Тарас бульба описание казаков в сечи. Обычаи запорожской сечи. Несколько интересных сочинений

06.03.2024 Новости

Областное научное общество учащихся «Поиск»

МБОУ «Ивановская средняя школа»

НОУ «Ориентир»

Запорожская сечь в повести

Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Выполнила:

Булатова Маргарита

  1. класс.

Руководитель:

Мекина Ю.С.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ивановская СШ»

Ивановка- 2014

Цели и задачи.

2.1. Возникновение Запорожской Сечи. Географическое положение.

2.2. Роль описания степи Н.В.Гоголем. Использование художесвенно- изобразительных средств.

2.3. Нравы и обычаи Запорожской Сечи.

2.4. Музей Запорожской Сечи.

Заключение. Выводы.

Список используемых источников литературы.

Глава 1.Организация чтения повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, ее героями, бытом казаков, их взглядами на жизнь.

Н.В.Гоголь усиленно занимался историей Украины, намеревался написать научный труд. Неоценимую помощь Гоголю оказывали народные песни. С целью сбора дополнительных материалов он дал «Объявление об издании истории Малороссии», в котором обращался к широкой публике с просьбой прислать ему в копиях или оригиналах неопубликованные летописи, записи, песни, деловые бумаги. Все источники, которые удалось собрать, Гоголь тщательно изучил.

В повести «Тарас Бульба» отражены реальные исторические события первой половины 17 века. Желая показать борьбу казачества за независимость, раскрыть ее героический характер, Гоголь не стремился к точной хронологии событий. Встречающееся в повести упоминание о 15 веке, когда сформировалось казачество, позволило Гоголю более полно раскрыть эпоху.

Первоначальная цель работы- познакомиться с содержанием произведения, выявить особенности жизни и быта казаков Запорожской Сечи. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Прочитать и проанализировать повесть «Тарас Бульба».
  2. Изучить теоретические сведения об истории возникновения Запорожской Сечи, о ее нравах и законах. Проанализировать и выявить местные национальные обычаи на основе исторического прошлого славянских народов.
  3. Подчеркнуть величие и героику борьбы за свободу Отечества, за чистоту веры, значение чувства товарищества, силу воли и духа запорожцев.
  4. Провести анализ своей деятельности и результатов проделанного с целью определения перспектив и практической значимости работы.

Свою повесть "Тарас Бульба"Н.В. Гоголь посвятил борьбе вольного казачества с угнетавшими его польскими панами за национальную независимость. Поляки угнетали крестьян, преследовали все национальное, пытались насадить свою веру, культуру, чуждый украинцам образ жизни. Именно в это тяжелое время опорой казацкой вольности, сторожевым постом Украины не только против Польши, но и против турецких захватчиков стала Запорожская Сечь.
Н. В. Гоголь долго и кропотливо собирал исторический материал перед написанием повести. Он изучал летописи, народные предания и песни - и вот перед нами разворачивается яркий и живой образ "колыбели" вольного казачества. Много страниц в повести посвящено описанию Запорожской Сечи и борьбе запорожских казаков против захватчиков. Воинской доблестью, героизмом, бесконечной любовью к родине привлекают к себе внимание могучие характеры, сформировавшиеся в упорной борьбе за родную землю.
Никто не мог устоять перед натиском свободолюбивых казаков. Их приближение наводило на поляков страх и ужас: "...все, что могло спасаться, спасалось. Все подымалось и разбегалось... Все знали, что трудно иметь дело с сей закаленной вечной бранью толпой, известной под именем запорожского войска..."
Гоголь представляет нам Запорожскую Сечь как воплощение мечты украинского народа о вольной жизни, о настоящей дружбе и братстве. Здесь - царство равенства и свободы, и на протяжении всей повести Гоголь прославляет законы и нравы Запорожской Сечи: "Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!"
Главный герой повести Тарас Бульба убежден, что "нет лучшей науки для молодого человека как Запорожская Сечь".
Несмотря на то, что в перерыве между битвами Сечь представляла собой "какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой", здесь царили строгие (и даже жестокие порой), но справедливые законы. Превыше всего ценились в казачьей вольнице чувство товарищества и уважение к старшим, поэтому любое преступление против этих добродетелей сурово каралось. За воровство казака могли забить насмерть у позорного столба, должника приковывали цепью к пушке, пока кто-нибудь из товарищей его не выкупит или не заплатит за него долг. Самая страшная казнь полагалась за смертоубийство.
В остальном же "Сечь представляла необыкновенное явление". Она состояла из отдельных независимых куреней, которых было больше шестидесяти. Во главе куреня стоял куренной атаман, которого еще называли "батьком" за то, что в его руках были деньги, одежда, питание, топливо. Из казаков "никто ничем не заводился и не держал у себя", даже личные деньги отдавались "под сохран" куренному атаману.
Во главе казацкого войска стоял выборный старшина - кошевой, и казаки очень гордились возможностью самоуправления.
Таким образом, Сечь стала домом, родиной, опорой казакам, не жалеющим ни себя, ни врагов, если нужно было отстоять независимость и свободу родной земли. Словно былинные богатыри, запорожцы сумели войти в историю беззаветной храбростью и неистребимой любовью к родине, проявленными в героической борьбе с захватчикам

