Старт в науке. Особенности социализации российской молодёжи Современные виды социализации молодежи

16.02.2024 Бизнес

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Человек - существо социальное, но, рождаясь в социуме, он должен пройти длительный процесс включения в него, чтобы стать полноценным и полноправным членом общества. Для этого обществом созданы воспитательные институты для подрастающего поколения - детские сады, школы, высшие учебные заведения, армия. Сущность социализации молодежи состоит в интеграции в общество путем усвоения общепринятых норм и правил, а также установление собственных, межличностных связей и отношений посредством активной деятельности. Главная задача человека в этом процессе - стать частью социума, оставаясь при этом целостной личностью.

Актуальность данной темы, на наш взгляд, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи становится особенно востребованной и актуальной проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и учителей, родителей и самих подростков.

Проблематика данной темы состоит в том, что появление новых направлений и радикальное изменение традиционных тенденций социализации подрастающего поколения в современном переходном обществе привели к увеличению количества молодых людей, ведущих асоциальный и аморальный образ жизни.

Наш интерес к данной проблематике объясняется тем, что мы являемся одними из представителей современного поколения молодых людей, которые переживают новые процессы изменения общества. А так как кардинальные преобразования в мире оказывают огромное и не всегда положительное влияние на развитие молодежи, мы хотим детально раскрыть данную проблему, чтобы точно знать что может встать на нашем жизненном пути и пути наших сверстников.

Целью нашей работы является рассмотрение процесса социализации молодежи в современном российском обществе, определение основных проблем и перспектив социализации молодежи в России.

Нами были поставлены следующие задачи :

    Дать определение социализации.

    Рассмотреть факторы, влияющие на социализацию.

    Проанализировать процесс становления личности.

    Показать влияние экономических и социально-политических факторов на социализацию молодежи.

    Определить роль социализации молодежи для будущего России.

И использованы следующие методы исследования :

    Теоретический анализ литературы

    Наблюдения

Молодежь как объект изучения

Считается, что человек достигает физической зрелости в среднем в 14 лет. Приблизительно в этом возрасте в древних обществах дети проходили обряд инициации — посвящения в число взрослых членов племени.

Однако, когда общество стало более развитым и сложным, для того чтобы считаться взрослым, потребовалось нечто большее, чем просто физическая зрелость. Предполагается, что состоявшийся человек должен получить необходимые знания о мире и обществе, приобрести профессиональные навыки, научиться самостоятельно обеспечивать себя и свою семью. Поскольку объем знаний и навыков в ходе истории беспрерывно увеличивался, момент обретения статуса взрослого постепенно отодвигался на более поздний возраст. В настоящее время этот момент соответствует примерно 25 годам.

Молодостью принято называть период в жизни человека от 14 до 25 лет — между детством и взрослым состоянием.

Молодежь — это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.

Если рассматривать молодежь с точки зрения ведущих видов деятельности, то этот период совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением втрудовую жизнь .

Рассмотрим это непростое понятие с точек зрения различных наук:

    С точки зренияпсихологии молодость — это периодобретения своего «Я», утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска своего особого пути достижения успеха и счастья.

    С позиции права молодость — время наступления гражданского совершеннолетия (в России — 18 лет). Совершеннолетний человек получает полную правоспособность, т.е. возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т.д.) Одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности, среди которых — соблюдение законов, уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, зашита Отечества.

    С общефилософской точки зрения молодость может рассматриваться каквремя возможностей, время устремленности в будущее. Молодость — это время, когда еще ничего не свершилось, когда все можно успеть и сделать.

Исходя из всех этих характеристик, можно сказать, что молодость — это то время нашего жизненного пути, когда человек познает себя, и характер которого определен совокупностью (1) возрастных характеристик, (2) особенностей социального положения и (3) особым психологическим складом.

Социализация молодежи

Как мы уже сказали, молодость - это, прежде всего, формирование идеалов, освоение социальных норм и установок, приобретение навыков, которые помогают существовать и успешно функционировать в социуме. Рассмотрим подробнее этот процесс. В современном мире этот процесс принято называть социализацией.

В разных словарях социализация определяется как:

    «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»

    «как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта»

    как «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе»

    как «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности»

Основные факторы влияния на социализацию

В современном мире существует немало факторов и проблем, влияющих на процесс получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.

Рассмотрим эти основные факторы влияния:

    Экономические факторы более всего влияют на положение молодежи. В своей массе молодежь недостаточно обеспечена материально , не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей. Желание получить образование отодвигает начало трудовой деятельности на более зрелый возраст, а отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей. Заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы.

    Духовные факторы не менее важны. В современности усиливается процесс потери нравственных ориентиров , размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену этим «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру , стадность.

    Важнейшей проблемой остается проблема «отцов и детей», связанная с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье.

Отношения между поколениями

На наш взгляд, самым главным фактором в процессе становления личности являются межпоколенческие отношения. Именно отношения «отцов и детей» заслуживают отдельного внимания в нашей работе.

