Мануэль кастельс - галактика интернет. Кастельс, мануэль Связи с Россией и частная жизнь

26.04.2024 Искусство

КАСТЕЛЬС МАНУЭЛЬ - испанский со-цио-лог.

В 1958-1962 годах учил-ся в Бар-се-лон-ском университете. Уча-ст-во-вал в ан-ти-фран-ки-ст-ском дви-же-нии; в 1962 году эмиг-ри-ро-вал во Фран-цию. В 1964 году окон-чил факультет пра-ва и эко-но-ми-ки в Сор-бон-не; уче-ник А. Ту-ре-на. В 1967-1968 годах пре-по-да-вал со-цио-ло-гию в университете Па-риж X в Нан-те-ре (ис-клю-чён из-за уча-стия в сту-денческих про-тес-тах), за-тем в па-риж-ской Выс-шей шко-ле со-ци-аль-ных на-ук. В 1979-1998 годах профессор Ка-ли-фор-ний-ско-го университета (Берк-ли), в 1988-1993 годах ди-рек-тор Института со-цио-ло-гии но-вых тех-но-ло-гий при Ав-то-ном-ном университете в Мад-ри-де; с 2001 года профессор От-кры-то-го университета (Бар-се-ло-на), с 2003 года профессор в Ан-нен-берг-ской шко-ле ком-му-ни-ка-ций Юж-но-Ка-ли-фор-ний-ско-го университета. Чи-тал лек-ции в университетах 39 стран ми-ра, в т. ч. в Московском и Но-во-си-бир-ском университетах, в Выс-шей шко-ле эко-но-ми-ки (Мо-ск-ва).

Кон-суль-ти-ро-вал пра-ви-тель-ст-ва ря-да го-су-дарств и ме-ж-ду-народных ор-га-ни-за-ции, в т. ч. в 1992 году Пра-ви-тель-ст-во Рос-сии (на-хо-дясь в со-ста-ве ме-ж-ду-народной груп-пы экс-пер-тов). Ре-ко-мен-да-ции этой груп-пы, со-глас-но ко-то-рым го-су-дар-ст-во долж-но бы-ло со-хра-нять кон-троль над про-цес-са-ми при-ва-ти-за-ции (с тем что-бы пре-дот-вра-тить пе-ре-дел круп-ной соб-ст-вен-но-сти до то-го, как бу-дет соз-дан класс мел-ких и сред-них соб-ст-вен-ни-ков), не бы-ли вос-тре-бо-ва-ны российским пра-ви-тель-ст-вом.

В кни-гах «Го-род-ской во-прос» («La Ques-tion urbaine», 1972 год) и «Го-род и его обы-ва-те-ли» («The city and the grass-roots», 1983 год) раз-ра-ба-ты-вал тео-рию раз-ви-тия го-ро-да. В ра-бо-те «Ин-фор-ма-цио-наль-ный го-род» («The informational ci-ty», 1989 год) ввёл по-ня-тие «про-стран-ст-во по-то-ков» - ин-фор-ма-ци-он-ных, тех-но-ло-ги-че-ских, фи-нан-со-вых и т. п., бла-го-да-ря ко-то-рым про-ис-хо-дит гло-ба-ли-за-ция эко-но-мических и со-ци-аль-ных про-цес-сов.