Глава 2. Исследование жизни,нравов и обычаев жителей Запорожской Сечи.

2.1 Возникновение Запорожской Сечи. Географическое положение.

Время действия повести «Тарас Бульба» отнесено к событиям украинской истории, к существованию Запорожской Сечи. Однако Гоголь, нарушая историческую хронологию, перемещал происшествия и эпизоды разных веков. Он совсем не соблюдал историческую точность, потому что для него важнее не историческое, а художественное время. Ее главный герой- Тарас Бульба- наделен эпической цельностью и олицетворяет нравственные ценности Запорожской Сечи.

Сечь- православный мир, особая «кочевая» и вольная культурно-историческая общность. Вcе понятия о добре и зле в Запорожской Сечи особые, они принадлежат миру ушедшему и судить о них не по современным, а по тогдашним законам. Например, казаку нужна воля, а не хата, потому что, если у человека есть дом или какое-нибудь имущество,- он теряет и храбрость. Для казака мать и жена ниже друга. Превыше всего, даже родственных уз, товарищество. Два сына Тараса Бульбы- прежде всего товарищи, братья, а потом уже сыновья. Еще однга особенность казацкого товаришества-правословная вера. Она вовсе не выступает учением церкви, а мыслится одной принадлежностью к православию. Следовательно, вера- знак, символ Сечи, как и другие понятия.

В XV - XVI веках на реках Дон, Волга, Урал, Яик, Днепр, Терек возникли поселения вольных казаков, одной из которых была Запорожская Сечь. "Казак" - восточное слово. впервые оно встречается у половцев с XI века. На языке половцев "казак" означало "стража передового, ночного и дневного".

Запорожские казаки основали небывалое в мире мужское государство - Сечь. Это православные " рыцари, считали супружество худшей долей, жили как спартанцы и душу свою клали на Веру".

Поселения казаков называются станицы.Вокруг поселений казаков строили сторожевые башни, где ставили караулы. Все подчинялись атаману, которого выбирали на общем собрании. В казачьем войске была строгая дисциплина. Все подчинялись атаману, которого выбирали на общем собрании станичников - казачьем кругу. У атамана было несколько помощников - есаулов. Есаулы руководили отдельными отрядами казаков.

Всякому, кто бы он ни был, откуда бы и когда бы ни пришёл в Запорожье, доступ был свободен в Сечь при следующих условиях: быть вольным и неженатым человеком, исповедовать православную веру.

Семейных казаков называли "сиднями", "гнездюками", "бабниками". "Запорожским казакам не позволяется быть женатыми в Сечи, а которые уже женаты, должны, чтобы жёны их жили в близких места.

Н.В.Гоголь родился местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии.

Он хорошо знал местные национальные обычай и нравы, собирал народные песни и предания, изучал историческое прошлое славянских народов.

