Формирование функциональной грамотности школьников. Формирование функциональной грамотности учащихся: пути, опыт, перспективы Подходы в формировании функциональной грамотности

29.03.2024 Бизнес

педагогические науки

  • Фролова Полина Ивановна , кандидат наук, доцент
  • Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет
  • РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
  • ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
  • ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
  • ПЕРИОДИЗАЦИЯ
  • КОМПЕТЕНТНОСТЬ
  • РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЯ
  • ГРАМОТНОСТЬ

В статье представлены этапы развития понятия «грамотность». В исследовании разработана периодизация трансформации (эволюции) понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике в различные исторические эпохи. В современной педагогике функциональная грамотность рассматривается как основа для развития компетентности.

  • Функциональная грамотность в структуре профессиональной компетентности студентов
  • Проблемы психологической готовности и адаптации в процессе подготовки детей к обучению в школе
  • Проблемы формирования речи детей дошкольного возраста
  • Проблемы развития инклюзивного образования в системе профессионального образования

Термин «функциональная грамотность» возник в последней трети XX века в ответ на глобальные вызовы современности, связанные с переходом общества от индустриальной эпохи к постиндустриальной, в противовес ранее используемому понятию «грамотность» в международной образовательной практике. Рассмотрим периодизацию, по которой прослеживается эволюции понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике в различные исторические периоды: от понятия «грамотность» до расширенного понятия «функциональная грамотность», а в дальнейшем до понятия «функциональная грамотность как основа развития компетентности» в связи с ростом требований общества к развитию и уровню образованности индивида.

I. Период становления и развития ценностного отношения к пониманию проблемы грамотности в общественной жизни

Первые упоминания о проблеме грамотности как общественного феномена отечественной педагогической теории и практики встречаются в летописных источниках X-XI вв. и связаны с просветительской деятельностью князей Владимира Святославовича и Ярослава .

Постепенно в обществе зарождается ценностное отношение к пониманию проблемы грамотности на государственном уровне. В XVI веке существенно возрастает значение проблемы грамотности и образования в связи с быстрым темпом развития государства. В 1551 году, в период правления Ивана Грозного, Стоглавый собор наравне с актуальными государственными проблемами укрепления централизованной власти рассматривает также вопросы, касающиеся развития просвещения в стране .

Во всех вышеперечисленных случаях проблема грамотности понимается как проблема достижения элементарной грамотности. При этом грамотность как умение читать рассматривается в отдельности от умения самостоятельно писать, что нашло отражение в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля .

В «Энциклопедическом словаре» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (период создания словаря датируется концом XIX-началом XX века) под словом «грамотный» также подразумевается человек, умеющий читать и писать на каком-либо языке. Авторами особо уточняется, что «в более точном смысле это слово применяется лишь к людям, умеющим читать и вместе с тем писать, в отличие от людей «полуграмотных», т.е. умеющих только читать» .

II. Период массового обучения грамотности детей и неграмотного взрослого населения

После Октябрьской революции проблема массовой неграмотности населения рассматривается как острая социальная проблема, требующая немедленного практического решения. В 1920 году при Наркомпросе создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Существование неграмотности в стране воспринимается как явление, тормозящее начавшуюся индустриализацию производства .

Мероприятия по ликвидации неграмотности осуществлялись с 1919 года по 1930-е годы и вошли в историю педагогики как первое массовое и обязательное (инициированное государством) обучение грамоте неграмотных взрослых и подростков школьного возраста.

В данный период грамотность понимается как обладание человеком умением читать и писать на родном или русском языке. Подобный взгляд на проблему грамотности сохранялся достаточно долго: вплоть до 80-х годов ХХ века грамотность главным образом понимается как умение читать и писать, что фиксируют словари русского языка, педагогические справочники, энциклопедические словари.

III. Период исследования проблемы грамотности на международном уровне

В 50-х годах XX века проблема грамотности населения начинает рассматриваться не только как проблема отдельно взятой страны, но и на международном уровне в связи с созданием в 1945 году Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Многолетние исследования ЮНЕСКО по проблемам распространения грамотности и повышения качества образования способствуют дальнейшему упорядочиванию используемой терминологии в данном вопросе.

В 1958 году на 10-й сессии Генеральная конференция ЮНЕСКО вырабатывает рекомендации для всех стран при проведении переписи населения считать грамотными только тех жителей, которые умеют читать тексты с пониманием прочитанного и в состоянии написать краткое изложение о своей повседневной жизни. При этом полуграмотным человеком рекомендуется считать лицо, умеющее только читать .

На основе анализа вышеназванных рекомендаций можно сделать вывод, что понимание полуграмотного человека в международных документах ЮНЕСКО остается вполне традиционным, а в понимании грамотного человека появляются некоторые ранее не принимавшиеся во внимание аспекты оценки грамотности, а именно: умение понимать прочитанное и писать о собственной жизни. При этом грамотность рассматривается в качестве одного из важнейших показателей уровня социального развития государства и общества. Дальнейшее рассмотрение и изучение новых аспектов оценки грамотности послужит импульсом к полной переоценке понятия «грамотность» на последующих этапах развития общества.

IV. Период разграничения понятий «грамотность» и «функциональная грамотность»

В 70-х годах XX века начинается постепенный пересмотр и переосмысление понятия «грамотность» в международной образовательной практике. Изменения в общественной жизни вынуждают отойти от традиционного элементарного понимания грамотности и приводят к значительному расширению исследуемого понятия «грамотность». Первичное документальное закрепление данного процесса происходит в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране, где впервые было предложено использовать термин «функциональная грамотность».

В 1978 году ЮНЕСКО производит переработку текста ранее предложенных рекомендаций о международной стандартизации статистических данных в сфере образования. В новой редакции этого документа, «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)» .

Начавшийся переход от индустриального общества к постиндустриальному обнаружил необходимость рассмотрения грамотности как двойственного явления, во-первых, как проблема достижения элементарной грамотности большинством населения в развивающихся странах и, во-вторых, как проблема достижения функциональной грамотности в промышленно развитых странах в противовес к наблюдаемой функциональной безграмотности у достаточно больших групп населения.

В это же время начинают проводиться первые исследования уровня функциональной грамотности в высокоразвитых странах. Работы С.А. Тангяна позволяют проследить обобщенные результаты изучения функциональной грамотности, которые свидетельствуют о том, что уровень образования, существующий у населения, очень часто не может обеспечить (гарантировать) функциональную грамотность, так как жизнь личности в современном обществе сопровождается быстрой сменой технологических разработок, идей, отдельных предметов быта, появлением новых знаний. Образовательная система практически любой страны в подобных условиях оказывается в заведомо проигрышном состоянии и не может вовремя подготовить своих граждан к существованию в новых условиях. Исходя из определения ЮНЕСКО, С.А. Тангян конкретизирует отдельные аспекты и предлагает считать функциональной грамотностью повышаемый по мере развития общества уровень знаний и умений, в частности умения читать и писать, необходимый для полноправного и эффективного участия в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития .

Очень схожие результаты получены во многих западных высокоразвитых странах отмечается в монографии П.И. Фроловой . Специалисты приравнивают к функционально неграмотным до 10 % активного и трудоспособного населения западноевропейских стран. В Англии выявлено более 20 %, что составляет примерно 7 миллионов человек, функционально безграмотных граждан страны. В Германии функциональная неграмотность обнаруживается у 3 миллионов жителей.

На конгрессе ЮНЕСКО приводятся данные о том, что примерно треть населения США в возрасте до 30 лет, то есть самый активный и трудоспособный возраст, является функционально безграмотным. По статистическим данным 1985 года почти 7 миллиардов долларов в год США приходилось затрачивать для того, чтобы содержать в федеральных тюрьмах заключённых, которые были осуждены за непреднамеренно совершенные преступления вследствие своей функциональной неграмотности.

Около 3-х миллионов совершеннолетних граждан Канады в 1987 году причислены к группе функционально безграмотных, что составляло в то время почти 30 % от всего населения (из них 8 % опрошенных имеют высшее образование и более 80 % закончили школьный курс обучения).

В России международные эксперты оценивают количество людей, испытывающих проблемы в процессе письма, чтения, работы с числами из-за наличия функциональной неграмотности в пределах от 25 до 40 % от общего количества населения страны .

В конце 80-х годов ХХ века расширение понятия «грамотность» начинает постепенно отражаться в словарях: в 1987 году в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова словарное значение прилагательного «грамотный» толкуется подобным образом: «1. Умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно, без ошибок. 2. Обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области. 3. Выполненный без ошибок, со знанием дела». Аналогичное значение фиксируется в современном русском языке у термина «грамотность» и через два десятилетия в «Толковом словаре русского языка» (2006 г.) С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой .

В данный период в обществе происходит осознание социально-экономической составляющей функциональной грамотности. Становится очевидно, что функциональная грамотность имеет культурно-исторический характер, являясь, с одной стороны, частью образования и культуры, а с другой стороны – частью общественно-экономической формации .

V. Период включения понятия «функциональная грамотность» в проблемное поле компетентностного подхода в образовании

Несколько десятилетий функциональная грамотность изучается авторитетными международными организациями. В 1990 году под эгидой ЮНЕСКО проводился Международный год грамотности. Организация Объединенных Наций объявила на Генеральной Ассамблее о проведении Десятилетия грамотности в самой широкой интерпретации данного понятия с 2002 по 2012 гг. Современная трактовка функциональной грамотности представлена в декларации «Десятилетие грамотности ООН», в которой разъясняется, что в новых условиях жизнедеятельности концепция грамотности становится крайне сложной, показывается, как влияет грамотность на изменение персонального и национального благосостояния. Непосредственное достижение человеком грамотности подразумевается как нечто большее, чем получение только основных навыков грамотности. Основные навыки являются только предпосылкой для дальнейшего развития. Следующей целью является гарантия того, что личности должны быть способны … полноценно и эффективно функционировать как члены сообщества, родители, граждане и работники, то есть речь идет о достижении функциональной грамотности – в противоположность элементарной (базовой) грамотности» .

Результаты международных исследований наглядно демонстрируют, что в начале XXI века нельзя считать решенной проблему достижения функциональной грамотности даже в самых обеспеченных и экономически стабильных государствах. Следовательно, перед системой образования многих стран встает вопрос о необходимости создания и использования таких методов и технологий обучения, которые способствовали бы подготовке подрастающих поколений к успешному взаимодействию в изменяющихся жизненных ситуациях.

В современных педагогических исследованиях понятие «функциональная грамотность» рассматривается в проблемном поле компетентностного подхода, который начал активно разрабатываться в образовании в связи с переходом общества от образовательной парадигмы «образование на всю жизнь» к новой образовательной парадигме «образование через всю жизнь» . Большинство разработчиков компетентностного подхода отмечают, что формирование компетенций развивающейся личности должно происходить с помощью средств содержания образования, в результате чего у обучаемого будут развиваться способности и появляется возможность решать реальные проблемы своей повседневной жизни: бытовые, производственные и социальные.

А.В. Хуторской особо подчеркивает, что структура образовательных компетенций включает в себя также составляющие функциональной грамотности как интегративной характеристики уровня подготовки обучаемого, но не ограничиваются только ими .

В качестве одного из показателей уровня образованности в рамках компетентностного подхода рассматривает функциональную грамотность О.Е. Лебедев, который считает, что задача определения функциональной грамотности человека заключается в выявлении способности решать функциoнальные прoблемы, с котoрыми он встречается, исхoдя из видoв деятельнoсти, как субъект oбучения, oбщения, социальной деятельнoсти, самoопределения, в том числе прoфессионального выбора. Для кoнкретизации даннoй задачи oпределяется несколькo сфер деятельнoсти. Все сферы жизнедеятельнoсти человека чрезвычайнo слoжны, как и сама жизнь. Мнoжество деятельнoстных проявлений, порождаемых сoбственным развитием личности, приводят к их бесконечному разнообразию. Одна и та же сфера в жизни разных людей может иметь разное значение и проявление, но есть некий минимум, своеобразный инвариант, сoдержащийся в каждой из сфер. Именно этот инвариант и oбразует структуру функциональной грамотности .

Уровень функциональной грамотности в рамках компетентностного подхoда отражает сформированность умений действoвать по принятым в обществе нoрмам, правилам, инструкциям, т. е. характеризуется спосoбностью решать стандартные и нестандартные жизненные задачи, связанные с реализацией сoциальных функций челoвека. На сегодняшний день уделяется особое внимание документальному обеспечению реализации компетентностного подхода в образовании на всех уровнях .

