Началась первая арабо израильская война. Арабские войны. Как разгорался конфликт

16.10.2023 История

В конце ноября 1947 года, в связи с приближением срока окончания действия Британского мандата, выданного за три десятилетия до этого Лигой Наций, на территории Палестины активизировалось противостояние между еврейскими и арабскими военизированными формированиями, стремящимися всеми силами захватить максимально большую часть территории и установить контроль над внутренними коммуникациями. Разгоревшийся в результате этого военный конфликт стал началом первой арабо-израильской войны, продлившейся до июля 1949 года.

Обострение прежних противоречий

Несмотря на то что толчком к началу вооруженного столкновения послужило вполне определенное событие - вывод из Палестины британских войск, истинная причина первой арабо-израильской войны заложена в многовековой борьбе иудеев за право распоряжаться территорией своей исторической родины. Еще с середины 30-х годов, то есть задолго до окончания действия мандата Лиги Наций, между арабами и евреями отмечалась конфронтация, носившая характер вялотекущей войны и не принимавшая более широких масштабов благодаря контролю, осуществлявшемуся миротворческими силами.

Однако в связи с приближением срока вывода британских войск действия противоборствовавших сторон активизировались, тем более что в тот период англичане, готовившиеся к возвращению домой, практически не вмешивались в происходящие события. Сложившаяся обстановка послужила толчком к началу первого этапа арабо-израильской войны, начавшейся еще до того, как еврейское государство было официально провозглашено (это случилось 14 мая 1948 года).

Как разгорался конфликт?

Начало первой арабо-израильской войны проявилось в противоборстве между нерегулярными вооруженными формированиями, выставленными как с одной, так и другой стороны. Еврейские войска были представлены частями, носившими названия «Иргун», «Лехи» и «Хагана» (это название впоследствии закрепилось за всеми вооруженными силами страны), а арабов - «Армией священной войны» и «Освободительной армией».

Этот первый этап войны, продлившийся, по оценкам историков, до середины мая 1948 года, характерен тем, что евреи в основном ограничивались ответными боевыми действиями, не стремясь взять инициативу в свои руки. Однако после провозглашения независимости первая арабо-израильская война перешла в новую фазу, когда встал вопрос о взятии под контроль всей территории Палестины, выделенной согласно решению ООН.

Соотношение сил противников

По поводу численности еврейской армии в годы первой арабо-израильской войны предельно точных данных нет, поскольку на разных этапах она менялась за счет пополнения гражданскими лицами и добровольцами из других стран. Однако принято считать, что в ноябре 1947 года, то есть в начале активных боевых действий, Хагана достигала 15-17 тыс. человек. Кроме того, за оружие взялось около 20 тыс. городских жителей, из которых было составлено народное ополчение. К нему вскоре присоединились члены нескольких массовых молодежных организаций и почти тысяча сотрудников вспомогательной полиции - структуры, прежде находившейся в подчинении британских властей.

Эти данные относятся к начальному этапу первой арабо-израильской войны. К маю следующего года численность еврейской армии значительно возросла и, по мнению историков, составляла 50 тыс. человек, что почти в пять раз превосходило количество арабов, на стороне которых воевали также и добровольцы, прибывшие в Палестину из стран мусульманского мира.

Задачи, стоявшие перед враждующими армиями

Какие же конкретные цели преследовали противоборствовавшие стороны в начальный период первой арабо-израильской войны? Кратко их можно свести к следующим задачам. Арабы старались всеми силами отрезать Иерусалим от прибрежной части страны, на которой находилась основная часть еврейских поселений. Для этого ими была блокирована дорога, ведущая к столице. Евреи же оказали им яростное сопротивление, но добиться полного успеха не смогли.

Тем не менее связь между Тель-Авивом и Иерусалимом осуществлялась посредством вооруженных конвоев, с боями прорывавшихся сквозь вражеский заслон. Кроме того, арабы повсеместно пытались наносить удары по населенным пунктам, в которых проживало еврейское население. Однако благодаря оперативным действиям Хаганы большинство их атак было благополучно отбито.

Задача, стоявшая перед израильтянами, до некоторой степени упрощалась благодаря тому, что командиры противостоявших им вооруженных формирований - Армии священной войны и Арабской освободительной армии, находясь в постоянных разногласиях, не желали координировать свои действия, чем значительно снижали боевой потенциал подконтрольных им сил.

Вторжение объединенных арабских вооруженных сил

Второй этап войны начался в мае 1948 года после провозглашения независимости Израиля. Тогда же на территорию Палестины вторглись воинские подразделения пяти арабских армий. Их целью было полное уничтожение только что получившего самостоятельность Израиля и образования единого Палестинского государства с этнически смешанным населением.

Эта акция была спланирована заранее, а началась в ночь на 15 мая 1948 года. В тот период численный перевес был уже на стороне арабов. В составе их армий тогда насчитывалось в общей сложности до 50 тыс. человек, тогда как личный состав Хаганы не превышал 40-42 тыс. человек, в число которых входили женщины и подростки. Кроме того, израильтяне ощущали острый недостаток в вооружении и боеприпасах. Известно, что на момент вторжения объединенных арабских сил в распоряжении евреев находилось лишь 20 тыс. винтовок, 10 тыс. автоматов (преимущественно кустарного изготовления) и 15 000 пулеметов. Таким образом, на всех защитников Израиля оружия не хватало.

Основные направления ударов

С первых дней интервенции арабы наносили с воздуха массированные бомбовые удары по городам Израиля и отдельным сельскохозяйственным коммунам, называемых кибуцами. Однако направлением их главного удара стал Иерусалим, борьба за который стала приоритетной задачей всей военной кампании. В конце мая 1948 года силами «Арабского легиона» было сломлено сопротивление защитников Старого города, после чего этот обширный квартал был разграблен и сожжен. Тем не менее Западный Иерусалим оставался под контролем евреев.

К началу лета интервентам удалось блокировать дорогу, соединявшую столицу с Тель-Авивом, и захватить стратегически важный форт в долине Аялон. На протяжении последующих месяцев силами арабской коалиции велись непрестанные наступления практически на все жизненно важные объекты, включая нефтепровод, проходивший по территории Северной Галилеи. Противостоять им во многом помогала поддержка, оказываемая частям Хагана летчиками из Европы, которые, имея опыт Второй мировой войны, пожелали сражаться на стороне израильтян.

Завершение военных действий

Во второй половине июля 1948 года в результате упорных боев израильской армии удалось обеспечить себе значительный перевес на основных направлениях боевых действий. Несмотря на то что ни одна из противоборствовавших сторон не желала идти ни на какие уступки, в течение последующих месяцев, вплоть до наступления нового 1949 года, окончание первой арабо-израильской войны в значительной степени было предрешено двумя перемириями, заключавшимися с целью поиска путей выхода из конфликта.