В 16 в. украинские казаки построили за днепровскими порогами военное укрепление- Сечь- для защиты рубежей страны от польских, турецких и татарских набегов.

О жизни Запорожской Сечи, о борьбе казаков, об их героической смерти во имя жизни Родины, во имя ее свободы и рассказал Н.В.Гоголь.

Какая Запорожская Сечь и ее законы.

«Ваша нежба - чистое..(поле) да добрый…(конь).

Сабля- вот ваша ….(матерь)!

(Запорожье)…- вот где наука, так наука!

Там вам школа»

Эти слова принадлежат Тарасу Бульбе. А можем ли мы считать, что Тарас Бульба –воин? А кто может утверждать, что Запорожская Сечь –школа?

Только тот, кто сам прошел эту школу. Н.В. Гоголь знакомит нас с Запорожской Сечью задолго до появления в ней Тараса Бульбы и сыновей.

Зачитаем слова от 1 главы « Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями, да бабиться с женой! Да пропади она: я козак, не хочу… я так поеду с вами на Запорожье!

С каким чувством произносит Тарас «Я казак!» А чем же он гордится.

А почему Сечь - это гнездо?

(Здесь проходят школу взросления и мужества молодые казаки; из гнезда, когда окрепнут крылья, вылетают птенцы готовые к полету к жизни; здесь же старшее поколение, закаленное в походах и битвах)

Запорожская Сечь жила по законам равноправия и братства.

Вывод:

Вывод.

«Казаки- воины. Главное для них: « чистое поле, добрый конь, матерь-сабля»

Тарас Бульба задолго до приезда сыновей решил их судьбу: быть им защитниками своей земли, как и он сам; поэтому он и принимает решение: сыновья едут в Запорожскую Сечь; как велико горе матери, не успевших наглядеться на своих сыновей. Как трогательны сцены прощания ее с сыновьями.

  1. Роль описания степи. Н.В.Гоголем.

Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу вытоптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки, желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Пестрые овражки выползывали из свох нор, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого- нибудь уединенного озера.

Почему Н.В Гоголь ввел описание степи?

Степь широкая, раздольная- символ Родины и свободы. Она связывает два мира: дом Бульбы и Запорожье. Борьба за эти бескрайние степные просторы. Обратить внимание на богатство красок, почувствовать аромат цветов, ее красоту, полюбить этот золотисто-бескрайний океан, почувствовать возвышенно(торжественный)- лирический тон описания степи.

Нельзя не почувствовать прелесть степных просторов, читая страницы повести Н.В. Гоголя; удивляет богатство красок, звуков и торжественно-лирический тон описания степи; за свободу этих степей и сражаются казаки.

2.3.Нравы и обычаи Запорожской Сечи

Впервые мы видим Запорожскую Сечь глазами Остапа и Андрия.Сначала- предместье с кузницами, лавками, пекарнями, шинками, которое одевало и кормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей. Потом – сама Запорожская Сечь, где по полю были разбросаны курени, которые напоминали отдельные государства. в каждом курене был свой атаман, свой запас провизии, свой кашевар.

Несмотря на все казаки подчинялись кошевому – атаману, который выбирался из свох же запорожских казаков. Все важные вопросы решали сообща, на общем собрании. Прием в Сечь был прост - надо было сказать:»Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься. На Сечи была церковь, куда казаки исправно ходили на службу, но о посте и слышать не хотели. Законов на Сечи было мало, но они были слишком жестокими. Если казак проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это считалось позором для всего казачества. Казака привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину. Каждый проходящий мимо, обязан был ударить его дубиной. Это продолжалось до тех пор, пока казак не умирал.

Не платившего должника привязывали к пушке. Он сидел там до тех пор, пока кто-нибудь из друзей не выкупал его.

Каждый из запорожцев готов был умереть за своего товарища и свое Отечество.

Казаки всему учились сами, « юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв. Главным занятием запорожцев была война. «Победить или погибнуть»- такой девиз казаков, который они писали на своем оружии. Запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми, защитниками веры и своего народа.