В разрабатываемых и внедряемых документах (фонд оценочных средств, паспорт компетенций, кластер компетенций и др.) прописывается компонентный состав каждой компетенции, а также указываются критерии оценки сформированности того или иного уровня компетенций. Но подобного рода информация редко оказывается доступной непосредственно для обучаемых, соответственно, обучаемый как субъект образования лишается возможности отслеживать собственный путь формирования компетенций и своевременно вносить коррективы в свой образовательный маршрут отмечает А.В. Горина . Что в свою очередь ставит под угрозу формирование и развитие функциональных умений, составляющих основу функциональной грамотности, так как ситуация «незнания» обучаемым собственных результатов учебной деятельности может привести к тому, что мотивационная и рефлексивная составляющие функциональной грамотности будут выражены в недостаточной степени. Соответственно, необходимо прилагать особые усилия, для того чтобы у обучаемых развивалась направленность на осознание собственных образовательных потребностей, способность к формированию близких и дальних планов в соответствии с представлениями о своих подлинных возможностях, целях, обстоятельствах. Одним из средств достижения поставленной цели, могут быть внедряемые методические разработки, предназначенные для самоконтроля формируемых компетенций .

Таким образом, в настоящее время исследователи единодушны во мнении, что формирование функциональной грамотности человека не может закончиться одновременно с окончанием школы, так как в условиях информационного общества данный процесс будет продолжаться всю жизнь в связи с постоянно происходящими изменениями в различных сферах деятельности, и человек будет поставлен перед необходимостью освоения новых норм и правил жизнедеятельности. Разработанная периодизация способствует систематизации научных точек зрения на эволюцию понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике в различные исторические периоды.

Список литературы

  1. Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь: в 86 полутомах с иллюстрациями и дополнительными материалами [Электронный ресурс] / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. – Режим доступа: http://enc-dic.com/brokgause/Gramotnost-95447.html
  2. Горина, А. В. Индивидуальная карта студента как методическое средство комплексной оценки сформированности компетенций /А. В. Горина // Фундаментальные и прикладные науки - основа современной инновационной системы: материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых [Электронный ресурс]. – Омск: СибАДИ, 2015. – Режим доступа: http://bek.sibadi.org/fulltext/ESD1.pdf
  3. Горина, А. В., Фролова, П. И. Психолого-педагогическое сопровождение формирования профессиональной компетентности студентов в социальной проектной деятельности / А. В. Горина, П. И. Фролова // Вестник СибАДИ. – 2014. – № 5 (39) – С. 125 – 133.
  4. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. – М., 1978. – Т. 1. – 390 с.
  5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учеб. пособие / под ред. А. И. Пискунова.  М. : ТЦ «Сфера», 2001.  512 с.
  6. Калинина, С. В., Каширина, В. В. История отечественного образования VIII - начало XX: учебное пособие: хрестоматия / С. В. Калинина, В. В. Каширина.  Омск, 2000.  408 с.
  7. Лебедев, О. Е. Что такое качество образования? / О. Е. Лебедев // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 2. – С. 34-39.
  8. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – 4-е изд., М., 2006. – 944 с.
  9. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. Г. Панова. – М. : Большая российская энциклопедия, 1993. – 1160 с.
  10. Тангян, С. А. «Новая грамотность» в развитых странах / С. А. Тангян // Советская педагогика. – 1990. – № 1. – С. 3-17.
  11. Фролова, П.И. Возможности гуманитарных дисциплин в развитии учебно-познавательной компетентности / П. И.. 2016. Т. 2. № 52. С. 222-230.
  12. Фролова, П. И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике / П. И. Фролова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - № 1 (23). - С. 179-185.
  13. Фролова, П.И. Психолого-педагогическое развитие личности человека в современных условиях: учебное пособие / П. И. Фролова, А. В. Горина, М. Г. Дубынина. - Омск: СибАДИ, 2014. -403 с.
  14. Фролова, П. И. Технология развития критического мышления в контексте реализации компетентностного подхода в образовании / П. И.. 2016. Т. 3. № 53. С. 255-261.
  15. Фролова, П. И. Управление развитием персонала на основе профессиональных стандартов / П.И. Фролова // Ученые записки ИУО РАО. - 2016. - № 59. - С. 165-168.
  16. Фролова, П. И. Философско-методологические основы изучения функциональной грамотности как аспект непрерывного образования / П. И. Фролова // Архитектура. Строительство. Транспорт. Технологии. Инновации: материалы Международного конгресса ФГБОУ ВПО «СибАДИ». - Омск, 2013. - С. 529-532.
  17. Фролова, П. И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: монография / П. И. Фролова. – Омск: СибАДИ, 2012. – 196 с.
  18. Фролова, П. И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов / П. И. Фролова // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. - 2014. - № 1 (35). - С. 182-186.
  19. Фролова, П. И. Функциональная грамотность в структуре профессиональной компетентности студентов / П. И.. 2016. Т. 3. № 53. С. 265-269.
  20. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. – М. : Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.
  21. UNESCO. Revised Recommendation concerning the International Standardization of Educational Statistics.http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID=13136&URL _DO=DO_ TOPIC&URL_SECTION=201.html General Conference of UNESCO. Paris, 27.09.1978, р. 19.
  22. United nations Literacy Decade: education for all; International Plan of Action: implementation of general Assembly resolution 56/116, p. 4

Татьяна Григорьевна Киселёва
«Формирование функциональной грамотности учащихся в контексте Международных исследований Timss и Pirls»

Доклад на тему : «Научно - дидактические основы деятельности учителя начальных классов по формированию функциональной грамотности учащихся в контексте Международных исследований Timss и Pirls »

Вся образовательная система нашей Республики стоит на пороге перехода на 12-летнее образование. Это позволит интегрировать систему образования нашей страны в мировое образовательное пространство. С этой целью в июне 2012 года №832 Постановлением Правительства РК утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, который включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников .

В этой связи, уроки и внеурочные занятия, проводимые учителями начальных классов, тоже должны иметь точки соприкосновения с жизнью.

Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность » , появилось понятие «функциональная грамотность » .

Что же такое «функциональная грамотность » ? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней . В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

О существовании функциональной грамотности мы узнаем , только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности , сколько о функциональной безграмотности , что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности : это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. (Изучать Искать Думать Сотрудничать Приниматься за дело.)

Процесс средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления .

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

Таблица 1.

Логические приемы Примеры заданий

1. уровень - знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

2. уровень - понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

3. уровень - использование Применить, проиллюстрировать, решить

4. уровень - анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5. уровень - синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план (перессказа)

6. уровень - оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Самый высокий уровень – это оценка. Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи : развить ребёнка. Что значит развить мышление? Из наглядно-действенного перевести в абстрактно-логическое : развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, развить фантазию и воображение, пространственное восприятие, развить моторную функцию , способность контролировать свои движения , а также мелкую моторику, так как развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность. Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции , управлять своим поведением.

При формировании функциональной грамотности важно помнить , что концепция функциональной грамотности основывается на одном из наиболее известных международных оценочных исследований – «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA)», которая оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях, и TIMSS (оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов ).