Наконец, в январе, после того как евреям удалось полностью взять под свой контроль иерусалимскую дорогу, а также значительные территории, прилегающие к городу с юга и севера, состоялись переговоры между представителями воюющих сторон. Они проводились под эгидой ООН и завершились подписанием соглашения о прекращении огня.

Итоги первой арабо-израильской войны

В результате активного противодействия, оказанного арабских государств, под контролем евреев оказалось около половины территории Палестины. Остальная же ее часть, включая районы вплоть до 1967 года делилась между Трансиорданией и Египтом.

В глазах международной общественности Израиль зарекомендовал себя как государство, способное с оружием в руках отстаивать свои права. Многие страны выразили тогда ему свою поддержку, в том числе и Советский Союз. В первую арабо-израильскую получали при посредничестве Чехословакии и с одобрения Сталина значительное количество оружия, выпущенного в СССР, что сыграло определенную роль в исходе боевых действий.

АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЕ ВОЙНЫ, вооруженные конфликты между Израилем и арабскими государствами в 1940-80-е годы. Арабо-израильская война 1948-49 годов между Иорданией, Египтом, Сирией, Ираком, Ливаном, Саудовской Аравией, Йеменом, с одной стороны, и Израилем - с другой началась в ответ на реализацию плана раздела Палестины на еврейское и арабское государства согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 29.11.1947. Этот план был отвергнут арабскими лидерами. 14.5.1948 истёк срок британского мандата на Палестину и было провозглашено государство Израиль.

15 мая арабские войска, включая Арабский легион, вступили в Палестину. Летом-осенью 1948 года из-за низкой боеспособности арабских вооруженных сил и разногласий между арабскими лидерами израильтяне разгромили поочерёдно войска противника. 7.1.1949 было заключено соглашение о прекращении огня. В результате арабо-израильской войны1948-49 годов Израиль захватил 6,7 тысяч (из 11 тысяч) км 2 территорий, предназначенных для арабско-палестинского государства. Под контролем Египта остался сектор Газа; Иордания аннексировала западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим; 960 тысяч палестинских арабов (из 1 миллиона 350 тысяч довоенного арабского населения) оказались беженцами.

Арабо-израильская война 1956 года («Суэцкий кризис»), 30 октября - 7 ноября Израиль совместно с Великобританией и Францией участвовал в так называемой тройственной агрессии против Египта, последовавшей за национализацией Суэцкого канала правительством Г. А. Насера. В ходе войны израильские войска захватили Синайский полуостров, а англо-французские вооруженные силы - город Порт-Саид. Решительное осуждение действий Великобритании, Франции и Израиля в ООН, предупреждение руководства СССР о решимости «сокрушить агрессоров применением силы» и неодобрение со стороны администрации США вынудило Великобританию и Францию вывести свои войска из Египта в декабре 1956 года, а Израиль - в марте 1957 года. По египетско-израильской линии перемирия были размещены вооруженные силы ООН.

Арабо-израильская война 1967 года («Шестидневная война») между Израилем и Египтом, Иорданией, Сирией 5-10 июня. К лету 1967 года на Ближнем Востоке сложилась взрывоопасная обстановка. Египет, Сирия и Иордания готовили совместное выступление против Израиля; в Израиле активно пропагандировалась идея необходимости войны против арабских государств для создания «безопасных границ». 5.6.1967 израильская авиация нанесла массированный упреждающий удар по аэродромам Египта, Сирии и Иордании, уничтожив большую часть арабских ВВС. Пользуясь господством в воздухе, израильские вооруженные силы разгромили группировку египетских войск на Синае, захватили сектор Газа, Синайский полуостров, западный берег реки Иордан и сирийские Голанские высоты, что привело к массовому изгнанию арабского населения с оккупированных территорий. В 1968- 1973 годах Египет продолжал локальные военные действия в прифронтовой полосе (так называемая «война на истощение»). В 1970-1972-е годы в военных операциях на стороне Египта действовали части ВВС и ПВО СССР.

Арабо-израильская война 1973 года («Октябрьская война», «Война Судного дня») между Египтом и Сирией, с одной стороны, и Израилем - с другой, 6-25 октября. Арабские государства предприняли попытку реванша за поражение в 1967 году. Наиболее успешной операцией египетских войск стало форсирование Суэцкого канала и прорыв израильских укреплений на «линии Бар-Лева» (6-10 октября). Однако египетское командование не развило успех на Синайском полуострове и упустило инициативу, что позволило израильской армии отразить сирийское наступление на Голанских высотах и нанести ряд поражений египетским войскам. Каждая из сторон объявила о своей победе в войне. Во 2-й половине 1970-х годов президент Египта А. Садат пошёл на примирение с Израилем, завершившееся подписанием сепаратного мирного договора в Вашингтоне (март 1979 года). По этому соглашению Израиль возвращал Египту Синайский полуостров, Египет признавал Израиль и отказывался от требования создания арабского государства в Палестине.

Арабо-израильская война 1982-83 годов между Израилем и Ливаном. С целью нанести удар по базам Организации освобождения Палестины в Южном Ливане израильская армия в июне 1982 года совершила вторжение в Ливан. Заблокировав в Западном Бейруте палестинские отряды и их ливанских союзников, израильтяне с середины июня по конец августа 1982 года подвергали город обстрелам и бомбардировкам. В итоге стороны достигли соглашения о выводе палестинских вооруженных формирований из Бейрута. В 1983 году Израиль добился заключения мирного договора с Ливаном и в июне 1985 года вывел свои войска с большей части территории страны, за исключением «зоны безопасности», прилегающей к израильской границе. Партизанская война против израильского присутствия в Ливане велась силами шиитской вооруженной группировки «Хезболла» и завершилась окончательным выводом израильских войск в 2000 году (смотри также Ближневосточный конфликт).

Все сопредельные арабские государства объявили войну Израилю, как только была провозглашена его независимость. Но арабские армии за исключением выученного британскими советниками и подконтрольного им Арабского легиона Трансиордании оказались не в состоянии одержать военную победу над израильтянами. Им удалось только захватить некоторые из частей палестинской территории, предназначенной согласно резолюции № 181 ГА ООН для создания арабской части палестинского государства. Египетские войска заняли сектор Газы, а трансиорданские – западный берег реки Иордан, часть Иерусалима и его восточные пригороды. К июлю 1948 г. арабские армии перешли к позиционной обороне, и линия фронта стабилизировалась. При посредничестве ООН осенью 1949 г. были заключены соглашения о перемирии между Израилем и каждой из воевавших с ним стран. В ходе его выработки, которая происходила крайне трудно, от рук еврейских террористов 17 сентября 1949 г. погиб руководитель посреднической миссии ООН в Палестине шведский дипломат граф Фолке Бернадотт.