Сейчас выделяют три типа межпоколенческих отношений:

    постфигуративные - давно устоялись, приобрели четкие контуры, оформились в виде привычных, устойчивых фигур мышления и поведения и предполагают ориентацию на прошлое, традиционные ценности. Молодежь учится на опыте старшего поколения. Развитие постфигуративных культур замедленно, инновации с трудом пробивают себе дорогу;

    конфигуративные — находятся в процессе оформления, ориентированы на настоящее: и молодежь, и взрослые соотносят свои действия с изменяющейся современностью. Социализация происходит в основном в процессе общения со сверстниками. Рождается молодежная контркультура;

    префигуративные — еще не определены, направлены на будущее. Происходит отказ от старых ценностей и стереотипов, поскольку прошлый опыт оказывается бесполезным или вредным. Старшее поколение все чаще учится у молодежи.

Очевидно, вопрос о том, что предпочтительнее — ценности отцов или ценности детей, не имеет точно ответа. Но все же мы должны сказать, что в стабильно развивающемся и устойчивом обществе востребованы ценности старшего поколения, но в условиях глубокого социального кризиса приходится отказываться от многих устаревших ценностей и начинать поиск новых ориентиров, соответствующих изменившимся условиям жизни.

Тенденции в развитии молодежной культуры

Молодежь как особую демографическую группу характеризуют следующие основные черты:

    высокий уровень социальной мобильности;

    активный поиск своего места в социальной структуре, удовлетворительного образа жизни;

    освоение профессий и перспективы карьерного роста;

    усвоение и критическая оценка общепринятых социальных норм, ценностей, стандартов поведения;

    территориальная подвижность;

    неустойчивость и внутренняя противоречивость психики;

    радикализм социальных, политических, культурных взглядов;

    стремление выделяться, отличаться от остальных;

    объединение в нефор-мальные, неофициальные группы по интересам и увлечениям;

    существование специфической молодежной субкультуры.

Потому можно выделить следующие тенденции в развитии молодёжной культуры:

1. Кризисное состояние общества привело к расслоению, поляризации молодёжных социальных групп и слоёв по уровню материального благосостояния, качеству жизни, а, следовательно, и по уровню освоения культурных благ. Существовавшая ранее система массово-доступных форм культуры разрушилась. Распределение благ в сфере молодёжной культуры происходит по принципу платёжеспособности .

2. Приватизация культурных объектов привела к тому, что основным местом проведения свободного времени молодыми людьми всё более становится улица, подъезд и квартира человека, что обусловлено и усилившейся потребностью в расслаблении, отдыхе, и меньшими материальными затратами на домашний досуг.

3. Одним из результатов кризиса является нарастание социально-психической напряжённости, которая выражается в усилении с одной стороны девиантного поведения молодёжи, а с другой - в нарушениях здоровья. Стремление к снятию этих состояний приводит молодых людей к попыткам уйти от жизненных проблем с помощью мистики, религии, наркомании, суицида . Изнутри усиливается потребность молодёжи подавить сильные стрессовые эмоции, и здесь очень важен поиск путей и механизмов «миротворения».

Таким образом, современная действительность поставила молодого человека перед большим количеством проблем. Они обусловлены как макротенденциями (общецивилизационными изменениями, характером политического и экономического развития России и т.д.), так и просчётами государственной молодёжной политике.

Чем интересуется современная молодежь?

По результатам опроса первое место среди интересов занимает интернет. Почему? Сейчас молодое поколение не может представить себе жизнь без социальных сетей и других Интернет-ресурсов. Интернет используется во всех жизненных сферах (учеба, работа, общение). Безусловно, интернет нужная и полезная вещь, но ни в коем случае нельзя забывать о реальном мире. Кроме интернета, клубы и кинотеатры — самые популярные развлечения среди молодежи.

Второе место отдается общению. Общение самой молодежи заметно отличается от общения со старшим поколением. У них свои интересы, жизненные взгляды, свое собственное мнение, которое бывает очень сложно оспорить. Популярные темы для разговора: музыка, фильмы, увлечения, автомобили, мода.

Деньги являются еще одной неотъемлемой частью нашей жизни. Неудивительно, что современная молодежь задумывается о своем будущем доходе уже сейчас.

Отдельно поговорим о популярности спорта в молодежной среде. Сейчас он приобрел еще большее значение, чем когда-либо. Нашему поколению это действительно интересно. Футбол, хоккей, волейбол, баскетбол являются самыми популярными видами спорта среди молодежи.

Чем же еще интересуется молодежь? Несомненно, стоит отметить образование, современное искусство, модные тенденции. Но, к сожалению, многие употребляют спиртные и энергетические напитки, курят.

Молодое поколение старается устроить себе красивую беззаботную жизнь. Но чтобы всего этого достичь, нужно приложить немалые усилия. Мы — будущее нашей страны и должны соответствовать этому определению, добиваться новых высот, совершенствоваться и прокладывать свою собственную дорогу в счастливое завтра!

Девиантное поведение

К сожалению, поведение подростков не всегда соответствует нормам. Это проявляется в употреблении наркотической и алкогольной продукции, в жестком обращении к окружающему миру, в вандализме. Всё это можно отнести к одному понятию - к понятию «девиантное поведение».

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов.

