Электронная библиотека международного центра рерихов. Значение символа знамени мира Знамя мира рериха что означает

08.10.2023 Языки

Знамя Мира – неотъемлемая принадлежность Пакта Рериха об охране культурных ценностей и в военное и в мирное время.

Оно представляет собой белое полотнище, на котором изображена амарантовая окружность, а внутри неё три амарантовых круга.

Каждое знамя несёт определённую символику. Не исключение и Знамя Мира.

Что оно обозначает? Н. К. Рерих в 1939 году писал: «Просят объяснить, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Теперь объясняют его разно: одни говорят, что это прошлое, настоящее и будущее, объединённые кольцом вечности. Для других ближе пояснение, сто религия, знание и искусство в кольце вечности. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения…»

Конечно, эта трактовка, которую дал Николай Константинович, необыкновенно близка к смыслу, к содержанию Пакта Рериха.

Нельзя сказать, что эти знаки возникли только в эпохи, приближенные к нашему времени. Нет, наоборот, эти знаки ведут к далёкому доисторическому (до Рождества Христова) времени.

В давние времена само течение времени мыслилось циклически. «За рождением уж смерть приходит, а за смертью вновь рождение идёт», то есть, вся история повторяется во времени. Так в гимнах древнеиндийской Ригведы победа бога – громовержца над змием может быть и в прошлом, и в будущем или в настоящем времени.

Как и многим из нас сейчас, так и в далёкие прошедшие времена для развитого человека понятна двухполюсность каждой проявленной вещи, каждой энергии. Но, кроме того есть срединное состояние между ними или над ними. И это понятие выражалось тремя точками: две в один ряд, а одна над ними.

В древних земледельческих культурах точка обозначала всходы, или полураспустившийся росток, то есть была символом зарождающейся жизни. Но в каждом ростке отмечается корешок, стебелёк, листочек, то опять же это обозначение триединства.
Но возможно, что три точки – это триединство жизни: отец, мать и ребёнок.

К такому триединству можно отнести изображение трилистников на одеждах жрецов в долине Инда в 1V – 11 тысячелетиях до нашей эры. Такие же трилистники имелись на одеждах жрецов в Ирландии еще до возникновения христианства.

Имеется еще трактовка этого символа, относящаяся к трем мирам. В древней Индии этими тремя мирами были небо, земля и воздух между ними. А при возникновении буддизма утверждались миры: «мир страстей» - наша земля, преисподняя и мир богов; затем «мир форм» и еще более высокий «мир без форм», который был более утонченным.

И в Учении Живой Этики отмечаются миры: кама – страстей, рупа – формы и арупа – без формы. Они соотносятся с Плотным, Тонким и Огненным мирами.

Ученые предлагают еще одно толкование триединства – солярный знак: рассвет, полдень, закат. Это отражалось в деревянной резьбе русских изб. А в «Слове о полку Игореве» солнце названо трехсветным.

И еще одна трактовка знака триединства. Ученые считают. Что в древности у первобытных людей не было счета, а была тройственность – три грамматических числа: единственное, двойственное и множественное. Отсюда в сказках трехглавый змей (сверхпрожорливость), отсюда и поговорка: «Ест в три горла», отсюда и три сказочных царства, три трудные задачи героя (проверка всех возможных качеств). Даже считалось, что заклинания надо произносить три раза.

Триединство имеет место в религиозных и философских системах. Так в древнем Египте имелась триада богов: Матерь, отец, сын. Примером являются Изида, Осирис и Гор. В греческих Великих Дионисских мистериях три трагических поэта должны были создать три трагических поэмы.

И у неоплатоников была триада: дух, душа и тело.

И в христианстве имеется множество изображений троицы на образах, на иконах, на одежде духовных лиц, даже на рыцарском оружии.

Велико также символическое значение круга. Он означает целостность, завершенность. В «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватской представлено первое после Пролайи (замирания) возникновение Вселенной в виде белого круга на черном фоне.

В буддизме на танхах (буддийских иконах) небо Тушиты (высшее Небо) отграничено радужным кругом. Можно также вспомнить «Три драгоценности» в буддизме (Будда, Его Учение и Община). Можно также вспомнить три тела Будды, три степени познания: невежество, логическое знание и высшее – интуитивное. Последнее, как говорит нам Учение Живой Этики, является чувствознанием сердца.

Обращает на себя внимание, что Знамя Мира выполнено в двух цветах: амарантовом и белом.

Белый цвет, как всем известно, означает чистоту. Это символ Света, сияния и Красоты. Он связывается с Высшим Миром и образом Матери Мира. Красный цвет (амарантовый), цвет крови, символизирует нижний мир, мир плотной материи, мир страстей, мир животной жизни. А соединение этих цветов символизирует связь Мира Высшего (Мира Духа) и низшего (тела).

Много значений имеет Знамя Мира, во многих религиях использовался его символизм. Но его значение гораздо глубже, оно сакральное. И всю глубину значения символов мы не можем считать исчерпанным. Н.К.Рерих сказал: «Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан лишь на одном фольклоре. И никто, ни одна страна, ни одна организация, ни одна религия не имеет права считать его только своим. Он принадлежит всему миру. «Знак Триединства оказался раскинутым по всему Миру», - писал Н.К.Рерих.

И еще одна цитата Н.К.Рериха: «Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских. Он же на изображениях Гесер - Хана и Ригден Джапо. Он же на тамге Тамерлана Он же был и на гербе папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских и на картине Тициана. Он же на старинной иконе святого Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении преподобного Сергия. Он же на гербе Самарканда. Он же в Эфиопии и на коптских древностях. Он же на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех гималайских нагорий. Он же и на буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.
Вот почему для знамени всеобъединяющего был избран тот же знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия»

В работе использовался материал статьи А.Л.Барковой «Символика Знамени Мира Рериха» с сайта «День Культуры»
и Н.К.Рерих Знамя Мира» М. 1999год

Рецензии

http://agnivesti.ru/news28698
Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых сокровищ». (Н.К.Рерих, ПРИВЕТ КОНФЕРЕНЦИИ ЗНАМЕНИ МИРА, Держава Света, 1931 г.).

Недавно, 24 июня 2019 года, Хамовнический районный суд города Москвы рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве к Международной Общественной Организации Лиги Защиты Культуры (МЛЗК) о ликвидации некоммерческой организации, о признании прекратившей деятельность и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

В год юбилея Пакта Рериха мы заново пытаемся осмыслить символ Знамени Мира, Знак настолько лаконичен по своей форме и многоплановый по смыслу, что невозможно дать его простое определение.

