Слайд 2
Поэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г. Написана в 1839г. В Петербурге. Первоначальное название - «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил первоначальный эпиграф («У каждого есть только одно отечество») на цитату из «Книги царств» («Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю») – о нарушении запрета и последовавшем за ним наказании. Название тоже было изменено: «мцыри» - послушник и пришелец, чужеземец – одинокий человек, прибывший из других краёв.
Слайд 4
1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён. 2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. 3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. 4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.
Слайд 5
Автор не описывает монастырскую жизнь, а передаёт лишь краткие замечания Мцыри о ней. Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, с «сумрачными стенами» и «кельями душными», где человек бесконечно одинок. Остаться в монастыре – навсегда отказаться от свободы и родины. …Я мало жил, и жил в плену… …Она мечты мои звала От келий душных и молитв… …Я вырос в сумрачных стенах Душой – дитя, судьбой – монах…
Слайд 6
Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь. Он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что в окружающих монахах видит своих врагов. Ему знакомо чувство одиночества и тоски. И я, как жил, в земле чужой Умру рабом и сиротой… Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть… Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской…
Слайд 7
Увидел мир, закрытый от него монастырскими стенами - пышные поля - холмы и горные хребты - ущелья, потоки - растительность
Слайд 8
О, я как брат обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил...Мцыри ощущал свою близость с дикой природой и наслаждался ею: Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой, Меж бурным сердцем и грозой?
Слайд 9
Смел и бесстрашен Презирает смерть Жаждет борьбы Любит родину и мечтает вернуться в родные края Твёрдый и целеустремлённый Выносливый и мужественный Страстная и пламенная натура
Слайд 10
Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлет... Всего три дня Мцыри провел на свободе. И именно за это время раскрывается внутренний мир героя. Он обнаруживает в себе чувства, ранее совершенно незнакомые ему. Юноше не удается достичь своей цели - увидеть дом родной - но даже смерть его воспринимается как победа. Мцыри не сломили ни отчаяние, ни страшные испытания, он до последней минуты остается верен себе и своему идеалу.
Слайд 11
Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.
Слайд 12
1.Выражается мечта, идеал, противостоящий действительности. 2.Герой – человек, враждующий с обществом или непонятый им. 3. Лирическое преобладает над эпическим. Автор не скрывает своего сочувствия герою.
Посмотреть все слайды
М.Ю.Лермонтов.
Анализ поэмы
«Мцыри».
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Задачи:
Развивать навыки анализа текста.
Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.
Выявить структурные особенности поэмы.
Продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы.
Воспитывать интерес к творчеству поэта.
Добрый день!
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
Поэма – вид лироэпического произведения, основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя.
Романтизм – литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе в 19 веке.
Для романтизма характерны следующие черты:
Словарная работа:
Словарная работа:
Сюжет - основные эпизоды художественного произведения, расположенные в определенной последовательности.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Словарная работа:
Вывод: Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
1) Пролог (1 глава)
-О чём мы узнаём в прологе?
- Где происходят события поэмы?
- Дайте описание монастыря.
Монастырь стоял на том месте, где сливались реки … и … . Из – за видны … обрушенных …, и …, и церковный …; не курится под ним … благовонный дым, не слышно … молящих иноков.
Предыстория главного героя ( 2 глава).
-Куда ехал и кого вёз русский генерал?
- Расскажите его предысторию. Как герой очутился в монастыре?
- Как он выглядел? Составьте его описание.
Ребёнку было лет шесть. По дороге он занемог (заболел). Ребёнок был пуглив и дик, слаб и гибок. Но в нём был могучий дух. Мальчик мучился от болезни тихо, не издавал стон. Ничего не кушал и гордо умирал.
Словарная работа:
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
-Как жил мальчик в монастыре?
-Почему он смотрел на восток?
-Что хотел сделать он во цвете лет?
-Что с ним случилось?
-Как он выглядел?
- Исповедь Мцыри (3 -23 главы).
Центральная часть поэмы – это исповедь героя. Такая форма выбрана поэтом потому, что так читатель может глубже понять внутренний мир главного героя, его мечты.
-Что такое «исповедь»?
Исповедь – откровенное признание в чём – нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов.
Герой мечтает «хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной».