Девиантное, негативное поведение устраняется путем применения определенных формальных, а также неформальных санкций (лечение, изоляция, исправление, наказание нарушителя). Проблема девиантного поведения является центральной проблемой прикованного внимания со времен возникновения социологии.

Причины девиантного поведения подростков кроются в недостаточном надзоре, отсутствии внимания со стороны близких, в тревоге и страхе за наказания, в фантазерстве и мечтательности, в желании устраниться от опеки воспитателей и родителей, в жестоком обращении со стороны товарищей, в немотивированной тяге изменить скучную обстановку.

Отдельно хочется отметить раннюю алкоголизацию и наркотизацию подростков. Среди делинквентных подростков большая часть знакома с наркотиками и злоупотребляет алкоголем. Мотивы такого употребления это желание быть в компании своим и стать взрослым, удовлетворить любопытство или изменить психическое состояние. В последующие разы принимают наркотики и выпивают для веселого настроения, а также для самоуверенности, раскованности. Возникновение групповой зависимости напиваться на встрече друзей несет угрозу алкоголизма. А стремление подростка к наркотизации является ранним признаком зависимости от наркотика.

Девиантное поведение подростков отмечается характерной ориентацией на материальное, личное благополучие, а также на жизнь по принципу «как хочу», самоутверждаясь любыми средствами и любой ценой. В большинстве случаях молодежью руководит не стремление удовлетворить потребности и корысть преступным путем, а привлекает участие в компании, чтобы прослыть смелым. Девиации подростков являются распространенным феноменом, который сопровождается процессом зрелости и социализации, возрастающий весь подростковый период и понижающийся после 18-ти лет.

Девиантное поведение подростков включает антисоциальные, антидисциплинарные, противоправные, а также аутоагрессивные (самоповреждающие и суицидальные) поступки. Поступки обуславливаются разнообразными отклонениями в развитии личности. Зачастую эти девиации включают реакции детей на сложные обстоятельства жизни.

Причины девиации подростков связывают с условиями воспитания, особенностями физического развития и социального окружения.

Упреки и намеки окружающих относительно внешности, а также неловкости провоцируют бурные аффекты и искажают поведение. Возникновение девиантного поведения обусловливается психологическими особенностями. Особенности девиантного поведения подростков отмечаются в неустойчивом настроении подростков.

Таким образом, развитие личности подростка осуществляется под влиянием общества и культуры и напрямую связано с экономическим.

Заключение

Работая над данным исследованием, мы изучили процесс социализации, его характеристику и фазы. И сделали вывод о том, что термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Нами были изучены особенности процесса социализации молодежи и проблемы, с которыми сталкивается молодое поколение в ход социализации.

Мы пришли к выводу о том, что в ходе реформирования российского общества современная молодежь, как социальная группа, столкнулась с проблемами самоопределения, поиска работы, приобретения гарантированного социального статуса, получения качественного образования.

Подводя итог, можно сказать, что изменения, возникающие в обществе, влияют на все сферы его жизнедеятельности, и в особенности на молодое поколение. Молодежь всё время вынуждена приспосабливаться к этим изменениям. В связи с этим возникают новые проблемы в процессе социализации, поэтому в современном российском обществе возникла острая необходимость осмысления основных проблем социализации молодежи.

Список литературы

    Азарова Р.Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодежи// Педагогика. - 2005. - №1, С. 27-32.

    Воронков С.Г., Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Социализация молодежи: проблемы и перспективы. Оренбург, 1993.

    Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов/ С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. - М.: Гардарики, 2008. - 204 с.

    Заславская Т.И. Стратификация современного российского общества Информ. бюл. мониторинга ВЦИОМ. - 1996. - №1. - С. 7-15.

    Караев А.М. Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования. Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2005. №3. С. 124-128.

    Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы - М.: Социум,1999. - 325 с.

    Современная молодежь: проблемы и перспективы развития [текст]// Материалы международной межвузовской студенческой научно-практической конференции, посвященной году молодежи в РФ. - М.: Институт международных социально-гуманитарных связей, - 2012. - 240 с.

Социализация молодежи есть важный фактор стабильности общества, нормального функционирования общественной системы.

Концепция К. Маркса , в частности, его учение о сущности человека как совокупности всех общественных отношений, оказала большое влияние на развитие теорий социализации. Согласно К. Марксу, человека формирует социальная среда, которая одновременно выступает и как условие, и как результат его деятельности. В процессе своей деятельности люди изменяют и внешние обстоятельства, и самих себя. Изменяя мир, люди изменяют самих себя (К. Маркс. Тезисы о Фейербахе). Свободное развитие каждого есть условие и смысл развития всех (К. Маркс, Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии).

Особенность концепции К. Маркса заключается в переосмыслении основ человеческой субъектности. На первый план выдвигается предметно-чувственная, материально-продуктивная активность.

Э. Дюркгейм исходил из двойственной природы человека: биологической (способности, биологические функции, импульсы, страсти) и социальной (нормы, ценности, идеалы). Основная функция социализации - приобщение индивидов к «коллективному сознанию» (установление однородности, целостности в обществе). Социализированная личность - это личность, которая наделена умением подавлять индивидуальные интересы во имя общественных.

