2. Вспомни и расскажи маме все про звук (Э) , что происходит при его произнесении с:
3. Рассмотри картинки, правильно назови их! Определи и отметь на схеме, где в словах звук (Э) спрятался: (Эскимо, Этажерка, Эму, Эмма, Эдик, Экскаватор, Экран). Разбор этих слов (Этаж, Эскимос, Эскалатор, Эхо) идет на слух. Вы читаете, записываете слово, рисуете схему, а ребенок отмечает цветными карандашами позицию звука в слове.
4. Поиграй с мамой в игру
«Лови звук (Э)
»: Взрослый звуки называет неторопливо и четко: «А-У-Э-А-Ы-Э-Э-А-О-Э-А», когда ребенок звук (Э)
услышит - хлопнет в ладоши! Игра усложняется: в слогах и в словах (придумайте сами, только произносите слоги и слова выделяя звук «Э»).
5. Придумай сам три слова со звуком
(Э)
. Зарисуй эти слова сам, как сможешь! Под своими картинками отметь, где там спрятался звук (Э)!
6. Выучи две загадки на выбор, в отгадках слова со звуком (Э) , загадай их маме:
Закрепляем символы пройденных гласных звуков.
Занятие 26
Тема: Звук [э], буква э.
Задачи: Развивать у детей фонематический слух, обучить звуковому анализу слов, учить и определять место звука в слове познакомить с буквой “Э”, прививать интерес к изучению букв, используя игровые ситуации.
Ход занятия: Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:
Мчится он без опоздания
Пишется в конце два С,
Называется… (экспресс)
Кто идет по проводам?
Светлое величество
Это …(электричество)
Аукало и плаколо.
И рассыпалось смехом,
И называлось … (эхом)
Это-э
С открытым ртом
И большущим языком.
Дети повторяют стихотворение. После чего воспитатель предлагает детям вылепить букву э из пластелина. Затем дети делятся на две команды, одна получает букву Э, другая – ы.
Воспитатель говорит, что жили были две буквы Э и Ы, вот однажды они поссорились, и если на улицу выходила гулять буква Э с другими буквами, то буква Ы ни за что не хотела выходить на улицу, и наоборот.
Если воспитатель произносит слова со звуком Э, значит идут на прогулку дети из команды Э, если Ы- то гуляет команда Ы.
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Двадцать восьмая буква алфавита – главная героиня онлайн игры «Учим букву Ъ». Она не вызовет больших трудностей у вашего ребенка, если он предварительно поучится писать ее на компьютере. Обводить ее контуры по точкам совсем не сложно, зато это важный опыт для каждого будущего шко
Последняя буква алфавита, с которой вы познакомитесь в онлайн игре «Учим букву Я», хорошо известна каждому ребенку. Пришло время узнать, как она пишется, а также научиться отличать ее среди других букв. Учебный процесс представлен в занимательной игровой форме, так что будет инте
С помощью онлайн игры «Учим букву Ф» ваш ребенок познакомится с двадцать второй буквой нашего алфавита. Присмотритесь повнимательнее – ее контуры обведены зелеными точками, надо только правильно обвести их. Затем задание усложнится – найти среди разбросанных вариантов буквы Ф дов
Флеш игра «Учим букву У» – это прекрасная возможность познакомиться с новым материалом и закрепить его на практике. Контуры новой буквы обозначены зелеными кружочками, вашему малышу останется лишь обвести их. Затем нужно выполнить еще одно задание посложнее – найти среди предложе
Тринадцатая буква алфавита – главная героиня онлайн игры «Учим букву Л». Она не вызовет больших трудностей у вашего ребенка, если он предварительно поучится писать ее на компьютере. Обводить ее контуры по точкам совсем не сложно, зато это важный опыт для каждого будущего школьник
С помощью онлайн игры «учим букву Ё» ваш ребенок познакомится с седьмой буквой нашего алфавита. Присмотритесь повнимательнее – ее контуры обведены зелеными точками, надо только правильно обвести их. Затем задание усложнится – найти среди разбросанных вариантов буквы Ё довольно не
Цель занятия: изучаем букву Э, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Электричество
Эскалатор
Экскаватор
Эклер
Когда мы произносим звук [Э], воздух свободно выходит изо рта. Произнеси: ЭЭЭ. Ни губы, ни зубы, ни язык не мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [Э].
Рассмотри букву Э. Напиши ее в воздухе, а теперь в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
На большие расстояния
Мчится он без опоздания;
Пишется в конце два С,
Называется … (экспресс).
