Историческая психодрама. История возникновения и развития психодрамы. Виды и формы психодрамы

12.02.2024 История

Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины, - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

В. Шекспир «Как вам это понравится».

Психодрама – это «метод групповой психотерапии, предполагающий использование театрализованной (драматической) импровизации для исследования клиентом своего внутреннего мира, развития творческого потенциала и на этой основе продуктивного изменения отношения к бытию в различных его ипостасях (включая самоотношение) и расширение возможностей адекватного поведения и взаимодействия».

Психодрама как лечебный, психотерапевтический метод была создана и разработана Якобом Леви Морено (Jacob Levy Moreno, 1892-1974). С самого раннего детства он чувствовал себя маргинальной личностью, и в Вене его семья, в сущности, всегда оставалась семьей эмигрантов из Бухареста, хотя они переселились туда, когда

Якобом Морено Морено было 5 лет. Тайной окутан и факт его рождения. Морено

(1892-1974) родился на корабле в Черном море во время путешествия его матери

из Босфора в Констанцию. У него никогда не было свидетельства о рождении. Он считал себя гражданином мира.

Свое образование Морено получил в Венском университете. С 1919 по 1927 г. работал психиатром в Австрии, сформулировал принципы групповой психотерапии, основанные на социометрии, изучении межличностных отношений в группе людей. Морено ввел понятие «социатрия» - представление о неправильной организации групп и о том, как контролировать отклоняющееся групповое поведение (аналогично психиатрии). В 1927 г. Морено переехал в США, где работал психиатром и был известным специалистом по психодраме. Морено был противником психоанализа, считая его искусственным миром снов и слов, возникающих в кабинете. Делал упор на действия и поведение в естественных условиях, относя сюда и методы ролевого тренинга.

В целом свое учение Морено называет социономией. Это наука о психологических свойствах популяций людей и общих проблемах, ими выдвигаемых. Социономия состоит из трех частей: социометрия, психодрама и социодрама.

Социометрия - это: а) часть социономии, занимающаяся математическим исследованием психологический свойств популяций; б) экспериментальная методика применения количественных методов и в) результаты, с ее помощью получаемые.

Психодрама - а) метод терапии, в ходе которой клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драмотическом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, имеющие отношение к его проблеме; б) набор техник, которые эффективно используются в различных формах индивидуальной и групповой работы, в других направлениях психотерапии и ролевого тренинга, в образовании и обучении, бизнесе и управлении.



Социодрама - активный метод работы с межгрупповыми отношениями и коллективными идеологиями, направленный на прояснение групповых норм. Группа не концентрирует внимание на индивидуальных проблемах своих членов, в центре внимания группы - не личность, а роль.

С 1950 года Морено начинает путешествовать по всему миру. Он посещает Францию, Великобританию, Германию, Австрию, СССР, Испанию, Италию; также Морено рассылает по миру своих учеников в качестве преподавателей психодрамы. В течение 10 лет психодрама выходит на мировой уровень, и в 1957 году Морено становится первым президентом Международного совета по групповой психотерапии, а затем - Международной ассоциации групповой психотерапии. В 1961 году Морено создает Всемирную академию психодрамы и групповой психотерапии. Первый международный конгресс по психодраме состоялся в Париже в 1964 году.

В 1959 году Морено приезжает в СССР, где посещает Институт психологии и Академию Медицинских наук в Москве, Институт имени Бехтерева и Институт имени Павлова в Ленинграде. К этому времени его книга "Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе" была переведена на русский язык. (В 2001 г. эта книга заново переведена и переиздана издательством "Академический проект"). Однако посещение Советского Союза в то время не послужило толчком к развитию психодрамы в нашей стране.

Морено по праву считается одним из основателей групповой психотерапии.Он одним из первых сумел понять огромное значение этой жизненной взаимосвязи между индивидом и группой как для индивидуального развития человека, так и для развития социума. Элементы драматизации в настоящее время широко распространены и используются в других направлениях: в группах встреч, транзактном анализе, бихевиоральной психотерапии. С бихевиоральной психотерапией психодраму сближает использование научения. В процессе разыгрывания клиент не только испытывает катарсис, но и формирует новые реакции. Ориентация на изменение поведения является общей для бихевиоральной психотерапии и психодрамы. Психодрама преодолевает антагонизм, характерный для психоанализа и бихевиоральной психотерапии, поскольку осознание и изменение поведения в ней присутствует одновременно. Отдельные техники психодрамы, предложенные Морено, например "пустой стул", широко применяются в других психотерапевтических методах, например, в гештальт-терапии (F. Perls), транзактном анализе (E. Berne). В терапии поведения психодраматические техники используют для десенсибилизации и тренировки новых поведенческих навыков.

Основные разделы и категории концепции

1) Теория спонтанности. Согласно Морено, развитие человека невозможно описать ни биологической, ни социальной его обусловленностью. Для того чтобы описать развитее человека необходимо учитывать спонтанность (s-фактор).

Морено также считал, что божественный акт Творения не закончен, что сила (Бог), которая когда-то создала вселенную, космос, продолжает действовать и сейчас. Человек – носитель Искры Божьей, энергии, которая не может быть накоплена и она проявляется только «здесь и сейчас», в действии. Эту энергию Морено называл спонтанностью .