Г. Тард рассматривал социализацию как процесс подражания молодых взрослым. Выделил три основных социальных процесса: повторение (подражание), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация). Основной закон всего сущего - всемирное повторение. Подражательность есть проявление этого закона. Отношение «учитель-ученик» рассматривается им в качестве типового. Г. Тард первым попытался описать процесс интернализации норм через социальное взаимодействие.

М. Вебер выделяет два аспекта социализации - субъективный смысл и направленность на другого. По Веберу, социальное действие предполагает субъективную мотивацию индивида (или группы) и ориентацию на других («ожидание»), без которых действие не может рассматриваться как социальное. В основе социализации - понимание индивидом других людей и окружающего мира как социальной реальности.

Фрейд: его учение о человеке, формировании, развитии и структуре личности оказало значительное влияние на развитие теории социализации. Личность представляет собой противоречивое единство трех элементов:

«Оно» (бессознательное), «Я» (сознание индивида), «Сверх-Я» (коллективное сознание). Социализация - противоречивый процесс (инстинкты, влечения, стремление остаться самим собою, с одной стороны, требования общества, законы, запреты, направленные на подчинение социальным нормам - с другой стороны). Важнейшая задача - достижение компромисса, который бы принес счастье индивиду и группе. Огромное значение для понимания процессов развития личности имели разработанные Фрейдом «защитные механизмы».

Э. Эриксон: его подход обращен к социокультурному контексту становления личности, является развитием концепции 3. Фрейда. В качестве определяющего момента развития личности выделял идентичность (субъективное чувство, а также объективно наблюдаемое качество личной самотождественности и непрерывности , соединенное с определенной верой в тождественность и непрерывность некоторой картины мира, разделяемой с другими людьми).

Юность - период «нормативного кризиса», для нее характерно усиление конфликтов, происходит колебание силы Я. С обретением идентичности, подросток становится как бы жертвой этого процесса, поэтому важно сформировать чувство идентичности, избежав при этом ролевой и идентификационной диффузности. Молодому человеку важно научиться оценивать и использовать свои сильные и слабые стороны, чтобы получить представление о себе и о том, каким он хочет стать в будущем.

Главная задача для индивида : переходя с одного жизненного этапа на другой, обрести позитивную самоидентичность.

Каждая стадия жизни личности характеризуется специфической задачей, которая выдвигается обществом (определяет содержание развития на каждом этапе).

Основные положения теории социализации в современной отечественной социологии

1. Социальное не противосто

ит биологическому и не проистекает из него.

  • 2. Социальная жизнь не создает в каждом человеке заново человеческую природу.
  • 3. Человек - общественный деятель: продуцирует условия и обстоятельства своей собственной и общественной жизни.
  • 4. Личность - объект и субъект социального взаимодействия.
  • 5. Общество влияет на личность, индивид оказывает влияние на общество.

Исходя из этих положений, социализация определяется как процесс становления личности, постепенного усвоения ею требований общества, приобретения социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.

И.С. Кон занимается проблемами социологии личности, развития личности в юношеском возрасте, изучает проблему «Я». По И.С. Кону, социализация - совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социализация включает в себя осознанные, контролируемые воздействия и стихийные, спонтанные процессы. Уникальный внутренний мир каждого человека воплощает в себе общечеловеческие ценности, обретает реальность только в творческой деятельности индивида, обращенной к другим.

При анализе проблем социализации важным является понятие «социализационной нормы». А.И. Ковалева определяет социализационную норму как:

  • 1) результат успешной социализации, позволяющий индивидам воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности данного общества и обеспечивать их дальнейшее развитие;
  • 2) многомерный эталон социализированного человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик;
  • 3) устоявшаяся в обществе совокупность правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению.

Типы социализационных норм:

идеальные - определяются общественными идеалами, на их основе строятся ориентиры развития личности; это декларативный вариант желаемой модели социализации, отражается в политических программах, целях воспитания;

нормативные - формализованные положения о том, каким должен стать человек, что должны делать соответствующие социальные институты (для интеграции индивида в общество); малоподвижны, ориентированы на всеобщие траектории жизненного пути (образование, трудовая деятельность, участие в политике) и идентичности личности;

реальные - отражают статистическое большинство результатов социализации индивидов данного общества в конкретный период его развития; имеют много сходства с нормативным типом.

Социальные изменения в России в XX веке сказались на социализационной норме. Произошли изменения модели социализации. Советская и современная российская социально-экономическая системы задают определенные модели поведения, ориентированы на разные типы личности, развивают разнонаправленные социальные качества человека.

Социалистическая система ориентирована на приоритет общественного интереса, коллективизм, патернализм, контроль над личностью, исполнительность, социальные гарантии, ограничение потребностей, унификацию и т.д.

Рыночные ориентиры - приоритет частного интереса, индивидуализм, расчет на собственные силы, расширение свободы личности, инициатива, предприимчивость, ориентация на богатство (цель), максимальные достижения в труде, личный успех.

