Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания английского писателя Дж. Свифта: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Дж. Свифта.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)По дому плавали запахи и крики. (2)Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3)Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4)Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5)Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга. (6)Корольков лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда - с дочерью. (7)Она командует, унижая её. (8)И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела.
(11)Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретрухи».
– (12)Пап, ну скажи ей, - громко пожаловалась Оксана. - (13)Чего она мне нервы мотает?
– (14)Как ты разговариваешь с матерью? - одёрнул Корольков.
– (15)Ну, пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в напряжёнке. (18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно…
– (19)Что значит «ляпнет»?
– (20)Ну, не ляпнет. (21)Произнесёт тост за мир во всём мире. (22)Или начнёт обращать на меня внимание… (23)Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…
– (24)Довольно-таки противно тебя слушать, - объявил Корольков. - (25)Ты говоришь, как законченная эгоистка.
– (26)Но ведь мой день рождения. (27)Мне же шестнадцать лет. (28)Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?
(29)Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (30)Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. (31)А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни. (32)И не амбулаторно, как говорят врачи, - пришёл, ушёл. (33)А стационарно. (34)Каждый день. (35)Чтобы не пропустить возможных осложнений. (36)А осложнения, как он понимал, неизбежны.
(37)Позвонили в дверь. (38)Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос - тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (39)С ней было всё в порядке. (40)Впереди праздник, и жизнь - как праздник.
(По В. Токаревой) *
* Токарева Виктория Самойловна (род. в 1937 г.) - современный русский прозаик и сценарист.
Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ПОСЕЯЛИ четыре слога.
2) В слове ВПЕРЕДИ буква В обозначает звук [ф].
3) В слове ЛИЧИКО все согласные звуки имеют пару по твёрдости - мягкости.
4) В слове ПРАЗДНИК звуков меньше, чем букв.
Пояснение.
Мягкий согласный Ч не имеет твердой пары.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
Источник: ГИА - 2013, вариант 1304
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания английского писателя Дж. Свифта: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Пояснение.
Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.
Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Действительно, каждый человек выбирает то общество, в котором ему будет комфортно, в котором его будут понимать, а он будет понимать окружающих. Чем более притязателен человек в своих требованиях и понимании жизни, чем выше его моральные, нравственные качества, тем более высокого уровня его окружение. От того, как человек говорит, зависит восприятие его окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи, которая невозможна без владения нормами культуры речи.
Какого человека можно считать по-настоящему воспитанным? Два аргумента из литературы.Позиция автора примерно следующая: по-настоящему воспитанный человекуважает других,считается с их мнением,порядками и правилами поведения.
Сильно развернутого ответа не надо: автор,произведение и вкратце,почему этот аргумент подходит(в чем там раскрывается эта проблема)
Последнее
время мне нередко приходилось встречаться со случаями, когда мужчины вели себя
немужественно. Не по-рыцарски, если будет позволено употребить такое слово.
Пожалуй, сильнее всего меня поразила одна фраза. Всего одна фраза, сказанная
моей дочерью.
Однажды
мы с ней поехали в Ялту. У нее были студенческие каникулы. Я заканчивал книгу.
Утром мы завтракали в кафе на набережной. Здесь по утрам было пусто. Через
огромное окно видны море, теплоходы, катера и чайки. Вечером съедали что-нибудь
у себя в номере. Но однажды решили поужинать в кафе, где обычно завтракали.
Вечером там собиралось много шумных компаний. Пока мы ждали ужина, из-за
соседнего столика донеслась брань. Там никто не ссорился, просто
«разговаривали» . Но каждое второе слово было ругательством.
Я
оглянулся. Люди за другими столиками опустили глаза в тарелки, делая вид, что
ничего не слышат. Уверенности, что меня поддержат, если я попытаюсь пресечь
брань, у меня не было. Мне пришлось сделать над собой усилие, но я его сделал.
Подошел к столику, за которым ругались.