Операциональное определение спонтанности, данное Морено, звучит так: спонтанность – это адекватная реакция на новые условия или новая реакция на старые условия.

Проявления спонтанности могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Спонтанность – это энергия, подавление которой приводит к неврозу, а бесконтрольное проявление – к психозу. «Формирующую субстанцию» для конструктивного проявления спонтанности Морено назвал креативностью.

Если спонтанность дает толчок к действию, а креативность придает ему конструктивную форму, то результатом этого процесса являются культурные консервы . Культурным консервом является, например, опубликованная книга, записанное нотами музыкальное произведение и проч. В случае психотерапии культурным консервом является полученный в результате психотерапевтического процесса новый способ поведения, мышления и чувствования. Морено относился к культурным консервам отрицательно, видя в них препятствие к творчеству, однако признавал их необходимость:

Спонтанность – креативность – культурные консервы представляют собой цикл творчества. Консервы можно «расконсервировать», приложив к ним новый творческий импульс, и тогда цикл повторяется, приводя к появлению новых консервов.

Типы проявления спонтанности в человеческом общении . Морено описал три типа проявления спонтанности в человеческом общении: перенос, вчувствование (эмпатия) и теле.

Под переносом Морено, вслед за Фрейдом, понимал перенесение собственных чувств и представлений на партнера по общению. В результате партнер предстает как объект бессознательных представлений, а само общение не соответствует реальности.

Вчувствование – это способ общения, предполагающий способность на время отказаться от своего видения партнера, объективно воспринимать исходящую от него информацию и проникнуться его эмоциональным состояние. Эмпатия представляет собой более здоровый, чем перенос способ взаимодействия с людьми, однако и тут партнер по общению остается пассивным объектом восприятия. Эмпатия не способна дать удовлетворительного объяснения процессам внутри социальной конфигурации или двусторонним переживаниям в психодраматической ситуации.

Истинная Встреча между двумя и более людьми, встреча, объединяющая «Я» и «Ты» в «Мы», возможна только в том случае, если все партнеры являются активными субъектами общения. Такой способ общения Морено назвал теле . Теле – это соотнесенное с реальностью восприятие и вытекающее из него отношение двух (или нескольких) человек. Общение, основанное на теле, характеризуется креативностью.

Теле-отношения – это не обязательно «отношения в любви», как часто их понимают. Учитывающая реальность конкуренция с сопутствующими ей враждебными чувствами между партнерами так же может быть основана на теле. Теле – двусторонний процесс передачи эмоций между клиентом и режиссером и среди членов группы; вчувствование друг в друга, взаимосвязь всех эмоциональных проявлений переноса, контрпереноса и эмпатии.

Именно теле-отношения являются истинным предметом изучения социометрии и предметом взаимодействия в групповой психотерапии

2) Психотерапевтическая триада. Психодрама, с которой традиционно связывают имя Морено, не существует сама по себе, как набор техник. Любая техника является психодраматической тогда и только тогда, если ее исполнитель мыслит в рамках философии и психотерапевтической триады Морено. В психотерапевтическую триаду, помимо психодрамы, входят социометрия и групповая психотерапия.

Групповая психотерапия .Именно психодрама является первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, конфликтов, мечтаний, страхов и фантазий. Она основывается на предположении, что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни.

Идея групповой психотерапии естественно вытекает из философии Встречи. Если встретиться с Богом (обрести свою спонтанность) человек может, только встретившись с другими людьми, то, очевидно, что психотерапия (как способ Встречи) в группе более эффективна, чем психотерапия один на один. Эта форма работы, широко распространенная сегодня, в начале прошлого века была революционной. Задачей групповой психотерапии является создание психотерапевтического сообщества, или преобразование существующего сообщества с его формальной иерархией, в психотерапевтическое, основанное на теле-отношениях. Эту задачу, согласно Морено, можно решить, используя психодраму, основанную на социометрии.

Введение

Психодрама - метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Современная психодрама - это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

История возникновения

Психодрама ведет свою историю с начала 1920-хх годов.1 апреля 1921 года в венском театре врач Якоб Леви Морено представил публике экспериментальную постановку "на злобу дня". В процессе игры актеры импровизировали и вовлекали в действие зрителей. Постановка с треском провалилась, тем не менее этот день, день смеха, считается днем рождения психодрамы.

После переезда в США Морено основал в г. Биконе Морено-институт, ставший центром развития психодрамы. Открытие центра в Биконе связано с историей, характеризующей Морено не только как философа, врача, психолога и социолога, но и как инженера. Морено вместе со своим другом разработал аппарат, являющийся прототипом магнитофона, и записывал на него свои группы. После переезда в США, Морено получил патент на свое изобретение, и на эти деньги открыл центр в Биконе.

В издаваемом Морено журнале "Имаго", посвященном психодраме, социометрии и групповой психотерапии, публиковались такие известные психотерапевты как Ф. Перлз, Э. Берн, и другие.