Демаркационные линии были проведены по рубежам фактического контроля каждой из сторон над захваченными ими частями территории. Израильские войска заняли основную часть Палестины. Арабский легион Трансиордании удержал за собой район западного берега реки Иордан (Западный берег), а египетская армия – сектор Газы. Иерусалим оказался разделенным на две части: его еврейская часть оказалась под контролем Израиля, а арабская (восточная) – Трансиордании. Земли, которые исходно должны были отойти отдельному арабо-палестинскому государству (то есть государству палестинцев-арабов), были попросту разделены между Израилем, Трансиорданией и Египтом. {♦}

Но удовлетворительного разрешения ситуация не получила. В Палестине продолжалось противостояние. 1 декабря в г. Иерихоне на землях арабской части Палестины, занятых силами Трансиордании, Арабский конгресс Палестины провозгласил короля Трансиордании Абдаллаха королем Палестины. Спустя две недели парламент Трансиордании одобрил проект создания в будущем федерации Трансиордании с Арабской Палестиной, что открывало путь к формальному присоединению к первой земель палестинских арабов, захваченных в ходе первой арабо-израильской войны. Это натолкнулось на осуждения членов Лиги арабских государств, поскольку те сочли, что действия короля Абдаллаха означают фактические признание законности раздела Палестины и создания на ее части еврейского государства. Эти протесты были проигнорированы в Аммане, и 2 июня 1949 г. Трансиордания изменила свое официальное название на «Хашимитское королевство Иордания», что должно было подчеркивать принадлежность королевству не только земель вдоль восточного берега реки Иордан (то есть «Заиорданья», «Трансиорданья»), как прежде, но и территории западного берега этой реки («Предиорданья»). В 1951 г. король Абдаллах был убит арабским националистом на пороге мечети Аль-Акса в арабской части Иерусалима.



Израиль со своей стороны тоже стремился ускоренно осваивать новообретенные территории. 14 декабря 1949 г. в нарушение резолюции № 181 Генеральной ассамблеи ООН о придании Иерусалиму международного статуса правительственные органы Израиля были официально переведены из Тель-Авива в Иерусалим. Однако посольства иностранных государств остались в Тель-Авиве, и Иерусалим не был признан столицей Израиля.

Посредническая миссия ООН продолжалась и после заключения соглашений о перемирии. По решению Генеральной ассамблеи ООН была создана специальная комиссия по примирению для Палестины (США, Франция, Турция), задачей которой был поиск вариантов мирного урегулирования арабо-израильского конфликта. После трех лет работы комиссия констатировала, что «конструктивные переговоры невозможны» и сложила свои полномочия. Параллельно с этим ООН была вынуждена заняться судьбой почти миллионной массы палестинских беженцев. Для оказания им помощи было создано специальное агентство ООН.

Арабские страны в принципе отказывались признавать право Израиля на существование. Фактически эта страна находилась в регионе во враждебном окружении и дипломатической изоляции. Стабильные отношения у Израиля складывались только с Ираном и Турцией – на почве настороженного отношения последних к арабским странам.

Со своей стороны израильское руководство проводило жесткую политику в отношении палестинских арабов, оказавшихся на территории Государства Израиль. В основном это выражалось в насильственном выселении арабов из прежних мест проживания, сносе до-{♦}мов, конфискациях земель, нарушения других имущественных прав и т.п. Это вело к обострению проблемы арабо-палестинских беженцев, способствовало нагнетанию напряженности в отношениях с соседями и создавало в самом Израиле социально-политические проблемы в отношениях между еврейской и арабской частями населения.

Обострение отношений Египта с Великобританией и переворот «Свободных офицеров»

Серьезные неудачи арабских армий в борьбе с Израилем стимулировали рост националистических настроений и, прежде всего, в Египте – самой крупной и развитой арабской страны. В марте 1950 г. египетское правительство потребовало от Британии возобновления переговоров об отмене британско-египетского договора 1936 г. Когда они вновь начались, то выяснилось полное несовпадение позиций сторон по двум ключевым вопросам: о британском военном присутствии в зоне Суэцкого канала и судьбе Судана, который по конвенциям 1899 г. имел статус кондоминиума (совместного британско-египетского владения). Египет выступал за немедленный и безоговорочный вывод британских войск, а также за сохранение «единства долины Нила», то есть сохранение Судана в составе египетского государства. Лондон по первому вопросу настаивал на десятилетнем переходном периоде, по второму – на применении принципа «права наций на самоопределение», а значит, на предоставлении независимости Судану.

Несмотря на активное вмешательство в ход переговоров США, которые предлагали различные варианты замены британского военного присутствия международным, компромисса достичь не удалось и 14 октября 1951 г. египетский парламент денонсировал британско-египетский договор 1936 г. и конвенции о кондоминиуме в Судане. Лондон объявил это решение незаконным, и британские войска заняли ряд крупных городов в зоне Суэцкого канала. Население этих городов начало против них партизанскую войну, основную роль в которой играли боевые отряды экстремистской религиозной организации «Братья-мусульмане».

1 декабря 1951 г. египетское правительство обратилось в ООН с жалобой на агрессивные действия Великобритании, однако безуспешно. Британские войска продолжали расширять зону оккупации. В правящих кругах Египта наметился раскол, что привело к падению кабинета, последовавшей затем правительственной чехарде и, в итоге, к полной дискредитации королевской власти. 23 июля 1952 г. в стране произошел военный переворот, организованный националистической группировкой «Свободные офицеры», во главе которой стоял подполковник Гамаль Абдель Насер. Антибритански настроенный король Фарук был фактически отстранен от власти, хотя номинально сохранил корону. Действия «Свободных офицеров» осуществлялись с предварительного согласия Лондона и Вашингтона. Последствия переворота, однако, оказались для Великобритании и США неожиданными. {♦}

Создание Государства Израиль - процесс создания современного Израиля, начавшийся с появления движения политического сионизма в 1897 году и завершившийся уже после провозглашения 14 мая 1948 года Декларации независимости победой в Войне за независимость к середине 1949 года.

Основателем политического сионизма - движения, которое ставило своей целью основание еврейского государства на земле Израиля, поднимая еврейский вопрос на международной арене - считается Теодор.

Несмотря на то, что надежда на возрождение Израиля на земле древнего государства многие столетия жила в умах еврейского народа, его возникновение в середине 20-го века явилось результатом ряда как случайных, так и закономерных политических событий. К числу причин, оказавших решающее влияние на это можно отнести следующие.

Внутренние причины.

1.1. Появление среди еврейских колонистов волевых и способных руководителей, которые вопреки трудностям смогли организовать деятельность и оборону еврейских поселений.

1.2. Постоянные преследования евреев в христианских и мусульманских странах, обеспечившие широкую поддержку евреями идей сионизма.

