Толстой русский характер краткое содержание. Как изображается русский характер в рассказе "Русский характер"? Встреча с родными

24.02.2024 Здоровье

В рассказе «Русский характер» А.Н. Толстой описал эпизод Великой Отечественной войны, когда до победы оставался ещё целый год, причём автор изобразил даже не военный подвиг танкиста Егора Дрёмова (этого скорее всего можно было бы ожидать), а семейные обстоятельства героя — взаимоотношения его с родителями и невестой.

Русский характер в рассказе складывается из отдельных черт характеров всех героев, главных и второстепенных. Главным героем является Егор Дрёмов, командир танка, получивший тяжёлые ожоги в бою на Курской дуге. Его спасает из горящего танка водитель, который сам был ранен, но вытащил командира, потерявшего сознание. Таким образом, водитель танка Чувилёв (этот второстепенный персонаж ещё раз появится в рассказе для описания боевых подвигов танкового экипажа под командованием Егора Дрёмова) в опасный момент думает не только о собственной жизни, но, рискуя собой, спасает боевого товарища. В его совестливости можно видеть черту характера, которая высоко ценится русскими.

Егор Дрёмов проявляет русский характер и в бою, и особенно в отношениях с родителями и невестой. Приехав домой в отпуск после ранения, он пожалел своих старых родителей, побоялся огорчить их. Егору казалось, что его безобразное лицо испугает их: ведь оно стало безжизненной маской, и только глаза остались прежними. Таким образом, в характере главного героя проявились скромность, сдержанность, даже жертвенность, которые ценят русские люди: настоящий человек меньше всего заботится о себе, но прежде всего думает о своих близких, об их счастье.

Егор Дрёмов ошибался, думая, что щадит своих родителей, когда не признаётся, что он их сын. Его родители счастливы уже тем, что их сын жив — ведь все вокруг получают с фронта «похоронки». Егор Егоровичи Мария Поликарповна любят своего сына не за внешность, а потому, что он — сын. Конечно, старики гордятся, что их Егор — герой, но прежде всего ценят в нём не красоту, а мужество и честность. Здесь проявляется ещё одна черта русского характера — главное внимание уделяется не внешности, а душевным качествам. Ведь обожжённое лицо солдата свидетельствует, что он участвовал в страшных боях и не щадил себя, защищая Родину. Такой человек вызывает у русских уважение и восхищение, несмотря на внешнее уродство. Поэтому отец Егор Егорович считает, что таким лицом, какое было у приезжавшего к ним фронтовика, «надо гордиться». Эту мысль формулирует старший Дрёмов — сам русский человек.

Русским характером обладает и мать героя. Мария Поликарповна узнала своего сына, хотя его лицо изменилось после операций до неузнаваемости. Она сердцем, каким-то шестым чувством, угадала, что у неё в доме гостил сын, и проявила необыкновенную чуткость, столь дорогую для русского сердца. Поскольку русский человек обычно сдержан в проявлениях своих чувств, постольку очень важными качествами становятся внимание и наблюдательность окружающих, которые сами должны догадываться о переживаниях близкого человека. Очень хорошо, если друзья и родственники понимают друг друга без слов.

В Кате Малышевой — невесте Егора Дрёмова также раскрывается русский характер: в женщине русские ценят верность и преданность, что и демонстрирует героиня, которая дважды (провожая на фронт и навещая после ранения) заявляет Егору, что будет ждать его с войны и верно любить. А ведь Катя — невеста главного героя, а не жена, то есть пока связана с Егором только словом.

Иван Сударев — друг Егора и доброжелательный рассказчик — сам обладает русским характером, рассудительным, сдержанным, вдумчивым. Он оценивает поступки всех героев, появляющихся в маленькой истории, и отмечает разные грани русского характера в каждом персонаже.

Таким образом, Толстой создаёт русский характер, объединяя черты разных героев, и, благодаря этому приёму, представляет образ русского человека полным, разносторонним и обобщённо-возвышенным. Такое изображение национального характера отличает рассказ Толстого от произведений других советских авторов, писавших о войне. Например, А.Т.Твардовский в поэме «Василий Тёркин» сосредоточивает черты русского характера в одном главном герое.