Психодрама - это первый в мире метод групповой психотерапии (собственно, сам термин "групповая психотерапия" введен в психологию Морено). Морено исходил из того, что, поскольку любой человек - существо социальное, то группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек. В 20-х годах прошлого века самым популярным методом психотерапии был психоанализ, где пациент, лежа на кушетке и не видя психотерапевта, рассказывал ему о своих сновидениях и вызванных ими ассоциациях их жизни. Морено развивал свои идеи в полемике с Фрейдом, ему не нравилась пассивная роль пациента и то, что психотерапевтический процесс происходил "один на один". Молодой Морено заявил Фрейду: "Я пойду дальше того места, где вы остановились. Вы разрешили пациенту говорить, я разрешу ему действовать. Вы проводите свои сеансы в условиях вашего кабинета, я приведу его туда, где он живет - в его семью и коллектив".

Теория

Группа, согласно Морено, представляет собой открытую систему, то есть живой, постоянно изменяющийся организм. Чтобы понять, что в данный момент происходит в группе, Морено придумал измерительный инструмент - социометрию. В простейшем виде социометрия представляет собой следующее: каждого человека в группе просят задуматься над заданным вопросом (критерием), например, "с кем бы я хотел провести выходные на море", затем подойти и положить руку на плечо тому человеку, который соответствует этому критерию. В результате исследователь получает "рисунок" группы, по которому видно, кто какое место занимает по этому критерию в группе. Видны "звезды притяжения" - люди, с которыми очень многие хотели бы провести время, "звезды отвержения" - те, с кем никто не хочет знаться, взаимные положительные и отрицательные выборы, разбиение группы на подгруппы и т.д. Умело подбирая критерий, можно влиять на ситуацию в группе. Морено попросили проконсультировать интернат для девочек-подростков. Несмотря на хорошее финансирование и благоприятные условия существования, в этом интернате было много конфликтов и побегов из него. Морено попросил провести его в обеденный зал и увидел следующую картину: девочки сидели за столами по четыре человека, к каждому столу было приставлено по воспитателю. Морено предложил воспитанницам рассесться так, как им хочется, чтобы сидеть вместе с тем, с кем хочется. Получился совершеннейший бардак, возмутивший воспитателей: за одним столом сидели по семь девочек, притянутые "звездой притяжения", за другими столами осталось по 2-3 человека, а за некоторыми не осталось никого. Тогда Морено попросил девочек повторить их выбор, но не выбирать того человека, которого они выбирали раньше. Получилась новая картинка. Морено в третий раз провел процедуру, а потом проанализировал выборы. В результате девочек рассадили по 4, но так, чтобы были максимально учтены выборы первого, второго и третьего порядков. Каждая девочка оказалась за столом с той, кто ей была более или менее приятна. Уровень агрессивности уменьшился, уровень конфликтности снизился.

Социометрия - это одна из теоретических основ психодраматической терапевтической работы. Двумя другими основами являются теория спонтанности и теория ролей. Морено применял социометрию и для очень больших групп.

Морено определял спонтанность как "новую реакцию на старую ситуацию, либо адекватную реакцию на новую ситуацию", но такое поведенческое определение спонтанности не лишено противоречий в контексте общей теории Морено. Для нас важнее, что под спонтанностью Морено понимал некую космическую энергию, посредством которой когда-то был создан этот мир и благодаря проявлениям которой он продолжает существовать. В развитии личности эта энергия играет равноправную роль наряду с генетической предопределенностью и социальным влиянием. Морено доказывает, что ребенок не мог бы развиваться, не обладай он энергией спонтанности.

В отличие от других "энергий", бытовавших в психологии 20-30-хх годов прошлого века спонтанность не может накапливаться, она существует только "здесь-и-теперь".

В поведенческом акте спонтанность может находить свой выход или подавляться. Подавление спонтанности - причина возникновения невроза (нет "новой реакции на старую ситуацию", реакции стереотипны). В то же время, не блокируемая спонтанность может быть как конструктивной, так и деструктивной ("неадекватная реакция на новую ситуацию"). Конструктивность реакции определяется креативностью, то есть способностью к творчеству, созданию нового материального или идеального продукта (в контексте психотерапии это может быть новое поведение или восприятие, то есть новая роль в терминологии Морено). Продукт творческого процесса имеет свойство превращаться в "культурный консерв", примером которого может служить стихотворение или нотная запись музыкального произведения. Морено резко отрицательно относился к культурным консервам, видя в них проявление косности, уничтожающей спонтанность.

Спонтанность, креативность и консервирование образуют три стадии творческого процесса. Спонтанность можно понимать как изначальный импульс, необходимую для творчества энергию; креативность придает ей форму, направление; культурный консерв сохраняет его во времени.

Теория ролей была создана Морено и позднее подробно разработана австралийской психодраматической школой.

С присущей ему туманностью, Морено определял роль как "актуальную на данный момент и осязаемую форму, которую принимает наша самость"; как "некоторый обобщенный характер или некоторую функцию, существующей в социальной реальности"; и как "окончательную кристаллизацию жизненных ситуаций человека, то есть специфическую область оперирования, которую человек в свое время освоил".