1.3. Стремление руководства многих европейских стран избавиться от евреев, как от источника напряжённости.

1.4. Появление среди евреев диаспоры многочисленных решительных сторонников сионизма, видящих единственный путь для гарантированного существования своего народа в создании собственного государства.

1.5. Существование среди евреев состоятельных слоёв населения, способных материально поддержать эту идею.

1.6. .Религиозная традиция народа, проявившаяся в поддержке созданного государства подавляющим большинством евреев всего мира, как воплощение многовековой мечты еврейского народа.

2. Внешние причины.

2.1. Трагедия Холокоста,

2.2. Отсутствие какой-либо реальной власти и сформировавшейся национальной общности на территории Палестины. В течение многих веков эта страна была отсталой областью Турецкой империи, с малой плотностью населения, и неблагоприятными природными условиями.

2.3. Благосклонное отношение правящей элиты Великобритании после поражения Турецкой империи к поселению евреев на Святой земле.

2.4. Активная борьба за право переселения в Палестину десятков тысяч евреев, выживших в Европе и находящихся в лагерях для перемещённых лиц, и поддержка этой борьбы со стороны американского конгресса и президента Трумена.

2.5. Послевоенное политическое соперничество между западным и восточным блоками государств, выразившееся в разрешении на поставку оружия советским блоком в нарушении эмбарго, наложенного правительством США на поставку оружия странам Ближнего Востока, в решающий момент борьбы Израиля за независимость.


На основании решений конференции в Сан-Ремо Лига Наций вручила в 1922 году Великобритании мандат на Палестину, объясняя это необходимостью «установления в стране политических, административных и экономических условий для безопасного образования еврейского национального дома». Рост иммиграции евреев в Палестину привёл к росту арабского национализма и к ухудшению отношений между арабами и евреями. Массовые протесты арабов вынудили Великобританию ввести ограничения на еврейскую иммиграцию и приобретение евреями земли. Часть подмандатной территории была отдана под образование арабского государства Трансиордании. В 1947 году британское правительство заявило о своём желании отказаться от мандата на Палестину, аргументируя это тем, что оно не способно найти приемлемое решение для арабов и евреев. Созданная незадолго до того Организация Объединённых Наций на Второй сессии своей Генеральной Ассамблеи 29 ноября 1947 года приняла план раздела Палестины. Согласно этому плану Иерусалим должен был стать международным городом под управлением ООН, чтобы не допустить конфликта по его статусу.

Среди еврейского населения большинство приветствовало предложенный план раздела Палестины. Арабские руководители, в том числе Лига арабских государств и (Палестинский) Высший арабский совет категорически отвергли план ООН по разделу Палестины и заявили, что приложат все усилия, чтобы помешать его реализации.

Принятие ООН плана раздела Палестины вызвало резкую отрицательную реакцию как палестинских арабов, так и в целом в арабском мире. Стычки между еврейскими арабскими вооружёнными формированиями стали перерастать в полномасштабные военные столкновения и британские власти не в состоянии были помешать этому. Обе противоборствующие стороны усиленно закупали вооружение и мобилизовывали население. Еврейские и арабские военизированные формирования стремились к максимальному захвату территории и контролю над коммуникациями, занятию ключевых пунктов сразу же после ухода британских войск.

Еврейское государство было провозглашено 14 мая 1948 года. Первым государством признавшим Израиль были США.

15 мая 1948 года Египет, Сирия, Ливан, Трансиордания, Саудовская Аравия, Ирак и Йемен объявили войну евреям Палестины и напали на только что провозглашённый Израиль с целью уничтожения нового еврейского государства и, согласно декларации арабских стран при вторжении, для создания в Палестине единого государственного образования, «где все жители будут равны перед законом». Израильтяне отразили нападение, отстояли существование Израиля и значительно увеличили его территорию. Боевые действия продолжались до 18 июля 1949 года. 20 июля было подписано последнее соглашение о прекращении огня с Сирией.

Прямо входе войны создавались новые государственные структуры. Так, полуподпольная организация самообороны Хагана была преобразована в Армию обороны Израиля. 30 июня 1948 года по указанию премьер-министра Израиля Давида Бен-Гуриона специальная служба «Шай», которая занималась как разведкой, так и контрразведкой была распущена и вместо неё созданы три новых спецслужбы по британскому образцу: военная разведка (впоследствии Служба военной разведки Израиля «АМАН»), контрразведка (впоследствии Общая служба безопасности Израиля «Шабак») и политическая разведка (в дальнейшем - «Моссад»).

Буквально через несколько часов после того, как в одностороннем порядке было провозглашено независимое Еврейское государство - Государство Израиль, на Ближнем Востоке вспыхнула первая арабо-израильская (Палестинская) война 1948-1949 гг.1.
  1. мая 1948 г.

    На территорию только что образованного Государства Израиль с целью его уничтожения вторглись войска соседних с Израилем арабских стран: Египта, Иордании, Сирии и Ливана. Кроме того, в состоянии войны с Израилем находились Ирак, войска которого участвовали в боях против Израиля, а также Саудовская Аравия и Йемен, объявившие войну Израилю, но участие в военных действиях не принявшие.


  2. Таблица 1
    Соотношение сил участников первой арабо-израильской (Палестинской) войны 1948-1949 гг.

В этих условиях в ситуацию на Ближнем Востоке вмешалась ООН. Она осудила действия арабских стран, квалифицировав их как «агрессию», о чем, в частности, тогда заявил Генеральный секретарь ООН Трюгве Ли. В результате, через несколько недель после начала первой арабо-израильской (Палестинской) войны 1948-1949 гг. бои прекратились благодаря перемирию, к которому Совет Безопасности ООН призвал стороны 29 мая 1948 г.2.
Перемирие вступило в силу 11 июня 1948 г. Оно осуществлялось под наблюдением Посредника Организации Объединенных Наций в палестинском вопросе Ф. Бернадотта с помощью посланной на Ближний Восток группы международных военных наблюдателей, которая стала известна как Орган Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП).
Однако, несмотря на все эти усилия, договориться о продлении перемирия тогда так и не удалось. Не приняли обе кон
фликтующие стороны и предложенный Ф. Бернадоттом новый план раздела Палестины. 8 июля 1948 г. бои между Израилем и арабскими странами возобновились.
В течение последующих десяти дней (8-18 июля 1948 г.) Израиль развил достаточно успешное наступление против армий арабских стран, которые были вынуждены окончательно перейти к обороне.
В частности, Израиль, потерпев несколько поражений в самом начале первой арабо-израильской (Палестинской) войны 1948-1949 гг., вскоре остановил продвижение армий арабских стран, а затем провел целый ряд эффективных операций, в результате которых была захвачена значительная территория Палестины.
Действительно, Израиль не только сумел отстоять собственную территорию, но и, более того, дополнительно захватил 6,7 тыс. кв. км. Это были территории, которые, согласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН №181 от 29 ноября 1947 г., должны были войти в состав предполагаемого арабского государства.
Во многом Израилю это удалось благодаря тому, что его тогда поддержали СССР3 и США - обе «сверхдержавы» уже 15 мая 1948 г. признали существование Государства Израиль, а после оказали помощь Израилю, в том числе и моральную поддержку: СССР и США осудили арабские страны, назвав их вторжение на территорию Израиля «агрессией».
Тем временем 15 июля 1948 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию, в которой постановил, что ситуация в Палестине представляет собой угрозу миру. В частности, он призвал прекратить огонь и заявил, что несоблюдение режима прекращения огня будет истолковано как нарушение мира, требующее немедленного рассмотрения вопроса о принудительных мерах в соответствии с главой VII Устава Организации Объединенных Наций4.
В соответствии с этой резолюцией 18 июля 1948 г. вступило в силу второе перемирие, которое продолжалось до 15 октября 1948 г.