Таково объяснение Знака для современного человека. Но нет никаких сомнений, что та трактовка Знака, которая наиболее близка идее Пакта (религия, наука и искусство, объединенные культурой), является наиболее поздней, поскольку сами эти понятия возникли в европейском сознании никак не раньше эпохи Возрождения, когда было заложено начало противопоставления светского и религиозного искусства; окончательно же разделение религии, науки и искусства произошло в эпоху Просвещения, и в последующие века эти три области духовной деятельности человека развивались независимо друг от друга, хотя и не изолированно.

Более того, европейское противопоставление религии, искусства и науки совершенно чуждо, например, странам буддизма, где вплоть до бурного вторжения европейской цивилизации, существовал культурный синкретизм, то есть единое развитие всех областей духовной деятельности человека. Если же мы обратимся к истории Знака, уходящей вглубь тысячелетий как минимум на шесть тысяч лет, то, разумеется, в древних культурах никакого противопоставления искусства, религии и науки и быть не могло!

Из этого отнюдь не следует, что подобная трактовка знака является неверной, – нет, она лишь самая поздняя, применимая к Знамени, поднятому в Брюгге, но никак не к древнейшим (да и просто старинным) изображениям Знака.

Как ни странно, то же самое нужно сказать и о трактовке Знака как триединства времен в круге Вечности. Как писал А. Говинда, человеческий ум в первую очередь осознает реальность пространства и гораздо позже – реальность времени; это объясняется тем, что ощущение пространства связано с движением тела, тогда как ощущение времени – с движением ума . Учеными давно доказано, что в древних и архаических культурах время либо не осознавалось как категория (например, в эпических песнях герой или вечно молод, или вечно стар), либо оно мыслилось циклическим, движущимся по годовому (или многолетнему, или многовековому) кругу . Так, например, в священных строках древнеиндийской Ригведы ("Книги Гимнов", XII–X века до н.э.) победа бога-громовержца над змеем может быть в прошлом, в будущем или в настоящем, а подвиги богов древней Скандинавии вообще происходят вне времени.

Итак, концепция трех времен в круге вечности принадлежит только высоко развитым цивилизациям; Знак Триединства много старше этих представлений. Чтобы проникнуть в его древнейшую символику, нам необходимо обратиться к универсалиям человеческого мышления, то есть тем представлениям, которые сохранены в нашем подсознании и проходят сквозь всю историю человечества.

По мнению таких выдающихся ученых, как К. Леви-Стросс, Вяч. Вс. Иванов и В.Н. Топоров , в основе человеческого мышления с самых древних времен лежат парные противопоставления (мужское–женское, высокий–низкий, жизнь–смерть и тому подобное). Однако наиболее значимую роль играет посредник (медиатор) между двумя противоположностями; например, в противопоставлении люди–животные посредником будет получеловек–полузверь (главный герой древнейших мифов), а в оппозиции боги–люди в центре оказывается полубог (греческие Геракл и Ахилл, вавилонский Гильгамеш, индийские Рама, Кришна, монгольский Гесэр, русский Волх, скандинавский Сигурд и неисчислимое множество других). Парная оппозиция и ее медиатор составляют триаду, в которой средний обладает качествами двух противоположностей. Такая триада может быть символически представлена либо как три частично перекрывающиеся окружности (так неоплатоники передавали идею взаимосвязи духа, души и тела), либо как три круга, где один находится над двумя другими или под ними. То есть в виде Знака, избранного Рерихом. Говоря современным языком, древнейший смысл этого символа – объединение противоположностей.

Рассуждая о посреднике-медиаторе, мы привели примеры из мифов-повествований. Однако подсознательные представления, которые лежат в основе нашего мышления, могут выражаться не в форме текста, а в виде изобразительного образа. При этом универсальные структуры проявляются не только и не столько через логическое осмысление, сколько через эмоциональное мировосприятие, то есть человек (особенно древний) мог изображать символ объединения противоположностей безотчетно, повинуясь внутреннему порыву. Именно этим объясняется включение Знака в бесчисленные орнаментальные композиции, начиная с неолитической керамики. Впрочем, в древнейших земледельческих культурах точка, вероятно, обозначала росток, а три точки, соответственно, могли обозначать либо всходы, либо полураспустившийся росток. Таким образом, еще одно древнее значение этого символа – зарождающаяся жизнь. Еще раз следует подчеркнуть, что неолитический художник, покрывая вазу орнаментом, следовал скорее своим эмоциям, порыву; логическое объяснение символов приходит много позже и оно всегда вторично по отношению к знаку. В такой или иной форме это проходит сквозь все культуры: три точки, расположенные треугольником, подсознательно воспринимаются как благой знак, ими украшаются предметы обихода – от Древнего Египта и гомеровской Греции до классической Японии.

Затруднительно истолковать символику Знака в языческих культурах, будь то монголы, народы Кавказа, скифы, славяне или финно-угры. Несомненно одно: три точки не являются просто орнаментальным мотивом, они представляют собой священный символ, точно определить который уже невозможно. Сюда же, вероятно, относится изображение трилистника на одеждах жреца из Мохенджо-Даро (доарийская цивилизация в долине Инда, IV–II тыс. до н.э.); трилистник также стал символом Ирландии, и хотя легенда связывает почитание трилистника с проповедями св. Патрика, вероятно, это растение почиталось в Ирландии и до христианства.

Во многих мифологиях и религиях так или иначе развивается концепция триединства. Первоначально она связывается с категорией пространства. Так, в Индии, начиная с ведических времен, сложилось представление о Трехмирье (изначально: небо, земля и воздух между ними), которое затем было унаследовано буддизмом, где возникли образы камадхату ("мир страстей", к нему относится земля, преисподняя и миры богов, связанных страстями), рупадхату ("мир форм", уровень высокого сознания) и арупадхату, ("мир без форм", уровень тончайшего сознания) . В архаических верованиях алтайцев или якутов существуют три уровня мироздания – земной, небесный и подземный.

Ряд последовательных сближений археологических данных позволяет предположить еще одну версию трактовки этого символа. Еще к Поппе восходит соотнесение наскальных рисунков Центральной Азии с культом огня; на это также указывали и Рерихи в своих работах. Общеизвестный солярный и огненный символ - свастика, крест с загнутыми концами. Однако этот знак может быть не четырех-, а трехконечным, при закруглении концов возникают три спирали, соединенные между собой, – они сохраняют значение огненного или солярного знака. Как солярный знак, они могут восприниматься как солнце в трех положениях (рассвет, полдень, закат), параллель этому находим в деревянной резьбе русских изб; в "Слове о полку Игореве" солнце названо "тресветлым".