По художественным принципам — конфликт между хорошим и лучшим и назидательность (поучительность) — «Русский характер» следует отнести к ведущему направлению советской литературы — социалистическому реализму. В рассказе конфликт между Егором Дрёмовым и его родными надуман, ибо существует только в голове скромного главного героя, а на самом деле, персонажи рассказа — один другого лучше и благороднее. Назидательность «Русского характера» выразилась в том, что через Ивана Сударева, который оценивает в произведении всех действующих лиц, писатель поучает: именно так, как Егор Дрёмов, должен вести себя советский солдат; именно так, как его родители и невеста, должны поступать родственники солдата. В конце рассказа автор подсказывает читателю, как правильно понимать идею произведения: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нём великая сила — человеческая красота».

Итак, история о Егоре Дрёмове закончилась счастливо. Иного финала и не могло быть, учитывая, что все её герои обладают благородными характерами. Во время страшной войны такая история становится необходимой: она даёт надежду, спасает от отчаяния, и поэтому «Русский характер», можно сказать, отражает восприятие военной эпохи и в этом смысле становится памятником эпохи.

Но бесконфликтные истории со счастливым финалом если и встречаются в реальной жизни, то только как исключения. А как обычно происходит встреча солдата и его семьи? Помня о миллионах советских людей, погибших на фронтах и в оккупации, скорее можно ожидать трагических свиданий. В стихотворении М.В.Исаковского «Враги сожгли родную хату» (1945) изображается возвращение солдата-победителя на родное пепелище: все его близкие погибли во время немецкой оккупации, долгожданная встреча с родственниками превратилась в поминки на могиле жены. Другую трагическую ситуацию описывает М.А.Шолохов в рассказе «Судьба человека» (1956). Вернувшись в родной город после фашистского плена. Андрей Соколов узнаёт, что в его дом, когда там находились жена и две дочери-подростки, попала немецкая бомба. В результате любимые родственники главного героя не имеют даже могил — на месте дома воронка с ржавой водой.

Подравнять целую нацию под один, даже правильный образец невозможно. Драматический вариант встречи солдата с семьёй представлен в рассказе А.П.Платонова «Возвращение» (1946).

Капитан Алексей Алексеевич Иванов после победы приезжает в родной город, где его ждут жена Люба, одиннадцати летний сын Петрушка и пятилетняя дочь Настя. В первый же вечер за ужином воин-победитель требует у жены отчёта, как она жила без него. Писатель не рассказывает об Иванове на фронте, хотя его ордена и медали свидетельствуют о боевых подвигах. Зато автор подробно описывает жизнь семьи Ивановых в тылу: Люба все четыре года войны работала на кирпичном (!) заводе, заботилась о двух маленьких детях, постоянно тревожилась за мужа на фронте и, чтобы отвлечься от повседневной тоски, один раз поддалась на нежности какого-то профсоюзного инструктора. Этого капитан Иванов простить жене не может, хотя себе подобные вольности прощает легко: он сам пару дней назад по пути домой задержался в гостях у знакомой фронтовички Маши.

Финал истории о Егоре Дрёмове заранее предрешён, учитывая прекрасные русские характеры всех персонажей в этом рассказе. А как поступит неидеальный платоновский герой? Возмущённый и обиженный признанием Любы, Алексей на следующее утро хочет уехать к Маше (!), но, увидев из окна вагона бегущих к поезду своих детей Петрушку и Настю, вдруг смягчается душой и сходит с поезда: вчера он оценивал свои семейные обстоятельства с точки зрения «самолюбия и собственного интереса», а сейчас понял их «обнажившимся сердцем».

Никакого поучения в рассказе Платонова нет, а счастливый конец объясняется не образцовым благородством Иванова, а чувствами нормального человека — любовью к своей семье. Поэтому рассказ «Возвращение» ближе к жизни, чем «Русский характер»: платоновский рассказ показывает реальный мир таким сложным, каков он и есть, а не таким правильным, каков он должен быть, по мнению писателя А. Н. Толстого.

Произведение Алексея Толстого «Русский характер» - рассказ в рассказе. События разворачиваются в начале сороковых, однако, несмотря на это, в центре внимания оказываются не доблестные подвиги персонажа, а то, что с ним случилось после тяжёлого ранения. Писатель ставит перед собой целью показать, как удивителен и могуч русский характер. Краткое содержание этого произведения позволит ознакомиться с книгой и понять авторский замысел.