Оформление музея:

  1. иллюстрация – общий вид Запорожской Сечи;
  2. оружие запорожцев – запорожские пушки, мортиры и ядра, сабля, пороховница, нагайка.
  3. отличительные знаки, атрибуты запорожского войска.
  4. репродукция картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Слайд №1.

Приглашаем в наш музей. Мы поможем вам представить историческую эпоху 15-17 веков. В это время на Украине шло освободительное движение против польской шляхты, турков и татарских полчищ. Со всеми ними вело борьбу украинское казачество.

Слайд №2.

Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Нередко казаками становились беглые крепостные. Одни казаки жили на южных границах Московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь.

Называлась она так потому, что располагалась за трудно проходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев).

Здесь сложилась своеобразная «казацкая республика». Казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов, самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Женщин в Сечь не пускали.

Сечь состояла из шести – десяти куреней (селений), которые были похожие на отдельные независимые республики.

Слайд №4.

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Рассмотрим репродукцию картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и поделимся впечатлениями:

Обратите внимание на внешний облик казаков, на выражение их лиц.

Все пространство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли. В центре – кошевой атаман Иван Сирко, человек сильный и властный, совершающий смелые набеги в Крым и разгуливающий на «чайках» по Черному морю.

Какие черты лица Ивана Сирко убеждают нас, что это человек – наделенный силой и властью?

Какие еще фигуры привлекают ваше внимание?

Кто из персонажей картины напоминает вам героев повести Гоголя?

О чем, как вы думаете, запорожцы пишут письмо?

Как художник относится к казакам? (И. Репину дороги эти гордые, свободные люди, потому что они собрались сюда ради одной цели – защиты родины, охраны ее границ от хищных и жестоких набегов)

Какие законы Запорожской Сечи вы считаете жестокими?

Почему приходится так поступать? (Хотя в Сечи все основано на равноправии, но она сурово карает тех, кто нарушает законы)

Вывод: какая же она, Запорожская Сечь?

(Независимая, гордая, справедливая республика, основанная на равноправии и братстве; любимая своими обитателями, собравшимися здесь по зову сердца, а не по принуждению; именно такая республика, по мнению Гоголя, должна рождать героические характеры).

Заключение.

Первоначальная цель работы- познакомиться с содержанием произведения, выявить особенности жизни и быта казаков Запорожской Сечи. Для достижения цели были поставлены выполнены задачи.

Итак, Запорожская Сечь- особый условный художественный мир, в котором действуют свои нравственные ценности, свои понятия о добре и зле. С современной точки зрения и с точки зрения человека19 века, многие поступки Тараса Бульбы и запорожцев античеловечны и отвратительны. Но Гоголь изображает их эпически спокойно. Они не подлежат критической оценке и нравственному суду, потому что Тарас Бульба- идеальный герой славянской древности и потому что он действовал в полном согласии с теми нравами, которые царили в его эпоху.

Список литературы.

  1. Калганова Т.А. Гоголь в школе. Москва «Дрофа» 2010.
  2. Соколова Л.А. История Отечества. Москва» Просвещение» 2003.
  3. Крутова Н.Я. Н.В. Гоголь.»Тарас Бульба» Волгоград 2013
  4. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя.Москва 1979

Корни Н.В.Гоголя из Украины. В его произведениях много говорится о его родине. О ее природе, о ее традициях, о ее людях.

Обращался великий прозаик и к далекому прошлому украинского народа. Таким произведением стала повесть «Тарас Бульба».

Главное внимание в повести приковывает к себе Запорожская Сечь.

Знакомясь с главными героями произведения Тарасом Бульбою, его сыновьями Остапом и Андрием, образ Сечи нарисован только схематически. Только в рассказах главного героя идет о ней речь.

Что читатель узнает о ней? Это школа для настоящих Казаков. Именно там Остап и Андрий будут усовершенствовать свое боевое искусство. О смелости и силе говорит уже тот эпизод, когда Остап поборол даже родного отца.

После непродолжительного пребывания дома, Тарас решительно настроился определить своих сыновей в Сечь. Еще с вечера он выбрал для них самых лучших коней. Выбрал слуг. НА следующий день Андрий и Остап уже были одеты как настоящие казаки. От их убранства семинарии не осталось и следа.