  1. сентября 1948 г. Посредник Организации Объединенных Наций в палестинском вопросе Ф. Бернадотт предложил очередной, уже второй после начала первой арабо-израильской (Палестинской) войны 1948-1949 гг. план раздела Палестины, который опять был отклонен обеими конфликтующими сторонами. На следующий день, 17 сентября 1948 г., в то время, когда между сторонами велись переговоры, Ф. Бернадотт был застрелен. В связи с этим исполняющим обязанности Посредника Организации Объединенных Наций в палестинском вопросе был назначен Ральф Банч (США).
  1. октября 1948 г. боевые действия на фронтах возобновились, и в результате Израиль захватил другие районы, часть которых также отводилась для арабского государства. Они продолжались до 20 июля 1949 г.
В рамках этого периода Израиль осуществил еще целый ряд успешных операций с целью вытеснения армий арабских стран, а также окончательного установления границ Государства Израиль.
Таким образом, Израиль одержал достаточно уверенную победу над арабскими странами. Об этом, в частности, свидетельствовало то, что к окончанию первой арабо-израильской (Палестинской) войны 1948-1949 гг. Израиль контролировал значительную часть территории, выделенную в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №181 (II) от 29 ноября 1947 г. для арабского государства. Под контроль Израиля перешла и западная часть Иерусалима5.
В свою очередь, Египет и Иордания установили контроль над оставшейся частью так и не созданного в Палестине арабского государства, соответственно, Египет - над сектором Газа, Иордания - над Западным берегом реки Иордан.
Впоследствии, в течение февраля-июля 1949 г. в результате переговоров, которые проходили на острове Родос при посредничестве ООН в лице ее представителя Р. Банча, были подписаны соглашения о перемирии между Израилем и пограничными с ним арабскими странами: Египтом, Иорданией, Сирией и Ливаном.

Все соглашения, которые, как тогда предполагалось, должны были носить временный характер, по своим условиям аналогичны. В них были определены «демаркационные линии перемирия», которые ни в коем случае не должны были рассматриваться в качестве «политических или территориальных границ». При этом по «демаркационным линиям перемирия» создавались демилитаризованные зоны.
Контроль за соблюдением условий перемирия возлагался на соответствующие смешанные арабо-израильские комиссии под председательством штаба наблюдателей ООН и его представителя. В августе 1949 г. Совет Безопасности ООН поручил наблюдателям ОНВУП осуществлять контроль за соблюдением перемирия.
Тем не менее «демаркационные линии перемирия», которые получили название «зеленые линии», а также должны были претворять собой подписание соответствующих мирных договоров, фактически стали границами Государства Израиль. Потерпевшие поражение в войне с Израилем арабские страны не признали эти границы.
Существенно и то, что оккупация Израилем большей части арабских земель Палестины повлекла за собой изгнание из мест своего проживания значительного числа арабов- палестинцев. Тогда общее количество беженцев из числа палестинцев, покинувших свои дома и переселившихся в соседние с Израилем арабские страны6 либо в лагеря, созданные на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, достигло 950 тыс. че- ловек7. При этом оставленная ими собственность была захвачена Израилем.
В результате возникла сложная по своему характеру и поэтому так до сих пор и не решенная проблема палестинских беженцев8.
В ноябре 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла свою первую резолюцию о предоставлении помощи палестинским беженцам. В ответ на сообщение исполнявшего обязанности Посредника Организации Объединенных Наций в палестинском вопросе Р. Банча о том, что «положение беженцев в насто
ящее время является критическим», она создала Орган Организации Объединенных Наций по оказанию помощи палестинским беженцам (ЮНРПР). В период своего короткого существования ЮНРПР направлял чрезвычайную помощь беженцам из Палестины через международные добровольные агентства.
На III очередной сессии 11 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию №194. В ней указывалось, что палестинцы должны «в кратчайший срок» получить возможность на возвращение в Палестину «к своим очагам и мирной жизни со своими соседями». Те же палестинцы, которые не пожелают вернуться к местам своего проживания, могут получить «соответствующую компенсацию за утраченное имуще-
9
ство» .
В резолюции №194 (III) предусматривалось создание Согласительной комиссии Организации Объединенных Наций по Палестине в составе трех государств-членов ООН.
Согласительная комиссия Организации Объединенных Наций по Палестине должна была взять на себя функции Посредника Организации Объединенных Наций в той мере, в какой она сочтет это необходимым. Ей было поручено оказывать сторонам содействие в достижении окончательного урегулирования по всем нерешенным вопросам и содействовать репатриации, расселению и экономической и социальной реабилитации
беженцев10.
Первоначально Согласительная комиссия Организации Объединенных Наций по Палестине, участниками которой стали США, Франция и Турция, пыталась решить три проблемы: территориальный вопрос, проблему беженцев и проблему статуса Иерусалима.
Так, через сепаратные переговоры с арабскими странами (Египтом, Иорданией, Сирией и Ливаном) и Израилем на конференции в Лозанне в апреле 1949 г. она добилась подписания каждой из сторон протокола, в котором выражалось согласие использовать границы, установленные еще в резолюции Генеральной ассамблеи ООН №181 от 29 ноября 1947 г., в качестве основы для обсуждения. Однако в 1949 г. ее заседания заверши
лись безрезультатно, поскольку арабские страны настаивали на возвращении беженцев в качестве первого шага, а Израиль настаивал на том, чтобы в первую очередь был решен территориальный вопрос.
Дальнейшие попытки Согласительной комиссии Организации Объединенных Наций по Палестине обеспечить возвращение палестинцев и установить международный режим для Иерусалима также оказались безуспешными.
По мере того как надежды на немедленное возвращение беженцев «к своим очагам и мирной жизни со своими соседями» ослабевали, Генеральная Ассамблея ООН стала предпринимать меры более длительного характера.
В соответствии с резолюцией №302 (IV) от 8 декабря 1949 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила в качестве преемника ЮНРПР Ближневосточное агентство Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ (ЮНРВА)11 в целях осуществления деятельности, связанной с беженцами, в сотрудничестве с местными правительствами. Так, заботу о палестинцах-арабах, которые стали беженцами, взяла на себя ООН. Но одновременно началось унизительное существование палестинских беженцев в специально созданных палаточных лагерях ЮНРВА, которых уже тогда насчитывалось несколько десятков12.
В мае 1950 г. ЮНРВА приняло на себя руководство операциями, совместно осуществляемыми международными добровольными агентствами. В течение первых нескольких лет деятельность ЮНРВА была сосредоточена на оказании срочной помощи в виде предоставления продовольствия, жилья и одежды. Со временем оно скорректировало свою программу с учетом изменения нужд беженцев13.
Оставшиеся же в Израиле палестинцы-арабы стали своего рода «внутренними» беженцами, т.к. в условиях, когда палестинцы-арабы составляли фактическое меньшинство населения Государства Израиль, они подвергались всяческим ограничениям со стороны властей Израиля.