В фун-даментальном тру-де «Ин-фор-ма-ци-он-ная эпо-ха: эко-но-ми-ка, об-ще-ст-во и куль-ту-ра» («Information age: economy, society and culture», vol. 1-3, 1996-1998 годы, русский перевод 2000 года) ана-ли-зи-ру-ет-ся ха-рак-тер но-вой, уни-вер-саль-ной со-ци-аль-ной струк-ту-ры - «се-те-во-го об-ще-ст-ва», вы-зван-но-го к жиз-ни по-яв-ле-ни-ем но-во-го спо-со-ба раз-ви-тия - «ин-фор-ма-цио-на-лиз-ма», ко-то-рый воз-ник в конце XX века в ре-зуль-та-те пе-ре-строй-ки ка-пи-та-ли-стической сис-те-мы и ос-но-ву ко-то-ро-го со-став-ля-ет ин-тег-ри-ро-ван-ная сис-те-ма гиб-ких, по-сто-ян-но об-нов-ляю-щих-ся ин-фор-мационных и ком-му-ни-кационных тех-но-ло-гий. В от-ли-чие от ин-ду-ст-риа-лиз-ма, главным ис-точ-ни-ком про-из-во-ди-тель-но-сти ста-но-вит-ся те-перь тех-но-ло-гия про-изводства зна-ния, об-ра-бот-ки ин-фор-ма-ции и её эф-фек-тив-но-го при-ме-не-ния и раз-ви-тия («воз-дей-ст-вие зна-ния на са-мо зна-ние»). Скла-ды-ваю-щая-ся на-чи-ная с 1980-х годов гло-баль-ная «ин-фор-ма-цио-наль-ная» эко-но-ми-ка спо-соб-на функ-цио-ни-ро-вать как еди-ное це-лое в ре-аль-ном вре-ме-ни в мас-шта-бах всей пла-не-ты. Ре-шаю-щим для раз-ви-тия стран и кон-ти-нен-тов в рам-ках ми-ро-вой эко-номи-ки ока-зы-ва-ет-ся об-ла-да-ние ин-фор-мационными тех-но-ло-гия-ми (в ча-ст-но-сти, се-тя-ми Ин-тер-нет); стра-ны и ре-гио-ны (например, в Аф-ри-ке), не имею-щие дос-ту-па к этим тех-но-ло-ги-ям или не ос-ваи-ваю-щие их, ока-зы-ва-ют-ся под уг-ро-зой ис-клю-че-ния из ми-ро-во-го раз-де-ле-ния тру-да, об-ра-зуя, по Кастельсу, «чет-вёр-тый мир».

От-ме-чая, что де-ре-гу-ля-ция рын-ка и при-ва-ти-за-ция не яв-ля-ют-ся раз-ви-ваю-щим ме-ха-низ-мом, К. при-да-ёт важ-ней-шее зна-че-ние та-ким стра-те-ги-ям по-зи-тив-ных из-ме-не-ний, как тех-но-ло-гич. и об-ра-зо-ват. по-ли-ти-ка. На мно-го-числ. при-ме-рах (от США до Ки-тая и Ин-дии) он по-ка-зы-ва-ет, что во всём ми-ре го-су-дар-ст-во бы-ло ини-циа-то-ром и гл. дви-га-те-лем ин-фор-мац.-тех-но-ло-гич. ре-во-лю-ции, со-дей-ст-во-вав-шим раз-ви-тию рын-ков и фи-нан-си-ро-вав-шим мак-ро-ис-сле-до-ва-тель-ские про-грам-мы. В то же вре-мя де-цен-тра-ли-зо-ван-ные ин-но-ва-ции сти-му-ли-ро-ва-лись куль-ту-рой тех-но-ло-гич. ак-тив-но-сти и при-ме-ра-ми бы-ст-ро-го лич-но-го ус-пе-ха. Кон-флик-ты, воз-ни-каю-щие из-за уве-ли-чи-ваю-щей-ся дис-тан-ции ме-ж-ду гло-ба-ли-за-ци-ей с ха-рак-тер-ным для неё аб-ст-ракт-ным ин-ст-ру-мен-тализ-мом се-те-вых ин-фор-мац. по-то-ков и ис-тори-че-ски сло-жив-шей-ся «кол-лек-тив-ной иден-тич-но-стью» кон-крет-ных субъ-ек-тов, при-во-дят к по-яв-ле-нию оп-по-зи-ци-он-ных со-ци-аль-ных дви-же-ний (в ча-ст-но-сти, эко-ло-ги-че-ско-го, фе-ми-ни-ст-ско-го и т. п.).

Сочинения:

City, class and power. L.; N. Y., 1978;

The economic crisis and American society. Princeton, 1980;

Technopoles of the world: the ma-king of XXI century industrial complexes. L., 1994;

The collapse of Soviet communism: a view from the information society. Los Ang., 1995 (with E. Kiselyova);

Ин-фор-ма-ци-он-ное об-ще-ст-во и го-су-дар-ст-во бла-го-сос-тоя-ния. Фин-ская мо-дель. М., 2002 (совм. с П. Хи-ма-не-ном);

Га-лак-ти-ка Ин-тер-нет. Ека-те-рин-бург, 2004;

Glo-ba-lización, desarrollo y democracia: Chile en el contexto mundial. Santiago, 2005;

Mobile com-munication and society. Camb., 2006 (co-auth.).

Мануэль Кастельс (исп. Manuel Castells, 1942) — испанский социолог-постмарксист, один из основателей теории новой социологии города.