Обычный парень

В начале рассказа автор знакомит читателя с главным героем. Это простой парень по имени Егор Дрёмов. До начала войны он жил в колхозе и работал танкистом, был тихим симпатичным молодым человеком. Своей внешностью Дрёмов напоминал самого Бога. Его лицо, обрамлённое очаровательными кудрями, всегда излучало тёплую улыбку. Парень любил отца и мать, относился к ним с почтением. Он встречался с девушкой, в верности которой не сомневался. Он был уверен, что любимая будет ему преданна.

Парень не любил рассказывать о своих военных подвигах. Из рассказов водителя становится ясно, что их у него было немало. Чувилев с большой гордостью вспоминал о том, как лейтенант Дрёмов мастерски обезвредил врага, когда их танк выступил против немецкого тигра. Всё шло своим чередом, пока однажды не произошло несчастье, которое и показало, как силён характер молодого русского бойца.

Эпизод о ранении

Экипаж принимал участие в битве под Курском. В ходе сражения танк был подбит. Два человека погибло сразу. Перед тем, как машина взорвалась, водитель успел вытянуть горящего Дрёмова . Парень получил сильнейшие ожоги. В некоторых местах под обуглившейся кожей можно было разглядеть кости. У него сильно пострадало лицо, но, к счастью, он не ослеп. Егор перенёс не одну операцию. Когда врачи сняли ему повязки, он увидел в зеркале незнакомого мужчину. Дрёмов успокоил взволнованную сестру. Он сказал, что с этим можно жить. Тем не менее, ему было тяжело привыкнуть к новой внешности.

После случившегося парня признали годным только к строевой. Танкист пришёл к генералу и попросил вернуть его в полк, мотивируя тем, что он не инвалид, а урод, а это делу уж точно не помешает.

Доводы Дрёмова были приняты. Генерал согласился с парнем и дал ему двадцать дней отпуска, чтобы тот восстановился. Егор отправился домой.

Парень пришёл в родную деревню, когда уже вечерело. Аккуратно пробравшись по снегу к окну, он разглядел свою мать. Она выглядела худой и постаревшей. Родительница неторопливо собирала на стол. Парень не захотел пугать маму своим страшным видом. Так, он зашёл в дом, но представился товарищем лейтенанта Дрёмова .

В комнате всё было до боли знакомо. Старушка задавала много вопросов о сыне, внимательно вглядываясь в гостя. Через время к беседе присоединился и отец. Чем дольше находился Егор в этом доме, тем тяжелее ему становилось на душе. Хотелось сказать правду, но он так и не осмелился это сделать.

Они ещё долго разговаривали на разные темы:

  • о том, как пойдёт сев;
  • об окончании войны;
  • о потеплении.

Мать интересовалась, когда же их сын получит отпуск и сможет навестить их. На следующий день главный герой сказал родителям, что хочет увидеться с невестой Дрёмова, чтобы передать ей поклон. Радостная и сияющая Катя тут же примчалась. Она подошла к гостю, но, увидев его страшное лицо, в ужасе отшатнулась. Дрёмов понял, что надо уезжать прямо сегодня.

Потом мать угощала их пшёнными блинами. Парень рассказывал о боевых подвигах Егора. Он не смотрел на любимую, чтобы не видеть, как выражение её лица отражает его уродство.

После этого свидания Дрёмов решил забыть девушку и сделать всё, чтобы родители как можно дольше оставались в неведении.

Вернувшись к боевым товарищам, Егор почувствовал облегчение. Спустя две недели ему пришло письмо от матери. Прочитав его, он решил поменять своё решение . Женщина рассказывала, как к ним приезжал парень, представившийся другом сына. Однако материнское сердце чувствует, что это и был их Егор. Отец ругает, что если бы это действительно был Дрёмов, то он бы обязательно рассказал правду такой, какая она есть. Он считает, что такое лицо - повод для гордости. Женщина попросила рассудить, права ли она или из ума выжила.

Парень пришёл к Судареву и всё ему рассказал, попросив совета. Тот уверил парня, что ему нужно признаться во всём.

Он встречается с матерью и любимой. Родительница принимает его, а Катя сообщает, что хочет прожить вместе всю жизнь.