Тем временем 11 мая 1949 г. Израиль стал членом Организации Объединенных Наций. Принимая Израиль в члены Организации, Генеральная Ассамблея ООН особо отметила заявления и разъяснения, касающиеся выполнения резолюций №№ 181 (II) и 194 (III), с которыми представитель правительства Израиля выступил в Специальном комитете по политическим вопросам. Эти заявления и разъяснения, в частности, касались международного режима, предусмотренного для Иерусалима, проблемы арабских беженцев и границ14.
Таким образом, уже в 1948-1949 гг. узел арабо-израильских противоречий, который формировался на Ближнем Востоке на протяжении предшествующего (начиная с конца XIX - начала XX вв.) периода, стал еще более сложным и в последующие годы неоднократно происходила эскалация арабо-израильского конфликта.

  1. Англо-франко-израильская агрессия против Египта в 1956 году
В 1956 г. Ближний Восток вновь оказался в центре внимания: тогда возник так называемый Суэцкий кризис, который напрямую затронул Египет, Израиль, Великобританию и Францию, а косвенно в него оказались вовлечены также две «сверхдержавы» - СССР и США.
В 1952 г., после того как в Египте в результате Июльской революции был свергнут режим короля Фарука и провозглашена республика, к власти в этой стране пришли патриотически настроенные офицеры египетской армии. В 1954 г. один из них
  • Гамаль Абдель Насер - стал президентом Египта.
Оказавшись во главе Египта, Г.А. Насер занял активную антиимпериалистическую позицию. В частности, Г.А. Насер, стремясь к освобождению страны из-под влияния капиталистических государств, взял курс на ускоренное развитие национальной экономики, связав эти планы с проектом строительства на реке Нил, выше города Асуан высотной плотины с мощной гидроэлектростанцией и созданием на этой основе разветвленной оросительной системы.

Сообщение об этом намерении, однако, вызвало интерес со стороны финансовых кругов стран Запада, для которых предоставление Египту на определенных условиях кредитов потенциально могло принести значительную прибыль в виде полученных процентов.
И действительно, вскоре правительство Египта, которое тогда возглавлял Г.А. Насер, начало переговоры о финансировании «Асуанского проекта» с правительствами Великобритании и США. Однако в ходе переговоров с ними, а также консультаций с правлением Международного банка реконструкции и развития (МБРР) о предоставлении Египту займа для строительства Асуанской плотины, которые продолжались весь 1955 г. и начало 1956 г., от Египта потребовали выполнения ряда условий, на которые он не мог пойти.
Тем не менее Великобритания и США были вынуждены пойти на уступки. 16 декабря 1955 г. было опубликовано сообщение о том, что Великобритания и США предоставят Египту столь необходимый кредит.
Когда, казалось бы, консенсус был достигнут, совершенно неожиданно переговоры прервались и в июле 1956 г. Великобритания и США заявили Египту, что они отзывают свои предложения об оказании помощи в строительстве Асуанской пло-
15
тины.
В связи с этим перед правительством Египта остро встала проблема, связанная с финансированием «Асуанского проекта». Так, 20 июля 1956 г. президент Египта Г.А. Насер, выступая по случаю годовщины Июльской революции на многотысячном митинге во втором по значимости (после Каира) городе Египта - Александрии, принял решение национализировать так называемую «Всеобщую компанию Суэцкого морского канала», большая часть акций которой принадлежала Великобритании и Франции16.
Дело в том, что Суэцкий канал являлся источником огромных по своим масштабам доходов для акционеров «Всеобщей компании Суэцкого морского канала», но Египет получал всего 7 % ее прибыли. В этих условиях единственно возможным
шагом по выходу из создавшегося положения становилась необходимость передать Суэцкий канал в руки Египта.
Г.А. Насер заявил, что «доходы от эксплуатации Суэцкого канала отныне станут служить интересам экономического развития независимого Египта»17. Вместе с тем акционерам «Всеобщей компании Суэцкого морского канала» взамен было обещано возмещение убытков.
Национализация «Всеобщей компании Суэцкого морского канала» вызвала ответные действия со стороны стран Запада, прежде всего Великобритании, Франции и поддержавших их США. В заявлении от 1 августа 1956 г. предпринятый правительством Египта шаг был осужден как произвольный и односторонний захват одной страной международного органа, который обязан поддерживать Суэцкий канал и обеспечивать его эксплуатацию.
Уже 7 августа 1956 г. в Заявлении министров иностранных дел Великобритании, Франции и США оспаривалась законность национализации Суэцкого канала, а также говорилось, что в интересах свободы судоходства по Суэцкому каналу следует принять меры для установления в условиях «международного режима» нормы управления Суэцким каналом. Кроме того, ими было предложено созвать Конференцию для рассмотрения мер по обеспечению дальнейшего функционирования Суэцкого канала.
На состоявшейся вскоре Лондонской конференции (16-23 августа 1956 г.), в которой приняли участие Великобритания, Франция, США, Египет и поддержавший его СССР, а также целый ряд других стран, со всей остротой проявились две принципиально разные линии по решению так называемого «Суэцкого вопроса».
В частности, было представлено два плана, в соответствии с которыми предполагалось разрешение Суэцкого кризиса:

