Эгоисты в литературе. Аргументы на тему: Эгоизм и самолюбие (ЕГЭ по русскому). Видеоразбор «Он и она»

Центральной персоной произведения «Герой нашего времени» является Печорин. Именно о нем и пойдет речь.

Первое, что стоит сделать – разобраться с семантикой слова эгоизм. Эгоизм - это такой вид поведения, при котором человек свои интересы превозносит выше интересов других людей, себялюбие, попытка извлечь пользу и выгоду для себя, не смотря на потребности остальных. Антонимом данного слова является «альтруизм».

И что же мы видим в поэме Лермонтова. Мы можем лицезреть эту неприкаянную, не знающую цели, корыстную душу главного героя. Изображение резко-негативных качеств героя не было самоцелью автора, он просто сделал все возможное, чтоб показать этот персонаж без приукрашиваний. Ничто не должно скрыться от глаз читателя.

Для Печорина все, окружающие его люди, просто карты в игральной колоде. Игрушки и только. Его целью является исключительно забава, невзирая на чувства и желания тех, кем он играет. Его неспокойная душа жестока, прямолинейна. Он словно ищет покоя, удовлетворения, но ничто в этой жизни на него не может так подействовать.

Он получает лишь временное затишье, а потом игра надоедает ему, и наш герой вновь оказывается в мучительных поисках развлечения.

Но, несмотря на это, нашего героя многие могут полюбить со всей искренность, что часто оказывается фатальным. Лишь только одна из женщин смогла пронести этот груз с достоинством – Вера. Эта женщина видит хорошее в герое, и видит все его недостатки. Его честолюбие, его пренебрежение и баловство с самыми серьезными аспектами этой жизни, будь то любовь и дружба, жизнь и смерть - все это, бесспорно, ранит ее. Но его обаяние, его мученичество от неудовлетворенности жизнью, его фатализм и воля неумолимо манят и лишь усиливают ее любовь. Вера знает отношение Печорина к себе: «Ты любил меня, как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно; без которых жизнь скучна и однообразна…» И эта цитата еще раз подчеркивает такой изъян героя нашего, как эгоизм.

Губительным оказывается интерес Печорина к Бэле. Этот интерес он называет любовью. И чтоб удовлетворить свои чувства он похищает ее из дома. Но чтоб завоевать любовь, мало человека оторвать от дома, и герой задается новой целью – покорить сердце Бэлы, что с успехом удается ему. Показательным в данном случае является диалог с Максимом Максимычем, который спросил у Печорина, для чего тот выкрал девушку, но что последовал ответ, полный недоумения: «Она ведь мне нравится.» Но и эта игрушка не приносит ему удовольствия, ведь любовь дикарки ничем не лучше любви светской барышни, и она так же наскучила ему.

В поэме мы видим пренебрежение Печорина даже к дружбе. Это бросается в глаза в эпизоде с Максимом Максимычем, с которым так много было пережито, который так хотел увидеть нашего героя, поговорить с ним. А в ответ на это получает лишь холодное, хотя и приветливое, рукопожатие. Подобное не может не ранить, но Печорин не замечает, какие шрамы остаются от его поступков в душах людей.

Опасен ли эгоизм для любви? У каждого человека свое мнение по этому поводу. Для того чтобы ответить на этот вопрос стоит разобраться, а что же такое эгоизм и почему он может быть опасен для любви? Я считаю, что эгоизм можно назвать болезнью, с которой нужно бороться. Эгоистичный человек не считается с мнением других, ставит свои интересы, запросы и проблемы превыше всего. Он думает только о себе и требует внимания. Любовь и эгоизм совершенно противоположны. Ведь любовь-это самое прекрасное и светлое чувство, которое может испытывать человек. Когда ты любишь, ты доверяешь человеку, уважаешь его мнение, любишь его просто за то, что он есть, ценишь каждый момент проведенный вместе. Именно поэтому я считаю, что эгоист не может или просто не умеет любить.

