Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы. Краткосрочный проект " морские обитатели" Животные морей и океанов подготовительная группа

16.06.2024 Здоровье

Марина Новопашина
Конспект НОД «Обитатели морей и океанов» в подготовительной группе

Задачи : Уточнить знания детей об обитателях морских глубин , умение выделять

характерные признаки, классифицировать, расширять кругозор, работать

развитием речи.

Упражнять в составлении и решении задач на сложение и вычитание,

закрепить знание состава числа из двух меньших, прямой, обратный,

парный счет, умение находить в предметах сходство с геометрическими

фигурами.

Развивать эстетический вкус, фантазию, воображение, умение передавать

в рисунке форму, окраску и особенности строения подводных обитателей .

Словарь : батискаф, аквалангист, материки, океаны , моря

Предварительная работа : чтение книг, рассматривание альбомов, энциклопедий,

открыток, просмотр познавательных фильмов.

Материал : крупный лего конструктор , столы, стулья, акваланги, маска для

подводного плавания, ласты, рупор, иллюстрации с изображением

морского дна и морских обитателей , гуашь, бумага, шляпа водяного,

аудио запись шума моря, песни водяного и осьминожек из мульфильма.

Индивидуальная работа :

Воспитатель в рупор приглашает детей на морскую прогулку :

"Внимание, внимание, приглашаю всех желающих отправиться на морскую прогулку, просьба собраться на берегу и не опаздывать"

На чем можно путешествовать по водным просторам? (Корабль, яхта, лодка, пароход, теплоход.)

А как же нам оказаться на морском дне? (спуститься на подводной лодке, батискафе, с аквалангом.)

Хорошо, мальчики отправятся под воду с аквалангами, на моторной лодке. (дети строят лодку из лего)

А девочки опустятся в морские глубины на батискафе (строят из столов и стульев многоугольник, залазят во внутрь)

Встречаемся на морском дне.

Звучит музыка шума моря.

Пока мы не опустились на дно, давайте вспомним сколько материков на нашей планете? (5)

На каком материке мы с вами живем? (Евразия) Какой материк самый маленький? (Австралия) Назовите остальные. (Африка, Северная и Южная Америка)

А сколько океанов омывает материки ? (4) Чего больше? Материков или океанов ? На сколько?

Ну вот, кажется мы опустились, посмотрите в иллюминаторы, там плывут наши аквалангисты, а как нам присоединится к ним и полюбоваться на морских обитателей , ведь у нас нет баллонов с кислородом?

(дети предлагают различные варианты)

Может нам превратится в русалок, как в сказке Г. Х. Андерсена.

(Девочки снимают обувь, их ноги превращаются в рыбьи хвосты)

Пора и нам присоединиться к мальчикам и поинтересоваться, знают ли они сколько на нашей планете материков, океанов и морей .

Вылазят из батискафа, плывут на встречу мальчикам (на ковер)

А какие моря знаете вы? (дети перечисляют)

Посмотрите, сколько здесь рыб! Посчитайте.

Какие разные по размеру, форме, цвету камни, водоросли, кораллы. (пересчитывают, сравнивают, сопоставляют.)

Вам не кажется, что некоторые из морских обитателей напоминают геометрические фигуры? (краб-трапецию, черепахи-овал, рыбы-треугольник и овал)

А каких ракообразных вы знаете? (креветки, омары, лангусты, раки)

Сколько ног у краба? Лангуста? У кого больше? На сколько?

Все они могут жить в море ? Почему? (раки пресноводные, а в море вода соленая )

Звучит песня про водяного.

А как вы думаете, пиявки с лягушками могут жить в соленой воде? (ответы детей) Давайте поиграем с водяным.

Физминутка. Игра "Водяной"

Давайте посчитаем сколько кислородных баллонов у аквалангистов. (10. прямой и обратный счет)

Составление задач на вычитание и сложение.

Воздуха в баллонах осталось совсем мало, боюсь не хватит, чтобы вернуться на катер. Придется вам возвращаться вместе с нами в батискафе. Да и русалки могут превратиться в девочек.

