Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско. Острое чувство кризиса цивилизации Почему бунин изменил название рассказа

09.08.2024 Языки

Вопросы к уроку

2. Найдите символы в рассказе. Подумайте, какой конкретный и общий смысл они имеют в рассказе.

3. С какой целью Бунин дал своему пароходу название «Атлантида»?



С декабря 1913 года Бунин полгода провел на Капри. До этого он съездил во Францию и другие города Европы, побывал в Египте, в Алжире, на Цейлоне. Впечатления от этих путешествий отразились в рассказах и повестях, составивших сборники «Суходол» (1912), «Иоанн Рыдалец» (1913), «Чаша жизни» (1915), «Господин из Сан-Франциско» (1916).

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» продолжал традицию Л.Н. Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности. Наряду с философской линией в повести Бунина разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.

Творческий импульс для написания этого произведения дало известие о смерти миллионера, приехавшего на Капри и остановившегося в местной гостинице. Поэтому первоначально рассказ назывался «Смерть на Капри». Смена заголовка подчеркивает, что в центре внимания автора оказывается фигура безымянного миллионера пятидесяти восьми лет, плывущего из Америки на отдых в благословенную Италию.

Всю жизнь он посвятил безудержному накоплению богатств, ни разу не позволив себе расслабления и отдыха. И только теперь пренебрегающий природой и презирающий людей человек, став «дряхлым», «сухим», нездоровым, решает провести время среди себе подобных в окружении моря и пиний.

Ему казалось, саркастически-язвительно замечает автор, что он «только что приступил к жизни». Богач не подозревает, что вся та суетная, бессмысленная пора его существования, которую он вынес за скобки жизни, должна неожиданно оборваться, завершиться ничем, так что самой жизни в ее подлинном смысле ему так и не дано узнать.

Вопрос

Какое значение имеет основное место действия рассказа?

Ответ

Основное действие повести разворачивается на огромном пароходе «Атлантида». Это своеобразная модель буржуазного общества, в котором есть верхние «этажи» и «подвалы». Наверху жизнь протекает, как в «отеле со всеми удобствами», размеренно, спокойно и праздно. «Пассажиров», живущих «благополучно», «много», но куда больше – «великое множество» – тех, кто работает на них.

Вопрос

Какой прием использует Бунин для изображения разделения общества?

Ответ

Разделение имеет характер антитезы: противопоставляются отдых, беззаботность, танцы и работа, «непосильное напряжение»; «сияние… чертога» и мрачные и знойные недра преисподней»; «господа» во фраках и смокингах, дамы в «богатых» «прелестных» «туалетах» и облитые едким, грязным потом и по пояс голые люди, багровые от пламени». Постепенно выстраивается картина рая и ада.

Вопрос

Как соотносятся между собой «верхи» и «низы»?

Ответ

Они странным образом связаны друг с другом. Попасть наверх помогают «хорошие деньги», а тех, кто, как «господин из Сан-Франциско», был «довольно щедр» к людям из «преисподней», они «кормили и поили… с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой, таскали его вещи…».

Вопрос

Рисуя своеобразную модель буржуазного общества, Бунин оперирует рядом великолепных символов. Какие образы в рассказе имеют символическое значение?

Ответ

Во-первых, символом общества воспринимается океанский пароход со значимым названием «Атлантида» , на котором плывет в Европу безымянный миллионер. Атлантида – затонувший легендарный, мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии. Возникают также ассоциации с погибшим в 1912 году «Титаником».

«Океан , ходивший за стенами» парохода, – символ стихии, природы, противостоящей цивилизации.

Символическим является и образ капитана , «рыжего человека чудовищной величины и грузности, похожего… на огромного идола и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев».

Символичен образ заглавного героя (заглавный герой тот, чье имя вынесено в заглавие произведения, он может и не быть главным героем). Господин из Сан-Франциско – олицетворение человека буржуазной цивилизации.

Он употребляет подводную «утробу» судна «девятому кругу», говорит о «раскаленных зевах» исполинских топок, заставляет появиться капитана, «рыжего червяка чудовищной величины», похожего «на огромного идола», а затем – Дьявола на скалах Гибралтара; автор воспроизводит «челночное», бессмысленное курсирование корабля, грозный океан и бури на нем. Художественно емок и эпиграф рассказа, данный в одной из редакций: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!»