Сущность роли становится немного понятнее, если рассмотреть мореновскую классификацию ролей. Он выделял психосоматические роли (например, "едок"), роли (например, "обиженный ребенок", "спаситель", "проигравший") и социальные роли (например, "полицейский", "мать", "поставщик").

Анализ внутренних ролей производится с помощью схемы, разработанной австралийской школой. Выделяются три типа ролей: функциональные, дисфункциональные и коупинговые. Функциональные роли делятся на устойчивые и рождающиеся; дисфункциональные - на устойчивые и уходящие. Коупинговые роли, в зависимости от способа взаимодействия с объектом, делятся на "движение от", "движение к" и "движение против".

Все психологические роли разделены на три большие категории: функциональные, дисфункциональные и коупинговые. Функциональные роли - это те роли, которые помогают человеку успешно разрешать конфликтные ситуации, сотрудничать с другими людьми, способствуют личностному росту. Они делятся на устойчивые и рождающиеся. Устойчивые роли давно обретены к моменту анализа, легко актуализируются при необходимости, они всегда "в доступе". Рождающиеся функциональные роли не столь устойчивы, в одной ситуации они могут сработать, в другой - нет.

Дисфункциональные роли мешают разрешению конфликтных ситуаций, сами могут порождать внешние и внутренние конфликты, ведут к разрушению личности. Они делятся на стабильные и проявляющиеся периодически (или уходящие). Стабильные дисфункциональные роли, как правило, выработаны давно, они проявляются постоянно в определенном типе ситуаций (например, уход от реальности при любой опасности или намеке на нее). Проявляющиеся периодически роли более специфицированы под ситуацию. Они называются также уходящими, потому что в процессе психотерапии часто достигается тот эффект, что дисфункциональная роль перестает проявляться всегда, становится менее генерализованой, она постепенно "уходит" из арсенала ролей.

Отдельное место занимают коупинговые роли, роли "совладания". Они не позволяют конструктивно разрешить ситуацию, они не столь креативны, как функциональные роли, но и не столь патологичны, как дисфункциональные. Коупинговые роли позволяют совладать с ситуацией, отчасти снять напряженность и отсрочить ее разрешение. Коупинговые роли делятся на три группы: "Движение к", "Движение от" и "Движение против". Имеется в виду отношение к ситуации, направление внутреннего движения в ситуации. Например, в ситуации агрессии можно попробовать "пристроиться" к агрессору, и такую роль мы отнесем к группе "Движение к"; можно выйти из ситуации, например убежать или попробовать игнорировать агрессивные действия - такие роли мы отнесем к группе "Движение от"; третий способ реагирования (неважно, внутреннего или внешнего), относящийся к группе "Движение против" - это проявить ответную агрессию.

Ролевой анализ используется главным образом как инструмент анализа терапевтического процесса. С его помощью можно увидеть взаимодействие ролей (их конфликт, склейки, переходы друг в друга) и результат, получаемый в конце работы. При благополучном протекании сеанса дисфункциональные и коупинговые роли преобразуются в функциональные.

«Весь мир – театр: Психодрама и XX век П. П. Горностай Возникновение и развитие психодрамы тесно связаны с историей человечества в XX столетии. Появлению этого вида психотерапии, который...»

Психодрама в контексте

культуры

Психодрама и современная психотерапия. – 2002. – № 1. – С. 21-26.

Весь мир – театр:

Психодрама и XX век

П. П. Горностай

Возникновение и развитие психодрамы тесно связаны с историей человечества в XX

столетии. Появлению этого вида психотерапии, который стал синтезом психологической практики и искусства режиссуры, способствовали научные и социальнокультурные предпосылки (в частности революционные изменения в театральном искусстве). Психодрама никогда не оставалась в рамках только психотерапевтического метода. Теория ролей Я. Л. Морено является образцом сочетания научной глубины и практической направленности. Успех психодрамы блистательно иллюстрируется ее возрастающей популярностью в мире.

Основоположник психодрамы и социометрии Якоб Леви Морено называл датой рождения своего метода 1 апреля 1921 года. Именно в этот «День Дураков» в Венском Театре Комедии состоялась первая в истории социодрама. Как и положено для гениального произведения, первое представление тогда провалилось. Публика, собравшаяся в тот день, не смогла увидеть в предлагаемых Морено спонтанных действиях путь к решению социальных и психологических проблем. Как пишет Р. Ф. Марино, в тот день «люди не были готовы встать на точку зрения других (то есть не хотели или не умели производить обмен ролями)» (Марино, 2001, с. 89). Но, тем не менее, это событие вошло в историю психотерапии как первый опыт публичного экспериментирования с методами действия.



Но самые первые идеи психодрамы начали появляться у молодого Морено значительно раньше. Будучи студентом, в 1908-1911 годах он импровизированно играл с детьми, гуляя в парках Вены. Еще раньше он Павел Петрович Горностай – доктор психологических наук, зав. лабораторией Института социальной и политической психологии АПН Украины. Психодрама-терапевт (сертификат Европейского института психодрамы).