Считается одним из ведущих социологов современности, специализирующимся в области теории информационного (постиндустриального) общества. В начале научной карьеры изучал проблемы урбанистики.

В 1958 поступил в Барселонский университет. С 1960 участвовал в антифранкистском движении. В 1962 эмигрировал во Францию, учился в Парижском университете у Алена Турена.

Преподавал социологию в Университете Западный Париж — Нантер-ля-Дефанс и Высшей школе социальных наук.

С 1979 года — профессор Калифорнийского университета в Беркли. Одновременно в 1988-1994 директор Института социологии новых технологий при Мадридском автономном университете.

В качестве приглашённого профессора читает лекции в крупнейших университетах мира.

С 1984 года неоднократно посещал СССР и Россию. В 1984 на рабочем совещании Международной социологической ассоциации в Новосибирске познакомился с социологом Эммой Киселёвой, на которой женился в 1993. Весной 1992 работал в России руководителем группы зарубежных экспертов, приглашённых правительством РФ, но рекомендации группы Кастельса были отклонены.

В начале научной карьеры был сторонником структуралистского марксизма Луи Альтюссера, под влиянием которого придавал значение комплексному анализу развития общества, обращая основное внимание на социальные противоречия и конфликты. Кастельс, однако, отрицает тезис о рабочем классе как главном двигателе перемен и демонстрирует критическое отношение к коммунистическим режимам и к коммунизму как конечной цели, утверждая, что «все утопии ведут к террору, если предпринимается серьезная попытка воплотить их в жизнь».

Книги (4)

Власть коммуникации

Книга одного из крупнейших социологов современности Мануэля Кастельса, известного российскому читателю по опубликованным ранее произведениям, представляет собой поистине энциклопедию «работы» власти в современном пронизанном медиа мире.

Автор дает практически исчерпывающее представление как о современном политическом процессе, существующем только через посредство медиа, так и об используемых последними способах привлечения общественного внимания (самого дорогого ресурса сегодня!), среди которых одним из наиболее популярных оказывается скандал.

М. Кастельс отталкивается от последних достижений нейронауки в изучении эмоционального интеллекта, позволяющих успешно использовать техники так называемой каскадной активации, фрейминга, прайминга и других методов воздействия на зрителя/читателя/слушателя. Для подтверждения своих идей он использует как американские реалии, так и политические процессы в разных странах мира. Особый интерес представляет заключительная глава, посвященная первой президентской избирательной кампании Барака Обамы, успех которой в решающей степени был обусловлен прорывным решением его избирательного штаба об активнейшем использовании социальных медиа.

Несмотря на сугубо академический характер (только библиография занимает 48 страниц), множество диаграмм и таблиц, что делает книгу незаменимым подспорьем в профессиональной практике политологов, прекрасным компендиумом и «точкой роста» для студентов, она представляет значительный интерес и для широкой читательской аудитории, поскольку написана увлекательно и прекрасным языком.

Галактика Интернет

Интернет стал обычной частью нашей жизни и привычным рабочим инструментом. Как он появился? Кто создал его? Как сказался Интернет на сфере коммуникаций, на экономике? К каким изменениям в культуре приводит распространение Интернета? Как меняются под его влиянием отношения между людьми? Как изменилась структура нашей повседневной жизни?

Книга одного из самых известных социологов современности профессора Мануэля Кастельса (Калифорнийский университет в Беркли, США) отвечает на эти и многие другие вопросы на основе фундаментального и всестороннего анализа.

Информационная эпоха: экономика, общество и культура

Монография посвящена всестороннему анализу фундаментальных цивилизационных процессов, вызванных к жизни принципиально новой ролью в современном мире информационных технологий. Выводы автора основываются не только на анализе данных национальных и международных статистических учетов, вторичном анализе экономических и социологических исследований других ученых, но и на его собственных крупномасштабных изысканиях. М. Кастельс проводил исследования в США, Японии, Тайване, Южной Корее, Гонконге, Китае, Западной Европе (Англии, Франции), России (особенно в академгородках Сибири и Подмосковья).

Он сформулировал целостную теорию, которая позволяет оценить фундаментальные последствия воздействия на современный мир революции в информационных технологиях, охватывающей все области человеческой деятельности.

Информационное общество и государство благосостояния. Финская модель

Финляндия уже давно попала в центр сообщества информации и коммуникационных технологий, обрастая исключительно успешными компаниями и эффективным распространением медиатехнологий, а также значительным коэффициентом инноваций во всех социальных сферах.