(дети плывут к столам. залазят во внутрь)

Звучит музыка шума моря.

Ну вот мы с вами и вернулись на поверхность, посмотрите, лодку мальчиков прибило к берегу, Вам понравилось путешествие?

Каких обитателей мы встретили в морских глубинах? (ответы детей)

Звучит песня из мультфильма про осьминожек.

Ну конечно же, именно осьминожек мы и не встретили. Хотите их нарисовать?

Дети вылазят из батискафа, берут кисти, гуашь, бумагу и рисуют ладошкой осьминогов. Добавляют недостающие ножки, пересчитавают.

Моют руки, по желанию вырезают по контуру осьминожек и вешают на оформленную стену.

Публикации по теме:

Конспект занятия «В мире морей и океанов: морские обитатели» Цель: Формирование представлений о морском дне и их обитателях. Обучающие задачи: 1. Продолжать расширять знания детей о планете Земля;.

«Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы» Тема: «Подводный мир» Задачи: Закреплять и расширять знания детей о морских обитателях и их особенностях. Развивать умение детей решать.

Методическая разработка образовательной деятельности (лепка) «Обитатели морей и океанов» для детей средней группы. Цель: Расширять, углублять.

Цель:Пополнять знания детей о подводном мире,его обитателях. Задачи:Развивать связную диалогическую речь,расширять словарный запас детей,воспитывать.

Итогом тематической недели "Обитатели морей и океанов" стало, совместное с детьми, оформление панорамного макета подводного мира. Основой.

Цель:

  1. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
  2. Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
  3. Расширять словарный запас по лексической теме: «Животный мир морей и океанов».
  4. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического слуха.

Ход занятия:

1. Логопед приглашает детей в зал, в котором расставлены и развешены надувные игрушки – обитатели морских глубин, морские звезды, раковины. Слышны звуки морского прибоя, крики чаек.

─ Сегодня мы с вами отправимся на прогулку к морю. Садитесь прямо на песок.

─ Закройте глаза и представьте себя на берегу моря с прозрачной, ласковой, светящейся на солнце водой. Прислушайтесь к шуму волн. Вдохните, почувствуйте запах моря.

Детям предлагается расслабить мышцы живота, вдохнуть. Пауза (задержка дыхания). Выдох, втянуть живот как можно сильнее.

─ Сегодня мы будем говорить об обитателях моря.

Дети и логопед сидят на ковре.

─ Что вы услышали на берегу моря? (Шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек.)

Логопед выключает магнитофон.

2. Упражнение «У моря». Координация речи и движения.

─ Это было давным-давно. Тогда в океане было много рыбы. Моряки и рыбаки уходили в моря на больших кораблях, а на берегу оставались их дети и жены. Малыши любили играть на берегу океана.

К берегу бежит волна. Дети делают волнообразно движение одной рукой.
Вслед за ней еще одна. То же другой рукой.
Эта – выше, Поднимают руки.
Эта – ниже, Опускают руки на уровень груди.
Эта – вовсе не видна. Касаются ладонями пола.
А на берегу морском «Пересыпают» невидимый песок.
Будем мы играть с песком. из одной руки в другую.
Будет башня из песка, Поочередно ставят один кулак на другой, постепенно поднимая руки.
Как до неба, высока. Встают на носки и поднимают руки.
М. Рузина

3. Коммуникативная игра «Рыбки».

─ Морские обитатели старались не попасть в сети к рыбакам.

Дети встают в пары, договариваясь, кто из них будет ловить рыбку, и под слова играют в «ладушки», то хлопая в ладоши, то ударяя в ладони товарища.

Рыбки плавают, резвятся,
Рыбки любят поиграть.
Рыбки быстро уплывают,
Ты попробуй их поймать.
Рыбка, плыви! Дети прижимают ладони друг другу и качают ими вправо-влево.
Скорее лови!

На последнее слово игрок, который должен ловить рыбку, старается поймать ладошки товарища, пытающегося спрятать руки за спину. При повторении игры «ловит рыбку» 2-й играющий.

4. Песня с движениями «Рыбка» М. Красева.