–
Прекратите ругань, – сказал я. – Или мы выведем вас отсюда. (Я не знал, кто это
«мы».)
–
А что? А мы ничего! Так, к слову! – сказал один из них.
Чувствуя,
как у меня тяжело колотится сердце, я вернулся на место. И вдруг увидел, что
дочь смотрит на меня не то испуганными, не то сердитыми глазами.
Я
хотел спросить ее, что случилось, но не успел. К нам направлялся один из тех,
кто ругался.
Я
снова оглянулся и увидел: на поддержку соседей рассчитывать не приходится.
–
Мы, конечно, извиняемся, – сказал тот. – Больше себе не позволим. Выпей с нами.
–
Не пью с незнакомыми! – резко сказал я. – С пьяными тем более!
Он
еще постоял с минуту, потом ушел к своей компании. Уф, обошлось…
Нет,
не обошлось!
За
соседним столиком больше не ругались, по громко обсуждали, как посчитаются со
мной, когда мы выйдем из кафе.
–
Уйдем! – взмолилась дочь.
–
Ни за что! – ответил я. Как буду выглядеть в глазах дочери я, немолодой
мужчина, прослуживший десять лет в армии, пишущий на морально-нравственные
темы, если испугаюсь кучки сквернословящих и угрожающих мне парней? Выглядеть
буду так, как себя поведу.
Как
большинству моих сверстников мне случалось быть в переделках не только в
военное время, но был я тогда моложе и здоровее.
Тут
соотношение сил было невыгодное. Прямо надо сказать, – безнадежное,
Но
я понял: никакая сила не заставит меня уйти отсюда, пока мы не кончим ужинать.
Особенно сегодня. Утром в парке дочка повела меня в тир. Когда-то я прилично
стрелял. Но сколько лет прошло с тех пор!
Однако
тут я не осрамился. Более того, сам был поражен, как удачно я стрелял. Девять
из десяти! Дочь была в восторге. Не скрою, я гордился ее удивлением и похвалами
больше, чем когда ей нравилась моя статья или рассказ.
И
после этого на ее глазах праздновать труса? Ни за что!
Я
подозвал официантку:
–
Принесите, пожалуйста, бутылку сидра, – попросил я.
–
Зачем нам сидр? – возмутилась дочь.
–
Может понадобится! – сказал я. Сидр разливают в толстые бутылки – «шампанки» . Я
недвусмысленно поставил бутылку, не раскупоривая, рядом с собой.
Ничего
в кафе не случилось. Но с дочерью мы поссорились.
–
Они тебя подкараулят, когда ты вечером выйдешь на набережную, – сказала она,
когда мы доели ужин и ушли к себе. – Весь наш отдых пропал.
–
Можешь не беспокоиться! Все хулиганы трусы! – сказал я.
–
Трусы? Пусть трусы! Они и нападут на тебя вчетвером.
–
Но я же не мог, чтобы при тебе звучала брань. Я бы себя перестал уважать… Хорош
мужчина! Хорош отец!
Этот
довод не возымел действия. Тогда я спросил ее:
–
Ну вот, когда ты идешь из университета и вы наталкиваетесь на хулиганов… Как
поступают твои спутники?
–
Спешат перейти на другую сторону, – горько ответила дочь.
Есть такой фильм - «Изобретение лжи ». В нём рассказывается о мире, в котором никто не умел лгать. Однажды у одного жителя этого мира в мозгу что-то сломалось, и он произнёс первую ложь. Чтобы не портить впечатление о фильме, дальше рассказывать не буду и советую посмотреть его, чтобы узнать о том, как наш мир мог выглядеть без лжи.
А так как в настоящем мире вранья и обмана хоть отбавляй, вот несколько способов, как с ними бороться и вывести человека, которому вы не доверяете, на чистую воду.
Когда человеку приходится действовать в критической ситуации, он не может лукавить или играть. У него нет возможности использовать маски, и он наверняка будет действовать так, как прикажут его инстинкты.