Главный герой

В своём произведении Толстой описал эпизод, когда до окончания военных действий остаётся ещё год. Автор показал даже не боевой подвиг парня, а его семейные обстоятельства, взаимоотношения с отцом, матерью и любимой девушкой. Главные герои «Русского характера» Толстого демонстрируют качества, достойные уважения. Это касается также и второстепенных персонажей.

Так, водитель танка Чувилев, получивший ранения, не бросил потерявшего сознание командира, а вытащил его из воспламенившейся машины. Он спас Дрёмова, рискуя собственной жизнью, ведь машина могла взорваться в любой момент. В совестливости Чувилева можно разглядеть черту, которую высоко ценят русские.

Характер Егора проявляется не только в бою, но также и во взаимоотношениях с родными и любимой. Приехав после ранения домой, он пожалел мать и отца, решив не огорчать их горькой правдой. Он думал, что они расстроятся из-за его уродливого лица, ведь оно превратилось в безжизненную маску: остались прежними лишь глаза.

Так, в характере Дрёмова прослеживаются следующие черты:

  • сдержанность;
  • скромность;
  • жертвенность.

Все эти качества высоко ценятся русскими людьми, которые убеждены, что настоящий человек должен думать в первую очередь не о себе, а о других. Главный герой ошибался, когда считал, что расстроит близких, признавшись, что он их сын. Он был убеждён, что щадит их, не открывая настоящей правды. Однако в действительности мать и отец обрадовались уже тому, что Егор жив, ведь все вокруг получали «похоронки» с фронта.

Родители Егора

Родители любят главного героя просто за то, что он их ребёнок, а никак не за внешность. Они гордятся тем, что их сын - настоящий герой, ценят его за честность и мужество, а не за красоту. В этом проявляется ещё одна черта, свойственная описываемому характеру. Это то, что основное внимание уделяется внутренним качествам, а не внешности. Ведь изуродованное лицо парня говорит о том, что он принимал участие в страшных сражениях и не щадил себя, защищая Родину. У русских такая личность вызывает большое восхищение, даже невзирая на внешнее уродство.

Именно поэтому старший Дрёмов говорит, что лицом, как у гостившего у них солдата, «надо гордиться». Мать Егора также является обладательницей русского характера. Она узнала своего ребёнка, хотя после многочисленных пластических операций он изменился просто до неузнаваемости.

Родительница поняла, что приезжий фронтовик был их сыном. Она почувствовала это сердцем. При этом женщина продемонстрировала небывалую чуткость, так характерную для русского народа, который, как правило, сдержан в проявлении эмоций. Мать оказалась очень наблюдательной и внимательной. Она догадалась о переживаниях близкого ей человека. Очень ценно, когда родные и друзья могут понимать друг друга без слов.

Катя и приятель Сударев

Русский характер раскрывается и в возлюбленной Егора. Невеста хранит верность Дрёмову. Она остаётся преданной ему до конца, обещает избраннику, что будет ждать после войны и примет любого. Девушка сдерживает своё слово, при том, что она не приходится парню женой и, по сути, ничего не должна.

Иван Сударев - товарищ Дрёмова и дружелюбный рассказчик. Этого мужчину можно охарактеризовать следующими словами:

  • сдержанный;
  • рассудительный;
  • вдумчивый.

Он даёт оценку каждому персонажу, возникающему в маленькой истории. Так, автор произведения путём объединения качеств различных героев формирует национальный характер. Подобный приём позволяет создать образ многогранного человека.

Что касается художественных принципов, то рассказ следует отнести к социалистическому реализму. В произведении конфликт между главным героем и его близкими надуман, так как он существует исключительно в голове скромного и чуткого Дрёмова. В действительности персонажи - один благороднее другого.

Назидательность национального характера проявляется через Сударева, оценивающего всех действующих лиц. Автор поучает читателя: он убеждён, что каждый солдат должен вести себя именно так, как главный герой. Родственники и близкие бойца, по его мнению, обязаны брать пример с отца, матери и невесты Егора.

На первый взгляд, русский человек прост. Однако, когда приходит суровая беда, в нём обнаруживается огромная сила. Так, история о лейтенанте Дрёмове имеет счастливый конец.

Если нужно подготовить пересказ произведения для читательского дневника, лучше читать краткое содержание «Русского характера» Толстого. Конечно, в идеале следует изучить оригинал произведения. Однако, если времени в обрез, сокращённая версия окажется наилучшим решением.