-Чем, по Мцыри, отличается жизнь в монастыре от той жизни, которую он провел на воле? (гл.8)
(Ты хочешь знать, что делал я / На воле? Жил – и жизнь моя / Без этих трех блаженных дней / Была б печальней и мрачней / Бессильной старости твоей…). Природа открывает Мцыри смысл жизни: все рождается не для тюрьмы, а для воли.
- Какие испытания выпали на долю героя на свободе? Как он воспринял эти испытания?
Встреча с шакалом и змеей, с девушкой, с барсом, гроза в лесу (комментированное чтение).
-С кем он встретился у горного потока? Находим строчки о девушке, которая понравилась Мцыри (гл.13)
-Как поэт описывает природу ночью?
-Какую цель Мцыри имел в душе?
-Почему, находясь в лесу, он был голодный?
-Мцыри с детства слезы не знал, но тут заплакал без стыда. Почему?
-С кем он встретился ночью в лесу?
-Как поэт описывает барса?
(гл.16)
-Опишите бой с барсом.
(гл.17-18)
-Какие качества Мцыри проявились в схватке с барсом?
Мужественный, бесстрашный, отважный, смертельная опасность рождает не страх, а мужество, он упивается борьбой .
- Что же для Мцыри значит «жить»?
«Жить» для Мцыри – значит чувствовать: испытывать страх, голод, радоваться красоте природы и женщины, ощущать свою силу, отвагу, любовь к жизни.
- Какова последняя просьба главного героя?
(Когда я стану умирать, И, верь, тебе недолго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста… Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он своих высот Привет прощальный мне пришлет…).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить отрывки из поэмы «Мцыри».
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно
История создания Замысел поэмы «Мцыри» возник у Лермонтова еще в 1831 году. 17- летний поэт размышлял о судьбе своего ровесника, монаха, томящегося в монастыре: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. – Идеалы…». Но поэт не мог найти для этого замысла воплощения: всё написанное до сих пор не удовлетворяло. Самое трудное заключалось в слове идеалы. Прошло восемь лет, и Лермонтов, когда ему было 25 лет, воплотил свой старый замысел в поэме Мцыри. Родной дом, отчизна, свобода, жизнь, борьба – всё соединилось в едином лучезарном созвездии и наполняет душу читателя томительной тоской мечты. Романтическая мечта создаёт нового героя, волевого и сильного, пламенного и мужественного, готового, по мнению Лермонтова, к дальнейшей борьбе.
В уста Мцыри Лермонтов вложил свои чувства и мысли. Как и Мцыри, ссыльный поэт рвался домой, подобно ему мечтал о свободе. В свое время по дороге к ссылке Лермонтов сделал остановку в древней грузинской столице Мцхете. Монах показал ему могилы грузинских царей, в том числе и Георгия XII, при котором произошло присоединение Грузии к России. Это впечатление в поэме превратилось в старика сторожа, сметающего пыль с могильных плит: Которых надпись говорит О славе прошлой и о том, Как, удручен своим венцом, Такой-то царь в такой-то год Вручал России свой народ.
На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором. Впервые Лермонтов побывал на Кавказе в детстве вместе с бабушкой. Ребенком его возили лечиться на воды. Позже впечатления от кавказской природы еще более усилились. Биограф поэта П.А.Висковатов пишет (1891): «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Одна из таких легенд – народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.
Возникновение замысла поэмы связано с путешествием по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета (рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры. Там Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым. Генерал вез его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал, делал попытки к бегству в горы.
На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения: «1839 года. Августа 5». В следующем году поэма была напечатана в книге «Стихотворения М.Лермонтова». В черновом варианте поэма носила название «Бэри» (сноска Лермонтова: Бэри по-грузински: монах»). Послушник – на грузинском языке – «мцыри».
Род, жанр, творческий метод Поэма – излюбленный жанр Лермонтова, им было написано около 30 поэм (1828 – 1841), но опубликовал поэт только три из них. Поэмы, как и лирика Лермонтова, носили исповедальный характер, часто они представляли собой монолог или диалог героев, становились психологическим портретом исключительной личности. Поэма «Мцыри» является романтическим произведением Поэма написана в виде страстной исповеди героя.
Сюжет и композиция В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуация бегства из неволи. Монастырь как тюрьма всегда привлекал мысль и чувства поэта, причем Лермонтов не ставил знак равенства между монастырем и верой. Бегство Мцыри из монашеской кельи не означает безверия: это яростный протест героя против неволи.