Люди, которых обидела жизнь, чаще всего срываются на обслуживающем персонале. Официанты, уборщики, продавцы - всем им достаётся. Если человек свистит или щёлкает пальцами официанту - это первый знак, что ваш собеседник идиот.
Найти несложно. Лжецов же можно распознать по нескольким признакам:
Разумеется, не стоит перебарщивать и следить за каждым жестом собеседника. Но иногда эта небольшая шпаргалка помогает вывести на чистую воду.
Мы в большей или меньшей степени любим сплетни. И, к сожалению, часто не знаем в них меры. Посплетничав об общих знакомых, вы своими глазами увидите, сколько дерьма может вылиться из, казалось бы, хорошего человека.
И хотя мы уже говорили о том, что - это последнее, о чём вы должны думать, но, заняв или одолжив деньги человеку, можно узнать о нём много нового.
Экстремальный способ. Если вы уже задумываетесь о том, как вывести человека на чистую воду, то ехать с ним в путешествие - не самая лучшая идея. Зато, проведя наедине некоторое время, вы увидите всех его тараканов.
Рассказав секрет, вы проверите способность человека хранить тайны. Если вы не доверяете ему, то можете рассказать пустяковую тайну или выдуманный секрет, просто чтобы проверить, побежит ли он пересказывать его дальше.
Были ли в вашей жизни ситуации, когда нужно было понять, каков человек на самом деле? Как вы поступили?
(1)По дому плавали запахи и крики. (2)Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3)Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4)Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5)Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга. (6)Корольков лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда – с дочерью. (7)Она командует, унижая её. (8)И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела.
(11)Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретрухи».
– (12)Пап, ну скажи ей, – громко пожаловалась Оксана. – (13)Чего она мне нервы мотает?
– (14)Как ты разговариваешь с матерью? – одёрнул Корольков.
– (15)Ну, пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в напряжёнке. (18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно...
– (19)Что значит «ляпнет»?
– (20)Ну, не ляпнет. (21)Произнесёт тост за мир во всём мире. (22)Или начнёт обращать на меня внимание… (23)Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод...
– (24)Довольно-таки противно тебя слушать, – объявил Корольков. –(25)Ты говоришь, как законченная эгоистка.
– (26)Но ведь мой день рождения. (27)Мне же шестнадцать лет. (28)Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?
(29)Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (30)Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. (31)А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни. (32)И не амбулаторно, как говорят врачи, – пришёл, ушёл. (33)А стационарно. (34)Каждый день. (35)Чтобы не пропустить возможных осложнений. (36)А осложнения, как он понимал, грядут.
(37)Позвонили в дверь. (38)Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (39)С ней было всё в порядке. (40)Впереди праздник, и жизнь – как праздник.
(По В. Токаревой)*
* Токарева Виктория Самойловна (род. в 1937 г.) – современный русский прозаик и сценарист.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания английского писателя Дж. Свифта: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Известный английский писатель Дж.Свифт утверждал: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». Раскроем смысл данного высказывания, проанализировав особенности речи героев рассказа В.Токаревой.
С одной стороны, шестнадцатилетняя девушка Оксана, героиня данного произведения, употребляет слова «ретруха» (предложение 11), «ляпнет» (предложение 18), фразеологизм «нервы мотает» (предложение 13). Все слова эти относятся к разговорному стилю и имеют просторечный оттенок. Писательница с помощью речевой характеристики Оксаны подчёркивает не столько её желание казаться современной, сколько её грубость, духовную ограниченность.
С другой стороны, мы видим Королькова, отца Оксаны, который стал свидетелем конфликта матери и дочери. Авторский текст, передающий мысли Королькова, насыщен средствами художественной выразительности. Например, можно отметить сравнение «как спичка о коробок» в предложении 7, книжные слова «фундамент» (предложение 31), «амбулаторно» (предложение 32), эпитеты «чистенькое, новенькое», ссылка на известную пословицу «жать то, что посеяли» (предложение 29). Все перечисленные средства указывают на то, что Корольков – это образованный, интеллигентный человек, обеспокоенный тем, что его жена и дочь не могут разговаривать друг с другом.
Итак, мы убедились, что речь людей является одним из важных факторов, определяющих богатство или убогость их внутреннего мира.
Задание
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания английского писателя Дж. Свифта: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по языку, которым он выражается». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Вариант 1
Английский писатель Дж. Свифт был уверен: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по языку, которым он выражается».
Действительно, справедливость этого высказывания подтверждается тем, что речь человека может многое поведать о его характере, воспитании, духовных ценностях и приоритетах.
Например, в тексте В. Железникова читатель знакомится с целеустремленным и собранным мальчишкой КняяЬшым. Об этих чертах личности подростка говорят не только его действия, но и речь (предл. 6, 9, 34, 35).
Лексический повтор «я должен» в предложении 34 убеждает нас в том, что мальчик действительно сделает все, чтобы сбылось его самое большое желание и он не остался бы просто мечтателем, ничего не добившимся в жизни.
На самом деле, язык, которым мы выражаемся, многое говорит о нас.
Вариант 2
«Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по языку, которым он выражается».
Обратимся к тексту В. Железникова. Княжин, герой рассказа, мечтал стать пилотом космического корабля. О том, насколько сильцо он на самом деле хотел этого, свидетельствует эмоциональность, появившаяся в речи школьника после того, как он узнал, что мечта может не сбыться. Вся сила его отчаяния передается тройным повтором частицы «не» в предложении 65: «не возьмут... не берут... не водить».
Угнетенное душевное состояние мальчика также подчеркивает экспрессивно окрашенное слово «очки ненавижу» (предложение 66).
Княжину очень тяжело было отказаться от мечты полететь в космос, и он не говорит об этом прямо, но речь передает его эмоциональное состояние.
Приведенные примеры подтверждают мысль Дж. Свифта о том, что по языку человека можно судить о нем самом.
Вариант 3
Дж. Свифту принадлежит высказывание, с которым трудно не согласиться: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по языку, которым он выражается».
Действительно, то, как говорит человек, может раскрыть его истинные чувства, рассказать о нем больше, чем то, что он говорит.
Когда в рассказе В. Железникова двоечнику Левушкину стало известно, что мечта Княжина стать пилотом космического корабля может не сбыться, он воспринял это как настоящий друг, способный разделить неприятность. При этом сопереживание Левушкина раскрывается всего в трех предложениях, в которых он рассказал учителю о случившемся. Эпитет «большая неприятность» в предложении 50 емко выражает отношение Левушкина к тому, что произошло. Лек- сический повтор этого словосочетания в предложениях 50, 51 дает возможность читателю понять, что школьник сочувствует другу и переживает вместе с ним.
На самом деле, по языку, которым выражается человек, можно судить о нем самом.
Текст для работы
(I) Новенький сидел на последней парте. (2)Его нельзя было не заметить: у него были ярко-рыжие волосы.
(3) - Твоя фамилия?
(4) - Княжин.
(5) - А как ты занимался по физике?
(6) - Это мой любимый предмет.
(7) Я начал объяснять новые формулы. (8)Каждый раз, когда я поворачивался к доске, чтобы написать формулу или нарисовать чертеж, двоечник Левушкин шептал и хихикал за моей спиной.
(9) - Не мешай слушать, - донесся до меня голос Кня- жина.
(10) Я оглянулся: у Левушкина был такой удрученный вид, точно он хлебнул горячего чаю, сильно обжегся и не знал, то ли выплюнуть этот чай, то ли проглотить.
(II) - Княжин, - сказал я, - подойди к доске и реши задачу по новой формуле.
(12)Он быстро решил задачу и четко, без запинки, все объяснил. (13)После звонка, когда я выходил из класса, то услыхал разгоряченный голос Левушкина:
(14)- Видали, чего вытворил? (15)Я ему мешаю. (16)Тоже мне, голова! (17)Пошевельнуться нельзя. (18)Ры- жий, да еще подлиза.