Перспектива участия РК в международных сравнительных оценочных исследованиях закреплена в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы - базовом документе, определяющем политические и концептуальные рамки развития образования страны в долгосрочной перспективе. В частности, планируется, что Казахстан будет участвовать (наряду с уже известными PISA и TIMSS ) в таких международных исследованиях , как : «Изучение качества чтения и понимание текста» (PIRLS , сравнение уровня и качества чтения, понимания текста учащимися начальной школы в странах мира).

В ходе тестирования оцениваются три области функциональной грамотности : грамотность в чтении , математическая и естественнонаучная, грамотность .

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность . В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации , и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Результаты участия Казахстана в PISA и TIMSS показывают , что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. Выпускники школ в большинстве своем не готовы к свободному использованию в повседневной жизни полученных в школе знаний и умений. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося , развитие его функциональной грамотности .

Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку .

Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью , но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах) ; навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.

Большинству детей в начальных классах свойственно допускать ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил . Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются.

Так, чтобы у учащихся возникла потребность в знании правила. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей. Это то, что предполагает проблемное обучение.

Вся система орфографических работ строится на проблемных методах.

Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания.

Как добиться, чтобы ученик умело не только заучивал правило, но и видел орфограмму .

Письмо с проговариванием.

Списывание.

Комментированное письмо.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

Письмо по памяти.

Творческие работы.

Выборочное списывание.

Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные упражнения по орфографии.

Словарная работа

Работа над ошибками,

Свои знания могут успешно применять и на других уроках : чтения, истории, природоведения, математике.

Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения , ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения) ; умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов) ; умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики) ; умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному

Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами : внизу, вверху, между , рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей :

1. Работа над решенной задачей.

2. Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем.

3. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.

4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку") . Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

5. Самостоятельное составление задач учащимися .

6. Решение задач с недостающими данными.

7. Изменение вопроса задачи.

8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.

9. Объяснение готового решения задачи.

10. Использование приема сравнения задач и их решений.

11. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.

12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

13. Закончить решение задачи.

14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче) .

15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

16. Решение обратных задач.

Развитие у детей логического мышления - это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи - отличный инструмент для такого развития. Систематическое использование на уроках математики и нестандартных задач, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами : сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

Учебный предмет “Технология” предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитость индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства. В рамках внеклассной работы ставим небольшие сценки

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции, т. е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т. е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать , добиться развития функциональной грамотности младших школьников .

ББК 60.521.2

А. А. Веряев, М. Н. Нечунаева, Г. В. Татарникова Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение

A. A. Veryaev, M. N. Nechunaeva, G. V. Tatarnikova Functional Literacy of Students:

Representations, Critical Analysis, Measurement

Проанализированы представления о функциональной грамотности учащихся, ставшие популярными после участия России в международном тестировании PISA. Показано, что функциональная грамотность отражает утилитарные представления об адаптации к социальным условиями и не может рассматриваться как одна из основных целевых установок обучения. Приведены результаты измерения функциональной грамотности учащихся 9-х классов гимназии № 42 г. Барнаула. Сделан вывод о том, что естественно-научное направление обучения в сравнении с гуманитарным оказывает более благоприятное, влияние на результаты тестирования в рамках заданий, предлагавшихся международными организациями.

Ключевые слова: грамотность, функциональная грамотность, тестирование учащихся.

DOI 10.14258/izvasu(2013)2.2-01

This work analyzes ideas of functional literacy of the students which become popular after participation of Russia in the PISA international testing. It is shown that functional literacy reflects utilitarian ideas about adaptation to social conditions and can’t be considered as one of the main purposes of training. The study presents the results of determination of functional literacy of pupils from the 9th classes in gymnasium No 42 in Barnaul. It is shown that the natural-science direction of training has more beneficial impact on results of testing within the tasks offered by the international organizations, than humanitarian.

Key words: literacy, functional literacy, testing of pupils.

В настоящее время в педагогической литературе достаточно часто произносятся слова о том, что школа должна подготовить выпускника к жизни в динамичном, изменяющемся, информационно насыщенном мире. Для характеристики такого мира, общества используют термины «постиндустриальное общество» или «информационное общество». Для характеристики же качеств личности выпускника школы, успешно ориентирующегося в информационном обществе, применяют ряд понятий, имеющих разную смысловую наполненность, разные значения, разнообразные оттенки. Эти понятия так или иначе отражают целевые установки школы. Вот некоторые из них, которые стали использоваться в последние годы: «компетентный выпускник» (при этом компетентность часто конкретизируется - компетентный в области коммуникации, информационно-коммуникационных технологий, социальных отношений и т. п.), «функционально-грамотный выпускник», иногда говорят просто о грамотном, образованном выпускнике.

В настоящей статье нас в первую очередь будут интересовать представления о функциональной грамотности учащихся, способах ее формирования, оценивания, причем все это в контексте реального состояния развитости функциональной грамотности учащихся гимназии № 42 г. Барнаула.

Об актуальности поставленной цели говорят следующие факты. В отечественных нормативных документах о функциональной грамотности учащихся упоминается в следующих постановлениях, определяющих деятельность школы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (10-11-е классы) (утвержденном приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413) указывается: 1) в рамках обучения физике (базовый уровень) необходимо добиться у учащихся сформи-рованности представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимания физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимания роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; 2) в рамках обучения химии (базовый уровень) необходимо добиться сформирован-ности представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимания роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; 3) в рамках обучения биологии (базовый уровень) необходимо добиться сформированности представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; по-

нимания роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач.

Кроме того, функциональная грамотность упоминается в проекте Концепции развития поликультурно-го образования в Российской Федерации. В нем подчеркивается, что только функциональная грамотность (владение современной техникой, языками и т. п.) позволяет современному человеку осваивать социальную и природную среду, активно работать в условиях интенсивной экономики и постиндустриальной цивилизации, стать гражданином мира в широком смысле. Отметим, что представления о функциональной грамотности в большей степени ассоциируются с естественно-научной составляющей образования и стали широко использоваться в отечественной педагогической науке и практике в связи с обсуждением результатов международного тестирования школьников PISA, в которых стала участвовать Россия.

Таким образом, вопрос о функциональной грамотности учащихся, который не носит академического характера, актуален для современной школы. Констатация актуальности формирования у учащихся функциональной грамотности требует анализа представлений о данном понятии.

Отметим, что в педагогической литературе имеется относительно небольшой разброс мнений и представлений о функциональной грамотности. Это, кстати, резко контрастирует с представлениями о компетентностях и компетенциях, фигурирующих в психологопедагогической литературе (посвященной преимущественно высшей школе), еще больший контраст имеется с представлениями об информационной культуре школьников и студентов.