18 мая 2015

«Русский характер! Поди-ка опиши его…» - с этих удивительных, проникновенных слов начинается рассказ «Русский характер» Алексея Толстого. Действительно, возможно ли описать, измерить, дать определение тому, что находится за пределами слов и чувств? И да, и нет. Да, потому что говорить, рассуждать, пытаться понять, познать самую суть всё одно необходимо. Это, если можно так сказать, те импульсы, толчки, благодаря которым и крутится вечный двигатель жизни. А с другой стороны, сколько бы мы не говорили, нам всё равно не достать до дна. Эта глубина бесконечна. Как описать русский характер, какие слова подобрать? Можно и на примере героического подвига. Но как выбрать, который предпочесть? Ведь их столько, что сложно не растеряться.

Алексей Толстой, «Русский характер»: анализ произведения

Во время войны Алексей Толстой создаёт удивительный сборник «Рассказы Ивана Сударева», состоящий из семи небольших историй. Все они объединены одной темой - Великая Отечественная война 1941-1945 годов, одной идеей - восхищением и преклонением перед патриотизмом и героизмом русского народа, и одним главным героем, от имени которого и ведётся повествование. Это - бывалый кавалерист Иван Сударев. Последним, завершающим весь цикл, становится рассказ «Русский характер». Алексей Толстой с его помощью обобщает сказанное ранее. Он - своеобразный итог всему тому, о чём говорилось прежде, всем рассуждениям и мыслям автора о русском человеке, о русской душе, о русском характере: красота, глубина и сила - это не «сосуд, в котором пустота», а «огонь, мерцающий в сосуде».

Тема и идея рассказа

С первых строк автор обозначает тему рассказа. Конечно же, речь пойдёт о русском характере. Цитата из произведения: «Мне именно хочется поговорить с вами о русском характере…» И здесь же мы слышим ноты не то чтобы сомнения, а скорее сожаления по поводу того, что форма произведения столь мала и ограничена - небольшой рассказ, что не соответствует избранному автором размаху. А тема и название уж очень «многозначительные». Но делать нечего, потому что говорить хочется…

Кольцевая композиция рассказа помогает отчётливо прояснить идею произведения. И в начале, и в конце читаем размышления автора о красоте. Что есть красота? Физическая привлекательность понятна каждому, она на самой поверхности, стоит только протянуть руку. Нет, не она волнует рассказчика. Он видит красоту в ином - в душе, в характере, в поступках. Особенно она проявляется на войне, когда смерть постоянно рядом вертится. Тогда люди лучше становятся, с человека «слезает какая только есть чепуха, шелуха, словно кожа, омертвевшая после солнечного ожога», и не исчезает, и сохраняется лишь одно - ядро. Явственно оно видно и в главном герое - в молчаливом, спокойном, строгом Егоре Дрёмове, в его пожилых родителях, в красивой и верной невесте Катерине, в водителе танка Чувилове.

Экспозиция и завязка

Время действия рассказа - весна 1944 года. Освободительная война против фашистских захватчиков в самом разгаре. Но она не действующее лицо, а скорее фон, тёмный и суровый, но так отчетливо и ярко проявляющий удивительные краски любви, доброты, дружбы и красоты.

В экспозиции приводятся краткие сведения о главном действующем лице рассказа - Егоре Дрёмове. Человек он был простой, скромный, тихий, сдержанный. Говорил мало, особенно не любил «разглагольствовать» о военных подвигах да стеснялся разговоров о любви. Один только раз вскользь упомянул о своей невесте - девушке хорошей и верной. С этого момента и можно начать описывать краткое содержание «Русский характер» Толстого. Примечательно здесь, что Иван Суздалев, от имени которого ведётся повествование, познакомился с Егором уже после его страшного ранения и пластических операций, но в описании его нет ни единого слова о физических недостатках товарища. Наоборот, он видит лишь красоту, «душевную приязнь», заглядывается им, когда тот спрыгивает с брони на землю, - «бог войны».

Продолжаем раскрывать краткое содержание «Русский характер» Толстого. Завязка сюжета - это страшное ранение Егора Дрёмова во время сражения на Курской Дуге. Его лицо было практически ссажено, и даже местами виднелись кости, но он выжил. Ему восстановили веки, губы, нос, но это уже было совсем другое лицо.