Правильность своей точки зрения, я могу доказать обратившись к роману Л. Н. Толстого «Война и мир». Я предлагаю вспомнить героиню романа, которая была бессердечной эгоисткой, - Элен Курагину. Она была красива, привлекательна, имела много поклонников, но выбрала себе в мужья неуклюжего, неприглядного Пьера Безухова, которым она не восхищалась, да что там, даже не любила его. Ей о него нужны были только деньги. Она была неверной женой, сразу же после свадьбы у нее появился любовник. Я считаю, что это эгоистично по отношению к Пьеру. Узнав об этом, Пьер решает разорвать с ней отношения, но, не успев расторгнуть брак, как Элен заболевает и умирает. Такое поведение Элен говорит о том, что она не любит Пьера, а лишь пользуется им, чтобы находиться в окружении денег. В этом и проявляется ее эгоизм, она не способна любить по-настоящему Пьера, ведь когда любишь, не изменяешь любимому человеку.

Чтобы убедиться в том, что эгоист действительно не умеет любить и ценить то, что имеет, стоит обраться к рассказу А. П. Чехова «Попрыгунья». В данном рассказе показан яркий пример эгоизма в отношениях. Ольга Ивановна - одна из главных героинь рассказа эгоистична и расточительна по отношению к своему мужу-Осипу Степановичу. Она не ценит его, не уважает его труд, он делает все, чтобы Ольга не нуждалась ни в чем. Из-за любви к ней Осип перестал уважать сам себя, он даже закрыл глаза на то, что у нее был любовник. Я считаю, что подло так поступать с человеком, который действительно тебя любит. Но Ольга не ценит своего мужа, ей все равно на него, она знает, что Осип пойдет ради нее на все. Но только тогда, когда Осип смертельно заболел, Ольга поняла, что она теряет дорогого человека. Вряд ли кто-то будет любить ее так же, как любил Дымов. Эгоизм Ольги опасен для Осипа, он не жалея себя работает, чтобы во всем угодить своей жене.

Таким образом, человек, ослепленный эгоизмом, может лишиться счастья, а необдуманные поступки могут привести к трагедии. Недаром А. В. Сухомлинский утверждал: «Лучше не создавай семьи, если ты эгоист. Смысл счастливой любви состоит в том, чтобы отдавать. Влюбленный в себя отдавать ничего не может, он только берёт и тем неизбежно отравляет всё лучшее в любви. Эгоизм здесь мешает, как физический недуг».

В текстах для подготовки к ЕГЭ мы не раз встречали проблему эгоизма в различных ее проявлениях, каждое из которых является заголовком в нашем списке. К ним подобраны литературные аргументы из зарубежных и отечественных книг. Все они доступны для скачивания в виде таблицы, ссылка в конце подборки.

  1. В современном мире тенденция эгоизма всё больше набирает обороты. Однако не стоит утверждать, что этой проблемы не существовало ранее. Одним из классических примеров может являться Ларра – герой легенды из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» . Он — сын орла и земной женщины, из-за чего считает себя умнее, сильнее и лучше других. В его поведении заметно неуважение к окружающим и, в особенности, к старшему поколению. Апогея его поведение достигает, когда Ларра убивает дочь одного из старейшин только по причине того, что девушка отказалась удовлетворять его прихоти. Его тут же наказывают и изгоняют. По истечении времени, изолированный от общества герой, начинает испытывать невыносимое одиночество. Ларра возвращается к людям, но слишком поздно, и они не принимают его обратно. С тех пор он блуждает одинокой тенью по земле, ведь Бог наказал гордеца вечной жизнью в изгнании.
  2. В новелле Джека Лондона «В далеком краю» эгоизм приравнивается к инстинкту. Здесь рассказывается о Уэзерби и Катферте, по случайности оставшимся наедине на Севере. Они отправились в далёкие края искать золото и вынуждены переждать суровую зиму вдвоём в старой хижине. По истечении времени в них начинает проявляться настоящий природный эгоизм. В конечном итоге, герои проигрывают борьбу за выживание, поддавшись своим низменным желаниям. Они убивают друг друга в жесточайшей борьбе за чашку сахара.

Эгоизм как болезнь

  1. Ещё два века назад великие классики описывали проблему эгоизма. Евгений Онегин – главный герой одноимённого романа, написанного А.С. Пушкиным , является ярким представителем людей, больных «русской хандрой». Ему не интересно мнение окружающих, он скучает от всего, что происходит вокруг. Из-за его трусости и безответственности погибает поэт Ленский, а его бесчувственность оскорбляет чувства юной дворянки. Конечно, он не безнадежен, в конце романа Евгений осознаёт свою любовь к Татьяне. Однако уже слишком поздно. И девушка отвергает его, оставаясь верной мужу. В итоге, он сам обрекает себя на страдания до конца своих дней. Даже его желание стать любовников замужней и уважаемой всеми Татьяны выдает его эгоистические мотивы, от которых он не может избавиться даже в любви.
  2. Эгоизм подобен некой болезни, он разрушает человека изнутри и не позволяет ему адекватно взаимодействовать с окружающими людьми. Григорий Печорин, являющийся центральным персонажем в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» , постоянно отталкивает от себя дорогих сердцу людей. Печорин легко понимает человеческую природу, и этот навык играет с ним злую шутку. Возомнив себя выше и умнее других, Григорий тем самым отгораживает себя от общества. Герой часто играет с людьми, провоцирует их на разные действия. Один из таких случаев заканчивается смертью его приятеля, другой – трагической гибелью любимой девушки. Мужчина понимает это, сожалеет, но никак не может сбросить оковы болезни.

Самоуничижение эгоиста

  1. Ярким примером эгоистичного человека является герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» , Родион Раскольников. Он, как и многие его знакомые, живёт бедно и винит во всём окружающих. В один момент он решается убить старую женщину, являющуюся процентщицей, что бы отобрать её деньги и раздать их малоимущим горожанам, освобождая их от долговых обязательств по отношению к Алёне Ивановне. Герой не задумывается о безнравственности своих деяний. Наоборот, он уверен, что это ради благой цели. Но на самом деле он лишь ради своей прихоти хочет испытать себя и проверить, к какому типу людей он может себя отнести: к «тварям дрожащим» или к «право имеющим». Всё-таки нарушив одну из заповедей из-за эгоистичного желания, герой обрекает себя на одиночество и душевные терзания. Гордыня ослепляет его, и лишь Соня Мармеладова помогает Раскольникову снова встать на путь истинный. Без ее помощи он бы наверняка сошел с ум от мук совести.
  2. Несмотря на то, что иногда человек переходит все нравственные и правовые границы ради достижения своих эгоистичных целей, нам свойственно испытывать муки совести. Так и один из героев поэмы А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» осознал свою неправоту. Крестьянин Ермил Гирин использует свою должность старосты, чтобы освободить родного брата от рекрутской повинности. Вместо него он записывает другого жителя деревни. Понимая, что он испортил жизнь человеку и его семье, он сожалеет о своём эгоистичном поступке. Его чувство вины настолько велико, что он даже готов совершить суицид. Однако он вовремя кается народу и принимает свой грех, пытаясь загладить вину.
  3. Женский эгоизм

    1. Эгоистичным людям всегда мало того, что они имеют. Им всегда хочется иметь что-то большее. Материальные блага для них – это способ самоутверждения. Героиня сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» не довольна своей жизнью в бедности. Когда её муж ловит «золотую рыбку», женщине нужно лишь новое корыто. Однако с каждым разом ей хочется большего, и в конечном итоге старуха желает стать морской владычицей. Лёгкая добыча и эгоистичные нравы затмевают рассудок старухе, из-за чего в конечном итоге она теряет всё и снова оказывается у разбитого корыта. Волшебная сила наказывает ее за то, что дама в погоне за удовлетворением самолюбия вовсе не ценила ни своего супруга, ни благ, которые ей доставались.
    2. Женщин часто называют эгоистками, так как они любят тратить много времени на уход за собой. Однако, настоящий эгоизм намного страшнее. Героиня романа-эпопеи Л.Н . Толстого «Война и мир» Элен Курагина доказывает читателю, что истинным эгоистам свойственна бессердечность. Княгиня была красивой девушкой и имела много поклонников, тем не менее, она выбирает в мужья некрасивого и неловкого кавалера, Пьера Безухова. Однако делает это она не из-за любви. Ей нужны его деньги. Буквально сразу же после свадьбы она заводит любовника. Со временем её наглость достигает невероятных масштабов. Элен, с наступлением войны, когда нужно волноваться о судьбе родины, думает лишь о том, как избавиться от мужа и выйти снова замуж за одного из поклонников.
    3. Безжалостность эгоизма

      1. Отсутствие сочувствия, жалости, сострадания – вот те черты, которые свойственны эгоистам. Не зря говорят, что такие люди ради своей прихоти готовы на самые ужасные поступки. Например, в рассказе И. Тургенева «Муму» барыня отбирает у своего слуги единственную радость в его жизни. Однажды Герасим подбирает бездомного щенка, выращивает его, заботится. Однако щеночек раздражал барыню, и она приказала герою его утопить. С горечью на сердце Герасим исполняет приказ. Всего лишь из-за простой прихоти эгоистичного человека он теряет единственного друга и губит жизнь животного.
      2. Повинуясь эгоизму, люди теряют контроль над собой и делают непоправимые ошибки. Например, Германн в произведении А. С. Пушкина «Пиковая дама» узнает о секрете трех карт, который гарантирует выигрыш в любой карточной партии. Молодой человек решает достать его любой ценой, и ради этого он притворяется влюбленным в воспитанницу единственной хранительницы тайны — пожилой графини. Пробираясь в дом, он грозит старушке убийством, и она действительно умирает. После этого она приходит к Германну во сне и выдает секрет в обмен на клятву жениться на ее воспитаннице. Герой не сдерживает обещания и одерживает победу за победой. Но поставив все кон, он с треском проигрывает решающую партию. Амбициозный юноша сошёл с ума, расплатившись за свои злодеяния. Но перед этим он отравил жизнь ни в чем не повинной девушки, которая верила его словам.

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».

Видеоразбор «Он и она»

Список литературы

  1. Гончаров И.А., роман «Обломов»
  2. Джек Лондон, роман «Мартин Иден»
  3. Достоевский Ф.М., роман «Преступление и наказание»
  4. Куприн А.И., повесть «Гранатовый браслет»
  5. Лермонтов М.Ю., роман «Герой нашего времени»
  6. Лесков Н.С., повесть «Леди Макбет Мценского уезда»
  7. Пушкин А.С., повесть «Капитанская дочка»
  8. Пушкин А.С., роман «Евгений Онегин»
  9. Чернышевский Н.Г., роман «Что делать?»
  10. Чехов А.П., рассказ «Ионыч»
  11. Чехов А.П., рассказ «Который из трех?»
  12. Чехов А.П., рассказ «О любви»
  13. Чехов А.П., рассказ «Попрыгунья»

«Он и она» - все аргументы

Дружба мужчины и женщины в литературе

Вопреки распространенному мнению, дружба между мужчиной и женщиной возможна. Правда, нередко она перерастает в любовь.

Аргументы:

Достоевский Ф.М., роман «Преступление и наказание» (Соня и Родион)

Гончаров И.А., роман «Обломов» (Ольга и Штольц)

Нередко, под маской дружбы может скрываться любовь

Пример из литературы:

Иногда, остывшая любовь, оставляет приятное послевкусие и превращается в дружеские отношения

Чернышевский Н.Г., роман «Что делать» (Вера и Лопухов)

Мужчина и женщина могут быть одновременно друзьями и супругами

Чернышевский Н.Г., роман «Что делать» (Вера и Кирсанов)

Куприн А.И., повесть «Гранатовый браслет» (Вера Шеина и её муж)

Чехов А.П., рассказ «О любви» (Анна Алексеевна и её муж)

Влюблённость в литературных произведениях

Отличается от любви тем, что быстро остывает

Аргументы:

Лермонтов М.Ю., роман «Герой нашего времени» (Печорин и Бэла)

Чехов А.П., рассказ «Ионыч» (Дмитрий Старцев)

Влюблённый человек легко жертвует отношениями

Карамзин Н.М., повесть «Бедная Лиза» (Эраст)

Если любовь была ненастоящей, человек быстро мирится даже с потерей своей половинки

Пушкин А.С., роман «Евгений Онегин» (Ольга Ларина)

Искренняя любовь

Одна и на всю жизнь, наполняет жизнь смыслом

Аргументы:

Карамзин Н.М., повесть «Бедная Лиза» (Лиза)

Ради неё человек готов на всё

Аргументы:

Джек Лондон, роман «Мартин Иден» (Мартин разбогател ради любимой)

Пушкин А.С., повесть «Капитанская дочка» (Гринёв просил врага о помощи)

Искренняя любовь проявляется в способности принимать все недостатки избранника

Пример из литературы:

Чехов А.П., рассказ «Он и она»

Мнимая любовь

Порой человек только думает, что нашел вторую половинку, но на самом деле это не так

Аргументы:

Чехов А.П., рассказ «Ионыч»

Карамзин Н.М., повесть «Бедная Лиза»

Любовь или деньги?

Людям нередко приходится сталкиваться с таким выбором, но решение каждый принимает сам.

Аргументы:

Чехов А.П., рассказ «Который из трех?» (Надя и Барон предпочитали деньги чувствам)

Чернышевский Н.Г., роман «Что делать?» (Веру не интересовали деньги, она не могла выйти замуж за человека, только потому, что он богат)

Притворная любовь

Преследуя корыстные цели, люди делают вид, что любят

Аргументы:

Чехов А.П., рассказ «Который из трех?» (Надя и Барон)

Лесков Н.С., повесть «Леди Макбет Мценского уезда» (работник Сергей)

Слепая любовь

Утонув в чувствах, люди не замечают, что за маской «второй половинке» скрывает эгоистичное чудовище

Аргументы:

Лесков Н.С., повесть «Леди Макбет Мценского уезда» (Катерина)

Чехов А.П., рассказ «Попрыгунья» (Дымов)

Неоцененная/неосознанная любовь

Нередко люди не могут оценить по достоинству чужие чувства и осознать свои собственные

Аргументы:

Чехов А.П., рассказ «Попрыгунья» (Ольга поздно поняла, что её муж заслуживал другого отношения к себе)

Куприн А.И., повесть «Гранатовый браслет» (Вера поздно осознала, что ей посчастливилось встретиться с любовью, о которой мечтает каждая женщина)

Лермонтов М.Ю., роман «Герой нашего времени» (Печорин поздно осознал, что Вера нужна ему)

Безответная любовь

Делает человека несчастным, лишает смысла жизни

Аргументы

Бунин И.А., рассказ «Солнечный удар»

Куприн А.И., повесть «Гранатовый браслет» (Желтков)

Взаимная любовь

Не всегда приносит счастье, ведь на пути влюбленных нередко возникают преграды

Аргументы:

Чехов А.П., рассказ «О любви» (Алёхин и замужняя Анна Алексеевна)

Джек Лондон, роман «Мартин Иден» (Родители запретили Руфи общаться с Мартином)

Борьба за любовь

И все же нередко счастье в любленных зависит от них самих

Аргументы:

Пушкин А.С., повесть «Капитанская дочка» (Гринёв не оставил любимую, несмотря на требования отца)

Джек Лондон, роман «Мартин Иден» (Руфь пошла на поводу у родителей)

Чехов А.П., рассказ «О любви» (Алёхин не смел разрушать брак)

Чернышевский Н.Г., роман «Что делать?» (Кирсанов признался другу, что влюблен в его жену, и вскоре женился на Вере)


Юна Вруз
Из цикла «ЗАРИСОВКИ ИЗ ЖИЗНИ»
Судя по тому, какая нешуточная дискуссия развернулась после моего первого поста в ШколеЖизни (см. статью «Что такое любовь?»), дальнейшее изложение моего мнения относительно многократно изучаемого феномена любви оставит мало равнодушных. Тем лучше, ибо в столкновении мнений выигрывают обе стороны – можно одновременно как отточить аргументы, так и изменить изначальную точку зрения. Итак, ключевой вопрос – связана ли любовь с эгоизмом, и если да – то как?

Рассмотрим последовательно три понятия: эгоизм вообще, эгоизм в любви в частности, и любовный (постельный) эгоизм как одну из форм проявления эгоизма в любви. Методику предлагаю простую: вначале спросим всезнающий интернет, а потом подключим здравый смысл и житейский опыт. Так и придем к окончательному суждению. Согласны?

Что такое эгоизм?
Как ни странно, но google не слишком обилен на определения. Вот, пожалуй, наиболее распространенное, имеющее корни от г-на Фрейда: эгоизм – это проявление интереса человека к самому себе, характеризующееся сосредоточением внимания на своих желаниях, влечениях, своем собственном мире в целом. Прочли? Спросите себя, что в этом определении содержит негатив? Ничего, правда?