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество.
Это … (электричество).
На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это? … (Эскимо.)
Угукало, агакало,
Аукало и плакало,
И рассыпалось смехом,
И называлось… (эхом).
Экскаваторщики
Вбегает вчера ко мне Эдик с пятого этажа.
- Бросай свои этикетки! - кричит.
- У нас во дворе настоящий эскалатор работает!
Я говорю:
- Экскаватор, наверное, эскалаторы только в метро бывают. Выбежали мы во двор, а там и в самом деле стоит экскаватор. Мотор работает, а экскаваторщик куда-то ушел. Влезли мы потихоньку в кабину. А Эдик взял и нечаянно какую-то ручку тронул. Экскаватор вдруг как дернется, как поедет! А впереди - электрический столб.
Экскаватор по этому столбу - р-р-раз!! Столб на бок - два!!! И все провода оборвались. Во всем нашем доме сразу электричество погасло и перестали работать утюги, холодильники, пылесосы, телевизоры и все, что питается электричеством.
Тут экскаваторщик прибежал, раскричался и из кабины нас выгнал. А вечером пришел папа и… Ну, про это мне вовсе не интересно вспоминать.
Провела я солнце
За свое оконце,
К потолку подвесила,
Стало дома весело.
(Лампочка)
Сам вагон открыл нам двери,
В город лестница ведет.
Мы своим глазам не верим:
Все стоит, она идет.
(Эскалатор)
Живет без тела, говорит без языка.
Никто его не видит, а всякий слышит.
(Эхо)
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот раскроет рот.
(Экскаватор)
Рученька-ручища,
Что в земле ты ищешь?
- Ничего я не ищу.
Землю рою и тащу.
(Экскаватор)
Есть на свете чудная лопата
- На колесах, крива и горбата.
Но копать начинает она -
Сто лопат заменяет одна.
(Экскаватор)
Экскаватор - крану брат.
Ворошит такие глыбы,
Что, пожалуй, сто лопат
Их осилить не смогли бы.
(Я. Аким)
Эта кнопка и шнурок -
Электрический звонок.
(С. Маршак)
Эму
Я про страуса,
Про ЭМУ,
Написал бы вам Поэму,
Но никак я не пойму:
Эму он
Или эму?!
(Б. Заходер)
Эхо
- Мама! - слышится с холма.
Эхо тоже крикнет: «Ма-а-а!»
Это маму звал малыш.
Эхо, ты кому кричишь?
(Г. Виеру)
Эхо ищем всем отрядом:
- Эхо, где ты?
- Рядом!
Рядом!
Эхо! Эхо!
Вот потеха!
Значит, тропкою лесной
Ходит-бродит с вами эхо
Невидимкой день-деньской.
(Ф. Бобылев)
Неясно, зверь он или птица.
Есть перья, а летать боится.
Быть может, ты решишь проблему:
Зверь или птица страус эму.
(Е. Григорьева, И. Гамазкова)
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Назад
Вперёд
Цели:
Оборудование: Зеркало для каждого ребёнка, картинки: ЭСКИМО, ЭКРАН, КАРАТЭ, ПОЭТ, карточка (вклеивается в тетрадь каждого ученика) (Приложение 2), карточки-вкладыши для звукобуквенного анализа для каждого ребёнка с цветными кружками, “Волшебный мешочек” с пластмассовыми буквами.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Куда вы сейчас пришли, на какое занятие? (К логопеду). Зачем ходите к логопеду? (Чтобы правильно произносить звуки, правильно говорить.) Откуда приходите в школу? (Из дома). Кто живёт у вас дома? (Мама, папа, и т.д.) Кто ждёт вас со школы дома? (Семья.) Расскажите мне о ваших семьях.
2. Знакомство с темой занятия через звуковой анализ . (Презентация 1)
1. Введение в тему. (Слайд 1).
– Сегодня на занятии мы будем учиться правильно, чётко и красиво говорить.
Сегодня мы отправимся в гости к одной интересной семье. А чем она интересна вы
мне сами расскажите. (Слайд 2).
– Посмотрите и расскажите, как зовут маму? (Эмма.)
Папу?
(Эрик.)
Братика? (Эдик.)
Сестру? (Эля.)
– Кто заметил что-то интересное? (Есть собачка –Эльф)
. Давайте хором
прочитаем фамилию этой интересной семьи. (Семья Эпиковых).
Какой звук
слышим в начале каждого имени? ([Э])
– Правильно, сегодня мы учимся правильно произносить звук Э и обозначать его
на письме буквой Э. А семья Эпиковых нам в этом поможет.