Советская модель социализации молодежи - реализация социалистических общественных отношений; коммунистический идеал - основной ориентир развития личности. Важнейшие черты личности «советского» человека: идейная убежденность, преданность идеалам коммунизма, гражданственность, политическая активность, патриотизм, интернационализм, любовь к труду, коллективизм, социальный оптимизм и др.

Советская модель социализации сложилась как устойчивая система преимущественно организованной, целесообразной и упорядоченной деятельности. Ее отличала относительная стабильность основных институтов социализации с присущим им единообразием, авторитарными формами деятельности.

Новая социализационная модель в корне отличается от советской. Новая российская реальность определяется новым общественным строем, распадом экономической системы, трансформацией социальных институтов и организаций, особой российской культурой. Произошла трансформация модели социализации молодежи:

  • 1) отсутствуют четкие эталоны социализированности (утрата идеалов советского общества и размытость ориентиров будущего);
  • 2) нормативы социализации изменились с принятием новых законодательных и других нормативных актов;
  • 3) реальная модель социализации изменилась.

Но, несмотря на это, социализация продолжает осуществляться в основном по сложившимся прежде правилам и моделям.

Понятие социализации молодежи

Молодежь – это особая социально-демографическая группа и возрастная группа, изучением которой занимаются в течение многих десятилетий.

Молодость – это, прежде всего, период формирования идеалов, освоения основных социальных норм, установок, приобретение новых навыков и знаний, развитие своего творческого потенциала, а также самореализация. Все это помогает молодым людям существовать и успешно функционировать в обществе.

Замечание 1

Молодежь – это люди, чей возраст примерно 18-25 лет. В этот период происходят наиболее значимые для молодых людей события: совершеннолетие, вступление во взрослую жизнь, выбор специальности и будущем профессии, вуза для обучения. По окончании высшего учебного заведения (примерно 21-22 года) человек также принимает решение относительно своего трудоустройства. Юноши в этот период проходят обязательную военную службу, что также влияет на их мировоззрение и сознание, воспитывает в них такие качества, как толерантность, патриотизм, любовь к Родине, ценность человеческой жизни. Многие в этом возрасте вступают в брак, принимая на себя новые, ранее неизвестные роли: жена, муж, отец, мать.

Таким образом, можно сказать, что это – наиболее насыщенный период в жизни человека, где ему постоянно приходится менять свои социальные роли, статус, делать выбор в пользу одних аспектов жизни и отказываться от других. Самая главная характеристика этих действий – обязательная обдуманность, а затем ответственность за свой выбор.

Рассмотрим подробнее этот процесс, который в современном мире называется социализацией молодежи.

Социализация имеет несколько основных определений, мы перечислим три особенно интересных, которые отражают специфику этого процесса:

  1. Процесс усвоения индивидом на протяжение его жизни социальных норм и культурных ценностей именно того общества, к которому он принадлежит;
  2. Процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта;
  3. Процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм и установок, присущих данному обществу или отдельной социальной группе.

Социализация молодежи, так же, как и любая другая социализация любой другой социально-демографической группы, - это двусторонний процесс. Во-первых, это постоянная передача обществом, а во-вторых, это освоение индивидом, который относится к возрастной группе «молодежь», всего множества социальных норм, культурно-исторических ценностей, традиций и образцов поведения. Все эти помогают молодому человеку успешно функционировать в обществе, не нарушая общепринятые нормы и правила и не получая за это нарушение соответствующего наказания.

Специфика социализации молодежи

Замечание 2

Основная специфическая черта, которая отличает социализацию молодежи от всех основных видов – это возрастные особенности. По сути, молодой человек и его социализация – это переходный этап от первичной социализации к ее второй стадии – вторичной социализации, соответственно.

Особенность первичной социализации – это начальное освоение индивидом норм и ценностей, правил, традиций. Таким образом, индивид, как губка, впитывает в себя все общие ценности в процессе общения в семейном кругу, а также с друзьями и другими значимыми людьми, которые стоят на несколько ступеней выше их самих (в силу возрастных особенностей и определенного уровня накопленного социального опыта). На этой стадии у индивида нет права на собственный выбор, за него этот выбор делается другими: родителями.

Вторичная социализация принципиально отличается от первичной тем, что для индивида его окружение, как и он сам для остальных, проявляется в других чертах, отличных от тех, которые он воспринимал во время первичной социализации. Это приводит к тому, что молодой человек начинает видеть мир, других людей исходя уже из собственных соображений, а не тех, что ему прививались в процессе первого этапа социализации.

Динамика молодежной социализации

Замечание 3

В российском обществе ежегодно проводятся реформы, которые оказывают влияние на все слои общества, и в особенности на молодежь. Реформирование обусловило изменение не только структуры общества, но и некоторых эталонов социализации молодежи. Изменилась и совокупность передачи социальных норм и культурных ценностей, которые изначально транслировались из поколения к поколению – от старших к младшим.