Однако, продолжая поиски дальше, можно найти многочисленные материалы, в которых понятию эгоизм приписывается отрицательная, даже антисоциальная окраска. Дескать (далее по тексту в кавычках – это цитаты), «христианская мораль учит нас заботиться о других людях, почитать родителей, помогать слабым и противостоять тиранам … что высшее достижение - это подвиг, совершенный во благо всего человечества. Нам рассказывают сказки о героях, отдавших свою жизнь ради спасения других людей. И нас учат испытывать вину за всякое проявление эгоизма». Часто даже высказывают мнение, что эгоизм разрушает общество, и поэтому должен быть искоренен. Во как! При этом обозначают альтруизм как противоположность эгоизму: первое – хорошо, второе - отвратительно.

Женские журналы добавляют к антисоциальной окраске эгоизма еще и антимускулинную, дескать, эгоисты-мужчины НЕ-внимательны-заботливы-услужливы-друже ственны-самоотверженны-бескорыстны … ряд можно продолжать, но смысл, мне думается, уже понятен: женщины НЕэгоистичны, мужчины – эгоистичны, мужчины НЕальтруистичны, женщины – альтруистичны.

Но если поискать еще, но можно таки услышать и кое-что другое. Что «в эгоизме нет ничего плохого - такова сама человеческая природа, и бороться с ней, значит, восставать против инстинкта самосохранения. Что «цель врожденного естественного эгоизма - выживание, поэтому мы все - эгоисты от и до. Но по дурацкому стечению обстоятельств очень хотим видеть себя какими-то другими». Что «мы находим великую честь в благородстве, в альтруизме, в помощи нуждающимся. Мы заботимся о своих близких и тех, кого любим. Мы беспокоимся о будущем детей, о детенышах тюленей, об экологии и о мире во всем мире. Но при этом отказываемся взглянуть правде в глаза - на самом деле мы заботимся только о самих себе».

Вот так-то, дамы-господа! Искренне признающий себя эгоистом и действующий сообразно этому оказывается честнее, чем напускной святоша, действующий во благо из понимания «так должно» и вопреки своему эго. Вот еще цитата: «Чем сильнее человек верит в бескорыстность своих помыслов и поступков, тем он несчастнее». Как вам? Сильно сказано, не правда ли?

А вот и пример-пояснение: два разных человека, один – искренний эгоист, другой – напускной святоша, дарят подарки своим близким. Первый четко разумеет, что по сути презент он делает как бы для себя, исходя из собственной, читай – эгоистической, корысти, ведь ему просто нравится дарить. Он корыстен, но честен. Поэтому, ему, в общем-то, все равно, вызовет ли подарок бурю радостных эмоций, или вежливо-равнодушную благодарность: свое то эго он уже удовлетворил!

Напускной же святоша, будучи точно так же корыстным, делает вид, что никакой личной выгоды в его поступке нет, что презент – это ради ближнего, для него\нее и с целью принести тому\той бурю радостных эмоций. Что же происходит, если вместо этого он получает вежливо-равнодушную благодарность? Обида? Непонимание? Обвинения? Именно так, согласитесь! А почему? Потому, что напускной святоша хочет верить в бескорыстность этого поступка, будучи по природе своей человеческой – эгоистом!

В качестве вывода – еще одна цитата: «В человеке нет ничего, кроме собственного эгоистичного «Хочу!», и чем отчетливее он это видит, тем проще и естественней его жизнь, тем проще и естественней его отношения с людьми. Эгоизм - совершенно здоровое чувство, если перестать его стесняться. Чем больше от него прячешься, тем больше он прорывается наружу в виде необоснованных обид и попыток манипулировать людьми себе на благо. А чем больше его признаешь, тем отчетливее понимаешь, что этот самый эгоизм и заставляет нас чтить свободу и интересы другого человека. Осознанный разумный эгоизм - единственный путь к здоровым и конструктивным отношениям между людьми».

Завершив интернет-поиск, попробуем подключить здравый смысл и житейский опыт. Положа руку на сердце, ответьте, с кем легче общение, с человеком, который совсем или почти не предъявляет вам претензий, который, как правило, всем доволен, имеет устойчиво-позитивное настроение, или с тем, кто придирками-советами-поучениями-мнениями заполняет весь эфир вокруг ваших ушей, кто ждет от вас благодарностей за совершенный им – бескорыстно! – поступок, настроение которого не прогнозируемо меняется? С кем? То-то же! И что вам до того, что у первого это – проявление интереса к самому себе, сосредоточение внимания на своих желаниях, влечениях, на своем собственном мире в целом? Что это меняет, если легкость отношений от этого только выигрывает? Помните, куда благими намерениями дорога вымощена?