─ Каких только рыб не плавало в океане. Ребята, а каких рыб живущих в море и океане вы знаете?

Дети перечисляют.

Рыбка плавает в водице, Дети покачивают сложенными вместе
Рыбке весело играть. ладошками из стороны в сторону.
Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком.
Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони.
Рыбка спинку изогнула, Медленно наклоняют вперед сложенные ладони.
Крошку хлебную взяла. Делают хватательное движение обеими руками.
Рыбка хвостиком махнула, Покачивают сложенными вместе ладонями вправо-влево.
Рыбка быстро уплыла.
М. Клокова

5. Подвижная игра «Море волнуется».

Участники игры занимают обручи, разложенные на расстоянии 1 метра друг от друга. Водящий проходит между играющими, останавливается около кого-нибудь и говорит: «Море спокойное». Так все играющие по очереди уходят со своих мест. Водящий уводит детей, взявшись за руки как можно дальше от обручей, незаметно для детей убирает один обруч. После слов водящего «Море волнуется» все опускают руки и бегут занимать место в свободном обруче. Тот, кто остается без обруча становится водящим (3-4 раза).

6. Логопедическая гимнастика на стимуляцию движений мышц нижней челюсти.

  1. Положить ладони на затылок. Открывать максимально рот, одновременно запрокидывая голову назад с преодолением сопротивления рук.
  2. Шепотом произносить гласные, требующие различной ширины раскрытия рта: [а-и], [а-о], [а-у], [а-э].
  3. Имитировать жевание.

7. Игра «Кит и рыбки».

─ Вот только беда – в море жил кит. Он был настоящий разбойник – плавал по морю и ел рыбу. Какая рыба попадется, ту и съест. Откроет свой огромный рот, ам – и готово! Рыбки пытались спрятаться от кита на глубине.

В стороне стоит ребенок-«кит». Дети-«рыбки» врассыпную бегают на носках по залу под песню.

Хорошо нам плыть на воле
И качаться на волнах.
В голубом, морском просторе
Только кит наводит страх.

С окончанием пения дети приседают и не шевелятся («рыбки нырнули на глубину»). «Выплывает» кит, ходит между рыбками и ловит тех, кто пошевелился.

8. Логопед включает спокойную музыку и говорит: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь на берегу моря. Слышен плеск воды. Солнце ярко светит. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите крики чаек. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит. Вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение.

Фишер Наталия Григорьевна,
учитель-логопед,
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 10
Муниципального образования Тимашевский район,
г. Тимашевск, Краснодарского края

Задачи конспекта:

упражнять детей в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа; уточнять и расширять представления о живой природе, об обитателях моря и растениях; формировать умение составлять подводный пейзаж, передавая в рисунке с помощью мелких деталей не только форму, но и пластику морских обитателей, их характер; с опорой на умения, полученные ранее; способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности; , бережное отношение к природе.

Материал: аудиозапись шума моря; картины с изображением моря и подводного мира: конверты с письмами; рисунки морских обитателей, выполненные родителями; разрезанные карточки с изображением морских животных; тонированные листы бумаги формата А3, гуашь, кисточки; печатки из разрезанной луковицы, картофеля с поперечными разрезами, моркови с наклонными прорезями, кружочки; «волна» - лёгкое покрывало синего цвета; влажные салфетки.

Предварительная работа: чтение сказок и рассказов, просмотр телепередач о морских обитателях.

Развивающие презентации: «Морские обитатели», «Хищники океана», «Дельфины», «Какие бывают акулы».

Мультфильмы: «Сказка о золотой рыбке», «В синем море, в белой пене», «Обезьянки Карибского моря», «Лунтик» (Серия ”Морские обитатели”).

Дидактические игры по теме: «Найди пару - морские обитатели», «Осколки», «Ты моя частичка», «Чей детёныш?».

Домашнее задание: нарисовать отгадку к загадке (морские обитатели).


Воспитатель (В.). Здравствуйте, ребята! К нам пришло письмо. Как вы думаете, кто его мог прислать? (Выслушиваются ответы детей и их предположения.)