Богатейшая символика, ритм повторов, система намеков, кольцевая композиция, сгущение тропов, сложнейший синтаксис с многочисленными периодами – все говорит о возможности, о приближении, наконец, неминуемой гибели. Даже привычное название Гибралтар обретает в этом контексте свой зловещий смысл.

Вопрос

Почему главный герой лишен имени?

Ответ

Герой назван просто «господином», потому что именно в этом его суть. По крайней мере, сам он считает себя господином и упивается своим положением. Он может позволить себе «единственно ради развлечения» поехать «в Старый Свет на целых два года», может пользоваться всеми благами, гарантируемыми его статусом, верит «в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание», может презрительно бросать оборванцам сквозь зубы: «Прочь!»

Вопрос

Ответ

Описывая внешность господина, Бунин использует эпитеты, подчеркивающие его богатство и его неестественность: «серебряные усы», «золотые пломбы» зубов, «крепкая лысая голова» сравнивается со «старой слоновой костью». В господине нет ничего духовного, его цель – стать богатым и пожинать плоды этого богатства – осуществилась, но он не стал от этого счастливее. Описание господина из Сан-Франциско постоянно сопровождает авторская ирония.

В обрисовке своего героя автор мастерски пользуется умением подмечать детали (особенно запоминается эпизод с запонкой) и приемом контраста , противопоставляя внешнюю респектабельность и значительность господина его внутренней пустоте и убожеству. Писатель подчеркивает мертвенность героя, уподобленность вещи (его лысая голова блестела, как «старая слоновая кость»), механической кукле, роботу. Именно оттого он так долго, неловко и замедленно возится с пресловутой запонкой. Оттого он не произносит ни одного монолога, а две-три его краткие бездумные реплики скорее напоминают скрип и треск заводной игрушки.

Вопрос

Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность?

Ответ

«Господин» меняется только перед лицом смерти, в нем начинает проявляться человеческое: «Это хрипел уже не господин из Сан-Франциско, – его больше не было, а кто-то другой». Смерть делает его человеком: черты его стали утончаться, светлеть…». «Умерший», «покойный», «мертвый» – так теперь именует автор героя.

Резко меняется отношение к нему окружающих: труп должны убрать из отеля, чтобы не портить настроение другим постояльцам, гроб предоставить не могут – только ящик из-под содовой («содовая» тоже одна из примет цивилизации), прислуга, раболепствовавшая перед живым, издевательски смеется над мертвым. В конце рассказа упоминается «тело мертвого старика из Сан-Франциско», которое возвращается домой в могилу, на берега Нового Света», в черном трюме. Могущество «господина» оказалось призрачным.

Вопрос

Как описаны другие персонажи рассказ?

Ответ

Столь же безмолвны, безымянны, механизированы и те, кто окружает господина на пароходе. В их характеристиках Бунин также передает бездуховность: туристы заняты только едой, питьем коньяков и ликеров и плаванием «в волнах пряного дыма». Вновь прибегает автор к контрасту, сопоставляя их беспечное, размеренное, регламентированное, беззаботно-праздничное прожигание жизни с адски напряженным трудом вахтенных и рабочих. А чтобы раскрыть фальшь мнимо красивого отдыха, писатель изображает нанятую молодую пару, которая имитирует любовь и нежность для радостного созерцания ее праздной публикой. В этой паре была «грешно-скромная девушка» и «молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами, бледный от пудры», «похожий на огромную пиявку».

Вопрос

Для чего в рассказ введены такие эпизодические персонажи как Лоренцо и абруццкие горцы?

Ответ

Эти герои появляются в конце рассказа и внешне никак не связаны с его действием. Лоренцо – «высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец», вероятно, ровесник господина из Сан-Франциско. Ему посвящено лишь несколько строк, однако дано звучное имя, в отличие от заглавного героя. Он знаменит по всей Италии, не раз служил моделью многим живописцам.

«С царственной повадкой» он поглядывает вокруг, ощущая себя поистине «царственным», радуясь жизни, «рисуясь своими лохмотьями, глиняной трубкой и красным шерстяным беретом, спущенным на одно ухо». Живописный бедняк, старик Лоренцо останется жить вечно на полотнах художников, а богатого старика из Сан-Франциско вычеркнули из жизни и забыли, не успел он умереть.