И вот тут писатель детально изображает ее. Какие были традиции на Запорожье, как принимали в казаки, каким был образ жизни этих отчаянных людей.

Что первым бросилось в глаза Остапа и Андрия – это праздность и веселие. Бывалые и молодые, смелые казаки-мужчины в повседневных посиделках оставались побратимами и товарищами. Все проступки наказывались: и драка, и обида, и кража, и убийство. Проворовавшегося привязывали к столбу. Тот, кто проходил мимо, обязательно должен был ударить виновного дубиной. И тот стоял там до тех пор, пока его не забивали насмерть.

Должник стоял, прикован к пушке. И он стоял там до тех пор, пока кто-либо из казаков не погасит его долг.

Но не могли казаки забыть убийство своего боевого друга. Андрий с содроганием вспоминал, как похоронили живьем убийцу и убиенного. Это было из самых строгих наказаний.

Каждый казак был прикреплен к куреню. Куренной атаман был главным, и называли все его батьком. Он распоряжался деньгами, одеждой и едой. Ему отдавали казаки свои деньги на сохранение.

Все эти законы строго соблюдались. Но если кошевой атаман не устраивал казаков, то всеобщим собранием и голосованием его переизбирали.

Вот такой была Запорожская Сечь – кузница отваги и мужества. Сколько сильных и смелых людей она воспитала. Читаешь повесть и поистине восторгаешься мастерством великого прозаика Н.В Гоголя.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ сказки Пушкина О золотом петушке

    А.С. Пушкин в 1834 году написал произведение «Сказка о золотом петушке». В этот период автор много размышлял о судьбе Родины. Сказка немного напоминает «Легенды об арабском астрологе»

  • Быт и нравы города Калинова сочинение по рассказу Островского Гроза

    Пьеса А.Н. Островского «Гроза» известна многим. Она состоит во многих школьных списках литературных произведений. Действие пьесы происходит недалеко от реки Волги в городе Калинове

  • Двоекуров в романе История одного города характеристика образ сочинение

    Глупов - именно так Салтыков-Щедрин озаглавил свой город, в которым живут до абсурда глупые люди, а правят ими до абсурда глупые правители.

  • История создания повести Гранатовый браслет Куприна (прототипы героев, история написания)

    Произведение, ключевой темой которого является извечный любовный вопрос, представляется собой повесть, написанную на основе реальных событий, пережитых матерью приятеля писателя Любимова.

  • Сочинение Базаров и Павел Кирсанов сравнительная характеристика

    Столкновение разных поколений, разных взглядов-проблема, которая никогда не перестанет быть актуальной. Самым ярким примером является роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В данном произведении И. С. Тургенев мастерски раскрывает

В своем произведении Н. В. Гоголь изобразил героическое вре­мя Запорожской Сечи. Она существовала тогда, когда происходили «схватки и битвы на Украине за унию». Автор пишет, что «Сечь - это гнездо, откуда вылетают все гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!».

Сечь состояла из шестидесяти с лишним куреней, которые были похожи на отдельные, независимые республики. Личного имущества у казаков не было, все хранилось у куренного атама­на. Гоголь описывает красивое убранство запорожских казаков: широкие красные шаровары, пояс, к которому крепилась сабля и люлька. Питались казаки простой, но очень сытной пищей: черным хлебом и кашей с салом, которая называлась кулешом, а пили из сушеной тыквы, которая в походах была им вместо чар­ки. Главный над всеми куренями назывался кошевым, который выбирался ежегодно. Еще казаки называли свое объединение товариществом. Сюда по своей воле приходили все желающие, их ни о чем не спрашивали, заставляли перекреститься и прини­мали как братьев.

У русской земли тогда было много врагов: турки, татары, поля­ки, и казаки считали своим долгом воевать против них, если они «не почтили предковского закона» и во славу христианства. Глав­ный герой повести Тарас Бульба привозит своих сыновей сюда, чтобы и они породнились со всем казачеством.