3. Артикуляция звука э.
1. Знакомство с нормой артикуляции. (Зеркала.)
Правильная артикуляция звука [э] – рассматриваем профиль. (Слайд 3).
Логопед: Давайте посмотрим на наш профиль, и вы расскажите мне, что видите.
– Что происходит с губами? (Губы растянуты в улыбке.)
– Где находится язык? (Язык чуть впереди, он приподнят.)
Логопед: Язык немного продвинут вперед и приподнят. Кончик языка находится у нижних зубов, спинка языка приподнята. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Струя воздуха свободно проходит через носовую или ротовую полость. Голосовые связки напряжены и сдвинуты, они работают, горло дрожит (есть голос). Пробуем произносить с детьми звук э.
– Есть ли преграда при произнесении звука? Дрожит ли горлышко? (Да.)
– Значит звук Э какой? (Он поётся, тянется). Пробуем пропеть, протянуть.
Если звуки поются и тянутся мы называем их..? (Гласными.)
1-й ребёнок читает стихотворение:
Воздух свободно идёт через рот,
Нет преград разных,
Голос участвует, голос зовёт,
Звук называется – ГЛАСНЫЙ.
– Как мы будем обозначать звук Э, каким цветом? (Красным, потому, что он гласный.)
(Слайд 4).
2. Логоритмика. Покажи звук Э.
Логопед: Давайте встанем, покажем звук э.
(Слайд 5).
(И.П.– Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы. Пальцы округлены, локти не
выпрямляем до конца. Движения – при произнесении (Э) руки разводятся в стороны,
слегка поднимаются вверх, кончики пальцев опускаются на плечи, локти немного
опускаются вниз. Подбородок вначале приподнимается, а в конце – опускается.(Э)
произносится с нарастанием в начале, а затем – в диапазоне затухания.
Динамика – в начале незначительное мышечное напряжение, затем в напряжение,
затем – полное расслабление.)
Логопед показывает движения и просит повторить детей, выполняя упражнения вместе с детьми 5–6 раз.
4. Знакомство с буквой э.
Логопед: Звуки мы слышим и произносим, а на письме мы их обозначаем буквами, которые видим и пишем. Давайте просмотрим на букву э.
1. Рассматривание стилизованной буквы Э. (Слайд 6).
Логопед:
– Буква Э с огромным ртом
И огромным языком.
Эге – гей! – крикун кричит.
Изо рта язык торчит!
– Посмотрите и расскажите из каких элементов состоит буква Э?
(Правый полуовал и палочка посередине.) (Слайд 7).
Вправо смотрит полукруг,
В середине язычок, мой друг.
– Выбери элементы, которые необходимы для буквы Э. (Слайд 8).
1–2 ребенка выходят к доске, объясняют какие элементы нужны и почему.
Логопед: Мы произносили звук э, давайте теперь покажем букву э с помощью пальцев. (Слайд 9).
– Построим из пальцев букву э.
Правую руку направим влево.
3 пальца прямо направим умело:
Указательный с большим
В полукруг объединим.
Поглядим на построенье –
Буква Э наше творенье.
2. Игра “ Найди букву Э”.
– Давайте посмотрим, кто из нас самый внимательный и найдёт букву э в разных алфавитах. По очереди ученики выходят к доске и показывают букву.
(4 разных изображения алфавита.) (Слайд 10, 11, 12, 13).
3. Прописываем букву Э. (Слайд 14).
(Логопед объясняет, как пишется буква Э.)
Ученики в тетрадях прописывают заглавную и строчную букву э.
4. Игра “Волшебный мешочек” (с буквами).
Логопед: Ребята, у меня есть для вас интересная игра– “Волшебный мешочек”.
В этом мешочке лежат буквы, которые мы изучили, опускаете руку в мешочек, не смотрите, нащупываете букву и говорите:
–Это буква…
Подойти с мешочком к каждому ребёнку.
5. Фонетическая зарядка. (Слайд 15).
Логопед: В нашей дружной семье все любят весело проводить время и петь. -Так как э– гласный поётся и долго тянется, давайте попробуем его пропеть вместе с членами нашей семьи.
– Каждый член семьи поёт свою песенку, помогите по очереди спеть маме, папе и
детям, но будьте внимательны, не запутайтесь – найдите и пропойте свой звук, в
зависимости от того, кому принадлежат эти предметы. (Например, выходит 1-й
ученик, он поет с мамой Эммой – Э – М)
– Что вы пропели? (Слоги.) (Слайд 16).