  1. Великобритания, Франция и США пытались связать вопрос о национализации Суэцкого канала с вопросом о свободе судоходства по нему и предложили к рассмотрению так называемый «план Даллеса», который предусматривал следующее:
  • управление Суэцким каналом должно быть возложено на международное правление, в котором был бы представлен также Египет;
  • по соответствующему соглашению Египет имел бы право на «справедливый доход» от судоходства по Суэцкому каналу;
  • должно было быть заключено соглашение о выплате «справедливой компенсации» бывшей «Всеобщей компании Суэцкого морского канала».
  1. Делегация СССР заявила, что единственным путем разрешения вопроса о Суэцком канале, отвечающим современным условиям и духу времени, является признание суверенитета Египта как полного хозяина Суэцкого канала. Решение это должно учитывать экономические и политические интересы населения Египта. В то же время оно должно обеспечивать свободу судоходства для всех государств, пользующихся каналом18.
Тем не менее какого-либо согласованного решения на Лондонской конференции принято так и не было и в конце концов было решено поручить председателю Конференции передать правительству Египта протоколы Лондонской конференции.
С 3 по 9 сентября 1956 г. в Египте находилась миссия представителей Великобритании, Франции и США, которая вела переговоры с Г.А. Насером на основе «плана Даллеса». Однако безуспешно.
  1. сентября 1956 г. правительство Египта направило всем заинтересованным в свободе судоходства по Суэцкому каналу государствам ноту с предложением создать специальный орган для ведения переговоров. Однако Великобритания, Франция и США отнеслись к этой инициативе Египта достаточно прохладно.
Со своей стороны, Великобритания, Франция и США продолжили попытки по мирному урегулированию Суэцкого кризиса, однако в том ключе, который был выгоден им самим. В частности, 15 сентября 1956 г. они заявили, что вскоре будет создана «Ассоциация пользователей каналом», которая должна
взять на себя координацию судоходства по Суэцкому каналу, а также взимание сборов за проход судов через него.
В тот же день, 15 сентября 1956 г., президент Египта Г.А. Насер заявил, что если какое-либо судно войдет в Суэцкий канал без разрешения правительства Египта, то это будет рассматриваться как нарушение суверенитета Египта. «Египет будет защищать канал, - сказал Г.А. Насер. - Мы готовы бороться за него»19.
Действия Великобритании, Франции и США подверг критике и СССР в своем заявлении от 16 сентября 1956 г.20.
Тем временем 23 сентября 1956 г. представители Великобритании и Франции в ООН, которых поддержали США, вручили председателю Совета Безопасности ООН обращение своих правительств включить в повестку дня вопрос о действиях Египта, положивших конец «системе международного управления Суэцким каналом».
На следующий день 24 сентября 1956 г. Египет потребовал рассмотреть в Совете Безопасности ООН вопрос о действиях Великобритании и Франции, «создающих серьезную угрозу всеобщему миру и международной безопасности и являющихся вопиющим нарушением Устава ООН».
С 26 сентября по 13 октября 1956 г. «Суэцкий вопрос» рассматривался в Совете Безопасности ООН, однако вновь компромисс не был достигнут: Суэцкий кризис оставался неразрешенным.
1 октября 1956 г. в Лондоне собралось совещание 18 госу- дарств-сторонников «плана Даллеса» (Великобритания, Франция, США и др.), на котором было провозглашено основание «Ассоциации пользователей каналом».
Тогда же Великобритания и Франция, а также поддерживавшие их США внесли в Совет Безопасности ООН проект резолюции. В ее основе лежал опять «план Даллеса». Однако противодействие со стороны СССР привело к тому, что он так и не был принят.
12 октября 1956 г. состоялось совещание с участием министров иностранных дел Египта, а также Великобритании и

Франции, на котором Египет представил свои предложения, открывавшие путь к компромиссу.
В ответ 13 октября 1956 г. на открытом заседании Совета Безопасности ООН министр иностранных дел Великобритании С. Ллойд и министр иностранных дел Франции К. Пино внесли свои предложения, повторявшие «план Даллеса». Однако СССР выступил против, и решение по этому вопросу так и не было принято.
Таким образом, кризис усиливался, однако Великобританию и Францию на конфликт с Египтом толкало не только возникшее противоречие в связи с вопросом о Суэцком канале, но и другие мотивы.
К этому времени Великобритания была фактически вытеснена из Египта, в котором она ранее имела достаточно крепкие позиции. Так, например, в 1954 г. из Египта были выведены все английские войска и ликвидированы военные базы Великобритании, в том числе и в районе стратегически важного для нее Суэцкого канала.
Что же касается Франции, то ее крайне беспокоила поддержка, которую Египет после прихода к власти Г.А. Насера стал оказывать алжирцам в ходе войны в Алжире (1954-1962 гг.).
Существенным, однако, являлось то, что руководство Великобритании и Франции все-таки, надеялось на достижение компромисса с Египтом. Для этого Великобритания и Франция в первую очередь использовали дипломатические средства, о чем и свидетельствуют вышеприведенные факты, но вместе с тем они не отрицали и то, что в случае когда дипломатия себя исчерпает, может существовать вероятность использовать силу против Египта.
Поэтому фактически сразу же после начала Суэцкого кризиса Великобритания и Франция пошли на контакт с Израилем и совместными усилиями стали готовить нападение на Египет.
Выбор Израиля в качестве союзника в Суэцком кризисе не был случайностью. К этому времени Израиль представлял собой уже достаточно крепкое государство с вполне сложившимися,
благодаря поставкам из стран Запада, вооруженными силами, государство, которое, учитывая его разногласия с соседними с ним арабскими странами и прежде всего Египтом, вполне могло стать «ударной силой» в потенциальном конфликте.
Свою роль сыграл и фактор политики Израиля на Ближнем Востоке. В частности, известно, что уже в 1950 г. премьер- министр Израиля Д. Бен Гурион заявил: «Мы должны с энтузиазмом бороться как путем завоевания, так и на дипломатическом поприще, чтобы создать Великий Израиль...». Экспансионизм превратился в одно из основополагающих направлений внешнеполитического курса государства Израиль. В том же

  1. г. правительство Израиля официально объявило западную часть Иерусалима столицей Государства Израиль и перевело туда государственные учреждения, что значительно усугубило проблему Иерусалима.
В этих условиях контакт Великобритании и Франции с Израилем стал фактически неизбежен, что и случилось во время Суэцкого кризиса.
Так, например, еще в сентябре 1956 г. на острове Кипр были размещены значительные контингенты войск Великобритании и Франции. Ранее, 29 июля 1956 г., собрался Военный подкомитет, состоявший из представителей военных ведомств этих стран, а 31 июля 1956 г. состоялись еще одна консультация между представителями Великобритании и Франции.
Одновременно с этим усилился контакт Великобритании и Франции с Израилем, у которого тогда сложились не совсем дружественные отношения с Египтом21.
  1. октября 1956 г. состоялась встреча между премьер- министрами Великобритании и Франции А. Иденом и Ги Моле, при участии министров иностранных дел обеих стран С. Ллойда и К. Пино, во время которой был утвержден план военной операции против Египта.
Наконец 22 октября 1956 г. прошли трехсторонние консультации руководителей Великобритании и Франции, а также Израиля, в которых принял участие тогдашний премьер- министр Израиля Д. Бен Гурион. Здесь же были окончательно
утверждены планы сторон относительно предстоящей кампании против Египта.
Таблица 2
Соотношение сил участников англо-франко-израильской агрессии против Египта в 1956 году