Особенности социализации российской молодежи (с учетом перехода от бывшей советской системы к современной) выразились следующим образом. В основном, изменения произошли из-за того, что единообразная по нормативности, с равными стартовыми возможностями, некоторой монополизацией и предсказуемостью сменилось на вариативную и стратифицированную модель социализации. К тому же можно отметить следующие черты:

  1. Трансформация основных институтов социализации (дошкольной, школьной, вузовской и послевузовской);
  2. Деформация ценностно-нормативного механизма социальной регуляции и становление новой системы социального контроля. Это происходит в связи с динамичными и стихийными изменения в социальной структуре, возникновения большого количества новых социальных организаций (в том числе неформальных объединений, которые влияют на мировоззрение и сознание молодых людей);
  3. Дисбаланс организованных и стихийных процессов социализации в сторону стихийности – также влияние оказывает большой выбор организаций, течений и направлений. Зачастую молодой человек сам до конца не догадывается, что ему действительно нужно, поэтому, вырвавшись из под родительской опеки, он стремиться использовать все возможности своей независимости и свободы, что иногда может носить неконтролируемый и стихийный характер;
  4. Изменения соотношения общественных и личных интересов в сторону расширения автономии формирующейся личности, пространства для самодеятельности и самореализации себя в творчестве.

Социализация молодёжи - процесс усвоения молодёжью образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ей успешно функционировать в обществе.

Социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм.

Социализация продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п.

Выделяются агенты и институты социализации .

Агенты социализации молодёжи - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей: родители, родственники, соседи, сверстники, учителя, тренеры, врачи и т.д.

Институты социализации молодёжи - учреждения, организации, влияющие на процесс социализации молодёжи и направляющие его: вуз, предприятие, армия, церковь, государство, средства массовой информации и т.д.

Так как социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную, агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации - ближайшее окружение молодого человека: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодёжных группировок. Первичная среда - не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная - сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то он будет агентом вторичной социализации.

Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (отец - опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг). Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа даёт знания, предприятие - средства существования, церковь - духовное общение и т. п.

Социализация молодёжи проходит этапы, совпадающие с её жизненными циклами. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Например :


Поступление в ВУЗ (цикл студенческой жизни);

Женитьба (цикл семейной жизни);

Трудоустройство (трудовой цикл);

Служба в армии (армейский цикл).

Каждый раз, вступая в новый цикл, молодёжь должна многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа: десоциализация (отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения) и ресоциализация (обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения).

Иногда молодой человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что разрушает нравственные основы личности, а ресоциализация не может восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей (тюрьма, колония, психиатрическая больница, алкоголизм, наркомания).

Специфика социализации молодёжи состоит в том, что в молодёжном возрасте завершается первичная её стадия и начинается вторичная. Первичную стадию индивид проходит в детском возрасте. Благодаря ей он становится полноценным членом общества. Вторичная стадия - это последующий процесс, происходящий с уже социализированным индивидом. Для нее характерно то, что индивид осваивает нормы и ценности окружения с учетом уже усвоенных им на первом этапе.

Он ориентируется уже не столько на конкретных «других», но на обобщённого «другого», отождествляя себя с ним, либо противопоставляя себя ему. На этом этапе часто возникает проблема согласованности между первоначальными социальными адаптациями и интернализациями. В ранней юности подвергается сомнению обретенная ранее идентичность. Осознание необходимости решать взрослые задачи вызывает переживание того, как индивид выглядит в глазах других в сравнении с его собственным представлением о себе.

Существенным отличием социализации молодёжи от социализации ребенка является то, что на этом этапе более существенную роль играют так называемые вторичные агенты социализации.

Социология молодежи представляет собой отрасль прикладной социологии, предметом которой является молодежь как особая социальная группа. В любом обществе, так или иначе, существует и проявляется проблема различия между поколениями: люди разного возраста, формировавшиеся как личности в разные исторические периоды, получившие разное воспитание и образование, не всегда оказываются способны к взаимопониманию. Обычно наиболее активной стороной конфликта поколений бывает молодежь. Молодым часто свойственно острое неприятие того образа окружающего мира, который предлагают им родители, учителя и вообще люди старшего поколения, сопряженное с уверенностью в том, что действительно можно и необходимо переделать.

Взрослые и молодежь часто затрудняются в поиске общего языка, который дал бы возможность более или менее конструктивного диалога. Взаимное отчуждение находит выражение в повышенно-критическом, подчас неоправданно враждебном отношении представителей двух смежных поколений друг к другу. Молодые склонны винить своих отцов во всех несовершенствах общества и исторических ошибках, а взрослые обвиняют молодежь в легкомыслии и иждивенческом отношении к жизни. Внешним обликом, одеждой, прической, увлечением, манерой вести себя многие молодые люди стремятся обозначить свое отличие от «мира взрослых», подчеркнуть свое право на другое видение мира и понимание своего места в нем. Таким образом, в современном обществе молодые люди тяготеют к идентификации себя как членов особой социальной группы, в известной степени противостоящей «миру взрослых».