Кульминация

Кульминационная сцена - приезд отважного воина домой в отпуск после госпиталя. Свидание с отцом и матерью, с невестой - с самыми близкими людьми в его жизни, обернулось не долгожданной радостью, а горьким внутренним одиночеством. Он не смог, не смел признаться старым родителям, что стоящий перед ними человек с изуродованной внешностью и чужим голосом и есть их сын. Нельзя, чтобы старенькое лицо матери отчаянно задрожало. Однако, в нём теплилась надежда, что отец и мать сами узнают его, догадаются без объяснения, кто к ним приехал, и тогда будет сломлена эта невидимая преграда. Но этого не произошло. Нельзя сказать, что материнское сердце Марии Поликарповны совсем ничего не почувствовало. Его рука с ложкой во время еды, его движения - эти, казалось бы, мельчайшие детали не ускользнули от её взора, но она всё-таки не догадалась. А здесь ещё и Катерина, невеста Егора, не то что не признала его, а при виде страшного лица-маски откинулась и испугалась. Это стало последней каплей, и он на следующий день покинул отчий дом. Конечно, в нём была и обида, и разочарование, и отчаяние, но он решил пожертвовать своими чувствами - лучше уйти, отгородиться, лишь бы не пугать своих самых родных и близких. Краткое содержание «Русский характер» Толстого на этом не заканчивается.

Развязка и заключение

Одной из главных черт русского характера, русской души является жертвенная любовь. Именно она и есть чувство истинное, безусловное. Любят не за что-то и не ради чего-то. Это непреодолимая, неосознанная потребность быть всегда рядом с человеком, заботиться о нём, помогать ему, сострадать ему, дышать вместе с ним. И слово «рядом» не измеряется физическими величинами, оно означает неосязаемую, тонкую, но невероятно прочную духовную нить между любящими друг друга людьми.

Мать после скорого отъезда Егора, не могла найти себе место. Она догадалась, что этот человек с изуродованным лицом и есть её любимый сын. Отец сомневался, но всё же сказал, что если тот приезжий солдат действительно его сын, то здесь не стыдиться надо, а гордиться. Значит, он истинно защищал свою Родину. Мать пишет ему на фронт письмо и просит не томить и сказать правду, как есть. Растроганный, он признается в обмане и просит прощения… Спустя некоторое время к нему в полк приезжают и мать, и невеста. Взаимное прощение, любовь без лишних слов и верность - вот счастливая развязка, вот они, русские характеры. Как говорится, вроде прост с виду человек, нет в нём ничего примечательного, а придёт беда, дни суровые настанут, и поднимается в нем тотчас же великая сила - человеческая красота.

Художественная задача Алексея Толстого состояла в исследовании тех черт русского характера, которые на протяжении всей истории позволяли выстоять и победить. Завершением цикла «Рассказы Ивана Суцарева» (1942-1944) стал рассказ со знаменательным названием «Русский характер» (1944).

О судьбе танкиста, едва не сгоревшего в танке, рассказал Толстому сотрудник газеты «Красная звезда». Эта конкретная история приобрела обобщающий смысл, выросла в размышления писателя о силе духа русского человека, мужестве солдата, любви матери, верности женщины.

В изображении Егора Дрёмова прежде всего подчёркнута типичность героя. Это был, по словам рассказчика, «простой, тихий, обыкновенный» человек. Он наделён самой распространенной биографией: до войны жил в селе, с уважением относился к матери и отцу, добросовестно трудился на земле, теперь геройски воюет. Дрёмов, как его отец и дед, носит имя Егор, что означает «возделывающий землю», и этой деталью автор подчёркивает связь поколений, преемственность нравственных ценностей народа.

Именно этот «обыкновенный» человек эстетически выделен писателем на фоне других, поставлен в обстоятельства, которые, при всей их реальности, нельзя не признать исключительными. Даже внешне Егор особо отмечен богатырским сложением и красотой: «Бывало, заглядишься, как он вылезает из башни танка, — бог войны! Спрыгивает с брони на землю, стаскивает шлем с влажных кудрей, вытирает ветошью чумазое лицо и непременно улыбнётся от душевной приязни». Мотив «богатырства» звучит и в рассказе о делах Егора, который — один из немногих! — отмечен «звёздочкой» («Золотой Звездой» Героя Советского Союза).