Архаическое мышление чуждо цифровому счету, поскольку архаичный человек обладает чрезвычайно развитой зрительной памятью, уже недоступной представителям современной цивилизации . Отсутствие цифрового счета в древности видно по грамматике индоевропейских языков, где существуют три лица глагола (первое – "я", второе – "ты", третье – "он"), а в древности существовали и три грамматических числа (единственное, двойственное, множественное), то есть всё, что больше двух, воспринималось как "три" и как "много" одновременно. Отсюда утроение как знак множественности: трехглавый змей в мифах (= сверхпрожорливость), три сказочных царства (= беспредельность потустороннего пространства), три трудных задачи, исполненных героем (= проверка всех возможных качеств) и так далее. Отсюда же утроение как знак завершенности: например, магическое заклятье действует, если его произнести трижды , в мифах сюжет строится по принципу трех испытаний героя (предварительное, основное, идентификация), а бой героя с чудовищем состоит из трех этапов .

Наконец, триада (позже – триединство) становится основой многих религиозных и философских систем. В Средиземноморье почитание триады началось с Египта, где практически в каждом крупном городе существовала своя триада богов, состоящая из матери, отца и сына (наиболее известная – Исида, Осирис, Гор). В Афинах при Перикле во время Великих Дионисий три трагических поэта должны были представить по три трагедии каждый. Выше мы уже упомянули триаду неоплатоников "дух–душа–тело".
Идеограммой христианской Троицы являются бесчисленные изображения Знака на священных образах, на облачении духовных лиц и на рыцарском оружии. Три точки как символ Троицы охраняли рыцаря в его ратных и мирных трудах. Кажется, с этим связаны и знаменитые переплеты готических окон, завершающиеся тремя окружностями; впрочем, это может быть и орнаментальный мотив.

За полтысячи лет до Христа триединство стало священным символом буддизма. "Будда–Дхарма–Сангха", то есть Будда, его Учение и его Община получили название Триратна, "Три Драгоценности" и позже стали изображаться как три драгоценным камня, объятых пламенем высокого духа. Затем в философском буддизме возникла концепция Трикаи, Трех Тел Будды: дхармакая – тело Закона, высшая сущность, вне всякой формы и цвета, оно подобно беспредельному пространству; самбхогакая – полувоплощенное тело блаженства, определяемое как бесконечные проявления мудрости, совершенный Учитель, которого способны зреть лишь немногие, и нирманакая – воплощенное тело, человеческий облик Просветленной сущности, например, Будда Шакьямуни как живой человек. На уровне, доступном простым буддистам, существует триада уровней познания: невежество, логическое знание и высшее, интуитивное сверхзнание, – они иконографически передаются как три цветка лотоса (бутон, едва раскрывшийся и пышно цветущий), которые держит в руках Тара, богиня милосердия.
На символику этого тройного лотоса стоит обратить особое внимание. Буддийское учение, во многом совпадающее с Живой Этикой , ставит логическое осмысление мира на не более чем средний уровень, в то время как высшим знанием является интуиция, "знание сердца". Восприятие образа всегда богаче, шире, многозначнее любого конкретного определения. Именно поэтому мы не станем искать точный и простой ответ на вопрос, что же именно символизирует Знак. Любое из определений, данных в этой статье, является правильным, – и любое, будучи названо единственно правильным, превратится в ошибку. Говоря словами самого Н.К. Рериха, "никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан лишь на одном фольклоре" .

"Знак Триединства оказался раскинутым по всему миру…" – писал Николай Рерих. Будучи не только художником, философом, общественным деятелем, но и одним из виднейших археологов своего времени, он прекрасно знал, насколько древен и широко распространен Знак, избранный им для Знамени Мира. Универсальность и надкультурность этого Знака и послужила причиной избрания. Древнейший знак блага, завершенности, соединения противоположностей близок всем народам – и почти всем присущ.

Нам остается лишь привести цитату, ставшую классической. Мы не будем ее комментировать, поскольку вся эта статья является, по сути, развернутым пояснением к словам Николая Рериха: "Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские "Три Сокровища" говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских. Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден Джапо. Он же и на тамге Тамерлана. Он же был и на гербе папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских и на картине Тициана. Он же на старинной иконе святого Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении преподобного Сергия. Он же на гербе Самарканда. Он же в Эфиопии и на коптских древностях. Он же на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех гималайских нагорий. Он же и на буддийских знаменах . Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.

Вот почему для знамени всеобъединяющего был избран тот же знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия" .

Мы рассмотрели собственно три круга, однако символика Знамени богаче; окружность и подбор цветов привнесены в этот древний знак самим Николаем Рерихом, который нашел удивительно точное дополнение архаическому образу.

Круг в архаическом мировоззрении означает целостность, завершенность. В каком-то смысле круг является символом мироздания, Земли, которая когда-то мыслилась диском. Во многих мифологиях земля окружена мировыми водами, имеющими вид реки, где обитает Великий Змей. Таков, например, скандинавский Ёрмунганд или средиземноморская змея вечности, кусающая собственный хвост. Однако круговая граница мироздания может быть не только плоской, но и пространственной – так, в ведических гимнах говорится о стене Великих Вод (подобных тысяче колонн), над которыми властвует миродержец Варуна. Даже этих немногих данных (объем статьи не позволяет привести все возможные параллели) достаточно, чтобы утверждать, что круг в архаической мифологии означает не просто мироздание, но границу, отделяющую мир людей, Мир Порядка от внешнего Хаоса.

Таково универсальное значение окружности на Знамени Мира. Однако есть еще одна параллель, о которой нельзя забывать. Это окружность в буддийской иконографии, связанная с образом Майтрейи.

Нет необходимости напоминать о том значении, которого достиг культ Майтрейи в первой половине ХХ века. Н.К. Рерих во многих своих работах отмечал, что вся Азия была охвачена мессианскими устремлениями, связанными с Буддой Грядущего. Согласно священным буддийским текстам, бодхисаттва Майтрейя в настоящее время пребывает на небе Тушита, откуда он в свой срок спустится на землю. Так какова же иконография неба Тушита?

В собрании Международного Центра Рерихов хранится прекрасная тханка (буддийская икона), на которой символически представлен этот высокий уровень мироздания . Не останавливаясь подробно на его символике, обратим внимание на радужный круг, в котором заключено изображение неба Тушита. Сходным образом изображается и рай Сукхавати. В виде священного круга буддийские художники рисуют священную страну Шамбалу, иконография которой соотносится с образом Колеса Закона, то есть символа Учения Будды. Образ Колеса Закона прошел сквозь две с половиной тысячи лет, он был воплощен на знаменитой Львиной капители колонны Ашоки, которая стала гербом независимой Индии.

Таким образом, в буддийском искусстве окружность изначально символизирует Учение Будды и наивысшие представления о благе, причем благе не материальном, а духовном, достигаемом лишь самим человеком благодаря неустанной работе над собой. Нет ни малейших сомнений, что эта символика была отлично известна Н.К. Рериху и использована им сознательно или интуитивно.

Знамя Мира – это не только идеограмма, это еще и цвета: темно-красный на лилейно-белом. Цветовая гамма очень проста, и тем мощнее ее символическое значение, тем больше подсознательных ассоциаций она вызывает.