Тем не менее, ее социальные и культурные ценности и институциональное управление являются контрастными по отношению к Силиконовой Долине. Ключевой миф неолиберализма состоит в том, что государственные компании неэффективны и убыточны по определению. Однако при взгляде на компанию Sitra, деятельность которой подробно анализируется в предлагаемой вниманию читателей книге, рушится вся система идеологической аргументации «Вашингтонского консенсуса».

Sitra не просто добилась высокой эффективности, но и стала силой, преобразующей все финское общество. В сущности, перед нами модель общественной корпорации новой эпохи. Модель, имеющая ценность не только применительно к Финляндии, и не только в информационном секторе.

Кастельс, Мануэль

Мануэль Кастельс (исп. Manuel Castells ; род. г.) - американский социолог испанского происхождения.

Считается одним из крупнейших социологов современности, специализирующимся в области теории информационного общества. Учился в Парижском университете у Алена Турена . В начале научной карьеры изучал проблемы урбанистики . Преподавал социологию в Высшей школе социальных наук (Париж, Франция). С 1979 года - профессор Калифорнийского университета в Беркли. В качестве приглашенного профессора читал лекции в крупнейших университетах мира. С 1984 года неоднократно посещал СССР , а потом - Россию.

Литература на русском языке

  • Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.
  • Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. - Екатеринбург: У-Фактория (при участии Гуманитарного ун-та), 2004. - 328 с. (Серия «Академический бестселлер»).
  • Кастельс М., Химанен П. Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель. / Пер. с англ. А.Калинина, Ю.Подороги. - М.: Логос, 2002. - 219 с.

Литература на английском языке

  • The Urban Question. A Marxist Approach (trans: Alan Sheridan). London, Edward Arnold (1977) (Original publication in French, 1972)
  • City, Class and Power. London; New York, MacMillan; St. Martins Press (1978)
  • The Economic Crisis and American Society. Princeton, NJ, Princeton UP (1980)
  • The City and the Grassroots: A Cross-cultural Theory of Urban Social Movements. Berkeley: University of California Press (1983)
  • The Informational City: Information Technology, Economic Restructuring, and the Urban Regional Process. Oxford, UK; Cambridge, MA: Blackwell (1989)
  • The Rise of the Network Society, The Information Age: Economy, Society and Culture, Vol. I. Cambridge, MA; Oxford, UK: Blackwell (1996) (second edition, 2000)
  • The Power of Identity, The Information Age: Economy, Society and Culture, Vol. II. Cambridge, MA; Oxford, UK: Blackwell (1997) (second edition, 2004)
  • The End of the Millennium, The Information Age: Economy, Society and Culture, Vol. III. Cambridge, MA; Oxford, UK: Blackwell (1998) (second edition, 2000)
  • The Internet Galaxy. Reflections on the Internet, Business and Society. Oxford UP (2001)
  • The Information Society and the Welfare State: The Finnish Model. Oxford UP, Oxford (2002) (co-author, Pekka Himanen)
  • The Network Society: A Cross-Cultural Perspective. Cheltenham, UK; Northampton, MA, Edward Edgar (2004), (editor and co-author)
  • The Network Society: From Knowledge to Policy. Center for Transatlantic Relations (2006) (co-editor)
  • Mobile Communication and Society: A Global Perspective. MIT Press (2006) (co-author)

Ссылки

  • Кастельс (Castells) Мануэль // Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко, 2003.
  • Биография Мануэля Кастельса на сайте Калифорнийского университета в Беркли - на английском

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Любительские пробеги на длинные и марафонские дистанции
  • Церковь во имя Державной иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)

Смотреть что такое "Кастельс, Мануэль" в других словарях:

    Кастельс Мануэль

    КАСТЕЛЬС МАНУЭЛЬ - (р. 1942) исп. социолог, спец. в обл. сетевых коммуникаций. Живет в Каталонии (Испания) и Калифорнии (США), где с 2003 г. является проф. исслед. центра по изучению сетевых коммуникаций. Применял марксистскую теорию развития общества к анализу… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Кастельс - Кастельс, Мануэль Кастельс, Мануэль Castells, Manuel социолог Дата рождения: 1942 год(… Википедия

    Мануэль Кастельс - Кастельс, Мануэль Castells, Manuel социолог Дата рождения: 1942 Место рождения … Википедия