Интересно посмотреть, что же в нём написано. Давайте сделаем это вместе! (Открывает письмо.) Это письмо от моего старого знакомого, настоящего пирата! Он пишет: «Я - бесстрашный пират! Всю жизнь я собирал сокровища, потом сложил их в сундук и надёжно спрятал на морское дно! Если хотите его найти, вам придётся опуститься в царство Нептуна и преодолеть с препятствиями на своём пути! Только храбрые, отважные и смекалистые найдут сундук с сокровищами!»

Ребята, какое интересное и опасное приключение нам предлагает пират! Отправимся в него? (Да.)

Послушайте, что это? (Звучит фонограмма шума моря.) Правильно, это шум моря. Посмотрите, какое оно. (Показывает картину с изображением моря, включает аудиозапись с шумом моря еще раз.) Ребята, а что вы можете сказать о море, какое оно? (Синее, шумящее, красивое, бескрайнее, волшебное.)

В. Ещё оно манящее к себе. Так и хочется побывать там. Предлагаю совершить путешествие в подводное царство. Представьте, что ныряете в морскую волну. (Накрывает детей «волной».)

1, 2, 3 - замрём,

В мир подводный попадём.

Сейчас начнутся чудеса,

Нужно лишь открыть глаза.

(Снимает покрывало.) Вот мы и на морском дне.

Дети, посмотрите, как тут красиво и интересно! (Находит конверт.)


А вот и ещё одно письмо! Прочтём его? (Да.) «Первое препятствие на вашем пути! Отгадки на загадки вам нужно найти! А как разгадаете - расколдуете морских обитателей».

На стене висят рисунки морских обитателей, сделанные родителями. После того, как дети отвечают верно, «расколдовывается» одно морское животное, его изображение прикрепляется к картине, подводного мира).

В. Мы с вами освободили всех заколдованных морских обитателей, посмотрите, как ожило море! Настало время поиграть.

!».

В. Ребята, мы с вами отдохнули, порезвились, набрались сил, а теперь «поплывём» дальше! «Подплываем» к коралловому рифу. Посмотрите, вот ещё одно письмо, давайте его откроем.

«Злая морская буря разбила на кусочки карточки с изображением морских животных, помогите сложить их воедино». Поможем? (Да.)

Дидактическая игра «Сложи рыбку».

Детям раздаются разрезанные карточки с изображением морских обитателей (кит, рыба-молот, касатка, морская звезда, морской конёк, дельфин, осьминог, рыба-клоун, морская корова). Дети складывают их и называют животное.

В. Молодцы, ребята! Помогли. Пришло время плыть дальше. «Подплываем» к поверхности моря (картина).

Воспитатель находит новое письмо от пирата, открывает его.

В. «Ребята, моя внучка никогда не видела моря и морских обитателей, помогите ей заглянуть в этот красочный и загадочный мир». Чем же мы можем ей помочь? (Нарисовать вместе картину.)

Ответы детей: на капельку, листочек, ложку, овал (иллюстрации помогают сделать выбор).


Игра-задание «Оживи море».

В. У нас есть морская вода. (Тонированные листы бумаги формата А3.) Теперь, используя гуашь, нарисуем необычным способом морских обитателей. (Напоминает детям, как можно получить определённое изображение: «водоросли» - с помощью боковой части ладони; «разноцветные камешки» - отпечатки картошки с поперечными надрезами; «полосатая раковина» - отпечаток моркови с наклонными прорезями; «галька» - отпечатки кружочков моркови; «морские растения» - отпечатки луковицы; «Креветка» - отпечаток согнутой в кулак руки.)

Дети рисуют в парах. Затем из полученных картин составляют одну большую.

В. Ребята! Мы с вами нарисовали такую красивую картину! Я думаю, она очень понравится и пирату, и его внучке. Поплыли дальше!

Находят последнее письмо от пирата, который хвалит детей и пишет: «Свои сокровища я спрятал за кораллами! Можете оставить их себе! Вы их заслужили. До свидания!» (За картиной с изображением кораллов дети находят сундучок с «золотыми» шоколадными монетами.