E-mail: [email protected] Персональный веб-сайт: http://gorn.kiev.ua/ П. П. Горностай организовывал в детских компаниях различные ролевые игры (к счастью, дети были намного спонтаннее и креативнее, чем взрослые). Сам Морено называет своей первой «психодраматической сессией» игру в Бога, которую он играл с детьми в возрасте четырех с половиной лет (см. Морено, 2001б, с.

16-17). Ориентируясь на эти примеры, мы с полным правом можем считать психодраму ровесницей ХХ века, с историей которого непосредственно связано ее появление, развитие и мировое распространение.

Случайно ли что психодрама возникла именно в двадцатом столетии?

Думаю, что нет и по разным причинам. Во-первых, австрийская столица начала века, где в то время жил Морено, без преувеличения была родиной и мировой столицей психотерапии. Она стала точкой кристаллизации, где в атмосфере, насыщенной идеями о психологической помощи невротической личности, страдающей от внутренних конфликтов, неуверенности, чувства незащищенности, родились первые психотерапевтические школы, в том числе и психодраматическая. Эти настроения в значительной степени подкреплялись тяжелой социальной атмосферой довоенной Австро-Венгерской империи, сменившейся затем политической неуверенностью послевоенной Австрии. Достаточно назвать хотя бы такие значительные имена, как основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, автор учения о комплексе неполноценности Альфред Адлер и исследователь травмы рождения Отто Ранк, чтобы понять ту психотерапевтическую атмосферу, в которую была погружена тогдашняя Вена.

Во-вторых, именно в XX веке в мировой культуре сложилась такая социальная и духовная обстановка, в которой психодрама просто не могла не возникнуть. Это касается, прежде всего, театра – вида искусства, из которого (точнее, из синтеза его и психотерапии) родился психодраматический метод.

Если в прошлые века, начиная еще с античного театра, в центре театрального искусства была драматургия, то в XX столетии происходит невиданный взлет режиссерского искусства. Мы были свидетелями таких культурных феноменов, как «эпический театр» Бертольда Брехта, развитие режиссерских школ Константина Станиславского и Евгения Вахтангова, а также многих других художников, чье искусство состоит в творении действия на сцене. В то же время именно режиссура является наиболее близкой творчеству психодраматиста, который помогает родиться психодраматическому действию и, фактически, является режиссером ролевой психотерапевтической игры в психодраме.

Прошедшее столетие имело значение для мировой культуры развитием нового вида искусства – кино, где роль режиссуры приобретает особую важность. Кинорежиссер превращается в главного автора кинопроизведения, чего никогда не было в театральном искусстве. В лучших образцах мирового кинематографа, созданных такими художниками, как Ингмар Бергман, Луис Буньюэль, Андрей Тарковский и многими другими с помощью Весь мир – театр: Психодрама и XX век 23 кинодействия исследуются самые потаенные лабиринты человеческой души, моделируются сложнейшие драмы человеческой личности. Это кажется парадоксальным (в этом, наверное, парадоксальность и противоречивость прошедшего столетия), но искусство кинематографа наилучшим образом иллюстрирует то, что Морено назвал «культурными консервами», то есть творческий продукт, существующий не в момент своего творения, а зафиксированный и способный к воспроизведению. Справедливо противопоставляя культурным консервам живой творческий процесс, имеющий терапевтическую силу, Морено все же признавал их значение как одного из источников спонтанности и даже рассматривал понятие «терапевтический фильм».

Одной из особенностей противоречивого двадцатого века является, с одной стороны, изобретение самого «законсервированного» вида искусства, которым является кино, а с другой – невиданное возрастание динамизма всей жизни, скорость изменений в которой часто измеряется секундами и мгновениями. Два изобретения ХХ века – телевидение и Интернет представляют собой совершенно не характерное для прошлых столетий сращивание статики и динамики, консервов и импровизации, сплав многомиллионной растиражированности и уникальной единичности.

На рубеже XIX и XX веков появляется принципиально новый подход в музыкальной культуре, заключающийся в импровизации и творческом самовыражении музыканта, в создании уникального, возникающего в момент исполнения произведения вместо воспроизведения записанных раз и навсегда систем нотных знаков. Справедливости ради следует сказать, что музыкальная импровизация была всегда. Мало того, до изобретения нотного письма искусство исполнителя было фактически неразрывно с творчеством композитора, часто не только соединяясь в одном лице, но и совпадая по времени. Но только для двадцатого века характерно появление целого пласта музыкальной культуры, для которого импровизация становится не только элементом, но основным способом существования, философией, методологией и мировоззрением. Речь, конечно же, идет о джазе, который, используя терминологию Морено, отказался от «культурных консервов» в пользу живого и неповторимого чувства. Эта позиция как никакая другая близка психодраме, которая строится на импровизации рождающегося «здесь и теперь» действия, не важно, идет ли речь о театре спонтанности или психотерапевтической сессии.

В XX веке изменяется и сам театр, сама драматургия, которая все больше внимания уделяет процессам личностной трансформации. Вспомним такие замечательные примеры, как «Пигмалион» Бернарда Шоу, или «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, где мы оказываемся свидетелями глубоких изменений в личности человека, происходящих под влиянием умело организованной социальной среды.