    Кастельс М. - Кастельс, Мануэль Castells, Manuel социолог Дата рождения: 1942 Место рождения … Википедия

    Мануэль (имя) - У этого термина существуют и другие значения, см. Мануэль. Мануэль (имя) (Manuel) библейское имя Производ. формы: Ману, Мани, Мэн, Мэнни Иноязычные аналоги: арм. Манвел исп. Manuel итал … Википедия

    КАСТЕЛЬС (CASTELLS) Мануэль - (1942) испанский социолог, руководитель Института исследований стран Западной Европы. Автор 17 монографий и более 20 книг по широкому кругу проблем теории информационного общества, экологической безопасности, мировой экономике и пр. В своих… … Политологический словарь-справочник

    КАСТЕЛЬС (CASTELLS) Мануэль - (р. 1942) американский социолог и экономист. Родился в Испании. В 1958 1962 изучал экономику и право в Университете Барселоны. Будучи активистом движения против диктатуры Франко, вынужден был бежать в Париж. В 1964 окончил Сорбоннский университет … Социология: Энциклопедия

    Список социологов - … Википедия

    Преподаватели ГУ-ВШЭ - Это служебный список … Википедия

Книги

  • Власть коммуникации. Учебное пособие , Мануэль Кастельс , Книга одного из крупнейших социологов современности Мануэля Кастельса, известного российскому читателю по опубликованным ранее произведениям, представляет собой поистине… Категория: Учебники для ВУЗов Издатель: Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ) , Производитель:

Мануэль Кастельес - известный социолог, почетный доктор многих мировых университетов, участник огромного числа комиссий и групп, занимающихся проблемами глобального развития.

Кастельес родился в 1942 году, в Ла Манче, Испания. В 1958-1962 гг. изучал юриспруденцию и экономику в университете Барселоны. Из-за участия в движении протеста против режима Франко был вынужден бежать во Францию, где получил статус политического беженца. Во Франции Кастельес в 1964 году закончил факультет права и экономики Университета Сорбонны, а в 1967 получил степень доктора социологии Парижского университета.

С 1967 по 1979 гг. Кастельес преподавал в Парижском университете социологию и методологию социологических исследований. В 1972 году он издал свою первую книгу "La Question Urbaine » («The Urban Question. A Marxist Approach»), ставшую классикой исследований социологии города. Кастельес стал одним из основателей «новой социологии города», и опубликовал еще несколько работ в этой области. Марксистское направление в социологии, сторонником которого был Кастельес, подчеркивало роль общественных движений в трансформации городской среды.

Им была предложена концепция «коллективного потребления», служившего источником прогрессивных социальных конфликтов.

Оставив в начале 1980-х марксизм, Кастельес начал исследовать роль новых технологий в реструктуризации экономики и развитии общества. В 1989 году им была предложена концепция «потоков», материальных и нематериальных компонентов глобальной мировой экономической и информационной сети. В 1990-х Кастельес обобщил результаты своих исследований в трилогии «Информационный век: экономика, общество и культура», опубликованной в 1996-1998 году.

В трилогии он суммирует свое представление о функционировании и устройстве общества в тезисе «наши общества все более структурируются вокруг биполярной оппозиции между Сетью и Самостью» (the Net and the Self). Сеть означает новые, сетевые формы организации, а Самость относиться к многочисленным практикам, с помощью которых люди утверждают собственную идентичность в изменяющемся мире.

Кроме того, авторству Кастельеса принадлежит термин «Четвертый мир». Близкий к «крайнему геоэкономическому югу» А. Неклессы, термин «четвертый мир» описывает страны и территории, полностью лишенные связи с другими «мирам» и обществами. Лишенные связи и средств развития и изменения, эти территории становятся своего рода белыми пятнами на геоэкономической карте мира.

В 1995-1997 году Кастельес принимал участие в работе экспертной группы высшего уровня по информационному обществу Европейской Комиссии. Кастельес был советником ЮНЕСКО и различных подразделений ООН, сотрудничал с USAID, Европейской комиссией, правительствами Чили, Мексики, Франции, Эквадора, Китая, России, Португалии и Испании.

В 1979 году Кастельес получил должность профессора социологии и городского и регионального планирования в Калифорнийском университете, в 2001 - в Открытом университете Каталонии (Барселона), а в 2003 работал исследователем в Университете Южной Калифорнии.

В Беркли (Калифорнийский университет) Кастельес преподает социологию информационного общества, курс по информационным технологиям и обществу, сравнительный анализ городской и региональной политики; ведет семинары по региональному развитию.

Мануэль Кастельес живет в Беркли (штат Калифорния, США). Женат, имеет двоих детей и трех внуков.

Мануэль Кастельс (род. в 1942 г.) - социальный мыслитель и исследователь современного мира. Родился в Испании, участвовал в антифранкистском движении. Учился в Париже, преподавал социологию города в Высшей школе социальных наук (Париж), с 1979 г. - профессор социологии в Калифорнийском университете (Беркли). По приглашению правительства России руководил международной группой экспертов (весна 1992 г.).

Автор более 20 монографий, переведенных во многих странах мира. Обобщающим стал трехтомный труд «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» (1996-1998); на русский язык переведен первый том с включением главы 1 и итогового заключения из третьего тома (М, ГУ ВШЭ, 2000). В нем в развернутом виде, с привлечением огромного фактического материала представлена авторская концепция информационализма - нового способа развития, характеризующего современный мир.

Ниже приведены выдержки из «Заключения» трехтомной монографии М.Кастельса «Информационная эпоха: экономика, общество, культура» (1996-1998). Они дают сжатое представление об авторской концепции общества, которое вырастает в результате преобразований, совершающихся на нынешней стадии новой информационной эпохи. Это представление находится в русле концепции зрелой либерализации, развиваемой в базовом пособии учебного комплекса (глава 18).

НОВОЕ ОБЩЕСТВО’

Новое общество возникает, когда (и если) наблюдается структурная реорганизация в производственных отношениях, отношениях власти и отношениях опыта. Эти преобразования приводят к одинаково значительным модификациям общественных форм пространства и времени и к возникновению новой культуры.

Информация и анализ, представленные в этой книге, убедительно свидетельствуют о таких многомерных преобразованиях в конце нашего тысячелетия. Я буду синтезировать основные характеристики преобразований для каждого измерения, адресуя читателя к соответствующим главам по каждому предмету за эмпирическим материалом, обосновывающим представленные здесь выводы.

Производственные отношения были преобразованы как социально, так и технически. Несомненно, они остались капиталистическими, но это исторически иной вид капитализма, который я назвал информациональным капитализмом...

...Глобальные финансовые сети являются нервным центром ин- формационального капитализма. Их поведение определяет ценность акций, облигаций и валют, принося горе или радость вкладчикам, инвесторам, фирмам и государствам. Но это поведение не следует логике рынка. Рынок перекошен, манипулируется и трансформируется комбинацией осуществляемых с помощью компьютера стратегических маневров, психологией толпы поликультурного происхождения и непредвиденными возмущениями, вызванными все более и более высокими степенями сложности идущего в мировом масштабе взаимодействия между потоками капитала. В то время как передовые экономисты пытаются смоделировать это поведение рынка на основе теории игр, результаты их героических усилий по построению

‘ Цит. по: Кастельс М. Заключение // Кастельс М Информационная эпоха: экономика, общество и культура. / Пер. с англ. А. Н. Субачева. М, 2000. С. 496-507 Цитируемый текст иллюстрирует содержание главы 18 базовою пособия учебного комплекса по общей социологии.

прогнозов на основе гипотезы рациональных ожиданий немедленно загружаются в компьютеры финансовых мудрецов для получения с помощью этого знания нового конкурентного преимущества путем использования новых вариантов распределения инвестиций.

Последствия этих процессов для взаимоотношений социальных классов столь же глубоки, сколь и сложны. Но прежде чем я определю их, мне нужно определить разницу между значениями понятия «классовые отношения». Один подход фокусируется на социальном неравенстве по доходу и общественному статусу в соответствии с теорией социальной стратификации. С этой точки зрения, новая система характеризуется тенденцией возрастания социального неравенства и поляризации, а именно одновременного роста верхушки и дна социальной шкалы...

Второй подход к классовым отношениям относится к социальному исключению. Под этим я понимаю разрыв связи между «людьми как людьми» и «людьми как рабочими/потребителями» вдинамике информационального капитализма в глобальном масштабе... Миллионы людей постоянно находят и теряют оплачиваемую работу, часто включены в неформальную деятельность, причем значительное их число вовлечено в низовые структуры криминальной экономики...