В. Где вы сегодня путешествовали? С кем из морских обитателей встречались? Кому и чем помогли? (Ответы детей.)

В. А теперь, ребята, пора возвращаться в наш любимый детский сад.

Конспект занятия подготовила Д. Банюкевич

Ирина Викторовна
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Морские обитатели»

Конспект познавательного занятия «Морские обитатели »

в подготовительной группе .

Цели занятия :

Образовательная :

Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна , об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде.

Формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивающие :

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Развивать мелкую моторику рук

Воспитательные :

Воспитывать интерес к занятиям .

Воспитывать дружеские отношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методы и приемы :

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физминутки, технических средств обучения.

Оборудование : Коробка волшебная, глобус, ракушки в мешочке, набор предметных картинок «Морские обитатели » , презентации : «Морское путешествие » , «Морские загадки » , игра «Что сначала, что потом» , 2 сухих бассейна (с песком, морскими обитателями , ракушками, камушками, морская карта (для сюрприза) .

Ход занятия.

Дети стоят в кругу с воспитателем.

Психологический настрой :

Для начала встанем в круг

Сколько радости вокруг

Дружно за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь

Вы готовы поиграть,

Можем смело начинать?

Воспитатель : А я пришла к вам сегодня не с пустыми руками.

Ребята, посмотрите, что у меня в коробке? (глобус и ракушки, разрезные картинки.)

Мозговой штурм (вопросы - ответы) .

Воспитатель : Что такое глобус?

Дети : Это наша планета только в уменьшенном виде.

Воспитатель : Скажите, какого цвета на глобусе больше?

Дети : Голубого

Воспитатель : А что обозначает голубой цвет на глобусе?

Дети : Воду.

Воспитатель : Так какой мы с вами сделаем вывод?

Дети : Воды на Земле больше чем суши. Для чего нужна вода? Сможем ли мы без нее прожить?

Дети : Воду мы пьем, купаемся, моемся, готовим пищу, в воде живут рыбы, животные, растения…

Воспитатель : Какие вы знаете водоемы?

Дети : море, океаны, реки, озера, пруды, ручейки, лужи.

Воспитатели : какие из них самые большие?

Дети : Моря и океаны

Воспитатель : Чем отличаются и чем похожи моря и океаны?

Дети : различаются размерами, а похожи тем, что они соленые.

Воспитатель : Посмотрите что еще в моей коробке лежит?

Дети : Ракушки!

Воспитатель : Правильно! Возьмите по одной ракушке, и приложите ее к уху.

Воспитатель : Что вы слышите?

Дети : Шум моря!

Воспитатель : А что такое море? А какое оно?

Дети : Море – это когда много воды. Оно соленое, глубокое и т. д.

Воспитатель : А кто из вас пил морскую воду ? Какая она на вкус? (соленая)

Но не смотря на это, морская вода очень полезная . В ней растворены лечебные соли, йод, серебро и другие полезные вещества. Морская вода лечит многие болезни. Поэтому люди всегда едут отдыхать на море.

Воспитатель : А каких морских обитателей вы знаете ?

Дети : Моллюски, водоросли, акулы, киты, дельфины, осьминоги и т. д.

Дети рассматривают ракушки. Затем воспитатель предлагает им положить их в мешочек и продолжить беседу.

Воспитатель :

Вы хотите узнать какие богатства есть на дне морском ? А как мы сможем с вами узнать, увидеть, прочитать обо всем этом?

Дети : из книг, энциклопедий, телевизора, интернета и т. д.

Воспитатель : Я знаю волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно , сказать их нужно дружно. Как только их произнесем, мы тут же перенесемся в подводный мир.

Детский сад наш изменился

В океан он превратился,

Мы отправимся гулять,

Дно морское изучать . Ну вот ребята мы перенеслись с вами в подводный мир и сейчас мы посмотрим как живут его обитатели .

Просмотр презентации

Дети встают полукругом перед экраном.

«Морское путешествие » .