Вернемся к представлениям о функциональной грамотности. Практически все исследователи придерживаются определений, которые встречаются в документах, отражающих участие России в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) в области функциональной грамотности 15-летних учащихся. Информацию об исследовании PISA можно получить на сайте ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития - Organization for Economic Cooperation and Development, www.pisa.oecd.org). Россия участвовала в исследовании PISA в 2000, 2003, 2009 гг. Подробно останавливаться на результатах российских школьников мы не будем, они достаточно освещены в литературе. Результаты не утешительны, и именно они в конечном счете инициировали настоящее исследование учащихся 9-х классов.

Многие педагоги констатируют, что зарубежные представления о функциональной грамотности достаточно сильно коррелируют с некоторыми представлениями о компетентностях, фигурирующими в отече-

ственной литературе и школьной практике. Мы это мнение не разделяем.

Остановимся на некоторых особенностях тестирования PISA. В международном тестировании PISA участвуют 15-летние школьники. В документах, посвященных программе PISA, приводятся достаточно ясные аргументы, почему во всех странах - участниках программы тестированию подвергаются именно 15-летние учащиеся. Это объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире . Тестовый материал для исследований подготавливает консорциум, состоящий из ведущих международных научных организаций, при участии национальных центров из ОЭСР: Австралийский совет педагогических исследований (The Australian Council for Educational Research, ACER) - руководитель и координатор работ, Нидерландский национальный институт педагогических измерений (Netherlands National Institute for Educational Measurement, CITO), Служба педагогического тестирования США (Educational Testing Service, ETS), Национальный институт исследований в области образования (National Institute for Educational Research, NIER) в Японии, Агентство Правительства США по проведению различных обследований (WESTAT).

Мы неслучайно привели достаточно солидный список организаций, участвовавших в подготовке тестовых заданий. Данный факт указывает на следующее. Если школа или вузовское педагогическое сообщество готовится проводить детальное исследование становления функциональной грамотности учащихся или студентов на протяжении всех лет обучения, это потребует разработки собственного тестового материала, что, в свою очередь, предполагает выполнение следующих теоретических работ:

1) более фундаментальной, чем это имеет место быть, проработки представлений о функциональной грамотности;

2) детального анализа функциональной грамотности с составлением кодификатора результатов обучения, с проекцией этих результатов на школьные и вузовские предметы;

3) выяснения этапности формирования тех или иных компонентов функциональной грамотности.

Отметим попутно, что учащиеся начальной школы России участвовали в другом проекте - «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS-2006. В нем тестировался только один из компонентов функциональной грамотности - грамотность чтения.

Алтайский край тоже участвовал в этом тестировании. Российские школьники показали очень хорошие результаты , что резко контрастирует с результатами исследования РША. Таким образом, проблемой для отечественной педагогики в настоящее время является ответ на следующий вопрос: почему учащиеся начальной школы в международных тестах по проверке качества чтения показывают очень хорошие результаты, а учащиеся 15-летнего возраста оказываются уже во второй половине списка стран, участвовавших в тесте РША?

Однозначного ответа на вопрос дать не представляется возможным. Ответов и причин может быть много. Мы в частности видим в качестве возможной причины предметоцентризм, введение после начальной школы предметного преподавания различными педагогами и ослабление в результате этого межпредметных связей. Кроме того, над одним из компонентов функциональной грамотности - грамотности чтения - среднее звено отечественной школы системно работает в меньшей степени, чем в начальной. Проблема действительно есть, но обсуждение ее уводит нас от цели настоящей статьи.

В то же время необходимо заметить, что очень серьезно вопросами функциональной грамотности именно для гимназии № 42 г. Барнаула заниматься следует с известной долей скептицизма, поскольку в адрес утилитарных целевых установок, сформулированных на языке функциональной грамотности, звучат достаточно серьезные критические замечания . Некоторые аргументы критиков мы приведем ниже. От себя добавим, что функциональная грамотность учащихся гимназии № 42 должна быть в качестве «побочного» эффекта, дополняющего традиционные для школы целевые установки, а сформированный десятилетиями общий подход к осуществлению учебно-воспитательной деятельности в гимназии не стоит коренным образом менять, его нужно дополнить некоторыми элементами, улучшающими формирование функциональной грамотности. Некоторые рекомендации на этот счет высказаны в конце статьи.

Результаты международного тестирования Р^А показывают, что образование в России просто другое, отличающееся от такового во многих странах Запада. Вернемся к представлениям о функциональной грамотности. Используем частично материалы М. А. Холодной.

Термин «грамотность» был введен в обиход в 1957 г. ЮНЕСКО. При этом были также введены понятия «минимальной грамотности» и «функциональной грамотности». Минимальная грамотность отражает способность читать и писать простые сообщения, функциональная грамотность - способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, заполнить бланк при вселении в гостиницу, прочитать

инструкцию к купленному устройству, написать исковое заявление в суд и т. д.), т. е. это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении (выделено нами. - Прим. авт.). Социальное окружение у людей, в том числе частично и у учащихся школ, разное. Ориентация же на адаптивность к социальному окружению может далеко завести отечественную школу: вместо задачи предоставления всем учащимся равных возможностей по использованию «социального лифта», она (т. е. школа) будет культивировать и порождать социальную разобщенность и неравенство.

Как отмечает М.А. Холодная, отличительные черты функциональной грамотности: 1) направленность на решение бытовых проблем; 2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

3) связана с решением стандартных, стереотипных задач; 4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма; 5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения; 6) имеет смысл главным образом в контексте проблемы поиска способов ускоренной ликвидации неграмотности.

А. А. Леонтьев в одной из своих работ дал такое определение функциональной грамотности: «Если формальная грамотность - это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста - для его понимания, сжатия, трансформации» . По мнению А. А. Леонтьева, проблема функциональной неграмотности - это проблема не педагогическая, а социальная. Мы считаем, что основная задача школы заключается в том, чтобы научить выпускников порождать свои собственные, наполненные смыслом тексты, а не только привить умения читать и интерпретировать чужие.

Однако со временем с термином «функциональная грамотность» стали происходить удивительные метаморфозы. Многие исследователи стали приписывать функциональной грамотности такие черты и характеристики, которые превращают ее в синоним ключевых компетенций. С нашей точки зрения, этого делать не нужно, надо четко отделять уровневые характеристики образованности человека или в более общем плане - уровневые характеристики сформированно-сти его культуры: «осведомленность», «грамотность», «компетентность», «культура».