Граница между социальным исключением и ежедневным выживанием все более размывается для растущего числа людей во всех обществах... Таким образом, процесс социального исключения не только влияет на действительно обездоленных, но и на тех людей и на те социальные категории, что строили свою жизнь в постоянной борьбе за возможность избежать падения вниз, в мир люмпенизированной рабочей силы и социально недееспособных людей.

Третий путь понимания новых классовых отношений, на этот раз в соответствии с марксистской традицией, связан с ответом на вопрос о том, кто является производителями и кто присваивает продукт их труда. Если инновация - основной источник производительности, знания и информация суть главные материалы нового производственного процесса, а образование есть ключевое качество труда, то новые производители в информациональном капитализме сутьте создатели знания и обработчики информации, чей вклад наиболее ценен для фирмы, региона и национальной экономики. Но инновация не совершается в изоляции. Это часть системы, в которой управление организациями, обработка знания и информации и производство товаров и услуг переплетаются друг с другом. Определенная таким образом, эта категория информациональных производителей включает очень большую группу менеджеров, профессионалов и техников, которые образуют «коллективного работника», т.е. производственную единицу, созданную в результате кооперации между множеством неразделимых индивидуальных работников...

Но кто присваивает долю труда информациональных производителей? С одной стороны, ничто не изменилось vis-a-vis классического капитализма: его присваивают их работодатели, вот почему они нанимают их в первую очередь. Но, с другой стороны, механизм присвоения экономического излишка гораздо более сложен. Во-первых, отношения найма имеют тенденцию к индивидуализации, под этим подразумевается, что каждый производитель будет получать отдельное задание. Во-вторых, возрастающая доля производителей контролирует свой рабочий процесс и входит в специфические горизонтальные рабочие отношения. Таким образом, в большой степени они становятся независимыми производителями, подчиненными силам рынка, но реализующими собственные рыночные стратегии. В-третьих, их доходы часто направляются в вихрь глобальных финансовых рынков, насыщаемых именно богатой частью мирового населения; таким образом, они также являются коллективными собственниками коллективного капитала, становясь зависимыми от деятельности рынков капитала...

Действительно фундаментальными социальными разломами в информационную эпоху являются: во-первых, внутренняя фрагментация рабочей силы на информациональных производителей и заменяемую родовую рабочую силу; во-вторых, социальное исключение значительного сегмента общества, состоящего из сброшенных со счетов индивидов, чья ценность как рабочих/потребителей исчерпана и чья значимость как людей игнорируется; и, в-третьих, разделение рыночной логики глобальных сетей потоков капитала и человеческого опыта жизни рабочих.

Отношения власти также трансформируются под влиянием социальных процессов, что я выявил и проанализировал в этой книге. Основное изменение связано с кризисом национального государства как суверенной единицы и сопровождающего его кризиса той формы политической демократии , что создавалась в течение последних двух веков... Глобализация капитала, процесс увеличения количества сторон, представленных в институтах власти, а также децентрализация властных полномочий и переход их к региональным и локальным правительствам создают новую геометрию власти, возможно, рождая новую форму государства - сетевое государство. Социальные акторы и граждане вообще максимизируют возможности представительства своих интересов и ценностей, разыгрывая различные стратегии в отношениях между различными институтами, на различных уровнях компетенции. Граждане некоего данного европейского региона будут иметь больше возможностей для защиты своих интересов, если они поддержатсвои местные власти в альянсе с Европейским Союзом против своего национального правительства. Или наоборот. Или не будут делать ни то, ни другое, т.е. будут утверждатьлокальную/региональную автономию в противовес как национальным, так и наднациональным институтам...

По мере того как политика становится театром, а политические институты скорее агентствами по заключению сделок, чем местами власти, граждане по всему миру демонстрируют защитную реакцию, голосуя для того, чтобы предотвратить вред от государства, вместо того, чтобы возлагать на него свои требования. В определенном смысле политическая система лишена власти, но не влияния.

Власть, однако, не исчезает. В информациональном обществе она становится вписанной на фундаментальном уровне в культурные коды, посредством которых люди и институты представляют жизнь и принимают решения, включая политические решения. В этом смысле власть, когда она реальна, становится нематериальной. Она реальна потому, что где и когда бы она ни консолидировалась, эта власть наделяет на время индивидов и организации способностью осуществлять свои решения независимо от консенсуса. Но она нематериальна вследствие того, что такая возможность возникает из способности организовывать жизненный опыт посредством категорий, которые соотносятся с определенным поведением и, следовательно, могут быть представлены как одобряющие определенное лидерство...