Белый, красный и черный – максимально амбивалентные (двузначные) цвета. Они в равной мере воплощают образ как живительного, так и потустороннего начала. Мы не говорим "смертоносного", поскольку в архаическом мировосприятии (сохранившемся как подсознательное у современного человека) нет аналога современному трагическому и катастрофическому понятию смерти: бытие воспринимается как круговорот, где за концом одного следует начало другого, и в частности, за жизнью в мире людей – жизнь в ином мире.

Сколько бы мы ни перечисляли значений белого и красного цвета, наш список будет неполон . Поэтому из всего многообразия их смыслов выберем лишь те, которые, кажется, наиболее явно соотносятся со Знаменем Мира.


Везде — так назвал свою статью, посвященную знаку Знамени Мира Н. К. Рерих. Действительно, знак этот, предложенный им для охранительного Знамени, необычайно широко распространен в искусстве разных времен и народов. Находя его на различных изображениях, Н.К.Рерих записывал свои наблюдения. Первый список был небольшой: «Прислана копия с древней иконы Святого Николая Чудотворца... утвержденная к печатанию митрополитом Антонием. Из других мест прислан снимок с издания типографии Киево-Печерской Лавры шестидесятого года — Служба Преподобному Сергию, игумену Радонежскому Чудотворцу. Из Испании посылается снимок с изображением Святого Доминга из „Силоса" (археологический музей Мадрида). Также из Испании посылается изображение Святого Михаила, работы Бартоломео Вермехо (1440)».


Увиденное в Пекине пробудило еще целый ряд образов: «В Храме Неба тоже оказался знак Знамени. Тамга Тамерлана состоит из того же знака. Знак трех сокровищ широко известен по многим странам Востока. На груди тибетки можно видеть большую фибулу, представляющую собою знак. Такие же фибулы видим мы и в кавказских находках, и в Скандинавии. Страсбургская мадонна имеет знак этот так же, как и святые Испании. На иконах Преподобного Сергия и Чудотворца Николая тот же знак. На груди Христа, на знаменитой картине Мемлинга, знак запечатлен в виде большой нагрудной фибулы. Когда перебираем священные изображения Византии, Рима, тот же знак связывает Священные Образы по всему миру. На горных перевалах нерушимо остается тот же знак. Для выражения быстроты, поспешности, нужности знак несет Конь Белый. А видали ли вы в подземельях в Римских катакомбах тот же знак?».


В 1935 г. во время монгольской экспедиции Н. К. Рерих опять встречает знакомое изображение: «Скала монастыря Шара Мурена вся усеяна синими знаками Знамени Мира. На черкесских клинках гурды тот же знак. От монастыря, от священных предметов и до боевого клинка везде тот же знак. На щитах крестоносцев можно его видеть и на тамге Тамерлана, на старинных английских монетах и на монгольских печатях — везде тот же знак. Не значит ли эта повсеместность, что всюду о нем нужно вспомнить? Не значит ли, что поверх отдельно народных обозначений всюду живут объединительные и напоминательные знаки, лишь бы разглядеть их и запомнить твердо? Оба условия: разглядеть и запомнить — одинаково нужны».


«Разглядеть» и выявить во всей полноте пространственно-временное бытование знака — задача достаточно сложная. Так же непросто «запомнить» и объединить все разнородные памятники искусства со знаком Знамени Мира какими-то семантическими взаимосвязями. Соответствующие исследования пока еще очень малочисленны. Несомненно, ученым предстоит здесь большая работа. В какой-то мере картины самого Николая Константиновича Рериха могут служить в данном случае путеводной звездой. К произведениям со знаком Знамени Мира Н. К. Рерих относил не только те, где знак изображен в своем полном завершении, но и без окаймляющей окружности, и даже тогда, когда три окружности разнесены достаточно далеко, как на иконах Святого Николая или Сергия Радонежского. Кроме того, в древнерусском искусстве встречается и слитное изображение кругов в виде трилистника, родословная которого также имеет глубокие корни.
Знак Знамени Мира появляется еще в эпоху камня. В Хакасии, в поселении Малая Сыя, датировка радиокарбоном которой составляет 34~32 тыс. лет, В. Е. Ларичев обнаружил небольшую каменную пластину. На ней аккуратно просверлено три круглых отверстия, образующих треугольную композицию. Как считает ученый, в начальный период верхнего палеолита проводились достаточно точные астрономические наблюдения и данная пластина могла использоваться для этих целей в качестве измерителя-визира. Обращает на себя внимание применение золотого сечения при изготовлении этого уникального произведения.
На донце глиняного неолитического сосуда из Триполья три круга в центре разделяют убывающий и возрастающий серп луны. Различные фазы ночного светила, перемежающиеся рядом черточек, по-видимому, говорят о счете по лунному календарю. Узор же на внешней кайме из тридцати лепестков свидетельствует о солнечном месяце.


С календарными представлениями связана серия более поздних произведений, в основе которых также лежит знак Знамени Мира. Протоиндийское «колесо времени» представляло собой окружность с шестью спицами, вероятно, по числу сезонов. Другим обозначением года был сердцеобразный символ. На датированной третьим тысячелетием до н.э. печати изображен тур — единорог, знаменующий собой год, на плече которого начертан лепесток лотоса с тремя колесами. Известен также амулет сердцеобразной формы с тремя концентрическими кругами, передающими календарную информацию.


Бляшка IV в. до н. э. из Анапы состоит из трех больших и тридцати одного малых полусфер. Последние распределены кольцами в количестве 12,13,13. Хронологический алгоритм был, надо полагать, достаточно универсальным. Левое кольцо позволяло фиксировать по месяцам земной год.
В подобной же бляшке из бронзы трансильванской группы скифо-сарматского времени три больших круга окружены двенадцатью маленькими. В сумме они составляют пятнадцать — половину месяца. Однако здесь каждый большой круг рассечен двумя дугами, вследствие чего появляется возможность прибавлять и отнимать не только целые числа, но и полуцелые. Так можно получить число 31 и число 29,5 — значение лунного синодического месяца.
Бляшки словен новгородских первой половины первого тыс. н. э. состоят только из трех полусфер, но зато каждая из них окружена манжеткой с насечками. Иногда четыре такие бляшки объединяются в одну сложную композицию с центральным отверстием.


Замечательные украшения тех же словен — лунницы — выполнены в виде серпа луны с тремя кругами в центре, каждый из которых состоит из трех маленьких полусфер. Лунницу из Старосиверского окаймляют тридцать маленьких полусфер, орнамент же из мелких точек, видимо, также содержит числовую информацию.
Удивительно, что среди некоторых венгерских находок средневекового времени встретилась сердцеобразная фигура, которая почти точно повторяет проиндийский символ года. Такую же форму имеют бляхи тюхтятской культуры в Хакасии 1Х-Х вв.