Поскольку на данном этапе обсуждения представлений о функциональной грамотности мы уже встречаемся с проблемностью ситуации, имеет смысл сориентироваться в представлениях о функциональной грамотности в официальных материалах ЮНЕСКО и описаниях функциональной грамотности организаторов теста РША.

На официальных сайтах ОЭСР можно найти следующие определения.

Функциональная грамотность есть целый ряд навыков и умений - познавательных, эмоциональных и поведенческих, которые позволяют людям:

Жить и работать в качестве человеческой личности;

Развивать свой потенциал;

Принимать важные и обоснованные решения;

Эффективно функционировать в обществе в контексте окружающей среды и более широкого сообщества (местного - локального, национального, глобального), чтобы улучшить качество своей жизни и общества.

В исследовании PISA проверялись три типа грамотности: грамотность чтения, математическая грамотность и естественно-научная грамотность.

Под грамотностью чтения в исследовании понималась способность человека к осмыслению письменных текстов, использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

В проведенном исследовании PISA было принято следующее определение понятия «математическая грамотность»: это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Под естественно-научной грамотностью в исследовании понималась способность учащихся использовать естественно-научные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть изучены и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности. Функциональная грамотность обнаруживает себя в конкретной статичной ситуации.

Из приведенных определений функциональной грамотности следует, что фактически проверяются в тестах адаптационные характеристики человека, его умение приспособиться к среде, и ни в коем случае не проверяются его творческие способности эту среду менять и модифицировать. Проблема, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы «подружить» функциональную грамотность учащихся и креативность.

Как мы уже говорили, исследование PISA проводится по трем направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и «естественно-научная грамотность». Используется письменная форма контроля (тесты). Так же было организовано тестирование функциональной грамотности и в гимназии № 42 г. Барнаула. На выполнение теста ученику отводилось два урока. В тесты были включены задания с готовыми ответами, из которых надо выбрать верный, а также задания, на которые учащийся должен дать собственный краткий или полный обоснованный ответ. Некоторые задания состоят из нескольких вопросов различной сложности, которые относятся к одной и той же жизненной ситуации.

Тестирование в гимназии проводилось дважды: в начале учебного года и в конце (06.10.2011 - первое тестирование; 21.04.2012 - второе тестирование). Оба тестовых задания опирались на материалы, которые официально использовались в тестах PISA, но были частично сокращены в силу того, что на тестирование в гимназии отводилось меньше времени, чем в реальном тесте PISA (120 минут вместо 180). Таким образом, нас интересовали и интересуют вну-тришкольные итоги сформированности функциональной грамотности, а сравнение гимназических результатов с российскими или мировыми мы провести не в состоянии, да это и не входило в нашу задачу.

Приведем результаты обработки тестов - средний балл для классов. Максимальное число баллов, которые мог набрать ученик в первом тесте, - 23, во втором - 26. Итоги выглядят так:

9 «а» класс: средний балл=12,86 - для теста 1; 19,16 - для теста 2;

9 «б» класс: средний балл=12,72 - для теста 1; 19,46 - для теста 2;

9 «е» класс: средний балл=17,06 - для теста 1; 23,51 - для теста 2.

Задания в тестах были фрагментированы разработчиками тестов на части. Задания в тесте оценивались баллами от 1 до 3 в зависимость от сложности. Для оценивания использовались ключи, созданные разработчиками тестов.

Результаты по классам для педагогов школы не являются неожиданными. 9 «е» класс - класс физикоматематического профиля, он показывает более высокие результаты и при традиционном «знаниевом» оценивании. Нам было важно посмотреть, как изменяется функциональная грамотность в течение учебного года.

Статистический анализ приведенных цифр показывает, что в течение учебного года учащимся преподносится такой материал и в такой форме, что это естественно сказывается на росте их функциональной грамотности. Различие показателей на начало учебного года и на конец значимо с достоверностью 95% для всех классов.

1. Усиление межкафедрального взаимодействия, проведение совместных семинаров, обсуждений; организация сетевых взаимодействий между педагогами, работа по принципу «Учимся друг у друга».

2. Использование задач, формулировки которых созданы не предметным языком, а бытовым или естественно-научным. Желательна практика использования задач с избытком и недостатком информации. При решении задач можно практиковать выход за за-дачные ситуации путем расширения описанных в задачах систем.

3. Использование в учебном процессе не только стандартных и традиционных информационных средств обучения (учебник, задачник, рабочая тетрадь, тематические ресурсы из сети Интернет), но и других информационных потоков, материалов телевидения, сети Интернет и т. д.

4. Больше внимание в учебном процессе следует уделять формированию метапредметных знаний и умений (выдвижение гипотез, постановка целей, умение обобщать, анализировать, прогнозировать и т. п.). Это означает усиление такой деятельности, которая является надпредметной, в которой используется лексикон философии, семиотики, системоло-гии, информатики.

Библиографический список

1. Ковалева Г С., Красновский Э. А., Краснокут-ская Л. П., Краснянская К. А. Результаты международного сравнительного исследования Р1БА в России // Вопросы образования. - 2004. - № 1.

2. Русскоязычный сайт, посвященный тестированию качества чтения учащихся начальных классов [Электронный ресурс]. - ПЯЬ: http://www.centeroko.ru/pirls06/pirls06_pub.htm/.

3. Холодная М. А. Приоритеты современного школьного образования: способность адаптироваться к соци-

уму или интеллектуальное развитие и воспитание? // Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России «Психология и современное российское образование» (8-12 декабря 2008 г., Москва). - М., 2008.

4. Леонтьев А. А. От психологии чтения к психологии обучения чтению // Материалы 5-й Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.) : в 2 ч. - Ч. 1 / под ред. И. В. Усачевой. - М., 2002.

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

ВКО, г. СЕМЕЙ

КГУ «СОШ № 25»

БУЖИЕВА ГУЛНАЗ КУБАЙДУЛЛАЕВНА

Методы и принципы формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся на уроках предметов естественнонаучного цикла

Введение

«Есть одна непреходящая ценность - стремление к знаниям» - эти слова из лекции «Казахстан на пути к обществу знаний», сказанные нашим Президентом перед студентами Назарбаев Университета, определяют главную цель образования нашей Республики в настоящее время.

Наша страна движется к постиндустриальному миру, в котором правит триада «образование - наука - инновации», которая во многом определяет и отвечает на вопросы модернизации национальной системы образования, получения знаний и развития высоких технологий. Мы живем в эпоху новейших технологий и открытий, когда ученики могут найти без особого труда необходимую информацию в интернете, но тем не менее, многое зависит от деятельности педагога, в данном случае - учителя географии. Ведь знания учеников - это результат труда педагога и ученика, связанных невидимой нитью интереса. Таким образом, знания необходимо рассматривать как экономический ресурс государства, фактор производства и поэтому, мы должны стремится в первую очередь заинтересовать каждого ученика в своем предмете. И это, я думаю, главная ценность и цель учителя.