П. П. Горностай ХХ век ворвался в тысячелетнюю историю культуры взрывом модернизма, который открыл, вывел наружу, во внешнее действие огромные глубины психологических пластов, которые в классических периодах развития культуры и искусства можно было прочитать только в подтексте. С точки зрения психологического содержания, наиболее значительным явлением модернизма и авангардизма стал сюрреализм, который вслед за психоанализом открыл в человеке и человечестве бессознательное и сделал его предметом исследования (если первый – научными методами, то второй средствами искусства). Модернизм и сюрреализм не обошел стороной и театр, в котором появились разнообразные новаторские формы, где одной из самых интересных был театр абсурда. Примерно то же самое, что и сюрреализм (то есть выведение душевной жизни во внешнее театрализованное действие, использование сверхреальности, фантастики и абсурда), только своими специфическими психотерапевтическими средствами делает психодрама.

Искусство начинает уделять много внимания игре – не только как одному из видов человеческой активности, но и как образу жизни человека и как социокультурному феномену. Один из героев Дюрренматта коммивояжер Трапс во время игрового судебного разбирательства высказывает интересную мысль: «Игра грозит превратиться в действительность». Его игра, превратившись в действительность, стоила жизни этому персонажу. Но игра, как мощное, но обоюдоострое оружие способно не только убивать, но и исцелять, превращаясь в действительность психотерапевтического процесса и создавая новую личностную реальность для человека, с которой он преодолевает казавшиеся ранее неразрешимыми жизненные проблемы.

По мнению Я. Л. Морено, «психодрама представляет собой попытку разрушить дуализм между фантазией и реальностью и восстановить изначальную целостность» (Цит. по: Лейтц, с. 216). Психодрама с самого начала своего развития не оставалась в рамках только психотерапевтического процесса, претендуя на статус методологии, философии, социокультурного феномена. Морено считал, что «наука о человеке должна начинаться с науки о вселенной». Неспроста в своей теории личности стадии развития он обозначил понятием «психическая вселенная». Будучи создателем соцодрамы, призванной, по мнению Морено, осуществить терапевтическое оздоровление общества, он был убежден, что «подлинно терапевтические мероприятия должны быть направлены на человечество в целом» (Цит. по: Лейтц, с. 21).

Живя в эпоху, когда политические и военные театры по своему масштабу превзошли все, существовавшие в прошлые столетия, он пытался по-своему влиять на политические процессы. Весьма интересной является его попытка устроить в 1959 г., во время визита в СССР, встречу советского и американского лидеров Н. С. Хрущева и Д. Эйзенхауэра, во время которой, по его плану, они должны были обменяться ролями.

Весь мир – театр: Психодрама и XX век 25 В психотерапевтической концепции Морено одним из ключевых является понятие «роль». Заимствованное из театральной терминологии, оно отражает гениальную шекспировскую мысль, что «весь мир – театр», в котором люди – «все актеры… и каждый не одну играет роль». Морено распространяет психодраматическую концепцию ролей на все измерения жизни, рассматривая не только социальные (как это делается в традиционной социологии), но и соматические, психические и трансцендентные ролевые категории. Он сделал участников своих терапевтических групп не зрителями, а актерами, справедливо считая, что «действовать целебнее, чем говорить» (Цит. по: Лейтц, с. 262). Он писал, что «состояние катарсиса восходит от зрителя к актеру и от актера назад к зрителю» (Морено, 1993, с.

36), полагая, что на эмоциональное потрясение актер способен не меньше, чем зритель, на чем, собственно, и строится один из важнейших психотерапевтических механизмов в психодраме.

«Не роль рождается из самости (self), но самость появляется из роли» (Морено 2001б, с. 211). Личность функционирует в ролях, ибо «непосредственно осязаемыми аспектами того, что называется «Я», являются роли, в которых оно действует» (Цит. по: Лейтц, с. 92). Эти соображения очень важны для психотерапии, так как работа с понятием «роль» как точкой отсчета обладает методическим преимуществом по сравнению с «личность» или «эго». Последние менее конкретны и ощутимы метапсихологической таинственностью.

Успех психодрамы как метода психотерапии, психологической помощи, самопознания и самосозидания как нельзя лучше иллюстрируется ее популярностью в мире. Родившись в Европе в начале века, она в 1925 годе вместе со своим создателем переместилась в Америку. Туда же «переехала» и мировая столица психодрамы, обосновавшись в маленьком городке Бикон (штат Нью-Йорк), где находился принадлежавший Морено частный психиатрический санаторий, и где он работал главврачом более 30 лет. В 1936 г. там был создан первый психодраматический театр. В 1940-х гг. в США при активном участии Морено начали создаваться аналогичные психодраматические сцены в различных клиниках Америки, а также институты социометрии и психодрамы, сыгравшие большую роль в популяризации метода. В 1941 г.

начало действовать созданное им Американское общество групповой психотерапии и психодрамы.

После Второй мировой войны психодрама выходит за пределы американского континента и начинает триумфальное шествием по миру. С начала 50-х гг. она «завоевывает» Европу, а также Латинскую Америку и Японию.