В наскальном искусстве знак Знамени Мира также появляется с эпохи камня. Так, круг с тремя точками и три соединенные окружности выбиты в Монголии на каменных плитах в Аршан-хаде и Цагаан-айриге еще в мезолитическое время. Круг с тремя точками, как считает Э.А.Новгородова, может быть сравним с антропоморфными фигурами эпохи палеолита, напоминающими женские и мужские символы. Знак Знамени Мира можно обнаружить среди амурских изображений Сакачи-Аляна неолитического времени и петроглифов Ангары эпохи бронзы.


А. П. Окладников, нашедший подобный знак на горе Тэбш в Монголии, охарактеризовал его как «три кольца, соединенных вместе и образующих как бы треугольник, похожий на символ Пакта Рериха». Именно такие изображения воспроизводит в своих картинах Н.К.Рерих «Святые камни. Монголия» (1935~ 1936) и «Монголия. Всадники» (1935-1936). Чингиз-хан на одноименной картине («Чингиз-хан (Всадник. Монголия)». 1937) имеет на груди те же три круга.


Нормальные и перевернутые изображения знака с центральным кругом внизу, называемые в археологии личинами, нашли отражение в картине Н. К. Рериха «Заклятие земное» (1907). Художник реконструирует один из наиболее загадочных обрядов древности, связанный с масками — личинами, и археологически точно воспроизводит петроглифы Сакачи-Аляна и Форта Руперт (США). Поразительно близкий сюжет, подтверждающий верность реконструкции Рериха, был недавно открыт в урочище Мугур-Саргол (Тува). Здесь на скалах, выступающих из Енисея, выбит человек в странной полусогнутой позе с посохом, шагающий среди антропоморфных личин. Как отмечает исследователь енисейских петроглифов М. А. Дэвлет, эту композицию можно отчасти связать с группой танцующих человечков в петроглифах Карелии и мелкой пластики Прибалтики. Огромная трехчашечная личина видна у Н. К. Рериха среди облаков в эскизе декорации «Великая жертва» (1910) к балету И.Стравинского «Весна Священная», а также в полотне «Путь великанов» (1910).


Для интерпретации трех соединенных кругов в петроглифах Сакачи-Аляна и горы Тэшб А. П. Окладников привлекает бытующие в Азии легенды, где говорится о трех солнцах. Два из них убивает космический стрелок, одно остается. Символом полуденного солнца или небесным оком называл И. Т. Савенков так называемый «третий глаз» на окуневских стелах эпохи бронзы. Там он вместе с двумя обычными глазами образует композицию, подобную знаку Знамени Мира. К солнечной символике восходят и праславянские фибулы и браслеты VII в. до н. э. На бронзовом браслете из радолинского клада представлено три солнечных диска, два из которых сопровождаются лебедиными шеями. Три солнца, считает Б. А. Рыбаков, выражают идею движения светила: восходящее солнце — утро, полдень и вечер русских сказок. Само же сочетание солнечной темы с темой лебедей встречается в искусстве и мифологии достаточно широко. Как Знамя Мира с лучами выглядит солнце на шаманских бубнах алтайцев конца XIX — начала XX вв.


Обнаруженные нами на Алтае три выбитые по кольцу окружности из грота Куйлю, относящиеся к концу эпохи камня, возможно, представляют собой символическое изображение души.
Самые последние изображения Знамени Мира появились на Алтае в 1975 г. Тогда, в марте, группа Е. Великанова, спускаясь с вновь открытого перевала Рериха (второе название — перевал 30-летия Победы) в сторону Кучерлинского озера, оставила для будущих восходителей этот знак на скале в качестве ориентира. В том же году, в июле, группа под моим руководством совершила первое восхождение на пик Рериха с запада. На вершине пика трое участников нарисовали красной краской три знака Знамени Мира. В этот момент мы увидели прекрасное зрелище — лавину с Белухи.
В декоративно-прикладном искусстве знак Знамени Мира в неолитическое время фигурирует как композиционный принцип на эламской керамике и как узорный мотив на венчике мачанского сосуда культуры Яншао. В Китае знак продолжает использоваться в ранний период династии Западной Чжоу 1Х-Х вв. до н. э. и изображен на бронзовой фигурке оленя в V-Ш вв. до н. э.


Три круга из трех концентрических колец украшают изделия из Кобанского могильника Х-VII вв. до н. э. Широко был распространен знак Знамени Мира в скифо-сарматское время среди памятников Трансильванской и Потисской групп, в том числе на изящной золотой серьге из раскопок В.Д.Кубарева. Мотив из трех полусфер используется на памятнике из Пантикапея (IV в.), на бронзовом кельтском браслете и как декоративный элемент латёнского стиля.
В памятниках эпохи средневековья знак Знамени Мира можно обнаружить среди предметов Лядинского могильника (древняя Мордва 1Х-Х1 вв.), на украшениях Вымской культуры Прикамья, а также среди инвентаря памятников Молчановского типа финно-угров. В керамике знак продолжает появляться в начале II тысячелетия в Армении и Грузии.
В XVIII в. трехточечным узором расписана датская прялка, а позднее разноцветные сферы появляются на декоративном панно из Монголии.


Н.К.Рерих в статье «Везде» упоминает о черкесских боевых клинках со знаком Знамени Мира, но этот знак существовал еще в эпоху бронзы в Триалетской культуре Дагестана, в фибуле из Мингечаура, в украшениях скифо-сарматского времени из Северной Осетии, в амулете из Мокрой Балки VII-VШ вв.
Что касается тамги Тамерлана, то у нее на территории Средней Азии были свои предшественники среди изделий из Маргианы IV-I вв. до н. э. и Мархаматского комплекса из Ферганы 1-IV вв. н. э.
Говоря о старинных английских монетах, Н. К. Рерих, надо полагать, имел в виду гроут короля Эдуарда I, выпущенный в 1279 г., с эффектным повтором трех кругов в четырех секторах круга. Еще более древним денежным знаком в Европе была кельтская золотая монета II в., так называемая радужная чашечка с тремя кругами и окаймляющим полукольцом. Вспоминая кельтские древности, Н. К. Рерих создает эскиз костюма Изольды к опере Р.Вагнера «Тристан и Изольда» (1912). В верхнем правом углу листа художник дает крупным планом деталь декоративного убранства костюма с характерными для кельтского искусства строгим контуром и тремя кругами.


На денге Б. А. Тверского (1460), схематически изображающей поединок Геракла с Немейским львом, те же три круга. Вообще, в древнерусском искусстве немало примеров использования знака Знамени Мира. Действительно, как упоминает Н. К. Рерих, мы находим его на иконах Чудотворца Николая и Преподобного Сергия. Дионисий рисует знак на образе Григория Богослова и Кирилла Белозерского. Поэтому не случайно и у самого Н. К. Рериха на двух версиях картины «Святой Сергий» (1932, ГТГ, МЦР) также присутствует знак Знамени Мира.