Культурные сражения суть битвы за власть в информационную эпоху. Они ведутся главным образом в средствах массовой информации и с их помощью, но СМ И не являются держателями власти. Власть - как возможность предписывать поведение - содержится в сетях информационного обмена и манипуляции символами, которые соотносят социальных акторов, институты и культурные движения посредством пиктограмм, представителей, интеллектуальных усилителей. В долгосрочном периоде в действительности не имеет значения, кто находится у власти, так как распределение политических ролей становится широким и подверженным ротации. Более не существует стабильных властных элит. Однако есть элиты от власти, т.е. элиты, сформированные во время своего обычно короткого срока пребывания у власти, за время которого они используют преимущества своей привилегированной политической позиции для достижения более постоянного доступа к материальным ресурсам и социальным связям. Культура как источник власти и власть как источник капитала лежат в основе новой социальной иерархии информационной эпохи.

Трансформация отношений опыта связана главным образом с кризисом патриархальности, глубоким переосмыслением семьи, отношений полов, сексуальности и, как следствие, личности. Структурные изменения (связанные с информациональной экономикой) и социальные движения (феминизм, женские движения, сексуальная революция) бросают вызов патриархальной власти по всему миру, хотя и в разных формах и различной остроты в зависимости от кул ьтурных/институционал ьных контекстов... Наиболее фундаментальная трансформация отношений опыта в информационную эпоху есть их переход к схеме социального взаимодействия, конструируемого главным образом с помощью актуального опыта отношений. Сегодня люди в большей степени производят формы социальности, нежели следуют моделям поведения.

Изменения в отношениях производства, власти и опыта ведут к трансформации материальных основ социальной жизни, пространства и времени. Пространство потоков информационной эпохи доминирует над пространством культурных регионов. Вневременное время как социальная тенденция к аннигиляции времени с помощью технологии заменяет логику часового времени индустриальной эры. Капитал оборачивается, власть правит, а электронные коммуникации соединяют отдаленные местности потоками взаимообмена, в то время как фрагментированный опыт остается привязанным к месту. Технология сжимает время до нескольких случайных мгновений, лишая общество временных последовательностей и деисторизируя историю. Заключая власть в пространство потоков, делая капитал вневременным и растворяя историю в культуре эфемерного, сетевое общество «развоплошает» (disembosies) социальные отношения, вводя культуру реальной виртуальности... Пол реальной виртуальностью я подразумеваю систему, в которой сама реальность (т.е. материал ь- ное/символическое существование людей) полностью погружена в установку виртуальных образов, в мир творимых убеждений, в котором символы суть не просто метафоры, но заключают в себе актуальный опыт... Эта виртуальность есть наша реальность вследствие того, что именно в этом поле вневременных, лишенных места символических систем мы конструируем категории и вызываем образы, формирующие поведение, запускающие политический процесс, вызывающие сны и рождающие кошмары.

Эта структура, которую я называю сетевым обществом, потому что оно создано сетями производства, власти и опыта, которые образуют культуру виртуальности в глобальных потоках, пересекающих время и пространство, есть новая социальная структура информационной эпохи. Не все социальные измерения и институты следуют логике сетевого общества, подобно тому как индустриальные общества в течение долгого времени включали многочисленные предындустриальные формы человеческого существования. Но все общества информационной эпохи действительно пронизаны - с различной интенсивностью - повсеместной логикой сетевого общества, чья динамичная экспансия постепенно абсорбирует и подчиняет предсуществовавшие социальные формы.

Сетевое общество, как и любая другая социальная структура, не лишено противоречий, социальных конфликтов и вызовов со стороны альтернативных форм общественной организации. Но эти вызовы порождены характеристиками сетевого общества и, таким образом, резко отличаются от вызовов индустриальной эры. Соответственно, они воплощаются различными субъектами, даже несмотря на то, что эти субъекты часто работают с историческими материалами, созданными ценностями и организациями, унаследованными от индустриального капитализма и этатизма.

Понимание нашего мира требует одновременного анализа сетевого общества и его конфликтных вызовов. Исторический закон, гласящий, что там, где есть господство, есть и сопротивление, продолжает быть справедливым. Однако для определения того, кто бросает вызов процессу господства, осуществляемого посредством нематериальных (однако могущественных) потоков сетевого общества, необходимо аналитическое усилие.