техническую наблюдательность;
  • развитое техническое мышление;
  • развитое пространственное воображение;
  • способность к комбинированию;
  • личностные качества (интерес к технике, любознательность, активность).

«Особую роль в структуре технического творчества играет такой компонент, как наблюдение. Наблюдение - это особая форма восприятия, которая является организованной, целенаправленной, осмысленной и активной. Технические возможности наблюдения проявляются в своеобразном восприятии технических средств и технической деятельности» . «Эта специфика относится к содержанию понятий, идей, которыми мысленно оперирует человек, а также к его интересам и склонностям.

Исследование структуры технического творчества и технического мышления характеризуется преимущественно практической, а не теоретической деятельностью, хорошо развитым пространственным воображением и способность к комбинированию» .

Оригинальность технического труда способствует развитию некоторых аспектов мышления. Описывая направление технического мышления, можно выделить следующие особенности:

а) техническое мышление подразумевает четкость и точность мыслительных операций;

б) техническое мышление подразумевает мышление практическое;

в) техническое мышления - это гибкость ума;

г) деятельность технического мышления выражается главным образом в схемах и макетах.

Структуру технического мышления глубоко исследовал Т.В. Кудрявцев, который предположил, что приоритетное развитие некоторых аспектов мышления является уникальным в производстве и инженерных работ. В своей работе «Психология технического мышления», Т.В. Кудрявцев показал, что психологическая структура технического мышления является трехкомпонентной и включает в себя следующие компоненты: концептуальный, образный и практический.

«На основе информационного подхода Т.В. Кудрявцев определил следующие технические способности в психологическом анализе познавательной деятельности студентов:

  1. получение технической информации - способность к формализованному восприятию структуры задачи;
  2. переработка технической информации.

Техническое творчество связано с интересами и мотивациями. Оно представляет собой специфический процесс, но следует отметить, что не существует никаких доказательств того, что оно не определяется общими мнемоническими способностями.»

Проблема формирования и развития творческих технических способностей студентов на сегодняшний день имеет важное социально-экономическое и педагогическое значение. Творческие технические способности являются ценным качеством личности человека, характеризующим ее направленность. Они обогащают интеллект, придают благоприятную окраску трудовой деятельности, создают уверенность и удовлетворенность в работе.

Список литературы:

  1. Акатьев, В. А. Развитие мотивации молодежи к занятию научно-техническому творчеству / В. А. Акатьев. // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №5. – С. 48.
  2. Амелькин, В. И. К вопросу о способности личности к техническому творчеству / В. И. Амелькин. // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. – 2009. – №2. – С. 145-148.
  3. Мамаева, И. А. Профессиональное мышление и технические способности / И. А. Мамаева. // Профессиональное образование. Столица. – 2006. – №3. – С. 12.
  4. Кудрявцев, Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / Т. В. Кудрявцев. – М.: Знание, 2011. – 80 c.
  5. Все для студента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения 04.05.2017)
  6. Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e.lanbook.com, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения 04.05.2017)
  7. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения 04.05.2017)
  8. Самая большая библиотека электронных книг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litres.ru, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения 04.05.2017)