На иконах XIV в. тремя кругами помечены шапки Святых Бориса и Глеба. Более ранняя традиция нанесения знака на одежду восходит, по-видимому, к античному времени, например, к боспорской пелике IV в. до н. э. из Пантикапея. Знаком из трех точек отмечены одежды Девы Марии на новгородских царских вратах XIII в. Затем такой же узор обнаруживается на древнеболгарской иконе XIV в. В картине Н. К. Рериха «Труды Мадонны» (1931) плащ Святой Заступницы также декорирован орнаментом из трех элементов в треугольной композиции.
В раннем византийском блюде-дискосе три круга обрели смысловую наполненность и временную соподчиненность. Идея воскресения через страдание и смерть выражена с помощью трех евангельских сюжетов. Прочтение композиции начинается с нижнего правого круга со сцены Распятия, затем идет к левому кругу с Гробом Господним и заканчивается верхним кругом с Вознесением.


В гениальной «Троице» Андрея Рублева как бы незримо присутствует круг, символизирующий триединство Божества. Н.К.Рерих в своей картине «Знак Троицы» (1932), выявляя этот круг и сближая нимбы ангелов, получает ясную композиционную формулу. Знак Знамени Мира раскрывается здесь через знак Троицы. Согласно мифологическим представлениям, на вершине мировой горы, куда Н.К.Рерих помещает Троицу, находится Дом Божий. Сияя на фоне небесного Иерусалима, Знак Троицы — Знак Знамени Мира с чашей Христа славит гармонию Высших Сил и Высшую любовь в ее жертвенном подвиге.
Высшая Мудрость в древнерусском искусстве также отмечена знаком Знамени Мира. Он находится на книге, которую держит Христос в новгородском «Де-исусе» XV в. из национального музея Стокгольма.
Узором из трех точек и пересекающихся синусоид расписан свод в церкви Архангела Михаила «на Сковородке».

Знак Знамени Мира присутствует на омофорах русских святых: например в иконе XVI в. московских святителей — митрополитов Петра, Алексея, Ионы или на деревянном барельефе XVII в. с изображением соловецких старцев Зосимы и Савватия. Однако чаще всего в такой омофор облачены Никола Можайский или Никола Зарайский. Последний художник итальянского Возрождения Я.Тинторетто также изображает Святого Николая с тремя золотыми шарами — символом благодеяния.
Два мастера XV в. — русский Амвросий и Ян ван Эйк из Нидерландов — помещают Богоматерь на постамент с тремя кругами.


Вообще, все раннее Северное Возрождение и наследие интернациональной готики насыщено знаком Знамени Мира. Так называемый готический трилистник из трех кругов присутствует почти во всех готических соборах как основной декоративный элемент стен и витражей. Он украшает западный фасад собора Парижской Богоматери и западный фасад церкви Сен-Никез в Реймсе. Стрельчатые окна готических соборов обычно завершаются трилистником. Такое же маленькое оконце изображено Яном ван Эйком в его знаменитом Гентском алтаре. Художники иллюминированных готических рукописей выводили золотом три слившихся круга. На груди у Уты из Наумбургского собора шестилучевая звезда имеет на своих окончаниях три полусферы.


Однако в западном искусстве встречается и неслитное изображение трех кругов. В таком варианте они присутствуют на брюссельских шпалерах начала XVI в. «История рыцаря Лебедя» и «Легенда о Саблонской Мадонне».
Знамя Мира было освящено в 1931 г. в Брюгге, где сама ратуша декорирована готическим трилистником. В том же году Н. К. Рерих создает серию произведений, отражающих смысл и назначение охранительного полотнища. Это его известные картины-плакаты «Зарево» и «Знамя Мира. Pax cultura». В триптихе «Fiat Rex!» знак нарисован дважды: на рукоятке меча и на щите воина. По-видимому, это крестоносец. (Вспомним рериховское замечание о знаках на щитах крестоносцев.) Это явно не античный воин, хотя в то время также на щитах бывал знак Знамени Мира. Его можно видеть на черно-фигурном аттическом кувшине из Ольвии VI в. до н. э.
«Знамя Мира» (1931) на вершине горы среди панорамы снежных пиков выражает свою причастность белому небесному высокогорью, увенчанному «подвигами лучших искателей истины».

Отблеск искусства Леонардо да Винчи несет на себе «Мадонна Орифламма» (1932). Здесь все, как в ренессансных образах, наполнено любованием и человеческим обликом Богини и открывающимися космическими далями. Орифламма — алая боевая хоругвь французских королей — призывает здесь не к сражению, а к охране всей красоты мира. Мафорий на голове Владычицы отмечен тремя кругами, как украшали обычно корону Богоматери художники XV в., в частности Жан Фуке.
«Мадонна Защитница» (1932) раскинула свой плащ, охраняя храмы, дворцы и соборы всего мира. Н. К. Рерих трансформирует здесь популярный в эпоху Возрождения образ Богоматери Милосердие (например, произведение французского художника XV в. А. Картона). На груди Защитницы большая фибула со знаком Знамени Мира, как и у Архангела Михаила в «Страшном суде» Рогира ван дер Вейдена. Интересно отметить, что там в каждом круге еще три малых круга.


«София-Премудрость» (1932) ведет свои истоки уже не от католических образов, а от православных, хотя здесь Рерих вместо спокойного и торжественного образа икон создает произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Его София летит на коне, как это принято для изображения воителя Архангела Михаила — предводителя светлых сил. Здесь вместо нимба Софии изображен диск солнца. Согласно традиции, София держит закрытый список и «в нем неведомые и сокровенные тайны Божий». Н.К.Рерих раскрывает список. На нем — Знамя Мира и трижды повторенное древнее слово, означающее «свято». В книге художника «Держава Света» в 1931 г. было написано: «Пусть теперь женщина — Матерь Мира — скажет: “Да будет Свет!” Каков же будет Свет? И в чем будет заключаться огненный подвиг? — В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано — Любовь, Знание и Красота». Применяя эти мысли к данной картине, можно прочитать свиток следующим образом: «Свята Любовь. Свято Знание. Свята Красота». Видимо, настало время, чтобы люди осознали и оберегли эти высшие духовно-эволюционные ценности. Ведь на них будет покоиться краеугольный камень будущей Культуры, через них придет новый мир. В охваченном пожаром небе София реет над символическим мировым городом, окруженном общей кремлевской стеной. Вход к нему идет от узнаваемой всеми Китайской башни.