Современное общество, будучи гораздо более сложным и дифференцированным, выдвигает усложнившиеся требования к образованию, знаниям, навыкам и умениям своих членов. На социальную адаптацию и социализацию молодого индивида, приобретение им образования и определенного социального капитала уходит длительное время. Специфика молодежи как особой социальной группы в современном обществе заключается в том, что все ее члены в своей жизни, так или иначе, находятся в процессе формирования своей социальной личности, раскрытия и реализации своего социального потенциала. Значительное количество молодых людей, в первую очередь, студенты и учащиеся, не имеют собственного определенного социального статуса, занимая в статусной структуре общества место в зависимости от социального положения родителей или от своего будущего статуса, связанного с получением профессии. В то же время, если статус взрослого человека всецело определяется его профессиональной востребованностью, объемом накопленного социального капитала и реально занимаемым положением в статусной структуре, молодой индивид часто помимо основного занятия включен в структуру неформальных отношений, участвуя в молодежных движения, субкультурных образованиях, политических, религиозных или иных организациях, и этот неформальный статус имеет для него существенное значение.

Процесс социализации - продолжается на протяжении всего периода детства и юности человека. И таким образом, общество «как бы» подгоняет индивида под свой стандарт всю его жизнь, он раскрывает для себя все новые и новые грани существования в социальном коллективе, учится соответствовать предъявляемым к нему разнообразным требованиям, последовательно осваивает новые социальные роли.

В группу, обозначаемую совокупным названием «молодежь», входят не только юноши, но и люди более старшего возраста, который можно обозначить как «раннюю зрелость». После двадцати лет направленность процесса социализации несколько меняется: основной жизненной задачей в этом возрасте становится поиск партнера для заключения брачного союза и начала самореализации в профессиональной деятельности.

Молодая, становящаяся личность нуждается в целенаправленном, ценностноориентированном воспитании о стороны общества.

«Ценности, -- писал В.П. Тугаринов, -- это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала». Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л.,1998. С.271. Сегодня рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, т.к. исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы. Социология молодежи. Учебник. Отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб., 1996. Молодые люди значительно больше подвержены влияниям извне, активнее стремятся к получению информации, у них обычно шире и разнообразнее круг общения, в силу чего их ценностные установки претерпевают большее внешнее давление. Этим обстоятельством, а также эмоциональной лабильностью Эмоциональная лабильность -- неустойчивость эмоциональных состояний, быстрая смена одних эмоций другими (например, радости -- грустью и наоборот). Эмоциональная лабильность -- один из признаков дискоординации высшей нервной деятельности. Психофизиология. Словарь/Авт. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. -- М.: ПЕР СЭ, 2006. -- 128 с. молодежи объясняется повышенная динамичность ее ценностных ориентаций.

Молодые люди с оптимизмом смотрят в будущее, ожидая успешной самореализации. Для значительной части молодежи жизненный успех воплощается в достижении высокого имущественного статуса. На сегодняшний день молодежь намного превосходит людей старшего возраста по качеству образования. Сегодня образование стало фактором укрепления социального неравенства. Дети «власть имущих» и богатых имеют возможность попасть в узкую группу, которая в будущем получит доступ к рычагам власти в экономике и политике. Социология в России. Под ред. В.А. Ядова. Издание второе, переработанное и дополненное. М., 1998. Получение высшего образования рассматривается как путь к жизненному успеху и соответственно, как ценность.

Выбор специальности и места работы, согласно ответам молодых респондентов, преимущественно тоже определяется финансовыми соображениями, возможностью получения более высоких доходов, а карьерный рост и профессиональная самореализация как ценностные ориентиры остаются далеко позади. Зоркая Н., Дюк Н. Ценности и установки российской молодежи. Журнал ВЦИОМ «Мониторинг общественного мнения»

Реальные перспективы достижения жизненного, в том числе и материального успеха оцениваются молодыми людьми в зависимости от их устроенности в жизни на сегодняшний день.

Будущее общества напрямую зависит от института брака и семьи, от того какое место в сознании людей занимают соответствующие ценности - любовь, гармоничные отношения, рождение детей, родные и близкие, дои и семейное благополучие. Анализ показывает, что в условиях общесоциального кризиса, который мы переживаем сегодня, и семья, и образование тоже находятся в кризисном состоянии. По-прежнему велико число разводов, брошенных детей и стариков, детей, убегающих из дома, нередки жестокость по отношению к детям и старикам, -- все это признаки социального нездоровья семьи. Человек и образование в современной России. Под ред. Л.А. Вербицкой, В.Т. Лисовского, В.Т. Пуляева. СПб, 1998. Серьезную проблему для настоящего и будущего России составляет угроза депопуляции, кризис рождаемости и снижение средней продолжительности жизни. Таким образом, демографическая ситуация в России требует неотложных специальных мер по материальной и социальной поддержке семьи, особенно молодой, пропаганде семейного образа жизни.

В подростковом и юношеском возрасте политическая социализация приобретает специфические особенности, которые определяются тем, что отношение к политике подростка и молодого человека является гораздо более осознанным, чем отношение ребенка. Суть политической социализации молодежи заключается поэтому в целенаправленном воспитании культуры политического мышления, рационального подхода к решению политических проблем, умения противостоять попыткам манипулирования массовым сознанием со стороны определенных политических сил и деятелей. Политическая зрелость индивида наступает тогда, когда он научается противостоять давлению пропаганды, разбираться в игре политических интересов и влияний, формировать собственные рациональные суждения по поводу политических событий и самостоятельно нести ответственность за свой политический выбор.