Последний штрих. Следует сказать пару слов о том, что же питает эгоизм любого человека? На чем строится внутренний мир и чем движим интерес к себе? Ответ прост – потребности, вот что есть «альфа и омега» человеческого эго. Потребности! Именно для их удовлетворения, причем – первоочередного и безусловного! Как известно, их не так уж и много – всего пять, так что отслеживать необходимо не так уж много факторов. Хорошая новость заключается в том, что для взрослого достаточно состоявшегося человека ключевыми являются всего две-три.

Что такое эгоизм в любви?
Уффф, с первым разделом закончено. Разобравшись, что эгоизм – это не такой уж и страшный зверь как его часто рисует наше воображение, перейдем ко второму – что такое эгоизм в любви? Для начала рассуждений вспомним, что мы понимаем под любовью: это состояние вытеснения собственного эгоизма в пользу эгоизма другого лица. Добавляем сюда определение эгоизма – интерес к себе, внимание на своих желаниях и влечениях, на собственном мире. Что получается? Если эгоизм – интерес, внимание и влечения – человека, предположим, мужчины, вытесняется в пользу эгоизма – интереса, внимания и влечения – другого человека, женщины, то это означает, что привлекательность «внутреннего я, эго» женщины становится для мужчины выше собственного. И наоборот, привлекательность мужского «внутреннего я, эго» становится выше для женщины. На этом строится их взаимный интерес друг к другу. Внутренний мир одного замещается внутренним миром другого. Потребности женщины питают эгоизм мужчины и наоборот.

Вероятно, именно этим пониманием руководствуются романтики-писатели-поэты, когда используют метафоры типа «они растворились друг в друге». Окружающие о таких говорят – они любят друг друга, и идеально друг другу подходят! Хотя, если спросить каждого в отдельности, то мужчина, скорее всего, скажет, что-то вроде «мы с нею одной крови», а женщина – «он такой же, как и я, только … с хвостом». Другими словами, оценка партнера осуществляется по принципу отсутствия! Это как с воздухом – пока он есть, его не замечаешь, как только нет – караул!

Представим ситуации. Мужчина имеет и дорожит отношениями с женщиной. Она однажды предлагает рвануть за город на выходные. А мужчина на эти выходные уже имеет планы – сходить на футбол. Или, он предлагает женщине выбраться в театр, а у нее уже «забито» в расписании на субботу «бассейны-массажи-макияжи». Что делать? Существуют два варианта. Первый – если мужчина в первой ситуации и женщина во второй отказываются от своих планов, потребностей, то тем самым становятся на путь накапливания потенциала раздражения и неудовлетворения: раз «съехал», второй раз уступила … Где конец? И каков он будет?
Второй вариант: каждый из партнеров уважает эгоизм другого, и рассматривает – эгоистически! – поступившее предложение через призму своих потребностей: природа или футбол, театр или бассейн. И если принимается, то согласовывается время-место встречи, которое, как известно, теперь уже изменить нельзя . Вот и все! Скажите, что лучше для отношений – накопление раздражений типа «снова ты ко мне со своим театром», или эгоистическое уважение потребностей? То-то же!

Что такое любовный или постельный эгоизм?
Женщины уверены, что любовный эгоизм проявляет тот, кто во время страсти игнорирует желания партнерши, увлекаясь только собственным удовлетворением. Мужчины же считают, что любовный эгоизм проявляет тот, кто манипулирует партнером, играя на доступности физиологических потребностей. На самом деле, ни то ни другое к эгоизму никакого отношения не имеет! Поскольку отражает не искренний, неприкрытый эгоизм, а напускную святость и жертвенность.

Прочтем без лишних эмоций следующие слова из одного женского журнала: «Любовный эгоизм в постели имеет ряд характерных признаков. Ваш партнер не будет смотреть на ваше лицо. Возможно, закроет глаза, отдаваясь полностью своему чувственному наслаждению. Будет говорить вам, каким боком повернуться и как двигаться». С эгоистической точки зрения – делай также и не парься! Лови кайф! А с точки зрения жертвенности все совсем не так просто: я ему себя подарила, а он … Как сказано выше, это путь к накоплению раздражения и неудовлетворенности.

Эгоизм, и только он – основа устойчивых взаимоотношений между людьми и любовниками!