На темы Востока Н. К. Рерих написал несколько произведений со знаком Знамени Мира. Своеобразным эпиграфом к ним можно считать картину «Тибет» (1933). Расходящиеся из небесного фокуса линии гор как бы осеняют высшим светом монастырь — символ земной мудрости. На смысловой центр полотна указывает тибетская хоругвь, где изображен конь с тремя горящими кругами — сокровищем мира Чинтамани. Легенду о Чинтамани, запечатленную кем-то на каменной глыбе, Н. К.Рерих перенес к себе на холст в картине «Белый камень» (1933).
Художник оживляет этот сюжет в своих полотнах «Знаки Чинтамани» (1937) и в раннем варианте «Сокровище Мира. Чинтамани» (1924).
Изображение коня с сокровищем мира нарисовано также в раскрытом свитке в картине Н.К.Рериха «Приказ Ригдена» (1933)- Могучий и пламенеющий, с золотой короной из трех сфер, Ригден посылает в мир своих огненных вестников.

Подобной же короной увенчаны на византийском моливдовуле VII в. Констант II с сыном. Узор из трех жемчужин украшает корону и плащ императора франков в картине французского художника Мейссонье «Карл Великий» (1840). Круг с тремя разноцветными кругами: желтым, синим, красным держит герой Н.К.Рериха в картине «Бхагаван» (1931. Рига, Художественный музей).
Картина Н.К.Рериха «Оттуда» (1936) изображает «тибетскую женщину, сидящую на каменистом берегу реки, одетую в халат, орнаментированный тремя кругами знака Знамени Мира». В картине «Мысли огненные» (1934) на груди у героини фибула с тремя кругами, какие носят тибетки; высокий женский образ с пламенной чашей на фоне священной Канченджанги как бы отодвигает своей духовной энергией наползающие на мир темные тучи.

Следует отметить, что еще задолго до того, как Н. К. Рерих предложил охранное знамя, этот знак уже присутствовал в произведениях художника. Помимо «Заклятия земного», в том же 1907 г. Н.К.Рерих рисует знак Знамени Мира на плаще Архангела Михаила на иконе из иконостаса для фамильной церкви Каменских в женском монастыре в Перми. По-видимому, Н.К.Рерих продолжает здесь определенную художественную традицию. В западной иконографии она просматривается в упомянутых выше образах Святого Доминга из «Силоса», Святого Михаила Бартоломео Вермехо и Рогира ван дер Вейдена, а также Святого Маврикия мастера из Мулена. Среди староболгарских памятников три белые

точки на красных плащах Архангелов можно обнаружить на иконе XVI в. «Спас Эммануил с Архангелами», а также на иконе XVII в. «Архангел Михаил». В эскизе «Царица небесная» (1910) для росписи Талашкинской церкви Рерих украшает трон каймой из трех кругов в полуокружье. В 1912 г. Н.К.Рерих пишет эскизы декораций и костюмов к пьесе А.Н.Островского «Снегурочка» на сцене Петербургского драматического театра Рейнеке. Костюм Снегурочки украшен большими кругами и маленькими, объединенными по три и оканчивающимися завитком. Такой же декоративный мотив обрамляет герб Сибири из Жалованной грамоты 1690 г.

Знак Знамени Мира в своем полном завершении с внешним кругом оказался на скоморошьем костюме, написанном Н.К.Рерихом к опере А.П.Бородина «Князь Игорь», в листе «Скоморохи Скула и Ерошка» (1914). Костюм Жреца из балета «Весна священная» (1912) также декорирован орнаментом из трех красных колец.
Эти круги в ранних работах Н. К. Рериха на русскую тематику появились, конечно, не случайно. Ведь еще в эпоху неолита на русской равнине от Камы до Прибалтики процветала волосовская культура (название от пос. Волосово в бассейне Волги), в которой был широко распространен кружковый орнамент, в том числе и из трех кругов. Такой же орнамент из трех кругов прослеживается и на глиняной посуде в андроновскую эпоху в Сибири. Сам Рерих, исследуя истоки русского костюма, писал, что равнина России и Сибири несет в своих недрах «наслоения самые неожиданные».

Подчас для своих образов Н. К. Рерих привлекает известные шедевры мирового искусства. В триптихе «Жанна Д"Арк» (1931) за основу центральной композиции «Вечная Матерь» он берет знаменитый витраж Шартрского собора (здесь те же густые синие и красные тона). Рисунок короны Богоматери включает в себя на этой картине три красных круга, образующих знак Знамени Мира.
В картине «Меч Мира» (1933) герой Н.К.Рериха напоминает статую воина из Аллеи Духов — погребального сооружения минских императоров Шисаньлин близ Пекина XV-XVII вв. Художник рисует на шлеме воина знак Знамени Мира, меч в горизонтальном положении, а руки в жесте моления. Н.К.Рерих создал здесь образ, исполненный огромной внутренней силы и духовной мощи, направленной на благо мира. Характерно, что в древнерусском искусстве три круга часто объединяются в трилистник. Наиболее четко в окаймляющем круге он выведен у Андрея Рублева в Евангелии Андроникова монастыря. Этот очень древний символ фигурирует на древнеегипетской богине неба Хатор XIV в. до н.э., на фаюмском портрете II-III вв. н. э., на одеянии Святого Дмитрия в византийской мозаике VII в. Уместно вспомнить здесь и одно из ранних на Востоке изображений трилистника на скульптуре жреца из Мохенджо-Даро III тыс. до н. э. и его повторение на мужском одеянии из Безе-клика средневековья. На плече у рериховского «Ярослава Мудрого» (1941) красуется тот же слитный из трех кругов знак трилистника.
Также и на костюмах японских актеров начала XVIII в. в качестве обличительного знака использовались моны в виде кольца с тремя кругами внутри.

Идеи «Пакта Рериха» и Знамени Мира вдохновляют и других мастеров кисти и резца. Прежде всего, значительны портреты самого Н.К.Рериха, написанные его сыном С. Н. Рерихом в 30-40 гг. XX в. Среди них есть такие, где автор Пакта изображен рядом со Знаменем Мира.
На одном из портретов Н. К. Рерих предстает на фоне Гималаев рядом с камнем, где нарисован конь с Сокровищем Мира. В стилистическом отношении этот народный примитив близок кельтскому образцу 1-го тыс. до н. э., а тот в свою очередь — еще более древнему памятнику II-го тыс. до н. э. с территории Франции. В России подобный сюжет — конь с тремя кругами на спине — известен среди шаманских изображений XI-XII вв. н. э., относящихся к пермскому звериному стилю. Среди памятников этого типа поражает серебряная пластина — как бы Знамя Мира, покоящееся на квадратном пьедестале. Квадрат обрамляют тридцать и семь маленьких кружков. Знаменная триада окружена кружками, дающими в сумме также число 30. Все это указывает, надо полагать, на календарный смысл изделия.
В 1937 г. была создана интересная скульптура «Мадонна Знамени Мира». Ее автор — ваятель из Литвы Д. Тарабильдене.