Но главное в рассказе не боевые эпизоды с участием лейтенанта Дрёмова (они показаны в изложении других персонажей). В центре произведения находится личная, казалось бы, ситуация, связанная с переживаниями героя после тяжёлого ранения во время танкового сражения на Курской дуге.

У Дрёмова почти полностью обгорело лицо, после операций изменился голос. Ряд подчёркнутых автором деталей позволяет показать процесс обнажения глубинной сути характера. Егор лишился своей внешней привлекательности (мотив «уродства» во второй части рассказа варьируется в инстинктивном реагировании людей на внешность обгоревшего танкиста). Но тем ярче проявляется внутренняя красота и сила героя.

Она — в стремлении остаться в строю, в настоящем боевом братстве, связывающем Егора с товарищами по оружию, в его любви к близким и заботе о них.

Кульминацией рассказа стала сцена в родном доме, когда самые дорогие люди не узнали Егора в человеке с изуродованным лицом, а он решил не быть для них обузой со своим несчастьем и назвал себя чужим именем. Но теперь уже родные дают Егору урок настоящей человечности и любви. Мать, сердцем почувствовавшая, что это сын был в родном доме.

Отец, как всегда немногословно сказавший главное: «Таким лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно» (не случаен эпитет «справедливый», употреблённый в отношении к отцу). Катя Малышева, навек связавшая с Егором свою жизнь («красивая Катя», в изображении которой подчёркнута гармония внутреннего и внешнего). «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или малом, и поднимается в нём великая сила — человеческая красота».

"Русский характер! Поди-ка опиши его…" - с этих удивительных, проникновенных слов начинается рассказ "Русский характер" Алексея Толстого. Действительно, возможно ли описать, измерить, дать определение тому, что находится за пределами слов и чувств? И да, и нет. Да, потому что говорить, рассуждать, пытаться понять, познать самую суть всё одно необходимо. Это, если можно так сказать, те импульсы, толчки, благодаря которым и крутится жизни. А с другой стороны, сколько бы мы не говорили, нам всё равно не достать до дна. Эта глубина бесконечна. Как описать русский характер, какие слова подобрать? Можно и на примере героического подвига. Но как выбрать, который предпочесть? Ведь их столько, что сложно не растеряться.

Алексей Толстой, "Русский характер": анализ произведения

Во время войны Алексей Толстой создаёт удивительный сборник "Рассказы Ивана Сударева", состоящий из семи небольших историй. Все они объединены одной темой - Великая Отечественная война 1941-1945 годов, одной идеей - восхищением и преклонением перед патриотизмом и героизмом русского народа, и одним главным героем, от имени которого и ведётся повествование. Это - бывалый кавалерист Иван Сударев. Последним, завершающим весь цикл, становится рассказ "Русский характер". Алексей Толстой с его помощью обобщает сказанное ранее. Он - своеобразный итог всему тому, о чём говорилось прежде, всем рассуждениям и мыслям автора о русском человеке, о русской душе, о русском характере: красота, глубина и сила - это не "сосуд, в котором пустота", а "огонь, мерцающий в сосуде".

Тема и идея рассказа

С первых строк автор обозначает тему рассказа. Конечно же, речь пойдёт о русском характере. Цитата из произведения: "Мне именно хочется поговорить с вами о русском характере…" И здесь же мы слышим ноты не то чтобы сомнения, а скорее сожаления по поводу того, что форма произведения столь мала и ограничена - небольшой рассказ, что не соответствует избранному автором размаху. А тема и название уж очень "многозначительные". Но делать нечего, потому что говорить хочется…

Кольцевая композиция рассказа помогает отчётливо прояснить идею произведения. И в начале, и в конце читаем размышления автора о красоте. Что есть красота? Физическая привлекательность понятна каждому, она на самой поверхности, стоит только протянуть руку. Нет, не она волнует рассказчика. Он видит красоту в ином - в душе, в характере, в поступках. Особенно она проявляется на войне, когда смерть постоянно рядом вертится. Тогда становятся, с человека "слезает какая только есть чепуха, шелуха, словно кожа, омертвевшая после солнечного ожога", и не исчезает, и сохраняется лишь одно - ядро. Явственно оно видно и в главном герое - в молчаливом, спокойном, строгом Егоре Дрёмове, в его пожилых родителях, в красивой и верной невесте Катерине, в водителе танка Чувилове.