Одними из первых европейских стран, где начал активно применяться этот метод стали немецкоязычные страны, Франция и Чехословакия. В 60-х гг.

психодрама начинает осваиваться в Польше, Голландии, Бельгии, Испании, П. П. Горностай Италии и других европейских странах. В 1973 г. в Цюрихе была создана Международная ассоциация групповой психотерапии во главе с Я. Л.

Морено. В 70-80-е гг. психодрама получила распространение практически во всех странах Центральной и Западной Европы. В начале 90-х годов она появляется в России, а в середине 90-х – в Украине.

Возвращение психодрамы в свою европейскую Alma mater к концу завершившегося столетия не просто символично. Ведь не случайно психодрама всегда приходила вместе с независимостью и освобождением от тоталитарных режимов, являющихся врагами всяческой спонтанности. Сейчас остро ощущается необходимость всестороннего взаимодействия между психодраматическими движениями, представленными различными международными институтами и ассоциациями, которых насчитывается все больше. Это понимают все психодраматисты, стремясь к интеграции в национальных рамках, на европейском и мировом уровнях. Ведь диалог, обмен опытом, впечатлениями и переживаниями, как психодраматический шеринг, всегда обогащает, развивает, и, главное, продвигает в понимании себя и других.

Возвращение психодрамы на европейскую родину аналогично возвращению протагониста в начальную сцену в завершенной психодраматической сессии. Подобное завершение должно сопровождаться катарсическим очищением, и психодрама сейчас переживает похожее состояние. Учитывая значительную позитивную динамику роста интереса к этому методу работы с личностью человека (во всех странах, где появлялись пионеры развития психодрамы, ее развитие шло только по нарастающей), мы должны стать свидетелями появления нового качества. Мы стоим перед началом нового этапа развития психодрамы, возможно, новой эпохи, которая наступает на рубеже тысячелетий.

Литература:

Дюрренматт Ф. Собрание сочинений. В 5 т. – Х.: Фолио; М.: Изд. Гр. «Прогресс», 1997-1998.

Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено:

Пер с нем.– М.: Прогресс; Универс, 1994.

Марино Р. Ф. История Доктора: Джей Л. Морено – создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии / Пер. с англ. – М.: Класс, 2001.

Психодрама - метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено.

Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира клиента. Психодрама, по существу является таким видом драматического искусства, который отражает актуальные проблемы клиента, а не создает воображаемые сценические образы. В психодраме искусственный характер традиционного театра заменяется спонтанным поведением ее участников. Следует отметить, что именно психодрама, является первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий. Она основывается на предположен. что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни. В некотором смысле психодрама несколько напоминает методы лесной терапии. Возможно, психодрама имеет более значительный потенциал для трансформации пятиминутного словесного обмена мнениями в получасовое активное исследован чем другие виды групповой работы. Интенсивность переживаний усиливается использованием разнообразных психодраматических приемов, которые облегчают выражение чувств и эмоций.

Современная психодрама - это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

История психодрамы в первую очередь связана с жизнью ее создателя, и своеобразие личности и жизненного пути Морено непосредственно отразилось на теории и практике его психотерапевтической системы.

Согласно Морено, идея о психодраме как лечебном методе возникла у него после того, как одна актриса рассказала ему о своих конфликтах с женихом. С помощью труппы театра Морено поставил историю актрисы на сцене. Этот опыт оказался значимым и успешным как для самой пары, так и для остальных членов труппы. Затем Морено приступил к более формализованным экспериментам с подобными групповыми представлениями, разрабатывая разнообразные приемы, которые впоследствии стали существенной частью психодраматического подхода.

Морено продолжил разрабатывать психодраматический подход, работая с детьми в институте в Нью-Йорке.

2.Основные непсихологические источники психодрамы. Психодрама и религия

Первоначально психодраматические идеи Морено развивались в рамках его духовных представлений, сопряженных с теологией и космологией. Эти идеи впоследствии сохранятся, хотя и обретут более психологизированную форму. Современную ему религию, точнее, религиозную практику Морено критиковал за оторванность от человека. Она, по мнению Морено, обращает человека к результату божественного творения, а не к его процессу. Главное же, по Морено, - стремление к “встрече” с Богом тогда, когда Он пребывает в начале творения и творит. В этом плане основное для Морено понятие - “искра Божья”, космический источник творчества. Спонтанность в этом аспекте означает активную причастность к божественному творчеству.