Что касается культурных ценностей, то их роль в обществе особенно велика, поскольку именно на их основе осуществляется культурная самоидентификация молодых людей. Этот процесс заключается в выработке представления о себе самом как целостности посредством определения границ собственной культурной идентичности, когда индивид ощущает себя частью той или иной культурной общности, отождествляя себя с конкретной культурой - этнической, конфессиональной, классической, массовой, или иной субкультурой - криминальной, уличной и т.д. На формировке ценностей молодежи в сфере культуры большое влияние оказывают популярные средства массовой информации, пропагандирующие образцы определенного стиля и образа жизни, модели поведения, мировоззренческие установки. Культурные ценности современной молодежи выступают основанием молодежной субкультуры. Несмотря на социальную, имущественную, образовательную неоднородность молодежной среды и принимая во внимание множество молодежных субкультур, нельзя отрицать о наличие у них общих качеств и характеристик. Таким образом, российскую субкультуру характеризует контркультурная направленность, воплощенная в осознанном и часто агрессивном отчуждении от ценностей старших поколений. У молодежи доминирует развлекательно-рекреативная направленность своего свободного времени (тусовки, телевизор, «приятное ничегонеделание»)

Таким образом, состояние культурных ценностей молодого поколения свидетельствует о развитии в этой сфере негативных процессов, которые в совокупности можно назвать оскудением и деградацией, отчуждением от классических и вообще традиционных образцов. Эти процессы связаны с поиском новых, адекватных времен и запросам молодежной аудитории форм культурной самоидентификации.

2. Эссе на тему: «Социология здоровья и медицины» по статье В.А. Алексунина, С.А. Митькова «Социальные аспекты платных медицинских услуг», 2006 г.

АЛЕКСУНИН Владимир Алексеевич - кандидат экономических наук, профессор кафедры маркетинга и рекламы Российского торгово-экономического университета (РГТЭУ).

МИТЬКОВ Сергей Алексеевич - аспирант Московского университета потребительской кооперации.

Одной из первых социальных задач развития российского общества является улучшение медицинского обслуживания. Немало проблем, возникает в ходе перехода от бесплатного здравоохранения к обязательной страховой и коммерческой медицине. Как показывает практика, государство в редких случаях способно полностью и качественно удовлетворить потребность населения в необходимых медицинских услугах.

Платная медицинская помощь давно уже не удивляет население. В стране сформировался обширный и своеобразный рынок платных услуг. К сожалению, параметры этого рынка и формирующие его факторы, по объективным и субъективным причинам, изучены пока недостаточно. Вместе с тем, такая информация представляет практический интерес для организаций и учреждений, имеющих отношение, как к платному, так и к бесплатному медицинскому обслуживанию.

Так на вопрос «Что побуждает Вас пользоваться платными медицинскими услугами?» - получили следующие данные: наиболее значимые факторы обращения граждан в платные медицинские учреждения:

1. качественная медицинская помощь - (62,7% опрошенных),

2. высокий уровень сервиса - (43,3 %),

3. отсутствие возможности получить услуги бесплатно - (24 %),

4. репутация и известность медицинского учреждения - (22 %)

5. высокая скорость обслуживания - (18 %).

Эти показатели свидетельствуют о переходе от практики ценовой конкуренции предприятий в данной сфере (что характерно для слаборазвитых рынков с низкой покупательной способностью населения) к практике конкуренции на основе высокого качества, предоставления широкого набора дополнительных услуг.

Стоит отметить, что при принятии решения об обращении в медицинское учреждение потенциальный пациент в наименьшей степени задумывается об удаленности медицинского учреждения от места его проживания или работы (2,7 %), отдавая приоритет качеству обслуживания.

Все большее значение приобретает репутация медицинского учреждения, складывающаяся из профессионализма врачей и обслуживающего персонала, длительности периода работы предприятия и гарантиях, получаемых пациентом за выполненную работу.

Основную группу конкурентов частных медицинских учреждений составляют платные отделения государственных медицинских учреждений. Именно они способны нести минимальные издержки по содержанию и могут предложить низкие цены. Однако, во многих случаях уровень квалификации врачей в этих учреждениях ниже, чем в коммерческих учреждениях.

Опрос показал, что наибольшим спросом пациентов, обращающихся за платной медицинской помощью, являются услуги:

1. стоматологов (32 % всех обращений),

2. терапевта (25%),

3. гинеколога (21 %).

В заключение хочу добавить:

Платная медицина, по - моему мнению, всегда будет преобладать и по качеству и по гарантиям. Что тут обсуждать, если каждый понимает, что проще заплатить подороже и достаточно долгое время не думать об этом. В такой ситуации возрастает необходимость исследований рынка платных медицинских услуг.

Алексунин подчеркивает то, что существенные различия социально-экономических показателей регионов страны и особенности развития в них платной медицины, делают наиболее ценными именно региональные исследования.

Полученная информация может быть эффективно использована в сфере государственного здравоохранения, а также предпринимателями для определения объемов, структуры и качественных характеристик деятельности коммерческих учреждений на рынке платных медицинских услуг, который становится все более насыщенным.