Из произведений последних лет со Знаменем Мира следует отметить картину тувинского художника Саая Сарыг-Оола «Экспедиция Н. К. Рериха в Центральной Азии» (1978), а также монументальное мозаичное панно новосибирского художника В.П.Сокола «Советская Сибирь».
Итак, даже на основании рассмотренных примеров можно сделать заключение, что эти изображения, графически соответствующие знаку Знамени Мира, были чрезвычайно широко распространены с самых ранних этапов истории человечества. Этот символ объединяет культурные традиции разных народов, отражая их «устремление к Высшему». Самые сакральные изображения несли на себе знак, соответствующий Знамени Мира. Разные религии, разные народы отмечали знаком триады своих воителей за правду, великих Святых и великих Учителей. С их делами, с их приходом люди связывали и связывают надежду на будущее. Поэтому вполне закономерно, что знак Знамени Мира в философии Живой Этики является символом новой эры.

В Музее Н.К. Рериха бываю регулярно. Во вторую субботу каждого месяца, а также при открытии новых выставок, здесь свободный вход. И вот я в холле второго этажа музея.

Вижу новую экспозицию, посвящённую 80-летию Пакта Рериха (это первое международное соглашение по охране культурных ценностей) и Знамени Мира.

В центре выставки размещены два знамени, рядом фотография Валерия Першина со Знаменем Мира на горной вершине Монблан. Читаю, что он заслуженный мастер спорта России по альпинизму и входит в десятку лучших альпинистов мира. Валерий Першин поднимался с этим знаменем на высочайшие вершины Америки, Азии, Европы и в этом году подарил его Музею Н.К. Рериха. Знаменитым спортсменом было также передано письмо: «…Пусть это Знамя Мира всегда охраняет бесценный Храм Культуры на сибирской земле, несёт идеи мира, добра, общинности всем настоящим и будущим посетителям Музея Н.К. Рериха!…»

На соседнем столе второе Знамя Мира, у которого тоже интересная история. Первоначально оно было подарено американкой, сотрудницей Рерихов – Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, новосибирским учёным – горным туристам, которые, поднявшись на одну из горных вершин Алтая, дали ей имя «Урусвати» – свет утренней звезды. Это имя в Индии было дано Елене Ивановне Рерих.

Мне захотелось узнать больше о Знамени Мира и знаке, который изображён на нём. В текстах, сопровождающих выставку, читаю, что Знамя Мира предложил Н.К. Рерих как отличительный знак Пакта, и оно является международным охранным Знаменем Культуры.

Знак на флаге (знак Триединства) – три амарантовых сферы в круге – символ Вечности и Единения. Существует много объяснений этого символа: искусство, наука и религия в круге Культуры; прошлые, настоящие и будущие достижения человечества в кольце Вечности; любовь, красота, действие в круге Вечности.

На выставке «Символ Триединства в мировой культуре» отражена ис-тория знака, которая уходит в глубокую древность.

На фотографиях и репродукциях икон и картин вижу этот знак в Индии (3 тыс. лет до н.э.), в Египте (14 в. до н.э.), в Монголии (19 в.), на иконах древней Руси, в живописи, архитектуре. Прихожу к выводу, что это один из самых распространённых символов всех времён и народов. Получается, что знак Триединства не принадлежит какой-либо одной стране или культуре, поэтому Н.К. Рерих и предложил его как символ, единый для всего мира.

Как же Рерих пришёл к этому знаку? В одном из своих писем он пишет: «…Первая идея Знака Знамени появилась у меня от иконы Св. Троицы в Сергиевской Лавре…»

На выставке также представлены два стенда с фотографиями, которые отражают участие Знамени Мира в жизни планеты: «Знамя Мира над планетой» и «Идите и храните Знамя…».

Космонавты берут его на борт космических кораблей, выносят в открытый космос, вручают президентам стран.

Альпинисты совершают восхождения со знаменем на высочайшие горные вершины планеты.

Этот белоснежный стяг развевается над музеями Н.К. Рериха: в Новосибирске, на Алтае (с. Верх-Уймон»), в Москве, Одессе, Нью-Йорке. Если вспомнить, что знак Знамени Мира прошёл через века и через культуры разных народов, что Знамя Мира сотни раз на космических кораблях облетало вокруг Земли, десятки раз разворачивалось на горных вершинах и поднято над многими культурными учреждениями, то значит, что в этом есть какой-то особый смысл и особое значение, до конца ещё не понятое нами.

Этот символ предполагает единение не только земного человечества, но и всего Космоса, частью которого является наша Земля и каждый человек.

В Музее Рериха о культуре говорили несколько в другом ракурсе, нежели об этом пишут в энциклопедиях и словарях, – с этим понятием связано всё самое высокое и прекрасное, что есть в человеке и человечестве, что создано и принесено в мир лучшими его представителями.

С культурой неразрывно связано понятие красоты. Красивым или не-красивым, т.е. культурным или некультурным, может быть всё – мысли, слова, поступки, намерения.

На сайте музея (sibro.ru) по этой теме нашла дополнительную информацию. По словам Н.К. Рериха, культура – это почитание Света. Какой свет он подразумевал? Тот, о котором Христос сказал: «Да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Значит, свет есть, прежде всего, добро. Не только знание, не только просвещение, не только высокое искусство, но добро – в мыслях, чувствах, действиях. Понятие культуры неотделимо от понятия сердца. «Культура есть сердце», – пишет Н.К. Рерих. О сердце и его значении говорят все религии мира.

Получается, что не может быть международного соглашения и взаимного понимания без культуры – ею мы объединяемся друг с другом.

Невозможно представить жизнь без картин, храмов, книг, музыки – без этих сокровищ, созданных человеческим гением, человек духовно погибнет. Поэтому все действия противников Света и направляются на духовную основу народов – культуру. И пока не случились непоправимое, человечество должно объединиться и охранять всё, что питает дух.

Н.К. Рерих всю жизнь был самоотверженным защитником Культуры. Он – инициатор Договора об охране художественных, научных учреждений и исторических памятников, названного в честь его Пактом Рериха. Этот документ был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне президентом США Ф.Рузвельтом и двадцатью представителями стран Латинской Америки. Впоследствии идеи Пакта Рериха легли в основу Гаагской конвенции, которая в 1954 году была ратифицирована большинством стран мира.

В зале много картин Н.К. Рериха, посвящённых Знамени Мира, которые оказали на меня очень большое впечатление.

На этой выставке мне запомнились слова экскурсовода о том, что мир и согласие на Земле наступят тогда, когда каждый человек во взаимоотношениях с другими людьми начнёт с самого себя – с мира внутри себя, и тогда мир этот расширится до размеров всей планеты.

Ольга Надеждина