Запорожцы Сечи живут по своим суровым законам. Страшно наказываются те, кто не соблюдает христианских заповедей: воры забиваются до смерти дубинкой, должника привязывают к пушке, но самая страшная кара ждет убийцу. Вырывали яму, опускали туда живого убийцу, сверху ставили гроб с телом убитого и обоих засы­пали землей.

Казаки жили вольно. Гоголь пишет, что «Сечь не любила за­труднять себя военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти непрерывны». Когда ка­заки не воевали, они вели разгульный образ жизни, много ели и пили. В восьмой главе мы узнаем, что пока казаки осаждали польскую крепость, из-за того, что часовые были пьяны, татарам удалось украсть сокровища Запорожской Сечи.

Гоголь пишет, что тогда на быт русского дворянства большое влияние оказывала Польша. «Многие перенимали польские обы­чаи, заводили роскошь», - пишет Гоголь. Тарас Бульба рассо­рился со всеми своими товарищами, которые «были наклонны к варшавской стороне». Казаки больше всех благ ценили казацкую верность друг другу, свою волю и христианскую веру. Поэтому основной конфликт в произведении - это отношения между Тарасом и его сыновьями.

Старший сын Остап становится доб­рым казаком и выбирается, несмотря на свой молодой возраст, куренным атаманом. Ведет отчаянный бой с поляками под Дубно. А младший сын Тараса, Андрий, становится предателем пра­вославной христианской веры и переходит на сторону поляков. И Тарас Бульба не может простить этого даже родному сыну, он убивает его, потому что товарищество казаков - это братство не по крови, а по душе: «Нет уз святее товарищества», - говорит Тарас. Предать их - самое страшное для казака. Сам Тарас не может оставить товарищей в плену и за своих казаков погибает. Но Гоголь пишет, что нет на свете огня, который бы «пересилил русскую силу». Потому что «так любить, как русская душа... ни­кто не может!».

В повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь показал суровый быт за­порожских казаков. Их образы отражают национальные особен­ности русской души.

Пояснительная записка к домашнему заданию по литературе в 7 классе.

Данное домашнее задание входит в комплекс заданий по изучению повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе.

Цели:

1. Образовательная:

  • создать условия для изучения исторической повести «Тарас Бульба»;
  • учить работать с текстом повести и дополнительной литературой.

2. Развивающая:

  • создать условия для развития речи учащихся путем пересказа, словесного рисования для развития аналитического мышления.

3. Воспитательная:

  • создать условия для воспитания гражданских качеств у учащихся: патриотизма, братства, воинского долга, отношения к законам, преодоления жизненных трудностей.

Во время урока дети зачитывают и пересказывают эпизоды по порядку. Учитель должен комментировать каждый ответ, обращать внимание на важные детали, без которых невозможно понять текст. Нужно «проложить путь» к следующему уроку, который будет посвящён сравнению образов Остапа и Андрия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Домашнее задание.

Образ Сечи. (глава 2)

Напротив каждого пункта напишите страницу соответствующую содержанию того или иного эпизода.

1.Предместье Сечи.

2.Основные занятия запорожцев.

3.Устройсво быта казаков на Сечи.

4. Нравы казаков:

Если украл

Если задолжал

Казнь за убийство

Отношение Андрия к казни

5.Жители Сечи:

Жиды, армяне, татары

Казак, спящий на площади

Танцующий казак

Казак, зашивающий рубаху

6.Обряд принятия казака в войско на Сечи

7.Разговор Бульбы с кошевым о войне

8.Выборы кошевого

9.Разговор казаков с Кирдягой

10.Обряд принятия в кошевые*

* Кошевой атаман или просто кошевой - глава войскового управления (коша ) в Запорожской Сечи с середины XVI века до 1775 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока литературы "Образы - персонажи повести "Тарас Бульба"

Данная разработка будет полезна учителю литературы при подготовке к уроку по творчеству Н.В. Гоголя, материал изложен в доступной форме, подготовлен учителем для работы над анализом повести "Тарас Бул...