Сюжет и композиция В поэме 26 глав. Мцыри не только герой, но и рассказчик. Форма исповеди является средством наиболее глубокого и правдивого раскрытия психологии героя. В поэме она занимает большую часть. Авторское вступление Оно помогает читателю соотнести действие поэмы с определенными историческими событиями. Здесь Лермонтов уделяет внимание наиболее ярким эпизодам поэмы: это созерцание природы Кавказа и мысли героя о родине, сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря, встреча героя с грузинкой, его поединок с барсом, сон в степи.
Художественное своеобразие Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри – поразительно цельная, завершенная. Он – герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы. Герои и автор внутренне близки. Исповедь героя – это исповедь автора. В единый взволнованный и волнующий монолог поэмы включены и голос героя, и голос автора, и сам величественный кавказский пейзаж. Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль играет образ грозы
Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри – поразительно цельная, завершенная. Он – герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы. Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён. Художественное своеобразие
Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль играет образ грозы. Гроза – это не только явление природы, но и выражение гнева Божия. Противопоставляются образы «Божьего сада» и «вечного леса». Трем дням свободы посвящена вся исповедь героя. Уже во времени: три дня – свобода, вся жизнь – неволя, автор обращается к антитезе. Временное противопоставление усиливается образным: монастырь – тюрьма, Кавказ – свобода.
Сравнения Они подчеркивают эмоциональность образа Мцыри (как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник; он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал). Сравнения отражают мечтательность юноши (Я видел горные хребты, Причудливые, как мечты, Когда в час утренней зари Курилися, как алтари, Их выси в небе голубом). С помощью сравнений показано как слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетясь, как пара змей), так и отчужденность Мцыри от людей(Я сам, как зверь, был чужд людей И полз и прятался, как змей; я был чужой для них навек, как зверь степной).
Метафорические эпитеты передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв(пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни; пылающая грудь), поэтическое восприятие мира(снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул). Метафоры передают напряженность, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств(бой закипел; но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит; судьба… смеялась надо мной! Я тайный замысел ласкал; Унесть в могилу за собой Тоску по родине святой, Надежд обманутых укор).
Развернутые олицетворения С их помощью передается понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна (Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры) Риторические вопросы, восклицания, обращения являются средством выражения сильных душевных переживаний. Их большое количество придает речи взволнованность и страстность(дитя мое, останься здесь со мной; о милый мой! Не утаю, что я тебя люблю).
Анафора способствует созданию лиризма, она усиливает впечатление, нагнетает ритм. И снова я к земле припал И снова вслушиваться стал… Он с детских глаз уже не раз Сгонял виденья снов живых Про милых ближних и родных, Про волю дикую степей, Про легких, бешеных коней, Про битвы чудные меж скал, Где всех один я побеждал! В многообразии изобразительных средств проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создается страстный, приподнятый тон поэмы.
Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова
Боброва Наталия Константиновна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «ТШИ», п.Тазовский
Поэма «Мцыри» является романтическим произведением со всеми характерными чертами этого литературного направления: - противоречием между идеалом и действительностью; - символическим сюжетом и образами. М.Ю.Лермонтов создал в поэме яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам.Это характер исключительный по глубине и тщательности
психологической проработки.
Образ самого Мцыри наделен романтическими чертами, которые сочетаются с реалистическими. Исповедь героя дает возможность психологически точно раскрыть его внутренний мир. Долгие годы Мцыри рос в монастыре, осознавая, что обязан монахам жизнью. Внешне он уже смирился с неволей и готовился принять монашеский обет, но в душе всё теплился огонёк прошлой, забытой жизни. Монастырь – тюрьма, в которую заключен Мцыри. Он хочет убежать, убежать как можно дальше, туда, где он надеется обрести самое главное – свободу, родину, семью.Решившись на побег, герой поэмы бросает вызов судьбе.