Абруццкие горцы, как и Лоренцо, олицетворяют естественность и радость бытия. Они живут в согласии, в гармонии с миром, с природой. Горцы воздают своей живой, безыскусной музыкой хвалы солнцу, утру. Это и есть истинные ценности жизни, в отличие от блестящих, дорогих, но искусственных мнимых ценностей «господ».

Вопрос

Какой образ обобщает ничтожность и тленность земного богатства и славы?

Ответ

Это тоже безымянный образ, в котором узнается некогда могущественный римский император Тиберий, который последние годы своей жизни прожил на Капри. Многие «съезжаются смотреть на остатки того каменного дома, где он жил». «Человечество навеки запомнило его», но это слава Герострата: «человек, несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему-то имевший власть над миллионами людей, наделавший над ними жестокостей сверх всякой меры». В слове «почему-то» – разоблачение фиктивного могущества, гордыни; время все расставляет по местам: дает бессмертие истинному и ввергает в забвение ложное.

В рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Она заложена в эпиграфе, который был снят Буниным лишь в последней редакции 1951 года: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!». Эта библейская фраза, напоминающая о пире Валтасара перед падением Халдейского царства, звучит предвестием будущих великих катастроф. Упоминание в тексте Везувия, извержение которого погубило Помпею, усиливает грозное предсказание. Острое чувство кризиса цивилизации, обреченной на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии.

Рассказ Бунина не вызывает чувства безнадежности. В противовес миру безобразного, чуждого красоте (неаполитанским музеям и песням, посвященным каприйской природе и самой жизни) писатель передает мир прекрасного. Авторский идеал воплощен в образах жизнерадостных абруццких горцев, в красоте горы Монте-Соляро, он отражен в Мадонне, украсившей грот, в самой солнечной, сказочно прекрасной Италии, отторгнувшей от себя господина из Сан-Франциско.

И вот она происходит, эта ожидавшаяся, неотвратимая смерть. На Капри господин из Сан-Франциско внезапно умирает. Оправдываются наше предчувствие и эпиграф рассказа. История с помещением господина в ящик из-под содовой, а затем в гроб показывает всю тщету и бессмысленность тех накоплений, вожделений, самообольщения, с которыми существовал до этого момента главный герой.

Возникает новая точка отсчета времени и событий. Смерть господина как бы рассекает повествование на две части, и этим определятся своеобразие композиции. Резко меняется отношение к умершему и его жене. На глазах становятся равнодушно-черствыми хозяин отеля и коридорный Луиджи. Обнаруживается жалкость и абсолютная ненужность того, кто считал себя центром вселенной.

Бунин ставит вопросы о смысле и сути бытия, о жизни и смерти, о ценности человеческого существования, о грехе и вине, о Божьем суде за преступность деяний. Оправдания и прощения герой рассказа от автора не получает, и океан гневно рокочет при обратном следовании парохода с гробом усопшего.

Заключительное слово учителя

Когда-то Пушкин в стихотворении периода южной ссылки романтически славил свободное море и, меняя наименование, величал его «океаном». Так же он рисовал две смерти на море, обращая свой взор к скале, «гробнице славы», а заканчивал стихи размышлением о благе и тиране. По существу, аналогичную структуру предложил и Бунин: океан – корабль, «прихотью хранимый», «пир во время чумы» – две смерти (миллионера и Тиберия), скала с развалинами дворца – размышление о благе и тиране. Но как все переосмыслено у писателя «железного» ХХ века!

С эпической обстоятельностью, доступной прозе, Бунин рисует море не как свободную, прекрасную и своенравную, а как грозную, свирепую и гибельную стихию. Пушкинский «пир во время чумы» утрачивает свою трагедийность и получает пародийно-гротескный характер. Смерть героя рассказа оказывается людьми не оплаканной. А скала на острове, пристанище императора, на этот раз становится не «гробницей славы», а пародийным памятником, объектом туризма: люди через океан тащились сюда, с горькой иронией пишет Бунин, взбирались на крутую скалу, на которой проживал мерзкий и развратный изверг, обрекавший людей на бесчисленные смерти. Такое переосмысление передает гибельность и катастрофичность мира, оказавшегося, как и пароход, на краю бездны.