Сценарий урока по литературе "Система образов в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Урок разработан по технологии Развития критического мышления через чтение и письмо и соответствует современным требованиям к уроку в рамках реализации ФГОС...

слайдовое сопровождение к уроку "Законы Запорожской Сечи"(по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")

Данные слайды можно использовать в качестве дополнительного материала при работе с текстом повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"...

Слайд 2

Образ Запорожской Сечи предваряют образы степи и дороги. Что лежит в основе этого смыслового единства? Каков образный ряд, связанный с описанием степи?

Слайд 3

Каков образный ряд, связанный с описанием дороги? Дорога – пространство. Но движение происходит не только в пространстве, но и в душе героев: «Прощайте и детство, и игра, и все, и все!» Дорога – духовное развитие, переход от одного этапа жизни к другому. Образ Сечи связан с мотивом воли и жизни в ее развитии.

Слайд 4

Что такое пейзаж? ? Зачитайте описание пейзажа в тексте повести. На что обращает внимание автор при описании степи? - Как вы считаете, в чем состоит замысел автора, т.е. идея? Показать красоту, величие, необъятность степи, которая порождала богатырских людей с сильными, мужественными характерами, какими и были запорожские казаки.

Слайд 5

Какое время суток описал автор? Докажите опираясь на текст. Как строит автор описание степи? Картина воссоздается от общего к конкретному, и в результате весь степной пейзаж объединяет в себе и землю, и небо, и птиц и представляется нам единым целым, что так изумительно сверкает и переливается в лучах яркого солнца.

Слайд 6

– Как правило, первое и последнее предложение текста играют важную композиционную роль. Прочитайте первое и последнее предложение текста и скажите, что они отражают? Отношение автора к степи. – Почему в последнем предложении содержится такое восклицание: “Черт возьми, степи, как вы хороши!”. Ведь можно было сказать проще: “Как хороши вы, степи!”. Степь до того красива, что Гоголь, наверное, связывает эту красоту с какой-то сверхъестественной силой. – С чем ассоциируется у автора степь? Какие образы помогают нам увидеть необъятность степи? “Неизмеримые волны диких растений;поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном; чайка роскошно купалась в сиих волнах воздуха”.

Слайд 7

Кроме необъятности, степь поражает читателя многообразием красок. (цветопись). – Каков же основной фон степной поверхности? “Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов” – Как вы понимаете слово “брызнули”? - Какие же это были цвета?

Слайд 8

– Степь удивляет, очаровывает нас обилием цветов, оттенков, но видим ли мы на фоне этого “зелено-золотого океана” и бездонного неба над ним какие-либо живые образы? Благодаря мастерству Гоголя, мы увидели не только степь во всем ее великолепии, но и множество птиц, обитающих здесь. – Как вы думаете, какие это образы? Зрительные

Слайд 9

– Чего нельзя изобразить на картине, нельзя увидеть, но автор это описывает? – Какие это будут образы? Слуховые Автор с помощью слова создает теперь уже звуки. (звукопись) -Найдите в тексте примеры звукописи. “Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. …Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог знает, в каком дальнем озере”. – Какие еще звуки мы можем услышать в степи, о которых автор не говорит напрямую? Шелест травы, в которой шныряют куропатки; хлопанье крыльев чайки, поднимающейся из травы; слышим тишину от того, что в небе неподвижно стоят ястребы Множество звуков, обилие красок – все это создает яркую, неповторимую картину природы. – При помощи каких изобразительных средств Гоголь сумел передать нам всю красоту, сумел сказать так, чтобы мы увидели и услышали?

Слайд 10

Слайд 11

Для чего, по-вашему, Гоголь вводит в повесть описание степи? Степь – это символ родины и свободы. Картина степи не только создает определенное настроение, но и связывает два мира: дом Бульбы и Запорожскую Сечь. - Почему описание природы сопутствует описанию казаков, а при описании поляков не используется? Это связано с казацкой вольностью, с живостью характера казаков, их естественностью, природностью. Цивилизованная жизнь поляков «искусственна», далека от природы.

Посмотреть все слайды