Воспитатель : Ну что ж, мы узнали много интересного, про жизнь морских обитателей . А знаете ли вы, из чего появляются рыбы?

Дети : Из икринок.

Воспитатель : Правильно. Жители подводного мира решили с вами поиграть, здесь на морском дне они спрятали свои икринки, и предлагают вам их найти. Икринки, которые вы найдете, нужно будет положить в контейнеры, рядом с сухими бассейнами.

Ребята, теперь разбейтесь на пары и приступайте к поиску икринок.

Дети ищут икринки (красные и черные бусинки) в сухих бассейнах – камушки, ракушки, песок желтый, цветные стекляшки и

Воспитатель : Молодцы, ребята! Икринки наши на редкость крупные, из них появятся замечательные рыбки! А они ребята не простые, а с заданиями.

1 задание : Ребята, скажите пожалуйста, а как называют человека, который ловит рыбу? Вы знаете, вот у меня в коробке есть улов. Но вот как – то все перемешалось и не понятно, что это за существа пойманы. Я предлагаю вам собрать картинки и посмотрим, кого поймали наши рыбаки.

(Дети называют, кто у них на картинках)

2 задание : игра «Что сначала, что потом» Перед вами картинки, вам надо внимательно рассмотреть и разложить в порядке роста.

3 задание : Презентация «Морские загадки »

4 задание : игра на внимание. Пять картинок с морскими обитателями . Дети должны запомнить под каким номером, какой житель и назвать.

Воспитатель : Молодцы ребята со всеми заданиями справились и за это нам морские обитатели дарят морскую карту . Вот и закончилось наше с вами путешествие.

Нам пора возвращаться обратно в детский сад. Скажем вместе волшебные слова. Вам понравилось наше морское путешествие ? Что больше всего вам запомнилось?

Ребята я хочу предложить вашему вниманию выставку изделий из ракушек.

Публикации по теме:

Представляю Вашему вниманию дидактическую игру "Морские обитатели", выполненную специально для детей 1 младшей группы. Целью этой игры является.

В этом году наш педагогический коллектив решил выбрать тему для снежных построек"Морские обитатели". Цель: создание благоприятных условий.

Конспект НОД по лепке в старшей логопедической группе «Морские обитатели. Подводный мир» Вид НОД – художественное творчество Подготовила: воспитатель Чупринина Т. Н. Непосредственная образовательная деятельность.

Онспект занятия в подготовительной группе. Лепка по замыслу «Морские обитатели». Цель: Вызвать интерес к лепке морских обитателей по представлению.

Логопедическое занятие (НОД) «Морские обитатели» Логопедическое занятие (НОД) учитель-логопед Зибукова Светлана Витальевна МБДОУ ДС "Ручеёк", г. Черногорск, республика Хакасия Тема: Закрепление.

Ирина Владимировна Никифорова
НОД в старшей группе «Животный мир морей и океанов»

ЗАДАЧИ :

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ :

Уточнить и активизировать словарь по теме : «Животный мир морей и океанов » (рыба, море , чешуя, плавники, хвост, жабры, скалярия, гуппи, петушки, меченосец, золотая рыбка, телескоп, сомик, кардинал, неоны, вуалехвост, медуза, морской слон, акула, морская звезда, камбала, морской ёж, креветка, омар, электрический скат)

Совершенствовать грамматический строй речи.

Совершенствовать количественный счет.

Закреплять в речи названия геометрических фигур.

РАЗВИВАЮЩИЕ :

Развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание и восприятие.

Развивать общую, мелкую, тонкую моторику, координацию речи с движением.

Развивать вкусовую чувствительность.

Развивать общие речевые навыки – четкость дикции, правильное звукопроизношение, речевое дыхание.

Развивать и стимулировать внимание.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ :

Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельности.

Воспитывать бережное отношение к обитателям морей и океанов .

ОБОРУДОВАНИЕ :

Проектор, запись изображения побережья моря, презентация о морских обитателях; стаканы с пресной и соленой водой по количеству детей; большой кусок ткани бирюзового цвета; заготовки с силуэтами рыб, песок, клей ПВА, кисти, влажные салфетки; дидактическая игра «Аквариум» мяч.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

Чтение произведений : А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке» , К. И. Чуковского «Айболит» , русских народных сказок «По щучьему велению» , «Царевна- Лягушка» .

Чтение книги «Что мы знаем о рыбах»

Отгадывание загадок по теме.

Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка»

Рассматривание с детьми аквариума и его обитателей.

Рассматривание картинок с изображением различных рыб; проводили беседы о среде их обитания.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель : Сегодня мы отправимся в путешествии к морю. На чем можно добраться до моря (на машине, самолете, поезде, автобусе) .

Предлагаю поехать на автобусе.

Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки.)

И в окошко посмотрели (делают повороты головой вправо, влево.)

Наш шофёр педаль нажал (одной ногой нажимают на воображаемую педаль.)

И автобус побежал (бегут на носочках, в руках воображаемый руль.)

Воспитатель : Вот мы и оказались на берегу моря. Садитесь прямо на ковер. Сегодня мы будем говорить об обитателях моря и опустимся в его глубины, чтобы узнать много нового и интересного о жизни морских рыб и животных .

Все садятся на ковер.

Воспитатель : Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети : Шум прибоя, шелест морской гальки, крики чаек.

Воспитатель : Верно. А теперь вставайте. Давайте наденем костюмы

для подводного плавания и опустимся под воду.

Дети и воспитатель показывают, как надевают костюмы.

2. Упражнение «На дне морском»

Воспитатель предлагает начать просмотр презентации, сопровождающейся чтением стихотворений.

Воспитатель : Вот мы и оказались в морских глубинах.

Лежит подводная страна

Глубоко под водой

Там рыба плавает луна

Рядком с морской звездой.

Но хоть и светится она

Ничуть не ярче и звезда,

Она не светит никогда

А что скаты и угри

Найти свой дом могли бы,

Горят там всюду фонари –

Святящиеся рыбы.

Расскажите стихи о жителях моря, которые нас окружают.

1-й ребенок : Что за звезды в глубине,

На песках лежат на дне?

На вопрос ответить просто :

На песке морские звезды.

2-й ребенок : «Ну что это за рыбы?

По морю ходят толки,-

Не рыбы, а булавки,

Не рыбы, а иголки».

3-й ребенок : Электрические скаты

Неуклюжи, простоваты

Но любого ненароком

Сильно ударяют током.

4-й ребёнок : Краб забился меж камней :

Там спокойней и видней,

Кто собрался на охоту,

Кто желает съесть кого-то.

Воспитатель : Каких только рыб и животных не плавало в море !

Продолжение показа презентации.

Воспитатель : перечислите, каких еще вы видите морских животных и рыб в морских глубинах.

Дети : Я вижу в… в морских глубинах.

Я вижу в… в морских глубинах.

Я вижу в… в морских глубинах

Я вижу в… в морских глубинах.

Я вижу в… в морских глубинах.

Я вижу в… в морских глубинах.

3. Упражнение «Рисование песком»

Воспитатель предлагает детей к большому куску ткани, лежащему на ковре. Под тканью спрятаны заготовки с изображением силуэтов рыб.

Воспитатель : Предлагаю вам опустить руки «под воду» . Которую изображает ткань, найдите «заготовки-силуэты» и достаньте их из воды. Пройдите к своим столам!

Дети садятся за свои столы.

Воспитатель : Ребята нашим рыбкам неуютно без воды, они могут погибнуть. Давайте наших рыбок присыплем песком. Сначала нанесите жидкий клей на поверхность рыбки, а потом возьмите песок в ладошку и посыпьте на клей. Сыплем песок так, чтобы пустых мест не оставалось. Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка» :

Рыбка плавает в водице, дети покачивают сложенными вместе

Рыбке весело играть. ладошками из стороны в стороны.

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони.

Рыбка спинку изогнула Медленно наклоняют вперед

Сложенные ладони.

Крошку хлебную взяла. Делают хватательное движение

обеими руками.

Рыбка хвостиком махнула, Покачивают сложенными вместе

Рыбка быстро уплыла ладонями вправо-влево.

Дети обсыпают рыб песком.

Воспитатель : Молодцы ребята! А теперь давайте с вами отдохнем. Выходите на ковер.

4. Координация речи с движением :

Ходят волны на просторе. (Идут по кругу, плавно машут

Вы узнали? Это – море . руками.)

Рыбки весело резвятся (Делают произвольные движения.)

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся, (Приседают и встают.)

То зароются в песке. (Ложатся на спину, руки и ноги

вверх, трясут ими.)

5. Упражнение «Скажи наоборот» :

Воспитатель : Нам пора возвращаться на сушу. Выходите на берег, снимайте костюмы.

Дети изображают, как выходят на берег и снимают костюмы.

Воспитатель : Теперь мы поиграем на морском берегу, но сначала я хочу угостить вас колодезной и морской водой.

Воспитатель приглашает детей к столам и раздают каждому ребенку по два стакана (синего и зеленого цвета) . В синем – соленая вода, а в зеленом – пресная.

Воспитатель : Какой была вода в синем стаканчике?

Дети : Соленой.

Воспитатель : А в зеленом?

Дети : Несоленой.

Воспитатель : Верно. Она была пресной.

Воспитатель собирает стаканчики и берет в руки мяч.

Воспитатель : Давайте поиграем в знакомую вам игру «Скажи наоборот» . Я буду начинать предложение, и бросать вам мяч. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение, подобрав слова – «наоборот» .

Морская вода соленая, а колодезная….(пресная)

Морская вода теплая, а колодезная …. (холодная)

Колодезная вода мягкая, а морская …. (жесткая)

Морская вода мутная, а колодезная …. (прозрачная)

6. Работа со скороговоркой :

Воспитатель : Предлагаю вам повторить со мной скороговорку :

«В озере – карп, а в море краб » . (Дети проговаривают скороговорку вместе с воспитателем)

Сначала давайте произнесем тихо. (Дети проговаривают скороговорку шёпотом с воспитателем)

Теперь проговорите громко. (Дети проговаривают громко скороговорку)

Попробуйте проговорить быстро. (Дети проговаривают быстро скороговорку)

Еще быстрее.. (Дети проговаривают еще быстрее скороговорку)

Кто хочет самостоятельно повторить скороговорку?

Дети по желанию повторяют скороговорку.

7. Составление рассказов-описаний о рыбах :

Воспитатель : Составьте рассказы о рыбах, которых вы сегодня увидели по известному вам плану. Старайтесь говорить красиво .

3-4 ребенка составляют рассказа по схеме.

8. Упражнение «Наш аквариум» :

Воспитатель : Необычная река, которая никуда не течет, со стеклянными берегами – это аквариум. Аквариум – частичка подводного мира, который перенесли в дом. Смотрите, как тянется вверх изумрудная зелень, проплывают – разноцветные рыбки – голубые неоны, алые барбусы, прозрачные вуалехвосты, серебристые скалярии, глазастые телескопы, словно вышедшие из сказки золотые рыбки - и отдыхаешь. Люди вывели, огромное множество аквариумных рыбок.

На какую геометрическую фигуру похож наш аквариум?

Дети : На прямоугольник.

Воспитатель : На какие геометрические фигуры могут быть похожи аквариумы?

Дети : Круг, квадрат, цилиндр.

Я опускаю в аквариум Воспитатель : Но к сожалению наш аквариум пуст. Давайте его заселим аквариумными рыбками. Возьмите рыбку и прикрепите ее к аквариуму.

Дети берут по одной рыбке и прикрепляют к аквариуму.

Дети : - Я опускаю в аквариум скалярию.

Я опускаю в аквариум ….

Я опускаю в аквариум….

Я опускаю в аквариум….

Воспитатель : Посчитайте, сколько всего рыб живет в аквариуме?

Дети считают рыб в аквариуме.

Воспитатель : Молодцы ребята!

9. Итог занятия :

Воспитатель : Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы. Надеюсь, в дальнейшем вы тоже будете стараться .