Первыми в ночь с 29 на 30 октября 1956 г. на территорию Египта вторглись войска Израиля общей численностью 100 тыс. человек, которые за несколько дней оккупировали почти весь Синайский полуостров.
Вскоре к Израилю присоединились Великобритания и Франция, стремившиеся ввести свои войска в зону Суэцкого канала и тем самым установить над ним контроль.
Так началась тройственная агрессия Великобритании, Франции и Израиля против Египта22, которая значительно отличалась от первой арабо-израильской (Палестинской) войны 1948-1949 гг. и оказала довольно существенное воздействие на развитие международной ситуации в дальнейшем, причем не только на Ближнем Востоке, но и на мировой арене в целом.

  1. октября 1956 г. после совещания между премьер- министрами Великобритании и Франции А. Иденом и Ги Мол- ле, при участии министров иностранных дел обеих стран С. Ллойда и К. Пино Израилю и Египту был вручен совместный англо-французский ультиматум: им предлагалось не позднее чем через 12 часов прекратить военные действия, отвести свои войска на 10 миль от Суэцкого канала и согласиться на ввод войск Великобритании и Франции в зону Суэцкого канала. В случае отклонения этих условий правительства Великобритании и Франции угрожали осуществить вооруженную интервенцию.
Израиль, который к этому моменту захватил большую часть Синайского полуострова, но его войска находились еще в 200 км от Суэцкого канала, принял ультиматум, тогда как Египет его отклонил.

В тот же день, 30 октября 1956 г., в Совете Безопасности ООН обсуждался вопрос об израильской агрессии против Египта. В частности, представитель СССР выдвинул предложение принять меры к тому, чтобы пресечь израильскую агрессию против Египта и добиться немедленного вывода иностранных войск с территории Египта. Однако Великобритания и Франция его отклонили, используя свое право veto, тогда как США воздержались во время голосования.
Тем временем ВВС Великобритании и Франции подвергли бомбардировке города Египта - Каир, Порт-Саид, Суэц, Исма- илия и др.
На следующий день, 31 октября 1956 г., СССР выступил с заявлением, в котором потребовал прекратить агрессию и вывести войска Израиля с территории Египта23.

  1. ноября 1956 г. собралась чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН. На следующий день, 2 ноября 1956 г., несмотря на противодействие Великобритании и Франции, а также Израиля (против выступили также Австралия и Новая Зеландия), она призвала Израиль и Египет прекратить военные действия и отвести свои войска за «линию перемирия»24. Тем не менее Великобритания и Франция, а также Израиль отвергли рекомендации ООН и заявили о том, что они будут продолжать военные действия в зоне Суэцкого канала.
  1. ноября 1956 г. Генеральная ассамблея ООН приняла проект резолюции, в котором подтверждалась резолюция Генеральной ассамблеи ООН от 2 ноября 1956 г.: в ней содержался еще один призыв прекратить агрессию против Египта25.
На следующий день, 5 ноября 1956 г., правительство Канады выдвинуло следующую инициативу: создать с согласия заинтересованных сторон контингент войск ООН, чтобы обеспечить прекращение военных действий. Однако одновременно с этим 5 ноября 1956 г. войска Великобритании и Франции высадились в Порт-Саиде и приступили к оккупации зоны Суэцкого канала.
В этот критический по своему характеру момент активность проявил СССР. В частности, вечером 5 ноября 1956 г. со
ветское правительство направило главам правительств Великобритании и Франции, а также Израиля послание с требованием прекратить агрессию против Египта, предупредив о последствиях, к которым может привести ее продолжение. Так, например, в послании главам правительств Великобритании и Франции указывалось на возможность применения современного ракетного оружия, а в послании Израилю ставился вопрос о самом существовании этого государства26. Одновременно СССР обратился к США с предложением о сотрудничестве в деле нормализации ситуации на Ближнем Востоке27.
США, хотя и выступили против агрессии Израиля, Великобритании и Франции, тем не менее отказались от сотрудничества с СССР, и тогда последний обратился в Совет Безопасности ООН с призывом принять резолюцию о прекращении в течение 12 часов военных действий и выводе в 3-дневный срок с территории Египта израильских войск, а также войск Великобритании и Франции. СССР заявил, что он «полон решимости к применению силы сокрушить агрессоров и восстановить мир», предлагая оказать вооруженную и другую помощь Египту, если агрессоры не выполнят в указанный срок резолюцию Совета Безопасности ООН28.
Предупреждение СССР подействовало на агрессоров. В результате 6 ноября 1956 г., через 22 часа после вручения посланий советского правительства главам правительств Великобритании и Франции, а также Египта военные действия в зоне Суэцкого канала были прекращены.
  1. ноября 1956 г. с требованием прекращения военных действий выступил и президент США Д. Эйзенхауэр.
На следующий день, 7 ноября 1956 г., Генеральная Ассамблея ООН 64 голосами проголосовала за сформирование международных сил ООН для контроля за выведением войск Великобритании, Франции и Израиля с территории Египта29, и уже
  1. ноября 1956 г. в Египет прибыли первые подразделения войск ООН.
Вскоре войска агрессоров были выведены с территории Египта, за чем осуществлялся контроль со стороны ООН30. 22
декабря 1956 г. закончился вывод из Египта войск Великобритании и Франции, а 7 марта 1957 г. - войск Израиля.
Таким образом, англо-франко-израильская агрессия против Египта в 1956 году закончилась прекращением огня, к которому призвала чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, последующим выводом вторгшихся в Египет сил агрессоров и развертыванием вслед за этим Чрезвычайных вооруженных сил Организации Объединенных Наций (ЧВС ООН-1) - первых сил Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Причем ЧВС ООН-1 были размещены на территории Египта вдоль демаркационной линии перемирия, установленной между Египтом и Израилем еще по соглашению от 24 февраля 1949 г.
Существенным является и то, что агрессия Великобритании, Франции и Израиля против Египта (1956 г.), закончившаяся неудачей для нападавших, имела своим следствием ослабление Великобритании и Франции на Ближнем Востоке и, соответственно, усиление в регионе США, которые в качестве своего союзника избрали Израиль.
Провал тройственной агрессии против Египта имел и большое международное значение. Так, например, резко возрос авторитет Египта и его президента Г.А. Насера, который стал фактическим лидером арабского мира, взяв на вооружение идеологию арабского национализма.