Литература

Дмитрий Быков. Иван Алексеевич Бунин. // Энциклопедия для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть вторая. XX век. М., 1999

Вера Муромцева-Бунина. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М.: Вагриус, 2007

Галина Кузнецова. Грасский дневник. М.: Московский рабочий, 1995

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература XX века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. СПб.: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века. СП.: Паритет, 2002

Тема гибели человеческой цивилизации

в рассказе И.Бунина «Господин из Сан- Франциско»
Милованова О.В.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10

с углубленным изучением немецкого языка» г. Калуги,

учитель русского языка и литературы

Ход урока


  1. Слово учителя.
Рассказ И.Бунина «Господин из С-Ф» опубликован в 1915 году. Он создавался в годы Первой мировой войны, когда в творчестве писателя заметно усилились мотивы катастрофичности бытия, противоестественности и обреченности технократической цивилизации. Первую мировую войну писатель воспринял как «беспримерную катастрофу», сравнив её с начальными страницами Библии: «Земля была пуста и не устроена». Написанию рассказа предшествовали путешествия Бунина по Европе, Востоку, он жил на Капри, хорошо знал жизнь отелей, богатых туристов, путешествовавших на трансатлантических кораблях. Во время путешествий Бунин сравнивает европейскую и восточную цивилизации, материально – технократический подход к жизни, сформировавшийся в европейской цивилизации и близость к природе, слияние с ней, характерное для восточной философии. Как и многие его современники, Бунин чувствовал приближение новой эпохи, трагическое ее начало, кризис сложившихся материальных ценностей.

ДОСКА: «Кто вернет мне прежнее отношение к человеку? Отношение это уже стало гораздо хуже – и это уже непоправимо» И.Бунин

«В мире происходит огромное событие, которое опрокидывало и опрокидывает все понятия о настоящей жизни» И.Бунин, из интервью 1916 г.

Первоначальное название рассказа – «Смерть на Капри»

Сначала рассказу был предпослан эпиграф: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» (слова из Апокалипсиса). Затем этот эпиграф был снят, а название заменено.


  1. Постановка проблемного?
С чем связано изменение названия рассказа?
3. Анализ рассказа.

Что составляет основу сюжета рассказа? (сюжет прост и незамысловат, но за ним открывается философское осмысление жизни человечества).

Главным героем является господин из СФ. Имеет ли образ главного героя какое – либо личностное начало? (образ лишен личностных черт – нет имени, предыстория его жизни – обычная, типичная для большинства «господинов», сколотивших состояние)

Как оценивает свою жизнь до путешествия Господин? («До этой поры не жил, а существовал)

Почему в предложение «Он работал не покладая рук…» введена вставная конструкция (китайцы…) – какова роль этой вставной конструкции? Сам ли Господин зарабатывает на жизнь? (его богатство основано на порабощение других)
Проанализируйте маршрут путешествий Господина – о чем он говорит, чем объясняется выбор мест для посещения? (подчеркивается типичность, он подобен всем, маршрут путешествия таков, как у всех богатых людей)

Какова жизненная философия Господина? (купить можно всё, основа - деньги)


Найдите портретное описание Господина – какие детали подчеркивает Бунин? (монгольское желтоватое лицо, серебряные усы, золотые пломбы, старой слоновой костью отливает лысая голова)

Даже внешне богатство, достаток, словно маленький языческий божок в золотом чертоге.


Представителем какой цивилизации является Господин? («новый человек» механистической цивилизации, лишенный внутренней свободы, жизни духа, гармонии с природой)
Уже в образе главного героя, лишенного индивидуальных черт, реализуется принцип типичности героя. Он усиливается описанием корабля.
Смысл названия корабля?

Что символизирует корабль? (человеческая цивилизация) Как и в человеческом обществе на корабле два уровня – какие? Как их описывает Бунин? (верхняя палуба – трюм корабля)

Сам Бунин писал: «Если разрезать пароход вертикально, то увидим: сидим, пьем вино, беседуем на разные темы, а машинисты в пекле, черные от угля, работают. Справедливо ли это? Сидящие наверху и за людей не считают тех, кто работает на них».

Как описывается «верхняя палуба» корабля? Найдите детали, характеризующие отношение к жизни? (полагалось бодро гулять по палубе; поили крепким чаем, повещали о том, что составляло главную цель путешествия - почему глаголы в такой форме? - действие делают не сами люди, а над ними, они не способны и не хотя делать действие; главная цель путешествия – ужин)

Мертвы душой, нет желаний, все сведено к плотскому удовольствию – еда, кушанья, вина (а не новые места), наигранность, лицемерие, фальшь, продается и покупается все, даже истинные человеческие чувства.