Затем каждый ребёнок называет прямой и обратный слог. Ёще раз читаем хором слоги.
6. Физкультминутка.
– В нашей семье Эпиковых все дети любят не только петь, но и заниматься спортом. Мальчик Эдик предлагает нам что-то изобразить, а что это, вы мне скажите потом.
– Эдик любит физкультуру,
Нам покажет он фигуру.
Ногу левую вперёд,
А потом её назад,
А потом опять вперёд
И немножко постоим.
Ногу правую, смотри,
В сторону ты отведи,
Поставь на пятку, вверх носок
И тяни её дружок.
Руку правую согну, поперёк её держу.
Ну, а левую, друзья вверх, повыше,
Как и я.
Наша ладонь словно флажок,
Помаши-ка мне дружок.
Это кнопка и шнурок –
Электрический звонок.
Мы позвоним влево, вправо,
Вот такая вот забава.
Логопед: Что хотел показать нам Эдик? (Букву Э.)
7. Закрепление.
1. Место звука в слове.
Раздать каждому ученику 1 картинку, дети называют предметы, изображённые на картинках. Ученик, получивший картинку, делает звукобуквенный анализ в виде схемы в тетраде. Устно делим на слоги, определяем место звука в слове: в начале, в середине, в конце, затем каждую схему проверяем индивидуально.
(ЭСКИМО, ЭКРАН, КАРАТЭ, ПОЭТ).
2. Работа в тетраде – задание “Найди букву э в словах”.
Логопед: У вас следующее задание: помогите маленькому Эдику найти все буквы Э, обведите э в кружок красным карандашом. Раскрась понравившуюся картинку.
8. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Мы много работали и устали, поможем нашим пальчикам отдохнуть.
“Семья”.
Вот и встретилась семья.
Рад тебя увидеть я.
Всех мы в гости пригласили.
Всех здороваться учили.
В знак приветствия кивать
Может пальчик номер 5.
Безымянный может ниже.
Средний – силой не обижен,
Этот – знает всё на свете.
А вот этот любят дети!
(Поочерёдно сгибаем пальцы на двух руках навстречу, начиная с мизинца, и заканчивая большими пальцами).
9. Закрепление.
1. Развитие речи.
Логопед: Девочка из нашей семьи – Эля Эпикова любит загадки, она и вам одну приготовила. Внимательно слушаем, стараемся отгадать.
Оно в горах встречается,
С тобой, со мной, общается,
Не спорит в разговоре –
Что скажешь, то и вторит. (Эхо.)
Составляем схему слова на карточках – вкладышах, устно делаем звуковой анализ слова. (Приложение 1 )
Работаем над грамматическим строем речи. Каждый ребёнок составляет словосочетания и предложения.
– Каким бывает эхо? (Громким, тихим, смешным и т.д.)
– Составьте своё предложение про эхо. (Я и Эдик слушали эхо. В лесу я услышал
громкое эхо. И т. д.)
2. Развитие фонетического восприятия.
В семье Эпиковых все ведут активный и правильный образ жизни, Эпиковы любят путешествовать, сегодня они отправились в горы. Но там произошла такая ситуация.
(Слайд 17).
Логопед читает стихотворение:
– ЭРИК С ЭДИКОМ ОТСТАЛИ,
ЭДЕЛЬВЕЙС ОНИ ИСКАЛИ.
ЭЛЯ – ЗВАТЬ, В ОТВЕТ – ЛИШЬ
ЭХО,
ЭЛЕ ВОВСЕ НЕ ДО СМЕХА.
– Что произошло в лесу? Кто заблудился? Что такое эдельвейс? Кому совсем не
смешно? Почему? Кто может помочь?
– В семье важно жить дружно, помогать в беде, слушаться старших.
Назовите в этом стихотворении все слова, которые начинаются со звука Э. Сколько таких слов? (Эрик, Эдик, Эля, эдельвейс, эхо– 5 слов).
10. Развитие пространственной ориентации
Игра “Что изменилось?” (Презентация 2.) (4 слайда, 4-й– проверка.)
– Расскажите, что изменилось? (Вспомните, как зовут членов семьи Эпиковых и расскажите, кто находится слева, справа, по середине и т.д.)
11. Итог урока. (Слайд 18).
– С какой буквой познакомились? (Э) Что делали на занятии? (Учились правильно и красиво говорить, произносили звук Э.)
Кто нам помогал? (Семья Эпиковых.)
Литература: