Создание гор и вулканов в природе. Чудеса природы - вулканы. Типы извержения вулканов

06.01.2024 Игры

Введение
Вашему вниманию я бы хотел представить работу на тему «Вулканы». Я выбрал эту тему потому, что, однажды, прочитал книгу Жюль Верна « Путешествие к центру Земли». Я понял, что это очень интересное и необычное явление природы. И мне захотелось узнать как можно больше о вулканах.

Актуальность исследования определяется необходимостью прогноза и оценки опасности вулканических извержений.

Объект исследования: вулканы

Предмет: модель вулкана

Цель исследования: смоделировать действующую модель вулкана в домашних условиях

Задачи:
-изучить дополнительную литературу и отобрать интересные сведения, о том - что же это такое - вулкан;
- выяснить, как устроен вулкан;
- узнать, какие бывают вулканы;
- создать действующую модель вулкана в домашних условиях;
- провести эксперимент

Гипотеза: возможно ли создать в домашних условиях действующую модель вулкана.

Методы исследования: изучение и анализ научно - популярной литературы

Вулканы
Слово «вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана. Наука изучающая вулканы, - вулканология.
Вулканы - геологические образования на поверхности земной коры или коры другой планеты, где магма (масса расплавленной каменной породы, находящаяся под землёй на очень большой глубине) выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы) и пирокластический поток (смесь высокотемпературных вулканических газов, пепла и камней). Скорость потока достигает иногда 700км/ч, а температура газа - 100о - 800 о С.
Вулканы бывают действующие и спящие.Действующий вулкан часто извергает лаву, пепел и пыль. Когда вулкан не извергается в течение многих лет, его называют спящим. Однако спящие вулканы могут начать извергаться даже после долгого периода бездействия. Когда извержения окончательно прекращаются, такой вулкан называют потухшим. Некоторые вулканы отличаются яростными и красочными извержениями: высоко в воздух выбрасывается огненная лава и раскаленные облака газов. Из других вулканов лава вытекает медленно и неспешно, словно кипящий сироп и горячая смола.

Строение вулкана.
Кратер - углубление в виде чаши или воронки, образовавшейся на вершине или склоне вулкана в результате его активной деятельности. Диаметр кратера может быть от десятков метров до нескольких километров, глубина - от десятков до нескольких сотен метров.
Жерло - канал по которому движется лава.
Магма - вязкая жидкость, состоящая из смеси различных расплавленных минералов и некоторых минеральных кристаллов, образующаяся в глубинах Земли. Она напоминает тающий снег или замёрзшую слякоть с кристаллами льда. Есть в магме также вода и растворённые газы.
Лава - излившаяся на поверхность магма. Температура 750 - 1250 оС.
Скорость течения 300-500 метров в час.
В зависимости от своего химического состава лава может быть жидкой или густой и вязкой.Когда магма поднимается сквозь земную кору и выходит на поверхность, это называется -Извержением.
Классификация вулканов по форме
Встречаются разные формы вулканов, некоторые из них гораздо опаснее других
Щитовидные вулканы (рис.1) образуются в результате многократных выбросов жидкой лавы. Эта форма характерна для вулканов, извергающих базальтовую лаву низкой вязкости: она вытекает как из центрального кратера, так и из склонов вулкана. Лава равномерно растекается на многие километры. Как, например, на вулкане Мауна-Лоа на Гавайских островах, где она стекает прямо в океан.
Шлаковые конусы (рис.2) выбрасывают из своего жерла только такие неплотные вещества, как камни и пепел: самые крупные обломки скапливаются слоями вокруг кратера. Из-за этого вулкан с каждым извержением становится всё выше. Лёгкие частицы отлетают на более дальнее расстояние, что делает склоны пологими.
Стратовулканы,(рис.3) или «слоистые вулканы», периодически извергают лаву и пирокластическое вещество — смесь горячего газа, пепла и раскалённых камней. Поэтому отложения на их конусе чередуются. На склонах стратовулканов образуются ребристые коридоры из застывшей лавы, которые служат вулкану опорой.
Купольные (рис.4) вулканы образуются, когда гранитная, вязкая магма вздымается над краями кратера вулкана и лишь небольшое количество просачивается наружу, стекая по склонам. Магма закупоривает жерло вулкана, подобно пробке, которую накопившиеся под куполом газы буквально вышибают из жерла. Вулканы-кальдеры. (рис.5) они взрываются так яростно, что разрушают сами себя. Их извержения сопровождаются очень сильными пирокластическими взрывами. Эти вулканы погубили наибольшее число людей, а последствия их взрывов сделали безлюдными прилегающие к ним районы.

Процесс извержения.
Наша планета Земля напоминает яйцо: сверху тонкая твердая скорлупа - земная кора, под ней находится вязкий слой горячей мантии, а в центре — твердое ядро. Земную кору называют литосферой, что в переводе с греческого означает «каменная оболочка». Толщина литосферы в среднем около 1% радиуса земного шара. На суше она составляет 70-80 километров, а в глубине океанов может быть всего 20 километров. Температура мантии — тысячи градусов. Ближе к ядру температура мантии больше, ближе к коре — меньше. Из-за разницы температур происходит перемешивание вещества мантии: горячие массы поднимаются вверх, а холодные — опускаются (так же, как закипающая вода в кастрюле или чайнике, но только происходит это в тысячи раз медленнее). Мантия, хоть и разогрета до огромных температур, но из-за колоссального давления в центре Земли она не жидкая, а вязкая, как очень густая смола. Литосфера как бы плавает в вязкой мантии, немного погрузившись в нее под тяжестью своего веса.
Достигая подошвы литосферы, остывающая масса мантии какое-то время движется горизонтально вдоль твердой каменной «скорлупы», но затем, остыв, она снова опускается в направлении центра Земли. Пока мантия движется вдоль литосферы, вместе с ней поневоле движутся и куски земной коры (литосферные плиты), при этом отдельные части каменной мозаики сталкиваются и наползают друг на друга.
Часть плиты, которая оказалась снизу (на которую наползла другая плита), постепенно погружается в мантию и начинает плавиться. Так образуется магма — густая масса расплавленных пород с газами и парами воды. Магма легче, чем окружающие породы, поэтому она медленно поднимается к поверхности и накапливается в так называемых магматических очагах. Они располагаются чаще всего вдоль линии столкновения плит.
Поведение раскаленной магмы в магматическом очаге и правда напоминает дрожжевое тесто: магма увеличивается в объеме, занимает всё свободное пространство и поднимается из глубин Земли по трещинам, норовя вырваться на волю. Как тесто приподнимает крышку кастрюли и вытекает через край, так и магма прорывает земную кору в самых слабых местах и вырывается на поверхность. Это и есть извержение вулкана.
Извержение вулкана происходит из-за дегазации магмы, то есть выхода газов из нее. Процесс дегазации известен каждому: если осторожно открыть бутылку с газированным напитком (лимонадом, кока-колой, квасом или шампанским), раздается хлопок, и из бутылки появляется дымок, а иногда и пена — это из напитка выходит газ (то есть происходит его дегазация).
Продукты извержения вулканов. Извержение вызывает магма, прорывающаяся через земную кору. Большинство извержений случается, когда вулканический канал или кратер вулкана блокированы. Из-за поступающей снизу магмы давление нарастает. Когда блокирующая канал пробка прорывается и давление находит выход, газ в пузырьках магмы вскипает, словно шипучий напиток.
Именно это приводит к взрыву вулкана. При извержении вулкан разбрасывает не только жидкую лаву, но и большие куски застывшей лавы - их называют бомбами,- которые с грохотом обрушиваются на землю на расстоянии до двух миль от кратера. Пепел и вулканические газы образуют столбообразные вулканические облака, поднимающиеся иногда на большую высоту.
Основными продуктами извержения являются лава, пепел, и др. вещества, которые выходят на поверхность земли после деятельности вулкана. Вулканы могут испускать значительное количество ядовитых газов. Вулканические газы, выделяемые вулканами, поднимаются в атмосферу, но отчасти они могут возвратиться на поверхность земли в виде кислотных дождиков. Довольно серьезные последствия кислотных дождей для организма и здоровья можно наблюдать при отравлении марганцем, который также может находиться в дождевой воде в громадных количествах..
Где распространены вулканы?
Тихоокеанское побережье Центральной Америки — одно из самых активных мест вулканической деятельности в мире. И на самом деле, в этом месте расположено более двух третей действующих вулканов, а также множество таких, что прекратили свою деятельность сравнительно недавно.
Причина вот в чем: в этих местах земная кора очень слаба, по сравнению с другими районами земного шара. Там, где есть слабый участок земной коры, появляется вулкан.
Основные районы вулканической активности (рис5.)

Моделирование действующей модели вулкана в домашних условиях
Модель вулкана своими руками

Но не терпится все потрогать своими руками и увидеть все наяву - эти брызги огня, сверкающую ползучую лаву, вырывающиеся клубы дыма и брызги фонтана из камней. Это огненное зрелище поможет нам сделать набор «Сделай сам Вулкан». Следуя строго по инструкции, с помощью ножниц, газетной бумаги, клеевой пасты, вооружившись азами геометрии, кропотливо шаг за шагом мастерим макет нашего вулкана. Макет сделан, осталось смоделировать извержение вулкана
Проведение эксперимента. Извержение вулкана.
Прочитав одну из статей в интернете, я узнал, что можно смоделировать извержение вулкана и в домашних условиях.
Мне потребовались следующие материалы для опыта:
- пищевая сода (2 столовые ложки)
- лимонная кислота(70 м.л.)
- стеклянная или железная банка(150 м.л.)
- пластилин разных цветов
- средство для мытья посуды
Ход эксперимента:
1) Берем сделанную модель вулкана
2) Насыпаем в «кратер» 2 ст.л. соды
3) Наливаем 2 ст.л. жидкости для мытья посуды
4) Вливаем 50-70 мл лимонной кислоты
5) Наблюдаю «извержение вулкана»
Поэкспериментируй:
-добавь больше жидкости для мытья посуды;
-добавь больше уксуса;
-добавь мелкие кусочки пенопласта.
Из проведенного эксперимента можно сделать следующий вывод. При соединении соды и лимонной кислоты происходит химическая реакция с выделением углекислого газа, который пузырится, заставляя массу переливаться через края «кратера», а средство для мытья посуды заставляет «лаву» пузыриться сильнее. Данная химическая реакция имеет не только внешний эффект, но и практический: она очень востребована в кулинарии. Хозяйки «гасят» соду уксусом и добавляют в тесто, выделяемый углекислый газ делает тесто пышным, образуя в нем пузырьки и воздушные дорожки.
Вот так, в игровой форме, я показал и объяснил природу возникновения вулканов на Земле.

Заключение
Подробно изучив и проанализировав научно - популярную литературу, узнал много нового и интересного про вулканы. На самом деле вулкан извергается, потому что в вулканической камере скопилась магма и под воздействием газа, входящего в ее состав, она поднимается наверх. В жерле вулкана количество газа становится больше. Магма превращается в лаву, достигает кратера и происходит извержение. Также, что вулканы имеют большое значение в природе. Они несут с собой как разрушительную, так и созидательную силу. Мы можем только наблюдать и объяснять происходящее. Останавливать, изменять, даже предупреждать эти грозные явления природы человек не может.
При помощи химической реакции я показал и объяснил природу возникновения вулканов на Земле. Тем самым удовлетворил свой познавательный интерес, а также заинтересовал своих одноклассников этим экспериментом.

Введение

Недавно по телевизору я увидел фильм о необычных горах. Когда они спят, они мало отличаются от других гор. Но стоит им проснуться, и, тогда из их вершин вырываются пламя и раскалённые камни. Они окутываются дымом, звучат взрывы, по склонам течёт раскалённая жидкость – лава, настоящий огненный поток.

Это было очень красивое захватывающее зрелище. Увиденное поразило меня своим могуществом, неуправляемой силой. Я заинтересовался этим явлением и отправился в библиотеку, чтобы больше узнать об этих горах. Из энциклопедии я узнал, что эти горы называются вулканами. А красивое и грозное явление – извержением. Просматривая фотографии вулканов, я был очарован мощью, грозностью, силой и красотой могучих гор.

На территории нашей области вулканов нет. Но мы можем встретить продукты вулканического происхождения. Это пемза, широко используемая в быту. В будущем я мечтаю стать вулканологом, спуститься внутрь вулкана, чтобы изнутри увидеть эту красоту.

Исходя из этого, темой исследовательской работы я выбрал «Вулканы».

Цель исследования:

  1. изучить происхождение, строение вулканов;
  2. продукты вулканических извержений;
  3. узнать о пользе и опасности, которую таят вулканы.

2. Общие сведения.

Почему же вулканы так называются?

В словаре иностранных слов написано: ВУЛКАН (по имени древнеримского бога огня Вулкана) - гора, обычно конической формы, с воронкой, через устье которой постоянно или время от времени выбрасываются из земных недр горячие газы, обломки горных пород, лава (расплавленные горные породы) и пепел; наряду с действующими вулканами встречаются потухшие.

Вулканом звали римского бога огня и покровителя кузнецов. Древние римляне верили, что дым и огонь, вырывался с вершины гор, где находилась кузница, когда бог Вулкан ковал металл. С горы доносился глухой рокот и лязг, текла раскалённая лава. С тех пор и начали люди называть огнедышащие горы – вулканами.

Температура внутри земли такая высокая, что плавятся даже твёрдые камни. Когда лава застывает, образуются новые камни. Лава поднимается по жерлу вулкана. Доходит до кратера и выходит на поверхность. Происходит извержение вулкана.

На примере макета вулкана я хочу продемонстрировать извержение вулкана. (Приложение).

3. Строение вулкана.

Рассмотрим строение вулкана. (Приложение)

Кратер – вершина вулкана. Диаметр бывает от нескольких десятков метров до двух и более километром.

Жерло – идёт вглубь от кратера, по нему поднимается магма.

Очаг вулкана – расположен в глубине земли.

4. Виды вулканов

Извержения вулкана может продолжаться несколько дней и даже месяцев. После сильного извержения вулкан снова приходит в состояние покоя на несколько лет и даже десятилетий. Такие вулканы называются действующими. (Приложение).

Есть вулканы, которые извергались в давно прошедшие времена. Некоторые из них сохранили форму красивого конуса. О деятельности их у людей не сохранилось никаких сведений. Их называют потухшими. (Приложение).

Есть уснувшие вулканы – об их деятельности не сохранилось сведений, но иногда они начинают действовать. (Приложение).

5. Расположение вулканов

Современные вулканы известны во всех геологических районах Земли. Но распределены они неравномерно. (Приложение)

Наибольшее количество действующих вулканов приходится на Камчатку, Курильские острова, Индонезию, Южную и Северную Америку.

Меньше всего вулканов в океане.

В настоящее время на земном шаре выявлено свыше 4 тысяч вулканов.

6. Продукты вулканических извержений

При извержении вулкана выделяются продукты вулканической деятельности, которые могут быть жидкими, газообразными и твёрдыми.

Это:

  1. газы;
  2. водяной пар;
  3. сероводород;
  4. вулканический пепел,
  5. вулканические бомбы.

Проведём небольшой эксперимент. Возьмём ёмкость с водой, камни и кусочки пемзы. Будем исследовать пемзу – камень вулканического происхождения – застывшая вулканическая каменная пена.

Рассмотрим пемзу внимательно и сравним с обычным камнем:

  1. в пемзе очень много дырочек;
  2. в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.
  3. опустим кусочки пемзы в воду. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды за счёт дырочек с воздухом.

7. Опасность и польза вулканов

В древности люди не умели объяснить причины извержения вулканов, поэтому это грозное явление природы повергало человека в ужас.

Действующие вулканы представляют собой грозную опасность для близко расположенных населённых пунктов. В момент извержения могут пострадать не только постройки, но и погибнуть люди.

Однако у вулканов есть и достоинство. Это огромный запас энергии. нагретые вулканами подземные воды помогают получать электроэнергию. В лечебных целях вулканы использовали с древности, и горячие целебные ванны остаются популярными до сих пор. (Приложение).

8. Заключение

Сейчас учёные постоянно следят за вулканами, отмечая даже мельчайшие проявления активности. Это необходимо для того, чтобы вовремя подготовиться к извержению, исключив все возможные неожиданности, приводящие к гибели людей и другим происшествиям. Однако во время периода «спокойствия» вулкана его можно вполне свободно исследовать. Внутрь кратера часто спускаются скалолазы и исследователи, чтобы изучить подробнее это явление.

В наше время происходят извержения вулканов в разных частях нашей планеты. Об это мы можем узнавать из средств массовой информации.

В ходе работы я изучил строение, происхождение вулканов. Узнал о пользе и вреде вулканов.

Литература

  1. Апродов, В.А. Вулканы [Текст]: учеб. пособие/ В.А. Апродов. – М.: Мысль, 1982. – 223с.
  2. Влодавец, В.И. Вулканы Земли [Текст]: Спб/ В.И. Влодавец. – М: Наука, 1973. – 198с.
  3. Детская энциклопедия «Я познаю мир» [Текст]/ Сост. Н.Ю. Буянова. – М.:АСТ, 1997. – 480с.
  4. Лебединский, В.И. Вулканы и человек [Текст]:Спб/ Лебединский В.И. – М.: Недра, 1967. – 186с.

Урок по предмету "Окружающий мир"
с использованием ЦОР
"Внутренние силы земли.
Чудо природы - вулканы".
Козлова Светлана Михайловна, учитель начальных классов
Задачи урока:
Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.
Помочь учащимся понять, почему вулканы – это грозные явления природы.
Познакомить учащихся с профессией вулканолога.
Продолжать обучение составлять доклады, используя справочную литературу.
Знакомить с территорией нашей страны по карте РФ.
Познакомить с условным обозначением вулканов.
Познакомить учащихся с правилами поведения во время извержений вулканов.
Проверить знания методом тестирования.
Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
Воспитывать наблюдательность и умение слушать.
Оборудование: карта полушарий, иллюстрация картины К.П. Брюллова «Последний день Помпеи», мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Вулканы», эпизод телепередачи «Бибигон» (ЭОР «Почемучка» (Вулканы и гейзеры), карточки для схем, карточки для теста, кроссворд.

Форма урока: презентация /Приложение 1/

I. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание-Ведь прозвенел звонок.Садитесь поудобнее-Начнем скорей урок.

II. Формулирование учебных задач урока.
Работа по картине К. Брюллова «Последний день Помпеи»
Известный художник Карл Брюллов (слайд 1) написал картину «Последний день Помпеи» (слайд 2)
-Рассмотрите картину. Что на ней изображено? (Извержение вулкана)
-Что вы можете рассказать о событии, которое изобразил художник Карл Брюллов на картине? (ответы детей)

Сообщение ученицы.
В I веке произошло одно из самых сильных за всю историю человечества извержение вулкана Везувия, расположенного в Италии на берегу Неаполитанского залива (показать на карте). В результате извержения за 2 дня погибли город Помпеи и ещё 2 города. Тучи пепла затмили Солнце, потоки лавы, грязи и камней затопили города, воздух наполнился ядовитыми парами. Люди пытались укрыться в домах и погибали там либо от удушья, либо под обвалившейся кровлей. Многие погибли во время паники, в результате давки. Извержение Везувия унесло жизни 10 тысяч человек. Спустя много веков археологи откопали города, прекрасно сохранившиеся под вулканическим пеплом. После этой катастрофы Везувий просыпался еще более 50 раз.
Эта история очень впечатлила художника Карла Петровича Брюллова, который в 1833 году закончил картину-катастрофу “Последний день Помпеи”.

Пушкин под впечатлением картины написал:
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламяШироко развилось, как боевое знамя.Земля волнуется с шатнувшихся колоннКумиры падают! Народ, гонимый страхом, Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,Под каменным дождем бежит из града вон

Формулирование учебных задач.
-О чем же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Кто догадался?
-На какие вопросы вы бы хотели получить сегодня ответы по данной теме?

Слайд 3.
Тема урока « Чудо природы – ВУЛКАНЫ»

III. Формирование новых знаний.
1.
Выше, чем гуляют тучи,
Поднимаются вулканы;
Величавы и могучи,
Словно в сказке великаны.
Пережили они много
Грандиозных извержений;
Страх внушали и тревогу
Людям многих поколений.
2.
По древнеримскому мифу под землей жил бог кузнечного дела Вулкан. (Слайд 4) В его кузнице было раскалено, стоял грохот. Иногда бог приоткрывал двери в свое царство (образовывались отверстия на поверхности земли) и оттуда вырывался огонь, дым. В дальнейшем все места на Земле, где были найдены огнедышащие горы, стали называть вулканами.

А вот является ли вулкан горой на самом деле, а также как он образуется и как происходят выбросы лавы, мы узнаем, просмотрев серию познавательной передачи «Почемучка» телеканала «Бибигон».

3. Просмотр отрывка из телепередачи.
-Эпизод 1. Об опыте на уроке химии. Вулкан – бог огня. Что такое вулкан.
Рефлексия. Так как же устроен вулкан? (слайд из презентации)

Эпизод 2. Формы вулкана: конический, щитовой.
Рефлексия. Демонстрация моделей вулканов, слепленных из пластилина детьми на уроке технологии.
-Какую форму вулкана не назвали в передаче? (Трещинный вулкан)
-Где обычно можно встретить вулкан такой формы? (в океане)

Эпизод 3. Типы вулканов: действующий, потухший, спящий. Самый высокий действующий вулкан в России – Ключевская Сопка.
Рефлексия. Назовите самый высокий действующий вулкан в России? (Слайд)
В мире он четвертый по высоте вулкан. Это Ключевская Сопка (высотой 4750 метров)
Где он находится? (на полуострове Камчатка) (Слайд)

Эпизод 4. Расположение вулканов. Прогнозирование извержений с помощью спутников.
Рефлексия. С помощью чего можно предсказать извержение вулкана? Как называется профессия человека, изучающего вулканы? (Вулканолог – слайд)

Зачем изучать вулканы?
Вулканологи изучают вулканы для того, чтобы:
- предсказать извержение; (Толбачик предсказывали извержение 30 июня–10 июля 1975 г. Извержение произошло 6 июля 1975 г.)
- изучить внутреннее строение земли;
- узнать об образовании полезных ископаемых.
- главная задача – спасти людей.
Для этого следует:
а) оповещение населения;
б) эвакуация

Почему же люди не оставляют этих мест?
- плодородные почвы;
- пепел вулканов является дополнительным удобрением для почв;
- образование полезных ископаемых.

Беседа по презентации
-Как вы думаете, много ли вулканов на Земле? (слайд)
-Существуют особо опасные участки на земном шаре – сейсмоопасные места (слайд)
-Главные вулканы России находятся на полуострове Камчатка и на Курильских островах (работа с картой) – слайд.
- Вулканическая опасность. (слайд)
Дым, пепел, вулканические бомбы выбрасываются на большие расстояния до 40км;
возникают пожары;
толщина грязевых отложений составляет 10-15 м;
гибнут люди, домашний скот;
разрушаются дома.
-Знакомство с фразеологизмом «Жить как на вулкане» (в постоянной тревоге, опасности)
-Польза вулканов.
1.Вулканы согревают.
2.Огромные запасы энергии – одно из главных их достоинств. Вырабатывать электричество их “научили” только в начале XIX века. Когда нагретые вулканами подземные воды закрутили паровые турбины.
3.В лечебных целях вулканы использовали с древности, и горячие целебные ванны остаются популярными до сих пор.

IV. Закрепление изученного. Кроссворд.




4. Бог огня в мифологии. (Вулкан)

V. Итог урока.

В итоге хочу пожелать вам «Пусть никогда вам не приходится жить как на вулкане»

VI. Домашнее задание.
Составить 2-3 интересных вопроса по теме «Вулкан»
Придумать кроссворд.
Подготовить сообщение об одном из вулканов.

Фамилия
Имя
Класс

№ вопроса
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
№ 6
№ 7
№ 8

Вы считаете, что научились выделять корень
в словах, можете подобрать однокоренные слова,
но иногда вам ещё нужна помощь.

13PAGE 14515

Заголовок 115


7
п
о
ч
е
м
у
ч
к
а

и
а
н

1. Канал в вулкане, по которому извергается лава.
2. Вулкан, похоронивший 3 города в Италии.
3. Расплавленные в недрах Земли горные породы.
4. Бог огня в римской мифологии.
5.Полуостров России, на котором огромное количество действующих вулканов.

6. Вылившаяся из вулкана магма.

7. Ребёнок, часто задающий вопрос «почему» или передача на телеканале «Бибигон»

Кроссворд по теме «Чудо природы - вулканы»

7
п
о
ч
е
м
у
ч
к
а

·у
г
к

и
а
н

1. Канал в вулкане, по которому извергается лава. (жерло)
2. Вулкан, похоронивший 3 города в Италии. (Везувий)
3. Расплавленные в недрах Земли горные породы.(Магма)
4. Бог огня в римской мифологии. (Вулкан)
5.Полуостров России, на котором огромное количество действующих вулканов. (Камчатка)

6. Вылившаяся из вулкана магма.(Лава)

7. Ребёнок, часто задающий вопрос «почему» или передача на телеканале «Бибигон» (Почемучка)

Общеобразовательная средняя школа №10 г. Балхаш

Секция: Естественнонаучная (неживая природа)

Тема:

«ВУЛКАНЫ»

ученик 1 «Б» класса

ОСШ №10 города Балхаш

Руководитель: Кузнецова Елена Владимировна - учитель начальных классов

Балхаш, 2014

    Введение …………………………………………………………..

    Основная часть.

2.1 Теоретическое исследование ………………………………….

2.2 Практическое исследование …………………………………..

III. Заключение …………………………………………………………….

Список использованной литературы ……………………………………..

Глоссарий

Извержение вулкана - процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых обломков, пепла, излияние магмы, которая, излившись на поверхность, становится лавой.

Кратер – Углубление на вершине вулкана. Из кратера при извержении вулкана вытекает лава.

Вулканический пепел - Мелкие частицы затвердевшей магмы, обломков камня и минеральных кристаллов, выброшенных в атмосферу при извержении вулкана и опустившихся на Землю с образованием осадка.

Тектонические плиты – постепенно перемещающиесячасти земной коры, покрывающей нашу планету.

Вулканические бомбы – куски застывшей или затвердевающей лавы, выброшенные из жерла вулкана во время извержения.

Магматические очаги - крупные скопления магмы, стремящейся к поверхности земной коры.

Введение

Цель исследования:

Выяснить, почему извергаются вулканы.

Исследовать строение вулканов.

Расширить знания о вулканах.

Задачи исследования:

Изучить дополнительную литературу и отобрать интересные сведения, о том – что же это такое - вулкан;

Выяснить, как устроен вулкан;

Узнать, какие бывают вулканы;

Создать действующую модель вулкана в домашних условиях;

Узнать опытным путем о свойствах камней вулканического происхождения;

Объект исследования: вулканы

Субъект: вулкан

Гипотеза: вулкан извергается, потому что гора сердится

Методы:

    Анализ научной литературы.

    Проведение опытов.

    Наблюдение.

    Основная часть

2. Теоретическое исследование

Вулкан – это образовавшееся естественным образом отверстие в земной коре, через которое раскаленная расплавленная порода, называемая лавой, а также газы, пар и пепел (то, что остается после полного сгорания какого-либо твердого вещества) вырываются наружу, часто в виде больших и шумных извержений или взрывов. Считается, что эти извержения играют роль предохранительных клапанов, высвобождая огромное количество тепла и давление, действующее глубоко в недрах земли. Обычно вулкан представляет собой конусообразную гору (стенки которой состоят из застывшей лавы и пепла) с отверстием в центре, или кратером – через него и происходят извержения.

Бывает несколько различных видов, или стадий извержения. Многие извержения не наносят заметного ущерба окружающей среде. Но бывают извержения очень мощные и разрушительные. Во время таких извержений лава может выливаться и стекать вниз с вулкана, заливая прилегающие к нему территории; вниз могут обрушиваться удушающие клубы пара, пепла, горячие газы и камни, которые с большой скоростью спускаются на землю, покрывая ее на многие километры вокруг. (Когда, например, в 1980 г. произошло извержение вулкана Святой Елены на горе Вашингтон, оно погубило миллионы деревьев.)

Одним из самых известных и разрушительных было извержение вулкана Везувий (находится на территории сегодняшней Италии) в 79 г. нашей эры. В результате был разрушен крупный римский город Помпеи. Огромное облако золы и пепла покрыло город, благодаря чему он хорошо сохранился до сегодняшнего времени. Изучая эти удивительные руины, ученые много узнали о временах Древнего Рима. Везувий до сих пор остается действующим вулканом; это означает, что в нем наблю­дается вулканическая деятельность и время от времени происходят извержения. Существуют также вулканы, которые описывают как бездействующие, это означает, что активности в них давно не наблюдается, но условия возможного извержения в будущем по-прежнему существуют. Потухший – это такой вулкан, извержения которого уже больше никогда не произойдет.

Вулканы часто возникают в местах, где имеются тектонические плиты или гребни земной коры. Вокруг Тихого океана – там, где встречаются плиты земной коры, – располагается целая группа вулканов, которые известны как «огненное кольцо». Вследствие движения тектонических плит в этих районах жидкие породы (которые называются магмой), заключенные в пустотах внутри Земли, могут подниматься, порождая вулканическую активность. (От этого часто случаются также землетрясения.) Вулканическая активность может проявляться как на суше, так и в океанах. В результате этого в океанах иногда образуются острова. Именно так около 40 миллионов лет назад появились Гавайские острова. И даже сегодня два из самых активных вулканов – Мауна-Лоа и Килауа – находятся на острове на Гавайях. Туристы, посещающие Национальный парк Гавайских вулканов, могут прогуляться по склонам, окружающим великие вулканы.

Есть вулканы-горы, а есть еще и подводные вулканы, которые полностью скрыты под водой. "Проснувшись", такие вулканы извергают не только магму, но и целые фонтаны воды.

Существуют вулканы грязевые, которые извергают потоки горячей грязи, и вулканы-озера. Кратеры таких вулканов похожи на плоскую тарелку, наполненную кипящей лавой.

Но почему же все таки извергаются вулканы? В недрах земной коры при очень высокой температуре плавятся горные породы – образуется магма. Под воздействием движения тектонических плит магма поднимается к поверхности земли и скапливается в вулканической камере под вулканом. Газы, входящие в состав магмы стремятся к выходу на поверхность - к кратеру, и поднимают за собой магму. Чем ближе к кратеру, тем газов становится больше, магма изменяет состав и превращается в лаву. Извержение вулканов начинается с выбросов газов и вулканического пепла. Также могут происходить взрывы, тогда в воздух из жерла вылетают вулканические бомбы – куски застывшей лавы, а потом расплавленная лава стекает по склону. После бурного процесса извержения давление в магматическом очаге снижается и извержение вулкана прекращается.

Известные вулканы.

Действующий вулкан на юге Италии, примерно в 15 км от Неаполя. Высота - 1281 метров. Кратер около 750 м в диаметре. Один из трёх действующих вулканов Италии, единственный действующий вулкан континентальной Европы. Считается одним из наиболее опасных вулканов мира.

Последнее историческое извержение вулкана Везувий произошло в 1944 г. Один из лавовых потоков разрушил города Сан-Себастьяно и Масса. Во время извержения погибло 57 человек. Высота фонтана лавы из центрального кратера достигала 800 м.

Фудзияма.

Вулкан на японском острове Хонсю в 150 километрах к западу от Токио. Высота горы - 3776 м (самая высокая в Японии). Вулкан слабо активен, последнее извержение было в 1707 году.

Кракатау.

Краката́у - бывший остров и действующий вулкан в Индонезии, расположен в Зондском проливе, между островами Ява и Суматра.
Изучение вулкана и прилегающих районов установило следы мощных доисторических извержений. По предположениям вулканологов, одно из мощнейших извержений произошло в 535 году. Это извержение привело к глобальным климатическим последствиям на Земле, что отмечено учеными, изучившими годовые кольца древних деревьев в разных районах планеты.

2.2 Практические исследования

Чтобы убедиться на практике, как происходят извержения вулканов, я провел несколько опытов.

Опыт №1 «Движение магмы в недрах земной коры». Я погрузил плиты шоколада, которые заменяли тектонические плиты в окрашенное тесто – «магму». При помощи палочек создал движение и увидел, что «магма» просачивается в трещины. Вывод: под воздействием движения тектонических плит магма может подниматься к поверхности земли.

Опыт №2 «Создание макета действующего вулкана в домашних условиях». Я сделал из картона конус. Облепил его пластилином и придал окраску вулкана. Поместил внутри конуса бутылочку. Наполнил бутылочку «лавой» - смесью пищевой соды, жидкого мыла и красной гуашевой краски. Залил «вулкан» уксусом и получил извержение. Вывод: газ, образовавшийся при воздействии уксуса на воду, поднимает «лаву» вверх и происходит извержение.

Опыт №3 « Свойства камней вулканического происхождения». Я погрузил в воду камни различных горных пород. Наблюдая за процессом, выяснил, что все камни тонут, кроме пемзы – камня вулканического происхождения. Вывод: пемза имеет пористую структуру. Поры заполнены воздухом, поэтому камень не тонет (поры в пемзе образуются в момент застывания лавы, когда газы еще выходят наружу).

Заключение

В ходе исследования гипотеза не подтвердилась. Древние римляне тоже считали, что бог сердится, поэтому и происходит извержение – проявление гнева бога. На самом деле вулкан извергается, потому что в вулканической камере скопилась магма и под воздействием газа, входящего в ее состав, она поднимается наверх. В жерле вулкана количество газа становится больше. Магма превращается в лаву, достигает кратера и происходит извержение.

Вулканы – грозное явление природы. Извержения вулканов угрожают жизни людей и наносят ущерб для всей окружающей природы, поэтому нам нужно знать о них, как о любом явлении природы, частью которой мы являемся.

Список использованной литературы

Интернет – ресурсы

http://www.bugaga.ru/interesting/1146713964

Интернет – ресурсы

http://zemlyanin.info/samye-izvestnye-vulkany-zemli/

Интернет - ресурсы

http://ru.wikipedia.org

Интернет – ресурсы

http://www.vseneprostotak.ru/jenciklopedija/vulkany/

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Отдел образования Администрации Ленинского района Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

Отдел образования Администрации Ленинского района города Екатеринбурга.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 85 .

Что такое вулкан?

Исследовательская работа

Ученика 4 класса «Д»

Туркина Сергея

Руководитель:

Чеснокова М . А .

Екатеринбург

2014

Введение…………………………………………………………………………………….. 2

Глава 1. Что такое вулкан…………………………………………………………………. 3

1.1. Мифы и легенды о вулканах ………………………………………………… 4

Глава 2. Научные объяснения…………………………………………………………… 6

Глава 3. Классификация вулканов…………………………………………………... 8

3.1. Типы вулканов……………………………………………………………………..8

3.2. Типы извержений вулканов………………………………………………..9

3.3. Подводные вулканы…………………………………………………………….9

3.4. Грязевые вулканы……………………………………………………………...10

Глава 4. Расположение вулканов на Земле…………………………….……...12

Глава 5. Последствия извержения вулканов………………………….……….14

Глава 6. Интересные факты…………………………………………………….……….16

Глава 7. Вулканы на других планетах……………………………….……………..18

Глава 8. Исследовательская работа………………………………….……………..20

Заключение… …………………………………………………………………………………………..22

Список приложений………………………………………………………………….. .23

Список литературы ………………………………………………………………………………..24

Приложения… …………………………………………………………………………………………25

Введение.

Мы жители планеты Земля зачастую распоряжаемся природными ресурсами,не замечая как губительно мы относимся к природе(вырубка лесов, модернизация промышленности, создание мегаполисов, загрязнение окружающей среды и т.д.)

Всё это способствует экологическому кризису, который существует многие годы. Природа не оставляет без внимания то, как мы внедряемся в её жизнь. Она отвечает нам на данное внедрение природными катаклизмами:

Землетрясения

Наводнения

Извержение вулканов

Смерчи

Особенно меня заинтересовало извержение вулканов. Много раз видел по телевизору в новостях и кинофильмах о извержении вулканов. И я решил подробнее изучить этот вопрос.

Поставил перед собой цель: Изучить жизнь вулканов.

Для решения цели были поставлены задачи

1.Выяснить происхождение вулканов.

2.Узнать легенды и мифы разных народов.

3.Изучить строение и разновидности вулканов.

4.Определить местонахождение вулканов.

5.Попробовать сделать действующую модель вулкана.

Выдвинута гипотеза: получить извержение вулкана в домашних условиях.

Методы исследования

1.Изучение книг и сайтов Интернета.

2.Проведение опыта, показывающего, как извергается вулканы.

ЧТО ТАКОЕ ВУЛКАН

Происхождение вулканов.

200 миллионов лет назад на Земле был лишь один континент, Пангея, с одним океаном (Панталасса). Мало-помалу, континенты отделялись друг от друга, возникали новые океаны с морями. Поверхность Земли разломилась, на части пазла, называемые тектоническими плитами. Состоящие из земной коры и части мантии, называемой литосферой, они продолжают взаимно двигаться, словно льдины в море. На одной плите может находиться и континент, и океан. Например, на южноамериканской плите находится Южная Америка и часть Атлантического океана.

Земля сформировалась 4,5 миллиарда лет назад. Имея внутри горячее ядро, она выбрасывает этот жар через жерла 40 000 вулканов. Горные цепи растут, возникают океаны, континенты перемещаются, но так медленно, что эти все изменения кажутся незаметным. Но это движение порождает вулканы, которые не заметить куда сложнее.

Многие извержения происходят под водой и потому остаются незамеченными. А вот наземные вулканы отмечены в истории своей разрушительной силой. Прекрасные и могучие, уснувшие и пробуждающиеся, несмотря на разрушительную мощь.

Мифы и легенды о вулканах .

Еще в глубокой древности извержения вулканов повергали человека в ужас. Легенды различных народов донесли до нашего времени сведения о минувших вулканических извержениях.

Индейцы штата Орегон рассказывают о столкновении доброго бога снега со злым богом огня, обитавшим на высокой горе Мезама. В результате борьбы, окончившейся победой добра, верхушка горы была разрушена, и на ее месте образовалось озеро, которое сейчас называется озером Крейге. Что несет в себе эта аллегория? Описание извержения? По всей видимости, да.

Среди полинезийцев очень популярна была богиня вулканов Пеле, способная появляться перед людьми в различных обличьях. Однажды молодой вождь спускался с холма на санях с костяными полозьями (полинезийцы не знали колеса). Старая женщина, встретившаяся на его пути, попросила одолжить ей сани и получила грубый отказ. Вождь был бы, наверное, более осмотрителен, если бы знал, что встретился с богиней вулканов.

Пеле в ярости топнула ногой. Немедленно Земля разверзлась, и раскаленные камни полетели вверх. Вождь, спасая свою жизнь, бросился к морю, а Пеле кидала ему вслед обломки горячей лавы. Даже в наши дни можно получить «подтверждение» этой истории, так как на побережье острова Гавайи действительно есть холм, на склоне которого виден длинный ряд небольших конусов, сложенных из камней, которые разъяренная Пеле бросала вслед невоспитанному вождю.

Древние греки связывали деятельность вулканов с работой бога - кузнеца Гефеста, кузница которого располагалась под одним из вулканов острова Санторие.

В первом веке до нашей эры римский поэт Виргилий приписал причину извержения Этны телодвижениям титана Энцелада, который был ввергнут в недра горы Юпитером.

По-видимому, первым предложил наиболее правдоподобное объяснение вулканизма Платон, связав это явление с полостями и каналами внутри Земли. Под поверхностью Земли, утверждал он, есть огромная огненная река Пирифлегетон, из которой наружу через вулканические каналы изливаются огненные струи.

Греческий географ и путешественник Страбон, живший во II веке до нашей эры, описал извержение вулкана в Средиземном море. В результате этого извержения возник новый остров. Страбон высказал очень интересную мысль о том, что вулканы - своего рода клапаны, через которые выделяются подземные газы, и чем чаще мелкие извержения, тем меньше вероятность крупных. Это положение остается в силе и сегодня.

В I веке нашей эры Сенека выдвинул положение о том, что извержения связаны с подземными резервуарами, содержащими расплавленное вещество, - точка зрения, абсолютно совпадающая с положениями современной вулканологии. Современник Сенеки, Плиний Старший оставил потомству уникальные описания извержений. Сам он погиб в 79 году нашей эры во время катастрофического извержения Везувия, названного впоследствии в его честь плинианским. Все исторические справки об этом знаменитом извержении составлены племянником Плиния Старшего Плинием Младшим в письмах к Тациту.

Средние века можно считать шагом назад в познании вулканических процессов, так как в соответствии с наиболее распространенной точкой зрения вулканы были воротами в ад, а звуки, которые издавал вулкан, - стонами грешников.

Первое no-настоящему научное описание вулканической деятельности было составлено английским послом при дворе Наполеона сэром У. Гамильтоном. Его письма президенту Королевского общества в Лондоне, в которых рассказывается о Везувии и его извержении, были опубликованы с богатыми иллюстрациями в 1774 году.

НАУЧНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ

Общие сведения о вулканах. Современные ученые объясняют, что такое вулкан так:это образование на поверхности земной коры или коры другой планеты,где магма выходит на поверхность,образуя лаву,вулканические газы.

В озникновение вулканов связано со строением Земли. Наша планета состоит из нескольких слоёв: внутреннего ядра, внешнего ядра, мантии и земной коры. (Приложение

Верхний слой - земная кора - имеет неравномерную толщину. В горных районах материков она достигает 70-90 километров, а в океанических областях заметно сужается до 7-10 километров. Основные породы, из которых состоит земная кора, - это окислы кремния, алюминия, железа, щелочных металлов. Под корой находится мантия. Она занимает около 82% всего объема Земли. Мантия делится на два слоя: верхний и нижний. Верхний слой мантии вместе с земной корой образует твердую оболочку Земли и называется литосферой. Под литосферой находится астеносфера, в состав которой входят породы, находящиеся в частично расплавленном состоянии.

В самых глубинах планеты «спрятано» ядро, состоящее из внешнего, жидкого, слоя и внутреннего, твердого. Внешний слой представляет собой потоки расплавленного железа и никеля. Внутренний слой также состоит из железоникелевого сплава, который, несмотря на высокую температуру, находится в твердом состоянии, что объясняется огромным давлением в центре Земли. В тех местах, где давление верхних слоев ослабевает в связи с движением земной коры и образованием трещин, раскаленные массы переходят в жидкое состояние. Масса расплавленной породы, насыщенная газами, образующаяся глубоко в недрах Земли, называется магмой. Очаги магмы располагаются под земной корой, в верхней части мантии, на глубине не менее 50 км. Под сильным давлением выделяющихся газов магма, расплавляя окружающие породы, прокладывает себе путь и образует жерло, или канал, вулкана. Освобождающиеся газы взрывами расчищают путь по жерлу, разламывают твердые породы и выбрасывают куски их на большую высоту. Как растворенный в шипучем напитке газ при раскупоривании бутылки стремится вырваться, образуя пену, так и в жерле вулкана пенящаяся магма стремительно выбрасывается освобождающимися из нее газами. Потеряв значительное количество газа, магма выливается из кратера и уже как лава течет по склонам вулкана.

Воздух становится насыщенный пеплом и мелкими частицами, которые постепенно оседают на землю. Пепел может пролетать огромные расстояния, и покрывает собой землю на несколько сотен км.

На нашей планете на сегодняшний день отмечено более 600 активных вулканов. Континентом, свободным от них, является Австралия.

Классификация вулканов.

Изучив множество литературы мы установили,что вулканы классифицируются:

    Чилийские Анды

    6893

    Южная Америка

    Чилийские Анды

    6725

    Южная Америка

    Центральные Анды

    6159

    Южная Америка

    Экваториальные Анды

    5897

    Южная Америка

    Плоскогорье Масаи

    5895

    Африка

    Центральные Анды

    5821

    Южная Америка

    Мексиканское нагорье

    5700

    Северная и Центральная Америка