Какую роль играет деталь: танцующая пара влюбленных на корабле? (играют в любовь, наняты играть влюбленных).

//- но описанию корабля дается описание бушующего океана – С какой целью. Найдите описание океана, ключевые слова (природа предупреждает человечество, грозит ему наказанием)
Как проходит путешествие Господина? Почему его не удовлетворяло это путешествие? (не соответствовало его представления о путешествии, природа не давала наслаждаться красотами, купленная любовь красавиц не удовлетворяла)
Как описывается последний день Господина?

В ТЕТРАДИ:

Анализ последнего дня жизни Господина

ВЫПИСАТЬ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА!


Ирония в том, что умер в тот момент, когда достиг всего, чего желал!
Что изменяется в отношении к Господину после его смерти? Как относят к его смерти? (происшествие, неприятность, пустяк)

Какая стилистическая окраска свойственна описаниям действий живых людей по отношению к умершему господину? (сниженная стилистическая окраска: «замять происшествие», «умчать за ноги и за голову», «всполошить весь дом»)

Как меняется наименование героя во второй части рассказа? (слово «господин» или не употребляется или сопровождается местоимение «какой –то»; дважды используется СС «мертвый старик», завершает текст отстраненная конструкция «…то, что стоит глубоко, глубоко, на дне темного трюма)
В чем особенность композиции рассказа? (кольцевая) Почему используется именно такая композиция? (снова возвращается на том же пароходе, только теперь в ящике из-под содовой)

Как изменяется природа в момент смерти Господина? (повеяло нежным воздухом, донесся отдаленный ровный шум моря)

\\ природа словно освободилась от ненужного груза, снова появилась гармония.

Какова роль природы в конце рассказа? Образ Дьявола? Какие три ключевые слова вынесены в сильную позицию в конце рассказа – их роль? (мрак, океан, вьюга)

(социальный конфликт в рассказе есть проявление более общего конфликта – вечной борьбы добра и зла)

Тема смерти отдельного человека объединяется в рассказе с темой возможной гибели современной цивилизации.

Кто противопоставляется Господину и образу жизни рационалистической цивилизации в рассказе? (старик Лоренцо, абруццкие горы)

Какова роль старика Лоренцо, абруццких горцев в рассказе? (они живут в гармонии с природой. «Шли и прекрасная земля расстилалась перед ними…»)


4. Проблемный вопрос:

Почему Бунин изменил название рассказа? Какова роль эпиграфа, предпосланного первому изданию рассказа «Горе тебе, Вавилон, город крепкий»? С чем связано, что этот эпиграф был снят писателем?


5. Итог (В тетради)
В рассказе Бунин осуждает законы механистической цивилизации, основанной на власти денег, на классовом неравенстве. Жизнь главного героя – это типичная жизнь тех, кто считает себя властителями мира, имеющими право повелевать миром, покупая даже человеческие отношения, например, любовь. Лицемерие, фальшь, искусственность в отношениях, бездуховность, мертвенность – это основное, что подчеркивает писатель в жизнь господина. Название парохода «Атлантида» символично, он должен погибнуть подобно мифическому острову. Движение «Атлантиды» по замкнутому кругу и возвращение с телом уже мертвого Господина – символ бессмысленного перемещения в пространстве. Чувство катастрофичности бытия усиливается образом природы, Дьявола, наблюдающего за пароходом. Образу цивилизации противопоставлены образы старика Лоренцо и абруццких горцев, живущих в гармонии с природой, берущих от нее только то, что нужно для жизни, но не для накопления богатства. Они часть природы, растворены в ней.
6. Д\з – чтение «Чистый понедельник» + письменно в тетради: «Роль истории абруццких горцев в рассказе «Г.из СФ»

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» И. Бунин очень ярко и детально изображает мир роскоши и достатка, мир богатых людей, которые могут все себе позволить. Один из них - господин из Сан-Франциско - является главным героем. В его поступках, облике, ма­нере поведения автор показывает пороки «золотого» круга, к которо­му принадлежит персонаж. Но самая яркая особенность, сразу же бросающаяся в глаза при чтении, состоит в том, что нигде в рассказе не упоминается имя героя и не изображается его внутренний мир.