Он полон решимости узнать, для чего был рождён: для тихой, размеренной жизни монаха или для полной волнений жизни горца:
Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родились мы…
Оказавшись за стенами монастыря, Мцыри словно впервые видит мир. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, замечает каждую мелочь, частичку «живой» природы, вслушивается в многоголосое разнообразие звуков: Я видел горные хребты,Причудливые, как мечты,Когда в час утренней зариКурилися, как алтари,Их выси в небе голубом… Мцыри завораживает и ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти «пышные поля», «холмы, покрытые венцом дерев», «золотой песок». Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родине, которой он был лишён ещё ребенком: Мне тайный голос говорил,Что некогда и я там жил,И стало в памяти моейПрошедшее ясней, ясней… Только сейчас, оставшись наедине с природой, Мцыри смог ощутить себя счастливым. Только сейчас сердце юноши тронуло прекрасное, светлое чувство: …И ближе, ближе всё звучал Грузинки голос молодой, Так безыскусственно живой, Так сладко вольный, будто он Лишь звуки сладостных имён Произносить был приучён… Кульминацией романтической поэмы является схватка Мцыри с барсом. Этот бой - момент наивысшего подъёма сил и духа героя. Именно здесь Мцыри понимает, в чём истинное его предназначение:…Да, рука судьбы Меня вела иным путём… Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов. Герой поэмы М.Ю.Лермонтова гибнет, но он не сломлен. Последние его мысли – о жизни, родине, свободе.Гибель юноши и автор, и читатель воспринимают как победу над действитель- ностью: жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. Образ Мцыри сложен: это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в пору столкновений и конфликтов с миром. Особенность характера Мцыри – соединение строгой целеустремленности, могучей силы, твердой воли с исключительной мягкостью, задушевностью, лиризмом по отношению к родине. Мцыри чувствует гармонию природы, стремится слиться с ней. Он ощущает её глубину и тайну. Герой прислушивается к голосу природы, восхищается барсом как достойным против- ником, и дух его непоко- лебим, как дух самой природы. Для создания образа героя М.Ю.Лермонтов использует разнообразные средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворение, риторические вопросы, восклицания и др . Определите изобразительно-выразительное средство и его роль в создании образа героя.
М. Ю. Лермонтов 1814 – 1841 Учитель Ходырева О.Б.
Поэма «Мцыри» Я мало жил и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог Я променял бы, если б мог. Лермонтов «Мцыри»
« Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью » (В.Г. Белин ский)
В грузинском языке слово « мцыри » (груз. მწირი) имеет двойное значение: в первом - «послушник», « неслужащий монах», а во втором - «пришелец», «чужеземец», прибывший добровольно или привезённый насильственно из чужих краев, одинокий человек, не имеющий родственников, близких.
Поэма «Мцыри» (1839 год) История создания В 1830 – 1831 годах у Лермонтова зародился замысел создать образ юноши, рвущегося на волю из монастыря или тюрьмы. В одной из заметок от 1831 года находим: «Написать записки молодого монаха 17 лет. – С детства он в монастыре… Страстная душа томится. Идеалы…» Но прошло несколько лет, прежде чем Лермонтову удалось осуществить этот замысел. В 1837 году, странствуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов в Мцхете встретил старика-монаха, который рассказал поэту историю его жизни. Родом он горец; в детстве был взят в плен войсками генерала Ермолова. Генерал вёз его с собой, но мальчик по дороге заболел и был оставлен в монастыре на попечение монахов. Здесь он и вырос, но долго не мог привыкнуть к монастырской жизни и неоднократно пытался бежать в горы, на родину. Последствием одной из таких попыток была долгая и тяжёлая болезнь, после которой молодой горец примирился со своей судьбой и остался в монастыре. Этот рассказ старого монаха-горца напомнил поэту о прежнем замысле и дал ему реальную, взятую из жизни сюжетную основу. Определилось и место действия: Кавказ, окрестности Мцхета, монастырь при слиянии Куры и Арагвы.
Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь.
Тема и идея поэмы «Мцыри» Тема поэмы – изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая эту основную тему, Лермонтов ставит также темы человек и природа, связь человека с его родиной, с народом, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия. Лермонтов пронизывает всю поэму идеей борьбы за свободу, протестом против сковывающих человеческую личность общественных условий. Счастье жизни для Мцыри в борьбе за поставленную им себе цель – обрести родину и свободу. Чтобы подчеркнуть эту целеустремлённость Мцыри, его верность до конца своей «пламенной страсти» к свободе, Лермонтов изменил историю жизни старика-монаха, положенную в основу сюжета поэмы: Мцыри умирает, потому что не может примириться с жизнью в монастыре.
Композиция поэмы «Мцыри» Вступление Краткий рассказ автора о жизни Мцыри Исповедь героя
Жизнь М цыри в монастыре Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри, однако, мы понимаем, что для героя монастырь - символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и “кельями душными”. Остаться жить в монастыре - означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество. Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.
Почему Мцыри убежал из монастыря? Не мог примириться с жизнью среди чужих людей, вдали от родины, от своего народа. «Он знал одной лишь думы власть» – вернуться в родной аул. Не только тоска по родной земле томила его сердце. Мечты юноши были устремлены к свободе. Родившись в горах и будучи от природы свободолюбивым и независимым, Мцыри не мог жить в неволе. Жизнь в монастыре была для него равносильна заключению в тюрьме, его сердце жаждало совсем другого: Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.
3. Также Мцыри совершил побег с целью «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». Он видел, как монахи добровольно отреклись от всех радостей жизни. И поэтому Мцыри стремился также «узнать, прекрасна ли земля».
Что особенно поразило Мцыри на воле? Красота природы. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляет е го.
Ты хочешь знать, что видел я На воле? - Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял… Я видел горные хребты, Причудливые, как мечты, Когда в час утренней зари Курился, как алтари, Их выси в небе голубом, И облачко за облачком, Покинув тайный свой ночлег, К востоку направляло бег - Как будто белый караван Залетных птиц из дальних стран! Вдали я видел сквозь туман, В снегах, горящих, как алмаз, Седой незыблемый Кавказ; И было сердцу моему Легко, не знаю почему. Мне тайный голос говорил, Что некогда и я там жил И стало в памяти моей Прошедшее ясней, яс ней...
Встреча с кем заставляет волноваться, трепетать сердце Мцыри? (13 глава) Почему Мцыри не выходит навстречу грузинке, не заходит к ней в саклю, чтобы утолить голод? (Он преследует одну цель – вернуться на родину. … Я цель одну – Пройти в родимую страну, Имел в душе – и превозмог Страданья голода, как мог.
Кульминацией поэмы является битва Мцыри с барсом. Я ждал. И вот в тени ночной Врага почуял он, и вой Протяжный, жалобный как стон Раздался вдруг... и начал он Сердито лапой рыть песок, Встал на дыбы, потом прилег, И первый бешеный скачок Мне страшной смертью грозил... Но я его предупредил. Удар мой верен был и скор. Надежный сук мой, как топор, Широкий лоб его рассек... Он застонал, как человек, И опрокинулся. Но вновь, Хотя лила из раны кровь Густой, широкою волной, Бой закипел, смертельный бой!
качества характера, проявляемые Мцыри во время битвы с барсом? Мужество, волю к победе, презрение к опасности, уважение к достойному противнику
Три дня на воле – это дни настоящей жизни Мцыри, жизни в борьбе, насыщенной, яркой. Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи.
Почему Мцыри не удалось достигнуть своей цели – найти родину, свой народ? (Слаб физически, «на мне печать свою тюрьма оставила», - так он объясняет причину своей неудачи) Раскаялся ли Мцыри в побеге? (Нет. Он умирает непреклонным. Дух его не сломлен)
Что утверждает Мцыри «Чудесный мир тревог и битв… где люди вольны, как орлы». «Отчизну, дом, друзей, родных…» Краткая, но живая дружба бурного сердца и грозы, полнота, радость жизни. Что отрицает Мцыри 1.Кельи душные и молитвы 2. Землю чужую и рабство в ней 3.Страх монахов перед стихией, их самоограничение и аскетизм.
Образ М цыри воспринимается как обобщённый образ узника, томящегося в неволе, но бросающего ей гордый вызов. В поэме прославляется борьба за духовную свободу, как бы трагично она не закончилась.
Выразительные средства поэмы «Мцыри» Эпитеты (« пышные поля», « свежею толпой», «объятья каменны е», « тайный ночлег», « б урное сердце»), « упрямая груда камней»); метафоры (« венцом дерев», при встрече с барсом сердце Мцыри «зажглось жаждой борьбы», Мцыри даёт себе клятву: свою «пылающую грудь прижать с тоской к груди … родной»); олицетворени я («думы скал»); с равнения («деревья, как братья в пляске круговой» ; «в снегах, горящих, как алмаз» ; «горные хребты, причудливые, как мечты» ; « курилися, как алтари, их выси»; «облака, как будто белый караван залётных птиц»); аллитераци я («г р уды, го р ные х р ебты, ку р илися, как алта р и» (« р »).
Источники 1 . ru . wikipedia . org. images. y andex . r u С.М. Флоринская «Русская литература» Москва 1955 Учебник – хрестоматия для 8-го класса. Авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Москва «Просвещение » 2008