(19)- Я и сам знаю, что рыжий, - спокойно ответил Княжин. (20)- А ты дурак, раз дразнишься, и не надувай губы.
(21)Через неделю я увидал списки ребят, записавшихся в разные кружки. (22)В физический кружок первым записался Княжин. (23)Я полистал списки других кружков и не поверил своим глазам: в каждом наталкивался на фамилию Княжина. (24)«Прелестно», - иронически подумал я и на перемене окликнул его.
(25) - Зачем ты записался во все кружки? - спросил я.
(26) - Мне надо, - ответил он.
(27) - Может быть, ты не знаешь, что увлекает тебя больше всего?
(28) - Нет, я знаю, - упрямо ответил он. (29)- Но мне надо. (ЗО)Это моя тайна.
(31)- Тайна это или не тайна, - сказал я, - но на занятия физического кружка можешь не приходить. (32)Ты преувеличиваешь свои возможности: если ты будешь работать в зоологическом, математическом и спортивном кружках, то на физику у тебя времени будет в обрез.
(33) Княжин очень расстроился и даже побледнел, но преодолел себя.
(34) - Я должен все знать, я должен быть незаменимым, - сказал он. (35)- Я буду пилотом космического корабля. (36)Я никому этого не говорил, но вы меня заставили.
(37)- А-а! - протянул я. (38)И впервые посмотрел ему прямо в лицо. (39)Под рыжим чубом у него был крутой лоб, а глаза были голубые и отчаянные.
(40) «Этот долетит, - подумал я, - этот долетит!»
(41) 3а три месяца он не пропустил ни одного занятия физического кружка, все впитывая как губка. (42)А потом вдруг перестал ходить. (43)И на уроках он был рассеянным и даже похудел.
(44)- Княжин, - спросил я, - почему ты бросил кружок? (45)Не успеваешь?
(46)Он растерянно поднял на меня глаза. (47)Это были глаза другого человека. (48)Они были не отчаянные, а печальные и потеряли голубой цвет. 32
(49) Левушкин мне сказал (он подружился с Княжи- ным):
(50) - У него большая неприятность. (51)Рассказать не могу, но большая неприятность.
(52)Случай свел нас с Княжиным в этот же вечер. (53)Я стоял в книжном магазине у прилавка и вдруг услыхал позади себя знакомый голос:
(54) - Есть что-нибудь новенькое?
(55) - Мальчик, - ответила девушка-продавщица, - не может быть каждый день что-нибудь новенькое. (56)Ты заходил бы раза два в неделю.
(57)Я оглянулся. (58)Передо мной стоял Княжин, но что- то незнакомое было в выражении его лица. (59)Я сразу не догадался, а потом понял: у него на носу красовались очки.
Маленькие ребячьи очки в белой металлической оправе.
Я сказал:
(62)- Вот почему Левушкин говорил: «У Княжина большие неприятности». (бЗ)Чепуха!
(64) Тогда он поднял голову и тихо сказал:
(65) - А ведь меня теперь в летчики не возьмут, я узнавал - близоруких не берут, и космические корабли мне не водить. (66)Я эти очки ненавижу.
(67)Ах, вот в чем дело! (68)Вот почему он такой несчастный и похудевший. (69)Разлетелась в куски его первая мечта, и он страдал. (70)0дин, втихомолку.
(71)- Зря ты так мучаешься, - сказал я. (72)- Полетишь на космическом корабле астрономом, инженером или врачом.
(73)- Значит, вы думаете, я все же могу надеяться? (74)Могу? - он преобразился и ухватился за мои слова с радостью. (75)- Как же я сам не сообразил?
(76)Он был такой счастливый! (77)А я подумал: «Хорошо, когда у человека ясная цель в жизни и все впереди».
(По В. Железникову)