Кто же такой, этот господин из Сан-Франциско? В первых же строках автор пишет, что «имени его ни в Неаполе, ни на Капри не запомнил никто».

Казалось бы, главное действующее лицо, вокруг него и развора­чиваются основные события произведения, и вдруг не упоминается даже имя героя. Сразу очевидно, что писатель пренебрежительно от­носится к персонажу. Очень подробно описаны внешность и поступки господина: смокинг, белье и даже крупные золотые зубы. Деталям описания внешности уделяется большое внимание. Герой представлен солидным, респектабельным, обеспеченным человеком, который в со­стоянии купить все, что пожелает. В рассказе показывается, как герой посещает памятники культуры, но он равнодушен ко всему, искусство его не интересует. Автор сознательно в деталях описывает, как герои едят, пьют, одеваются, разговаривают. Бунин смеется над этой «ис­кусственной» жизнью.

Почему же, уделяя большое внимание внешности и поступкам, писатель не показывает внутренний мир, психологию героя? Это все оттого, что у господина из Сан-Франциско просто нет внутреннего мира, души. Всю свою жизнь он посвятил наживанию состояния, соз­данию капитала. Герой работал в поте лица и никак не обогащал себя духовно. А к зрелости, нажив состояние, он не знает, чем себя занять, потому что бездуховен. Его жизнь расписана по часам, в ней нет мес­та культуре, душе. Внутренний мир героя пуст и нуждается лишь во внешних впечатлениях. У господина из Сан-Франциско отсутствует какая-либо цель в жизни. Вся задача его существования сводится к удовлетворению физиологических потребностей в сне, пище, одежде. Герой даже не пытается что-либо изменить. А его смерть проходит для всех незаметно, только жена и дочь жалеют его. И возвращение домой в ящике в багажном отделении ярко говорит о его месте среди людей.

И Бунин в рассказе показывает полное отвращение и презрение к таким людям. Он высмеивает их размеренную, расписанную по мину­там жизнь, обличает их пороки, изображает пустоту внутреннего ми­ра и отсутствие какой-либо духовности. Автор искренне надеется, что такие люди постепенно исчезнут вместе со своими недостатками, и в мире не останется «господ из Сан-Франциско».

Год выпуска книги: 1915

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» Бунина побудило написать произведение Томаса Манна «Смерть в Венеции», которую он увидел гостя в Орловской губернии у сестры. Автору, почему то вспомнилась смерть американца в одном из отелей Капри, в котором также отдыхал Бунин. Автор сразу же принялся за работу, и в тишине усадьбы сестры, смог сделать это буквально за четыре дня. Первоначальное название произведения должно было быть «Смерть на Капри». Но уже с первых строк автор решил переименовать произведение в «Господин из Сан-Франциско».

Рассказа «Господин из Сан-Франциско» краткое содержание

Если вы решили «Господин из Сан-Франциско» читать, то сюжетная линия произведения достаточно проста. Она разворачивается вокруг безымянного господина из Америки, который приехал на круизном лайнере в Европу. Эта личность самодовольна и безучастна ко всему происходящему. Но в отели на Капри неожиданно наступает его смерть и бездыханное тело возвращается назад в Америку на том же круизном лайнере. Только теперь это происходит в трюме корабля, а не на верхней палубе, где, как и раньше проходят балы и развлечения.

Те, кто читал Бунина «Господин из Сан-Франциско» отмечают, что эта книга как никакая друга позволяет задуматься о бренности существования человека на этой земле. Кроме того книга Бунина заставляет переосмыслить базовые ценности жизни. Ведь наличие денег не является залогом уважения, а высокие моральные и духовные качества будут более высоко оценены другими людьми.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» на сайте Топ книг

Большое количество желающих «Господин из Сан-Франциско» читать позволило книге занять высокое место в нашем рейтинге . Учитывая, что это не единственное произведение автора, попавшее в рейтинг, его значимость еще больше поднимается. В то же время стоит отметить, что высокую популярность произведению обеспечивают школьники, чтение Бунина «Господин из Сан-Франциско» для которых является обязательным, согласно школьной программы. Это не в коей мере не умаляет значимость произведения, но возможно отражается на месте книги в нашем рейтинге