В целом же Морено испытал влияние идей и образов, возникших в различных конфессиях. Библию Морено рассматривал как “психодраму Бога”; на него произвели неизгладимое впечатление призывы Иисуса к единству и любви


История ролевых игр связана с разработкой теории ролей, а также с появлением понятия ролевых игр в современном бихевиоризме и социологии. В 1966 г. Биддл и Томас написали книгу "Происхождение и история теории ролей", где в качестве своих предшественников называют Дж. Мида, Дж. Морено и Р. Линтона. Вклад Морено заключается в описании двух стадий генезиса ролей: восприятия роли и воплощения, или разыгрывания, роли. Линтон предложил разграничить понятия "статуса" (социального положения) и роли, тем самым признав, что а) положения и соответствующие роли являются элементами общественного уклада и что б) поведение че­ловека можно рассматривать как разыгрывание роли, а саму роль -как связующее звено между поведением человека и социальной структурой. Исторически, однако, зарождение понятия роли не связано ни с социологией, ни с психологией. Морено писал, что слово role (роль) происходит из латинского rotula (небольшое колесо или круглое брев­но), которое позднее стало означать скрученный в трубочку лист бумаги, на котором записывали слова пьес для актеров. Лишь с XVI-XVII веков "роль" означает игру актеров. Понятие ролевых игр как части психотерапии было разработано лишь в XX веке. Одними из первых ролевые игры в психотерапии использовали Зильбург и Генри (1941). Сами они указывали, что еще в начале XIX века Рейл отмечал терапевтический эффект от "разыгрывания сцен" пациентами психиатрических больниц. Морено в начале XX века описывал ролевые игры с детьми в городских садах Вены. Однако лишь в 30-х гг. эксперименты с разыгрыванием сцен были признаны эффективной психотерапевтической процедурой. С середины 50-х гг. применение ролевых игр в США пошло двумя путями. Их стали широко использовать в психотерапии, вклю­чая группы личностного роста. Сюда же относятся все терапевтические применения, которые Николе и Эфран (1985) назвали "современной терапией катарсиса", включая классический метод социометрии и психодрамы Морено, гештальт терапию, а также группы встреч (Голь-дберг, 1970), первичную терапию (Янов, 1970), терапию реальностью (Глассер, 1965) и частично трансактный анализ (Берн, 1961). Ролевые игры в психотерапии стали применяться и сторонниками бихевиористских методов лечения, не признававших роль катарсиса в терапии, -терапии фиксированной роли (Келли, 1955) и репе­тирования поведения (Вольп, 1958). По сути психодрама распола­гается где-то между современной терапией катарсиса и поведенческой терапией, поскольку признает важность как катарсиса, так и пере­обучения. Второй областью применения ролевых игр стали тренинговые груп­пы, которые ставят задачу саморазвития и самосовершенствования, а не психотерапии. Это направление было создано в основном с целью развития в людях навыков руководителей, поведения в больших и малых группах, взаимодействия, разрешения конфликтов в группах, формирования адекватного самовосприятия и восприятия других. Классическими примерами могут послужить Т-группы (группы тре­нинга), а также центры психологического тестирования на профес­сиональные качества и способность к руководству. Сегодня ролевые игры применяются повсюду и незаменимы в разнообразных областях использования психологии. Однако несом­ненно, что наиболее эффективно они применяются в психотерапии.

Термин “психодрама” сложен и многогранен, и в литературе не существует единого мнения по поводу определения психодрамы. Термин свободно используется для обозначения, кроме всего прочего, клинических ролевых игр, моделирования поведения путем репетиций, анализа действия, креативной драматики, драматерапии, театра импровизаций и даже спонтанного хэппенинга.

Психодрама -это метод психотерапии, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения. Используется как вербальная, так и невербальная коммуникация. Разыгрывается несколько сцен, изображающих, например, воспоми­нания о специфических событиях прошлого, неза­вершенные ситуации, внутренние драмы, фантазии, сны, подготовку к предстоящим ситуациям с возможным риском или непроизвольные проявления психи­ческих состояний “здесь и сейчас”. Эти сцены либо приближены к реальной жизненной ситуации, либо выводят наружу внутренние ментальные процессы. Если требуется, другие роли могут взять на себя члены группы или неодушевленные объекты. Используется множество техник -обмен ролями, дублирование, техника зеркала, конкретизация, максимизация и монолог. Обычно можно выделить следующие фазы психодрамы: разогрев, действие, проработка, завершение и шеринг.

Главное преимущество данного определения состоит в том, что оно оставляет открытой возможность четкого разделения различных применений и стилей терапевтической практики в соответствии со следующими факторами:

1. Контекст -человек, группа, семья, окружение.

2. Фокус -личность, группа или тема.

3. Локализация -in situ, сцена, школа, больница, клиника.

4. Школа (подход) -фрейдизм, моренианство, адлерианство, роджерианство и т.д.

5. Теоретическая ориентация -психодраматическая, психоаналитическая, бихевиористская, экзистенциальная, гуманистическая.

6. Терапевтическая цель -уменьшение симптома, кризисное вмешательство, разрешение конфликта, личностные изменения.

7. Терапевтическое вмешательство -директивное, поддерживающее, конфронтационное, реконструктивное, проявляющее, поясняющее.

8. Главные терапевтические факторы -высвобождение эмоций, когнитивный инсайт, межличностная обратная связь, поведенческое научение.

9. Время и частота сессий -периодические, продолжающиеся, одиночные сессии, марафон, сессии с ограничением времени.

10. Участники психодрамы -возраст, пол, диагноз.

Эти факторы, каждый в отдельности и все вместе, могут быть рассмотрены как переменные, имеющие большое влияние на процесс и результат психодрамы, они параллельны шести широко принятым требованиям к построению психотерапевтического исследования.