Экспозиция и завязка

Время действия рассказа - весна 1944 года. Освободительная война против фашистских захватчиков в самом разгаре. Но она не действующее лицо, а скорее фон, тёмный и суровый, но так отчетливо и ярко проявляющий удивительные краски любви, доброты, дружбы и красоты.

В экспозиции приводятся краткие сведения о главном действующем лице рассказа - Егоре Дрёмове. Человек он был простой, скромный, тихий, сдержанный. Говорил мало, особенно не любил "разглагольствовать" о военных подвигах да стеснялся разговоров о любви. Один только раз вскользь упомянул о своей невесте - девушке хорошей и верной. С этого момента и можно начать описывать краткое содержание "Русский характер" Толстого. Примечательно здесь, что Иван Суздалев, от имени которого ведётся повествование, познакомился с Егором уже после его страшного ранения и пластических операций, но в описании его нет ни единого слова о физических недостатках товарища. Наоборот, он видит лишь красоту, "душевную приязнь", заглядывается им, когда тот спрыгивает с брони на землю, - "бог войны".

Продолжаем раскрывать краткое содержание "Русский характер" Толстого. Завязка сюжета - это страшное ранение Егора Дрёмова во время сражения на Его лицо было практически ссажено, и даже местами виднелись кости, но он выжил. Ему восстановили веки, губы, нос, но это уже было совсем другое лицо.

Кульминация

Кульминационная сцена - приезд отважного воина домой в отпуск после госпиталя. Свидание с отцом и матерью, с невестой - с самыми близкими людьми в его жизни, обернулось не долгожданной радостью, а горьким внутренним одиночеством. Он не смог, не смел признаться старым родителям, что стоящий перед ними человек с изуродованной внешностью и чужим голосом и есть их сын. Нельзя, чтобы старенькое лицо матери отчаянно задрожало. Однако, в нём теплилась надежда, что отец и мать сами узнают его, догадаются без объяснения, кто к ним приехал, и тогда будет сломлена эта невидимая преграда. Но этого не произошло. Нельзя сказать, что материнское сердце Марии Поликарповны совсем ничего не почувствовало. Его рука с ложкой во время еды, его движения - эти, казалось бы, мельчайшие детали не ускользнули от её взора, но она всё-таки не догадалась. А здесь ещё и Катерина, невеста Егора, не то что не признала его, а при виде страшного лица-маски откинулась и испугалась. Это стало последней каплей, и он на следующий день покинул отчий дом. Конечно, в нём была и обида, и разочарование, и отчаяние, но он решил пожертвовать своими чувствами - лучше уйти, отгородиться, лишь бы не пугать своих самых родных и близких. Краткое содержание "Русский характер" Толстого на этом не заканчивается.

Развязка и заключение

Одной из главных черт русского характера, русской души является жертвенная любовь. Именно она и есть чувство истинное, безусловное. Любят не за что-то и не ради чего-то. Это непреодолимая, неосознанная потребность быть всегда рядом с человеком, заботиться о нём, помогать ему, сострадать ему, дышать вместе с ним. И слово "рядом" не измеряется физическими величинами, оно означает неосязаемую, тонкую, но невероятно прочную духовную нить между любящими друг друга людьми.

Мать после скорого отъезда Егора, не могла найти себе место. Она догадалась, что этот человек с изуродованным лицом и есть её любимый сын. Отец сомневался, но всё же сказал, что если тот приезжий солдат действительно его сын, то здесь не стыдиться надо, а гордиться. Значит, он истинно защищал свою Родину. Мать пишет ему на фронт письмо и просит не томить и сказать правду, как есть. Растроганный, он признается в обмане и просит прощения… Спустя некоторое время к нему в полк приезжают и мать, и невеста. Взаимное прощение, любовь без лишних слов и верность - вот счастливая развязка, вот они, русские характеры. Как говорится, вроде прост с виду человек, нет в нём ничего примечательного, а придёт беда, дни суровые настанут, и поднимается в нем тотчас же великая сила - человеческая красота.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Иван Бунин, "Лапти": краткое содержание рассказа о жизни и смерти
  • Краткое содержание "Кукла" Носова – рассказа, который научит состраданию
  • Автобиографический рассказ и его краткое содержание: "Как я стал писателем" Шмелева
  • Трогательный рассказ, который написал Андрей Платонов. Краткое содержание: ";Корова"; - произведение о людях и животных