Работа педагога заключается не только в умении качественно проводить уроки и давать знания по предмету, оговоренные в рабочих программах, календарно – тематических планах, но и работать по «завлечению» учеников в предмет. Для всего этого, в нашем государстве проводится большая работа и можно отметить, что на высоком профессиональном, конкурентоспособном и творческом уровне. Главой государства в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. Что же может дать нам, учителям географии, принятие данной программы?

Основная часть

Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы, одной из целей которой являются формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире.

Национальный план – это комплекс мероприятий: по содержательному, учебно – методическому, материально – техническому обеспечению функциональной грамотности. При этом мы должны понимать, что же такое – функциональная грамотность.

Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей, которые определяют ее как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин и поэтому имеет разнообразные формы проявления.

Условно уровень функциональной грамотности фиксируется в выражениях: «Современный казахстанский ученик должен знать и уметь...». Применительно к современному этапу развития Казахстана наиболее актуальным является следующие виды функциональной грамотности: языковая грамотность; компьютерная и информационная грамотность, правовая грамотность, гражданская грамотность, финансовая грамотность, экологическая грамотность, профессиональные и специальные аспекты функциональной грамотности (менеджмент, связи с общественностью, планирование, новые технологии и т.д.). Особое место в представлении о функциональной грамотности занимает деятельностная грамотность. Иначе говоря, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.

Современному обществу требуются люди, которые умеют быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире. В новых обстоятельствах процесс обучения учащихся должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Предпосылкой же развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности.

Одним их основных направлении модернизации системы образования является обучение учащихся самостоятельно добывать и анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества.

В условиях модернизации системы образования роль предметов естественнонаучного цикла, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения жизненно важных для людей задач и проблем. Поэтому, одной их задач изучения предметов естественнонаучного цикла в общеобразовательных школах должно быть ориентировано на развитие функциональной грамотности учащихся.

на развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:

2) формы и методы обучения;

3) система диагностики и оценки учебных достижений, обучающихся;

4) программы внешкольного, дополнительного образования;

5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);

6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;

7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Среди перечисленных выше факторов, одним из главных является формы и методы обучения. Так как каждый учитель индивидуален и его формы, и методы обучения индивидуальны. Один и тот же урок, по одной и той же технологии, по одной и той же методике, но разные учителя - результат всегда будет разный.

Формирования функциональной грамотности учащихся основной школы обеспечивается и достигается, если:

Рассматривать функциональную грамотность учащихся как базовый уровень образованности учащихся, характеризующий степень овладения способами работы с информацией и позволяющий решать реальные жизненные проблемы, адаптироваться к внешнему миру;

Включить в состав профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся три составляющих: когнитивный, операционально-технологический и личностный компоненты, опирающиеся на функциональную грамотность ученика;

Реализовать содержание профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся в процессе повышения квалификации в условиях внутришкольной методической работы;

Разработать, обосновать и апробировать интерактивную технологию развития профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся;

Выявить совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся.

Характеристиками уровневых показателей функциональной грамотности учащихся являются:
1) целепологание:

    осознание учеником потребности и способности к самореализации;

    возникновение учебно-познавательного интереса;

    владение приемами самостоятельной работы;

    осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков;

2) планирование:

    способность ориентироваться в условиях задачи;

    выделение алгоритма поиска необходимой информации;

3) принятие решения:

    выбор оптимального варианта для решения поставленной задачи;

    анализ планов деятельности;

4) выполнение:

    умение работать с текстом, рисунком, схемой и графиком.

5) оценка результатов:

    самооценка достигнутых общеучебных умений и навыков; самоанализ.

Одним из основных деятельности учащихся при обучении предметам является умение использовать теоретический материал на практике. Данная деятельность дает возможность:

    развивает когнитивные компетенции учащихся;

    активизирует познавательную мыслительную деятельность;

    развивает навыки самообучения;

    способствуют формированию универсальных учебных действий;

    развивают способность выделять основную мысль текста;

    помогают анализировать текст с разных позиций, оценивать информацию;

    помогает осваивать новые понятия;

    дают возможность понять текст, обратить внимание на отдельные;

    предъявить свой субъектный опыт и т.д.

Заключение

Реализация Национального плана позволит обеспечить общую координацию деятельности государственных органов, профессионального сообщества, неправительственных организаций, родителей по развитию функциональной грамотности школьников.

В результате выполнения Национального плана к 2017 году будут созданы следующие условия для развития функциональной грамотности казахстанских школьников:

1. Научно-исследовательское обеспечение:

1) определены научно-методологические основы формирования и развития функциональной грамотности, системы управления школой в парадигме компетентностного образования;

2) обеспечено научно-исследовательское, экспертно-аналитическое сопровождение мероприятий, направленных на формирование и развитие функциональной грамотности;

3) обеспечена диагностика смысла жизненных ориентации школьников, роли родителей в формировании функциональной грамотности детей.

Концепция обновления современной казахстанской школы определила новые приоритеты общего образования, которые предполагают, что формирование модели учебного процесса должно осуществляться на основе развития взаимоотношений сотрудничества учителя и ученика, гармоничного сочетания различных методов обучения, обеспечивающих использование разнообразных видов учебной деятельности. Эти приоритеты составляют основу развития и современного школьного биологического образования. В соответствии с ним уточнены учебно-воспитательные цели обучения биологии на каждой ступени школы, принципы отбора структурирования содержания, а также методы оценки качества подготовки школьников.

В основной школе на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы и независимого стиля мышления.

Последовательное развитие идей гуманизации школьного образования, включает изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения. Определены требования и к выбору методов обучения, и к логике построения предмета. В основу технологии преподавания предметов ставится деятельностный подход предыдущем уроке параграф. При этом ученики основной школы запоминают изложенные факты, явления и теории.

Содержание понятия «грамотность» трансформируется исторически вместе с изменением требований общества. Изменение современной парадигмы образования под влиянием социальных факторов, тенденций развития общества определили необходимость рассмотрения вопроса формирования функциональной грамотности в сфере коммуникации как важное качество личности, определяющее успешность функционирования индивида в современном обществе.

Формирование функциональной грамотности является сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные пед технологии.

Список использованной литературы

1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». 14.12.2012.

2. Государственная Программа развития образования Республики Казахстана 2011-2020 годы от 7 декабря 2010 года.

3. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности на 2012-2016 годы.

4. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 327 с.

5. Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта С.-Петербургской школы) //Педагогика. 1999. - №2. - С.26-29.

6. Перминова Л.М. Функциональная грамотность/ неграмотность как социально- педагогическое явление. – М., 2003

7. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. – М., 1997.

8. Тянгян С.А. Грамотность в компьютерный век. – М.: Педагогика. – 1995. - №1.

Отдел образования г.Экибастуза

КГУ « Шидертинская СОШ »

«Функциональная грамотность как основа развития гармонической личности в современных условиях.»

учитель математики

г. Экибастуз, 2017 год

Сегодня перед обществом и в первую очередь перед школой, стоят огромные задачи по подготовке человека нового времени, который будет жить совершенно в других условиях, чем его родители, решать иные проблемы, стоящие перед страной. Необходимо готовить молодых людей к жизни в условиях рынка, следовательно наши выпускники должны быть инициативными, творческими, предприимчивыми личностями, умеющими выбирать лучшие, оптимальные варианты из тех, которые ставит перед нами действительность, заинтересованными во все более самостоятельном познании.

Как же создать атмосферу творчества на уроке, заинтересовать детей учебным материалом, пробудить у них желание самим разобраться в том, или ином вопросе, найти правильное решение, обосновать верность своего варианта ответа?

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое « функциональная грамотность»? Есть много определений, рассмотрим некоторые из них:

Функциональная грамотность- способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность – умение использовать полученные знания для решения жизненных задач.

Функциональная грамотность есть целый ряд навыков и умений – познавательных, эмоциональных и поведенческих, которые позволяют людям:

Жить и работать в качестве человеческой личности;

Развивать свой потенциал;

Принимать важные и обоснованные решения;

Эффективно функционировать в обществе в контексте с окружающей среды и более широкого сообщества, чтобы улучшить качество своей жизни и общества.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Компонентами функциональной грамотности являются:

Знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

Умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

Готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора

Ключевым ориентиром для совершенствования качества образования является Национальный план действия по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, в котором, сказано: « педагоги общеобразовательных школ Республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях» По мере развития общества требования к прикладным знаниям растут, можно сказать, что функциональная грамотность человека выступает показателем его способности адаптироваться к условиям микросоциума.

В Послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее:

«Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

Функциональная грамотность (англ. functionalliteracy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в т.ч. воспитания детей, решении различных жизненных проблем.

В исследованиях PISA понятие математической грамотности уточняется следующим образом. Под математической грамотностью понимается способность учащихся:

распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;

формулировать эти проблемы на языке математики;

решать эти проблемы, используя математические факты и методы;

анализировать использованные методы решения;

интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы

формулировать и записывать результаты решения.

Из вышесказанного рождается термин функциональная математическая грамотность, которая предполагает способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач

Для формирования функциональной грамотности необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное время.

Как показывает практика одними из эффективными способами развития функциональной грамотности являются компетентностно-ориентированные задания, интегрированные задания и информационные технологий:

Компетентностные задания (задачи международного исследования PISA, КОЗы)

Интегрированные задания (математика- информатика, физика- математика, экономика- математика, астрономия- математика, география-математика)

Информационные технологии (персональный сайт учителя, дистанционные конкурсы, олимпиады)

На своих уроках математики функциональную грамотность формирую через решение нестандартных задач, решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления и оценки данных величин, задания практического содержания, логических задании

Формирования функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов. Например, во время устной работы может быть проведена следующая работа: математический диктант, выявляющий умение записывать числа.

Использую игровые технологий (ребусы, кроссворды, ролевые игры) – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Также формированию функциональной грамотности способствует проблемное обучение. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура.

Среди методов также использую работу с текстом. Ученик должен понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном. На уроках мы работаем с текстами разных видов и жанров, такими как научные тексты, биографии, документы, статьи из газет и журналов, деловые инструкции, географические карты и т.п.

При изучении нового материала важно заинтересовать учащихся, способствовать возникновению стремления к продуктивной творческой деятельности. Сделать это можно по-разному. Так, при изучении простых и составных чисел можно рассказать об истории выделения этих классов чисел, о достижениях, сделанных в этом направлении и о том, что можно ещё исследовать в этом направлении.

У учащегося должно быть сформировано обобщенное умение решать задачи. Формирование его начинается в процессе решения задач по конкретной теме, затем идет обобщение его и пополнение обобщенной структуры конкретным содержанием. Учащиеся, владеющие обобщенными методами решения задач, при соответствующем обучении смогут грамотно решать любые практически значимые задачи с использованием знаний предметов естественнонаучного цикла.

Учащися, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. Говоря об использовании сведений из разных областей знаний, следует иметь ввиду не только использование материала из других наук на уроках математики, но и использование понятий и методов математики на других уроках и в жизни. Для решения этой проблемы существует несколько путей:

учитель может сам продемонстрировать некоторые способы работы с символическим текстом на предметных и непредметных материалах, раскрывая смысл, логику, особенности преобразований

можно организовать групповую или самостоятельную индивидуальную работу с символическим текстом, в которой необходимо переводить текст с обычного языка на математический, с геометрического – на язык векторов, а также переводить модель, заданную одним способом, в иную модель.

Целенаправленное формирование умений решать задачи вообще, математические в частности, является, безусловно, одним из важнейших путей усовершенствования образования. А это, в свою очередь, связано с формированием навыков анализа условия задачи, поиска путей её решения, осмысления результатов решения

Формирование функциональной грамотности это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь через систематическую каждодневную работу на уроках,умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педтехнологии. В результате такой работы повысилось качество знаний у учащихся до 50 %, ученики с удовольствием решают нестандартные задачи, логические тесты, участвуют в различных дистанционных олимпиадах, конкурсах. При использовании различных приемов развития функциональной грамотности у учащихся развивалась речь, которая позволяет выразить свою мысль логично, точно, с аргументами и выводами

В заключении хочу сказать, что развитие функциональной грамотности предполагает в итоге, что выпускник будет обладать совокупностью ключевых компетенций:

Изучать: Уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; организовывать свои собственные приемы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать : Запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информация; уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать : Организовывать связь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением,а также с окружающей средой; уметь оценивать произведение искусства и литературы.

Сотрудничать: Уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело : Включаться в проект; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться: Уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.

Использованная литература:

1. Национальный план действия на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников»

2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии -2004г. №5.

3. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам естественно-научного цикла методическое пособие Министерство образования и науки Республики Казахстан РГКП «Национальная академия образования им. И. Алтынсарина